На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоги и налогообложение в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение 

    Налоги  являются неотъемлемой составляющей любого государства. Именно за счёт налогов  оно способно осуществлять возложенные  на него задачи и функции. Они необходимы для содержания государственного аппарата и выступают одним из важнейших  рычагов воздействия на экономическое  и социальное развитие государства.
    История налогов и налогообложения тесно  связана с историей возникновения  и развития государств и государственных  образований в течение всей истории  человечества, начиная от Древнего Египта и до наших дней. На протяжении всей истории развития человечества налоговая система претерпевала множество изменений.  Достаточно рациональная налоговая система  возникла только на рубеже 17-18вв., когда  в европейских странах в основном сложилось административное государство, располагавшее чиновничьим аппаратом. Кроме того тогда же и возникла теория налогообложения. Создателем такой  теории считается видный шотландский  экономист и учёный 18века – Адам Смит. Труд А. Смита "Исследование о  природе и причине богатства  народов", увидевший свет в 1776г., определил  основные принципы налогообложения, не утратившие значения и поныне. Это  принцип справедливости;  принцип  определённости; принцип удобности; принцип экономии.
    В России финансовая система (а вместе с ней и налоговая) начала складываться только с конца IX века, в период объединения  древнерусских племен и земель в  связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси. Основной формой поборов  в княжескую казну была дань.
    После свержения татаро-монгольского ига  налоговая система была кардинально  реформирована Иваном III (конец XV - начало XVI вв.): введены прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо.
    В царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676 г.) система налогообложения  России была упорядочена. Так, в 1655 г. был  создан специальный орган - Счетная  Палата.
    Эпоха реформ Петра I (1672 - 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения. Подушный налог составлял  половину всех бюджетных доходов  империи. Были введены: гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных  верований и другие.
    В период правления Екатерины II (1729 – 1797гг.) совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных  доходов, ревизий, Взимание Недоимок. Для  купечества была введена гильдейская  подать - процентный сбор с объявленного капитала.
    В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку - плате крестьян за пользование землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности.
    В советский период налоговая система  РСФСР была окончательно сформирована и закреплена конституциями и  иными нормативно правовыми актами.
    Начало  налоговой системы Российской Федерации  как самостоятельного суверенного  государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются  Законы 27 декабря 1991 года: "Об основах  налоговой системы в РФ"; "О  налоге на прибыль"; "О налоге на добавленную стоимость"; "О подоходном налоге с физических лиц".  На данный момент принят важнейший закон, устанавливающий систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации – Налоговый кодекс.
    Тему налогов и налоговой системы так или иначе в своих работах и монографиях развивали и затрагивали следующие авторы: А. Смит, Н. И. Тургенев, из современных: Н. И. Химичева, В. И. Карпов, В. Г. Пансков, Д. Г. Черник и другие.
    Цель  работы – дать характеристику современной  Российской налоговой системы и  налогообложения.
    В работе в соответствии с вышеуказанной  целью и опираясь на положения  налогового кодекса, а также на иные нормативно правовые акты, ставятся следующие  задачи:
    Дать определение налогам и показать их задачи и функции в Российской федерации на современном этапе
    Выделить и охарактеризовать правовые основы налоговой системы Российской федерации
    Описать принципы налогообложения
    Дать характеристику налоговому праву Российской федерации.
    При написании работы были использованы следующие методы научного исследования:
    Изучение нормативно-правовой базы
    Изучение монографических публикаций, статей, учебных пособий
    Аналитический метод
    Метод классификации
    Значимость  данной работы заключается в систематизировании теоретических знаний о налоговой  системе в Российской Федерации, анализе её развития и изменений  за последние годы, констатации значимости налогов для жизни государства  и общества в целом, а также  характеристики общественных отношений, связанных с налогообложением. 
 

    Глава 1. Налоги и налогообложение в Российской Федерации 

    
      Общая характеристика налогов
 
    Государство, выражая интересы общества  в  различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др.
    Финансово-бюджетная  система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Важной частью финансово-бюджетной  системы являются налоги.
    Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса  составляет сущность налога.
    Налоги  — один из древнейших экономических  инструментов в обществе. Они появились  вместе с возникновением государства  и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций.
    Помимо  налогов для пополнения своей  казны современные государства используют и другие виды поступлений и платежей. Но первое место среди них по своему значению и объему занимают налоги.
    Налоги  представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с  юридических и физических лиц  и поступающие в бюджеты различных  уровней. Существование налогов  экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано  существование государства.
    Налоги  в финансово-правовом аспекте — это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях — внебюджетные государственные и муниципальные фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.1
    Зачисление  налогов в бюджетную систему предполагает и определяет их публичный характер, т.е. направленность на общезначимые интересы соответствующего территориального уровня.
    В соответствии с НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
    Понятие «налог» налоговый кодекс отграничивает  от схожего понятия «сбор». В понятии сборов (п. 2 ст. 8) отмечается их индивидуально возмездный характер. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий). 
 
 

        Роль и функции налогов как основного инструмента государственного регулирования
 
    Основная  роль налогов — фискальная (от лат. fiscus — казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной или муниципальной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются необходимые общенациональные потребности. Так как фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы, она находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.
    Налоги  также играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего  валового продукта и национального  дохода страны. В ходе распределения  и перераспределения валового внутреннего  продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует  свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. В налогах также заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. Эта регулирующая функция проявляется в различных сферах социально – экономической жизни государства. Она в то же время тесно связана со стимулирующей функцией. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства — стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и так далее. С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.
    В налогах заложены и возможности  регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение  доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.
    Налоги  могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.2
    Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и Российской Федерации и так далее).
    При умелом использовании налоги также  могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального  управления. Эта социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность их обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением, и которое "по наследству" перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируются государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и так далее).
    Помимо  рассмотренных функций налогам  свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли.
    Контрольная функция, опираясь на закон, право, может  эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной  функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции  налогов означает ослабление государственной  власти или ведет к такому ослаблению. В конкретном отношении контрольная  функция налогов проявляется  в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора  налоговых платежей и действенности  и эффективности штрафных санкций  и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед  государством, предписываемые законом. Контрольная функция налоговой  системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность  других функций. Следовательно, если контрольная  функция налогов ослаблена, то это  соответственно снижает эффективность  налоговой системы в целом.
    Распределительная функция налоговой системы проявляется  в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и так далее. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
    Умелое  и грамотное использование и  учёт всех этих функций налогов позволяет  проводить успешную налоговую политику, а также делает налоги эффективным  механизмом воздействия на экономику  страны и жизнь общества в целом. 
 

    
      Принципы  налогообложения
 
    «Налогообложение — это принудительное и безвозмездное взимание правительством или местными органами власти платежей (налогов) с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики».3
    Под принципами налогообложения следует  понимать основные исходные положения  системы налогообложения. Принципам  налогообложения экономисты различных  поколений придавали и придают  большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в  этом вопросе отводится Адаму  Смиту, который  в своей работе “Исследование о природе и  причинах богатства народов” (1776)  впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее  время: принцип справедливости;  принцип определённости; принцип  удобности; принцип экономии.
    Принципы  налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ:
    а) принцип законности. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
    б) принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который тесно связан с принципом законности. Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями;
    в) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
    г) принцип недискриминационного характера налогов и сборов - налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
    д) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
    е) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
    ж) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;
    з) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.
    и) Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Налоговая система  Российской федерации 

    2.1  Формирование налоговой  системы Российской  федерации 

    «Налоговая система — совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.
    Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы  государство реализует свои функции  по управлению (регулированию, распределению  и перераспределению) финансовыми  потоками в государстве и в  более широком смысле экономикой страны вообще».4
    «На фасаде здания одного из центральных налоговых учреждений США в Вашингтоне высечена фраза: «Налоги — цена цивилизованного общества». В ней выражена мысль о прямой связи оптимальной налоговой системы с общественным прогрессом, экономической и социальной сбалансированностью в обществе».5
    На  современном этапе в условиях перехода от централизованного командного управления народным хозяйством к рыночным отношениям усилилось внимание со стороны государства к системе налогообложения. Она существенно перестроена. В условиях рыночных отношений метод прямых директивных воздействий на экономику, хозяйственную деятельность заменяется преимущественно косвенными формами и методами воздействия, среди которых важнейшую роль призван выполнять механизм налогообложения. Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления.
    В Российской Федерации, как и в  других странах СНГ, проведена и продолжает развиваться кардинальная реформа налогообложения с тем, чтобы привести его в соответствие с задачами государства с рыночной экономикой.
    Это не первая налоговая реформа в  стране. Преобразования в данной области  проводились и прежде, в частности  в советский период: например, налоговая  реформа 1930 г., изменения системы платежей предприятий в бюджет в середине 60-х гг. и другие. Однако тогда налоговая система оставалась элементом централизованно планируемой государством экономики с преобладанием государственного сектора народного хозяйства. Сейчас же в экономике страны и соответственно в системе налогообложения происходят изменения принципиального характера, исходящие из равенства всех форм собственности.
    В формировании налоговой системы  в России можно выделить 3 этапа:
    1 этап (1991-1993) - принятие закона об  основах налоговой системы РФ.
    Налоговая система в Российской Федерации  практически была создана в 1990г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.
    2 этап (1994-1998) - характеризуется внесением  большого количества изменений  и дополнений, что безусловно создавало нестабильность налоговой системы.
    Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический  и финансовый кризис требовал от Правительства  РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.
    Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной  промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая  служба страны.
    Кризис  выявил крупные недостатки в налоговом  законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных  производителей, противоречивость отдельных  положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие возможности уклонения  от налогообложения. Все это подчеркнуло  необходимость осуществления налоговой  реформы.
    3 этап (1998-наше время) - этап введения  в действие единого документа  по налогам.
    Первый  проект кодекса был внесен в Государственную  Думу еще в начале 1996 года  распоряжением Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р. При этом к тому времени в правительстве была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса.
    Окончательно  первая часть кодекса была принята  Думой уже в период правления кабинета Сергея Кириенко. 6 августа 1998 года вышел сдвоенный выпуск "Российской газеты" - официального издания, в котором и была впервые официально опубликована первая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Вторая часть Налогового Кодекса принята Государственной Думой 19 июля 2000 года.
    В данный момент Налоговый кодекс как  единый документ является основой, базисом  налоговой системы Российской Федерации.
    Закон РФ от 27 декабря 1991 г., который установил  новую налоговую систему в  стране, включил в нее перечень не только налоги в собственном смысле слова, но и других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды. При этом они объединены введенным этим Законом понятием «налоговая система», которое определено как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке» (ст. 2). Соответственно Закону в налоговую систему вошли, помимо налогов, государственная и таможенная пошлины, различные сборы — целевые, лицензионные и другие. Упомянутые платежи отличаются от налогов в собственном смысле слова. В определенной мере часть из них носит возмездный характер: они являются или платой за услуги (например, государственная пошлина), или платой за разрешение на какую-то деятельность и так далее, предоставляемые компетентными государственными органами и органами местного самоуправления. Такие платежи носят обычно разовый характер. Налогам же в отличие от них свойственна регулярность уплаты при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и тому подобного) налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.
    Вместе  с тем с налогами их объединяют такие общие черты, как: обязательность уплаты при наличии указанных законодательством фактов; внесение в бюджет или внебюджетный фонд определенного государственного или местного уровня; возложение контроля за их уплатой, как и уплатой налогов, на одну и ту же систему государственных органов — налоговые органы, а в соответствующих случаях — на таможенные органы с одинаковыми контрольными полномочиями, мерами принудительного воздействия.
    Учитывая  общие черты рассматриваемых  платежей с налогами, законодатель условно и их именует налогами.
    Более четкими в этом отношении являются положения Налогового кодекса РФ. Прежде всего, удачнее стало наименование самой системы данных платежей в целом: вместо условного термина «налоговая система» применено выражение «система налогов и сборов». В последнем случае ясно, что речь идет, во-первых, именно о платежах, и во-вторых, о различающихся между собою платежах. К достоинствам Кодекса относится, как уже отмечалось, и обособленное формулирование понятий налога и сбора с указанием их характерных особенностей. Вместе с тем все эти платежи, как и ранее принятым Законом, объединены в одну систему. В соответствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации» они составляют группу налоговых доходов.
    Первоначально Закон РФ от 27 декабря 1991 г. включил  в налоговую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их новыми видами и составило с учетом изменений и дополнений к моменту введения в действие части первой НК РФ в начале 1999 г. более 50. НК РФ (ст. 13—15) внес изменения в систему налогов и сборов, сократив общее количество их видов до 28.  
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Классификация налогов  в Российской федерации 

    Объединение налоговых платежей в систему  предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований для классификации может быть несколько.
    По  субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу входят налоги разного территориального уровня. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и другие. Ко второй — налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и так далее.
    Вместе  с тем для настоящего времени  характерно появление в России группы налогов, общих для юридических и физических лиц. Это земельный налог, транспортный налог и другие. Они регулируются общими для тех и других субъектов нормативными актами, по своему основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают.6
    В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования.
    Целевым является, в частности, транспортный налог, единый социальный налог, зачисляемый  в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный, Фонд социального  страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
    В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице.
    В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются налог на доходы физических лиц, налог  на прибыль, земельный налог, налог  с имущества и другие, составляющие большую часть среди всех налогов действующей системы.
    Косвенное налогообложение отличается от этой формы своей замаскированностью. Налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате этого непосредственно не связан с доходом или имуществом фактического плательщика. Закон возлагает юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие, производящее или реализующее товары, оказывающее услуги за счет выручки. Фактически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Такими косвенными налогами являются введенные в стране с 1992 г. акцизы, налог на добавленную стоимость.
    Помимо  рассмотренной классификации Закон  РФ «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» подразделил  налоги на три уровня с учетом федеративного государственного устройства и организации в России местного самоуправления:
    федеральные налоги;
    налоги субъектов Федерации;
    местные налоги.7
    НК  РФ (гл. 2) в качестве равнозначного  выражению «налоги и сборы  субъектов Российской Федерации» ввел в отношении этих платежей термин «региональные».8 К федеральным налогам отнесены9:
    налог на добавленную стоимость;
    акцизы;
    налог на доходы физических лиц;
    налог на прибыль организаций;
    налог на добычу полезных ископаемых.
    водный налог;
    сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    государственная пошлина.
    Федеральные налоги, сборы и иные платежи в  разной степени используются для  формирования доходов бюджетов всех уровней следующим образом:
    а)  зачисляются в полном объеме в федеральный бюджет;
    б)  поступления некоторых платежей распределяются между бюджетами  разных уровней или закрепление в полном объёме в установленном федеральным законодательством порядке;
    Таким образом, федеральные налоги отличают следующие особенности: они устанавливаются федеральным законодательством; взимаются на всей территории РФ; круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законодательством РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня.
    К налогам субъектов Федерации  отнесены налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и являются обязательными к уплате. Это:
    налог на имущество организаций;
    транспортный налог;
    налог на игорный бизнес.
      Местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В их числе:
    налог на имущество физических лиц;
    земельный налог;
    Необходимо  иметь в виду, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень системы налогов, сборов и других платежей, входящих в нее. Согласно Налоговому кодексу не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные им.10
    Итак, перейдём к краткой характеристике некоторых федеральных налогов. 
 
 
 
 
 

    2.3 Краткая характеристика  основных федеральных  налогов и сборов 

    2.3.1 Налог на добавленную  стоимость 

    Налог на добавленную стоимость является самым значимым налоговым доходом  в бюджет Российской Федерации. В 2009 году поступления по этому налогу составили 39% от общего объёма поступлений  в федеральный бюджет по всем видам  налогов (см. Приложение 1)
    По  своей природе НДС является косвенным  налогом. Юридический и фактический налогоплательщик при его взимании не совпадают. Фактически уплачивают налог потребители товаров (работ, услуг), так как он включается в цену последних. Юридическими налогоплательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, вносящие налог в бюджет.
    Наименование  НДС определено тем, что он уплачивается с той части стоимости, которая  добавляется при каждой стадии реализации товаров (работ, услуг). Согласно НК РФ налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях реализации товаров (работ, услуг), а также при осуществлении иных операций, составляющих объект налогообложения, и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг), иных операций, составляющих объект налогообложения, и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
    Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:
    1) в связи с деятельностью на  территории Российской Федерации — организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые таковыми согласно ст. 11 НК РФ, а именно российские и иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и представительства иностранных юридических лиц и международных организаций, физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные охранники, частные нотариусы и частные детективы;
    2) в связи с перемещением товаров  через таможенную границу — лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
    Объекты налогообложения подразделяются на четыре вида:
    1) реализация товаров (работ, услуг)  на территории РФ, в том числе  реализация предметов залога  и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
    2) передача на территории РФ  товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
    3) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;
    4) ввоз товаров на таможенную  территорию РФ.
    Налогообложение добавленной стоимости имеет  место только при реализации на территории России. Реализация товаров (работ, услуг) за пределами России объектом обложения НДС не является. В этой связи, принципиальным является вопрос об определении места реализации. Местом реализации товаров признается территория РФ, если товар находится на территории России (не отгружается и не транспортируется) или товар в момент начала отгрузки (транспортировки) находится на территории России.
    Контроль  за уплатой НДС возложен на налоговые органы, а в некоторых случаях — на таможенные органы. 

    2.3.2 Акцизы 

    Акцизы  относятся к числу наиболее распространенных налогов, они закреплены в налоговых системах почти всех государств и долгое время являлись одним из основных источников государственных доходов.
    Слово «акцизы» произошло от латинского глагола  accidere — резать, кроить и, по всей видимости, этимологически восходит к старинным понятиям подати, оброка.
    Акцизы  — это один из самых древних  налогов, например, на Руси спиртные напитки  подвергались акцизному обложению  еще в X—XI в. К началу XX в. в России акцизы обеспечивали около 70% всех бюджетных доходов, функционировало специальное акцизное ведомство, осуществляющее надзор за плантациями табака, контроль за его хранением и продажей. После Октябрьской революции акцизное налогообложение существовало недолго, до налоговой реформы 1930 г., и было возобновлено в нашей стране с 1992 г., с принятием Закона РФ от 6 декабря 1991 г. «Об акцизах», который с многочисленными изменениями и дополнениями действовал до 1 января 2001 г. В настоящее время взимание акцизов регулируется гл. 22 части второй Налогового кодекса РФ.
    В 2009 году акцизные поступления составили 3% от общего объёма поступлений в  федеральный бюджет по всем видам налогов.11
    Акцизы  — это косвенный налог, по некоторым  характеристикам он близок к налогу на добавленную стоимость (несовпадение фактического и юридического плательщиков, применение зачетной системы исчисления и уплаты, специального порядка возврата переплаченных в бюджет сумм и некоторые другие), при этом акцизы отличаются от НДС (акцизами облагаются лишь некоторые, специально перечисленные в законе товары, каждый товар имеет индивидуальную ставку, которая применяется либо к количеству товара (весу, объему), либо ко всей его стоимости).
    В потребительской корзине общества существует ряд товаров, производство и реализация которых при низкой себестоимости приносит очень высокий  уровень прибыли благодаря стабильному и массовому спросу на них: алкогольная и табачная продукция, ювелирные изделия, автомобили, бензин и некоторые другие. Установление акцизов на такие товары обеспечивает решение целого ряда задач.
    Во-первых, государство изымает получаемую производителями сверхприбыль, снижая рентабельность таких производств с необоснованно высокого до среднего уровня, сложившегося в экономике страны. Во-вторых, акцизы все в большей мере используются для устранения негативных последствий, возникающих в обществе при потреблении или использовании определенных групп товаров.
    Статья 181 определяет 10 видов подакцизных  товаров, которые можно сгруппировать  как: спиртосодержащая продукция, табачные изделия, автомобили, горюче-смазочные  материалы.
    Налоговая база и налоговая ставка определяются отдельно по каждому виду подакцизных  товаров, налоговая ставка ежегодно индексируется. Объектом налогообложения являются перечисленные в гл. 22 НК РФ операции с подакцизными товарами или подакцизным минеральным сырьем.
    Перечень  содержит описание 19 операций с подакцизной  продукцией, при совершении которых возникает обязанность исчислить и уплатить акцизы.                  
    Статья 183 определяет операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
    Освобождение  от налогообложения допускается  только в том случае, если налогоплательщик ведет учет «льготных» операций по производству и реализации подакцизной  продукции отдельно от прочих операций, подлежащих обложению акцизами.
    2.3.3 Налог на доходы физических лиц 

    Налог с физических лиц - самый значительный налог, уплачиваемый физическими лицами. Он введен в действие с января 1992 года на основании Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.91. В настоящее время порядок применения налога регулируется гл. 23 НК РФ.
    Объём поступлений в 2009 году по этому налогу составил (вместе с налогом на прибыль  организаций) 6% от общего объёма поступлений  в федеральный бюджет по всем видам налогов.12
    По  отношению к налогу на доходы физических лиц налогоплательщиками являются физические лица, среди которых законодатель выделяет налоговых резидентов РФ и налоговых нерезидентов.
    Налоговыми  резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на периоды выезда за границу на срок менее 6 месяцев для лечения или  обучения. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти и  местного самоуправления, работающие за пределами РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.