На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологические особенности подросткового возраста, приводящие к девиантному поведеню с выраженным нарушением социально-общественных н

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЛИПЕЦКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  психологии
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ПРИВОДЯЩИЕ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ  С ВЫРАЖЕННЫМ НАРУШЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО- ОБЩЕСТВЕННЫХ НОРМ 
 
 

Выполнила студентка 4 курса
отделения специальной психологии
Чиковская Анастасия Валерьевна
Научный руководитель
Косыгина  Елена Александровна 
 
 
 
 
 

ЛИПЕЦК
2011 г. 
 

                                               Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические подходы к исследованию психологических особенностей подросткового периода…………………………………………6
 §1.1 Подростковый возраст: общая характеристика периода и его психологические особенности…………………………………………………..9
§ 1.2 Девиантное поведение : сущность, виды, структура
§1.3.Психологические особенности подростков, приводящие к девиантному поведению………………………………………………………………………..16
Глава 2. Экспериментальное исследование
  §  2.1. Описание экспериментальной ситуации…………………....................27
  § 2.2. Описание методики……………………………………………………..28
  § 2.3..Анализ и интерпретация результатов………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………32
Список  литературы………………………………………………………………34
Приложения…………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Введение
   Современными  психологами отмечено, что проблемы девиантного поведения и исследование психологических аспектов этого явления имеют свою динамику, определяемую далеко не однозначно условиями жизни и воспитания. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающееся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; противоречия между субъективным стремлением подростков к самостоятельности и объективным сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых институтами социализации (семьей, школой и другими); противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения – все эти процессы и явления применительно к подросткам создают на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать поведенческим девиациям. « Все обиды, все раны детской души, все ссоры в семье, в школе отреагируются подростками, причем грубо, по-хамски, с всевозможными вывертами и даже антисоциальными поступками» (Буянов М.Л.).
   В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес  к проблеме отклоняющегося поведения, что и определяет ее актуальность.
   Проблема  девиантного поведения – это  проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
Девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением причин и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации.
Подростковый  возраст – это время становления  характера. Именно в этот период влияние  среды, ближайшего окружения сказывается  с огромной силой. 
Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным.

В отечественной  литературе анализ психологических  особенностей  девиантного поведения проводится в работах Ю.Я. Клейберга, А.Е. Личко,  А.И. Ложкина, В.С. Мухиной, А.В. Петровского, М.В. Розина, Д.И. Фельдштейна, Л.Б. Шнейдера и многих других.
Цель  курсовой работы – анализ основных психологических особенностей подросткового возраста, приводящих к девиантному поведению.
Объект  – подростки с девиантным поведением, характеризующееся нарушением социально-общественных норм
Предмет - психологические особенности подросткового возраста, приводящие к девиантному поведению
Гипотеза  исследовательской работы - агрессия является яркой психологической особенностью среди всех остальных особенностей, приводящих к девиантному поведению.
Задачи  исследования:
1. Охарактеризовать основные особенности подросткового периода и совокупность его психологических особенностей
2. Раскрыть основные теоретические аспекты девиантного поведения подростков, понятия девиантного поведения и девиантного подростка.
3. Выявить психологические особенности, влияющие на развитие девиантного поведения у подростков.
 Проанализировать психологические особенности подростков, оказывающих влияние на формирование и проявление ими девиантного поведения
В данной курсовой работе использовалась следующая методика:
Методика  диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 

§1.1 Подростковый возраст: общая характеристика периода и его  психологические  особенности
     Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 9 классах средней школы и охватывают возраст от 13-17 лет (мальчики) и 12-15 лет (девочки).
Особое  положение подросткового периода  в развитии ребенка отражено в  его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них  зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов  развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным - стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым - стал самостоятельным и решительным и т.д. [1; с 18]
Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся  на особой стадии формирования ее важнейших  черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. [2; с 297 ] 

По мнению советских психологов, возрастные психологические  особенности подростка есть следствие  не только и не столько биологического созревания
и развития, сколько изменения социальных условий жизни и деятельности ребенка, появления в этом отношении новых социальных факторов. На развитие подростка огромное влияние оказывают его обучение и воспитание. Многое зависит от постановки учебно-воспитательной работы в школе. Однако нельзя считать, что возрастные характеристики подростка есть исключительно продукт конкретной организации его обучения и воспитания, конкретных условий жизни и деятельности подростка, т. е. нельзя вводить в абсолютную роль социальных условий, роль конкретных условий жизни и деятельности, нельзя игнорировать биологические и собственно, психологические закономерности развития.
     Из  сказанного следует, что понятие  возраста подростка, его особенностей не имеет абсолютного значения и  подростковый возраст в этой связи  не имеет совершенно четких, определенных и абсолютных границ и характеристик. Здесь есть определенные различия, иногда довольно существенные, которые объясняются влиянием конкретных социальных факторов, влиянием различных условий обучения и воспитания подростков. Но основные линии развития, основную характеристику развития детей в подростковом периоде выделить возможно.
Изучение  психологических причин формирования девиантного поведения у детей  подросткового возраста является важным аспектом его профилактики и коррекции. Девиантное (отклоняющееся) поведение в общем виде представляет собой отдельные поступки или систему поступков, которые противоречат правовым, социально-психологическим и нравственным нормам, принятым в обществе.
Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм         возникновения девиантного поведения с выраженным нарушением социально- общественных норм.
В подростковом возрасте можно выделить целую группу психологических особенностей личности, которые влияют на формирование у ребенка девиантных форм поведения.
Под психологическими особенностями личности следует понимать внутренний компонент личности ребенка, представляющий неповторимую и относительно устойчивую структуру, которая обеспечивает подростку активную жизнедеятельность в обществе. К психологическим особенностям личности относят стабильную совокупность индивидуальных качеств, которая определяет типичные адаптивные механизмы поведения и формы реагирования на ситуацию, систему представлений о себе и межличностных отношений, а также характер социального взаимодействия. [3; с 423]
     Менделевич  описывает психологические особенности, характеризующие лиц с девиантным поведением. К основным признакам таких личностей относятся следующие:
     1) сниженная переносимость трудностей  повседневной жизни, наряду с  хорошей переносимостью кризисных  ситуаций;
     2) скрытый комплекс неполноценности,  сочетающийся с внешне проявляемым  превосходством;
     3) внешняя социабельность, сочетающаяся  со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
     4) стремление говорить неправду;
     5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
     6) стремление уходить от ответственности  в принятии решений;
     7) стереотипность, повторяемость поведения;
     8) зависимость; 
 
 
 
 

§ 1.2 Девиантное поведение : сущность, виды, структура
     Впервые в России Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне  термином «отклоняющееся поведение».
Зарубежные  ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.
В отечественной литературе под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимают:
- Поступок, действия человека, не  соответствующие официально установленным  или фактически сложившимся в  данном обществе нормам, «будь  то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».
- Социальное явление, выраженное  в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам. [4; с 23]
В первом значении девиантное поведение  является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предметом социологии и социальной психологии.
Поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться  со многими негативными проявлениями (олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки зрения медицины, «незаконным» в соответствии с правовыми нормами), возникла даже тенденция считать его «ненормальным». Поэтому следует подчеркнуть что девиации, как мутации в живой природе являются всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно, жизнедеятельности и развития любой системы. Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, в которой социальные изменения реализуются также путем девиантного поведения, отклонения в поведении естественны и необходимы.
Они служат расширению индивидуального  опыта. Возникающее на основе этого  разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей  и их поведении является условием совершенствования общества, осуществления социального развития.
      Некоторые   отечественные   и   зарубежные    исследователи    считают
целесообразным  подразделять   отклоняющееся (девиантное)   поведение   на преступное  (криминальное),  делинквентное  (допреступное) и   аморальное (безнравственное). Данные типы девиантного поведения выделены  с  учетом особенностей   взаимодействия   индивида    с    реальностью,   механизмам возникновения поведенческих аномалий. [5; с 97]
      Криминальной   называют   личность,   совершившую    преступление.
Убийства, изнасилования,  бесчеловечные поступки  во  всем  мире  считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.
      Под делинквентностью  традиционно   понимается  правонарушительное  или противоправное действие, не несущее за собой  уголовной ответственности.  В немецком языке  понятие  «делинквентность»  включает  все  случаи  нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом,  т.е.  все  юридически  наказуемые деяния.  Отечественные  ученые  личность  несовершеннолетнего,  совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной.
      Поскольку отмеченные качества  являются  аморальными  (противоречащими нормам  этики  и  общечеловеческим  ценностям),   наблюдается   определенная трудность в отграничении делинквентных и  аморальных  поступков.  По  многим характеристикам  криминальное  и   делинквентное   поведение   рядоположены.
Различие  между рассматриваемыми понятиями  заключается в том, что  преступное и  делинквентное  поведение  носят  антисоциальный  характер,  аморальное  - асоциальный.
      В рамках рассмотренных видов  выделяют следующие  формы   отклоняющегося поведения:    асоциальное    (аморальное,    деструктивное,     политическое преступление),  делинквентное  (криминальное)   и   паранормальное.   Однако остается неясным, почему же делинквентное  поведение  выделено  в  отдельный тип и не является ли оно видом асоциального. [6; с 56]
      Н. Смелзер приводит наиболее  яркие  примеры   девиации  (бесчеловечные поступки,  которые  всегда  вызывают  осуждение): убийство,  кровосмешение, изнасилование. Выделяя три основных компонента девиации  (человек,  которому свойственно определенное поведение; норма (или ожидание),  которая  является критерием оценки девиантного поведения; некий  другой человек,  группа  или организация,  реагирующая  на  поведение),  он   отмечает,   что   ожидания, определяющие девиантное поведение, со  временем  меняются;  среди  населения могут возникать разногласия по поводу законности  и  правильности  ожиданий; различные слои населения  могут  выражать  разные  точки  зрения  по  поводу девиантности некоторых типов поведения - курения,  употребления  наркотиков, нарушения правил дорожного движения и пр.  «Поскольку  критерии  определения девиантного поведения неоднозначны  и  часто  вызывают  разногласия,  трудно точно установить, какие типы поведения можно считать девиантными». [7; с 76]
      Беличева С.А. среди  отклонений  от  нормы  выделяет  асоциальный   тип
отклоняющегося  поведения;  рассматривает  социальные  отклонения  корыстной направленности   (хищения,   кражи   и   т.п.),    агрессивной    ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа  (уклонение от гражданских обязанностей, уход от  активной  общественной  жизни);  считает, что они различаются по  степени  общественной  опасности,  по  содержанию  и целевой  направленности.  Ею  выделяется  до криминогенный   уровень,   когда несовершеннолетний  еще  не  стал  объектом  преступления,  и  криминогенные проявления - асоциальное поведение преступной ориентации.
      Асоциальность рассматривается как наиболее общее  понятие,  означающее любое  отклонение  от  социальных  норм.
При этом С.А. Беличева различает несоциализированные формы проявления  асоциальности, которые  выступают  в виде негативизма, конфликтности, агрессивности, направлены против множества людей, групп или учреждений, и социализированные  нарушения,  которые  могут проявляться в тех же видах,  но  по  отношению  к  отдельным  людям  девиантам сохраняет лояльность и не проявляет асоциального поведения (например,  банда не совершает краж внутри своей группы). С нашей точки зрения и ту, и  другую форму можно считать девиацией поведения. [8; с 87 ]
      Поскольку  социальная  запущенность  означает  устойчивое   и   полное
игнорирование социальных норм, длительное и общее  социальное  пренебрежение, всякого социально запущенного  можно  считать  асоциальным,  но  не  всякий, обнаруживающий  асоциальное  поведение,   социально   запущен.   Таково   же соотношение между делинквентностью и социальной запущенностью.
      В настоящее время большое   внимание  уделяется  выявлению   и  описанию отклонений в поведении, связанных с  патохарактерологическими  особенностями личности.
      Подростковому  возрасту  также   присущи  различные  типы   нарушенного поведения. Необходимо  выделить  делинквентные  действия,  распространенные среди несовершеннолетних  -  наркомания,  токсикомания,  алкоголизм,  угон автотранспорта, побеги,  домашние   кражи,   хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение,  сверхценные  увлечения, а  также  типично   подростковые   девиации,   встречающиеся   только   при психопатологическом типе.
       Следует отметить подростка – «ботана» - своего  рода  «фаната  учебы»,
зацикленность которого на учебной деятельности оказывается  препятствием  на пути налаживания полноценного интимно-личностного общения  со  сверстниками. С другой стороны, такая моноканальная активность  подростка  не  может  быть оценена как своего рода отклоняющееся поведение,  т.к.  носит  просоциальную направленность.
      В.М. Синайко,  А.М. Кожина,  И.В.Романова,  Л.М. Гайчук   отмечают,   что девиации у подростков    с    антидисциплинарным,    антиобщественным, аутоагрессивным  поведением  имеют  склонность  к  генерализации   и   могут захватывать все ниши их социального функционирования - семью, школу,  группу сверстников.
      Рассмотрев разновидности отклонений  в поведении, можно констатировать, что  единой  точки  зрения  исследователей  на  классификацию  и   типологию девиантного поведения не наблюдается. Многие ученые  в своих работах  особое внимание  уделяют   отдельным   видам   отклоняющегося   поведения,   отдают предпочтение  определенному  возрасту,  что  отражает   сферу   их   научных интересов.
      Критерии девиантного поведения  неоднозначны. Латентные  правонарушения (безбилетный проезд,  нарушение правил  уличного  движения,  мелкие  кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако  резкие   изменения  в поведении,  когда  потребности  личности   не   соответствуют   предложению; снижение ценностного отношения к  себе,  своему  имени  и  телу;  негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость  к  педагогическим воздействиям;   ригоризм   в   отношении    к    наркомании,    проституции, бродяжничеству,  попрошайничеству, связанный с особым виктимным  опытом; правонарушения  служат   наиболее   устоявшимися    признаками   девиантного поведения.  Л.Б.Филонов  подчеркивает,  что   недопустимо  навешивать  ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.
      Итак, девиантным считается поведение,  отклоняющееся  от  норм  морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и  культурного развития,  и  влекущее  за  собой  санкции:  изоляцию,  наказание,  лечение, осуждение и другие  формы  порицания  нарушителя.  Проявляется  оно  в  виде несбалансированности  психических   процессов,   неадаптивности,   нарушении процесса  самоактуализации  или в виде  уклонения   от   нравственного   и эстетического контроля над собственным поведением.
      Каким бы важным ни  являлся   анализ  международных  тенденций,  каждая страна  решает  проблему  отклоняющегося  поведения  применительно  к  своим условиям, но с учетом ее интернациональности.
     Существуют  и различные так называемые нормоцентрические  подходы к оценке поведенческой нормы и девиации. Если в естественных науках ориентируются на "норму-точку" (например, нормальная температура тела человека - 36,7), то в социальных науках "норма" - это интервал, оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень. Я.И. Гилинский социальную норму определяет как "исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру допустимого поведения".
В соответствии с социальным подходом к девиантному следует относить поведение, опасное для общества и окружающих людей. Однако не всегда солидарность людей - норма, а классовая борьба - отклонение от нее. Это - "норма-идеал", пришедшая из этики. Таким образом, проблема нормы - междисциплинарная проблема, корни которой лежат в общебиологических закономерностях психического развития человека и психосоциальных особенностях, а также в этико-философских нормах. [9; с 151]
Отклоняющимся может быть принято поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием ряда причин. Наличие стандарта, фиксирующего типичные черты ребенка определенного хронологического возраста, позволяет рассматривать каждого отдельного ребенка как вариант, более или менее отклоняющийся от основного типа.
  С учетом стандарта - ребенка  массового типа возрастного развития - Л.С. Выготский выделил отсталого ребенка, ребенка-примитива с задержкой развития социокультурного происхождения и ребенка-дезорганизатора (как "трудного", так и одаренного). Подросток с девиантным поведением - это, как правило, ребенок-дезорганизатор.
Психологический подход рассматривает девиантное поведение  в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста и деградацией личности.
Если  при определении нормы и девиации исходить из какого-то подхода в  зависимости от рамок культуры, в которой он проживает, нельзя однозначно определить, что есть норма, а что девиация.
Феноменологический  психологический подход позволяет  отметить, что в практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Так, ярлык «девиантных» среди педагогов носят недисциплинированные дети, которые постоянно привлекают к себе внимание, доставляют наибольшее беспокойство использованием нецензурной и жаргонной лексики, эпизодическим употреблением алкоголя, табака, драками.
Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, "нормальными" игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта. В период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.
Поэтому девиантом можно называть того подростка, кто “не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение”, которое носит социально-общественный негативный характер.
1.3 Психологические особенности подростков, приводящие к девиантному поведению
     Анализ нарушений в формировании, становлении и развития личности подростка, а также особенностей выраженного протекания подросткового кризиса позволил Менделевичу, Личко и другим авторам выделить следующие основные психологические особенности девиантного поведения:
- Неумение контролировать себя, повышенная возбудимость.
- Стремление  подростка получить новые сильные  впечатления, склонность к рискованному  поведению.
- Стремление  детей в подростковом периоде  к независимости и самостоятельности.
- Неуверенность  ребенка в себе.
- Недостаточное  развитие у подростка интеллектуальной  сферы.
- Низкий  уровень развития умения эмоционально-волевого  контроля своей деятельности.
-  Наличие  высокого уровня одиночества,  чувства, что его не понимают  другие
- Акцентуация  характера
- Повышенный уровень проявления конформного поведения, неспособность подростка противостоять вредному влиянию окружения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.