На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Таможенные услуги в международной цепи поставки товара

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
  (ГОУВПО «АмГУ»)

Факультет Экономический

Кафедра Мировой экономики, таможенного дела и туризма

Специальность 080102 – Мировая экономика 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: Таможенные услуги в международной цепи поставки товара 

по дисциплине Организация и управление ВЭД 
 
 
 

Исполнитель
студент группы 574       Е.С.Филатова 

Руководитель 
доцент, к.т.н.        В.Е. Шабельский 

Нормоконтроль
инженер         О.В. Шпак 
 
 
 

Благовещенск 2010

РЕФЕРАТ

 
 
      Курсовая  работа содержит 54 с., 2 таблицы, 17 источников. 

      Таможенная  услуга, Международная цепь поставки товара, Международный пункт пропуска, Таможенный сервис, Таможенное обслуживание, Сервисная таможня. 

     В настоящее время перед решением ряда задач по вступлению России во Всемирную торговую организацию появилась острая необходимость проведения современной внешнеторговой политики государства, освоения новых механизмов международной торговли не только товарами, но и услугами. В этой связи вызывают интерес проблемы формирования, предоставления и развития сферы таможенных услуг, которые, с одной стороны, являются государственными услугами, а с другой – в условиях их делегирования экономическим операторам – коммерческими услугами.
     Целью написания курсовой работы является изучение существующей практики предоставления таможенных услуг в России и за рубежом, а также разработка стратегии  повышения качества данных услуг  для содействия развитию международной  торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ
Введение            4
1 Таможенные услуги в международной цепи поставки товара  5
 1.1 Понятие «таможенная услуга»       5
 1.2 Классификация таможенных услуг       10
 1.3 «Сервисная таможня» как результат развития таможенных услуг  17
2 Мировой опыт и практика предоставления таможенных услуг   20
3 Рынок таможенных услуг Российской Федерации     28
 3.1 Анализ проблем формирования и предоставления таможенных
     услуг            28
 3.2 Разработка стратегии повышения качества предоставления услуг таможенными органами РФ         35
Заключение           49
Библиографический список         51 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
     Международная торговля в современных условиях является важнейшей движущей силой экономического процветания и устойчивости экономических систем. Однако она, с одной стороны, уязвима перед террористическими посягательствами международных преступных сообществ и прочими угрозами подобного характера, которые могут нанести серьезный ущерб всей мировой экономике; с другой стороны, является главным потребителем различных услуг, дающим возможность значительно снизить затраты, повысить качество и надежность товарных поставок и унификации практических процедур.
     В настоящее время перед решением ряда задач по вступлению России во Всемирную торговую организацию появилась острая необходимость проведения современной внешнеторговой политики государства, освоения новых механизмов международной торговли не только товарами, но и услугами. В этой связи вызывают интерес проблемы формирования, предоставления и развития сферы таможенных услуг, которые, с одной стороны, являются государственными услугами, а с другой – в условиях их делегирования экономическим операторам – коммерческими услугами.
     Все это и определило актуальность и выбор темы данной курсовой работы, целью написания которой является изучение существующей практики предоставления таможенных услуг в России и за рубежом, а также разработка стратегии повышения качества данных услуг для содействия развитию международной торговли.
     Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:
     - дать определение понятию «таможенная  услуга»;
     - изучить теорию и практику  предоставления таможенных услуг  в России и за рубежом;
     - на основе выявленных проблем, разработать рекомендации по повышению качества предоставляемых услуг.
    1 ТАМОЖЕННЫЕ  УСЛУГИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЦЕПИ  ПОСТАВКИ ТОВАРА 
     

     1.1 Понятие «таможенная услуга»
     Особенности международного подхода к понятиям «таможенная услуга», «сфера таможенного  обслуживания» и «сфера таможенных услуг» связаны с рядом причин, прежде всего, уровнем экономического развития стран, разной скоростью интеграции в мировой экономике и фазой развития таможенных систем. Проблема развития сферы таможенных услуг является одной из приоритетных в мировых научных исследованиях, связанных с модернизацией таможенного дела. Современная таможня – это, прежде всего, услуги, поскольку на первый план сегодня выходит вопрос содействия международной торговле.1
     Понятие «таможенная услуга» находятся на стыке двух наук – экономики и юриспруденции, следовательно, не имеет строго как экономического, так и строго юридического содержания, воплощая в себе элементы той и другой науки. В последние годы начинает доминировать подход, в котором таможенные услуги рассматриваются только как экономическая категория. Это связано с тем, что научная правовая мысль не всегда успевает осваивать достижения экономической науки о таможенной и паратаможенной инфраструктурах, о категориях и видах таможенных услуг, в результате чего таможенное право в сфере обслуживания оказывается в замкнутом юридическом круге.
     Современное понятие «таможенные услуги»  включает в себя любое мероприятие, результат взаимодействия или полезность, которые одна сторона в лице таможенной организации, таможенной инфраструктуры или института таможенных посредников может предложить другой, и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
     Следует отметить, что в теории и практике таможенного дела, также не освещен  и не проработан вопрос о понятиях «сферы таможенных услуг» и«сферы таможенного  обслуживания». К сфере таможенных услуг можно отнести только те отношения, в результате которых участнику ВЭД оказывается таможенная услуга, причем как экономической, так и правовой категории. В данном случае таможенная услуга представляет собой деятельность, которая воплощается в таможенном продукте, работе или регулируемом товаре, то есть деятельность, которая опосредствована через процесс подготовки таможенной продукции или регулируемого товара для перемещения через таможенные границы. Например, услуги по корректировке таможенной стоимости регулируемого товара становятся частью потребительной стоимости. В данном случае происходит слияние деятельности по правильной оценке движимого имущества с результатом, то есть с самим имуществом (товаром), являющимся продуктом труда. Иными словами, в сферу таможенных услуг входят только те экономические отношения, когда участники ВЭД для удовлетворения своих потребностей получают «особую потребительную стоимость» в виде деятельности определенного представителя таможни, таможенных посредников или конкретных организаций.
     Наряду  с этим, таможенные услуги, которые  не получили вещественную форму, например информирование или консультирование, одновременно являются и процессом, и продуктом труда. Данное качество таможенных услуг может служить  основанием для отнесения их к  сфере таможенного обслуживания. На данном этапе развития таможенного  дела еще рано говорить о сфере  таможенных услуг или о сфере  таможенного обслуживания как устоявшихся  и часто употребляемых понятиях. Кроме того, это требует создания целой отрасли обслуживания с  соответствующими секторами и институтами  сервиса.
     Важно также понять, что таможенная система  проходит несколько резонансных  режимов своей деятельности в  отношении с государством и участниками  ВЭД. В настоящее время в развитых странах эта система находится в фазе «таможня для правительства и участников ВЭД», в большинстве развивающихся стран мира – в фазе «таможня для правительства», а в некоторых слабо развитых или неблагополучных странах – в фазе «таможня для себя». Таким образом, формирование мировой сферы таможенных услуг зависит от фазы развития таможенной системы как в целом, так и в национальном или региональном разрезах.
     Наиболее  слабоисследованной стороной методологии международной торговли является проблема формирования, классификации и определения места таможенных услуг во внешнеторговой деятельности.
     Исторически плата за таможенное оформление возникла как способ покрытия издержек учреждений, в пользу которых они взимались, и представляла плату за оказание определенного круга услуг. Однако на практике в современных условиях это положение не всегда соблюдается. Довольно часто плата за услуги оказывается  выше их себестоимости. Кроме того, зачастую сама услуга за таможенное оформление вводится, чтобы получить доход, а  не покрыть издержки. Они поступают  в федеральный бюджет обезличенно (то есть зачисляются на единый счет вместе с другими видами таможенных платежей и направляются для покрытия общих расходов бюджета), что объединяет их с понятием налога. В связи с этим становится актуальной разработка методологии развития таможенных услуг, методики и нормативного обеспечения процедур расчета стоимости таможенных услуг на основе многофакторного анализа и реальных трудозатрат.
     Впервые попытка методологически определить роль и место таможенных услуг  на международном уровне была предпринята  в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле. Как известно, исходной посылкой, на которой строилась  договорная система ГАТТ, являлось стремление стран-членов развивать  международную торговлю товарами и  услугами и обеспечивать экономическое  развитие путем взаимной либерализации  доступа на рынки, предсказуемости  условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и минимизации  регламентирующих действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Для достижения этих целей необходимым считается соблюдение ряда принципов и норм, лежащих в основе ГАТТ, в том числе: равноправие в торговле; использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных административных мер; взаимность в предоставлении торгово-политических уступок; разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.
     Отмеченное  выше нашло отражение в статье VIII (1) ГАТТ-94, где говорится, что все платежи и сборы любого характера (кроме импортных и экспортных пошлин и кроме налогов, указанных в статье VIII), устанавливаемые странами-членами ВТО на импорт или экспорт товаров или в связи с импортом или экспортом, должны ограничиваться приблизительной стоимостью оказываемых услуг и не должны представлять собой косвенную защиту отечественных товаров или установление налогов на импорт или экспорт в фискальных целях2. Другими словами, таможенные сборы как стоимость услуг, связанные с внешнеторговыми операциями и оказываемые административными органами, не должны представлять налогообложение в фискальных целях. Безусловно, это связано с проблемами снижения таможенных доходов в любой из стран-членов ВТО. Однако страны-участники ВТО должны строго придерживаться вышеуказанной договоренности, несмотря на статус или влияние той или иной страны.
     В качестве примера решения проблем  в данном вопросе можно привести жалобу Канады и ЕС на введенный в 1986 г. Соединенными Штатами сбор за таможенное оформление товаров в размере 0,22 % от стоимости импортных товаров. В марте 1987 г. Совет ГАТТ создал группу экспертов для рассмотрения этого вопроса. Канада и ЕС в своей жалобе подчеркивали, что этот сбор противоречит статьям II и VIII ГАТТ, согласно которым дополнительные сборы должны соответствовать стоимости оказанных услуг, а американские сборы это положение нарушали. К тому же целевое назначение этих сборов (финансирование некоторых обычных форм деятельности американской таможенной службы) также нарушало положение названных статей ГАТТ. Группа экспертов пришла к выводу, что названные выше сборы США противоречат положениям ГАТТ и обязательствам США по этим статьям. Этот вывод был принят Советом ГАТТ в феврале 1988 г., в результате чего США согласились с этим решением и сообщили, что соответствующие поправки к принятому бюджетному закону США будут направлены в Конгресс США. В результате этот сбор в 1988-1989 гг. был уменьшен до 0,17 %, а в октябре 1990 г. представитель США проинформировал Совет ГАТТ о том, что новый закон США (Закон 1990 г. о таможне и торговле) содержал положение, приводившее этот таможенный сбор США в соответствие с правилами ГАТТ.
     Анализ  практики применения правил ГАТТ говорит о том, что обычно таможенные сборы взимаются в виде фиксированных платежей, размер которых устанавливается на уровне, обеспечивающем покрытие стоимости инвестиций в таможенную инфраструктуру и затрат на ее содержание.
     Потребность в разработке отдельного от ГАТТ свода  правил международной торговли услугами объясняется целым рядом причин, в первую очередь принципиальными различиями между товарами и услугами. Переговоры по созданию Генерального Соглашения по торговле услугами (ГАТС) привели к появлению новых теоретических и практических подходов к пониманию характера международного обмена услугами. Изучение особенностей предоставления таможенных услуг в рамках ГАТС выявило ряд исключений. Так, например, из ГАТС исключен важный компонент – государственные услуги, которые не отнесены к другим категориям. Прямые таможенные услуги, осуществляемые таможенными службами, в основном относятся к государственным услугам. В соответствии с правилами ГАТС «услуги» включают любую услугу в любом секторе за исключением услуг, поставляемых при осуществлении функций правительственной власти. При этом услуга, поставляемая при осуществлении функций правительственной власти, означает любую услугу, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг.
     В настоящее время наблюдается  тенденция узаконенной передачи ряда функций по таможенному оформлению, сопровождению и хранению товаров институту таможенных посредников и международной предотгрузочной инспекции (выполняющей роль и функции национального таможенного органа). В связи с этим таможенные услуги в настоящее время трансформируются из государственных в коммерческие услуги с вытекающими из этого соответствующими последствиями.
     Аналогичный вывод можно применить и к  финансовым услугам (в том числе  относящаяся к ним часть таможенных услуг), которые оговорены в приложении ГАТС, поскольку поставщик финансовых услуг означает любое физическое или юридическое лицо члена ГАТС. Однако понятие «поставщик финансовых услуг» не включает государственное учреждение.
     Важность  развития мировых таможенных услуг, и прежде всего разработка четких стандартов предоставления этих услуг, связана с наступлением глобальной конкуренции, поскольку низкий уровень предоставления услуг и сервиса отрицательно влияет на конкурентоспособность власти, бизнеса и человека, а также на потери как на собственном рынке, так и на внешнем.
     1.2 Классификация таможенных  услуг
     Для построения любых моделей таможенных услуг важное место занимают вопросы  классификации предмета исследования. Приведенные выше результаты анализа показали, что во внешнеторговой деятельности в целом и в таможенном деле РФ в частности нет юридически определенного понятия услуги, практически отсутствуют научные исследования по данной проблеме, что значительно усложняет не только формирование понятийного аппарата, но и осуществление классификации таможенных услуг. Однако изучение нормативно-правовых материалов и практики в сфере таможенной деятельности дает возможность выделить такие, которые по своей сути являются услугами3. Группировка таможенных услуг в основном осуществляется при определении складывающихся отношений таможни с внутренней и внешней средой, а также с различными инфраструктурами.
     К первой группе услуг следует отнести деятельность, которая определяет отношение таможни к различным рынкам услуг:
     - таможенные услуги на внутреннем  рынке государственных услуг.  В данном случае таможня выполняет  делегированные ей функции государства  в области таможенного регулирования,  в том числе в области предоставления государственных услуг;
     - таможенные услуги на рынке внутренних коммерческих услуг. В этом случае оказывается содействие участникам внешнеторговой деятельности в осуществлении экспортно-импортных операций, в том числе за счет таможенной инфраструктуры и таможенных посредников;
     - таможенные услуги на внешнем  рынке услуг, в том числе  через специальных уполномоченных  и таможенных представителей  за рубежом.
     Вторую  группу услуг составляют действия и меры таможенных органов, имеющие отношение к основным и предварительным (вспомогательным) таможенным процедурам.
     А. Основные таможенные процедуры:
     -таможенное  оформление;
     - хранение товаров на таможенном  складе таможенного органа;
     - таможенное сопровождение.
     Б. Вспомогательные таможенные процедуры:
     - информирование и консультирование  по вопросам таможенного дела;
     - предварительное информирование  при перемещении товаров через таможенную границу;
     - принятие предварительных решений  по запросу заинтересованных  лиц;
     - услуги по отсрочке и рассрочке  уплаты таможенных платежей;
     - услуги по идентификации, сертификации  и аттестации;
     - услуги по уничтожению товара;
     - торговые услуги (таможенный аукцион,  предоставление средних контрактных  цен и пр.);
     - реестрирование таможенных посредников, банков, субъектов ВЭД;
     - услуги таможенного аудита;
     - экспертные услуги.
     К третьей группе относятся таможенные услуги, которые характеризуются своим отношением к форме их предоставления и применения в информационно-коммуникационных технологиях:
     - оцифрованные услуги, то есть  виртуальные услуги, которые переведены в цифровой формат и поставлены путем пересылки файла по глобальной или корпоративной компьютерной сети (программное обеспечение, специальная видеопродукция, электронные консалтинговые и информационные услуги т.д.);
     - традиционные услуги, то есть  те, которые не могут быть переведены в цифровой формат и должны доставляться потребителю в обычном виде.
     Четвертая группа связана с различными группами поставщиков таможенных услуг:
     - таможенная система;
     - таможенная инфраструктура;
     - таможенные брокеры;
     - таможенные перевозчики;
     - владельцы таможенных терминалов;
     - владельцы складов СВХ;
     - владельцы магазинов беспошлинной  торговли;
     - предотгрузочная инспекция;
     - таможенно-логистические центры;
     - информационно-коммуникационные центры;
     - образовательные учреждения;
     - прочие.
     К пятой группе услуг следует отнести взаимодействия и меры, имеющие отношения к различным компонентам таможенного дела:
     - услуги в экономической деятельности;
     - услуги в правовой деятельности;
     - услуги в организационно-технологической  деятельности;
     - услуги в социальной деятельности.
     К шестой группе относятся услуги, связанные с обслуживанием различных видов транспортных средств:
     - услуги для железнодорожного  транспорта;
     - услуги для автомобильного транспорта;
     - услуги для морского и речного  транспорта;
     - услуги для воздушного и космического  транспорта;
     - услуги для трубопроводного и  энергетического транспорта.
     К седьмой группе относятся услуги, связанные с различной базой их расчета:
     - услуги, рассчитываемые по стоимости  товара;
     - услуги, рассчитываемые по весу  товара;
     - услуги, рассчитываемые по расстоянию  таможенного сопровождения;
     - услуги, рассчитываемые по твердо  установленным ставкам;
     -услуги, рассчитываемые по количеству  времени;
     -бесплатные  таможенные услуги.
     К восьмой группе относятся услуги, подразделяемые по признаку осязаемости:
     - осязаемые таможенные услуги (экспертные  услуги, реестровые услуги, информирование  и консультирование в письменном виде, компьютерные программы, таможенные карты и т.д.);
     - неосязаемые (информирование и  консультирование в устной форме  или по телефону, таможенное оформление, хранение на складе, сопровождение  товара и т.д.).
     Для большинства предоставляемых таможенных услуг характерным свойством  является неосязаемость. Данные услуги невозможно продемонстрировать, ощутить  или показать участнику ВЭД как  материальный результат. Это, несомненно, отражается на решении участника ВЭД – воспользоваться этой услугой или отказаться. Зачастую, если участнику ВЭД необходимо получить какую-либо устную информацию или консультацию по вопросам таможенного дела, он обращается в таможню, таможенную инфраструктуру или к таможенным посредникам. При этом он заранее не знает, какого качества консультации или информацию он получит, каков объем этой консультации или срок, когда он получит ту или иную услугу, необходимую для решения его проблемы.
     Деятельность, касающаяся таких основных таможенных услуг, как хранение или сопровождение  товаров, также является неосязаемой  и носит нематериальный характер. Оценить данные виды услуг участник ВЭД может только после их выполнения. Для участника ВЭД размещение товаров на таможенных складах или СВХ в случаях, необходимых при таможенном оформлении, является неосязаемой услугой. Это связано с тем, что он не может практически проконтролировать процесс хранения товаров и оценить стандарт этих услуг. Таможенное сопровождение неосязаемо в силу того, что участник ВЭД не принимает в этом процессе непосредственного участия, ему не могут продемонстрировать данный вид услуг.
     Основное  таможенное оформление, являясь главной таможенной услугой и важнейшим системообразующим видом таможенной деятельности, также имеет нематериальный характер и выполняется в электронной форме на базе электронного декларирования. Участник ВЭД, уплачивая сборы за таможенное оформление до или во время подачи электронной декларации, не может заранее знать, как быстро (в основном в пределах времени, установленного ТК РФ) будет произведено таможенное оформление, какие трудности могут возникнуть в этом процессе. От него требуется лишь представление декларации и полного достоверного электронного пакета документов. Конечным результатом данной услуги, по существу, является электронный штамп (или электронная подпись) «Выпуск разрешен» на ГТД. Для участника ВЭД это означает, что услуги по таможенному оформлению товара были оказаны, и он может распоряжаться этим товаром (либо вывозить из страны, либо реализовывать на территории страны). Предоставление отсрочки и рассрочки платежа как услугу нельзя попробовать, нельзя упаковать, хранить и т.д. Здесь нет присутствия товара, чтобы сделать услугу более осязаемой. Получая отсрочку или рассрочку платежа, участник ВЭД просто пользуется предоставленной возможностью по уплате таможенных платежей.
     Процесс включения субъекта ВЭД в государственный  реестр или банка в реестр кредитных  учреждений также можно условно  назвать государственной услугой. В данном случае появляется условно  осязаемый документ – приказ Федеральной таможенной службы (ФТС России), что является подтверждением оказания услуги. Имеют определенную осязаемость услуги по предварительному решению, которые связаны с запросами заинтересованных лиц, при которых появляется товар или элемент товара и оформляется документ, имеющий юридическую силу.
     Вторая  особенность характеристики таможенной услуги – неразрывность технологии производства и потребления, то есть услуга оказывается тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. В сфере таможенного дела, если нет факта перемещения груза через таможенную границу РФ, то нет, как правило, предварительных операций, предварительных решений, таможенного оформления, отсрочки и рассрочки платежа.
     Изменчивость  – третья характеристика, также присущая тем видам деятельности таможенных органов, которые определены как услуги. Во-первых, это связано с большой изменчивостью нормативно-правовой базы; во-вторых, данные услуги оказываются разными людьми, отличающимися друг от друга опытом, квалификацией, личными качествами. Это определяет качество профессиональных услуг. В таможенном деле качество услуг также зависит от полноты и актуальности информации, которой владеет сотрудник при выполнении своей работы, и во многом -от наличия современных программных средств и технической оснащенности рабочего места. Третьим источником изменчивости услуг является сам потребитель этих услуг. Для каждого участника ВЭД необходим индивидуальный подход, конечно, в разумных пределах, что объясняется не только разнообразием контрактов и особенностями поставки, оплаты товаров и другими причинами, но и включает законопослушность клиента, личностный фактор и т.д. Для уменьшения изменчивости услуг должны существовать стандарты обслуживания, которые реализуются благодаря разработке единых принципов и требований, предъявляемых как к таможенной системе, таможенной инфраструктуре, так и к участникам ВЭД.
     Таможенные  услуги также обладают такой характеристикой, как невозможность их хранения. Нереально  заранее подготовить консультации для участников ВЭД, экспертные услуги, оформить декларацию и т.д., а затем использовать их в тот момент, когда спрос на эти услуги возрастет. Колебание спроса присуще почти всем видам услуг, оно характерно и для услуг, оказываемых таможенной службой. Факторами, влияющими на спрос, могут быть: сезонность, экономическая ситуация в стране или регионе, изменчивость нормативно-правовых актов ФТС России и т.д. Наконец, особенность предоставления прямых услуг таможенными органами заключается в том, что участник ВЭД не может воспользоваться услугами других организаций, так как эти услуги предоставляются таможенными органами в зоне деятельности которых участники ВЭД осуществляют свою деятельность (монопольные услуги). Поэтому потребитель этих услуг, несомненно, заинтересован в том, чтобы эти услуги были ускоренными и качественными. Надо отметить, что услуга может достаточно легко стать материальным товаром и наоборот. Граница между товарами и услугами зависит от отношения к этому поставщиков товара и потребителей. Один и тот же объект, содержащий набор физических предметов и ряд действий обслуживающего персонала исполнителя, может рассматриваться потребителем как материальный товар, так и услуга.
     Осуществление группировки и классификации таможенных услуг имеет актуальное значение в формировании сервисной таможни для содействия международных цепей поставок.
     1.3 «Сервисная таможня» как результат развития таможенных услуг
     На  сегодняшний день политика ФТС России ориентирована на создание таможенной системы как гибкого высокоэффективного инструмента оказания содействия, то есть комплексной помощи внешнеторговой деятельности. В результате этого в таможенном деле традиционные направления – регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенное администрирование – дополняются качественно новым направлением – таможенными услугами. В конечном итоге деятельность таможенных органов в новых условиях приобретает совершенно новую философию и становится целесообразным введение такого понятия, как «сервисная таможня»4. Безусловно, содержание концепции «сервисной таможни» (реализующей инновационный и синергетический подходы) имеет некоторые нововведенческие особенности и отличия по сравнению с Концепцией развития таможенных органов до 2010 г., Положением о ФТС России (2005 г.) или с отдельными положениями административной реформы в Российской Федерации. Поэтому она не заменяет какие-либо устоявшиеся понятия и не может претендовать на обобщение всех современных тенденций развития таможенной системы.
     «Сервисная  таможня» - это федеральная служба или государственное учреждение, ориентированное на оказание качественных таможенных услуг как государству, так и участникам ВЭД. Помимо этого, «сервисная таможня» - это элемент международной организации, главной целью ее является результативное содействие внешнеторговой деятельности, приводящее к ускорению и упрощению совершения таможенных процедур. В данном случае таможня работает в то время, когда формируется новая философия таможенного контроля, основанного на принципе выборочности контроля и сервиса, в условиях системы управления рисками и международного обмена информацией.
     Результатом деятельности «сервисной таможни» являются таможенные услуги, под которыми следует понимать комплекс действий и мер в сфере таможенного дела, направленных на удовлетворение потребностей государства и участников ВЭД. При этом большинство данных услуг, несмотря на свою разнородность, строго регламентируется законодательством. Иными словами, «сервисная таможня» выступает как государственное образование, результатом функционирования которого выступают таможенные услуги, составляющие сферу таможенного обслуживания.
     Возрастающее  значение развития таможенных услуг  и сервисного обслуживания цепей поставок обусловливают следующие устойчивые объективные тенденции в таможенном деле:
     - возрастание сложности (наукоемкости  и высокотехнологичности) перемещаемых через таможенные границы товаров, внешнеторговых поставок и вследствие этого – появление дополнительных требований к квалификации таможенных служащих, таможенных посредников к качеству подготовки внешнеторговых документов, услугам по таможенному оформлению и развитию таможенной инфраструктуры;
     - динамика и интеграция внешней  и внутренних экономико-правовых сред, особенно в нормативно-правовой сфере, которая приводит к необходимости адекватной адаптации к новым условиям ведения внешнеторговой деятельности и ее регулирования;
     - повышение требований к качеству  внешнеторговых, в том числе таможенных, услуг вследствие быстроизменяющихся  требований поставок и ситуаций в отношениях между таможней и участниками ВЭД;
     - возрастание роли метода электронной  торговли, в том числе электронных  услуг и услуг на базе информационных  технологий.
     Выходящие на рынок сервисные службы таможенной инфраструктуры, а также специалисты  по этому сервису являются не только операторами или субъектами мер, оказывающих содействие развитию внешней торговли, но и одним из основных источников международной маркетинговой информации, необходимой для создания идей новых товаров, услуг и модификаций уже производимых. Современные высококачественные услуги являются неотъемлемыми элементами внешнеторговой политики и международных цепей поставок товара.
     В настоящее время таможенное обслуживание является непременным условием рыночного успеха импорта или экспорта товаров. В отсутствие современного таможенного сервисного обслуживания, особенно, например, в вопросах длительного таможенного оформления или некачественного хранения, цепь поставок становится неконкурентоспособной, а товар теряет свою потребительскую ценность (или часть ее) и может быть отвергнут покупателем. Формирование таможенного сервиса как системы обеспечения позволяет импортеру/экспортеру выбрать для себя оптимальный вариант перемещения товаров, транспортных средств через таможенные границы, определить вид таможенного декларирования, возможности предварительного информирования или электронного декларирования, а также экономически выгодного выбора таможенного режима, диктуемого интересами потребителя.
     Таким образом, можно отметить, что понятие  «таможенные услуги» является более  широким, нежели понятие «таможенный  сервис. Вместе с тем сервис является понятием, по большей части неразрывно связанным с реализацией таможенных работ, эксплуатационно-технической поддержкой таможенной деятельности и т.д. В современных условиях развитие таможенных услуг становится важным фактором повышения качества и эффективности обслуживания международных цепей поставок, что вызывает потребность в поиске адекватных моделей. 

      2 МИРОВОЙ ОПЫТ И ПРАКТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ 
       

     В связи с интеграцией России в  мировое хозяйство, предстоящим  вступлением России во Всемирную  торговую организацию и процессом интегрирования страны в международные таможенные организации (WCO, Таможенный союз ЕврАзЭС и др.) актуальным становится изучение зарубежного опыта по проблемам предоставления услуг в таможенной сфере.
     Важность  изучения данной проблемы исходит из фактов продолжающихся процессов глобализации и интеграции внешней торговли товарами и услугами, развития способов торговли услугами, появления электронной торговли услугами, увеличения объемов экспорта и импорта наукоемких, высокотехнологичных товаров и услуг, ускорения и упрощения таможенных процедур и связанных с этим ростом таможенных услуг.
     Особенности предоставления таможенных услуг в США. В отличие от большинства стран мира таможенная служба США в своей работе исходит из принципа, что большинство людей соблюдают закон добровольно, если им дать полную информацию и предоставить возможность сделать это. Как отмечают американские специалисты, «чтобы добиться добровольного соблюдения закона, таможенные органы, как и всякая индустрия сервиса, должны предложить высокий уровень обслуживания»5. Однако на предлагаемые услуги не всегда имеется спрос потребителей, так как в связи с этим встает вопрос о таможенном сборе по предоставляемым услугам и правоохранительных мерах. Поэтому взаимодействие с таможенными органами может иногда не восприниматься участником ВЭД в качестве своеобразной оказываемой услуги. Но реальность такова, что взаимодействие между таможенным органом и участником ВЭД целесообразно рассматривать как опосредованную услугу внешнеторговой деятельности, возвращаемую ему через интересы государства.
     Результаты  проведенного анализа показали, что  в условиях рыночной экономики услуги и сервис решают если не все, то очень  многое, и это связано прежде всего с повышением конкурентоспособности как субъектов экономической деятельности, так и страны в целом. Не случайно большинство менеджеров американских агентств пытаются тем или иным способом заставить своих сотрудников, которые находятся «на передовой» общения с клиентами (front line staff), учиться навыкам общения с участниками ВЭД. Вот почему в американской методологии внешней торговли таможенные органы рассматриваются, с одной стороны, как «стражи закона», а с другой – как «предприятия сервиса, обслуживающие клиентов».
     Особенности предоставления таможенных услуг в странах  ЕС. В соответствии' с Таможенным кодексом ЕС законодательство этого союза выполняет условия, оговоренные в статье VIII ГАТТ по предоставлению основных таможенных услуг в пределах затрат на содержание самой таможенной службы. Вместе с тем таможенное законодательство допускает в ряде случаев взимание таможенными органами государств-членов ЕС таможенных сборов в качестве платы за дополнительные услуги, оказываемые по запросам декларантов. К таким услугам относятся:
     - анализ и экспертная оценка  образцов товаров, а также их  почтовая пересылка при запросах  по применению таможенного законодательства;
     - хранение товаров на складах  временного хранения сверх установленных  сроков;
     - проверка товара импортеров до представления таможенной декларации; - уничтожение товара, если это влечет расходы таможенных органов;
     - проверка с целью верификации,  если это влечет расходы таможенных  органов;
     - проведение таможенного оформления  в нерабочее время или вне установленных для этого мест.
     В установленных правилах предоставления дополнительных услуг соблюдаются определенные условия, в том числе: недискриминация объектов торговли; реальность предоставления услуг; соизмеримость суммы сборов и стоимости предоставляемых таможенных услуг. Последние в некоторых странах-членах ЕС оговариваются в таможенном и финансовом праве. Так, например, во Франции сбор, в отличие от пошлины, основывается на соотношении между его размером и стоимостью оказанных плательщику услуг. Таможенная пошлина является пошлиной в указанном значении, но не как плата за услугу, а как плата за предоставляемое право, например, вывоз товаров с таможенной территории.
     С появлением нового электронно-информационного таможенного сервиса участники ВЭД в странах ЕС получают возможность заполнять и отправлять декларацию в интерактивном режиме, имея при этом доступ ко всем кодам, в частности к европейской номенклатуре товаров. Для того чтобы воспользоваться этой услугой, компании необходимо зарегистрировать на сайте и подписать договор с таможней, которая выдаст ей пароль для доступа к системе. Таким образом, этот бесплатный сервис создан для того, чтобы упростить прохождение торговыми фирмами административных формальностей, сократить сроки сбора деклараций и улучшить качество статистических материалов по внешней торговле.
     Эта особенность большинства таможенных администраций в промышленно  развитых странах дает возможность  получать значительную часть информации в электронной форме. Данный процесс может включать: связь в режиме «on-line» между участниками торговли и таможенной компьютерной системой ЕС (в Австралии в этой информационной системе заполняется более 95 % импортных деклараций); электронное представление деклараций (для сравнения - таможенная служба США и Канадская таможня получают в электронной форме соответственно 95 и 85 %); электронный обмен данными (ЭОД) по всем странам ЕС (для сравнения, например, все участники ЭОД TradeNet в Сингапуре используют электронную систему для регистрации и обработки сделок).
     Факты перехода таможенных услуг на основе Internet-технологии выявлены и у ближайших приграничных с Россией стран ЕС. Например, в эстонской таможне с 2000 г. этой модернизацией занимается эстонская государственная компания Eesti Transit. Результаты такой работы после введения данной системы в действие показали, что практически все экспортеры и импортеры смогли заполнять таможенные декларации через Интернет. Внедрение данного проекта стоимостью в 395 тыс. долл. позволило сократить бумажную работу до 10 минут на каждой декларации.
     Каждая страна - член ЕС имеет свои специфические особенности при формировании таможенного сервиса. Так, например, в голландской таможне организован специальный Центральный сервис для импорта и экспорта (CDIU), который оказывает услуги в подготовке и издании лицензий для импорта, экспорта и транзита индустриальных товаров, а также оказывает помощь в экспорте стратегических товаров и т.д. Кроме того, таможенная лаборатория (Lab) выполняет экспертные услуги, используя современные технические средства, а таможенный Информационный центр (DIC) предоставляет доступные информационные услуги участникам ВЭД.
     Одной из важных особенностей формирования института таможенных услуг в ЕС является применение так называемой предотгрузочной инспекции (ПОИ) с помощью ряда европейских компаний. В соответствии с положением IFIA - Международной федерации инспекционных агентств (МФИА) - ПОИ должна быть услугой особого значения как для клиентов (правительств), так и для пользователей (торговых организаций). Компании ПОИ имеют контракт или полномочия, выданные правительством-пользователем на выполнение таможенных услуг, которые основаны на: а) Соглашении ВТО о предотгрузочной инспекции и последующих рекомендациях к нему; б) Соглашении ВТО о таможенной оценке. Главное различие между этими соглашениями состоит в том, что Соглашение ВТО о предотгрузочной инспекции (PSI) является обязывающим только для членов ВТО, в то время как Кодекс практики МФИА охватывает все операции PSI, выполняемые во всех странах. В статье 2 Соглашения Всемирной торговой организации о предотгрузочной инспекции под услугой последней понимается «любая деятельность, связанная с проверкой качества, количества, цены, включая валютный курс и финансовые условия, и/или правильности таможенной оценки и классификации товаров, предназначенных для экспорта на территорию правительства, применяющего инспекцию6.
     Как правило, международные организации, занимающиеся услугами ПОИ, - это экономически преуспевающие компании. Например, результаты проведенного анализа услуг ПОИ ЕС показали, что швейцарская компания SGS, которая является мировым лидером в области инспектирования, тестирования и сертификации, имеет в своем составе 37000 сотрудников, которые работают в рамках сети, включающей 1000 офисов и лабораторий во всем мире. Доход SGS в 2003 г. составил 2,5 млрд. долл. С организационной точки зрения услуги всех компаний ПОИ ЕС можно разделить на 10 областей, в том числе таможенных услуг, сертификации систем и услуг, услуг по обеспечению торговли.
     Особенности предоставления таможенных услуг в Китае. Предоставление таможенных услуг в КНР осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Китая 1997 г. Существует следующая классификация услуг:
     - обычные услуги (в том числе  услуги по оформлению различных  таможенных документов по экспорту-импорту; транспортировка товаров и услуг через таможенную границу, включая оформление таможенных документов; услуги для перемещения товаров через таможенную границу, расчеты таможенных платежей и т.д.);
     - добавленные услуги (услуги по  упрощенному и ускоренному прохождению  товаров через таможенную границу,  включая оформление таможенных документов; услуги по оформлению лицензий по экспорту-импорту; оформление документов по импортному санитарному контролю; оформление L/C, авансирование закупки; ускоренная оплата платежей; страхование на полный транспортный маршрут услуги для заказа транспортных средств, в том числе для физических лиц; оформление отдельных справок и т.д.);
     -таможенно-транспортные  услуги (включая таможенно-логистические  центры).
     Проведенный сравнительный анализ методик взимания таможенных сборов услуги по таможенному оформлению, сопровождению, хранению, информированию и консультированию России и Китая выявил как общие черты, так и отличительные особенности. Анализ развития таможенных услуг в Китае показывает, что они не только более сложные, но и сама система оценки таможенных услуг более дифференцированная, а услуги становятся все более мультиплексными. Это с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.