На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и классификация налогов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    План:
   Введение…………………………………………………………..стр. 2-3
      Сущность налогов…………………………………………стр. 4-10
      Функции налогообложения……………………………….стр. 11-15
      Налоги с населения
      Налог на доходы физических лиц…………………….стр. 16-31
      Налог на имущество…………………………………...стр. 32-39
      Налог на землю………………………………………...стр. 40-48
      Транспортный налог…………………………………...стр. 45-49
    Заключение………………………………………………………...стр. 50-51
Список использованной литературы.
Приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.
      Налоги - один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения им своих функций. С тех пор многое изменилось, однако главное предназначение налогов сохранилось.
      Налоги  являются необходимым звеном в экономике  любой страны, поскольку являются важнейшим элементом распределительно-денежных отношений, организуемых государством.
      Цель  курсовой работы – отразить сущность налогов, их роль для государства и населения в целом, показать как те или иные налоги, взимаемые с населения влияют на уровень реальных доходов населения и т. д.
     Основная  роль налогов - фискальная, соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов.
     Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг,на личные сбережения и инвестиции.
     В налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов, как на федеральном, так и местных уровнях. Это достигается, в основном, за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей.
      Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют все функции, свойственные налогам вообще.
      За  счет налоговых взносов формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов  выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов.
     Обобщая, налог можно определить как форму  принудительного отчуждения результатов  деятельности юридических и физических лиц в собственность государства, вносимый в бюджет соответствующего уровня (или целевой фонд) как не целевой, безвозмездный, безвозвратный, безусловный и обязательный платеж. Тема налогообложения во все времена была актуальной и самой проблемной.
 


      Сущность  налогов.
 
      Налоги — это форма принудительного изъятия государством в свою собственность части имущества, принадлежащего населению.
      Налоги  - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
       Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
   1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.
   2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
   3) источник  налога  - т.е.  доход из которого выплачивается налог;
   4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
   5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
    При выяснении понятия и сущности налога, следует обратиться к генезису определения этой категории. Рассмотрим различные определения.
"Под  налогом следует понимать обязательные для граждан платежи известной доли своего имущества для общественных потребностей. Как мы видим, акцент делается на обязательность платежа физическими лицами.
      "Налог  есть та часть богатства, которую  граждане принудительно отдают государству и местным общественно-правовым органам на цели удовлетворения коллективных потребностей"1. В этом определении подчеркнут принудительный характер налогообложения населения.
"Налог  есть принудительный сбор, взимаемый государством с отдельных лиц для покрытия расходов, вызванных общегосударственными нуждами, без всякого отношения к специальной выгоде плательщика. В данном случае подчеркивается безвозмездный характер налогового платежа.
      Налоги - это форма принудительного изъятия  государством в свою собственность  части имущества (в денежной форме - с развитием денежного обращения), принадлежащего населению.2
      Также определение налога дается в Налоговом Кодексе РФ (НК РФ). Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
    Итак, понятие "налога" позволяет поставить  вопрос о выделении в рамках единого  термина двух значений:
1.   Налог, как правовая категория. При характеристике налога как правовой категории делается акцент на смену форм собственности (переход собственности к государству).
2.   Налог как прикладная категория. При определении налога как прикладной категории, суммируются все основные признаки налога, т.е. налог представляет собой не целевой, безвозмездный, безвозвратный, безусловный и обязательный платеж, вносимый юридическими и физическими лицами в бюджет соответствующего уровня (или целевой фонд) па основании акта компетентного органа.3
Обобщая эти две стороны единой категории, можно определить налог как форму принудительного отчуждения результатов деятельности юридических и физических лиц в собственность государства, вносимый в бюджет соответствующего уровня (или целевой фонд) на основании акта компетентного органа государственной власти и выступающий как не целевой безвозмездный, безвозвратный, безусловный и обязательный платеж.
      За  счет налоговых взносов формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.
        Хотя налог как способ изъятия и перераспределения дохода возникает вместе с государством, в Европе становление и интенсивное развитие науки о налогах происходит лишь с середины ХVIII в. в связи с потребностями формирующегося буржуазного общества. Родоначальником ее считается А. Смит, который раскрыл понятие налога, определил его место в хозяйственной жизни, и сформулировал основные принципы взимания. По А. Смиту, налог - это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает и его размер, и порядок уплаты4. При этом государство должно руководствоваться определенными принципами:
1) всеобщностикаждый должен участвовать в поддержке государства в меру своей платежеспособности, т.е. пропорционально доходу, которым он пользуется под покровительством государства.
2) определенности   -   налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа;
3) удобства взимания налога для плательщика - удобным способом, в удобное время, когда плательщик располагает максимумом средств;
4) дешевизны взимания - вводить налоги, сбор которых минимизирует издержки;
5) выбора объекта обложения, которые в наибольшей степени способствуют развитию хозяйства;
6) справедливости - государство предусматривает справедливое налогообложение, освобождая от обложения минимум для существования и облагая более высокими ставками более крупные имущества и доходы;
7) законодательной формы учреждения налога - как гарантии обеспечения гласности, состязательности и согласия на принудительное изъятие частной собственности.
      Сегодня принципы, выведенные А.Смитом, расширены  и дополнены в соответствии с  духом нового времени.
Систему современных принципов, можно рассмотреть еще в следующем варианте:
1.    Стабильность и предсказуемость. Предполагает неизменность основных налоговых платежей и правил взимания налогов в течение продолжительного времени, а также логичность с экономической  и  правовой  стороны  изменений налогового законодательства;
2.     Гибкость. Предполагает оперативное изменение налоговых платежей, способов их исчисления, системы льгот и санкций в зависимости от изменения экономической ситуации;
3.     Равновесие. Обеспечивает ориентацию государства на поддержание с помощью налогов структурно - воспроизводительного равновесия;
4.    Подвижность. Отражает чувствительность налоговых платежей к изменениям в области формирования изменений налогооблагаемой базы;
5.     Удобство как для плательщика при внесении налоговых платежей, так и для контролирующего субъекта по изъятию налога;
6.    Стимулирование, т.е. формирование экономических и правовых интересов в осуществлении определенной деятельности и получении более высоких доходов;
7.     Экономичность. Соотношение расходов по сбору налога (содержание аппарата, разработка документации и т.д.) и доходов от сбора налоговых поступлений.
      В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации ( региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
     Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Федеральные налоги создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников),за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих – региональных и местных – бюджетов.
     К федеральным налогам и сборам (статья 13 НК) относятся:
      налог на добавленную стоимость;
      акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды             минерального сырья;
      налог на прибыль (доход) организаций;
      налог на доходы от капитала;
          5)         единый  сельскохозяйственный налог;
             государственная пошлина;
             таможенная пошлина и таможенные сборы;
              налог на добычу полезных ископаемых;
              налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
      сбор за право пользования объектами животного мира и                  водными   биологическими ресурсами;
         лесной налог;
         водный налог;
         федеральные лицензионные сборы.
      Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым Кодексом, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Региональные налоги обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов. Общий порядок установления и изъятия региональных налогов устанавливается НК РФ (ст.14) и законами субъектов РФ.
     К региональным налогам и сборам (статья 14 НК) относятся:
    налог на имущество организаций;
    транспортный налог;
    региональные лицензионные сборы.
      Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. 
 
 
 
 

     Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в  действие законами указанных субъектов  Российской Федерации.
     При установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления в  нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных  Налоговым Кодексом, порядок и  сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу.
     К местным налогам и сборам (статья 15 НК) относятся (статья 15 вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (статья 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗземельный налог;
    налог на имущество физических лиц;
    налог на землю;
    местные лицензионные сборы;
    единый налог на вмененный доход.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


      Функции налогообложения.
    Налоги  — это не только экономическая, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т.е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.
    Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Еще в XVII в. английский экономист, родоначальник классической буржуазной политэкономии Б. Петти, автор теории трудовой стоимости указывал на наличие политической функции налогов, обосновывая преимущества косвенного (особенно акцизного) налогообложения17.
    Следует выделить следующие функции налогов: фискальную, регулирующую, стимулирующую, распределительную или перераспределительную,  контрольную, накопительную.
    1. Исторически первая - фискальная функция. Государство, устанавливая налоги и сборы, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своей деятельности. Таким образом, государство защищает интересы своей казны. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества, посредством чего реализуется перераспределительная функция.
Значение  фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. XX в. характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.
    Вторая  функция налогов и сборов - регулирующая. Налоги и сборы используются как средство регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста. Эта функция наиболее важная, хотя получила признание лишь во второй половине XX в. Основными инструментами налоговой регулирующей политики выступают налоговые льготы, скидки и кредиты. При этом льготы могут быть общими для всех плательщиков или специальными для отдельных их групп. Налоговые льготы предусматривают налоговый минимум, исключение из облагаемой прибыли некоторых видов расходов и доходов плательщиков, полное или частичное освобождение от налогов, возврат ранее уплаченных сумм, отсрочка платежа, инвестиционные премии, которые засчитывают как налог на прибыль, налоговые скидки и кредиты. Из всего перечня налоговых льгот обычно исключают и выделяют в самостоятельные  группы  налоговые  скидки  и кредиты.
      Увеличивая  или уменьшая размер налоговых скидок и кредитов, государство регулирует масштабы и темпы накопления капитала, сообразуясь с реальными экономическими тенденциями в стране. Своеобразной формой налоговой скидка, призванной стимулировать роет инвестиций, и ускорение процесса обнов нения активной части основных производственных фондов, выступает ускоренная амортизация. Списание на себестоимость в течение одного года основной массы первоначальной стоимости законодательно определенных видов производственного оборудования и техники позволяет предприятиям уменьшить суммы облагаемой налогом прибыли. Это дает им возможность снизить как абсолютный размер налогов, так и их относительную величину - удельный вес в прибыли и в цене товара.
      Третья функция налогов и сборов - стимулирующая и ее антипод - дестимулирующая функция. Эта функция может рассматриваться как самостоятельно, так и в составе функции регулирования. Государство, повышая или понижая ставки налогов и сборов, может менять объем денежных средств, инвестируемых в ту или иную отрасль.
      Налоги  и сборы, выполняя свою третью функцию, призваны активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. Нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.
      Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т. л.
      Четвертая функция  - распределительная. Налоги играют решающую роль в процессе распределения ВВП и НД страны. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.
      Помимо  рассмотренных функций налогам  свойственна и функция контроля.
      В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность, за получением доходов гражданами и т.д. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
      Выделяют такую функцию налогов, как накопительная, что представляется обоснованным. Накопление - это конечный ориентир, на который нацелено функционирование налоговой системы, а другие функции рассматриваются им как средства для достижения цели накопления в широком смысле.
      Указанное разграничение функций носит  условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Налоговое регулирование затрагивает и  социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы организаций, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. В целях стимулирования ускоренного накопления капитала подобным же методом налоговое законодательство некоторых стран предусматривает возможность предприятий производить в отдельных случаях вычеты на рекламу, комиссионные расходы, убытки, безнадежные долга, местные налоги и т.п.
      Пополняя  бюджет, налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов.                                                                                                                                                                                                                                                                
В этой связи можно говорить о социальной функции налогов.                                                                                                                                                                                                                                                                 Надлежащая    реализация    вышеуказанных функций налогов напрямую зависит от того, насколько оптимально построена налоговая система государства.    
      Функции налогов представлены в приложении №2.                                                                                                                                                                                                                                                                                          
      Таким образом, можно предположить, что понятие налоговой системы состоит из совокупности двух взаимообусловленных признаков. С одной стороны, это совокупность налогов, сборов, других платежей, закрепленных в качестве государственных доходов. С другой стороны, это совокупность процессуальных отношений по поводу установления, изменения, отмены налогов, платежей, по поводу организации контроля регламентации ответственности за нарушение налогового законодательства.
      От  того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
      Налоговый кодекс РФ (ч. I HK РФ) не содержит четкого определения понятия налоговой системы, но проанализировав соответствующие главы НК РФ, можно сделать вывод, что под ней понимается система налогов, взимаемых с населения, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, такие как:
1.    Определяются виды налогов и сборов, взимаемых в России;
2. Устанавливаются основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3.   Определяются основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4. Определяются права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений и ответственность за совершение налоговых правонарушений;
5.    Устанавливаются формы и методы налогового контроля, а также порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.
Таким образом, к настоящему времени в  РФ сложилась налоговая система  РФ, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития. 

 


      Налоги  с населения.
    1) Налог на доходы физических лиц.
      Как и любой другой налог, налог на доходы физических лиц является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудносовместимые задачи. Это обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровня доходов населения и, соответственно, структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов; помощь наименее защищенным категориям населения. Налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Цели взимания и основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с характером принятых во многих промышленно развитых странах аналогичных налогов. Место налога на доходы физических лиц в налоговой системе определяется следующими факторами:
    НДФЛ – это личный налог, т.е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
    НДФЛ в большей степени отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности;
    налог относительно регулярно поступает в бюджет, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
    основной способ взимания налога – у источника выплаты дохода – является достаточно простым эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.
    Модель  на доходы физических лиц представлена в приложении №1
    Налог на доходы с физических лиц (статья 224 НК РФ) является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог относится к регулирующим налогам, т.е. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов – в виде процентных отчислений по нормативам, утверждаемым в установленном порядке на очередной финансовый год.  
        Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Резидентами признаются физические лица, находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за рубеж для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения. Независимо от времени нахождения в РФ резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов власти, командированные на работу за рубеж.

    Объектом  налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
    1) от источников в Российской  Федерации и (или) от источников  за пределами Российской Федерации  - для физических лиц, являющихся  налоговыми резидентами Российской  Федерации;
    2) от источников в Российской  Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
    К доходам от источников в РФ относятся:
1) дивиденды и проценты, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ;
2) страховые выплаты при наступлении страхового случаи, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;
3) доходы, полученные от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности;
4)  доходы, полученные от предоставления » аренду, и доходы, полученные от иного использования имущества, находящегося в РФ;
5)  доходы от реализации:
•   недвижимого имущества, находящегося в РФ;
•  в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
•   прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ:
•  иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в РФ. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации — налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
(в ред.  Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ)
8) доходы от использования любых транспортных средств. включая морские или воздушные суда, трубопроводов, линий электропередачи,  средств связи, компьютерных сетей, находящихся или зарегистрированных (приписанных) в РФ, владельцами (пользователями) которых являются резиденты РФ, включая доходы от предоставления их в аренду, а также штрафы за простой (задержку) судна сверх предусмотренного законом или договором срока, в том числе при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;
9) иные  доходы, получаемые плательщиком  в результате осуществления им деятельности в РФ.
      Не  относятся к доходам, полученным от источников в РФ, доходы лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в РФ, а также с ввозом товара в РФ.
Это положение  применяется в отношении операций, связанных с ввозом товара в РФ в таможенном режиме выпуска в  свободное обращение, только при  соблюдении следующих условий:
1)  поставка товара осуществляется лицом не из мест хранения (в том числе таможенных складов), расположенных в РФ;
2)   к операции не применяются положения п. 3 ст. 40 НК РФ;
3)   товар не продается через постоянное представительство в РФ.
      Если  не выполняется, хотя бы одно из этих условий, доходом, полученным от источников в РФ в связи с реализацией товара, признается часть полученных доходов, относящаяся к деятельности лица в РФ.
        Законодательство устанавливает следующий порядок исчисления налогооблагаемой базы. Учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода плательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу.
      База  исчисляется отдельно по каждому  виду доходов, по которым установлены различные ставки.
      Для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая  база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Если при этом сумма вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, то в этом периоде налоговая база считается равной нулю. Наследующий налоговый период разница между суммой вычетов в этом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13%, не переносится.
            Наиболее распространенными видами натуральных доходов плательщика являются:
•   оплата за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика;
•  безвозмездно полученные плательщиком товары (работы, услуги);
•   оплата труда в натуральной форме.
К доходам, полученным в виде материальной выгоды, относятся:
• выгода, полученная от экономии на процентах за пользование плательщиком заемными средствами;
•  выгода, полученная от приобретении товаров (работ, услуг) у физических лиц в соответствии с гражданско-правовым договором, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к плательщику;
•   выгода, полученная от приобретения ценных бумаг. Порядок определения налоговой базы в трех этих случаях можно представить в виде табл. №1.
    Не  подлежат налогообложению (освобождаются  от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
    1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
    2) пенсии по государственному пенсионному  обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном  действующим законодательством;
(в ред.  Федерального закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ)
    3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
(в ред.  Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
    •  возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
    • бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
(в ред.  Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
    • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
    • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
    • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
    • гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;
    • возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
    • исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
(в ред.  Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)
4) вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;
5)  алименты, получаемые плательщиками;
6) суммы, получаемые плательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями по перечню организаций, утверждаемому Правительством РФ;
7) суммы, получаемые плательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ;
8) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:
•  плательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной и исполнительной власти либо иностранными государствами или специальными фондами, созданными органами государственной власти или иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами, правительственными и неправительственными межгосударственными организациями;
• работодателями плательщикам, являющимся членами семьи своего умершего работника, или плательщику, являющемуся своим работником, в связи со смертью члена его семьи;
• плательщикам в виде гуманитарной помощи, а также в виде благотворительной помощи, оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями, включенными в перечни, утверждаемые Правительством РФ;
•  плательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами;
•  плательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
9) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в расположенные в РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в расположенные в РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:
•  за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций;
•  за счет средств Фонда социального страхования РФ;
10) суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей при наличии у медицинских учреждений лицензий, а также наличии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.
    Указанные доходы освобождаются от обложения в случае безналичной оплаты работодателями медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание плательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно плательщику (членам его семьи, родителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета плательщиков в банках;
11) стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями; стипендии, учреждаемые Президентом РФ, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти РФ, органами субъектов РФ, благотворительными фондами; стипендии, выплачиваемые из Государственного фонда занятости населения РФ плательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости;
12)  суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые плательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границу, — в пределах установленных норм;
13) доходы плательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, расположенных в РФ, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.
      Указанные доходы освобождаются от налогообложения  при условии представления плательщиком документа, выданного органом местного самоуправления, правлениями садового, садово-огородного товариществ, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена плательщиком на принадлежащем ему или членам его семьи участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества;
14)  доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельскохозяйственной продукции — в течение пяти лет после регистрации хозяйства. Настоящая норма применяется в отношении доходов тех членов хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой как члены другого подобного
хозяйства;
15) доходы плательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, Грибов, другой дикорастущей продукции организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на заготовку (закупку) этой продукции, за исключением доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от перепродажи указанной продукции;
16) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
17) доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи обществам охотников, организациям потребкооперации или государственным унитарным предприятиям добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных, если добыча таких животных осуществляется по лицензиям;
18) доходы, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторского вознаграждения;
19) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если не предусмотрено иное.
      Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются  от обложения, если даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственниками (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
20) доходы, полученные от акционерных обществ в результате переоценки основных фондов в виде дополнительно полученных ими акций, распределенных между акционерами пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью;
21) призы в денежной и натуральной формах, полученные спортсменами за призовые места на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы, — от организаторов или на основании решений органов государственной власти за счет средств соответствующих бюджетов; чемпионатах, первенствах и кубках РФ, — от организаторов;
22) суммы, выплачиваемые организациями и физическими лицами на обучение в учреждениях, имеющих лицензии, детей-сирот в возрасте до 24 лет;
23) суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;
24) вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;
25) доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход;
26) суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, РФ и субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления;
27) доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов и религиозных организаций;
28) доходы в виде процентов, получаемые плательщиками по вкладам в банках, находящихся в РФ, если;
• проценты по рублевым вкладам выплачиваются  в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования, в течение периода, за который начислены указанные проценты;
 •   установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;
29) доходы, не превышающие 4000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:
• стоимость  подарков, полученных плательщиками  от организаций или индивидуальных предпринимателей;
• стоимость призов, полученных плательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;
• суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
• возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов;
• стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг);
30) доходы солдат, матросов, сержантов и старшин срочной виной службы, призванных на учебные или поверочные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы либо по месту пребывания на сборах;
31) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента РФ, депутата Государственной Думы, депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ, кандидата на должность главы исполнительной власти субъекта РФ, кандидата выборного органа местного самоуправления, кандидата на должность главы муниципального образования, кандидата на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ, предусмотренном Конституцией РФ, конституцией, уставом субъекта РФ и избираемых непосредственно гражданами, кандидата на иную должность в органы местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, связанных с проведением избирательных кампаний;
32) выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, а также выплаты, производимые молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий;
33) выигрыши по облигациям государственных займов РФ и суммы, получаемые в их погашение;
34)  помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, тюрем и других мест принудительного содержания, созданных  фашистами и их союзниками в период войны, в части, не превышающей 10 тыс. руб. за налоговый период.
       Налоговые ставки. Обложение доходов физических лиц строится во всех странах по прогрессивной шкале. В России же с 1 января 2001 г. установлен пропорциональный метод налогообложения — ставка налога равна для каждого плательщика независимо от размера его доходов и определяется видом получаемых доходов (таблица №2).
Порядок исчисления и уплаты налога на доходы с физических лиц имеет некоторые особенности применительно:
•   к налоговым агентам;
• индивидуальным предпринимателям и другим лицам, занимающимся частной практикой;
•   отдельным видам доходов.
    Налоговые агенты — российские организации, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми плательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у плательщика и уплатить сумму налога. Перечисленные лица являются налоговыми агентами.
    Исчисление  сумм налога производится агентами нарастающим  итогом с начала налогового периода  по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется станка 13%, начисленным плательщику за данный период. Налог по доходам, облагаемым по иным ставкам, исчисляется агентом отдельно.
    Агенты  обязаны перечислять суммы налога не позднее дня получения в банке наличных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях агенты перечисляют суммы налога не позднее дня, следующего за днем получения плательщиком дохода,  - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных плательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
    Не  допускается уплата налога за счет средств налоговых агентов. При заключении договоров запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми агенты принимают на себя обязательства по уплате налога за физических лиц.
    Особенности исчисления налога отдельными категориями физических лиц сводятся к следующему.
Исчисление  и уплату налога производят следующие  плательщики:
• физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от ее осуществления;
•   частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся частной практикой, — по суммам доходов, полученных от нее.
Эти плательщики  исчисляют суммы налога самостоятельно.
    Общая сумма налога, подлежащая уплате в  соответствующий бюджет, исчисляется  плательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате плательщику дохода, а также сумм авансовых платежей, уплаченных в бюджет. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
    Указанные плательщики обязаны представить  в налоговый орган декларацию в установленные сроки. Плательщики — резиденты РФ в случае получения доходов за рубежом одновременно обязаны представить справку от источников доходов.
    Общая сумма налога, подлежащая уплате, исчисленная  по налоговой декларации, уплачивается по месту жительства плательщика не позднее 15 июля года, следующего за истекшим.
    Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, нижеперечисленными категориями плательщиков:
• физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
•  частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой;
• физические лица, получающие вознаграждение от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма ил и договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим липам;
•  физические лица — резиденты РФ, получающие доходы из зарубежных источников;
•  физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.