На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Классификация научных исследований.Этапы научных исследований

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и  науки Российской Федерации
     Государственное образовательное  учреждение
     высшего профессионального  образования 

     «ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
     имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
     (ВлГУ)
     Институт (факультет) малого и  среднего бизнеса 
 

     Реферат
     по  дисциплине:
     «Основы научных исследований»
     на  тему:
     «Классификация научных исследований.
     Этапы научных исследований » 
 
 

Выполнил:
      ст. гр. ЭИ-108
      И.М.Шевелёва 

      Принял:
      М.И.Закирова 
 

Владимир 2011 
Содержание 

     Введение………………………………………………………..3
     1.Определение  научного исследования……………………………….4
     2.Классификационные  признаки научных исследований……………5
     3.Основные  этапы научного исследования…………………………...13
     Заключение……………………………………………………………...16
     Список  используемой литературы…………………………………….17 
 
 

 

 

Введение
     На  рубеже 3-го тысячелетия расширение объема знаний, накопленных человечеством, превратило в проблему способ их усвоения. Ускорение научно-технического прогресса  увеличило объем активного времени, затрачиваемого людьми на получение  новых знаний, на выявление новых  законов природы и общества. В  студенческие годы развитие интеллекта характеризуется максимальной за всю  жизнь человека скоростью мыслительных и логических процессов. Великие  ученые и педагоги всегда мечтали  о превращении учебы в процесс  активного познавательного творчества или в процесс творческого  познавания. Они желали своим ученикам почувствовать в жизни непередаваемое счастье творчества, акта совершенного открытия.
     В конце ХХ века полученные знания устаревают гораздо быстрее, чем в его  начале. Если раньше полученных знаний специалисту хватало на 10-15 лет, то теперь этот срок сократился в 3 - 5 раз. Это значит, что приходится всю  жизнь учиться и переучиваться, заниматься самообразованием. В современных  условиях необходимо уметь самостоятельно пополнять свои знания, быстро ориентироваться  в стремительном потоке научно-технической  информации. Все это привело к научно-технической революцией (НТР). Особенностями НТР являются возрастающая роль науки; возможность автоматизации не только физического, но и умственного (не творческого) труда; бурный рост и обновление научно-технической информации; быстрая смена материалов, конструкций, машин, технологических процессов; резкое увеличение разновидностей инженерных решений; повышение уровня комплексной механизации и автоматизации, а также систем управления.
 


1.Определение научного исследования 

     Формой  существования и развития науки  является научное исследование. В  ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее понятие: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и
внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.
     Научное исследование, процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки). Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.
     Основными компонентами научного исследования являются: постановка задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Для прикладных научных исследований выделяется дополнительный этап: внедрение полученных результатов в производство. Структура научных исследований определяется различными комбинациями перечисленных этапов, которые могут осуществляться в различном порядке с определёнными повторениями и изменениями. В ряде случаев те или иные этапы могут отсутствовать (например, при экспериментальной проверке ранее выдвинутых гипотез и т. п.).
     Так как результаты научных исследований не должны повторять ранее открытые факты и законы, то процесс научных исследований следует рассматривать как функцию цели и времени. Из двух исследовательских процессов, относящихся к одним и тем же объектам и решающих одну и ту же задачу, более эффективным является тот, который, при прочих равных условиях, приводит к намеченной цели за более короткий интервал времени. 
 

     2.Классификационные признаки научных исследований 

     Классификация научных исследований может проводиться  по различным основаниям.
     По  источнику финансирования различают  научные исследования бюджетные, хоздоговорные и не финансируемые.
     Бюджетные исследования финансируются из средств  бюджета РФ или бюджетов субъектов  РФ.
     Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Не финансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.
     В нормативных правовых актах о  науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.
     В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной  научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.
     Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских тенденциях преступности.
     Прикладные  научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования  научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в  практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать  работы о тактике и методике расследования  отдельных видов преступлений
или о  предупреждении преступлений на отдельных  территориях или предприятиях. Научные исследования в сфере юридических наук зачастую представляют собой сочетание двух названных видов, и поэтому их следует
именовать теоретико-прикладными.
     Поисковыми  называют научные исследования, направленные на определение перспективности  работы над темой, отыскание путей  решения научных задач.
     Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов  конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
     По  длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.
     В зависимости от форм и методов  исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.
     В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический.
     Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.
     Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.
     Структурными  компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.
     Проблема  – это сложная теоретическая  или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.
     Неразвитые  проблемы характеризуются следующими чертами: 1) они
возникли  на базе определенной теории, концепции; 2) это трудные, нестандартные задачи; 3) их решение направлено на устранение возникшего
в познании противоречия; 4) пути решения проблемы не известны.
     Развитые  проблемы имеют более или менее  конкретные указания на пути их решения.
     Гипотеза  есть требующее проверки и доказывания  предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.
     Гипотезы  могут быть сформулированы при проведении, например, криминологического исследования или социологического исследования в уголовном праве. Так, при изучении динамики и причин преступности в одном из районов области были выдвинуты, в частности, следующие гипотезы: происходит непрерывное увеличение количества хищений и тяжких насильственных преступлений; в сельской местности коэффициент преступности меньше, чем в городе; преступность несовершеннолетних имеет тенденцию к снижению; безработица и пьянство существенно детерминируют преступность.
     Научная гипотеза должна отвечать следующим  требованиям:
     1) релевантности, т.е. относимости  к фактам, на которые она опирается;
     2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);
     3) совместимости с существующим  научным знанием;
     4) обладания объяснительной силой,  т.е. из гипотезы должно выводиться  некоторое количество подтверждающих  ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;
     5) простоты, т.е. она не должна  содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений1.
     Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.
     Описательная  гипотеза – это предположение  о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.
     Объяснительная  гипотеза – это предположение  о причинно-следственных зависимостях.
     Прогнозная  гипотеза – это предположение  о тенденциях и закономерностях  развития объекта исследования.
     Теория  – это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности. Она обладает следующими свойствами:
     1. Теория представляет собой одну  из форм рациональной мыслительной  деятельности.
     2. Теория – это целостная система  достоверных знаний.
     3. Она не только описывает совокупность  фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д.
     4. Все содержащиеся в теории  положения и выводы обоснованы, доказаны.
     Теории  классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают  социальные, математические, физические, химические, психологические, этические и прочие теории. Существуют и другие классификации теорий.
     В современной методологии науки  выделяют следующие структурные  элементы теории:
     1) исходные основания (понятия,  законы, аксиомы, принципы и т.д.);
     2) идеализированный объект, т.е. теоретическую  модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов;
     3) логику теории – совокупность  определенных правил и способов доказывания;
     4) философские установки и социальные  ценности;
     5) совокупность законов и положений,  выведенных в качестве следствий  из данной теории.
     Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.
     Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.
     Категория – общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правонарушение, юридическая ответственность, государство, государственный строй, преступность.
     Научный термин – это слово или сочетание  слов, обозначающее понятие, применяемое  в науке.
     Совокупность  понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат.
     В юридических науках применяются  специальные юридические понятия и существует свой понятийный аппарат. Юридические понятия могут быть закреплены в нормах права (например, понятие преступления – в
ст. 14 УК РФ) или не закреплены в нем, но могут  иметь правовое значение (например, понятия нормы права, юридического факта, правоотношения).
     Другие  понятия являются неправовыми, но касаются юридической деятельности (например, понятия «предупреждение правонарушений», «тактика расследования преступления»).
     Суждение  – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. Например, при квалификации преступления может быть высказано суждение, что К. совершил преступление, предусмотренное определенной статьей УК, или высказывание может быть отрицательным: действия К. не подпадают под признаки какого-либо состава преступления.
     Принцип – это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При проведении теоретических исследований в области права следует руководствоваться, например, четырьмя принципами законности: верховенства закона, всеобщности, целесообразности и реальности законности. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др.
     Аксиома – это положение, которое является исходным, не доказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичными утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность2.
     Закон – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия – всеобщие, общие и частные.
     Закономерность  – это: 1) совокупность действия многих законов;
     2) система существенных, необходимых  общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономерности движения преступности в мировом масштабе: 1) ее абсолютный и относительный рост; 2) отставание социального контроля над нею.
     Положение – научное утверждение, сформулированная мысль. Примером научного положения является утверждение о том, что норма права
состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
     Учение  – совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности. Например, в уголовно-правовой науке разработано учение о преступлении и учение о наказании.
     Идея  – это: 1) новое интуитивное объяснение события или явления;
     2) определяющее стержневое положение  в теории. Например, в новом УК  РФ последовательно проведена идея приоритета охраны личности от преступных посягательств согласно международным стандартам прав и свобод человека.
     Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов.
     Даже  написаны монографии, целиком посвященные  концептуальным основам уголовного и уголовно-процессуального права.
     Эмпирический  уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.
     Взаимодействие  эмпирического и теоретического уровней исследования заключается  в том, что: 1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы; 2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее; 3) научный  факт всегда пронизан теорией, поскольку  он не может быть сформулирован без  системы понятий, истолкован без  теоретических представлений; 4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.
     Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).
     Понятие «факт» употребляется в нескольких значениях:                        1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания); 2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина); 3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.
     В юридических науках к фактам действительности можно отнести нормативные акты, юридические факты, преступность, правотворчество         и т.д., а к фактам сознания – правосознание граждан, законодателя, право применителей и др.
     Эмпирическое  обобщение – это система определенных научных фактов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной категории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить типичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и назначении виновным уголовных наказаний.
     Эмпирические  законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость
в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти  законы теоретическим
знанием не являются. В отличие от теоретических  законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей3. К числу таких законов можно отнести, например, закономерности преступности. К. Маркс писал, что «преступления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и по своей классификации такую же закономерность, как явления природы». 
 

3.Основные этапы научного исследования 

     Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.
     Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей  научного исследования. Так, если оно  проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ – технико-экономическое  обоснование, а затем осуществляются теоретические
и экспериментальные  исследования, составляется научно-технический  отчет и результаты работы внедряются в производство.
     Криминологические и социологические исследования осуществляются в иной последовательности. Например, криминологическое исследование разделяется на четыре этапа: подготовительный, пилотаж, сбор эмпирического материала и его обработка, анализ результатов и подготовка
итоговых  документов. В социально-правовом исследовании выделяются пять стадий: 1) подготовка программы; 2) социологическое наблюдение (сбор эмпирической информации); 3) обработка и обобщение полученных данных; 4) научный анализ и объяснение данных; 5) изложение итогов.
     Применительно к работам студентов на юридические  темы можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:
     1) подготовительный;
     2) проведение теоретических и эмпирических  исследований;
     3) работа над рукописью и её  оформление;
     4) внедрение результатов научного  исследования.
     Представляется  необходимым сначала дать общую  характеристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют важное значение для выполнения научных исследований студентами.
     Подготовительный  этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).
     Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны. Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, картотека опубликованной судебной практики. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др.
     Для проверки их годности могут проводиться  пилотажные исследования.
     Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социально-правовой и криминологической информации и материалов юридической практики; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.
     Третий  этап включает: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.
     Четвертый этап состоит из внедрения результатов  исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) рекомендуются для внедрения в практическую деятельность правоохранительных органов и в учебный процесс.
 


     Заключение
     Современные научные исследования во всех развитых странах мира поглощают значительную часть совокупного национального продукта (в США и СССР около 3% ). Научные исследования оказывают глубокое влияние на все стороны общественной жизни, экономический и технический прогресс, управление общественными институтами и т. д. Поэтому проблема их финансирования, планирования, организации, эффективности образует одну из центральных проблем государственной политики. В связи с этим начали развиваться исследования по организации, экономике и методологии научных исследований. Методы и навыки научных исследований находят широкое применение за границами науки при решении многих экономических и социальных задач.
 


     Список  используемой литературы 

    Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. М., 2009. С. 80 – 88. ISBN 9965-12-002-1
    Печников Г.А. О важности юридических аксиом в преподавании основ уголовного права и уголовного процесса // Юрид. образование и наука. 2009. № 2. С. 33. ISBN 978-5-9669-0575-0
    Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования: Учеб. пособие. Л.,2007.   С. 35. ISBN 5-6354-2637-0
    Сабитов Р.А.Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т.Челябинск, 2002. 138 с. ISBN 5-7271-0587-0

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.