На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая политика малого предпринимательства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       ОГЛАВЛЕНИЕ  
 
 

Введение….………………………………………..……………………………..….4 

Глава 1. Особенности организации финансов предприятий малого бизнеса…………………………………………………………………..….6
    1.1. Определение и сущность предпринимательства
и малого бизнеса……………………………………………………………………..6
        1.2. Мнения экономистов о предприятиях малого бизнеса………………….9
    1.3. ФЗ «О государственной поддержке малого
предпринимательства в РФ»………………………………………………………10 

Глава 2. Структура и функции финансовой службы
предприятий малого бизнеса ……………………………………...…………….13
          2.1. Принципы организации финансов  предприятий……………………...13
          2.2. Функционально-организационная структура финансовой службы предприятия………………………………………………………………………...14
          2.3. Функции финансовой службы………………………………………….19 

Глава 3. Анализ состояния  финансовых ресурсов ООО «Рассвет»………...21
          3.1. Структура активов и пассивов………………...……………………….21
     3.2. Оценка ликвидности и платежеспособности………………………….24
         3.3. Оценка финансовой устойчивости……………………………………...25                                         
         3.4. Анализ рентабельности………………………………………………….27 

Заключение …………………………………………..………………....................29 

    Источники и литература……………………........................................................31 

Приложения………………………………………………………………………..32 
 

     Введение 

              Малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Малые предприятия в некотором смысле используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Другая важнейшая функция мелких фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.
     Цель  курсовой работы – провести анализ организации финансов малого предпринимательства.
     Задачи  курсовой работы:
     - изучить структуру финансовой службы на предприятиях малого бизнеса;
     -    определить функции финансовой службы малых предприятий;
     - проанализировать финансы предприятий  малого бизнеса и их особенности;
     - дать анализ состояния финансовых ресурсов конкретного предприятия малого бизнеса и их динамики.
     Предметом анализа является исследование финансов предприятий малого бизнеса.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Определить сущность, структуру и принципы организации финансовых ресурсов малого предприятия;
    Изучить финансовый механизм деятельности малого предприятия;
     Поставленные  задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
     Необходимо  отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Поэтому при написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, учебная литература, журнальные статьи, посвящённые данной проблеме.  

 

Глава 1. Особенности организации финансов предприятий малого бизнеса 

1.1. Определение и сущность предпринимательства и малого бизнеса 

     Многие  считают, что практически любая  экономическая деятельность может быть предпринимательской. Однако российские ученые обоснованно приводят в своих исследованиях основные признаки предпринимательства, которые отличают его от других форм хозяйственной деятельности. К числу признаков, характерных для предпринимательской деятельности, относятся такие, как самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений. Все виды экономической деятельности, для которых присущи указанные признаки, следует считать предпринимательством, бизнесом.
     Из  трактовки понятия "предпринимательская  деятельность", данной в ГК РФ (п. 1 ст. 2), вытекает несколько характерных особенностей предпринимательства:
    это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений;
    это инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение общественных потребностей;
    рисковый характер предпринимательства;
    это процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (организованная деятельность на постоянной основе);
    это законная деятельность, осуществляемая как физическими, так и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных или коллективных предпринимателей в установленном гражданским законодательством порядке;
    целью предпринимательства является организация производства товаров, их продажа (реализация) другим субъектам рынка, выполнение работ и оказание разнообразных услуг.
     Определенный  интерес представляет характеристика понятия предпринимательства и  предпринимателей по словарю В. Даля. В нем слово "предпринять" разъясняется как "затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного". Предпринимателя (предприимчивого торговца) в Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля характеризуют как "склонного, способного к предприятиям, крупным оборотам, смелого, решительного, отважного на дела этого рода" и "предприниматель — предпринявший что-либо".
     В "Энциклопедическом словаре Габлера  указывается: "Предприниматель —  лицо, которое основало успешно работающее предприятие и/или которое самостоятельно осуществляет руководство предприятием, а также несет ответственность по его долгам и иным рискам личным имуществом и вложенным капиталом".
     Согласно  российскому законодательству предпринимателем может быть любой гражданин, не ограниченный в дееспособности, в том числе граждане иностранных государств и лица без гражданства. Коллективными предпринимателями могут быть объединения граждан, использующие как свое собственное, так и арендованное имущество.
     Для предпринимательства как метода хозяйствования характерными являются такие признаки, как самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Важным признаком предпринимательства являются новаторство, творческий поиск. К числу признаков предпринимательской деятельности следует отнести постоянный хозяйственный риск и ответственность.
     Предпринимательство рассматривается как инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридические лиц, направленная на систематическое получение дохода прибыли от пользования имуществом, продажи товаров выполнения работ, оказания услуг.
             Под «малым бизнесом» понимают предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях, констатирующих сущность этого понятия.
         Малый бизнес должен иметь ряд преимуществ по сравнению с крупным производством. К выделенным достоинствам малых предприятий относятся:
    малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка;
    мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;
    малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда;
    сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек);
    работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности;
    повышенная скорость обращения капитала.
       Организация финансов зависит от масштабов предпринимательской деятельности. В малых предприятиях гораздо легче снизить издержки производства и обращения, применяя сберегающие технологии и используя дешевую рабочую силу, чем наращивая объемы производства. Гарантией высокой мобильности и эффективности работы являются самостоятельность, конкурентоспособность и инициативность. Создание и функционирование широкой сети малых предприятий нейтрализует нежелательные последствия, вызванные разрушением вертикальной интеграции производства, основанной на жесткой системе централизованного планирования. Малые предприятия всегда открыты для рыночных сделок между независимыми партнерами, стимулируют развитие спроса и предложения конкретных сегментов рынка. 

  1.2. Мнения экономистов о предприятиях малого бизнеса 

           Одновременно с развитием теории финансов в конце 1950 - начале 60-х гг. появился принципиально новый вид прикладных финансовых исследований. Если в 1930 - начале 50-х гг. работы, посвященные организации финансовых отношений на практике, носили в основном описательный или хвалебный характер, то после начала хозяйственной реформы 1960-х гг. были опубликованы серьезные работы, носящие критический характер и содержащие разработки по совершенствованию отдельных финансовых инструментов.
          В первую очередь следует отметить книги А. Бирмана, в которых впервые на достаточно высоком уровне были поставлены проблемы финансов предприятий. Фактически впервые были изучены содержание финансовых ресурсов, управление финансами предприятий. Работы А. Бирмана дали толчок исследованию финансов предприятий в работах экономистов 60--80-х гг. (П. Бунич, Г. Базарова, В. Сенчагов, С. Ситарян, М. Романовский и др.).
         В последние 10-15 лет малые предприятия стали привлекать к себе внимание ученых-экономистов. Все более широкое признание получает способность предприятий малого и среднего бизнеса вносить существенный вклад в решение пробоем занятости и повышение конкурентоспособности целых отраслей.
         Однако до сих пор в определении термина «малое предприятие» у теоретиков нет единого мнения. Большинство экономистов склоняется  к тому, что в зависимости от целей исследования используются различные подходы. Все подходы можно разделить на два основных – качественный и количественный.
        Качественный подход выводит критерии определения малого предприятия из основных характерных особенностей его функционирования. Разработкой этих критериев занимались такие экономисты, как Ван Хор, Х. Вел, А. Колесников. Критериями финансовой деятельности малых предприятий являлись: относительно небольшой масштаб финансовых ресурсов, высокая оборачиваемость, низкая степень капитализации, ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов.
         В основе количественного подхода  лежат такие легко доступные  для анализа критерии, как число  занятых, объем продаж и балансовая  стоимость активов. 

     1.3. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» 

     В нашей стране в соответствии с  Законом РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ) в ст. 3
     - под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
     в промышленности - 100 человек;
     в строительстве - 100 человек;
     на  транспорте - 100 человек;
     в сельском хозяйстве - 60 человек;
     в научно-технической сфере - 60 человек;
     в оптовой торговле - 50 человек;
     в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;
     в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.
     - Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
     Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
     Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
     - В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
     Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ в статью 4 настоящего Федерального закона внесены  изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.
     В соответствии с Законом расширен перечень субъектов малого предпринимательства. Он дополнен фермерскими хозяйствами и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
         В разных странах в настоящий момент используются различные критерии при отнесении организаций к предприятиям малого бизнеса. В Четвертой директиве Совета Европы выделено четыре основных критерия для признания организаций в качестве малых предприятий:
1. Котирование  акций на бирже. Акции малого  предприятия не могут котироваться на бирже. В противном случае такое предприятие относится к крупным вне зависимости от того, удовлетворяет ли оно критериям, приведенным ниже.
2. Валюта  баланса не более 2,5 млн евро.
3. Выручка  от реализации не более 5 млн  евро.
4. Среднее  число занятых не более 50 человек.    
         Как видно из приведенных данных, Россия является единственной из рассматриваемых стран, где отсутствуют стоимостные критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Отсутствие такого критерия можно считать пробелом нашего законодательства. В то же время дифференциация количества работников в зависимости от вида деятельности организации вполне оправдана. Например, выручка от продаж организации оптовой торговли с пятью работниками может в несколько десятков и даже сотен раз превышать оборот организации, оказывающей бытовые услуги населению, с тем же числом сотрудников.
                
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Глава 2. Структура и функции финансовой службы предприятий малого бизнеса
           
2.1. Принципы организации финансов предприятий 

          Выделяют три основных функции финансов предприятий:
1. Воспроизводственная; 
2. Распределительная; 
3. Контрольная. 
          Финансы предприятий имеют собственную организацию (устройство), которая основана на следующих принципах:
1. Полная  самостоятельность; 
2. Ответственность  за результаты хозяйственной  деятельности;
3. Финансовое  планирование;
4. Формирование  финансовых резервов для любого  предприятия; 
5. Финансовая  дисциплина;
6. Самоокупаемость предприятия;
7. Самофинансирование  предприятия. 
           Принцип полной самостоятельности заключается в самостоятельном использовании собственных и приравненных к ним средств, благодаря чему обеспечивается необходимая маневренность ресурсов, которая в свою очередь позволяет концентрировать финансовые ресурсы на нужных направлениях хозяйственной и других видов деятельности предприятия. Принцип ответственности за результаты хозяйственной деятельности заключается в следующем. Финансовый результат на предприятии является качественным показателем его деятельности, как для руководства предприятия, так и для всего его коллектива. Ответственность возникает также и по поводу всех тех рисков, которые принимает на себя предприятие в условиях рынка. Финансовое планирование определяет направления движения денежных потоков на ближайшее будущее и на перспективу, предполагает получение и направление использования денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается планирование финансового результата. Формирование финансовых резервов для любого предприятия обеспечивает устойчивую производственную деятельность в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры, рисков и т.д. Финансовая дисциплина предполагает своевременное и полное выполнение финансовых обязательств перед партнерами, банками, государством и разнообразными фондами (бюджетными или внебюджетными), перед своими работниками и т.д. Принцип самоокупаемости предприятия состоит в том, что предприятие должно обеспечивать покрытие своих расходов за счет результатов производственной деятельности. Или в способности предприятия полностью покрывать свои операционные расходы за счет получаемых операционных доходов. Принцип самофинансирования предприятия предполагает развитие предприятия (инвестиционная деятельность) исключительно за счет формируемых собственных финансовых ресурсов. 
 
 

2.2. Функционально-организационная структура финансовой службы предприятия
          Финансы - это кровь предприятия, а финансовая система - это кровеносная система, обеспечивающая жизнедеятельность предприятия. За ее функционирование отвечает финансовая служба предприятия.
          Предназначение финансовой службы:
обеспечение долговременной эффективной хозяйственной  деятельности предприятия в постоянно  изменяющейся конкурентной внешней среде;
обеспечение постоянного роста объемов деятельности предприятия и его рыночной стоимости.
          Объектом управления является хозяйственная деятельность предприятия:
- операционная  деятельность предприятия;
- торговая  политика (ценообразование, торговые скидки, сроки и объемы торговых кредитов, бартерные операции и т.д.);
- финансовое  состояние предприятия: платежеспособность, финансовая устойчивость и финансовое  равновесие;
- уровень  и динамика финансовых результатов  деятельности предприятия: себестоимость и прибыльность, налоговая политика и т.д.;
- прибыль:  распределение и дивидендная  политика;
- финансовые  риски хозяйственной деятельности.
          Финансы предприятия:
- оборотные  активы: структура и объем, оборачиваемость,  обновление, оптимизация и финансирование;
- денежные  потоки по операционной, финансовой  и инвестиционной деятельности;
- внеоборотные активы: структура и объем, обновление, оптимизация и финансирование;
- капитал:  цена, формирование и оптимизация  структуры и объема;
- заемные  финансовые ресурсы: привлечение;
- реальные  и финансовые инвестиции;
- движение  финансовых ресурсов (денежных средств  и их суррогатов) между магазинами и источниками их финансирования (внешними и внутренними);
- финансовые  взаимоотношения с бюджетами  и банками.
          Общее правило формирования коллектива сотрудников финансовой службы предприятия - высокая квалификация и экономически обоснованная минимизация штата. Поэтому структура финансовой службы предприятия обычно формируется постепенно, по мере развития предприятия, освоения современных технологий и внедрения современных инструментов финансового менеджмента, централизации финансово - экономического управления предприятием и формирования на предприятии высокой корпоративной культуры.
           Структура финансовой службы предприятия на продвинутой стадии ее деятельности приведена в приложении 1. В ее составе выделяют два основных подразделения (управления финансами и планирования), которые в целях удобства рассмотрения названы отделами. Подразделения финансовой службы состоят из профильных групп. Группа может состоять из одного или более человек. Для небольших предприятий один человек может представлять несколько групп.
              Бухгалтерия предприятия в рамках финансового менеджмента специализируется на финансовом бухгалтерском учете и является одним из источников информации для деятельности финансовой службы. Ее целесообразно выделить из финансовой службы предприятия, что позволит обеспечить независимый от финансовой службы контроль над финансами предприятия.
             Отдел управления финансами предприятия специализируется на управлении собственными финансовыми ресурсами предприятия и привлекаемыми сторонними финансовыми ресурсами. Он включает следующие группы:
- группа финансового проектирования;
- группа организации внешнего финансирования;
- группа ценных бумаг и фондового рынка.
           Плановый отдел специализируется на финансово-экономическом управлении хозяйственной деятельностью предприятия. Отдел включает следующие группы:
1. Группа стратегического и текущего планирования.
2. Группа бюджетирования.
3. Группа мониторинга и контроля.
4. Группа кураторов подразделений предприятия.
            Группа администраторов финансовой информационной системы:
Ее основные функции и задачи:
- разработка  и внедрение специализированного  программного обеспечения по  финансовому менеджменту (управлению  финансами предприятия и финансово-экономическому  управлению хозяйственной деятельностью  предприятия);
- создание  и организация функционирования на предприятии системы плановой, учетной и отчетной финансово-экономической документации;
- создание, организация внедрения и функционирования  на предприятии автоматизированной  финансовой информационной системы.
      В современной финансовой литературе для характеристики специфики деятельности финансовых служб предприятия используются самые различные функции, присущие данной подсистеме. Однако в большинстве случаев все эти подходы лишены методологических принципов выделения функций управления.
      Цикл  управления состоит из последовательности фаз (процедур): нормирование, планирование, учет, анализ, регулирование.
      Первой  фазой управленческого цикла (замкнутая  последовательность фаз) является нормирование. Нормирование, с одной стороны, опирается на реально достигнутые показатели, а с другой - учитывает изменения в развитии системы. Нельзя составить реалистичные планы не обладая нормативной базой.
      Планирование - вторая фаза управленческого цикла, предполагающая разработку финансовых планов: перспективных (от года до 3-х лет), текущих (на один год), оперативных (на месяц, квартал). В этой фазе происходит процесс преобразования имеющейся информации и составляется программа состояния и развития ресурсов на предстоящий период.
      Учет  - фаза управленческого цикла по фиксации (регистрации) состояний и этапов движения финансовых ресурсов в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности.
      Анализ - следующая за учетом фаза управленческого цикла, использующая в качестве исходной, информацию учета. Финансовый анализ осуществляется посредством использования методов сравнения, группировок, цепных подстановок, коэффициентного.
      Регулирование - заключительная фаза управленческого цикла, на которой принимаются и осуществляются меры по устранению выявленных в ходе анализа отклонений. При этом важен тщательный учет всевозможных факторов и возможных последствий принятых решений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.