На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Объекты и субъекты внешнеэкономической деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     РЕФЕРАТ
     курсовой  работы
     «Объекты  и субъекты внешнеэкономической  деятельности» 

     Объем работы 41  с.,  в том числе 23 наим. лит.
     Ключевые  слова: внешнеэкономическая деятельность; внешнеэкономическая политика; формы внешнеэкономических связей; внешняя торговля, контрагенты; торговые посредники; торгово–посреднические операции; операции по перепродаже; комиссионные операции; операции консигнации; агентские операции; брокерские операции; купцы; дистрибьюторы; комиссионеры; консигнаторы; консигнанты; комитенты; принципалы; агенты; брокеры
     Актуальность  исследования: Для современного периода развития мировой экономики характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических связей. Через внешнеэкономические связи осуществляется международное разделение труда, цель которого экономия общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами.
     Основной  целью проведения исследования выступает  анализ правого статуса субъектов  внешнеэкономической деятельности в Республики Беларусь.
     Объектом  исследования выступают правовые отношений  в области регулирования внешнеэкономической  деятельности.
     В ходе проведения исследования решены следующие задачи:
     Рассмотрены понятие и правовая сущность внешнеэкономической  деятельности.
     Дана  характеристика субъектов внешнеэкономической  деятельности, раскрыты требования, предъявляемые  к ним.
     Проведен  правовой анализ правового статуса  внешнеторговых посредников, как субъектов  внешнеэкономической деятельности.
     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней аналитический  материал  правильно  и  объективно  отражает  состоят исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других  источников теоретические, методологические и методические положения концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ  СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ  ОБЪЕКТЫ 6
2 СУБЪЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕБОВАНИЯ  ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К  НИМ 13
3 ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
 
     Для современного периода развития мировой  экономики характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических  связей. Через внешнеэкономические  связи осуществляется международное  разделение труда, цель которого экономия общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами.
     Одной из основных особенностей современного этапа экономического развития является чрезвычайно быстрый рост международной  торговли научно–техническими знаниями, результатами производственно–технического сотрудничества, а также быстрый рост торговли услугами, такими как аренда (лизинг), международный туризм, инженерно–консультационные, информационные услуги и т.д.
     Сфера внешнеэкономической деятельности определяется внешнеэкономической  политикой. Внешнеэкономическая политика – политика государства, регулирующая все формы внешнеэкономических  связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движения валюты и т.д. Проводя внешнеэкономическую  политику, государство призвано, во–первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятные условия на внутреннем рынке, для чего необходимо сдерживать приток иностранных товаров; во–вторых, государство должно способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путем различных мероприятий, стимулировать вывоз товаров национального производства. Основными средствами осуществления внешнеэкономической политики являются таможенная система и нетарифные барьеры, регулирование движения валюты и валютного курса, эмиграции и иммиграции рабочей силы, торговли ценными бумагами и др.
     Таким образом, тема исследования: «Объекты и субъекты внешнеэкономической деятельности» является довольно актуальной.
     Основной  целью проведения исследования выступает  анализ правого статуса субъектов внешнеэкономической деятельности в Республики Беларусь.
     Объектом  исследования выступают правовые отношений в области регулирования внешнеэкономической деятельности.
     В ходе проведения исследования необходимо решить следующие задачи:
      Рассмотреть понятие и правовую сущность внешнеэкономической деятельности.
      Дать характеристику субъектов внешнеэкономической деятельности, раскрыть требования, предъявляемые к ним.
      Провести правовой анализ правового статуса внешнеторговых посредников, как субъектов внешнеэкономической деятельности.
     Методологическую  основу работы составляет практически весь комплекс научных методов. В их числе принципы диалектики, системный, функциональный, методы анализа, синтеза, теоретического моделирования, аналогии и др.
     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней аналитический  материал  правильно  и  объективно  отражает  состоят исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других  источников теоретические, методологические и методические положения концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОБЪЕКТЫ

 
 
 
     Для современного периода развития мировой  экономики характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических  связей. Через внешнеэкономические  связи осуществляется международное  разделение труда, цель которого экономия общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами [11, с. 47].
     Внешнеэкономические связи – торговые, научно–технические, производственные и другие экономические связи стран с иностранными государствами.
     Внешнеэкономические связи – это международные  хозяйственные и торгово–политические отношения, в сферу которых входят обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно–техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и других форм экономического сотрудничества.
     Внешнеэкономическая деятельность – это практическое осуществление хозяйствующими субъектами одного государства экономических  связей с хозяйствующими субъектами других государств.
     В условиях интернационализации хозяйственной  жизни, когда экономика отдельных  стран все глубже втягивается  в международную хозяйственную  систему, изменяются роль и цели национального  внешнеэкономического регулирования. Задача защиты внутреннего рынка  и проведение политики протекционизма не выдвигается на передний план. Наоборот, обнаруживается тенденция к либерализации  внешней торговли и движения капитала, снимаются ограничения, и вводится свободная обратимость национальной валюты. Важнейшей задачей национального  механизма регулирования становится повышение международной конкурентоспособности  отечественных предпринимателей. Конкурентоспособность  товаров даже самых крупных компаний на мировом рынке зависит не только от технического уровня и организации  производства на их предприятиях, но и  от национального уровня заработной платы, системы налогообложения, состояния инфраструктуры, уровня образования трудящихся, наличия научно–технического потенциала и т.д.  [8, с. 178].
     Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь основана на таких принципах, как открытость экономики, стремление к широкомасштабному  и многовекторному сотрудничеству, достижению сбалансированности экономики. Она обусловлена спецификой республики как малой страны, не располагающей к тому же достаточными собственными топливно–энергетическими и сырьевыми ресурсами.
     Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государственных органов  власти и управления, так и на уровне хозяйственных организаций, отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, фирм и т.д.).
     В первом случае внешнеэкономическая  деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово–политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей. Во втором случае внешнеэкономическая деятельность проявляется в заключении и исполнении различных договоров гражданского права.
     Сфера внешнеэкономической деятельности определяется внешнеэкономической  политикой. Внешнеэкономическая политика – политика государства, регулирующая все формы внешнеэкономических  связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движения валюты и т.д. Проводя внешнеэкономическую  политику, государство призвано, во–первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятные условия на внутреннем рынке, для чего необходимо сдерживать приток иностранных товаров; во–вторых, государство должно способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путем различных мероприятий, стимулировать вывоз товаров национального производства. Основными средствами осуществления внешнеэкономической политики являются таможенная система и нетарифные барьеры, регулирование движения валюты и валютного курса, эмиграции и иммиграции рабочей силы, торговли ценными бумагами и др.
     В условиях интернационализации хозяйственной  жизни, когда экономика отдельных  стран все глубже втягивается  в международную хозяйственную  систему, изменяются роль и цели национального  внешнеэкономического регулирования. Задача защиты внутреннего рынка  и проведение политики протекционизма не выдвигается на передний план. Наоборот, обнаруживается тенденция к либерализации внешней торговли и движения капитала, снимаются ограничения, и вводится свободная обратимость национальной валюты. Важнейшей задачей национального механизма регулирования становится повышение международной конкурентоспособности отечественных предпринимателей.
     Конкурентоспособность товаров даже самых крупных компаний на мировом рынке зависит не только от технического уровня и организации  производства на их предприятиях, но и  от национального уровня заработной платы, системы налогообложения, состояния  инфраструктуры, уровня образования  трудящихся, наличия научно–технического потенциала и т.д.
     Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь основана на таких принципах, как открытость экономики, стремление к широкомасштабному  и многовекторному сотрудничеству, достижению сбалансированности экономики. Она обусловлена спецификой республики как малой страны, не располагающей к тому же достаточными собственными топливно–энергетическими и сырьевыми ресурсами.
     Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государственных органов  власти и управления, так и на уровне хозяйственных организаций, отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, фирм и т.д.).
     В первом случае внешнеэкономическая  деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово–политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей. Во втором случае внешнеэкономическая деятельность проявляется в заключении и исполнении различных договоров гражданского права.
     Внешнеэкономическая деятельность в Беларуси регламентируется целым рядом законов.
     Внешнеэкономическая деятельность в Беларуси регламентируется целым рядом законов, среди которых  важное значение принадлежит следующим законам: 
      Закон Республики Беларусь от 14.11.2009 N 60–З "Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь"
      Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 N 346–З "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами"
      Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 N 347–З "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
     В сферу действия Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 N 347–З "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (далее по тексту Закона) входят все виды внешнеэкономической деятельности, включая внешнюю торговлю, экономическое, научно–техническое и культурное сотрудничество. Действие Закона распространяется на специализацию и кооперацию в области производства, науки и техники, строительство и реконструкцию объектов. Осуществление транспортных, экспедиторских, страховых операций, расчетных, кредитных и других банковских операций, туризм и иную деятельность в области международного обмена товарами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности.
     В соответствии с Законом Республики Беларусь от 25.11.2004 N 347–З "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (далее – Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности") правом на осуществление внешнеторговой деятельности обладают все резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, а также Республика Беларусь и ее административно–территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом.
     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь согласно ст. 4 Закона "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" осуществляется с учетом следующих основных принципов:
     1) реализации внешнеторговой политики  как составной части единой  внешней политики Республики  Беларусь;
     2) обеспечения национальной безопасности  Республики Беларусь, в том числе  в экономической сфере;
     3) единства таможенной территории  Республики Беларусь;
     4) приоритета экономических мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;
     5) невмешательства в частные дела  при осуществлении внешнеторговой  деятельности, за исключением случаев,  когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
     6) обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь  по международным договорам, и  реализации прав, возникающих из  международных договоров Республики  Беларусь;
     7) применения в отношении другого  государства (группы государств) мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности с  учетом взаимности;
     8) выбора мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными  для ее участников, чем это  необходимо для обеспечения эффективного  достижения целей, преследуемых  данными мерами;
     9) обоснованности и объективности  применения мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;
     10) гарантирования права на судебную  защиту прав, свобод и законных  интересов участников внешнеторговой  деятельности;
     11) гласности в применении мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности.
     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:
     1) таможенно–тарифного регулирования;
     2) нетарифного регулирования;
     3) запретов и ограничений внешней  торговли услугами и объектами  интеллектуальной собственности;
     4) мер экономического и административного  характера, содействующих развитию  внешнеторговой деятельности, предусмотренных  гл. 7 Закона "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности".
     В мировой практике применяются самые  разные формы экономического сотрудничества государства и всех его субъектов  с зарубежными странами, фирмами, банками. Внешнеэкономическая деятельность может осуществляться в следующих  формах:
     1. Внешняя торговля
     2. Совместные и иностранные предприятия  на территории Республики Беларусь
     3. Совместные и иностранные предприятия  за рубежом
     4. Научно–техническое сотрудничество (обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно–технических работ)
     5. Технико–экономическое сотрудничество (содействие в области промышленного и гражданского строительства, предоставление услуг инженерно–технического характера)
     6. Международный туризм
     7. Сотрудничество в свободных экономических  зонах
     8. Сотрудничество в банковской  сфере
     9. Подрядное сотрудничество
     10. Аренда, включая лизинг
     11. Международные объединения и  организации
     12. Привлечение иностранной рабочей  силы
     13. Производственное кооперирование
     14. Сотрудничество на компенсационной  основе
     15. Финансово–промышленные группы
     16. Прибрежная и приграничная торговля
     17. Другие формы экономического  сотрудничества (ассоциации, торговые  дома, биржи, торги и т.д.).
     Таким образом, для современного периода  развития мировой экономики характерно расширение и углубление внешнеэкономических  связей. Через внешнеэкономические  связи осуществляется международное  разделение труда, цель которого экономия общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами. Без эффективного международного разделения труда мировая экономика не смогла бы достичь высокого уровня развития.
     Очевидно, что субъекты внешнеэкономической деятельности заинтересованы в расширении торговых связей, поиске новых партнёров и рынков сбыта. Чрезвычайно быстрый рост международных, хозяйственных и торгово–политических отношений, в сферу которых входят обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно–техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и других форм экономического сотрудничества, рост международной торговли научно–техническими знаниями, результатами производственно–технического сотрудничества, а также быстрый рост торговли услугами, такими как аренда (лизинг), международный туризм, инженерно–консультационные, информационные услуги – относят к основным свойствам современной мировой экономики [9, с. 152].
     Понимая важность и актуальность объекта  правового регулирования, законодатель закрепил правовые нормы, способствующие развитию внешнеэкономических связей.
     Под внешнеторговой деятельностью, как  одной из основных форм внешнеэкономической  деятельности, понималось – деятельность резидентов Республики Беларусь, связанная с другим государством, его субъектами или международными организациями по реализации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 СУБЪЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ

 
 
 
     В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, государство гарантирует  всем равные возможности свободного использования способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности. Всем гарантируются равные возможности свободного использования  способностей и имущества для  предпринимательской и иной не запрещенной  законом экономической деятельности.
     Положения Конституции Республики Беларусь конкретизированы в Законе о внешнеторговой деятельности.
     Правом  на осуществление внешнеторговой деятельности обладают все резиденты и нерезиденты  Республики Беларусь, а также Республика Беларусь, ее административно–территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом.
     В теории правового регулирования  субъектов внешнеэкономической  деятельности существует множество  определений и классификаций  субъектов внешнеэкономической  деятельности.
     Субъектами  внешнеэкономической деятельности могут выступать как национальные, так и зарубежные субъекты хозяйствования.
     Национальные субъекты могут осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность через налаживание прямых связей с зарубежными партнерами или через посредничество.
     Прямой экспорт и импорт составляют значительную долю внешнеторговых операций, так как имеют ряд преимуществ: позволяют налаживать более тесный контакт с зарубежными партнерами, хорошо изучить условия мирового рынка, быстрее приспособить свои производственные программы к спросу и требованиям мирового рынка и т. д.
     Субъекты  подразделяются: по виду хозяйственной  деятельности; по характеру совершаемых  операций; по форме собственности; по правовому положению. [7, с. 167]
     Основным  критерием отнесения того или  иного субъекта к какой–либо отрасли является наибольшая доля производимой продукции или услуг в общем объеме операций. Этот же принцип используется при отнесении субъекта к группе транспортных, торгово–посреднических, туристских, финансовых, страховых и других фирм.
     Выявление принадлежности фирмы к какой–либо отрасли или сфере деятельности имеет важное значение с позиции особенностей правового регулирования их деятельности, принципов налогообложения прибыли, инвестиционных льгот и т. п.
     Субъекты  могут быть образованы как индивидуальные предприятия либо как объединения предпринимателей. В первом случае предприниматель несет полную имущественную ответственность по делам своей фирмы. Обычно это мелкие фирмы, действующие большей частью в сфере услуг и розничной торговли. Такие фирмы не подлежат публичной отчетности, поэтому получение достоверной информации о них весьма затруднено. Немаловажным аспектом является и то, что ни в одной правовой системе индивидуальные предприятия не признаются юридическими лицами.
     Объединение предпринимателей для осуществления  предпринимательской деятельности происходит в форме различных  товариществ и обществ. В первом случае предприниматели заключают  между собой договор и наряду с объединением своих капиталов непосредственно принимают участие в управлении деятельностью своей фирмы и несут неограниченную имущественную ответственность по ее обязательствам. Они не подлежат публичной отчетности и не во всех странах признаются юридическими лицами. К объединениям этого типа относятся полные товарищества континентального права, товарищества американского права и товарищества с неограниченной ответственностью британского права. [12, с. 221]
     Во  втором случае (объединения предпринимателей) объединяются только капиталы предпринимателей. Личного их участия в ведении  дел фирмы не требуется. Часто ими руководят профессиональные управляющие, назначаемые вкладчиками. В случае несостоятельности фирмы последние рискуют только своим вкладом. Такое ограничение имущественной ответственности владельцев капитала позволяет им заранее рассчитывать размеры предпринимательского риска и создает благоприятные возможности для привлечения к участию в такого рода объединениях, особенно в форме акционерного общества, большого числа лиц для аккумулирования огромных капиталов в руках одной фирмы. К таким объединениям относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества континентального права, британские частные и публичные компании с ограниченной ответственностью, корпорации США.
     Следует иметь в виду, что в каждой стране приняты свои обозначения правовых форм, например «Ltd», «Pic», «J№c», «Согр», «AG», «GmbH» и т. д. Поэтому по названию фирмы, в которое включается аббревиатура правовой формы, можно установить саму правовую форму и страновую принадлежность фирмы.
     Национальные  субъекты ВЭД можно классифицировать в зависимости от характера осуществляемой ими деятельности на: субъекты частноправового характера (частные лица – юридические и физические лица) и субъекты ВЭД публично–правового характера, когда ВЭД характеризуется участием государства и административно–территориальных образований. Следует отметить, что государство может выступать и субъектом внешнеэкономической деятельности, осуществляемой на частноправовом уровне, т.е. выступать участником гражданско–правовых отношений за пределами своей территории. При этом государство не меняет содержания и сущности частноправовых отношений. Меняется лишь правовое положение государства, что связано с таким его имманентным качеством, как суверенитет.
     В Республике Беларусь правом на осуществление  внешнеторговой деятельности обладают все резиденты и нерезиденты  Республики Беларусь, а также Республика Беларусь, ее административно–территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом.
     В разных странах существуют различные  приоритеты во внешнеэкономической  сфере, в целом, и во внешнеторговой, в частности, и это находит  отражение в системе государственного регулирования и в структуре  аппарата государственного регулирования  этой сферой [14, с. 221].
     Что касается Республики Беларусь, то с  момента получения ею независимости  постоянно проходило формирование и реорганизация системы государственного регулирования и контроля внешнеэкономической  деятельности. В настоящее время  структура аппарата регулирования  находится в стадии реформирования.
     В целом в существующей системе  можно выделить несколько уровней. Высшими органами управления внешнеэкономической  и внешнеторговой деятельностью  в Республике Беларусь являются Президент, Национальное собрание (Парламент) и  Совет Министров.
     Президент Республики Беларусь подписывает Законы, издает Указы и Распоряжения, имеющие  силу на всей территории республики, и  гарантирует реализацию основных направлений  внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами  и международными организациями.
     Парламент как высший законодательный орган  издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую  деятельность, разрабатывает основы внешнеэкономической политики государства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными  странами. По решению Парламента республики могут применяться ответные меры в отношении стран, создающих  дискриминационные условия для  внешнеэкономической деятельности страны.
     Совет Министров – высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике. Совет Министров  издает постановления и распоряжения во исполнение законов по внешнеэкономической  деятельности, осуществляет общее руководство  в области отношений республики с иностранными государствами и  международными организациями. Совет  Министров может ввести ограничения, установить определенные требования по осуществлению операций международного обмена товарами и услугами в целях  обеспечения экономических интересов, а также для выполнения международных  обязательств республики.
     Непосредственно координирующую и регулирующую функцию  государственного регулирования и  контроля внешнеэкономической деятельности выполняют Министерства, Государственные  комитеты, Исполнительные комитеты, Национальный банк Республики Беларусь. Основными  министерствами, регулирующими внешнеэкономическую  и внешнеторговую деятельность в  республике, являются Министерство иностранных  дел (МИД) и с недавнего времени  Министерство торговли.
     Важное  место в системе управления внешнеэкономической  деятельностью в республике занимают Министерство экономики и Министерство финансов. Они осуществляют регулирование  экспортно–импортных операций, участвуют в выработке решений по вопросам формирования и использования Государственного валютного фонда, проводят экспертизу инвестиционных проектов, представленных для финансирования за счет иностранных инвестиций.
     Значительное  место в системе регулирования  внешнеэкономической деятельности принадлежит Национальному банку  республики и Государственному таможенному  комитету.
     Национальный  банк определяет сферы и порядок  обращения иностранной валюты на территории республики, разрабатывает  мероприятия по регулированию курса  белорусского рубля к иностранным  валютам, осуществляет контроль за проведением валютных операций. Национальный банк также определяет порядок и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и представительств. Государственный таможенный комитет осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь.
     В структуру аппарата регулирования  и контроля внешнеэкономической  деятельности входят также Республиканские  внешнеторговые объединения и организации, внешнеторговые фирмы предприятий, а также общественные организации  такие, как Белорусская торгово–промышленная палата  
(Бел ТПП) и различные Ассоциации делового сотрудничества с зарубежными странами.

     К ведению Республики Беларусь как  субъекта внешнеэкономической деятельности в соответствии с Законом относятся:
      разработка и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе, валютно–кредитной, порядок квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций;
      установление законодательных основ хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере;
      заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
      установление порядка создания и регистрации совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;
      защита экономических интересов республики, предприятий, организаций и граждан Республики Беларусь за рубежом;
      установление налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет республики и местных Советов от доходов участников внешнеэкономической деятельности, нормы которых устанавливаются законодательством Республики Беларусь;
      определение зон свободного предпринимательства;
      установление правовой защиты иностранных инвесторов на территории республики;
      участие в создании и деятельности международных экономических и научно–технических организаций, а также межправительственных комиссий и комитетов по торгово–экономическому, научно–техническому и культурному сотрудничеству и иных международных органов.
     Отношения Республики Беларусь с другими государствами  в области внешнеэкономической  деятельности строятся на принципах  равенства, невмешательства во внутренние дела, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов  и норм международного права и  международных договоров Республики Беларусь, а также недискриминации и взаимной выгоды.
     Закон также предоставил право осуществления  внешнеэкономической деятельности всем предприятиям, организациям, их объединениям, другим юридическим и физическим лицам после их регистрации.
     Республика  Беларусь может учреждать свои представительства  за рубежом на основе международных  договоров. Одновременно с этим предусматривается  возможность открытия в республике представительств иностранных государств, предприятий, других юридических лиц  по торгово–экономическим вопросам, а также совместных предприятий, международных объединений и организаций. Субъекты внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь имеют право участвовать в совместных предприятиях, международных объединениях и организациях на территории иностранных государств и осуществлять производственную, научно–производственную и иную хозяйственную деятельность на их территории в соответствии с законодательством Республики Беларусь и этих государств, а также международными договорами Беларуси.
     Во  ВЭД государство выступает в  основном регулятором этой деятельности, в отличие от его роли при осуществлении межправительственных экономических связей, где оно является непосредственным субъектом этих связей; центром внешнеэкономической деятельности становятся субъекты хозяйствования, а сама ВЭД осуществляется в основном на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортно–импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объемов и сроков поставок.
     Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая  деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических  связей. Рациональная внешнеэкономическая  политика государства может привести к повышению темпов роста национального  дохода, ускорению научно–технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.
     Предприятием  является хозяйствующий субъект, который  на основе использования экономических  ресурсов производит и реализует  товары, выполняет работы, оказывает  услуги. Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это сфера хозяйственной  деятельности, связанная с международной  производственной интеграцией и  кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом  на внешний  рынок. На уровне предприятия внешнеэкономическая  деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий Республики Беларусь. Развитие внешнеэкономической  деятельности дает предприятию новые  возможности, такие как использование  преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих  производственных задач. Для белорусских  предприятий это такие задачи, как:
      свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;
      свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;
      свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;
      свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;
      включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.
     Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной  заключаются в том, что внешнеэкономическая  деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
     Законодательством Республики Беларусь предопределено, что предприятиям разрешено самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую  деятельность.
     Предприятие самостоятельно определяет вид своей  деятельности и принимает решения  по выполнению поставленных задач. Критерием  выбора той или иной правовой формы  внешнеэкономической деятельности являются экономические возможности  и потребности предприятия.
     Предприятие может осуществлять любые виды внешнеэкономической  деятельности, если они не запрещены  законом и отвечают целям, предусмотренным  в уставе.
     Все предприятия – участники внешнеэкономической  деятельности являются самостоятельными юридическими лицами, обладающими обособленным имуществом, имеющими право от своего имени приобретать имущественные  и личные неимущественные права  и нести обязанности, а также быть истцами в суде. Как участник внешнеэкономического оборота предприятие обладает гражданской право– и дееспособностью.
     Гражданская правоспособность предприятия носит  специальный характер (в соответствии с целями деятельности) и определяется в уставе. При совершении сделки, противоречащей целям, указанным в  уставе, данная сделка может быть признана недействительной с последствиями в виде двусторонней реституции.
     Гражданская дееспособность – это способность  юридического лица к реализации своих  прав и обязанностей. Дееспособность наступает с момента государственной  регистрации юридического лица и  реализуется через его исполнительные органы. Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства и иные ценности, стоимость которых  отражается в балансе предприятия. Имущество может находиться в  собственности предприятия и  в хозяйственном ведении. За неисполнение обязательств по договорам предприятие  несет полную ответственность своим  имуществом.
     Все предприятия – производители  конкурентоспособной продукции  имеют право на самостоятельное  осуществление экспортно–импортных операций. В связи с этим в хозяйственной деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок предприятия могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые организации–посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и крупные предприятия, не имеющие своего внешнеторгового аппарата.
     Внешнеторговые  организации оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование покупателей, заключение контрактов с  транспортными и страховыми компаниями, посредничество в платежных операциях  и другие. Иногда внешнеторговые фирмы  осуществляют предпродажную доработку  товаров, повышая их конкурентоспособность. В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через фирмы–посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых торговых услуг.
     Таким образом, любое предприятие, выходящее  на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные  внешнеторговые фирмы, которые могут  создаваться на общем балансе  предприятия или на самостоятельном  балансе с правом юридического лица. Либо предприятие может прибегать  к услугам посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска  продукции [9, с. 92].
     Критерием выбора способа выхода на мировой  рынок служит минимизация расходов на осуществление внешнеэкономической  деятельности. Кроме того, предприятию  необходимо располагать информацией  о валютно–финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления экспортно–импортных операций. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Белорусское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.
     Одним из основных условий успешного осуществления  международных торговых операций является выбор подходящего партнера (контрагента) Контрагентами в международной  торговле называются стороны, находящиеся  в договорных отношениях по купле–продаже товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
     В зависимости от целей и характера  деятельности контрагентов на мировом  рынке можно разделить на 4 категории:
      Фирмы.
      Государственные органы и организации (министерства и ведомства).
      Союзы предпринимателей.
      Международные экономические организации системы ООН [10, с. 156].
     Большая часть международных торговых операций осуществляется фирмами. Рассмотрим подробнее  эту категорию.
     Термин "фирма" (в переводе с итальянского означает подпись на деловом документе) применяется в мировой практике для условного обозначения контрагента, преследующего коммерческие цели. Под  фирмой понимается предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, сельского хозяйства с целью извлечения прибыли [17, с. 170].
     В странах с рыночной экономикой отработана четкая система классификации фирм. Они классифицируются по ряду критериев:
      по виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций;
      по правовому положению;
      по характеру собственности;
      по принадлежности капитала и контролю;
      по объему операций;
      по характеру хозяйственных отношений и целям объединения.
     По  виду хозяйственной деятельности и  характеру совершаемых операций фирмы могут быть промышленными (если более 50% оборота составляет собственная  продукция), сельскохозяйственными  и агропромышленными (осуществляют переработку и сбыт основных видов  продукции фермерских хозяйств), торговыми (осуществляют внешнеторговые операции по купле–продаже товаров и услуг), транспортными (обеспечивают перевозку товаров по внешнеторговым сделкам), страховыми (выполняют операции страхования), инжиниринговыми (предоставляют комплекс услуг инженерно–технического характера), туристическими (предметом торговли являются туристические услуги) и т.д.
     Что касается правового положения, то надо отметить следующее. Каждая фирма, которая  участвует в хозяйственной деятельности, относится к определенной правовой форме и действует в соответствии с нормами гражданского и торгового  права своего государства. Знание правового  положения фирмы дает ответы на следующие  вопросы:
      кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы?
      кто оплачивает долги фирмы в случае ее банкротства?
      кто имеет право заключать контракты от имени фирмы (т.к., если ее представитель превысил свои полномочия, то фирма имеет право отказаться от выполнения своих обязательств по данной сделке)?
     Правовая  форма определяет ответственность  и правомочность пайщиков фирмы, формы отчетности, порядок налогообложения  полученной прибыли, порядок ликвидации фирмы и ряд других аспектов, которые необходимо знать при установлении деловых отношений с фирмой.
     По  правовому положению фирмы подразделяются на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, разные формы товариществ, индивидуальные предприниматели или коммерсанты. Главные отличия между основными  юридическими формами состоят:
      в праве собственности на капитал;
      в присвоении дивидендов;
      ответственности по обязательствам.
     Хотелось  бы отметить, что в соответствии с нормами гражданского и торгового  права отдельных государств, правовые формы отличаются и имеют свои специфические особенности.
     Наименование  фирмы обязательно должно содержать  указание на ее правовое положение. Фирма, по правовому положению аналогичная обществу с ограниченной ответственностью Республики Беларусь и зарегистрированная в Германии, в своем названии содержит аббревиатуру GmBH, в Великобритании – Ltd., в Нидерландах – BV, во Франции – SARL или SaRL, в Италии – SRL или S.r.l., в Венгрии – Kft., в Польше – Spzo.o., в Чехии и Словакии – S.R.O. Для акционерных обществ приняты следующие указания на правовое положение фирмы: в Германии, Австрии –AG, во Франции – S.A., в Великобритании, США – Co., Inc.
     В международной торговле достаточно часто встречаются фирмы с  указанием на правовое положение  LLC (Limited Liability Company). Такие фирмы, как правило, зарегистрированы в оффшорных зонах, и, в частности, в штате Делавер (США). Они представляют собой товарищества, доходы которых облагаются налогами только после перераспределения между действующими владельцами и декларируются как их личные доходы. Привлекательность фирм LLC состоит в том, что их владельцы получают доход без вычета федеральных налогов США (т.е., нет высоких корпоративных налогов, есть только личные).
     По  характеру собственности фирмы  подразделяются на частные, государственные  и кооперативные.
     По  принадлежности капитала и контролю различают национальные, иностранные  и смешанные.
     По  объему операций фирмы делятся на крупные, средние и мелкие (малые), в зависимости от количества работающих и оборота, причем в разных странах  эти критерии неодинаковы. Так, например, в Германии к малым фирмам – до 49 человек работающих, средние – от 49 до 500 человек. В США к малым относятся фирмы с количеством работающих до 499 человек, к средним – свыше 500 человек. В странах Европейского Союза: малые фирмы – до 49 человек, средние – от 50 до 249 человек работающих.
     По  характеру хозяйственных отношений  и целям объединения – это  могут быть картели, тресты, концерны, холдинги. На международных рынках действуют крупные ТНК, которые  создают в различных странах  сбытовые, производственные, экспортные дочерние компании (юридически самостоятельные, но под строгим контролем материнской  компании), которые выступают на рынках других стран в качестве контрагентов.
     Государственные органы и организации. Они обычно не преследуют коммерческих целей в  отличие от государственных фирм. В коммерческих операциях могут  принимать участие лишь те министерства и ведомства, которые имеют специальное  разрешение правительства. Например, в  США – это Управление государственным  имуществом, которое производит закупки  и распродажи стратегических материалов, а также осуществляет продажу  на внешнем рынке серебра из запасов  правительства США. В Англии –  это Министерство торговли и промышленности, в Индии – Министерство обороны  и Министерство сельского хозяйства, через которое осуществляется 90% импорта сельскохозяйственной продукции.
     Союзы или объединения предпринимателей. От фирм они отличаются тем, что целью  их деятельности является не получение прибыли, а представление групп бизнесменов в правительственных органах и оказание содействия частным предпринимателям в расширении их экспорта. Например, в Южной Корее существует Корейская международная торговая ассоциация. В ведении союзов предпринимателей находятся вопросы стандартизации продукции, организации консультационных служб, подготовки кадров, ведения отраслевой статистики и т.д. Могут быть отраслевые, территориальные союзы и союзы по роду деятельности (торговые, промышленные, туристические и т.д.).
     В ряде стран (Япония, Швеция, Франция) отраслевые союзы предпринимателей выступают  как представители отрасли. Большая  часть союзов не осуществляет торговых операций, но, например, в Финляндии  существуют 4 союза, имеющие монопольное  право на экспорт продукции лесобумажной промышленности от имени своих участников.
     В Республике Беларусь создан Белорусский  союз предпринимателей и ряд других.
     Международные экономические организации системы  ООН выступают на мировом рынке  как крупные покупатели товаров  и услуг. Среди них крупнейшими  организациями по купле–продаже товаров и услуг на мировом рынке являются ПРООН (Программа развития ООН) и ЮНИДО (Программа ООН по промышленному развитию).
     За  счет целевых добровольных взносов  государств – участников системы  технического сотрудничества в рамках ООН образуются (формируются) фонды  финансирования ПРООН. Государства  могут производить поставки оборудования и материалов в качестве взносов. ПРООН регулирует объем и направление  средств по оказанию многосторонней экономической и технической  помощи. В основном за счет финансирования ПРООН осуществляется строительство  инвестиционных объектов (на суммы  более 10 млн долларов США). ПРООН в этом случае берет на себя выполнение "проектов техпомощи" на условиях контракта субподряда с государственными органами или частными фирмами развивающихся стран. Непосредственными исполнителями проектов выступают другие специализированные организации системы ООН: ЮНИДО, ЮНЭП (Программа по охране окружающей среды), МОТ (Международная организация труда), ЭКОСОС (Экономический и социальный совет ООН) [21, с. 153].
     В процессе подготовки и осуществления  внешнеторговых операций участники  прибегают к детальному изучению как потенциального круга возможных  контрагентов, конкретных фирм и организаций, действующих контрагентов и конкурентов. Изучение деятельности контрагента  – общепринятый элемент проведения торговой операции.
     Существует  много специфических условий, определяющих выбор торгового партнера, но есть и общие положения, которыми руководствуются  коммерсанты при осуществлении  международных торговых операций.
     Выбор контрагента в большой степени  зависит от характера сделки (экспортная, импортная, компенсационная и т.д.), а также предмета сделки. При этом возникают 2 вопроса: в какой стране и у какого иностранного контрагента лучше купить или продать необходимый товар.
     Выбирая страну, наряду с экономическими соображениями учитывают, прежде всего, характер торгово–политических отношений с этой страной: предпочтение отдается тем, с которыми имеются нормальные деловые отношения, подкрепленные договорно–правовой основой и которые не допускают по отношению к нашей стране дискриминации. В настоящее время Республика Беларусь подписано более 50 международных торгово–экономических соглашений, в которых установлены определенные режимы торговли.
     При выборе фирмы исключительно важно  изучить различные аспекты деятельности потенциальных партнеров, учитывая такие критерии, как:
      технологический – изучение технического уровня продукции фирмы, ее технологической базы и производственных возможностей;
      научно–технический – сведения об организации НИР и ОКР и затратах на них;
      организационный – изучение организации управления фирмой;
      экономический – оценка финансового положения и возможностей фирмы;
      правовой – изучение норм и правил, действующих в стране потенциального партнера и имеющих прямое или косвенное отношение к сотрудничеству.
     Всестороннее  изучение деятельности фирм с учетом этих критериев позволит объективно подойти к выбору надежного потенциального партнера по внешнеэкономической сделке.
     Как правило, сбором данных о контрагентах занимаются внешнеторговые или внешнеэкономические  организации, фирмы, отделы, бюро и т.д. Такие структурные подразделения  созданы, практически, на всех предприятиях Республики Беларусь.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.