На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Исследование регионального рынка труда Рязанской области

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение 3
1. Сущность региональных рынков. 2. Развитие основных региональных рынков
   2.1. Региональные потребительские рынки
   2.2. Региональные рынки труда
   2.3. Региональные рынки недвижимости
   2.4. Региональные аграрные рынки
3. Исследование  регионального рынка труда Рязанской области в 2006 г. 

Заключение
Список  литературы
5 8
8
14
18
22
26 

34
36
 
 

     Введение 

     В условиях формирующихся в России рыночных отношений территориальный (региональный) фактор развития приобретает особое значение. Это связано с формированием специфических для каждого региона географических, природных, социальных, экономических и прочих факторов.
     Регион  представляет собой сложный социально-экономический  комплекс, политико-административное образование, в котором между  производственной, непроизводственной и социально-бытовой сферами, между отраслями хозяйства, структурами региональной и местной власти устанавливаются определенная согласованность, взаимозависимость, взаимосвязанность, наиболее эффективные пропорции, которые способствуют более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала; удовлетворению разносторонних потребностей населения, поддержанию эффективного функционирования хозяйственного комплекса государства.
     Одним из элементов социально-экономического регионального комплекса является комплекс региональных рынков. Региональные рынки - рынки отдельного региона, отличающиеся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров
     В силу исключительной важности научного обеспечения рыночных преобразований, а также создания и сохранения единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления возникла острая необходимость более углубленного изучения социально-экономических региональных комплексов во всем их многообразии. Таким образом, исследование вопросов, связанных с региональными рынками в современных условиях весьма актуально.
     Целью настоящей работы является исследование сущности региональных рынков как составляющей социально-экономического комплекса региона.
     Достижение  цели предполагается засчет решения  ряда задач:
    Изучение сущности региональных рынков,
    Раскрытие характерных черт частных региональных рынков: потребительских, аграрных, недвижимости, труда.
    Анализ регионального рынка труда конкретного региона - Рязанской области за 2006 г.
     Теоретической и информационной основой работы послужили труды отечественных  ученых по теме исследования, материалы  Управления федеральной государственной службы занятости населения по Рязанской области, отчетные данные Правительства Рязанской области о трудовых ресурсах Рязанского региона за 2006 г. 

 

     1. Сущность региональных  рынков.  

     По  своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов  и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.
     Региональные  рынки могут существовать как  при лимитно - распределительной  системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно-директивного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.
     С переходом к рыночным экономическим  отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном  процессе. Пропорции регионального  воспроизводственного процесса формируются  через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.
     Развитый  региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций  и его закономерностей развития:
    общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;
    структуры спроса одноименных товаров различных предприятий;
    сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;
    требований покупателей к качеству товаров.
     Изучение  спроса дает информацию, позволяющую  прогнозировать емкость и структуры  рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.
     Региональные  рынки неоднородны. Так, по территориальной  организации сферы обращения  можно выделить поселенческие рынки  в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.
     Для каждого вида рынков присущи соответствующие  инфраструктура с особенностями  размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы  товарообразования.
     Потребность в товарах и услугах находится  в прямой зависимости от платежеспособного  спроса и развития непроизводственной сферы в регионе. Платежеспособный спрос населения характеризуется  суммой денежных ресурсов, которую  оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для различных социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в данном экономическом районе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка – это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен. Кроме населения потребителями товаров и услуг на рынке выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.
     Региональные  рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:
     - потребительский рынок (рынок благ);
     - рынок земли и недвижимости;
     - рынок труда;
     - рынок капитала (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);
     - рынок информации;
     - рынок природных ресурсов;
     - рынок культурных ценностей;
     - рынок образовательных услуг  и др.
     Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры. 

 

      2. Развитие основных региональных рынков 

     2.1. Региональные потребительские  рынки 

     Механизм  формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.
     Функционирование  регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления, и др.
     Потребительский рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, призванную обеспечить население региона товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения.
     В целом же по своей экономической  сущности региональный потребительский  рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов  и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под  влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования, с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.
     Региональный  потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения». При этом потребительский рынок, по мнению авторов, представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.
     По  своему удельному весу и роли в  обеспечении жизнедеятельности  населения потребительский рынок  занимает ведущее место в системе рынков региона. Он представляется нам как динамичная система причинно-следственных связей, обеспечивающих наибольшее соответствие производства (или ввоза из-за пределов региона) товаров и услуг потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающая всю совокупность экономических отношений производства, реализации и потребления материальных благ и услуг потребительской ориентации.
     Насыщенность  и емкость регионального потребительского рынка во многом предопределяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе. Именно от нее во многом зависит конечное потребление населения региона.
     Региональный  потребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между  собой в едином процессе: потребности  населения региона – производство (предложение) – денежные доходы населения – реализация (торговля) – потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.
     Организационно  региональный потребительский рынок  представлен сетью магазинов  розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы услуг региона. Выходят на потребительский рынок в качестве продавцов и предприниматели без образования юридического лица. Им противостоят покупатели, реально представленные домохозяйствами. Такова субъективная определенность регионального потребительского рынка.
     Пространственно данный рынок определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести товар или услугу. В связи с  тем, что регион – это область (район, часть страны), отличающаяся от других областей совокупностью естественных  или исторически сложившихся экономико-географических особенностей, региональный потребительский рынок имеет соответствующую территориальную определенность.
     В России в качестве региональных правомерно, по мнению автора, выделять следующие потребительские рынки:
    экономического района, в РФ в настоящее время их одиннадцать: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (кроме того, отдельно рассматривается Калининградская область);
    края, области, республики, округа (или их группы);
    города;
    района;
    отдельных населенных пунктов, входящих в состав района.
     Методические  подходы к изучению регионального  потребительского рынка предполагают исследование его с учетом выявления общего объема спроса населения на отдельные группы и виды товаров и объема их предложений; определения розничного товарооборота, объемов продаж потребительских товаров, а также соотношения на потребительском рынке  отечественных и импортных товаров; анализа качества товаров, поступающих на потребительской рынок; составления характеристик торговой розничной сети региона; изучения системы платных услуг и т.д.
     Первым  этапом исследования регионального потребительского рынка является выявление спроса населения региона на соответствующие товары.
     Изучение  спроса должно давать информацию, позволяющую  прогнозировать емкость и структуру  рынка, а также предполагаемые сдвиги в изменении географии производства и потребления товаров и услуг.
     Как известно, платежеспособный спрос населения  региона характеризуется суммой денежных  ресурсов, которую оно  может направить на приобретение товаров и потребление платных  услуг. Следовательно, структура платежеспособного спроса находится в прямой зависимости от источников формирования доходов населения, в частности тех, которые принимают денежную форму (заработная плата, денежные пособия, выплаты, дивиденды и др.).
     Региональные  регулирующие органы используют следующие методы для воздействия на потребительский рынок:
     - прямое директивное централизованное  установление цен и тарифов  на продукцию и услуги общероссийских  монополистов;
     - установление федеральными и  региональными органами предельных  посреднических наценок вне зависимости от числа посредников;
     - снятие любого вида преград  для конкретного ценообразования  в немонополизированных секторах  экономики и т.д.
     Таким образом, региональный потребительский  рынок – это сложная система  институтов в сфере обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители – удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование региональной экономики со стороны федеральных и местных органов.
     Субъектами  спроса на региональном потребительском  рынке являются индивиды и семьи, покупающие товары и услуги для личного  потребления и проживания на данном регионе. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потреблением, конкуренцией, децентрализованной структурой.
     Основными путями сбыта товаров на региональном рынке являются: оптовая торговля, мелкооптовые торговцы, розничная торговля. Региональная политика в области сбыта товаров дополняется стимулированием торгово-сбытовой деятельности, техническим обслуживанием, системой мер по развитию регионального потребительского рынка в целом.
     В России решение о создании оптовых  продовольственных рынков (ОПР) было принято в 1994 г. В Волгоградской, Астраханской, Тульской, Кемеровской , Владимирской, Рязанской, Тверской, Ростовской и ряде других областей, в Москве и Санкт-Петербурге ОПР успешно действуют.
     ОПР – юридическое лицо, которое организует и регулирует оптовую торговлю сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в определенном месте по установленным правилам; они могут утверждаться как акционерные общества или унитарные предприятия.
     Состояние потребительского рынка – это  совокупный результат взаимодействия комплекса факторов и условий воспроизводственного процесса, которые в конкретный период времени определяют соотношение спроса и предложения товаров и услуг, а также тенденции развития этого соотношения в зависимости от динамики цен, уровня доходов, объемов производства, структуры ввозимой продукции. Состояние рынка авторами рассматривается как многомерное явление, аккумулирующее воздействие множества факторов. Наиболее существенное значение для анализа и оценки регионального потребительского рынка имеют: доходы населения, обусловливающие спрос на товары и услуги; уровень платежеспособности; динамика производства товаров массового потребления в регионе; объемы, ассортимент и качество товаров, завозимых из других регионов и из-за рубежа; характер и качество предоставляемых населению услуг, цены на товары и услуги, их динамика; методы и системы сбыта товаров, сервисное обслуживание и т.д.
     Специалистами Госкомстата РФ проведена оценка влияния уровня доходов населения на приобретение товаров и оплату услуг по регионам Российской Федерации. Ее результаты можно сформулировать следующим образом:
     1.Российские  регионы существенно различаются  по объемам розничного товарооборота  в расчете на душу населения.  Такая дифференциация все более  усиливается.
     2. Объем товарооборота в значительной  мере зависит от уровня доходов  населения: в регионах с высокими  доходами розничный товарооборот  гораздо больший, чем в «бедных». И возрастает он в этих районах  быстрее, чем на тех территориях,  где население менее зажиточно.
     Не  менее значимым в доминировании  тенденции усиления дифференциации регионов РФ по объему розничного товарооборота  представляется неравномерное развитие производства товаров массового  потребления по территории страны. Очевидно, что регионы со слабо развитым производством имеют меньший потенциал для формирования полноценного потребительского рынка, чем промышленно развитые.
     В настоящее время предприятиям, производящим товары массового спроса, сложно пробиться  на региональные потребительские рынки при засилье импортных товаров, в некоторых случаях некачественных. Российские предприятия, к сожалению, находятся далеко не в равных условиях с зарубежными производителями вследствие того, что наши предприятия долгие годы выпускали свою продукцию, не прислушиваясь к мнению и вкусам потребителя. Кризис в экономике, наполнение потребительского рынка импортными товарами, можно сказать, «познакомили» предприятия с их потребителями, с теми, на кого они должны работать. Уже сегодня на многих российских предприятиях разработаны бизнес-планы, действуют службы маркетинга, формируется сервис для привлечения своих потребителей. 
 
 
 

     2.2. Региональные рынки  труда 

     По  мнению многих ученых-экономистов, традиционное определение регионального рынка  как пространства, на территории которого взаимодействуют продавцы и покупатели, в результате чего устанавливается для каждого товара или услуги равновесная цена и равновесный объем предложения и спроса, для рынка труда должно быть скорректировано.
     Основанием  для этого является то, что труд имеет не только экономическую ценность, но и социальную, поскольку как источник дохода определяет социальный статус человека в обществе. Поэтому региональный рынок труда можно определить как пространство, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны предприятий) и предложения (со стороны временно незанятых людей).
     Методологическая  точность в определениях требует  от авторов следующего замечания. В  связи с тем, что труд – это  не товар, и, следовательно, объектом рыночных отношений быть не может, правильно было бы употребление термина «рынок рабочей силы». Однако авторы использовали, тем не менее, общепринятое в российской экономической литературе и в статистических сборниках выражение «рынок труда».
     Региональные  особенности занятости и функционирования рынка труда проистекают из специфики формирования экономически активного населения, сложившегося уровня и структуры занятости, обусловленных специализацией и комплексностью хозяйства, его обеспеченностью сырьевой базой, динамикой и эффективностью производства, инвестиционной активностью и привлекательностью территорий, характером поддержки предприятий со стороны федеральных и региональных органов власти. Обеспечение соответствия желаемого поведения людей фактическому относительно занятия учебных мест в сфере профобучения  и рабочих мест в сфере экономики составляет двуединую цель управления трудовым ресурсам и совокупностью рабочих мест, занятостью как на общероссийском, так и на региональном уровнях.
     Управление  трудовыми ресурсами и занятостью состоит в регулирующем воздействии на всех стадиях движения трудовых ресурсов. Исходной стадией в движении трудовых ресурсов региона является их формирование, которое определяется соотношением и структурой естественного и миграционного источников. Распределение рабочей силы по отраслям экономики и предприятиям – срединная стадия в системе управления. В рамках этой стадии осуществляет процесс повторного распределения действующей рабочей силы. Происходит движение работников между территориями. От того, насколько эффективно при данном уровне техники и технологии производства используется рабочая сила, зависят рост производительности труда, высвобождение кадров.
     Регионы с напряженной ситуацией на рынке  труда характеризуются сильным  разбросом значений макроэкономических и социальных показателей, а для регионов, в которых состояние рынка труда близко к критическому, трудно прогнозировать его развитие только на основе этих показателей.
     При ухудшении ситуации в экономике  и социальной сфере региона можно обнаружить симптомы, свидетельствующие об угрозе перерастания положения на рынке труда в критическое. Существует ряд показателей, которые быстрее реагируют на изменение ситуации на рынке труда, чем показатель уровня безработицы. Достижение ими значений, сильно отклоняющихся от среднестатистических, позволяет говорить об ухудшении ситуации на рынке труда. К таким показателям относятся: число безработных на одну заявленную вакансию: средняя продолжительность безработицы; масштабы «скрытой» безработицы и др.
     К безработным, применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ), относятся лица в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый  период:
    не имели работы (доходного занятия);
    занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. Д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
    были готовы приступить к работе.
     При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три характеристики, перечисленные выше.
     Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются  в качестве безработных, если они  занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.
     К безработным, зарегистрированным в  органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие  работы, ищущие работу, в установленном  порядке получившие официальный  статус безработного в органах государственной  службы занятости.
     Ежегодно  регионами разрабатываются региональные программы, а затем разрабатывается и утверждается федеральная программа занятости.
     В основу региональных разработок положены 4 группы показателей, характеризующих:
      состояние рынка труда;
      экономическую ситуацию;
      социальную ситуацию;
      демографическую ситуацию.
     После официального признания безработицы  в нашей стране большое внимание стало уделяться приоритетам  политики на рынке труда.
     К активным формам политики на рынке  труда относятся расходы на статью «финансовая поддержка», выражающейся в виде предоставления финансовой помощи для создания или сохранения рабочих мест на возвратной основе под процент ниже среднего банковского, приобретении ценных бумаг и проч.
     Средства, расходуемые на пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий, принято называть пассивной политикой.
     В регионах с высоким уровнем безработицы  приоритетом в деятельности служб  занятости является выплата пособий (пассивная политика), хотя, по мнению их руководителей, это не означает, что следует сокращать или сворачивать программы переподготовки и обучения безработных. Лица, прошедшие такие курсы, как правило, находят работу или повышают свою конкурентоспособность на рынке труда в будущем.
     В регионах с низким уровнем безработицы приоритет отдается формам активной политики, не связанным с Законом о занятости и государственными обязательствами по отношению к гражданам, потерявшим работу.
     Формирование новой модели занятости вытекает из новых требований к политике занятости. Она ориентируется на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования к политике занятости. Выделяются два основных требования:
      Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах.
      Должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. При этом важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов, обеспечивающих стимулирование работников к повышению производительности труда.
     Важнейшим условием реализации новой модели занятости  является финансовая стабилизация, возобновление  экономического роста, увеличение ресурсов для инвестиционной активности и решения социальных проблем.
     При решении вопросов регулирования  занятости населения важно учитывать  специфические черты российской модели рынка труда. Это более  высокая степень коллективизма  как традиционного способа взаимной поддержки работающих; разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку отдельных регионов, городов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.