На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предмет психологии, ее задачи и методы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Мне тожеМОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

     
                                           РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     по  общей психологии 
 

     на  тему:
     «Предмет психологии, ее задачи и методы»
     Работу  выполнил:
 
                     Учащаяся группы 08П1 Агафонова Светлана
                     Научный     руководитель:
             Кандидат психологических наук  Петрушена Любовь Владимировна
     Работа  защищена «   5  » __июня__2009
     Оценка  «                   » _____________

                                               РЯЗАНЬ 2009

 
 
 
 
                                
                                    
                                    Оглавление
     Введение………………………………………………………………........3
     Глава 1. Представления об психологии в целом………………………...4
     §  Из истории становления психологии как науки………………............4
         §  Краткий исторический очерк……………………………………..…….7
     § Исторические предпосылки возникновения понятия «психика»…….8
            Вывод по главе……………………………………………………………12
     Глава 2. Методы психологии
     § Представления о душе…………………………………………………13
     § Предмет и задачи психологии…………………………………………14
     §  Современная психология и ее место в системе наук………………...20
       Вывод по главе…………………………………………………...………23
            Заключение………………………………………………………………  24
     Список  литературы……………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    
                           
 
 
 

                                              Введение 

              Представленная работа посвящена  теме «Предмет психологии, ее задачи и методы».
             Актуальность настоящей работы обусловлена тем что даже в современных условиях психология невероятна интересна как наука, ее существование как научной дисцеплины.
         Объектом  психологии, как науки, выступает психика;
         Предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. 
         Целью рабты являеться изучение психологии как найки.
         Основной  задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины.
         Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1глава.     Представления об психологии в целом. 

      Из истории становления психологии как науки
.
    Понятие "психология", как чаще всего указывают источники, впервые появляется в 1590 г. в трудах немецкого богослова Гоклениуса; в научный язык его впервые ввел в 30-х годах XVIII века немецкий ученый Христиан Вольф (1679-1754), автор книг "Рациональная психология" и "Эмпирическая психология". Это, разумеется, не означало, что размышления о душе, а тем более представления о ней возникли лишь с появлением понятия "психология" - равно как и то, что с появлением трудов Вольфа психология обрела научный статус.
   Немецкий психолог Герман Эббингауз(1850-1909), один из пионеров экспериментальной психологии, высказал кажущуюся парадоксальной мысль, часто цитируемую в различных психологических изданиях: "У психологии краткая история, но долгое прошлое".
Действительно, размышления о душе мы можем найти  у философов глубокой древности (а то или иное ее видение - без  обсуждения и аргументации - в мифологических и религиозных представлениях различных  народов, в том числе тех, кто никогда философии не знали). В этом смысле психология действительно имеет давнее прошлое; наукой же - в том смысле, который мы обсуждали выше - она стала сравнительно недавно, в конце XIX века; рубежной датой принято считать 1879 г., когда немецкий философ, психолог, физиолог, врач Вильгельм Вундт (1832-1920) открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, а затем на ее основе - психологический институт, где проводились исследования и где в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира.        Создание института означало выделение психологии в самостоятельную науку (до того она считалась частью философии), а введение в психологию эксперимента означало обретение ею метода, сопоставимого с методами наук естественных (которые в ту пору, собственно, и считались чаще всего науками в полном смысле). Был некий парадокс в том, что Вундт, философ-идеалист, пытался применить к душе методы исследования, близкие к тем, что приняты в физиологии (он и называл свою экспериментальную психологию физиологической), что вызвало как признание многих ученых, так и сопротивление со стороны других; это парадокс, характерный - в различных вариантах - для дальнейшего развития психологии, остро обсуждается и до сей поры. Но, так или иначе, научная психология родилась как дитя философии и экспериментальной физиологии [ 1, с 52-53].
   

 Однако психология как наука возникла на основе многовековых размышлений о душе, переработанных Вунд-том и его современниками, а в дальнейшем многообразно изменялась: современная психология уже совсем не похожа на ту, какой она была при рождении.
Отследим вкратце, как менялась психология, начиная  с ее давнего прошлого - как менялся  ее предмет и методы. Начнем с  древнегреческой философии V-IV вв. до нашей эры, где зарождалась психология.
 Соколова Елена Евгеньевна -кандидат психологических наук, преподаватель факультета психологии МГУ, один из ведущих специалистов в области истории психологии и исторической психологии. Для античных авторов душа выступала как нечто ответственное за жизнь и связанные с ней явления - движение, питание и др., как "начало живых существ", авторы эти, однако, расходились по многим вопросам, в особенности относительно того, является ли душа особой сущностью, отдельной от тела, как бы вселяющейся в него, или же она с телом неразрывно связана, являясь его функцией. В связи с этим по-разному решались вопросы относительно ее происхождения, смертности, соотношения частей и др. Е. Е. Соколова выделяет три основных подхода, наиболее важных с точки зрения развития психологической мысли.
Они связаны  с именами троих величайших античных философов V-IV вв. до нашей эры - Демокрита, Платона, Аристотеля.
    Демокрит считается наиболее ярким представителем античного материализма;
    Платон - так называемого объективного идеализма (то есть философской позиции, согласно которой материальный мир вторичен по отношению к породившему его мировому разуму);
    Аристотель же в своих воззрениях сочетал ту и другую позиции. Несмотря на то, что многие (в том числе и помимо названных) древнегреческие философы рассуждали о душе, "отцом психологии" считается Аристотель(384-322 гг. до нашей эры), написавший первое в истории крупное произведение, специально посвященное философским размышлениям о душе - трактат "О душе".
       Представление о душе как о сущности живого тела на многие годы вошло как основное в те философские размышления, которые мы называем психологическими (хотя слова "психология", напомним, не было ни в античности, ни на протяжении большей части средневековья). В античности складывается исторически первый предмет психологических размышлений – душа как то, что отличает живое от  

    неживого (не случайно мы и теперь в обыденном  языке пользуемся в близком значении словами "одушевленное" и "неодушевленное").  

    При этом при  помощи понятия "душа" описывались  и объяснялись в том числе  и те явления, которые современная  наука не рассматривает как психические - например, физиологические процессы. Говорить о специфических методах  исследования души на этом этапе невозможно - собственно, вопрос о методах исследования тогда и не ставился; рассуждения авторов, разумеется, основывались на наблюдениях, но то были наблюдения, близкие к тем, что мы называем житейскими.
Новые представления  о предмете психологии были сформулированы в XVII в. нашей эры, то есть через два тысячелетия после возникновения описанных идей античных философов, уже после возникновения самого понятия "психология". Этим - исторически вторым - предметом становится сознание, понимавшееся тогда как знание души о себе самой. Тогда же психология начинает основываться на эмпирике, то есть на опытном (а не только теоретическом) знании и постепенно обретает свой первый метод - интроспекцию, то есть специально организованное самонаблюдение психолога. Ключевой фигурой в этом плане является французский философ Рене Декарт(1596-650), полагавший, что существуют две субстанции (то есть первоосновы мира) телесная, свойством которой является протяженность, и душа, свойством которой является мышление. [ 1, c 55].
    Психология в основном развивалась в это время в русле так называемого ассо-цианизма ; этим понятием обозначаются достаточно разные психологические течения, общим для которых, однако, выступило признание принципа ассоциации (отсюда и название) как основного при объяснении явлений сознания. Термин ассоциациябыл введен в XVII в. английским философом и педагогом Джоном Локком(1632-1704) и происходит от латинского associo - соединять; им обозначалась такая связь двух идей, при которой актуализация одной из них приводит к актуализации другой (примерно в этом смысле мы пользуемся понятием ассоциация в обыденной речи, говоря, что "вспомнили что-то по ассоциации"). Сам Локк не считал этот принцип основным, однако позже, как уже сказано, на его основе старались объяснять все явления сознания. Ассоцианистов в большинстве объединяло признание нескольких основных положений, из которых выделим следующие:
    Как уже говорилось, душа понималась как сознание;
    Считалось, что сознание в основе своей состоит из простых элементов, своеобразных "атомов", которые, объединяясь, образуют более сложные;
 
    Исследовать сознание возможно только при помощи интроспекции;
    Предметом изучения выступало только индивидуальное сознание, индивидуальный внутренний мир - то есть в те времена психология не
 
изучала, например, взаимоотношений между людьми, особенности  человеческих сообществ.
   Предметом психологии в целом выступает сознание, но именно в это время возникает лаборатория, а потом - институт, основанные В. Вундтом, который ввел в психологию некоторые принципы физиологического исследования, а именно метод эксперимента, предполагающий специальную организацию условий, позволяющих исследовать явление (для Вундта, правда, эксперимент был не основным методом, а способом совершенствования интроспекции).
Как одно из важнейших  событий выделим создание психодиагностических методов и изучение на этой основе индивидуальных различий английским ученым Фрэнсисом Гальтоном (1822-1911) и разработку его сотрудниками начал статистической обработки данных. Отметим и еще некоторые тенденции в психологии последней трети XIX века. Австрийский психолог и философ Франц Брентано (1838-1917) рассматривал сознание как строящееся не из содержания (образов, идей), а из актов (суждений, представлений, оценок), отстаивая идею активной направленности (интенциональности) сознания; американский психолог и философ Уильям Джеймс. Отметим при этом, что психологическими проблемами интересуются не только философы и психологи, но и представители естественных наук - Чарльз Дарвин, влияние чьих идей испытало множество психологических школ и направлений; непосредственно к психологии обращены размышления и исследования гениального русского физиолога Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905), показавшего рефлекторный характер психических явлений. [1, c 56-59]. 

                    Краткий исторический очерк 

       В научном у потреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных или (как принято говорить теперь) психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17 - 19 веках, сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
    В 20 веке психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи  

название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако, до сих пор по сложившейся векам традиции, за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
    В 19 века психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. [1, с 60-63]. 
таким образом, психология  в своем развитии прошла несколько этапов :
    1 этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
    2 этап - психология как наука о сознании. Возникает в xvii в . В связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
    3 этап - психология как наука о поведении.  Возникает в xx веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, - а именно, поведение, поступки и реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). 
    4 этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
  История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году основанием в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. В 1885 году в.м. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. [ 1, c 63-65]. 
 

     
Исторические  предпосылки возникновения понятия “психика” 
                                                   
     Каждая конкретная наука имеет свои особенности, которые отличают ее  от других дисциплин. Издавна  явления,  изучаемые  психологией,  выделялись  и ограничивались от других проявлений жизни как особые  явления.  Их  особый характер усматривался в принадлежности  их  к внутреннему миру  человека, который существенно отличается от внешней действительности,  от  того,  что человека окружает. Постепенно все эти явления группировались под  названиями “восприятие”,  “память”,  “мышление”,  “воля”,   “эмоции”   и   другими, в совокупности образуя то, что и именуется  психикой,  т.е.  внутренним  миром
человека, его  душевной жизнью. Изучение  и  описание  закономерностей  этого внутреннего мира человека и  относится  к  ведению  психологии  как  научной дисциплины. 

    
Понятие “психология” имеет как научный, так и житейский  смысл.      [6,лекц.1].
      Официальное  оформление  научная   психология   получила   сравнительно недавно – в 1879 году,  когда  немецкий  психолог  Вильгельм  Вундт  открыл в Лейпциге первую лабораторию  экспериментальной  психологии  и  стал выпускать специальный психологический журнал. До  этого,  а  это  почти  2,5 тысячи лет, психологические знания развивались в рамках  философских  учений о душе.
     Своим  названием психология обязана  греческой мифологии, а  именно  мифу о любви смертной земной  женщины  Психеи  и  Эрота,  сына  богини  Афродиты. Психея  обрела  бессмертие  и  стала  равной  богам,  стойко  выдержав   все испытания, которым подвергла ее разгневанная Афродита. Для греков  этот  миф был образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой  души.  Поэтому Психей – смертный человек,  обретший  бессмертие,  -  стала  символом  души, ищущий свой идеал.
      Однако  житейские   психологические   знания   очень   приблизительны,
расплывчаты и  во многом отличаются от научных  знаний.  В  чем  состоит  это отличие?
    Во-первых, житейские  психологические  знания  конкретны, и привязаны  к конкретным ситуациям, людям, задачам.
    Во-вторых,  житейские   психологические   знания   носят интуитивный характер.
    Это обусловлено способом их получения – случайным опытом и его  субъективным анализом на бессознательном уровне.
      В-третьих,  существуют  различия  в  способах  передачи  знаний
    Как правило, знания житейской психологии передаются с большим  трудом,  а  часто эта  передача  просто  невозможна.  Как  пишет   Ю.Б.Гиппенрейтер,  “вечная проблема “отцов и детей” состоит как раз в том, что дети не могут и даже  не
хотят перенимать опыт отцов”.
      В-четвертых, научная психология располагает обширным разнообразным  и подчас уникальным фактическим материалом,  недоступным  во  всем  объеме  ни одному носителю житейской психологии.
     Психология возникла на стыке естественных наук и философии, поэтому  до сих пор точно не определено, считать ли психологию естественной  наукой  или гуманитарной. В целом  психология  относится  к  естественным  наукам,  хотя многие исследователи полагают, что психология должна занимать  особое  место в системе наук.
     Ей  отводится особое место также  и потому,  что  психика,  как  свойство
самой высокоорганизованной материи мозга, самое сложное, что  пока  известно человечеству. Кроме того, в психологии, в отличии от  других  наук,  как  бы сливаются  объект  и  субъект  познания.  Те  же   психические   функции   и способности, которые служат нам  для  познания  и  освоения 

внешнего  мира, образуются на познании самого  себя,  своего  “Я”,  и  сами  они  становятся предметом осознания и осмысления.  Следует  также  отметить,  что,  исследуя самого себя, человек не только познает себя, но и изменяет себя. Можно  даже сказать,  что  психология  –  это  наука   не   только   познающая,   но   и конструирующая, созидающая человека.
     Слово  “психология” в переводе  с   древнегреческого  буквально   означает
“наука о  душе” (psyche-“душа”, “logos – “понятие”,  “изучение”).  В  научном
употреблении  термин  “психология”  появился  в  16  веке.  Первоначально  он относился к  особой  науке,  которая  занималась  изучением  так называемых душевных или психических,  явлений,  т.е.  таких,  которые каждый  человек легко обнаруживает  в собственном сознании  в результате  самонаблюдения.
   Позднее, в 17-19 вв. область, изучаемая психологией, расширяется и  включает в  себя  не  только  осознаваемые,  но  и  неосознаваемые  явления.   Однако выяснение специфики явлений, которые изучает психология, весьма  затруднено, а их понимание во многом зависит от мировоззрения исследователя.
     Психика человека – субъективное отражение объективного мира, являющееся свойством высокоорганизованной материи (мозга).
     Психика  проявляется во внешнем поведении  и практической деятельности  людей, поэтому поведение и  деятельность человека выступают в качестве основных объектов психологии.
     Предметом психологии является изучение закономерностей развития психики, т.е. психического явления.
     Психические  явления обычно понимаются как  факты нашего внутреннего (субъективного)  опыта. Их легко обнаружить у самого себя, стоит только обратить взор “внутрь себя”.
     Субъективные  психические явления, как проявления  целостной личности, не являются  чем-то самостоятельным и изолированным.  Однако в психологии из методологических  соображений и для удобства изучения их принято подразделять на три основных группы:
    Психические процессы – ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции и др.;
    Психические состояния – активность, бодрость, пассивность, усталость, тревожность, радость и др.;
    Психические свойства личности – характер, темперамент, способности и др. Так, аффект может рассматриваться и как психический процесс, поскольку в нем выражена динамика чувств, и как психическое состояние, так как он характеризует психику в данный момент, и как проявление психических свойств личности – вспыльчивости, гневливости. Взаимосвязь психических явлений знакома каждому человеку, поскольку он повседневно встречается с умом, чувствами, характером и другими психическими особенностями окружающих его людей. Каждый из нас может отдавать себе  
 

отчет и о  своих личных психологических качествах  – внимании, памяти, способностях или  речи.[ 6, лекц 2]. 

   
 
 
 
 

 Схема взаимодействия психических процессов, состояний и свойств личности человека. 
 
 
 

       Психика
 
 
 


.



                    

                               
 
 
 
 
 
 
 

                               
                       
                     Вывод по главе
    
   В своей работе я попыталась проследить историю становления и развития психологии, одной из самых сложных и загадочных наук. Ведь эта наука – заманчивый мир явлений, вызывающих особый, исключительный интерес на протяжении многих веков.
      Знания  основ психологии, я думаю, необходимо каждому человеку, это позволяет людям хорошо понимать друг друга, действовать сообща.
      Значение  знаний и умений постепенно возрастало, особенно велико стало оно в наши дни. Не случайно существует прямая связь  между 
интересом к  психологии и уровнем социально–экономического развития стран. Самые цивилизованные страны располагают большим числом прекрасно подготовленных психологов.
      Зная  основы психологии, я смогу лучше  понять себя, своих учеников, своих  близких, познать человеческие отношения, объяснить поступки людей. Эти знания помогут мне справиться с жизненными проблемами. 

 
 
 
 
 
 

                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                
        
                   
                  2 глава.  Основы психологии. 

                           Представление о душе. 

Душа (психея, психика) – сложное информационно-энергетическое  единство
сознательного и несознательного  в человеке.
     Мысль  о независимости души от тела и ее  нематериальном происхождении возникла  в  древности.  Наши  предки  предполагали,  что  в  теле  человека заключено другое невидимое существо  (“тень”),  занятое  расшифровкой  того, что  поступает  в  органы  чувств.  Эту   “тень”,   или   “душу”,   наделяли способностью выходить на волю и жить собственной  жизнью  во  время  сна,  а также после смерти человека.
     Прошлые цивилизации придумали себе богов и богинь, которые  вмешиваются в жизнь людей, заставляя их влюбляться,  злиться  или  быть  смелыми.  Душой наделялся и окружающий мир – анимизм (от лат. Anima – “душа”).
  В 6  веке  до н.э. греческие философы уже сознавали, что все  эти  представления  основаны на мифах. Тем не менее, они  были  убеждены,  что 
в  каждом  человеке  есть нечто, позволяющее ему думать, волноваться. [ 13, с 18-27]. 
 

                                      Предмет и задачи психологии 

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.