Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2
Содержание 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 

Глава 1. Портретное интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 

1.1           Разновидности портретного интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 

Глава 2. Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики . . . 8 

2.1.         Стилистика портретного  интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 

Список  использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3
Введение 

     В настоящее время идет бурное развитие публицистической литературы. Появляется все больше и больше публикаций различного направления, которые находят своих читателей, и не остаются без внимания.  

     Одним из жанров публицистической литературы является портретное интервью, которое отличается своей активностью и частотностью употребления, которое привлекает внимание все больший круг читателей своей легкостью, интересом и правдивостью.  

     Уже в ХIХ веке появляются материалы, оформленные в форме вопросов и ответов, тогда же закладываются основные черты, характеризирующие интервью: определенные типы вопросов, формулы вежливости, риторические и стилистические фигуры.  

     На  протяжении своего развития, как и  любое другое направление публицистической литературы, жанр портретное интервью претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования, что, прежде всего в значительной степени определяется социальным контекстом.  

     Существует  множество причин, влияющих на изменение  рассматриваемого жанра. Так, значение термина “интервью” менялось в зависимости от развития самого жанра, политической ситуации в стране и от других лингвистических и экстралингвистических факторов.  

     Но  стоит отметить, что все, же база в определении жанра интервью сохранилась как “беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме”.  

     Цель  данного исследования - выявить типологию портретного интервью в современной газете.  

     Задачами  исследования являются:  

     1. определение стилистических особенностей  портретного интервью;  

     2. описание речевого стиля интервьюируемого  в разных типах интервью.  

     Данная  тема на сегодняшний день актуальна, поскольку обычно во многих работах, изучающих различные аспекты интервью, не учитываются стилистические особенности изданий, а мы попытаемся выявить зависимость типа интервью от специфики газеты.  

     При анализе использовались функционально-стилистический, описательный, сопоставительный методы и метод подсчета.  

     Целью этой работы дать определение термину портретное интервью и рассмотреть интервью – портрет как жанр телевизионной журналистики. 

     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 

4
Глава 1. Портретное интервью 

      Портретное  интервью — диалог с целью раскрытия индивидуальности интервьюируемого, создания в процессе беседы его образа. Эта разновидность интервью близка к жанру художественной публицистики. 

     Интервью-портрет, или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. 

       Героем такого интервью может  стать человек, который проявил  себя в какой-либо сфере общественной  жизни и привлекает интерес  широкой публики. 

       Реже встречаются портретные  интервью с так называемыми  «простыми людьми», которые должны  в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю. 

     В портретном интервью главный интерес  сосредоточен на партнере, акцент делается на неординарность личности, чертах, выделяющих личность из числа других. Такое интервью нацелено на создание яркого эмоционально-психологического портрета, вопросы носят личный характер. Отсюда осторожность и такт. В портретном интервью журналист должен быть полноправным собеседником.  

     «Интервью со «звездами» призвано показать истинное лицо героя («без маски»). Цель интервью может меняться, впрочем, меняется и  характер общения. «Звездное» интервью предполагает создание комфортной обстановки, воспроизведение ситуации игры».1 

     Основным  принципом построения портретного  интервью является диалог.  

     Диалог  – многогранный термин, используется как для обозначения коммуникативного типа речи, так и для обозначения  одного из видов интервью (интервью-диалог).  

     Диалог  как коммуникативный тип речи сформировался еще в античности, он является наряду с монологом базисным понятием и основой построения русской  речи. Проблема разграничения диалога  и монолога стала одной из основных в лингвистике XX века. Разрешением этого вопроса занимались Л.П. Якубинский Л.В. Щерба, Т.Г. Винокур,  из современных исследователей – Е.В. Красильникова, Е.Н. Ширяев и другие.  

     Как заметил Л.В. Щерба, диалог – это  принадлежность разговорной речи (в  отличие от монолога, лежащего в основе литературного языка), он состоит из цепи реплик. Сцепление реплик, в котором вторая реплика по своему строению опирается на первую, грамматически зависит от нее, называется диалогическим единством и является основной единицей диалога. Однако наличие цепи реплик не может быть воспринято как безусловный маркер диалога, между монологом и диалогом не существует строгой границы, о чем говорит, например, частое включение в диалог обширных монологических
     5
высказываний  субъектов общения: “Реплики превращаются в логически развернутые рассуждения, полемически заостряются, разрастаются в адресованные собеседнику монологи, а весь диалог становится системой диалогически соотнесенных и сопоставленных монологов”.  

     “Диалог – это текст, создаваемый двумя партнерами коммуникации, один из которых (адресант) задает конкретную программу развития текста, его интенцию, а другой (адресат) должен активно участвовать в развитии этой программы, не имея возможности выйти за ее пределы.  

     Монолог – это текст, который хотя и инициируется, явным или неявным образом, партнером по коммуникации, но развивается по программе своего создателя без участия или, по крайней мере, без активного участия партнера коммуникации”. Иначе, диалог строится “в принципиальном расчете одного из партнеров коммуникации на реакцию… другого партнера”, тогда как основным принципом монолога является “запрет на реакцию, подавление реакции слушателя”.  

     Например, интервью с Николаем Басковым. Основной акцент ставится на личности певца, его планах на будущее, задаются вопросы, интересующие поклонников: 

     - В каком жанре  вы все-таки работаете?  То в вашем репертуаре  появляется 
"Мурка", то исполняете  классическую арию  Ленского...  

     - Чтобы оставаться интересным, надо  всегда быть разным. Вот и стараюсь. Например, для клипа "Отпусти меня" я полностью сменил имидж. Поклонники, которые привыкли меня видеть во фраке с бабочкой, до сих пор принимают валидол, когда смотрят это видео, где я в джинсах и с недельной щетиной. 

     - Как вам удается  совмещать эстраду и оперу? Ведь в этом - вы, кажется, на отечественной сцене единственный. За что одни вас хвалят, другие - порицают... 

     - Никто не может запретить артистам  работать на стыке жанров того  или иного искусства. Опера  как канонический жанр оптимально  сохраняет идеи и задумки композитора. Никто не рискнул еще переделать "Аиду" Верди или "Норму" Беллини. Исполняя классического композитора, находишься во власти тех художественных границ, которые он обозначил. Но та, же опера как альма-матер породила много жанров в музыке.  

     Жанр  в музыке стал категорией условной. Да и вообще неважно, в каком жанре  ты работаешь, важно - как ты это делаешь. Только история и зритель может  рассудить, интересно ты работаешь  или нет. Кстати, великий тенор  Хосе Каррерас, у которого в Испании я занимался в мастерской, мне сказал: "Я начинал с классической музыки, а заканчиваю эстрадной. Ты можешь сделать наоборот - тебе это не повредит". 

     - С вашим именем  связано возрождение  определенного музыкального  феномена: в прежние  годы публика разделялась на "козловисток" и "лемешисток", поклонниц Магомаева и Кобзона, Пугачевой и Ротару. Разница разве что в том, что Баскову никого не противопоставляют, но споры о нем среди его коллег и публики не прекращаются, по сей день... 

     - Мои критики обычно ссылаются на то, что было, судят о прошедшем, забывая о том, что в искусстве нередко по прошествии времени хвалили именно за то, за что раньше
     6
ругали. Любой  художник смотрит вдаль и живет  будущим, планами. Я живу творчеством  и для меня главное в жизни  - только творчество. Никто еще из профессиональных хулителей моего творчества не сказал, что у меня нет голоса - для этого нет никаких оснований. Нередко доводы критиков сводятся к моему возрасту. Я сам иногда не верю, что в свои 29 лет смог достичь такой высокой планки - спел с певицами очень высокого, мирового уровня - Любовью Казарновской, Ларисой Рудаковой, Монтсеррат Кабалье, Мариной Мещеряковой, которая поет в "Ла Скала" и "Метрополитен опера". Общение с моими партнерами и партнершами воодушевляет на новые проекты. Конечно, я несу часть вины за то, что мой послужной список в 29 лет ломает некоторые традиции и стереотипы нашей оперы. Но кто сказал, что художник не должен ломать стереотипы?! Как говорил Франко Дзефирелли, когда артист выходит на сцену, публика либо его принимает, либо нет. Главное, чтобы зал не остался равнодушным. Я выхожу на сцену, словно в последний раз, но оставляю за собой право возвращаться на нее снова и снова2. «…» 

     Итак, жанровое разнообразие интервью определяется не по какому-нибудь одному признаку, а по всей их совокупности. Есть у жанра интервью и свои родовые признаки.  

     Во-первых, по предмету отображения: в интервью всегда выражается чье-то мнение по поводу того или иного события или явления. 

     Во-вторых, по функциональной заданности – это должна быть беседа (в данном случае количество собеседников и их представленность не имеют значения). 

     В-третьих, по методам отображения интервью может быть отнесено ко всем группам журналистских жанров: к информационным, аналитическим и художественно-публицистическим. Именно из комплекса этих жанровых характеристик складывается жанровое разнообразие интервью. 

   Наличие авторского начала – один из важнейших  признаков любого жанра публицистики. В портретном интервью автор выступает  не только как организатор текста, подачи информации, но и как непосредственное действующее лицо. Это вносит дополнительные сложности в описание стилистики данного жанра.  

     Основное  коммуникативное задание, прагматическая цель портретного интервью – “получить  в результате общения журналиста с участником (участниками) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики”. 

Основной коммуникативной  единицей портретного интервью является реплика, которая, сцепляясь с другой репликой, образует диалогическое единство. Для портретного интервью более характерно диалогическое единство вопрос – ответ.  
 

      Разновидности портретного интервью
 
Существует несколько разновидностей портретного интервью: 
 
 

     7
     Событийное  портретное интервью - основанное на каком-либо факте или эпизоде из жизни героя; целью данного интервью является информирование общественности о тех или иных деяниях или действиях человека. 

     Биографическое  портретное интервью – высокая степень эмоциональности, ретроспективность, рефлексия, позитивизация дискурса, организация дискурса по принципу «прошлое – настоящее» в рамках стратегии сравнения. Основной задачей является создание целостного образа человека через выяснение наиболее значимых фактов и эпизодов биографии, которые в наибольшей степени повлияли на его судьбу; по своей структуре оно очень сложно, так как требует глубокого проникновения во внутренний мир героя. 

     Юбилейное портретное интервью - поводом для написания, которого является празднование юбилея известных людей. 

     Политическое  портретное интервью - высокая степень эмоциональности, ретроспективность, рефлексия, самокритичность, организация дискурса – преимущественно, в соответствии со стратегией оправдания и защиты, субъективность. Оно основано на признаниях и высказываниях известных политиков по поводу их политических пристрастий и взглядов, а также осмысления ими собственной политической карьеры.  

     Специфика реализации информации, как в зачине, так и в интервью в целом  зависит от цели и предмета интервью: либо это социально-психологический портрет личности, либо анализ актуального события, общественной проблемы через призму мнения интервьюируемого. 

     Содержание  портретного интервью направлено, прежде всего, на раскрытие внутреннего  мира интервьюируемого. Решению этой задачи способствует неофициальность, непринужденность обстановки, в которой проходит интервью, что в свою очередь, определяет выбор тех или иных языковых средств. 

     Как правило, первостепенной причиной написания  текста портретного интервью является следующая: реализация определенного события, связанного с жизнью героя интервью. При этом логическая схема интервью в данном издании характеризуется формулой «человек и его дело». 

     Креативное (эксклюзивное) интервью чаще называют беседой, диалогом. Журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире. Если представленное в газете интервью эксклюзивное (креативное), то журналист, как правило, на это указывает. Качественное прилагательное интервью выступает в качестве определения. 

     Темы  бесед, как правило, ограничиваются личностью интервьюируемого и связанным  с ним каким-либо событием, например, юбилеем. 
 

     8
     Портретное  интервью характерно газетам “Труд-7”, “Московский Комсомолец”, где смысловым центром является личность интервьюируемого. Портретные интервью этих газет обладают сходными чертами, обусловленными стремлением журналиста создать иллюзию живого общения. К примеру, обязательными элементами интервью подобного типа являются лексика и синтаксис, характерные для разговорной речи, наличие различного рода повторов, вопросов-переспросов, перебивов. 

Глава 2.  Интервью-портрет, как жанр
телевизионной публицистики 

(на  примере программы  К.Прошутинской "Мужчина  и женщина") 

     Известно, что любой процесс человеческого  общения протекает, как правило, в форме диалога. Жанры телевизионной  публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством  выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования - диалог, имеют очень большое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы. 

     Наиболее  концентрированно и полно сущностные признаки процесса межличностного общения  проявляются в жанре интервью. 

     Интервью (от англ. interview - буквально встреча, беседа) - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам. Если обратиться к семантике английского слова интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого - взгляд, мнение. Стало быть, интервью - обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями. 

     Предметом нашего исследования являются способы организации диалога в режиме интервью-портрета, которое по своим жанрово-определяющим признакам входит в группу аналитической публицистики. Интерес представляет тот факт, что композиционное решение подобных жанров целиком зависит не от фабулы события, но от замысла автора, его интенции3 

     Рассмотрим  типы вопросов журналиста, встречающиеся  в портретном интервью. Это могут  быть:  

     1. закрытые (формирующие структуру  ответа) и открытые (менее структурированные)  вопросы;  

     2. вопросы о фактах (информационные) и о мнениях, желаниях и так далее;  

     3. по функциям вопросы делятся  на контрольные (несколько формулировок  одного вопроса), уточняющие (вопросы  “в досыл”), зондирующие (выявляют  эмоциональное состояние собеседника);  

     9
     4. функционально-психологически вопросы могут быть зеркальными (в них повторяется ответ или ключевое слово ответа собеседника), косвенные (через выяснение мнения коллег выясняется личное мнение интервьюируемого), эстафетные (для перехода от темы к теме, поддержания разговора), вопросы-мосты (типа “А сейчас поговорим о…”), заключающие.  

     Далеко  не всегда в ходе интервью журналист  пользуется только вопросами. Часто  это реплики, поддерживающие контакт, либо, наоборот, перебивающие монолог  собеседника для уточнения фактов, возвращения к теме и так далее. Существует несколько способов связи реплик, используемых в интервью:  

     1. вторжение в чужую речь (разрыв  речевой ткани);  

     2. использование модальных слов;  

     3. разрыв речи (перебивки);  

     4. повторы и вопросы-переспросы;  

     5. графически отображается способ  или форма произношения собеседника,  его речевая манера;  

     6. продолжение недосказанности (подхваты).  

     Итак, композиция портретного интервью зависит  от размещения вопросов и связи между  ними; существует два основных типа композиции – свободная, при которой порядок вопросов произвольный, и композиция импровизированного интервью, в котором вопросы нельзя поменять местами, поскольку они вытекают один из другого. В портретном интервью представлен широкий спектр вопросов, реплик, различны и типы связей реплик между собой. Все это в совокупности определяет вид интервью.  

     Наиболее  интересным примером портретного интервью, на наш взгляд, является авторская  программа К.Прошутинской "Мужчина  и женщина". Задача автора - организовать интервью, чтобы раскрыть личность, сидящую, напротив, с целью создания главного диалога программы - откровенного разговора о любви. Особенностью данной программы, а также бесспорным ее преимуществом по сравнению с другими программами этого жанра является тот факт, что перед нами публичный диалог, который происходит в присутствии зрителей. 

     Традиционно при анализе публичного диалога  исследователей интересуют способы  и средства организации диалоговых партий4.  

     Но  нам кажется, что с учетом специфики  телевизионного интервью (и в частности интервью-портрета) следует расширить рамки анализа средств реализации образа автора и сделать это в двух направлениях. С одной стороны, подвергнуть анализу объективированную "рамку" портретного интервью, с другой - субъективированную, что предполагает характеристику жанрово-образующих и жанрово-определяющих факторов, принадлежащих той или иной языковой личности5.
     10
     Объективированная "рамка" включает в себя: 

     Во-первых, предынтервью, основной задачей которого является предварительный сбор информации о будущем участнике программы. (К.Прошутинская сама упоминает об этом в одной из своих передач: Вы знаете / журналист / который готовил передачу / он в предынтервью назвал Вас оптимистом). 

     Но  поскольку главный диалог программы - откровенный разговор о любви мужчины и женщины (в контексте данной программы - супругов), т.е. людей, хорошо знающих друг друга, то в задачу предынтервью входит и диалог с супругой героя передачи. Последовательность диалоговых реплик-вопросов такова, что в ходе ответов женщина ("она") как бы рисует свой "портрет" любимого мужчины ("его").  

     Стратегическая  задача автора на данном этапе - открыть  для себя и для зрителей ту грань  личности героя передачи, которая  спрятана глубоко внутри и не видима для окружающих, с одной стороны.  

     С другой - создать атмосферу интимности, которая поможет герою передачи более искренне повести диалог о  любви. 

     Во-вторых, проход по коридорам в направлении студии, в ходе которого герою передачи предлагается ответить на ряд конкретных вопросов, начинающихся словами: "Про вас говорят..." (прием объективации). Причем построены они таким образом, чтобы дать либо утвердительный, либо отрицательный ответы (да или нет - механизм действия "детектора лжи") и сделать это достаточно быстро. 

     Вот фрагмент подобного диалога с композитором В.Артемовым (март 1997 г.).
     К.Прошутинская (К.П.). Итак, про Вас говорят, что Вашу деятельность благословил папа Иоанн Павел II? 

     В.Артемов (В.А.). Павел благословил "Реквием".
     К.П. Что Вас обвиняют, в требованиях непомерно больших гонораров?
     В.А. Нет.
     К.П. Что по духу Вы оптимист?
     В.А. И да и нет.
     К.П. А по убеждению ярый антикоммунист?
     В.А. Да.  

     Задача этого этапа, на наш взгляд, - приоткрыть завесу таинственности над личностью героя передачи, который, кстати сказать, пока неизвестен зрителю.  

     Информация  подается автором порционно, но сведущий адресат в состоянии определить, кто перед ним.
     К.П. А сейчас у меня вопрос к вам. Как вы считаете, кто этот человек, который пришел сегодня сюда? 

     Третьей составляющей "объективированной" рамки является репрезентативный ряд, который включает в себя следующие компоненты: во-первых, заставка программы, в которой с помощью видеоряда обыгрывается название передачи - мужчина и женщина;  
 

     11
во-вторых, видеоряд, иллюстрирующий факты из жизни героя программы; в-третьих, способ организации пространства в студии, где, с одной стороны, экран, на котором появится наш герой (после короткой проходки по коридорам), причем сначала будет виден лишь силуэт, но постепенно фигура будет высвечиваться, и мы увидим лицо, руки, позу и т.д. гостя студии; с каждым разом изображение будет более четким, пока этот экран не превратится в символический "портрет" в рамке.  

     С другой стороны, - это расположение ведущей и зрителей в студии. Столик ведущей находится строго напротив экрана (что свидетельствует о предстоящем конструктивном диалоге) и чуть ниже его (что подчеркивает значимость персоналии, приглашенной к разговору). Символично и расположение зрителей в студии. Они образуют полукруг, создавая тем самым как бы группу единомышленников, активно вовлеченных в процесс общения. 

     В-четвертых, атрибуты оформления студии: это, прежде всего символический подиум, на котором появится в конце программы наш герой, чтобы сказать несколько слов зрителям в студии и телезрителям. А также имеется вращающаяся стеклянная ширма (символическая стена), на которой герой программы должен написать свое имя, тем самым как бы подтвердив факт своего пребывания здесь, своего существования. "Я был здесь", значит, как личность я существую. 

     Составляющие  субъективированной "рамки", на наш  взгляд, следующие. 

     Организация диалоговых партий в студии. Исходя из своей интенции - глубоко скрупулезного  исследования личности героя передачи с обязательным откровенным разговором о любви между мужчиной и женщиной в итоге - К.Прошутинская практически уже в начале программы формулирует основные положения предстоящего диалога, тем самым, с одной стороны, настраивает собеседника на нужную "волну", в с другой - намечает возможные пути будущего взаимодействия. 

     Вот несколько примеров: 

     К.П. Мы хотим понять, какие Вы "властители наших дум"? Поэтому давайте, сегодня говорить и о высоком и о низком, то есть о человеческом. Если Вы не возражаете? (из беседы с В.Артемовым, март 1997 г.). 

     К.П. Сегодня, если Вы не против, мне бы хотелось поговорить о музыке в Вашей душе, о музыке в Вашей жизни. (Из беседы с Ю.Башметом, май 1997 г.). 

     Поскольку основа всех личных качеств закладывается  в раннем детстве, для Прошутинской весьма характерен вопрос об этом периоде жизни героев передачи. 

Например: 

     К.П. Я хочу сейчас вспомнить вместе с  Вами все, что было впервые. Предположим, первая обида? Первая победа? Первая любовь? (из беседы с Ю.Башметом, май 1997 г.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.