На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оффшорные зоны за рубежом и в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Иркутский государственный  университет путей  и сообщения 
 

Кафедра “ Мировой экономики и экономической  теории” 
 
 
 

Курсовая  работа на тему: 

Оффшорные зоны за рубежом и  в Российской Федерации 
 
 
 

Выполнила студентка 4 курса МЭ-18-07 Е.А. Колеватова ________(подпись)
Проверила Хажеева  М.А. __________(подпись)
Защита с оценкой_____________(подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2010
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………стр. 3-4
Глава 1 Теоретические аспекты  оффшорных зон и объективная необходимость их создания
      Сущность оффшорных зон, объективная необходимость их создания…стр. 5-11
      Типы и виды оффшорных зон…………………………………………...стр. 11-15
      Требования по размещению и регистрации оффшорных зон…………стр. 15-22
Глава 2 Анализ современного состояния оффшорных зон за рубежом и в Российской Федерации
2.1. Анализ  современного состояния и перспектив  развития оффшорных зон в Российской  Федерации……………………………………………………….стр. 22-32
2.2. Анализ  современного состояния и перспектив  развития оффшорных зон за рубежом…………………………………………………………………..…….стр. 32-43
Глава 3 Расчёт экономической  эффективности оффшорных зон
3.1.Расчёт  эффективности налогообложения в оффшорных зонах……….стр. 44-55
3.2. Меры  и направление совершенствования……………………………….стр. 55-57
Заключение…………………………………………………………………..…стр. 57-58
Библиографический список………………………………………………....стр. 59-60 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  проблемы оффшорного бизнеса, механизма  его функционирования, юридических, финансово-экономических особенностей оффшорных фирм связана с рядом взаимодействующих факторов: во-первых, с общей актуальностью исследования механизма деятельности и свободным перемещением капиталов; во-вторых, с таким явлением, очень актуальным для современных экономик, как бегство капиталов за рубеж, в том числе и в оффшоры.
     При этом следует обратить внимание на тот факт, что данная проблема в России почти не исследуется и не регулируется, несмотря на мнение о большом негативном влиянии оффшорных зон на национальную экономику. Данный вопрос рассматривается в источниках, например, в статье Л.Г. Ходова «Международное налоговое планирование и оффшорный бизнес», в монографии коллектива экспертов «Оффшорные фирмы в международном бизнесе: принципы, схемы, методы».
  Вопрос деятельности оффшорных зон и оффшорных компаний практически не регулируется, что не совпадает с актуальностью данной проблемы для Российской экономики как открытой и рыночной, в которой очень существенная часть рынка находится в тени, а капиталы циркулируют по непрозрачным схемам, в том числе и с помощью оффшорных зон.
     В мировой экономической науке, как  показал анализ тех немногих источников, которые касаются проблемы, существует несколько причин бегства капитала с помощью оффшорных зон. Эти  причины исследует Н.Я.Кравчук  в статье «Международные финансовые ресурсы и проблемы бегства капитала». Автор также изучает мировой опыт предупреждения такого бегства, указывая на методы предотвращения оттока финансовых ресурсов.
     Отсюда  вывод, что все экономики мира, даже процветающие, в той или иной мере подвергаются опасности массированного бегства капиталов с помощью оффшорных схем, которое стимулируется таким, например, фактором, как величина налогового бремени в данной стране или существенные налоговые льготы в оффшорной зоне, а также в случае с нестабильными экономиками - негативными прогнозами по поводу их развития.
     Поэтому бегство капитала актуально для всех национальных экономик, особенно заметно в экономиках с завышенными налогами. Открывают же оффшорные зоны страны, желающие получить дополнительные доходы от притока финансовых ресурсов. Следовательно, проблема оффшорных зон и оффшорного бизнеса актуальна и за рубежом.
     Объект  исследования - оффшорные зоны и механизм их функционирования за рубежом и в России.
     Предмет исследования - Специфика деятельности оффшорных зон.
     Цель  исследования - изучить и научно обосновать теоретические и практические аспекты современного состояния, проблем и перспектив развития оффшорных зон за рубежом и в России.
     В соответствии с целью исследования ставятся задачи:
     - рассмотреть теоретические аспекты оффшорных зон.
     - Описать сущность и анализ современного состояния оффшорных зон за рубежом и  в Российской Федерации, а также их проблем и перспектив развития.    
     -  перечислить основные информационные источники анализа финансового состояния.
     Методы  работы - научный анализ и синтез литературы, описательный, поисковый, сравнительный методы.
     Научная новизна исследования состоит в  комплексном анализе теоретических  и практических проблем, связанных  с функционированием оффшорных зон.
     Методологической  и библиографической основой  работы явились работы видных российских учёных.  Информационной и статистической базой исследования явились отчеты, доклады и документы, статистические, экономико-политические и правовые публикации. Кроме того, использовалась информация, собранная посредством сети "Internet".
     Работа  состоит из введения, трёх глав, параграфов, заключения и списка используемой литературы. Работа написана на 60 машинописных листах. В курсовой работе использовано 22 библиографических источников. 
 

     Глава 1 Теоретические аспекты  и объективная  необходимость создания оффшорных зон зарубежьем и в России.
     1.1. Сущность оффшорных  зон, объективная  необходимость их  создания.
     Одно  из примечательнейших явлений современных мировых экономических отношений – бурный рост оборота предприятий, расположенных в оффшорных зонах. Индустрия оффшорного бизнеса превратилась сегодня в самостоятельную отрасль международной экономики.
     Появление оффшорного бизнеса происходит начиная, в основном, с середины ХХ в.1, когда многие британские колонии и зависимые территории стали получать полную и относительную независимость от своих метрополий.
     Свободные экономические зоны (СЭЗ) – один из важных элементов стратегии экспортной ориентации. СЭЗ создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям, улучшения состояния платёжного баланса и, в конечном, счёте, для развития национальной экономики и её более эффективной интеграции в мировую экономику.
     Получив широкое распространение в мировой  хозяйственной практике, СЭЗ имеют  много разновидностей: количество СЭЗ  равняется приблизительно 700, из них  различают более двадцати видов.2
     Особый  вид СЭЗ – оффшорные зоны. В них концентрируется, как правило, банковский и страховой бизнес, через них осуществляется инвестиционная деятельность, экспортно-импортные операции, а также операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.
     На  сегодняшний день существует три основных нормативно-правовых акта Российской Федерации, касающихся оффшоров:
- ФЗ  №115-ФЗ от 7 августа 2001 г., противодействующий  легализации доходов, которые  были получены с помощью противоправных  действий.
- Указание  ЦБР РФ от 7 августа 2003 г. N 1317-У, которое регламентирует порядок установления корреспондентских отношений между уполномоченными банками и банками оффшорных зон.
- Приказ  МНС РФ№ 108н от 13.11.2007, утверждающий  перечень оффшорных зон, то  есть стран и территорий, которые  предоставляют льготный режим налогового обложения и (либо) не разглашают информацию о проведении финансовых операций.
     Стоит отметить, что отдельная глава  Федерального закона №115-ФЗ от 7 августа 2001 года, посвящена предупреждению легализации отмывания доходов. Указанием Центрального Банка России N 1317-У от 7 августа 2003 г. определены отношения российских банков с банками, расположенными в оффшорных зонах, которые не предоставляют информацию о проводящихся там финансовых операциях. Кроме того, в этом Указании также дан исчерпывающий список государств, которые признаны особыми экономическими зонами. Приказом Министерства по налогам и сборам РФ №108н от 13.01.2007 список оффшорных стран был уточнен. Немаловажно и то, что каждый из указанных российских нормативно-правовых актов в определенной мере устарел. В связи с этим в Российской Федерации отсутствует законодательство для регламентирования деятельности оффшорных предприятий, а также взаимоотношений с ними. Поэтому приходится следить за всевозможными указаниями Центрального Банка России и Министерства по налогам и сборам, а также находить связь фирмы с оффшорами при изучении бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций. Это негативно сказывается на правоприменительной практике в области оффшоров, что соответственно отрицательно влияет на развитие инвестиционной привлекательности России.
     Таким образом, действующее в Российской Федерации законодательство, касающееся особых экономических зон, безусловно, нуждается в серьезном усовершенствовании. Стоит отметить, что правоприменительная практика в данной области также должна быть переработана. Улучшенные российское законодательство и правоприменительная практика сделают более привлекательными инвестиции в экономику России.
     Оффшорные зоны привлекают клиентов благоприятным  валютно-финансовым контролем, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, льготным налоговым и внешнеторговым законодательством.
     Английское  слово «offshore» в переводе на русский означает «вне берега» и в экономическом и правовом отношении толкуется как зарубежный бизнес, пользующийся льготами при соблюдении заданных условий в странах его регистрации.
     Государства, в которых расположены оффшорные  зоны, как правило, не имеют военных  расходов и содержат минимальное  число государственных чиновников, что позволяет им вести льготную политику в сфере налогообложения. При этом их источники доходов весьма ограничены. Чаще всего их доходы составляют налоги с местного бизнеса, в основном туристического, и экспорт (чаще всего довольно незначительный) продукции сельского хозяйства или природных ископаемых. По этой причине сборы за регистрацию оффшорных фирм, ежегодные фиксированные сборы с работающих организаций, ежегодная плата за лицензии могут формировать до 80% их бюджета3. Помимо указанного, режим оффшорной юрисдикции ведёт к увеличению занятости населения, росту квалификации рабочей силы, притоку иностранного капитала, совершенствованию инфраструктуры и повышению активности в государстве и регионе.
     По  экспертным оценкам, 15000 компаний с  оффшорными целями учреждается каждый год в Гонконге и ещё около 50000 в других оффшорных юрисдикциях. Консалтинговые фирмы, работающие на этом рынке, полагают, что за период с 2000 по 2005 г. суммарно было учреждено ещё примерно полмиллиона оффшорных компаний во всём мире. И число таких компаний растёт и по сей день.4
     На  настоящий момент, по оценке экспертов, в мире действует около 35-40 стран, являющимися специализированными  оффшорными юрисдикциями. Их доля в  мировом ВВП относительно невелика – 1,22%, а за минусом промышленного производства и сельского хозяйства, которые не могут относиться к оффшорному сектору, она снижается до 0,79%.. Тем не менее, по некоторым экспертным оценкам, примерно половина всех мировых финансовых трансакций осуществляется через оффшорные юрисдикции.5 В США 40% всех переводов средств в пользу иностранных получателей направляется именно в эти страны.6
       Приведённые данные свидетельствуют  о высокой важности роли оффшорных  юрисдикций, несмотря на ужесточение  антиоффшорного регулирования в  мировой экономике. Так, по некоторым оценкам, до 50% современного мирового движения капитала обслуживается через оффшорные центры.7
     Вопросы функционирования международного оффшорного бизнеса для России весьма актуальны, т.к. Россия, по оценке иностранных экспертов, устойчиво лидирует в мире по количеству регистрируемых её резидентами оффшорных компаний в зарубежных странах. Так, в 2004 г. более половины российских инвестиций ушло в оффшорные юрисдикции, в том числе в Великобританию – 18, 6%, на Кипр – 10,9, в Нидерланды – 8,8, на Багамские острова – 5,3 , на Британские Виргинские острова – 5,2, в США – 4,6, на Гибралтар – 3,9. По самым осторожным оценкам, к началу 2004 г. в зарубежных оффшорных центрах зарегистрировано более 100 тыс. оффшорных компаний с российским капиталом.8
     В самом общем виде оффшорным центром  считается вся или часть территории страны, где создана повышенная комфортность для бизнеса нерезидентов путём  предоставления им ряда льгот, привилегий и гарантий, действие которых не распространяется на резидентов принимающей страны. К таким льготам, привилегиям и гарантиям относятся низкие или нулевые ставки налогов на доходы, отсутствие налогов «у источника», валютная автономия, облегчённые или гибкие режимы учреждения компаний и лицензирования их работы, широкое использование трастов и других специальных финансовых структур в странах их регистрации, повышенный уровень конфиденциальности для клиентов и их деловых операций.9
     По  мнению экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), к  налоговым гаваням относятся страны и территории, где подоходный налог взимается по номинальной или нулевой ставке и для определённых видов дохода установлен преференциальный режим налогообложения, а для нерезидентов созданы возможности уклонения от уплаты налогов в странах их резидентности.10
     Во  многих зарубежных справочниках оффшорные  центры определяются как юрисдикции с низкими и даже нулевыми ставками налогов на доходы и имущество, где  местное трастовое законодательство позволяет выгодно хранить активы и вести хозяйственную, особенно финансовую, деятельность со значительными налоговыми льготами.11
   Оффшорные зоны действуют иначе в противовес остальным государствам. Вводя новые льготы и пониженные налоговые ставки, они привлекают все больше бизнесменов. То есть число новых предприятий в странах с привычной системой налогообложения резко снижается, что очень невыгодно. Отсюда и вытекает не самое привлекательное отношение стран Европы к оффшорам. Именно поэтому они постоянно стараются противостоять оффшорному бизнесу. 
По большей части к таковым странам относятся развитые страны Европы – Германия, Великобритания и Франция. Не обходится этот список и без Соединенных Штатов Америки, которые хоть и не являются европейскими, но все же считаются противниками оффшоров. И  это заметно по мерам, предпринимаемым с целью отвлечения бизнесменов от оффшоров. А ведь большинство оффшорных зон действительно оказывает очень весомую помощь в развитии предпринимательского дела, не завышая налоговые ставки и предоставляя некоторые льготы.

  Какие бы шаги не предпринимались для отодвигания оффшоров на второй план, многие бизнесмены все равно рано или поздно доходят до этого способа регистрации предприятия и, конечно же, находят его весьма привлекательным. Согласитесь, любой предприниматель в первую очередь старается сократить расходы и только потом работает на повышение доходов. Оффшорный бизнес лучше остальных позволяет достичь этой цели. И не выбирают его только те, кто просто ранее не слышал об оффшорных зонах или был направлен по ложному пути европейскими странами.
   Таким образом, каждое государство преследует свои цели, когда предпринимает те или иные меры в плане оффшоров. Перечисленные государства не хотят терять деньги из-за деятельности оффшоров, поэтому идут против них. По этой причине противоборства между оффшорами и развитыми странами будут продолжаться еще долго, и пока что думать о заключения перемирия нет смысла. Серьезная конкуренция привела к тому, что была создана организация, обеспечивающая «здоровую» борьбу с оффшорными зонами.
   Компания ОЭСР регулярно проводит собрания, на которых разрабатываются новые меры для борьбы с оффшорами. Проводятся они на территории развитых стран, которые заинтересованы в главной цели собрания.
   Такой шаг очень предсказуем, поскольку «черный список» лучше остальных мер работает против оффшорных зон. И понятно, что чаще ОЭСР дополняет этот список, а не уменьшает. Всегда находятся новые страны, для которых возможен запрет деятельности на территории противников оффшорного бизнеса. 
К этим странам относятся в первую очередь те, которые не соглашаются сотрудничать с государствами, входящими в состав ОЭСР. Они отрицают необходимость делиться информацией с Францией, Германией или США, работая по собственным правилам. Такое отношение вполне целесообразно, потому что конфиденциальность – одно из важнейших преимуществ оффшорных зон. Многие предприятия хотят сохранить в тайне своих учредителей, акционеров, банковские счета с содержимым и прочие данные, чего не позволяют делать страны из ОЭСР. Оффшоры прекрасно знают это и в результате не соглашаются идти, так сказать, против рынка.

   Но и отказ от сотрудничества наносит некоторый вред оффшорным зонам. Сокращается количество возможностей, но даже это не может полностью уничтожить интерес бизнесменов к оффшорам. Тем более если сами бизнесмены заинтересованы в конфиденциальности или, например, повышении собственного имиджа. Ведь как показывает практика, компании, открытые за рубежом, пользуются большей популярностью и уважением, чем местные предприятия.
   Оффшорные зоны очень уверенно обходят все барьеры, не давая усомниться в своей привлекательности.Франция выдвинуло заявление, что именно оффшоры стали причиной мирового кризиса. Якобы оффшоры не позволяют развиваться европейским странам в полной мере. Но это не первое заявление такого рода, поэтому особо удивляться нечему и принимать подобное заявление на веру не стоит. Единственное понятно наверняка, это заявление непременно достигнет ушей представителей ОЭСР и станет новым поводом для ужесточения мер против оффшоров.
  Франция чаще остальных стран начинает раздоры с оффшорными зонами, действуя очень резко, но обдуманно, не нарушая правил ОЭСР. И именно Франция стимулирует остальных представителей организации дополнять «черный список».
  На недавних заседаниях не удалось увидеть представителей ОЭСР от США и Германии, и они приняли лишь косвенное участие в разработке мер против оффшоров. Скорее всего, следующие заседания будут проведены с их присутствием. 

1.2. Типы и виды оффшорных зон
 
   
На сегодняшний день в мире насчитывается несколько десятков стран, где практикуются налоговые льготы для оффшорных компаний. Но, поскольку проблема бегства капитала осознана большинством богатых стран достаточно давно, оффшорные зоны практически перестали быть надёжной гаванью, средством сократить налоги. В большинстве развитых стран работа через оффшоры приводит к увеличению налоговой нагрузки и более пристальному вниманию контролирующих органов.
   В основном это небольшие государства третьего мира. Наиболее известные оффшорные зоны этого типа: Багамские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова. Такие оффшорные зоны, характеризуются высокой степенью конфиденциальности для владельцев оффшорных компаний и почти полным отсутствием контроля со стороны властей за деятельностью таких компаний. Именно поэтому солидные компании и банки не хотят иметь с ними финансовых отношений. Указанные государства имеют невысокий уровень развития экономики, но отличаются достаточно высокой политической стабильностью.
  В таких зонах от оффшорных компаний требуют финансовую отчётность и предоставляют им ощутимые налоговые льготы. Со стороны правительства этих государств контроль более жёсткий, чем в странах первого типа, ведётся реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. Это — Ирландия, Гибралтар, остров Мэн.
  К третьей группе можно отнести страны, которые нельзя считать стандартными оффшорными зонами, но которые предоставляют зарегистрированным в них нерезидентным и не извлекающим доходов с их территории компаниям некоторые налоговые льготы. Среди этих стран и Россия (Калининградская область). Требование к отчётности повышает степень доверия к таким фирмам со стороны деловых партнёров. В этой группе наибольшей популярностью пользовался Кипр (с 1 января 1977 г. до 1 мая 2004 г. — момента вступления Республики Кипр в ЕС).12
  В соответствии с Приложением к Указанию ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317.  13 Выделяются три группы оффшорных зон. При этом в зависимости от группы, устанавливаются различные требования к проведению операций и определению размера резервов по операциям:
Первая  группа — не требуется резервирования
Вторая  группа — 25 %
Третья  группа — 50 % 
 

  Единого списка оффшорных зон не существует, работу по контролю за оффшорными зонами ведут как Международный валютный фонд (МВФ), так и центральные банки различных стран мира.
  В России список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) публикуется Центральным банком России.
  Список офшорных зон содержится в приложении № 1 к Указанию ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» (с изменениями от 27 декабря 2006 г.)
  Список офшорных зон для налоговых целей был утверждён приказом Минфина России № 108н от 13.11.2007, следующие государства были включены в него: Ангилья, Княжество Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Содружество Багамы, Королевство Бахрейн,Белиз, Бермуды, Бруней-Даруссалам, Республика Вануату, Британские Виргинские острова,Гибралтар, Гренада, Содружество Доминики, Республика Кипр, Гонконг (Сянган), Макао (Аомынь), остров Анжуан, Республика Либерия, Княжество Лихтенштейн, Республика Маврикий, остров Лабуан, Мальдивская Республика, Республика Мальта, Республика Маршалловы Острова, Княжество Монако, Монтсеррат, Республика Науру, Нидерландские Антилы, Республика Ниуэ, Объединённые Арабские Эмираты, Острова Кайман, Острова Кука, Острова Теркс и Кайкос, Республика Палау, Республика Панама, Республика Самоа, Республика Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Остров Мэн, Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни).
  Классификация оффшорных компаний может проводиться на основании целей их владельцев. Так, к первой группе оффшорных компаний можно отнести оффшоры, используемые для простой минимизации налоговых выплат за счет расположения головного офиса на территории оффшорной зоны.
  Ко второй группе относятся оффшорные компании, являющиеся посредниками при импортно-экспортных операциях. В этом случае стандартная схема такова. Российская компания продает оффшору товар по низкой (трансфертной) цене, а оффшор уже перепродает его по рыночной цене иностранным покупателям. Достаточно большая разница между ценой покупки и продажи оффшором товаров, предназначенных на экспорт, составляет его прибыль (расходы у оффшора относительно невелики). Налогообложение этой прибыли получается льготным, к тому же она остается на счетах в иностранных банках.
В третью же группу входят оффшоры, созданные  для накопления денежных средств  и международных расчетов. Конечно, одна оффшорная компания может выполнять  сразу все три функции. Поэтому  разделение оффшоров на подобные группы весьма условно.
  Можно классифицировать оффшорные компании по видам деятельности, которую они ведут.
1. Торговая  компания. Такая компания может  не только покупать или продавать  что-то, она может производить,  заниматься грузоперевозками, оказывать  какие-либо услуги – в общем,  заниматься широкой коммерческой деятельностью, и при этом будет относиться к этому типу.
2. Холдинговая  компания. Эта компания владеет  ценными бумагами и прочими  ценностями других компаний, распределяет  и размещает их в других  предприятиях, а также финансирует свои дочерние фирмы.
3. Страховые  компании. Такие компании учреждаются  крупными предприятиями для накопления  резервных фондов в страховых  случаях.
4. Трастовые  компании. Учредитель траста передает  имущество в доверительное пользование  управляющему трастом с условием выполнения требований учредителя. Тем самым происходит управление имуществом, хозяин которого сам этим имуществом управлять по каким-либо причинам не может или не хочет. За счет регистрации трастовой компании в оффшорной зоне снижаются налоговые выплаты с доходов от управления капиталом учредителя траста.
5. Транспортные  компании. Речь идет о регистрации  судов и яхт, которые в России  облагаются налогом. Кроме того, в России более жесткие требования  к их техническому состоянию.
     Пример  финансовой схемы. Регистрируем компанию в Нидерландах, а деятельность ведем, например, в России. Согласно голландскому законодательству, деятельность этой компании будет облагаться налогом по ставке менее 1%. Подобные операции возможны в некоторых штатах США, однако компания обязана уплачивать федеральные налоги.14
  Каждая оффшорная зона, так же, как и каждая оффшорная компания, имеет свою специфику. Согласно этой специфике можно выделить несколько типов оффшорных зон.
1. Классическая  оффшорная зона – зона, в которой  компания платит фиксированную пошлину за лицензию на деятельность, от остальных налогов компания освобождена (Панама, Багамы, Британские Виргинские острова и др.).
2. Зона  низкого налогообложения – зона, в которой компании пользуются  существенными налоговыми льготами при налогообложении (Кипр, Венгрия и др.).
3. Прочие  зоны с выгодными условиями  для налогового и финансового  планирования – налоги компании  можно минимизировать путем построения  финансовых схем с учетом особенностей  законодательства этой зоны (Великобритания и др.).
  
1.3. Требования по  размещению и регистрации оффшорных зон 

  Перед тем, как приобрести оффшорную компанию, следует четко определить какой круг операций будет проводится через нее и подходит ли для этих целей страна регистрации. Кроме того, немаловажным здесь следует считать вопрос престижа компании. Этот аспект является весьма важным и проявляет себя уже на этапе открытия счетов, особенно в респектабельных банках. 
 Страны, где регистрируют оффшорные компании, условно можно разделить на несколько категорий:

1. Небольшие  государства, острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, но с достаточно высокой политической стабильностью (Багамские острова, Британские Виргинские острова, Вануату, Сейшельские острова и т.д.). Как правило, эти государства не предъявляют никаких требований к отчетности, единственное требование – это внести, как правило, ежегодный фиксированный сбор в казну. Обычно в таких странах не ведется реестр акционеров и директоров, конфиденциальность обладания такой компанией очень высокая.
2. Государства,  где кроме оффшорных компаний, существуют зоны, которые могут принадлежать нерезидентам, но при условии ведения хозяйственной деятельности внутри этой страны они могут потерять льготный безналоговый статус. Для того, чтобы доказать, что компания не вела такой деятельности, обычно в таких странах ежегодно следует проходить аудит и сдавать отчеты. Со стороны правительств этих государств контроль более жесткий, чем в предыдущем случае, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. Это – Кипр, Ирландия, Гибралтар, Люксембург, Швейцария, Остров Мэн и др. 
3. Откровенно говоря, совсем не оффшорные страны, а совсем даже наоборот, но если правильно там себя вести, то можно работать вполне приличной компании и платить совсем немного. Это – США, Великобритания, Канада и др. В этих странах все открыто, надо платить налоги и сборы, ведутся регистры директоров и акционеров. Однако, есть организационно-правовые формы, позволяющие спокойно существовать, платя только фиксированные сборы. Такие компании подходят как для ведения солидного бизнеса, так и для простого хранения денег. 
 Выбор места расположения оффшорной компании в первую очередь зависит от профиля ее деятельности. В мировой практике фирмы, расположенные в “налоговых гаванях” и местах с льготным налогообложением можно разделить на следующие виды:

1. Компании  финансовой ориентации (оффшорные  банки, финансово-посреднические  компании, страховые компании);
2. Торгово-посреднического  профиля (экспортно-импортные, закупочные, дистрибьюторские и т.п.).
3. Кроме  того, для инвестирования за рубежом  фирмы с международными активами  могут создавать оффшорную компанию  холдингового типа. К таким компаниям  можно отнести: оперативно-холдинговые  компании, инвестиционные, компании по владению интеллектуальной собственностью (лицензионные), недвижимостью, судами.
  Широкое распространение в налоговом оффшорном бизнесе получили холдинговые компании, оффшорные страховые компании (перестраховочные компании, и компании, осуществляющие внутрифирменное страхование (кэптивные страховые компании)), проводящие компании (conduit company), которые используются в качестве канала движения капиталов.
     Основным  элементом защиты активов является траст или ограниченное партнерство, в основе которых лежит институт доверительной собственности.
Отдельным аспектом оффшорного бизнеса является использование оффшорных юрисдикций для персональных нужд частных лиц.
Также немаловажной сферой применения оффшорного бизнеса является оффшорный банкинг, инструментами которого являются не только оффшорные банки, но и финансовые корпорации, осуществляющие некоторые сходные банкам функции.
  В зависимости от сферы деятельности создаваемой компании проводится анализ налоговых условий по странам, на основе которого разрабатывается схема проведения торговых и финансовых операций с вовлечением оффшорной фирмы. Так финансовые компании обычно регистрируются в районах с низким налогом на прибыль и на распределение банковского процента. При открытии же страховой фирмы главным условием при выборе юрисдикции является не столько наличие налоговых льгот, сколько упрощенный порядок лицензирования и регулирования страховой деятельности, в частности более низкие требования к минимальному размеру уставного капитала, резервных и гарантийных фондов. Также при регистрации фирмы учитываются условия предоставления отчетности, стоимость регистрации и обслуживания фирмы в различных “налоговых гаванях”. Однако создание оффшорных фирм оправдывает себя только при условии осуществления широкой сети операции, иначе затраты на содержание компании не окупают себя.  
На сегодняшний день наибольшей популярностью из оффшорных зон пользуются: Кипр, остров Мэн, Гибралтар, Мальта, Багамские острова, Панама, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург и др.

  Для российских же фирм одной из причин создания оффшорных компании является возможность открытия корпоративного счета в зарубежном банке, что дает дополнительные возможности по управлению денежными средствами (например, ускорение расчетов, отсутствие ограничений в валютных платежах, конфиденциальность и т.д.). В России деятельность оффшорных компаний широко распространена в высокодоходной финансовой сфере: банковская деятельность, сделки с ценными бумагами, "фирмы-прикрытия" и "стеллс-фирмы" для сделок с природными ресурсами (особенно с нефтью), холдинговые структуры. Однако при создании оффшорной компании российские учредители сталкиваются с рядом трудностей административно-правового характера. Во-первых, самого понятия “оффшор” в российском законодательстве нет. В соответствии же с законом “О валютном регулировании и валютном контроле” от 10.12.2003  № 173-ФЗ внесение средств в уставный капитал (прямые инвестиции) и приобретение ценных бумаг (портфельные инвестиции) рассматриваются как “валютные операции, связанные с движением капитала” и требуют лицензирования со стороны Центрального банка России. Таким образом, достаточно трудно создать оффшорную компанию, не нарушив положений валютного контроля и таможенных норм. Несмотря на это в настоящее время, по данным журнала Offshore Express, из 1,5-3 млн. оффшорных компаний, зарегистрированных в мире, около 50 тысяч российских. 15
  Инкорпорация оффшорной компании обычно осуществляется по индивидуальным заказам с учетом инвестиционных намерений клиента. Местная администрация и юридические компании ради экономии времени предельно упростили и стандартизировали эту процедуру.
  Создание и регистрация оффшорной компании могут проводиться как самими учредителями, так и по их доверенности местными и международными юридическими фирмами.
  В первом случае требуется личное участие всех учредителей-акционеров в составлении, оформлении и представлении учредительных и регистрационных документов в местный регистр компаний, найме местного персонала, аренде юридического адреса, средств связи и помещения для проектируемой компании, установлении необходимых контактов с местной администрацией и т.п. Очень редко учредителям удается с первой попытки зарегистрировать свою компанию без юридических накладок, возврата документов и потерь времени.  
Во втором случае учредителям достаточно после внесения определенного задатка в юридическую фирму сообщить ей необходимый минимум информации о себе и создаваемой компании и ждать регистрационное свидетельство. Большинство инвесторов предпочитает пользоваться услугами юридических фирм, так как в их исполнении учреждение и регистрация обходится без осложнений и не требует личного выезда учредителей в страну регистрации компании.  
Практически во всех оффшорных центрах разработана типовая документация, в том числе стандартные учредительный договор, устав и другие учредительные документы и формы, и если время позволяет, учредителям достаточно заказать юридической фирме заказную оффшорную компанию, которая в зависимости от оффшорной юрисдикции будет создана в течение нескольких дней или недель.

            Заказная компания создастся и в том случае, если у учредителей имеются особые нестандартные пожелания по ее названию, учредительному договору, уставу, а учет таких пожеланий требует дополнительных согласований, экспертиз и расходов. В этом случае особенно вероятны случаи возврата регистрационных документов для уточнения, переоформления и обоснования, поскольку особые пожелания могут и не совпадать с нормами местного оффшорного режима.  
В динамичном оффшорном бизнесе фактор времени котируется очень высоко, и в определенных случаях предприниматели предъявляют спрос на экспресс-регистрацию оффшорной компании. Большинство местных и международных юридических фирм в состоянии удовлетворить этот особый спрос, предлагая клиентам полочные компании с молниеносной перерегистрацией их на нового хозяина в течение одного дня и даже одного часа.  
Возможность экспресс-регистрации обеспечивается наличием типовых учредительных и регистрационных документов и форм, четким режимом регистрации, готовностью юридических контор ради удобства клиентов идти на дополнительные трудовые и финансовые затраты и сотрудничеством местной администрации с юридическими фирмами. Если местный регистр компаний не настаивает на дотошной проверке деловой репутации учредителей, то юридические фирмы в состоянии заранее учредить и зарегистрировать необходимое количество оффшорных компаний на имя своих служащих с перспективой их сверхскоростной продажи будущим клиентам. В этом случае служащие юридических фирм выступают в роли учредителей, директоров и секретарей готовых компаний, регистрационные документы которых в ожидании покупателя поступают на полку (отсюда и название полочная компания).

    По получении заявки и предоплаты от клиента юридическая фирма оформляет куплю-продажу готовой компании специальным актом о переходе ее акций в собственность клиента и протоколом собрания акционеров об отставке акционеров и директоров первого состава и вступлении в права новых акционеров и директоров готовой компании. После соответствующего уведомления регистра компаний продажа готовой компании новому владельцу становится свершившимся фактом.  
 Так что феномен готовых компаний - это не рекламный трюк, а результат совместных усилий местной администрации, юристов-инкорпораторов и владельцев компаний по ускоренному прохождению регистрационной процедуры.  
Регистрируя готовые компании впрок, до их продажи будущим клиентам, юридические фирмы кредитуют расходы клиентов по учреждению и регистрации этих компаний и на период до их реализации замораживают свои средства. Если готовые компании оказываются не проданными до наступления сроков уплаты годового сбора (а это максимум 1 год), то в этом случае юридические фирмы должны сами уплатить этот сбор за находящиеся в их собственности полочные компании. Наконец, юридические компании несут определенную моральную ответственность за возможные неблаговидные поступки зарегистрированных ими, а затем проданных новым владельцам, готовых компаний перед местной администрацией.  
  Готовые компании - это преимущественно новые компании, еще не на-чавшие коммерческие операции и потому не накопившие никаких обязательств перед третьими лицами. Они в буквальном смысле законсервированы на полке, а точнее, в сейфах юридических фирм в ожидании своих новых хозяев. Однако в распоряжение юридических контор порой возвращаются ранее проданные готовые компании, от которых их новые владельцы по тем или иным причинам отказались. За такими уже “бывшими в употреблении” готовыми компаниями могут числиться самые неожиданные, в том числе долговые, обязательства, которые могут быть предъявлены к исполнению новым владельцам компаний. На этот гипотетический случай новому владельцу не мешает получить от продавца официальную письменную декларацию о том, что предлагаемая клиенту готовая компания является вновь созданной компанией, что ранее она не вела никаких коммерческих операций и на момент смены владельца не имеет никаких обязательств перед третьими лицами.

  В деловой практике оформление таких деклараций не считается чем-то зазорным, и если по каким-либо соображениям продавец уклоняется от ее выдачи, то в этом случае спокойнее приобрести действительно новую готовую компанию, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
  Оффшор внутри государства, не являющегося территорией с низкими налогами, не такая уж и редкость, подобная практика встречается и за рубежом. Так, внутренний оффшор есть в США, это штаты Делавэр, Невада и Вайоминг; оффшор есть в Швейцарии - кантоны Нематель, Фрибург, Цуг, в Великобритании внутренний оффшор - острова Мэн, Гернси и Джерси. К менее известным относятся португальский оффшор - остров Мадейру, итальянский - город Кампионе, и другие. Разумеется, в каждой зоне своя политика, в том числе, и экономическая, свои требования к компаниям и их владельцам. 16
  Несмотря на ряд недостатков, оффшорные зоны рассматриваются большинством развивающихся стран как положительное и необходимое для экономики явление. Развитие оффшорных зон показывает об увеличении их количества во всем мире.
     Оффшорные зоны имеют ряд важных преимуществ и положительных сторон, которые определяют увеличение их количества. Прежде всего, они способствуют развитию бизнеса, малого и среднего предпринимательства, активизируют их деятельность и дают возможность «встать на ноги», чтобы потом быть способным платить налоги. Поэтому не удивительно наличие оффшорных зон в таких развитых странах как Швейцария, Ирландия, Монако. Однако не следует забывать о том, что оффшорные зоны могут быть одним из способов финансовых махинаций, мошенничества, недобросовестного уклонения от налогов и.т.д.
     В условиях экономического кризиса сокращение налоговых отчислений становится жизненно важной задачей..  Одним из самых популярных путей оптимизировать налогообложение остается работа с так называемыми оффшорными зонами.
     Этот  механизм заключается в создании оффшорных убежищ капитала, переводе капиталов и доходов по оптимальным  налоговым маршрутам, использовании  трансфертных (внутренних) цен во внутрифирменных  поставках и связях. Главным инструментом международного налогового планирования является создание за рубежом оффшорных, льготных и других специализированных компаний, предназначенных для снижения налоговых потерь.  
 

Глава 2 Анализ современного состояния оффшорных  зон за рубежом  и в РФ
2.1 Анализ современного состояния и проблем  развития оффшорных зон в РФ
     Современную   экономику   сегодня  невозможно  представить  без    оффшорного  бизнеса. Оффшоры используются практически во всех видах    деятельности,  для минимизации налогов и защиты своего капитала.  
  Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 года в России была образована первая оффшорная зона, названная зоной экономического благоприятствования Ингушетия. В отличие от оффшорных зон, созданных в других странах, Ингушетия имеет ряд специфических, только ей присущих чеpт.17       
Принципиальным  моментом является то, что оффшорный  режим вводится именно для привлечения  иностранных инвестиций. Поэтому, как  правило, налоговые и другие льготы устанавливаются лишь для иностранных компаний, и параллельно принимаются меры для изоляции оффшорного бизнеса от внутреннего рынка. Не случайно оффшорными становятся именно островные и анклавные территории отдельных государств. В большинстве случаев предусматривается, что владельцами и акционерами оффшорных компаний могут быть только иностранные юридические и физические лица. Весь необходимый им капитал они должны ввозить из-за рубежа. Ограничивается возможность выхода оффшорных компаний на внутренний рынок, чтобы не допустить использования ими льготного статуса для конкурентной борьбы с национальными компаниями и подрыва национального валютного, таможенного и налогового законодательства.        
Эти особенности  деятельности оффшорных зон не учитывались  при создании зоны экономического благоприятствования “Ингушетия”. Решение о ее создании было продиктовано, в первую очередь, стремлением оказать экономическую поддержку вновь возникшей республике, привлечь капиталы для подъема ее экономики, в том числе, для строительства ее столицы. Однако не был создан механизм функционирования зоны, адекватный задачам, которые преследовались при ее создании.       
Очевидно, что для самой Ингушетии эффект от деятельности зоны был ничтожен. Предприятия, зарегистpиpованные на ее территории, малочисленны, а доход  от их регистрации нельзя рассматривать как величину, которая реально может влиять на ее экономическое развитие.     
     Основным  недостатком зоны в Ингушетии  является прежде всего то, что практически  не привлекались иностранные инвестиции, в то время как за рубежом именно в этом видят главную цель создания оффшорных зон. Во-вторых, поступления в республику доходов, связанные с созданием зоны, оказались крайне низкими.
     Неудачный эксперимент по созданию оффшорной  зоны в Ингушетии не означает, что  эта форма вообще не пригодна в России. В некоторых регионах России предпринимаются свои собственные попытки создания зон по типу оффшорных, хотя решений на федеральном уровне по ним пока не принималось. К ним относятся Калмыкия, Кабардино-Балкария, Адыгея и некоторые другие.    
       Успех последующих экспериментов можно будет обеспечить, если с самого начала применять тот набоp правил, который к настоящему времени уже отработан в мировой практике оффшорных зон. Во-первых, создание зон должно главным образом преследовать цели привлечения иностранного капитала. Льготы налогового, таможенного и иного характера должны предоставляться только в случае реальных вложений средств из-за рубежа. Исходя из зарубежного опыта, можно в отдельных зонах допускать к регистрации только компании, принадлежащие иностранным юридическим и физическим лицам.
     Но  в настоящее время наличие в законодательстве страны или ее обособленной части специальных положений, предоставляющих соответствующие льготы иностранным инвесторам или бизнесменам, делает ее оффшорной юрисдикцией только на бумаге. Для того чтобы она превратилась в реально действующую оффшорную зону, необходимо создать на ее территории необходимую инфраструктуру, включающую достаточное число подготовленных профессиональных кадров, высокоразвитые современные средства коммуникации, банковский сектор, обеспечить политическую стабильность, завоевать авторитет или как минимум добиться известности на международной арене.
  При этом на деятельность компаний наложены ограничения:
- компания  международного бизнеса не имеет права вести коммерческую деятельность на территории России (включая территорию самого Центра международного бизнеса), кроме совершения сделок, необходимых для организации и обеспечения деятельности офиса компании. Следовательно, на счета компаний международного бизнеса не могут поступать денежные средства от  российских  резидентов;
- компания  международного бизнеса имеет  право формировать финансовые ресурсы только из источников вне территории  Российской   Федерации ;
- компании  международного бизнеса ведут  расчеты по своим операциям  только в свободно конвертируемой валюте, а рублевые расчеты производят только за счет сумм, полученных в результате обмена свободно конвертируемой валюты в уполномоченных банках. 18
  К сожалению, в настоящее время в Законе заметны существенные пробелы, которые являются препятствия для нормального функционирования оффшорной   зоны .
  Трудное развитие законодательства об оффшорных зонах можно объяснить тем, что предоставление налоговых льгот в определенном регионе всегда затрагивает интересы бюджетов других регионов или интересы федерального бюджета. Только в том случае, если правовое регулирование свободных экономических зон получит свое развитие на законодательном уровне, предприниматели смогут использовать эти зоны с льготным налогообложением для минимизации налоговых платежей.
     К сожалению, можно констатировать, что  законодательная практика пошла  по пути принятия специальных федеральных  законов по каждой отдельной зоне, а не одного закона, посвященного принципам создания и функционирования зон с льготным налогообложением на территории РФ. Общих проблем, возникающих при создании этих зон, такой подход не решит; разрешению конфликтов, неизбежно возникающих в таких случаях между Федерацией и регионами, он также не поможет.
        В настоящее время в Российской Федерации действует около пяти тысяч фирм, зарегистрированных в оффшорных зонах
     Действующее российское законодательство также  не содержит никаких специальных норм, ограничивающих деятельность в России предприятий, зарегистрированных в иностранных оффшорных зонах. Такие ограничения входили бы, в частности, в противоречие с законодательством об иностранных инвестициях, не допускающим дискриминации иностранных инвесторов в зависимости от их правового станса, а также ставили бы дополнительный барьер на пути вступления России во ВТО.19
      Оффшорные фирмы имеют все льготы, которое  российское налоговое законодательство предоставляет иностранным юридическим  лицам. К таким льготам в первую очередь можно отнести порядок исчисления и уплаты иностранными юридическими лицами налога на прибыль. В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" иностранные юридические лица уплачивают налог на прибыль один раз в год, в то время как российские юридические лица уплачивают налог ежеквартально, причем с авансовыми платежами или ежемесячно.
      В настоящее время основной оффшорной зоной для российских бизнесменов стал Кипр. По оценкам экспертов, из России ежемесячно переводится на этот остров и в другие страны порядка одного миллиарда долларов.  
По имеющимся данным на Кипре действуют около двух тысяч российских компаний и дюжина банков. Статистика свидетельствует, что на счетах тех оффшорных банков, которые размещены на острове, числится около 950 миллионов долларов. По мнению кипрских банкиров, российские деньги оседают не только на Кипре, но и в других странах. В частности, в Великобритании, где они вкладываются в недвижимую собственность и в других странах.20  
 В России созданы правовые основы контроля над оффшорным бизнесом. В соответствии с п. 10 ст. 1 и п. 2 ст. 5 Закона Российской федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" операции, связанные с приобретением зданий, сооружений, земли и иной находящейся на территории иностранных государств недвижимости или прав на указанную недвижимость (включая права пользования и распоряжения недвижимостью на сроки, проистекающие из договоров о купле-продаже так называемых "таймшеар"), регистрирацией компании в странах с льготным налогообложением, в том числе в оффшорных зонах, покупка акций и внесение взносов в уставные капиталы иностранных предприятий, открытие счетов в банках за пределами Российской Федерации, относятся к операциям, связанным с движением капитала, и должны осуществляться в порядке, устанавливаемом Банком России.

     В целях ограничения вывоза капитала из страны Банком России установлен лицензионный порядок на совершение указанных  операций. Такой же порядок определен  Банком России на основании п. 2 ст. 5 указанного Закона и для открытия счетов в банках за пределами Российской Федерации российскими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами (последними – за исключением открытия счетов на время пребывания за границей).
     Таким образом, все вышеуказанные операции являются законными только при наличии  у российского предприятия, учреждения, организации или гражданина соответствующего разрешения (лицензии) Банка России.  
В соответствии с п. "г" ст. 13 "Закона" резиденты, осуществившие валютные операции, связанные с движением капитала, обязаны вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Естественно, не имея соответствующей лицензии Центрального банка России, составлять такую отчетность не имеет смысла, что ведет к еще одному нарушению российского валютного законодательства, и, как следствие, – нарушению налогового законодательства. Можно отметить еще одно нарушение, которое относится скорее к области таможенного права. Это ввоз акций иностранных предприятий в Россию без соблюдения существующих таможенных правил, то есть акции просто не декларируются при пересечении таможенной границы Российской Федерации и ввозятся контрабандным способом.

     По  российскому валютному законодательству сделки, заключенные с нарушениями действующего законодательства, являются недействительными (п. 4 ст. 2 "Закона"). Лица, совершившие такие сделки, несут административную, уголовную и иную ответственность. Наиболее часто применяются следующие санкции (п. 1 ст. 14 "Закона"):
• взыскание  в доход государства всего  полученного по недействительным сделкам;  
• взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не но сделке, а в результате незаконных действий.

     На  протяжении последних лет государство  предпринимало также иные меры для ограничения использования оффшорных схем для нелегального вывоза капитала. В частности, Центральному Банку Кипра предлагалось консультироваться с ЦБ России при решении вопросов о выдаче российским фирмам лицензии или разрешения открыть счет. Подобное требование было отвергнуто ЦБ Кипра. С точки зрения кипрских банкиров, такая практика, будь она введена, серьезно подорвала бы конкурентоспособность Кипра в привлечении финансового бизнеса.
     Центральный Банк РФ ужесточает контроль за деятельностью  оффшорных структур на территории России. Основная цель предпринимаемых действий – ограничить возможности нелегального вывоза капитала из России. Оффшорные схемы играют в этом процессе важную, если не определяющую роль.
     Указание  ЦБР от 13.07.99 № 606-У предлагает кредитным организациям РФ формировать резервы под операции с резидентами оффшорных зон. Этот документ существенно затрудняет деятельность банков по снижению своих налоговых платежей за счет использования оффшорных схем. Например, раньше банк мог переводить деньги на свои оффшор в виде безвозвратных кредитов.
     Указание  № 606-У предусматривает создание банком значительных резервов под подобные операции, что практически лишает смысла данную схему.  
 В соответствии с Указанием ЦБР от 26.08.99 № 634-У, резко ограничена возможность российских банков устанавливать корреспондентские отношения с оффшорными банками. А открывать для оффшорных банков корсчета в рублях теперь вообще запрещено. Это полностью уничтожает целую индустрию конвертации рублевых средств и перевода их за рубеж. Действие этого указания не распространяется, однако, на установление корреспондентских отношений с оффшорными банками, которые зарегистрированы официально, то есть по лицензии ЦБ, а также с центральными банками соответствующих оффшорных юрисдикции.  
 Подобный подход к регулированию оффшорных операций отличается от принятого в других странах. Так, в Европе участие оффшорных центров в транзакциях на рынке капитала стало общепринятым образом ведения дел. А страны, имеющие законодательство по валютному контролю, и которые обеспокоены утечкой капитала, накладывают ограничения на транзакции со всеми нерезидентами, а не с резидентами из конкретных стран.

     Результатом появления перечисленных нормативных  документов стало резкое падение  спроса на регистрацию компаний в оффшорных зонах, включенных в "черный список". Однако добиться радикального изменения ситуации в этой сфере посредством указанных ограничений будет достаточно сложно. Практика показала, что начинают активно использоваться ряд малоизвестных оффшорных зон, не попавших в список ЦБ РФ. Перспективной зоной считают, например, Черногорию. Другой тенденцией оффшорного бизнеса является использование "составных" схем с участием как оффшорных, так и неоффшорных компаний.             
 Будут появляться новые оффшорные зоны и новые схемы работы. Однако ужесточение ограничений к регистраторам оффшорных фирм или открытием для нее банковского счета потребует более высокой квалификации специалистов, приведет к возрастанию риска и в конечном итоге вызовет возрастание цен на подобного рода услуги.

     В каждом конкретном случае необходимо определить цель создания и специализацию  оффшорной зоны. Например, можно  было бы создать оффшорную банковскую зону. Учитывая то, что деятельность иностpанных банков в России сейчас ограничивается законом, можно было бы выделить специальные территории, на которых эта деятельность при определенных условиях поощрялась бы. Это, например, может касаться тех регионов, где предполагается активная деятельность иностранных инвесторов, так как известно, что иностранные компании предпочитают работать с банками, которые они хорошо знают. 
       Местом создания такой оффшорной банковской зоны мог бы стать Сахалин. Тогда те иностранные нефтяные компании, которые будут осваивать нефтяные и газовые месторождения на его шельфе, смогли бы прибегнуть к услугам своих банков. Деятельность иностpанных банков на Сахалине, даже если бы они платили налоги по льготным ставкам, не только принесла бы остpову дополнительные доходы, но и способствовала бы пpитоку новых иностранных инвестиций. 
 Банк России усиливает регулирование операций с оффшорными банками. В 2000-2009 годах Центральный банк проводил определенное давление на коммерческие банки с целью уменьшить объемы операций с оффшорными зонами. Центральный банк издал список "государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или)" не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при совершении финансовых операций (оффшорных зон)". Всего в список попали 64 территории из 47 государств.

  Динамика оффшорного кредитования также свидетельствует о снижении популярности работы с оффшорными банками. Пик кредитования пришелся на конец июля 2007 года. Таким образом, прирост оффшорных сделок по кредитованию банков объясняется в основном операциями российских дочек иностранных банков с аналогичными структурами в оффшорных зонах. Собственно российские банки сокращают операции с оффшорами, исключение составляют только кредиты, предоставленные банкам с российским участием - ВТБ и Банка России.21 Динамика  межбанковских кредитов резидентам оффшорных зон показана на рис. 1

Рис. 1. Динамика межбанковских кредитов резидентам оффшорных зон, млн. руб. 
     Кредиты, полученные от оффшорных банков в 2007 году выросли в 1,5 раза. Совершенно иная ситуация наблюдается с привлечением средств от оффшорных банков. За 2006 год объем кредитов, полученных российскими банками от оффшорных банков увеличился в 1,5 раза и достиг $660 млн., оборот по привлечению средств за декабрь 2007 года составил $2,7 млрд., а в целом за год превысил $33 млрд. Для российских банков с целом эти суммы не очень велики. К тому же число банков, имевших в декабре 2006 года кредитные отношения с оффшорными банками за 2007 год сократилось с 80 до 45.22
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.