На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование системы принципов управления предприятием

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Кафедра организации и управления  
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: Менеджмент
на тему: Формирование системы принципов управления предприятием 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка
ФМ, 3-й курс, ДКП-3       Т.С. Стасько  
 

Руководитель        Е.В. Лаврова 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2010
    РЕФЕРАТ 

    Курсовая  работа: 30 с., 16 источников. 

        МЕНЕДЖМЕНТ, ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ. 

    Объект  исследования – гостиничный комплекс «Берёзка».
    Предмет исследования – использование принципов менеджмента на примере гостиничного комплекса.
    Цель  работы – изучить принципы современного менеджмента и провести их анализ в практике управления гостиничным комплексом «Берёзка», а также разработать ряд предложений по совершенствованию использования принципов управления менеджментом предприятия гостиничного хозяйства на основе проведенного анализа.
    Поставленная  цель определяет главные задачи, которые  подлежат решению в данной работе:
    оценить место принципов менеджмента в системе управления;
    изучить развитие принципов менеджмента;
    определить особенности современных принципов управления предприятием;
    проанализировать принципы менеджмента, используемые в практике управления гостиницей «Берёзка»;
    разработать предложения по совершенствованию использования принципов управления гостиницей на основе проведенного анализа.
    Методы  исследования – метод познания и изложения; метод сравнительного анализа и синтеза.
    Основными теоретическими и методологическими  источниками при написании данной работы служат литература по управлению организацией, формированию принципов управления фирмой.
    Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их автора.   
 
 
 
 
 
 


СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЕ И МЕХАНИЗМ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ……..6
1.1 Место принципов  менеджмента в системе управления………………………7
1.2 Принципы классической системы управления………………………………..9
1.3 Общие  принципы управления…………………………………………………13
1.4 Современные  принципы управления…………………………………………17
2.СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА «БЕРЕЗКА»………………………………....20
2.1 Анализ принципов менеджмента, используемых в практике управления гостиничного комплекса «Берёзка»……………………………………………….20
2.2 Предложения  по совершенствованию использования  принципов управления гостиничным  комплексом «Берёзка»……………………………………………..24
2.3Разработка собственных принципов управления на основе уже существующих……………………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


ВВЕДЕНИЕ 

    В каждом обществе и государстве всегда уделялось огромное внимание управлению и регулированию повседневной жизни. Без этого трудно поддержать ее устойчивость и обеспечить развитие. Сейчас, когда  наша страна находится на стадии поисков политических и экономических решений, особенно важно, чтобы руководитель любого уровня понимал, что успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении творчески применить эти знания, т.е. при владении искусством управления.
    Именно  в менеджменте управление рассматривается  как творчество, искусство. Сущность творческого процесса заключается  в реорганизации имеющегося опыта  и формирования на его основе новых  комбинаций. Основой творческого  менеджмента является именно принципы, сформулированные еще в первой половине XX века.
  Принципы  управления производством, обществом  и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и  совершенствуются методы, формы, техника  и сами принципы управления.
  Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработка планов, создание экономических и организационных  условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов  управления - человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его  отношение к действительности, на нормах нравственности и морали.
  Особо сложным объектом управления является коллектив, т. е. группа людей, объединенная на основе общих задач, совместных действий, постоянных контактов. Интеллектуальный, культурный и моральный потенциал  членов коллектива настолько разный, что трудно предсказать реакцию  каждой личности на управляющее воздействие.
    Теория  управления не может дать готовые  рекомендации для конкретных жизненных  ситуаций, и каждый человек принимает  решения, основываясь на интуиции и  собственном опыте. Но любая импровизация опирается на глубокое знание законов, научно обоснованных и понятых человеком  методов мастерства. В основе любого вида искусства лежат продуманные  обобщения, возникающие в процессе творчества. По-настоящему можно понять произведение искусства, только постигнув  законы композиции, законы творчества. Знание принципов управления делает выбор методов искусства управления более обоснованным и действенным.
     Таким образом, овладение базовыми положениями менеджмента — его  принципами, является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.
    Цель  курсовой работы – на основании  литературных источников изучить принципы современного менеджмента и внести предложения по совершенствованию  их использования.
    Предмет изучения – принципы управления и  их применение на практике.
    Объект исследования - гостиничный комплекс «Берёзка».
    Поставленная  цель определяет главные задачи, которые  подлежат решению в данной работе:
    проанализировать место принципов менеджмента в системе управления;
    изучить развитие принципов менеджмента;
    определить особенности современных принципов управления предприятием;
    выявить принципы менеджмента, используемые в практике управления предприятием;
    внести предложения по совершенствованию использования принципов управления предприятием.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЕ И МЕХАНИЗМ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 

    1.1 Место принципов менеджмента в системе управления 

    Понятия «управление», «менеджмент» известны сегодня практически каждому  образованному человеку. Их значимость особенно ясно была осознанна в 20 – 30-е годы нынешнего столетия. Управленческая деятельность превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину. Сегодня очевиден тот факт, что высокий уровень развития современного мира, по большей части, объясняется успешными методами и принципами управления. В любой сфере требуется компетентные управляющие, их социальный слой превратился в весьма влиятельную общественную силу, а профессиональная деятельность часто является наиболее важным ключом к успеху.
    Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности, методах и принципах её осуществления  неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в  организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались  общественные отношения, изменялся  бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации [1,c.45].
    Однако  сегодня вместо привычного «управления» часто используется английское слово  «менеджмент». Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление». Но термин «управление» намного шире, т. к. применяется к различным  сферам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне отдельной организации, функционирующей в рыночных условиях. Менеджмент – это профессиональная деятельность по управлению людьми. Также менеджмент рассматривается как наука и практика управления. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями[7, с.14].
     Наука управления имеет в своей  основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических  аспектов управления и искусству  воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные  основы управления — его принципы. Само слово «принцип» происходит от латинского principium – начало, основа. В принципах обобщаются все известные  современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт. Основными  задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих отношений и различных форм их проявления при определении целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями являются необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны [7, с.86].
    Поведение одного из основных и наиболее сложных  субъектов управления — человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали. Принципы управления объективны, т.е. не зависят от воли и желаний отдельных  личностей, хотя любая истина познается  через сложнейшую систему субъектно-объектных  отношений, и в этом основная трудность  управления социумом и отдельной  личностью. Эти принципы нельзя считать  абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хотя бы немного поднять  завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие [1, с. 46].
    В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные  по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей  и решению задач [4, с. 31].
    Важно выделить два момента:
    1) принципы формулируются на основе  законов и закономерностей развития  экономики и организаций и  на основе предшествующего опыта  хозяйствования;
    2) принципы имеют смысл только  в том случае, если на их  основе организация может достигать  своих целей [5, с. 122].
    Механизм  формирования принципов управления представлен на рисунке 1
 

    
      

    
    
      

      

      
 
 

    Рисунок 1 – Механизм формирования принципов управления
    Примечание  – Источник: [6, с. 17].
    Как видно из схемы на содержание принципов  управления оказывают существенное влияние не только известные современной  науке законы управления и накопленный  опыт. К факторам, определяющим принципы менеджмента можно отнести и  существующие на данный момент времени  способы осуществления производственной деятельности, форма собственности  на средства производства, а также  социо-культурные факторы.
    Принципы  управления представляют собой его  основные начала, вытекающие из отношений  управления. Они определяют требования к системе, структуре и организации  процесса управления.
    Однако, не следует забывать, что хотя принципы менеджмента и содержат наиболее общие положения теории и практики управления, их нельзя считать непреложными и универсальными. В современном  менеджменте отсутствует единый и общепризнанный набор принципов  управления. Практически у каждого  исследователя, изучающего проблемы управления, имеются свои разработки в этой области. Один из осново-положников научной организации труда, создатель "теории администрации" Анри Файоль говорил: "Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование или облегчающее его отправления, занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением" [6, c. 18].
    Таким образом, искусство управления не может  опираться, только на интуицию, талант руководителя. Это искусство основывается на солидной теоретической базе, накопленной  за тысячи лет человеческой цивилизацией, — на принципах, законах управления. Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию  поведения его членов, учитывают  особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.
    1.2 Принципы классической системы управления 

    В результате развития науки управления за сто с небольшим лет возникло несколько различных подходов, которые  составляют сегодня современную  теорию менеджмента. Впервые термин "принципы управления" ввел инженер- технолог Ф. Тейлор, который в 1911 г. опубликовал работу под названием "Принципы научного менеджмента". На основе изучения способов выполнения работ и трудовых операций он сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
    научный подход к выполнению каждого элемента работы;
    научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
    кооперация с рабочими;
    разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
    Ф.Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Ф.Тейлор сформулировал важный вывод  о том, что работа по управлению - это определенная специальность  и что организация в целом  выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего[9, с.24].
    Другой  известный специалист в области  менеджмента - А. Файоль в 1916 году в книге "Общая промышленная администрация" предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал 14 принципов управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. При этом он относил к приоритетным два принципа - единоначалия и единства действий.
    1.Разделение труда.
    Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех  же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые  должны быть направлены внимание и  усилия.
    2.Полномочия и ответственность.
    Полномочия  есть право отдавать приказ, а ответственность  есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает  ответственность.
    3.Дисциплина.
    Дисциплина  предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между  фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму  и работников, из которых возникают  дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач  руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо  применяемые санкция.
    
    4.Единоначалие.
    Работник  должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
    5.Единство  направления.
      Каждая группа, действующая в  рамках одной цели, должна быть  объединена единым планом и  иметь одного руководителя.
    6 Подчиненность личных интересов общим.
    Интересы  одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
    7. Вознаграждение персонала. 
    Для того, чтобы обеспечить верность и  поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
    8. Централизация. 
    Как и разделение труда, централизация  является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень  централизации будет варьироваться  в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорция между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит  лучшие возможные результаты.
    9. Скалярная цепь 
    Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих  на руководящих должностях, начиная  от лица, занимающего самое высокое  положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической  системы без определенной необходимости  в этом, ио было бы еще большей  ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам  бизнеса.
    10. Порядок. 
    Место — для всего и все на своем  месте.
    11. Справедливость.
    Справедливость—это  сочетание доброты и правосудия.
    12. Стабильность рабочего места  для персонала. 
    Высокая текучесть кадров снижает эффективность  организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый  менеджер, который быстро уходит и  не держится за свое место.
    13. Инициатива.
    Инициатива  означает разработку плана и обеспечение  его успешной реализации. Это придает  организации силу и энергию.
    14. Корпоративный дух. 
    Союз  — это сила.
    А она является результатом гармонии персонала [11, с.43].
    Американский  исследователь Г. Эмерсон (1853-1931 гг.) в книге "Двенадцать принципов  производительности" привел следующие управленческие принципы:
    точно поставленные цели;
    здравый смысл;
    компетентная консультация;
    дисциплина;
    справедливое отношение к персоналу;
    оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет;
    диспетчеризация;
    нормы и расписание;
    нормализация условий;
    нормирование операций;
    написанные стандартные инструкции;
    вознаграждение за производительный труд.
    Ведущими  принципами Г. Эмерсон считал точно  поставленные цели и здравый смысл [15].
    Социолог  М. Вебер на основе обобщения прусского  опыта управления административными  организациями разработал так называемые универсальные правила, которыми, по его мнению, должны руководствоваться любые органы управления:
    специализация работ для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются усилия работающих);
    каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы;
    рабочие должны подчиняться условиям соглашения с руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины;
    работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником;
    все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану;
    интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов;
    получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд;
    естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр;
    лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией;
    полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности;
    неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии ("цепь начальников");
    рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте;
    установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи;
    установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность;
    поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
    Изучение  принципов управления было в дальнейшем продолжено рядом отечественных  и зарубежных ученых [15].
    Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.
    Принципы  управления целесообразно использовать:
    - при построении системы управления, при этом они выступают в качестве ограничительных условий создания определенной системы (структуры) управления;
    - при оценке качества системы  управления, т. е. результатов  процесса управления. В этом смысле  они превращаются в критерии  оценки качества, результативности  работы органов управления.
    Все эти классические принципы управления стали основой для современных  принципов менеджмента и применяются  на современном этапе управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Общие принципы управления 

    Принципы  классической системы управления получили развития в современных «школах  управления» как основополагающие принципы менеджмента.
    Принципы  менеджмента - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, отражающиеся при постановке практических задач управления[4, с.86].
    Существует  несколько подходов к классификации  принципов управления как классических, так и современных. Однако, один из основоположников научной организации  труда, создатель теории администрирования  А. Файоль высказал мысль о том, что  количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает свое место среди  принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность. В связи с  этим все принципы  менеджмента  целесообразно разбить на две  группы – общие и частные.  Частные принципы относятся  к  отдельным  частям  и  элементам  системы  управления
    Важное  значение в управлении имеют общие принципы управления, которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой. Общие принципы управления непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность[7, с.86].
    Общие принципы управления - это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности.
    К основным из них относятся следующие:
    принцип централизации и децентрализации;
    принцип единства политики и экономики;
    научность;
    системность и комплексность;
    принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;
    принцип единства распорядительства в управлении;
    принцип экономии времени;
    принцип делегирования полномочий;
    принцип обратной связи;
    принцип эффективности;
    принцип демократизации управления;
    принцип гибкости;
    принцип мотивации.

    Принцип централизации и  децентрализации.
    Основным  принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания  централизации и децентрализации  в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте - это проблема распределения полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии.
    Оптимальным вариантом считается подход, когда  централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики - целей и стратегии фирмы в целом, а децентрализованными - решения, относящиеся к оперативному управлению.
    Под децентрализацией понимается передача права принятия решений низовому оперативно-хозяйственному звену - производственным отделениям, пользующимся хозяйственной самостоятельностью. Это предполагает высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления фирмой, выступающей как единое целое [5, с.54].
    Принцип единства политики и  экономики.
    Экономика является базисом любого государства  и общества и подчиняется объективным  экономическим законам и закономерностям. Их учет и разумное использование  приводит к экономическому росту, а  игнорирование или не учет проявляются  в экономическом спаде или  кризисе. Политика отражает надстройку любого государства и представляет собой концентрированное выражение  экономики. Это означает, что при  осуществлении хозяйственной деятельности общество не может не учитывать политических последствий тех или иных экономических  мер на общественное развитие, на изменения  в базисе и надстройке.
    Научность.
    Этот  принцип определяет, что управленческая деятельность, формирование, функционирование, и развитие систем управления должны базироваться на основании данных науки, т.е. объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности  предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов  познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых  протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа также является применение в практической деятельности достижений теории и опытных  данных научного управления объектами  разного рода, т.ч. различной отраслевой принадлежности.
    Системность и комплексность.
    Принципы  системного подхода предусматривают  изучение объекта управления и управляющей  системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость  использования системного анализа  и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение можно свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению. 
Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств [7, с.86].

    Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности  в выработке решений.
    Принцип единоначалия исходит из того, что  у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним. 
Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя организации [6, с.54].

    Принцип единства распорядительства  в управлении.
    Рациональная  структура управления это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному  вопросу на каждом уровне и по отношению  каждому объекту управления (подразделению  или работнику), за конкретным руководителем. 
Однозначность закрепления полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями.

    Принцип экономии времени.
    Принцип экономии времени требует постоянного  уменьшения трудоемкости операций в  процессе управления. Это прежде всего  относится к информационным операциям  по подготовке и реализации решений.
    Принцип делегирования полномочий.
    Принцип делегирования полномочий состоит  в передачи руководителем части  возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрироваться свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня [16].
    Принцип обратной связи.
    Обратная  связь в системах управления –  это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым  условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию  управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в  том, что любое отклонение системы  от её естественного или заданного  состояния является источником возникновения  в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии. 
 

    Принцип экономичности.
    Это требование – правило управленческой деятельности, системы управления, определяющее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и  оптимально сочетаться. Сопоставление  различных вариантов результатов  и затрат на управление дает ответ  об его экономичности.
    Принцип эффективности.
    Этот  принцип – требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую  результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Его количественная определенность может выражаться через  показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться  соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы.
    Принцип гибкости управления.
    Практическая реализация этого принципа позволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или ее быструю перестройку в соответствии с новыми целями функционирования [7, с.87]..
    Принцип демократизации управления.
    С возрастанием роли социальных факторов в менеджменте на первый план вышел  принцип демократизации управления, который содержит требование об удовлетворении интересов собственников, руководителей, коллектива и отдельных работников организации на справедливой основе.
    Принцип мотивации.
    Этот  принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании персонала  объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах – материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей и  определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности [6, с.55].
    Существует  ещё много принципов, которые  можно отнести к общим. Таким  образом, проанализировав вышеназванные  принципы, можно сделать вывод  о том, что общие принципы имеют важное значение в управлении. Они  являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления и управленческой практикой.
    Общие принципы - это правила, которыми руководствуются при управлении. 
 
 
 
 

    1.4 Современные принципы управления 

    Менеджмент  это рациональный способ управления деловыми организациями. Главное значение при этом уделяется применению ясных  и четких методов сугубо прагматического  характера в целях наиболее эффективного использования ресурсов и иных условий.
    Поскольку менеджмент базируется на современной  науки и теории управления людьми и делом, система его принципов  включает в себя принципы классических школ управления, общие принципы управления и принципы, вырабатываемые современным  развитием экономики. 
К некоторым современным принципам менеджмента относят:

    ориентация на потребителя;
    ориентация на перспективу развития бизнеса, расширение сферы деятельности;
    обостренное чувство ответственности за дела организации;
    ориентация на конечные результаты деятельности;
    стремление к нововведениям;
    ориентация на лидеров;
    энтузиазм персонала;
    развитие всего лучшего, что есть в людях: умения, способности, желание делать оригинально, профессионально, эффективно, самостоятельно;
    опора на общечеловеческие ценности;
    высокие стандарты деятельности;
    опора объективные законы и реальности рыночных отношений;
    решение новых проблем новыми методами;
    возрастание роли неформальной организации.
    свобода и жесткость одновременно;
    постоянный поиск того, в чем можно добиться успеха;
    поступки должны быть решительными, но взвешенными;
    концентрация своей деятельности на приоритетных программах[11, с.46].
 
    В качестве современных принципов  менеджмента можно также рассматривать  систему принципов, предложенную Т. Питтерсом и Р.Уотэрменом.
    На  мой взгляд, эти принципы являются самыми оптимальными:
    1. Ориентация на достижение успеха.
    Под этим принципом понимаются постоянный поиск наилучших путей развития предприятия, умение выбрать правильное направление деятельности и сконцентрироваться на нем, умение вырабатывать адекватные методы разрешения возникающих у  фирмы проблем.
    2. Ориентация на потребителя.
     Этот принцип означает: ясно и  четко осознавать интересы своего потребителя, с уважением и пониманием относиться к запросам потребителей своей продукции, побуждать каждого сотрудника фирмы к инновациям и постоянному совершенствованию продукции.
    3. Предприимчивость.
    Этот  принцип базируется на культивировании  в фирме: индивидуальной инициативы всех сотрудников; решительных, но взвешенных действий персонала на основании  прогноза последствий; ответственности  работников за свои действия.
    4. Производительность.
    Данный  принцип может быть достигнут  следующими действиями: поддержка стремления сотрудников создать интересную профессиональную жизнь; постоянное обучение персонала; ориентация сотрудников  на регулярные изменения, связанные  с динамикой рынка; отождествление сотрудников с фирмой, когда каждый работник — это «свой человек» для коллектива.
    5. Связь с жизнью.
    Этот  принцип опирается на объективные  экономические законы и реальную оценку производственной ситуации, выработку  простых и понятных критериев  оценки деятельности каждого работника  и фирмы в целом, регулярный анализ и необходимую корректировку  целей и задач, укрепление связей организации с внешним окружением, ориентацию деятельности организации  на интересы своих потребителей и  общества в целом, умение учиться  на ошибках, своих и чужих.
    6. Верность своему делу.
    Она формируется на основе общечеловеческих ценностей, миссии (философии) организации, социального партнерства и взаимной выгоды, создания атмосферы общности интересов, фирмы и персонала.
    7. Простота структуры и управления.
    Это достигается за счет предпочтения «плоских»  структур перед «высокими» как в  собственно фирме, так и в руководстве  ею; децентрализации управления и  делегирования «вниз» значительной части властных полномочий; широкого привлечения сотрудников к процессам  творческого поиска и принятия управленческих решений.
    8. Сочетание свободы и ответственности.
    Этот  принцип подразумевает баланс полномочий, свободы действий и персональной ответственности работников; корректную по форме, но твердую по содержанию требовательность к исполнению своих  обязанностей и соблюдению профессиональной культуры; заботу о персонале со стороны фирмы; сознательную дисциплину и трудолюбие работников[14].
    Поскольку любая материальная система проходит в своем развитии статистические и динамические этапы жизненного цикла, то ей присущи принципы приоритета, принципы соответствия, принципы формирования процесса организации. Попытаемся рассмотреть следующие принципы более подробно. 
 

    Принцип приоритета
    Принцип приоритета цели сводится к тому, что в системе цель-задача-функция наивысший приоритет будет иметь цель, потом задача и наконец, функция.
    Принцип приоритета функций над структурой при создании организации осуществляется реализацией определенного набора целей через формирование набора задач, функций и набора производственных и управленческих звеньев и структур.
    Принцип приоритета структур над функциями  в действующих организациях означает, что в организациях постепенно отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются. При этом остается небольшой выбор новых наборов функций.
    Принцип приоритета субъекта управления над  объектом при создании структурного подразделения сводится к тому, что при создании организации учредители должны подбирать вид деятельности, необходимый персонал, местоположение на свое усмотрение.
    Принцип приоритета объекта управления над  субъектом для действующих организаций означает, что управленцы организации должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом установленных требований.
    Принцип соответствия
    Принцип соответствия между поставленными  целями и выделенными ресурсами означает, что каждой поставленной цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и людских ресурсов, которые необходимы для выполнения задач.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.