Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система механизмов таможенно-тарифного регулирования внешне-экономической деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение   3
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД как инструмент             обеспечения  экономической безопасности …….........................................   10
           1.1. Нормативно-правовые основы ………………………………..   14
           1.2. Виды таможенных пошлин                  ………………………...     19
          1.3. Тарифные методы в системе государственного регулирования…29
 Глава   2.  Система механизмов таможенно-тарифного регулирования
                   внешне-экономической деятельности…………………………    39 

Заключение   45
Список  использованных источников   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность  темы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

     Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.
     Многогранность  и сложность возникающих в  такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.
     Вместе  с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.
     Сложившаяся реальность подтверждает актуальность избранной темы дипломной работы.
     Проблематика  совершенствования управления государственной  таможенной службой вынудила обратить на себя внимание в последние десять лет. Это обусловлено, прежде всего, тем, что к этому времени изменения в характере и масштабах ВЭД, возрастание се социально-экономического значения для каждой из стран и мирового сообщества в целом объективно потребовали внесения существенных корректив практически во все сферы таможенного дела, в содержание задач таможенной службы, их функции, организацию управления и взаимодействия с другими органами внутри государства и на международном уровне, расширения социальной базы ее деятельности.
       Основой таможенного регулирования внешнеторговой деятельности является институт таможенного тарифа с помощью изменения, которого должно достигаться оптимальное соотношение между экспортом и импортом товаров. Значение внешнеэкономической безопасности как составляющей общеэкономической безопасности трудно переоценить, учитывая значительность влияния внешнеэкономической деятельности на экономику в целом. Объем внешнеторговых операций увеличивается стремительно в зависимости от внешнеторговой политики Российской Федерации, установленного режима благоприятствования и установленных таможенных пошлин.
     История возникновения и развития института  таможенно-тарифного регулирования, как и таможенной деятельности в целом, тесно связана с историей возникновения и развития Российского государства. Постепенно таможенные пошлины наряду с фискальной начинают осуществлять протекционистскую и балансировочную функции.
     Развитие  института таможенно-тарифного регулирования  в России связано с тремя направлениями таможенной политики государства: использование строго охранительной тарифной системы, более умеренный протекционизм и, наконец, экономический либерализм – выбор которых зависел от учета интересов развития промышленности, внешней торговли и даже внешней политики. Причем безоговорочное лидерство таможенных сборов от всех налоговых поступлений казны чаще всего являлось следствием, как развития внешней торговли России, так и результатом целенаправленной умеренно-протекционистской политики правительства.
     В 1991 г. был принят новый Таможенный кодекс и Закон СССР «О таможенном тарифе». Формированию и применению таможенно-тарифного регулирования в постсоветской России предшествовал общий процесс либерализации внешнеэкономической деятельности. И только 21 мая 1993 г., с принятием Закона РФ «О таможенном тарифе» (вступил в силу с 1 июля 1993г.), были определены законодательные основы формирования и применения таможенного тарифа. С 1 января 1994 г. был введен в действие Таможенный кодекс РФ. Впоследствии была сформирована нормативно-правовая основа и в отношении государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целом.
     Система международной торговли к началу 80-х гг. XX века, подстегиваемая процессом глобализации и интернационализации производства, стала гораздо более сложной. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) не покрывало целого ряда новых важных направлений: торговли услугами, зарубежного инвестирования, торговли сельскохозяйственной продукцией, текстилем и одеждой; отсутствовала, обязательная к исполнению, система урегулирования торговых споров. В этих условиях, а также в условиях спада промышленного производства в России, становится все труднее придерживаться таких критериев экономической безопасности как соотношение экспорта и импорта, соотношение объема импорта к объему ВВП и т.д.[2, с.156].
     Создание  ВТО 1 января 1995 г. явилось знаменательным шагом в развитии международной торговой системы за последние полвека. Так и не воплощенная с 1948 г. Идея создания Международной торговой организации (МТО) в усовершенствованном виде – стала реальностью. ВТО полностью заменила ГАТТ после годового переходного периода 1 января 1996 года.
     Процесс присоединения Российской Федерации  к ВТО длится уже более 10 лет. Сразу после подачи в июне 1993 г. официального заявления Правительства Российской Федерации о намерении присоединиться к ГАТТ, в соответствии с установленными правилами этой организации, была создана рабочая группа (РГ) для изучения заявки Правительства РФ о присоединении и представления Генеральному Совету рекомендаций, которые могут включать проект Протокола о присоединении. Реальный переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995г. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгового режима Российской Федерации на предмет его соответствия нормам организации. В августе 1997 г. на основе указанной Межведомственная комиссия (МВК) была создана комиссия правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в 2004 г. была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам ВТО и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития.
     Одним из основных требований переговорного  процесса является приведение норм тарифного регулирования Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающее разработку ряда законопроектов с целью адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО и снижение средневзвешенной тарифной ставки, что в свою очередь негативно влияет на положение национальных производителей и уровень обеспечения экономической безопасности в целом.
     Кроме норм ВТО, учитывающихся Российской Федерацией при формировании таможенно-тарифного законодательства, при вступлении в ВТО необходимо выполнять требования, предъявляемые к выработке обязательств страны-кандидата по доступу на свой рынок товаров. Они включают в себя максимальный уровень импортного тарифа (ставки ввозной пошлины) по каждому товару; фиксацию начального уровня таможенного тарифа, от которого страна ведет отсчет снижения уровня тарифного обложения, и конечного уровня, на котором ставка таможенного тарифа на каждый товар связывается.
       При определении основных ориентиров обеспечения внешнеэкономической безопасности при помощи тарифного регулирования в рамках ВТО, можно сделать следующие выводы. Во-первых, центральным направлением в тарифных переговорах является снижение ставок таможенных тарифов, их связывание и последующее закрепление связанных ставок в национальных перечнях (списках) тарифных уступок, что требует очень взвешенного подхода во избежания увеличения зависимости Российской Федерации от импортных товаров. Во-вторых, нормы ГАТТ содержат возможности принятия во внимание, при определенных условиях, потребностей отдельных стран-членов ВТО в сохранении достаточной гибкости их тарифных структур, которые могут быть учтены в ходе тарифных переговоров между членами ВТО. В-третьих, у всех членов ВТО есть право, в случаях чрезмерного импорта товаров на их территорию, на защиту их национальных экономик и обеспечение должного уровня национальной экономической безопасности, в том числе и в форме повышения тарифа. В-четвертых, возможен, при определенных условиях, и выход каких-либо членов ВТО за рамки списков их тарифных уступок в сторону повышения ставок ввозных пошлин. В-пятых, становясь членом ВТО, необходимо готовится к предоставлению тарифных квот на импорт сельскохозяйственной продукции, к поэтапному снижению государственной поддержки и запрету экспортных субсидий в отношении аграрного сектора. Однако в этом случае это может привести к снижению продовольственной независимости страны. Но указанные возможности не реализуются автоматически. Все вопросы, связанные с тарифным регулированием, решаются непосредственно в ходе переговоров между заинтересованными членами ВТО.
     Наряду  с безусловными достижениями переговорного процесса вступления России в ВТО, заключающимися в приведении отечественного законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО; успешному завершению переговоров по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО, в уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей, он одновременно характеризуется целым рядом проблем, особенно обострившимся в последнее время, что в свою очередь отражается на уровне развития экономики и обеспечения внешнеторговой безопасности, в том числе и в области таможенно-тарифного регулирования.
     С момента возрождения таможенной службы России, сферы ее деятельности стали предметом активных исследований российских ученых. Вопросы постановки, организации таможенного дела, таможенной политики, места и роли российской таможни в системе государственных органов, ее значения для решения социально- экономических задач стали предметом обсуждения на научно-практических конференциях, страницах сборников научных трудов по проблемам теории и практики таможенного дела.
     Это связано с тем, что на таможенную службу возложена главная контрольная  функция за перемещением валютных ценностей, товаров и транспортных средств  через таможенную границу государства. Упрощение и ускорение таможенных процедур, перестройка взаимоотношений таможни и бизнеса не должны повлечь за собой снижение эффективности таможенного контроля. При этом все большее значение приобретают тарифные методы регулирования ВЭД. Правила Всемирной Торговой Организации прямо это подчеркивают. В статье XI ГАТТ-1994 говорится, что страны-члены ВТО не должны использовать каких-либо запретов или ограничений во внешней торговле, кроме таможенных пошлин, налогов и других сборов. Следует отметить, что другие статьи ГАТТ-1994 и Соглашения ВТО смягчают это положение, устанавливая правила использования квотирования, лицензирования и других мер, однако вышеназванное положение достаточно четко отдает приоритет таможенно-тарифному регулированию. Следовательно, тарифные методы регулирования ВЭД становятся одними из основных. С помощью тарифного регулирования государство, не вводя прямого ограничения или запрета, а, используя экономические регуляторы, - изменение ставок таможенных пошлин, сокращает или увеличивает потоки товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. 

      1.1 Таможенный тариф  как инструмент  регулирования внешнеэкономической  деятельности. 

      В рыночной экономике государство  осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.
      Классическим  инструментом регулирования внешней  торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.
      Таможенный  тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:
      а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
      б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;
      г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
      Обычно  таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество
      Таможенные  тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.
      Обычно  таможенные тарифы имеют несколько  колонок ставок обложения: колонку  максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении 
товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования.

      Таможенный  тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:
      - рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
      - поддержание  рационального  соотношения  вывоза и  ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
      - защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
      - обеспечение условий для эффективных  интеграции РФ в мировую экономику.
      В России возрастает роль тарифного регулирования  ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно - планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может выполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.
      Министерство  экономического развития и торговли РФ активно участвует в процессе разработки предложений по внесению изменений и дополнений в таможенный тариф Российской Федерации. Данная работа осуществляется в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политике.  В настоящее время в рамках названной комиссии проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.
      Учитывая, что практически не разработаны  научные модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей» на изменение тарифов и вырабатывая «корректирующие» воздействия. И в этой ситуации роль Министерства экономического развития и торговли и таможенных органов трудно переоценить. Таможенное и налоговое ведомства должны найти золотую середину: может быть, в каких-то случаях лучше не добрать на таможне, но взять эти деньги на внутренних налогах или, если какая-то отрасль не работоспособна совсем, максимально форсировать объем ввоза данного товара. Но при этом нельзя забывать, что есть товары стратегического значения - продовольствие, лекарства и т.д. Так можно привести пример, когда возникла проблема с сывороткой от туберкулеза. Наши предприятия стали закрываться, а сыворотка закупалась во Франции. И когда у нас осталось только одно производство, французские производители в несколько раз подняли цену. Хорошо, что это последнее предприятие смогли восстановить. Еще одна проблема: таможенные органы должны увязывать свою позицию с МВФ, который требует максимальной либерализации внешней торговли. МВФ настаивает, чтобы мы отказались от комбинированных ставок, считая это определенным ограничением. Так что Россия меж двух огней: с одной стороны, необходимо обеспечивать сбор платежей с максимальной полнотой, с другой - учитывать требования МВФ, поэтому при любом изменении таможенного тарифа должны приниматься сбалансированные решения.
      С учетом вышеизложенного можно сделать  вывод о том, что в современных  условиях при определении уровня таможенно - тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:
         -Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.
    -Защита отечественного рынка и  создание  возможностей  для развития национального производства.
    -Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие 
    конкуренции.

    -Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.
    -Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности. 

      1.2. Нормативно-правовые  основы осуществления тарифного регулирования в РФ. 

      При осуществлении внешнеэкономической  и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.
      Согласно  ч. 2 ст. 3 ТК РФ таможенное законодательство состоит из действующего Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Они именуются актами таможенного законодательства.
      Согласно  Конституции РФ (п. «ж» ст. 71) таможенное регулирование находится в ведении  Российской Федерации.
      Круг  общественных отношений, названный  в Конституции РФ «таможенное  регулирование», включает в себя совокупность элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
      Таможенное  регулирование в Российской Федерации  основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.
      Согласно  законодательству государственное регулирование ВЭД осуществляется посредством таможенно-тарифного (применение импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела.
      Система мер таможенного и нетарифного регулирования  ВЭД регламентируется Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157 - ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
      Следующим звеном правового регулирования  в рассматриваемой сфере являются нормативные акты Президента и Правительства РФ. За последние годы на этом уровне принято большое количество решений, связанных с практическим использованием таможенно-тарифных мер, в том числе определяющих правовые основания в деятельности таможенных органов.
      Главное управление тарифного и нетарифного регулирования, входящее в структуру Министерства РФ, непосредственно обеспечивает подготовку предложений о тарифном регулировании и ведении этих мер в действие, а также организует контроль соблюдения запретов и ограничений участниками ВЭД.
      Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:
    - определение страны прохождения товара;
    - определение таможенной стоимости товара;
    - определение таможенных платежей.
      Принятие  решений по таможенно-тарифному  регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.
      Особое  место института страны происхождения  товара в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется тем, что при решении вопроса о таможенных тарифах именно она оказывает определяющее влияние на выбор ставки ввозной таможенной пошлины.
      Следующей операцией правового регулирования  в рассматриваемой сфере является таможенная стоимость товаров.
      В ст. 322 ТК РФ определен объект налогообложения  при перемещении товаров через  таможенную границу РФ, а также  обозначена основа налоговой базы, применяемой при исчислении сумм таможенных пошлин, налогов.
      Объектом  обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Определение объекта налогообложения в ТК РФ обусловлено особенностями взимания таможенных пошлин, налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу. При этом положения ст.38 НК РФ, касающиеся объекта налогообложения, не применяются.
      Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество, что соответствует правилам Соглашения о применении ст. VII ГАТТ 1994 г. Таможенная стоимость определяется в зависимости   от  избранного   метода  определения  таможенной   стоимости.   В   случае обложения товаров таможенными пошлинами по специфическим ставкам (в установленном размере за единицу облагаемых товаров) либо комбинированным ставкам (в процентах к таможенной стоимости товаров в установленном размере за единицу товаров) при определении налоговой базы учитывается количество товаров.
      Порядок определения и заявления таможенной стоимости определен в ст. 323 ТК РФ. При этом положения ст. 53 НК РФ, определяющие налоговую базу при исчислении налогов, не применяются.
      В ст. 323 ТК РФ установлена процедура  определения и заявления таможенной стоимости товаров, являющейся основой налоговой базы при исчислении таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 322 ТК РФ.
      В ст. 318 ТК РФ установлены общие положения, которые касаются таможенных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров  через таможенную границу РФ, а  также перечислены виды этих платежей.
      Таможенная  пошлина в соответствии с НК РФ является видом налога и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров. Налог на добавленную  стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, регулируются нормами НК РФ. Уплата таких платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных ТК РФ, в зависимости от избранного таможенного режима.
      При исчислении таможенной пошлины, налогов общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии со ст. 323 ТК РФ.
      ТК  РФ определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов (гл.28,29,32,33), а также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, налогов (гл.30). Нормы НК РФ в этих случаях не применяются.
      Нормы гл. 28-33 ТК РФ применимы и для сезонных пошлин, имеющих тарифный характер и взимаемых таможенными органами вместо ввозных таможенных пошлин в зависимости от сезона при ввозе определенных видов товаров.
      Таможенные  сборы, включенные в перечень видов  таможенных платежей, согласно НК РФ имеют  правовую природу, нежели налоги. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг, что оговорено в правилах Киотской конвенции (гл.1 Генерального приложения). Порядок их исчисления, уплаты, возврата регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.
      Законом «О таможенном тарифе» установлен порядок  предоставления тарифных льгот (тарифные преференции). В частности, при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки и освобождения (в исключительных случаях) от пошлины.
      Принятие  решений по таможенным платежам является заключительной таможенно-программной операцией. Без четкой организации и функционирования системы взимания таможенных платежей невозможно успешное проведение таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Бесспорно, в этом процессе возрастает роль каждой таможни как непосредственного исполнителя мер тарифного регулирования.
      Таким образом, есть все основания утверждать, что в России создана и действует  система источников таможенного права. Основным источником российского таможенного права является Таможенный кодекс Российской Федерации. Он определяет правовые и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту национального суверенитета Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела.
      В механизме таможенно-тарифного регулирования  важнейшая роль отводится Закону о таможенном тарифе. В нем устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России.
      Правовые  основы тарифного регулирования  содержатся и в Федеральном законе от 14 апреля 1998 г. № 63- ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешне торговли товарами».  

    1.3 Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды. 

      Таможенный  кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».
      Таможенная  пошлина в соответствии с НК РФ до 1 января 2005 года являлась видом налога, но в настоящее время таможенная пошлина регулируется ТК РФ, и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров.
      С позиций общей экономической  теории представляется возможным объяснить  экономическую природу таможенных пошлин, определить их функции, четко сформулировать принципы и методы их количественного обоснования.
      Таможенная  пошлина (customs duty) ? обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
      Таможенные  пошлины выполняют три основные функции:
      а) фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
      б) протекционистскую   (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
      в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью  предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
      Классификация таможенных пошлин.
      По  способу взимания:
      а) адвалорные - начисляются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
      б) специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);
      в) комбинированные - сочетают оба названных  вида таможенного  обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).
      Адвалорные  пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы.
      В мировой и отечественной практике основным видом ставок таможенных пошлин являются адвалорные ставки, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Например, в структуре Таможенного тарифа Российской Федерации, являющегося согласно п. 1 ст. 2 Закона о таможенном тарифе сводом ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, адвалорные ставки составляют около 73% от общего количества ставок таможенных пошлин, специфические ставки - 3% и комбинированные ставки - 15%.
        Сильной стороной адвалорных  пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов ? сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.
      Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
      По  объекту обложения:
      а) импортные - пошлины, которые накладываются  на импортные товары при выпуске   их   для   свободного   обращения   на   внутренней   рынке   страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой   всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
      б) экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае   больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
      в) транзитные   -  пошлины,   которые   накладываются   на  товары,   перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
      По  характеру:
      а) сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного     характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
      б)  антидемпинговые   —   пошлины,   которые   применяются   в   случае   ввоза   на территорию   страны   товаров   по   цене   более   низкой,   чем   их   нормальная   цена  в экспортирующей стране, если такой импорт наносит   ущерб местным производителям подобных   товаров   либо   препятствует   организации и расширению национального производства таких товаров;
      в) компенсационные - пошлины,  накладываемые на импорт тех товаров,  при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Под субсидией понимается финансовое содействие, оказываемое правительством или любым государственным органом или органом исполнительной власти союза стран экспортеру (или производителю) в виде:
    - прямого перевода денежных средств,
    - обязательств по переводу таких средств,
    - отказа от получения причитающихся доходов,
    - льготного или безвозмездного предоставления товара или услуг (это не касается товаров и услуг, направляемых на поддержание и развитие общей инфраструктуры),
    - льготного приобретения товаров,
    - поручения неправительственной организации выполнить одну или несколько функций из указанных выше.
      Обычно  эти особые виды пошлин применяются  страной либо в одностороннем  порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров.   В   процессе   расследования   проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.
      Антидемпинговые меры можно отнести к числу довольно часто применяемых во многих странах мира и причислить к мерам тарифного регулирования внешнеторговой деятельности путем установления дополнительных (антидемпинговых) пошлин. Однако ст. 27 Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" относит  специальные, антидемпинговые и компенсационные меры к мерам нетарифного регулирования. Законом предусматривается установление общих принципов применения антидемпинговых мер, прямо вытекающих из их предназначения. Так, антидемпинговая мера может быть применена к какому-либо товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет или угрожает причинить материальный ущерб отрасли российской экономики, существенно замедляет ее создание.
      Введение  особой пошлины обычно становится крайним  средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
      По  происхождению:
      а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних  решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом     государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются    соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
      б) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или  многостороннего  соглашения,  такое  как  Генеральное  соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;
      в) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые      накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет 
расширения   их   экспорта.   С   1971   года   действует   Общая   система   преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов    развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

      По  типам ставок:
      а) постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
      б) переменные   -   таможенный   тариф,   ставки   которого   могут изменяться   в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы ? довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
      По  способу вычисления:
      а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;
      б) эффективные ? реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные   узлы и детали этих товаров.
      В связи со значимостью финансовой деятельности таможенных органов РФ необходимо также уяснить и правовую природу таможенной пошлины. Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков, как налога, так и сбора. Выявим ее основные черты.
      Во-первых, таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности.
      Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом  перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения этой цели.
      В-третьих, таможенная пошлина возмездна, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу.
      В-четвертых, таможенная пошлина в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.
      В-пятых, право уплаты таможенной пошлины  может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру).
      В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства.
      Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами ? интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: везти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины.
      В условиях рыночной экономики и либерализации  ВЭД таможенные пошлины стали  важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические     условия     товары     отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.
      Пошлина относится к числу ценовых  категорий. Это требует индивидуального  подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному товару, их координации с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т.п.
      При определении ввозных пошлин в  прошлом, т.е. в XIX в. и в начале XX в., преобладал фискальный подход: пошлины определялись на высоком уровне и рассматривались как один из важнейших источников доходов государства. Это вместе с тем позволяло решать задачу защиты национальной экономики от наплыва английских товаров, поскольку Англия вступила значительно раньше других стран на путь промышленной революции, ее продукция была высоко конкурентоспособна и во многом превосходила товары других стран Европы и Америки.
      В XX в. наметилась тенденция снижения таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция, которая отнюдь не ограничивалась запрещением или резким ограничением ввоза импортных товаров. Нарастала потребность в более детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным изделиям с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен.
      Такая дифференциация таможенных пошлин требовала  ее научного обоснования, изучения объективных  факторов, определяющих эту дифференциацию.
      Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров и конкретным изделиям были обусловлены объективными факторами. Развитие международного разделения труда требовало ослабления протекционизма. Специализация национальных экономик, в том числе предметная, подетальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговой политики стран по группам, видам продукции и стадиям технологии и обоснования таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации. Решение данной проблемы возможно только с позиций общей теории цен и дифференциальной ренты, т.е. пошлины, следует рассматривать как интернациональную дифференциальную ренту.
      В экономической теории и в практике хозяйственной деятельности хорошо известны две основные формы дифференциальной ренты - по плодородию и местоположению.
      Различия  в плодородии земель служат естественным основанием дифференциации издержек производства в земледелии: более высокие издержки на менее плодородных землях и более низкие ? на более плодородных. Ограниченность плодородных земель определяет необходимость эксплуатации менее плодородных и, поскольку их продукция необходима обществу, ее индивидуальные издержки на относительно худших землях регулируют рыночные цены. При этих ценах на лучших землях реализуется добавочный дифференцированный доход, который присваивается собственником земли в виде дифференциальной ренты.
      Дифференциальная  рента образуется также в результате различного местоположения участков земли  и дифференциации транспортных расходов.
      В системе мировой экономики, кроме  указанных, возможна еще одна форма дифференциальной ренты, возникающая на базе устойчивых различий в национальных издержках производства различных стран, обусловленных различиями в системе общеобразовательной и профессиональной подготовки национальных кадров, в уровне развития наук и научных исследований и их применения в национальной экономике, что, в свою очередь, определяется богатством страны и ее инвестиционными возможностями, уровнем техники, технологии, организации производства и т.п. Например, низкие издержки производства, высокое качество продукции экономически развитых стран обусловлены не богатством их естественных ресурсов - многие из них являются крупными импортерами сырьевых и энергетических ресурсов, и не благоприятным положением указанных стран, а, главным образом, теми факторами, о которых говорилось выше.
      При специализации национального производства одна и та же страна может иметь  конкурентные преимущества по одним  видам продукции, на производстве которых  она специализировалась, и не иметь таких преимуществ по другим выдам продукции. Она будет экспортировать продукцию, соответствующую ее производственной специализации, и завозить непрофильную продукцию, национальное производство которой по тем или иным причинам экономически нецелесообразно.
      Интернациональные издержки производства формируются  в жесткой конкурентной борьбе на основе национальных издержек производства профильной, специализированной продукции, поставляемой на мировой рынок ее основными производителями, обладающими определенными конкурентными преимуществами в области естественных условий производства. Указанные выше преимущества обеспечивают относительно низкий уровень национальных издержек производства специализированной продукции и соответственно - при прочих равных условиях - более низкий  уровень   национальных  и  мировых  цен   по  сравнению с     национальными издержками и ценами на аналогичные виды продукции, реализуемой на национальных рынках стран, не являющихся ее экспортерами.
      Эти различия между национальными и  мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и являются объективной основой формирования таможенных пошлин.
      Рассмотрение  природы таможенной пошлины позволяет  сделать вывод о двойственном характере ее сущности. Данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку. 

      1.4. Тарифные методы  в системе государственного  регулирования внешнеэкономической деятельности 

      Каждая  страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально-экономических условий, места в мировой экономике, природно-географического положения, руководствуясь общенациональными и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей.
      Таким образом, формы и методы регулирования  внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально -экономическому прогрессу своего населения.
      В странах с развитой рыночной экономикой, напротив, национальная экономика развивается в тесном взаимодействии с мировой экономикой посредством мирового рынка, на основе рыночных отношений. Государство регулирует внешнеэкономическую деятельность с помощью системы экономических и административных методов.
      ВЭД любого государства подчинена обычно решению национальных задач и  тесно связана с проблемой  развития внутренней экономики, повышения ее эффективности. Ради достижения этих конечных целей государства нередко идут на некоторые сиюминутные потери, на ограничения определенных доходов от ВЭД ради достижения более высоких конечных результатов на базе общего подъема национальной экономики. Например, в Китае импортный тариф на технику и технологии учитывает их уровень и соответствие мировым достижениям в этой области. Импорт новейшей техники и технологий облагается минимальным таможенным тарифом или освобождается от ввозных пошлин вообще. При этом государство недополучает определенную сумму импортных пошлин, поскольку при ввозе техники и технологий обычного качества взимается обычный (не льготный) тариф. Но потери эти с лихвой окупаются тем дополнительным доходом, который получает страна в результате применения современной техники и технологий. Недобор средств от ВЭД может быть с избытком компенсирован государству увеличением доходов от внутренней экономики, если сокращение доходов от ВЭД способно дать значительный эффект на стадии практического использования импортной техники и технологий. Следовательно, доходы от ВЭД и от внутренней экономики взаимосвязаны, и уменьшение одних доходов может быть с избытком компенсировано увеличением других. Эта взаимосвязь диктует необходимость сбалансированного подхода к планированию доходов от ВЭД и от национальной экономики с конечной целью оптимизации совокупного дохода.
      Требования  наших партнеров по ВЭД, особенно стран, занимающих лидирующее положение в международных экономических организациях, обычно сводятся к дальнейшей либерализации ВЭД, то есть снижению таможенных пошлин, НДС и акциза, а также ограничению и сокращению административного регулирования ВЭД.
      Но  такие требования нередко вступают в противоречие с национальными  интересами России, они ослабляют позиции отечественных производителей на мировом и даже внутреннем рынках.
      В процессе реализации рекомендаций и  требований Международных организаций  и союзов должны быть найдены способы защиты национальных интересов России и национальных производителей, обеспечена надлежащая конкурентоспособность их продукции. Данная задача может быть решена одновременным снижением таможенных пошлин и компенсирующим это снижение повышением ставок НДС, акциза на импортные товары в тех случаях, когда возможности такого повышения не заблокированы соответствующими обязательствами Правительства Российской Федерации.
      Особенности взимания НДС и акциза с импортных  и отечественных товаров не только допускают определенные различия в системе налогообложения, но и делают такие различия неизбежными. Это создает возможность для регулирующих органов Российской Федерации изменять в определенных пределах автономно системы внутреннего налогообложения импортных и отечественных товаров для защиты отечественного производителя.
      Формирование  единого экономического механизма  регулирования ВЭД в России осуществлялась постепенно в ходе проведения радикальных  экономических реформ. Решающую роль в этом процессе сыграли налоговая реформа, либерализация ценообразования, новое законодательство, регулирующее ведение валютных операций.
      В системе экономического механизма  регулирования ВЭД исключительно  важную роль играет система налогов, в первую очередь налог на добавленную  стоимость и акциз. Эти налоги формировались с учетом мировой практики их применения в условиях развитой рыночной экономики и конкретных условий Российской Федерации. В основу расчета нормативов налогообложения акцизом и налогом на добавленную стоимость были положены балансовые расчеты потребностей в ресурсах государственного бюджета.
      При экспорте товаров страны-экспортеры, как правило, не облагают экспортируемые товары НДС и акцизом с тем, чтобы обеспечить им более высокую конкурентоспособность на мировом рынке, хотя допускаются и исключения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.