На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конституционное право граждан на участие в делах РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РС(Я)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЯКУТСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Юридический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По  дисциплине: Конституционное право
На  тему: Конституционное право граждан на участие в делах РФ 
 
 
 
 
 

              Выполнила студентка гр. Ю-09
              заочного  отделения Леонтьева С.П.
              № зачетной книжки_______________ 

              Проверил: Яковлев М.М. 
               
               
               
               
               
               
               
               

Якутск 2011 
 

     Оглавление 

Введение
Глава 1. Теоретическая разработка вопроса  о конституционном праве граждан на участие в делах государства
1.1 Взгляды  учёных на право
1.2 Закрепление  права в конституциях иностранных  государств
Глава 2. Право граждан на участие в делах государства в России
2.1 Законодательное  закрепление
2.2 Проблемы  в реализации права граждан  на участие в делах РФ и  пути решения
Заключение
Список  литературы 

 


     Введение 

     Актуальность: Конституционное право граждан на участие в делах государства является одним из базовых. От того, на сколько полно граждане могут реализовать это право и реализуют, зависит, какие силы придут к власти и чьи интересы они будут представлять. Это вопрос суверенитета России и её национальной безопасности.
     Цель  курсовой работы: Выявить проблемы реализации права граждан на управление делами государства, а так же дать возможные пути их решения.
     Задачи: Необходимо понять, что представляет это право из себя. Для этого надо посмотреть его научную и практическую разработку. Потом необходимо перейти к непосредственному изучению этого права в РФ. И для того чтобы дать ответ на цель исследования, будут рассмотрены проблемы права граждан на участие в делах РФ и даны непосредственные пути их решения.
     Объект  исследования: Объектом исследования выступают конституционно правовые отношения.
     Предмет исследования: Предметом исследования выступают отношения участия граждан в делах РФ.
     Методы  исследования: основой исследования является общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: системный, системно-структурный, конкретно-социологический, статистический, формально-юридический, исторический и другие.
     Теоретическая основа: Для написания работы, автор использовал учебники по конституционному праву Баглая М.В., Козловой Е.И., Червонюк В.И. В них автор смог найти ответы на вопросы, касающиеся возникновения и значения этого права. Были использованы книги по истории Нефедова С. – в них автор нашел исторические факты, подтверждающие точку зрения автора. Лейст О., М.И. Абдулаев, Аристотель, Платон – их взгляды на изучаемую проблему были учтены автором. Так-же автором было использовано действующее законодательство и газеты – именно их публикации предоставляют достаточное количество фактов.
     Научно-практическая значимость работы: Данная работа призвана выявить проблемы в реализации конституционного права граждан на участие в делах государства и дать возможные пути их решения. Она может быть использована в качестве материала для более глубокой разработки данного вопроса. Выводы, сделанные в работе можно использовать для решения проблем на практике.
     Структура работы: Работа состоит из введения, 2 глав, включающих по два подраздела и заключения. Первая глава является вводной, она является теоретической частью. В ней раскрываются взгляды ученых, политиков и публицистов на данный вопрос и поверхностно показывается разработка данного вопроса в иностранном законодательстве. Вторая глава так же теоретико-практическая. В ней раскрывается, как закрепляется право в законодательстве РФ, проблемы и мнение автора на пути их решения. 

 


     Глава 1. Теоретическая  разработка вопроса  о конституционном  праве граждан  на участие в делах  государства 

     1.1 Научная разработка  вопроса 

     Право на участие в делах государства  всегда шло бок о бок с идеями демократии и свободы. По сути, это  право является основным элементом  демократии, ведь демократия дословно – это власть народа. Участие  в делах государства – это  есть проявление власти.
     По  мнению автора, в этом праве не было необходимости, если бы не социальная несправедливость. Проявлялась она  по-разному. К примеру, марксисты  видели её в самом государстве. «Материалистическая (классовая) теория происхождения государства  исходит из того, что государство  возникло прежде всего в силу экономических  причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и  частной собственности, а затем  раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный  результат этих процессов возникает  государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса».1
     Хорошим примером послужит здесь следующий  исторический момент: «В прежние времена, когда в деревне царили малоземелье  и голод, рабочие руки стоили столько  же, сколько миска похлебки –  поэтому дворяне предпочитали нанимать батраков и позволяли крестьянам выкупать барщинные повинности.… После Великой Чумы все изменилось: теперь в селах не хватало людей и было много пустующей земли. Свободные крестьяне имели большие наделы и ни за какие деньги не желали работать на сеньора; поля дворян покрывались бурьяном, и недавние господа оказались без средств к существованию. Рыцари пытались силой вернуть крестьян в прежнее рабство, вновь заставить их исполнять барщину».2
     Как видно, право управлять государством – было сродни праву на жизнь. Крестьянские восстания, прокатывавшиеся по Европе были осуществлением этого права, хотя и незакреплённого юридически. И  таким образом данное право справедливо  относят к числу естественных прав человека. Исходя из этого, человек никому не обязан за предоставление этого права. Данное право не отрицается и в марксистском учении. Наоборот, именно на основе этого права народ сможет осуществить переход к коммунистическому обществу.
     О власти народа писали многие философы и политики. К примеру Аристотель определял два типа государственного устройства – демократию – власть нищих в свою выгоду и политию  – власть большинства к общему благу. Причем демократию он выделял  как неправильное государственное  устройство.3 Однако главным здесь является то, что делами государства управляет народ.
     О необходимости передачи власти народу говорил Иммануэль Кант. Он предлагал  разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная  власть, по Канту, должна быть высшей и  должна принадлежать только объединенной воле народа.4 Естественно, говоря об объединенной воле народа, Кант подразумевал граждан государства.
     Во  взглядах Гегеля на данный вопрос можно  отчетливо просмотреть сословную  направленность на управление государством. Он также считал правильным разделение властей. «Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить представительство  сословий. Его верхняя палата формируется  по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя - палата депутатов - избирается гражданами по корпорациям  и товариществам».5
     Такое деление на верхнюю и нижнюю палату подразумевает элитарность верхней  палаты. Она должна сдерживать излишний радикализм нижней, формируемой обывателями, палаты.6
     Из  причин, побуждающих граждан к  реализации этого права автор  уже выделил материальный интерес. Его выделял и Н. Макиавелли: «Незыблемость  частной собственности, как и  безопасность личности, Макиавелли называл  благами свободы, считал целью и  основой прочности государства. По его учению, блага свободы наилучшим  образом обеспечены в республике».7 Однако человек – это существо, которое в идеале стремится к свободе. И право на свободу невозможно осуществить для всех, если власть в государстве принадлежит ограниченной группе людей. Несмотря на то, что люди условно делятся на управляющих и управляемых, управляемый человек так или иначе пытается выйти из под власти. Получая возможность выбирать законодательную или исполнительную власть, человек как бы становится управляющим.
     Ещё одна причина – это качество управления. Кто, как не народ знает, что ему  нужно. Хотя на эту точку зрения существуют и разные мнения. К примеру, Платон в «Государстве» считает, что  государством должны править лучшие – аристократия. Народ же должен заниматься тем, что он умеет.8 У Н. Макиавелли же была другая точка зрения. Он считал, что народ делает лучше выбор должностных лиц чем государь. И все же, часто народ представляет собой толпу, а она, как известно, почти всегда иррациональна и действует эмоциями, а не разумом. Это особенно проявляется в период бунтов и революций. И именно эмоции могут поставить во главу государства тиранов. К тому же часто людям некогда заниматься политикой. Многие ей интересуются только перед выборами, тем самым простой люд не имеет четкого представления о том, кого он выбирает и тем самым к власти он может допустить людей, которые преследуют свои цели.
     Но  все же сегодня именно народ в  лице граждан государства управляет  страной. Конечно, это косвенное  управление. Косвенное потому, что  невозможно решать все вопросы голосованием. Для этого существуют органы государственной  власти, часть из которых выбираются гражданами.
     Право граждан на управление делами государства  может и должно вызывать споры. Однако оно является непременным атрибутом  современных государств, так как  оно было «завоёвано» людьми в  ходе борьбы за власть с монархами, аристократией и другими, и с  этим приходится смириться. 

     1.2 Закрепление права  в конституциях  иностранных государств 

     В данном пункте автор хотел бы показать на примере главных документов зарубежных стран, как закрепляется право граждан  на участие в делах государства.
     Конституция США.
     В этом документе, являющимся первым среди  многих, право граждан на участие  в управлении делами государства  является самым первым. Конституция  США прямо закрепляет за гражданами право выбирать Палату представителей, Сенат и Президента США.
     Написано  это следующим образом: «Статья I. Раздел 2. Палата представителей состоит из членов, выбираемых раз в два года населением в отдельных штатах; Раздел 3. В состав Сената Соединенных Штатов входят по два сенатора от каждого штата, избираемые законодательными собраниями соответствующих штатов; Статья II. Раздел 1. Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки. Он занимает свою должность в течение четырехлетнего срока и вместе с Вице-президентом, выбираемым на тот же срок, избирается следующим образом…»9.
     Это право раскрывается и дополняется  в поправках к конституции.
     «Поправка XV. Раздел 1. Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи, либо по причине нахождения в прошлом в подневольном услужении.
     Поправка XIX. Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола.
     Поправка XXIV. Раздел 1. Право граждан Соединенных Штатов голосовать на каких-либо первичных или иных выборах за Президента или Вице-президента, за выборщиков Президента или Вице-президента, либо за сенаторов или представителей в Конгрессе не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по причине неуплаты какого-либо избирательного или иного налога.
     Поправка XXVI. Раздел 1. Право голоса граждан Соединенных Штатов в возрасте восемнадцати лет или старше не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом на основании возраста».10
     Как можно увидеть, конституция США  предоставляет ограниченное право  выбора. В ней отсутствуют пункты о власти народа, хотя исходя из общего смысла конституции идей свободы, которые  являются в США главной, хотя и  неофициальной идеологией, по мнению автора, это предполагается. Тем более это можно просмотреть на примере второй поправки к конституции США, где говорится, что право на ношение оружия необходимо для безопасности свободного государства.11
     Конституция Франции
     Конституция Франции со второй статьи определяет Францию как демократическую республику. Она закрепляет такие принципы как: «правление народа, по воле народа и для народа».12 Конституцией закреплена выборность Президента (Статья 6) и Парламента, который состоит из Национального собрания и Сената. Закрепляются следующие избирательные права:
     «Статья 3. Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление. Голосование может быть прямым или косвенным в соответствии с условиями, предусмотренными Конституцией. Оно всегда является всеобщим, равным и тайным. В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами».
     В отличие от конституции США, французская конституция расширяет права граждан на управление делами государства. Закрепленный во второй статье принцип «правление народа, по воле народа…» можно толковать расширительно, выходя за рамки избирательного права
     Основной  закон ФРГ.
     Основной  закон ФРГ определяет Германию как  демократическое государство, где  вся власть исходит от народа. Конституция  ФРГ даёт гражданам германии право  на оказание сопротивления тому, кто захочет поменять государственный строй, «если не могут быть использованы другие средства». Очевидно, что в этом положении имеется право на вооружённое неповиновение и свержение власти, хотя прямо об этом и не говорится.
     Конституция ФРГ гарантирует право на местное  самоуправление: «В землях, районах  и общинах народ должен иметь  представительство, созданное путем  всеобщих, прямых, свободных, равных и  тайных выборов».13 Право на участие в делах государства содержится в статье 38: «Депутаты Германского Бундестага избираются путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов. Право избирать имеют лица, достигшие восемнадцати – летнего возраста; право быть избранным - лица, достигшие возраста совершеннолетия». Данная статья указывает только на право выбирать депутатов Бундестага и тех кто имеет на это право. Это единственное право граждан ФРГ на участие в делах государства. Президент ФРГ выбирается Федеральным собранием,14 а местные органы к государственной власти не относятся.
     Всеобщая  декларация прав человека
     Этот  документ является одним из главных  нормативно правовых актов в странах, ратифицирующих его. Принятый генеральной  ассамблеей ООН, документ декларирует:
     «Статья 21. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».15
     Как видно из документа, право народа на управление делами государство находит  своё выражение через выборы, хотя и предполагается непосредственное участие, но в современном мире это  невозможно реализовать. Декларация не предполагает насильственного управления либо смены власти в государстве. Почти все конституции, принятые в европейских странах после Второй Мировой войны и конституции стран бывшего социалистического лагеря опираются на этот документ. Его можно считать вершиной естественно правовой мысли, идей гуманизма и справедливости.
     конституционный право гражданин государство
 


     Глава 2. Право граждан на участие в делах государства в России 

     2.1 Законодательное  закрепление 

     Статья 32 конституции РФ провозглашает: «Граждане  Российской Федерации имеют право  участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».16 Далее конституция гласит, что граждане могут выбирать или быть избраны в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане могут участвовать в отправлении правосудия.
     Как видно из текста конституции, за гражданином  РФ закрепляется большое по объёму право. Данное право находит своё отражение во многих законах, изданных Российской Федерацией, её субъектами, органами муниципальной власти. Согласно конституции РФ, граждане вправе выбирать на федеральном уровне президента и депутатов государственной думы.
     Выборы  президента регулируются Федеральным  Законом «О выборах президента Российской Федерации». Данный закон постановляет, что президент избирается гражданами РФ. Данный способ позволяет гражданам раз в шесть лет определять политику государства, так как президент РФ наделён большими полномочиями во всех сферах государственной власти и по российским обыкновениям, каждый орган государственной и даже местной власти привык беспрекословно подчинятся президенту, даже если он это не обязан. Однако гражданин может не только выбрать, но и сам стать президентом. Для этого он обязан соответствовать требованиям статьи 81 конституции РФ. Таким образом, гражданин может проявлять свою власть как в пассивной форме (через представителя), так и непосредственно (будучи выбранным президентом).
     Выборы  депутатов Государственной Думы являются еще одной формой управления государством. На сегодня выборы депутатов госдумы осуществляются на основе конституции и закона «О выборах депутатов государственной думы федерального собрания российской федерации». Граждане имеют право выбирать депутатов государственной думы, так и сами выдвигаться на эту должность.17 Граждане выбирают партии, которые формируют списки депутатов, которые будут заседать в Государственной Думе согласно полученными партией мандатами.
     Референдум. В соответствии с законом «О Референдуме  Российской Федерации», референдум –  «всенародное голосование граждан  Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения»18. Референдум – это непосредственная демократия. Референдум – это то, что было бы в отсутствие государственных органов власти. Понятно, что так решать все вопросы нецелесообразно. Референдум проводится по небольшому числу вопросов. Их перечня нет, однако есть вопросы, которые не выносятся на референдум. Это вопросы срочного характера, такие как введение чрезвычайного или военного положения, то есть те вопросы, решение которых должно быть дано как можно скорее. Нельзя выносить на референдум рутинные вопросы, касающиеся бюджета – это экономически невыгодно, так как бюджет формируется каждый год. Так же не рассматриваются вопросы небольшой значимости. На данный момент, необходимости в референдуме, как проявлении власти народа нет. Все вопросы могут быть решены в рамках существующей избирательной системы.
     Важным  законом, для реализации права граждан  на участие в делах РФ является закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данный закон повторяет неоднократно записанную истину в других законах: «Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме».19
     Таким образом, на федеральном уровне, законодателем  закреплено право граждан участвовать  в делах государства. Граждане могут  руководить государством как пассивно – участие в выборах президента и депутатов, так и активно  – самим попробовать себя в  роли президента или депутата, или  референдум.
     Право граждан не ограничивается федеральным  уровнем. Россия – это федерация. Выборы на уровне субъектов и местном  уровне гарантируются конституцией. Субъекты принимают уставы (конституции) и законы, которые призваны создать  представительные органы власти в субъектах.
     На  примере Сахалинской области, автор  покажет, как закрепляется право  граждан на уровне субъектов. Прежде всего, необходимо будет рассмотреть  устав Сахалинской области и  Федеральный Закон «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации».
     Согласно  закону, власть в субъекте делится на законодательную, исполнительную и судебную. Право граждан на участие в делах РФ подтверждается частью 2, статьи 1 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации»: «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства».20 Реализуется это право путём избрания депутатов законодательного органа субъекта РФ. В случае с Сахалинской областью – это Сахалинская областная дума. Она состоит из 28 депутатов, 14 из которых избирается по мажоритарной системе, и 14 по спискам кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.21
     До 2004 года, в субъектах РФ, граждане могли выбирать главу субъекта.
     Сейчас  же право выбирать главу региона  возложено на Президента РФ, по предложению  партии, получившей наибольшее количество мандатов в представительном органе субъекта РФ. Несмотря на то, что Президент  и законодательный орган выбирается населением, такая процедура принятия глав субъекта почти исключает воздействие  населения на принятие ими решений.
     Местное самоуправление
     Глава 8 конституции РФ даёт следующее  определение местному самоуправлению: «Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения пользования и распоряжения муниципальным  имуществом».22
     Стоит отметить, что хотя местное самоуправление и отделено от государственных органов  власти, оно никоим образом не отделено от государства.
     Та  же глава конституции определяет способы осуществления местного самоуправления: референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления, через  выборные и другие органы местного самоуправления. Как видно перечень открытый. ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» его раскрывает и дополняет.
     Так же право на участие в местном  самоуправлении может гарантировать  устав (конституция) субъекта РФ. Устав  Сахалинской области так это  раскрывает: «В Сахалинской области  в соответствии с Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется  местное самоуправление».23
     Устав города Южно-Сахалинска так закрепляет право на местное самоуправление: «Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя  Российской Федерации, признается, гарантируется  и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
     Местное самоуправление в городском округе - форма осуществления населением городского округа своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами и законами Сахалинской  области, самостоятельное и под  свою ответственность решение населением города Южно-Сахалинска непосредственно  и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из собственных интересов населения  с учетом исторических и иных местных  традиций».24
     Непосредственно, рассматриваемое право проводится в жизнь через следующие виды осуществления местного самоуправления.
     Местный референдум – аналог всероссийского, только в местных масштабах. Его  отличает и процедура назначения. Согласно уставу города Южно-Сахалинск  вопрос о референдуме может быть выдвинут инициативной группой граждан  или общественным объединением. Это  обеспечивает наибольший учет интересов  граждан.
     Выборы  – необходимы для формирования представительных органов власти и избрания главы района.
     Сход  граждан – в поселениях численностью менее 100 человек, обладающих избирательным правом сход замещает представительный орган власти. Оно и понятно, так как формировать органы было бы накладно.
     Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация  граждан по месту их жительства на части территории поселения для  самостоятельного и под свою ответственность  осуществления собственных инициатив  по вопросам местного значения. Такое  самоуправление имеет место быть, когда территория городского округа включает в себя несколько сёл  или деревень.
     Публичные слушания – необязательны. Они проводятся для лучшего взаимодействия власти и людей.
     Собрание  граждан – проводится на части  территории, для обсуждения вопросов местного значения. Примечательно, что  к примеру устав Южно-Сахалинска даёт право участвовать в собрании гражданам, достигшим 16-летнего возраста.25
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.