На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принципы проведения выборов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Оглавление
       Введение………………………………………………...……………………2
       Глава 1. Основы выборов в Российской Федерации………………………7
       1.1. Понятие выборов………………………………………………………..7
       1.2. Виды выборов…………………………………………………………...9
       Глава 2. Избирательное законодательство………………………………11
       2.1. Понятие, классификация и состав избирательного законодательства…………………………………………………………………...11
       2.2. Конституция Российской Федерации – главный источник
избирательного  права………………………………………………………………13
       2.3 Международные правовые акты  как источники избирательного права………………………………………………………………………………...14
       2.4. Федеральные законы о выборах в Российской Федерации…………16
       2.5.Подзаконные  нормативные правовые акты………………..…………19
       Глава 3. Принципы проведения  выборов…………………….....………..20
       3.1. Содержание и значение принципов выборов……………..…………20
       3.2. Обязательность выборов………………………..…………………..22
       3.3. Периодичность выборов………………………………………………24
       3.4. Открытость и гласность выборов,  свобода выборов………………..26
       3.5 Альтернативность выборов………………………………………….28
       Заключение……………………………………………………………...….30 
 
 
 
 
 

       Введение
       Избирательная система России очень молода и  несовершенна. Это связано с тем, что она формировалась в сложных  условиях: отсутствие прочной правовой базы, трудное социально-экономическое  положение, неимение собственных демократических традиций – все это сделало избирательный закон 1994 года, во многом конъюнктурной мерой, реакцией власти на шок результатов выборов 1993 года.
       Эти факторы обусловили целый ряд  проблемных моментов в избирательном  законодательстве России.
       В результате политических реформ, проведенных в нашей стране в 2004 году, институт выборов в России в значительной степени потерял свое значение. В течение 90-х годов итогов любых выборов граждане ждали, затаив дыхание, так как результатом борьбы было конкретное, осязаемое будущее страны, города, региона. За власть боролись самые разные группировки и политические партии, каждая из которых предлагала построить свою экономику, политику1, различные меры по решению социальных проблем и становление новых международных отношений.
       Органы  государственной власти формируются  двумя способами: путем выборов  и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными  органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти.
       В Российском государстве на федеральном  уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания - Государственная  Дума и глава государства - Президент  Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно значение выборов на всех уровнях.
       Основополагающим  законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон  от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»2. Наиболее важными новеллами закона являются: установление правила, по которому не менее половины состава депутатов законодательных органов субъектов Федерации должны формироваться по партийным спискам, а также обязательная двухтуровая система выборов глав субъектов РФ.
       В Российской Федерации на федеральном  уровне осуществляется регулирование  выборов Президента РФ и депутатов  Федерального Собрания РФ. 1993-1995 гг. работы Федерального Собрания – переходный период российского парламентаризма. После декабря 1995 г. Россия вошла в обычный четырехлетний цикл выборов депутатов Государственной Думы и систему постоянно действующего сменяющегося путем периодической ротации Совета Федерации.
       Федеральное избирательное законодательство в  целом имеет демократическую  направленность, отвечает общепризнанным международным стандартам, однако недостаточно стабильно. На конституционном уровне закрепляются принципы российского  избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выборов, выражающие сущность народовластия в государстве.
       В статье 81 Конституция РФ  закреплены принципы избирательного права:  всеобщее, равное, прямое   при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. добавляет еще добровольность3.
       Всеобщее  избирательное право – каждый гражданин России, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеет право избирать и быть избранным.
       Выборы  непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства.
       Цель  курсовой работы - проанализировать выборы в Российской Федерации.
       Данная  цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
       • раскрыть понятие и содержание выборов в Российской Федерации;
       • проанализировать принципы  проведения выборов в Российской Федерации;
       •  проанализированы основные источники правового регулирования подготовки и проведения выборов в РФ.
       Объектом  настоящей работы является общественные отношения и интересы, связанные с реализацией избирательных прав граждан правом в Российской Федерации.
       Предметом настоящей работы являются нормы  избирательного законодательства, регулирующие порядок избрания в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Основы выборов в Российской Федерации
       1.1. Понятие выборов
       Сегодня практически ни одно государство  не может обойтись без этого института  демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Выборы, в зависимости от конкретного  соотношения политических и классовых сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе, могут играть и роль орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил). Но во многих случаях этот институт представляет собой выражение демократизма в государстве и обществе. Путем выборных процедур формируются представительные органы государственной власти и местного самоуправления, избираются должностные лица в государстве и регионах.
       Надо  сказать, что институту выборов, как в советский период, так и в современный, всегда придавалось исключительно важное политическое значение.
       В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX века, когда  широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании представительного высшего органа - Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907г.г.
       Выборы  в современной России – необходимый  элемент народовластия. Понятие выборов многогранно. Во-первых, выборы наряду с референдумом являются в соответствии со статьей 3  Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой народ выражает свою политическую волю непосредственно4. Во-вторых, выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. В-третьих выборы являются средством легитимации публичной власти, ее политического воспроизводства. Посредством выборов народ передает своим избранным представителям права на осуществление публичной власти от своего имени в течение определенного периода времени (как правило, четырех или пяти лет). В-четвертых, выборы представляют собой способ и процедуру демократического формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.
       Законодательное определение выборов дано в ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Правовыми нормами этих законодательных актов регулируется порядок избрания Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов региональных парламентов – законодательных (представительных) органов субъектов РФ (например, Тамбовской областной Думы), глав местных администраций и депутатов (членов) представительных органов местного самоуправления (в частности, мэров городов и депутатов городских, районных, сельских и поселковых советов). Здесь упомянуты три вида (уровня) выборов органов власти – федеральные, региональные (уровня субъектов Федерации) и муниципальные. 
 
 
 
 

       1.2. Виды выборов
         Выделяются четыре основные классификации видов выборов. Во-первых, выборы делятся на очередные (основные) и внеочередные. Очередные выборы – это выборы, которые назначаются и проводятся в связи с истечением срока полномочий избираемого органа или должностного лица. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий избираемого органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий закрепляются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус органа государственной власти, органа местного самоуправления, выборного должностного лица. Избирательное законодательство устанавливает для досрочных выборов возможность сокращения сроков осуществления избирательных действий по сравнению с очередными выборами.5
       Во-вторых, выборы бывают основными и дополнительными. Данная классификация применима только к выборам депутатов представительных (законодательных) органов. На основных выборах избирается весь состав представительного органа. Основанием проведения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий (выбытие) депутата представительного органа, избранного по мажоритарной избирательной системе по одному из территориальных округов.
       В-третьих, выделяются общие и частичные  выборы. Общими выборами являются одновременные выборы всех депутатов представительного (законодательного) органа. Частичные (ротационные) выборы проводятся в случае, если представительный орган формируется путем ротации, которая предполагает разновременное избрание части депутатского корпуса представительного органа (либо одной из его палат). В настоящее время ротация предусмотрена на выборах законодательных (представительных) органов ряда субъектов Российской Федерации. В частности, избирательным кодексом Свердловской области подобный порядок установлен для выборов депутатов Областной Думы – палаты Законодательного Собрания Свердловской области. По закону выборы депутатов проводятся один раз в два года. На каждых выборах избирается половина состава депутатского корпуса, при этом все депутаты имеют срок полномочий четыре года.
       В-четвертых, выборы делятся на первоначальные и  повторные. Первоначальные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий либо досрочным прекращением полномочий избираемого органа (выборного лица). Повторные выборы проводятся в случаях, если результаты первоначальных выборов были признаны несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы следует отличать от повторного голосования – факультативной стадии, происходящей в пределах того же избирательного процесса, в рамках которого осуществлялось первоначальное голосование. Повторные выборы – самостоятельный избирательный процесс, включающий все стадии, в том числе выдвижение кандидатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Избирательное  законодательство
       2.1.Понятие, классификация и состав избирательного законодательства
       Современное российское законодательство о выборах  состоит из блока нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты электоральных отношений и процессов. Оно обширно и разнообразно по своему составу. В последние годы принято достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих сферу избирательных отношений, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
       Важнейшим среди них следует считать  Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
       Избирательное законодательство можно различать  как по уровню нормативного регулирования выборов, так и по уровню органов, выборы в которые регулируются соответствующими законами. По уровню нормативного регулирования законодательство о выборах подразделяется на федеральное избирательное законодательство и региональное, т.е. законодательство субъектов Российской Федерации.
       По  уровню органов, порядок формирования которых регулируется соответствующими правовыми нормами, следует различать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти, законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, законодательство о выборах в органы местного самоуправления.
       Деление избирательного законодательства на федеральное  и региональное, т.е. субъектов Федерации позволяет охватить всю совокупность законодательных актов, регулирующих в стране порядок проведения выборов в органы государственной власти всех уровней и в органы местного самоуправления.
       В избирательное законодательство входят не только специальные нормативные  акты, посвященные выборам в конкретные органы государственной власти, но и акты, регулирующие избирательные права граждан, принципы избирательного права, а также отдельные вопросы и стадии избирательного процесса.
       К федеральному избирательному законодательству в широком смысле относятся прежде всего Конституция Российской Федерации; федеральные законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ; указы Президента РФ; правовые акты Центральной избирательной комиссии РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2 Конституция Российской Федерации – главный источник
       избирательного  права
       Конституция Российской Федерации является Основным законом страны, обладающим высшей юридической силой. Ни один закон либо другой нормативный акт, кем бы они не принимались, не могут противоречить Конституции. Конституция РФ является базовым законом для развития избирательного законодательства.
       Конституцией  РФ заложены демократические принципы построения избирательной системы. К сожалению, они заложены здесь  как бы «в подтексте», прямого закрепления принципов избирательной системы в Основном законе нет. Впервые в конституционной практике нашего государства не упоминаются даже самые основополагающие принципы, что выборы проводят на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Они оказались «утраченными» вместе с традиционной главой «Избирательная система»6. Однако, отдельные нормы, касающиеся избирательной системы и избирательного права в Конституции есть. В частности, в Конституции говорится, что свободные выборы вместе с референдумом являются высшим непосредственным выражением власти народа7; «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме»; «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда»;  «Порядок выборов Президент российской Федерации определяется федеральным законом»; «Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом». 

       2.3 Международные правовые акты как источники избирательного права
       Конституция РФ закрепляет в ст. 15 положение о  том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.8 При этом если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международно-правовым актам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека. В них устанавливаются международные избирательные стандарты. Основными источниками международных избирательных стандартов являются:
       1) Всеобщая декларация прав человека (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).
       Статья 21 Декларации устанавливает: Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и несфальцифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования9.
       2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., гарантирующий право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно избранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
       Наиболее  прогрессивное положение в отношении  избирательных прав граждан подробно изложены в документах, принятых Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) на Конференции по человеческому измерению, проходившей в три этапа в 1989, 1990, 1991 гг.
       В рамках Содружества Независимых  Государств принята и действует Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод 2002 г., ратифицированная Российской Федерацией 2 июля 2003 г10. На основе Конвенции Межпарламентской Ассамблеи государств участников СНГ 7 декабря 2002 г. одобрены Рекомендации для международных наблюдателей по наблюдению за выборами11. Имеются и другие международно-правовые акты, регулирующие реализацию избирательных прав. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.4. Федеральные законы о выборах в Российской Федерации
       К федеральному избирательному законодательству в настоящее время следует отнести, прежде всего, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"12. Данный закон не только устанавливает и регулирует гарантии избирательных прав граждан, но и конкретизирует сами эти права. Кроме того, в законе фактически сформулирована четкая и логически выстроенная схема избирательного процесса, всех его стадий, а также система правовых средств, обеспечивающих соблюдение на каждой стадии принципов избирательного права и законных прав и интересов граждан.
       Роль  Федерального закона 2002 г. исключительно  велика. Во-первых, он: является главным специальным актом по вопросам избирательной системы и избирательного права; определяет основные гарантии реализации российскими гражданами конституционного права на участие в любых выборах и референдумах, проводимых на территории страны; имеет прямое действие и применяется на территории Российской Федерации. С нормами данного Закона должны сочетаться иные федеральные акты. Статья 1 Федерального закона гласит, что федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов РФ могут уславливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Федерации, дополняющие гарантии, установленные стоящим законом. Федеральные законы, конституция (уставы), законы субъектов РФ, иной нормативный правовой акты о выборах и референдуме, принимаемые в Федерации, не должны противоречить этому Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта РФ, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат данному Федеральному закону применяются нормы последнего.
       Во-вторых, в том случае, если нет актов  избирательного законодательства по конкретным видам выборов или акты устарели и не приведены в соответствие с Федеральным законом 2002 г., выборы проводятся на основе данного Федерального закона. Этот Закон допускает, если правовая база субъектов РФ для выборов их органов власти субъекта и органов местного самоуправления несовершенна, а норм данного Закона и иных федеральных законов недостаточно, проведение выборов также на основе указов Президента РФ (п. 4 ст. 11).
       К федеральным избирательным законам  следует также отнести Федеральный  закон от 20 декабря 2002 г. "О выборах Президента Российской Федерации"13, Федеральный закон от 18 мая 2005г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"14,  которыми регулируется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, в частности, порядок регистрации избирателей; процедура выдвижения кандидатов и основные требования, предъявляемые к кандидату; виды и условия образования избирательных округов и избирательных участков; статус, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий.
       К федеральным избирательным законам  можно отнести и те законы, которые  в целом посвящены регулированию других общественных отношений, но имеют нормы, касающиеся отдельных институтов избирательного права, например, Федеральные законы: "О политических партиях", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закон РФ "О средствах массовой информации" и др.
       Избирательное законодательство Российской Федерации  включает в себя также нормы различной отраслевой принадлежности: информационного, финансового, уголовного, административного законодательства и т.д. Так, например, нормы Уголовного Кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливают ответственность за избирательные правонарушения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.5.Подзаконные нормативные правовые акты
       Характер  указов, принимаемых Президентом  России по вопросам, входящим в сферу избирательного права, разнообразен. В частности, можно выделить и ненормативные указы, принимаемые Президентом РФ в связи с осуществлением им своих конституционных полномочий. Так, например, в соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент назначает выборы Государственной Думы, принимая соответствующий правоприменительный Указ15. Кроме того, Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, в том числе избирательных прав. Так в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Президентом Российской Федерации были приняты Указы "Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры Российской Федерации"16 и "О федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации17"  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 3. Принципы проведения выборов
       3.1.Содержание и значение принципов выборов
       Регламентация принципов организации и проведения выборов в органы государственной  власти составляет важнейшую часть  предмета правового регулирования  в области общественных избирательных  отношений. Избирательное право представляет собой совокупность институтов, нормы которых регулируют содержание субъективного избирательного права граждан, а также формально-юридические гарантии, условия и порядок осуществления данного права. Поэтому вопрос о принципах избирательного права не может быть ограничен рамками субъективной формы участия граждан в избирательном процессе, представленной в категориях всеобщего равного и прямого избирательного права. В полном объеме своего содержания и юридического выражения сюда органично входят фундаментальные начала избирательного процесса, отражающие демократическую природу выборов как политического института народовластия и обеспечивающие свободное и открытое участие граждан в процессах и структурах государственной власти.
       Анализ  действующего федерального и регионального законодательства, касающегося вопросов организации и функционирования выборных институтов публичной власти в части правового регулирования политических прав и свобод, юридических гарантий, процедур и избирательных действий, в совокупности обеспечивающих их реализацию, показал, что к политико-правовым и административным основаниям избирательного процесса можно отнести весьма ограниченное количество собственно нормативных принципов его организации.
       Ряд юридических формул содержится в преамбуле Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»18, согласно которой демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Дополнительные определения сформулированы в статье 3, предназначенной для юридической квалификации в целом принципов проведения выборов, – открытость и гласность.
       Состояние и уровень юридической разработки системы общенормативных принципов  организации и проведения выборов  не позволяют дать их исчерпывающую  – перечневую и содержательную –  характеристику. Примером открытой юридической  формулы является определение принципа альтернативности выборов, содержащееся в статье 32 указанного Федерального закона. Развитие современного избирательного права в условиях углубления и расширения демократических начал в организации и проведении выборов делает весьма актуальной задачу формирования универсального стандарта (критериев) системы (перечня) политико-правовых и организационно-технологических принципов ротации и передачи публичной власти по итогам избирательных кампаний, к которому можно отнести следующие основные принципы организации и проведения выборов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.