На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблематика религиозного эскапизма

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





 

Проблематика религиозного эскапизма 
 
 

17.12.2009
СПБГПУ
Полетаева Юлия
Группа 2124/1
 


Оглавление
 
 
Введение 3
 
Дауншифтинг 4
 
Маргиналы 6
 
Эгоцентризм и  эгоизм 7
 
Секта, общее  и особенное 9
 
Эскапизм 12
 
Заключение 13
 
Список использованной литературы 14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
    На  сегодняшний день актуальной проблемой, но не достаточно освещенной в обществе проблема «ухода от реальности», или  эскапизм. В газетных статьях это слово стало чем-то вроде пугала, устанавливаемого на пути здравомыслящих граждан общества, чтобы не пустить их в своего рода секты и тайные общества. Но что же такое “эскапизм”, и так ли он, на самом деле, страшен?
    Большой Энциклопедический Словарь даёт этому термину такое определение:
    ЭСКАПИЗМ (от англ. escape — бежать, спастись) «стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения».
    Оксфордский Словарь Английского Языка, говорит:
    ЭСКАПИЗМ – «склонность уйти, отвлечься от того, что, по общепринятым нормам, должно быть претерпеваемо, или практическая реализация таковой склонности»
    Проблема эскапизма состоит в том, чтобы нравственно или безнравственно «уходить» от реальности.  Эстетика эскапизма не вызывает споров – критики соглашаются, что «Волшебная Страна» на свой лад может быть, слащава и приторна, но в общей картине, красива. Но стоит ли посвящать серьёзную часть жизни наслаждению этой красотой, забыв обо всех  жизненных трудностях?
    Современная действительность провоцирует на крайний  индивидуализм, жёсткое стремление к успеху, и бескомпромиссную борьбу за собственное выживание. Это и является главной причиной побега. Побег даёт счастье, радость надежду, спокойствие, никаких иных благ он не подразумевает. Важно вернуть себе внутренний мир, который утрачиваешь.
      Будда: «Если найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, превозмогшего все невзгоды, - иди с ним, радостный и вдумчивый. Если не найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, - иди один, как царь, отказавшийся от завоеванного царства, или как слон в слоновом лесу».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дауншифтинг
 
    В классическом понимании дауншифтинг  — это всегда выбор между доходами и стрессами и душевным комфортом  за меньшее вознаграждение. Обычно, уходя из бизнеса или со стрессовой работы, люди преследуют такие цели, как получение большего количества времени на увлечения или на семью.
    Словарь Викепедия дает следующее определение:
    Дауншифтинг (от англ. downshifting, т.е. переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-то процесса) — сленговый термин, обозначающий жизненную философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей»
    Относящие себя к дауншифтерам, стараются отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам, к примеру, постоянного увеличения материального капитала, карьерного роста, взамен основываясь на жизнь ради себя или семьи.
    Идеология и термин «дауншифтинг» возникло и распространилось на рубеже XX—XXI веков в Западных странах, позже течение проникло и в Россию. Впервые термин «дауншифтинг» возник в 1994 году, в статье нью-йоркского Trends Research Institute. Он быстро распространился в Британии, Австралии и США. Можно провести идеологические параллели с культурой хиппи, философией нью-эйдж, буддизмом.
    Последователи «дауншифтинг» представляют его как протест против идеалов общества потребления, и приверженность к нему оправдывается рядом серьёзных недостатков, присущих отрицанием необходимости развития человека как личности (по Марксу — 3-я степень отчуждения — «отчуждения человека от его человеческой сущности»). Существует и другая точка зрения на дауншифтинг, согласно которой данное явление не имеет ничего общего с достижением гармонии в жизни и душевного комфорта. Противники дауншифтинга считают стремление сделать карьеру, стать успешным и финансово независимым естественными потребностями человека, а вовсе не навязанными обществом целями, как это представляет дауншифтинг.
    Дауншифтерами называют людей, которые сознательно  отказываются от солидной работы и высокой зарплаты в пользу любимых хобби, путешествий в теплые страны или семейных вечеров в кругу семьи. Таких людей еще называют эскапистами, от английского escape — «бегство».
    В истории существует множество примером, когда люди отказывались от социального  положения в обществе, в пользу духовного самосовершенствования. Взять например, принц Сиддхартха Гаутама (Готама) из рода Шакья-Муни (известный как Будда)который 2500 лет назад оставил свой титул и семью, чтобы стать монахом. Он отказался от наследства и посвятил всю свою жизнь изучению того, как преодолеть страдание. Таким образом, Будду Гаутаму можно назвать первым «дауншифтером», о котором имеются документально зафиксированные сведения.
    Так же классическим примером может служить  христианское монашество - сообщество людей, ушедших от «мирской жизни».
    Мне кажется, что истинный смысл дауншифтинга - это возвращение к себе, к  своим желаниям и мечтам. И это  возвращение может сопровождаться отказом от высоких доходов, карьеры, переездом в сельскую местностность, главное от чего отказывается дауншифтер - это чужие цели и желания. В большинстве случаев ими оказываются сугубо материальные цели: карьера, деньги, предметы роскоши. Список "потерь" дауншифтеров очень сильно зависит от страны и ее культурных особенностей.
    Общественной  проблемой дауншифтинга является ритм современной жизни, который диктует общество, он не дает возможности остановиться и задуматься над своими истинными целями и желаниями. Попадая в струю, у человека просто нет на себя, на свои желания и потребности  свободного времени. В итоге жизнь откладывается «на потом». А что потом? Потом остается только сожалеть о бесцельно прожитой жизни.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Маргиналы
 
    Маргинал  или  маргинальный человек (от лат. margo — край) по определению Большого советского словаря это человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.
    Маргинальная  группа людей это группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
    Маргинальность  (от лат. marginalis — находящийся на краю) это социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие возникло в американской социологии для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
    Индивидуальная  маргинальность обусловлена неполным вхождением индивида в группу, которая не принимает его полностью, и отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп. Примером такого явления может послужить перехождене человека из одной религии в другую.
    Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры  общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих  их социальное положение.
    Маргинальность - это не состояние автономии, а  результат конфликта с
общепринятыми нормами, выражение специфических  отношений с существующим
общественным  строем. Маргинальность не возникает  вне резкого реального или
вымышленного  столкновения с окружающим миром.
    Уход  в маргинальность предполагает два  совершенно различных пути:
- разрыв всех  традиционных связей и создание  своего собственного,
совершенно иного  мира
- постепенное  вытеснение (или насильственный  выброс) за пределы законности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Эгоцентризм и эгоизм
 
    Эгоцентризм (от лат. ego «я», centrum «центр круга») — неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Эгоцентрист воспринимает свою точки зрения как единственную существующую. Этот психилогический термин впервые введен Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8-10 лет. По различным причинам и в разной степени выраженности, такая особенность мышления может сохраняться и в более зрелом возрасте.
    Это явление наиболее ярко проявляется в раннем детском возрасте и, как правило, преодолевается к 12-14 годам, а также наблюдается у людей в преклонном возрасте.
    Существует  большое заблуждение о том, что эгоцентризм является формой или степенью эгоизма. Эгоцентризм может приводить к поведению, похожему на эгоистическое. К примеру эгоцентризм ребёнка, зачастую, не позволяет ему понимать, что у других людей могут быть желания или потребности, не схожие с его собственными. Поэтому, поведение не направленное на их удовлетворение он может воспринимать как "неправильное" и протестовать против него.
    Пиаже провел эксперимент, он последовательно  задавал ребёнку два вопроса: первый - сколько у него братьев и сестёр, второй - сколько сестёр и братьев у его брата или сестры. Ответ на второй вопрос был на одного человека меньше чем на первый. Это было интерпретировано как то, что ребёнок не считает себя "братом или сестрой", т.е. не осознает, что может не быть центральным объектом.
    Данный  эксперимент служит примером эскапизма  в современном обществе. Этот же пример можно переложить и на духовный мир человека, где он руководствуется  только лишь своими мотивами, потребностями  и желаниями.
    Эгоизм  (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т. п. Противоположностью эгоизма принято считать альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным.
           В христианской антропологии  эгоизм имеет однозначно негативную  оценку, поскольку он равнозначен понятию греховности, поврежденности человека. Эгоизм проявляется как совокупность страстей, которые противоположны добродетелям и являются источником самолюбие. Самолюбие (самоутверждение, самолюбование, самоуверенность) порождает три основные страсти: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие, которые в свою очередь пробуждают остальные многочисленные страсти. Спасение и совершенство человека напрямую связано с искоренением страстей а, следовательно, и эгоизма, как их источника. До конца эту задачу в условиях земной жизни решить невозможно, так как нет ни одного человека, полностью очистившегося от страстей, но в то же время существует однозначная обратная корреляция между совершенством и эгоизмом.
    Довкинс говорил, что не существует такой вещи, как «умеренная религия». Оборотной стороной любой религии по определению является фундаментализм. Который в жизни частенько проявляется весьма кроваво. Говорить, что возможны религии без «тёмной стороны», утверждать, что у монетки есть только решка. А орла нет, такая монетка удивительная. Причины этого довольно просты — если человек принимает часть догматов на веру, некритически и без права усомниться в них, то у него открыт канал для внушения, и нет защитных механизмов, отсеивающих социально-дезориентирующие убеждения.
    Беда  большинства религий является эгоизм и эгоцентризм. Есть Истинная Вера, и есть остальные, и в лучшем случае, заблуждения, а скорее всего дьявольско вражеские козни.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Секта, общее и особенное.
 
    Что такое секта?  Начиная с древнейших времен тысячи религиозных течений, назывались этим термином, отвергали его, признавали его, превращались из сект в мощные церковные сообщества или, наоборот, исчезали.
    Секта- организация (группа лиц), замкнувшаяся в своих интересах ( как правило культовых, религиозных или антирелигиозных), не совпадающих с интересами общества, безразличным или не интересующих им. Как правило секты противопоставляют общепризнанной в данном регионе церковной организации или религиозным традициям. Часто бывает сложно отделить секту от новой религии или протестантистского движения. Поскольку то или иное религиозное движение определяется как секта чаще всего конфессий, от которых оно откололось, причисление движения к секте может быть весьма субъективным и спорным. Тем не менее, представляется возможность говорить об относительных средне статистических критериях секты: отсутствие церкви как общественного института; противопоставление своего вероучения или культа какому либо другому религиозному течению.
    Основным  необходимым и достаточным признаком, как сект, так и любой религии  вообще, является вероучение, то есть верования  и представления, составляющие систему  догматов. Исходя из этого, любая секта  так же является религиозной структурой. Кроме того, религия включает в  себя следующие необязательные компоненты: веру в Бога или Богов как верховную  сущность, наделенную высшим разумом; церковь как общественный институт, объединяющий приверженцев данной религии; нормы нравственности, получившие освящение  в системе догматов данной религии.
    Секта, в отличии от ортодоксальной религиозной  организации, представляет собой группу лиц, замкнувшихся в своих интересах, как правило, культовых или вероисповедальных, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Обычно секты вольно или невольно противопоставляют себя общепризнанной в данном регионе церковной организации  или религиозным традициям. Одним  из признаков секты является незначительное число ее приверженцев, хотя этот признак  и не обязателен.
    Можно говорить о том, что появление  понятия «секта» весьма характерно для тоталитарных обществ или  религий. Легко заметить, что секты  появляются преимущественно в среде  тех религий, которые претендуют на исключительность, абсолютную истину, полную непогрешимость, то есть, прежде всего, в иудаизме, христианстве и  исламе. В других религиях секты  скорее напоминают ответвления церкви (как например в синтоизме), либо практически отсутствуют ( как например в буддизме).
    Не  только религиозный, но общественный тоталитаризм порождают понятия сектантства. Не секрет, что официально отвергшей  всякую церковь советской России тем не менее де-факто признавалась только одна, а именно реформированная  в 20-х годах Русская православная церковь, все же остальные конфессии (в том числе и протестантские церкви с многомиллионным числом приверженцев во всем мире)  признавались сектами. С перестройкой, либерализацией и распадом СССР тоталитарный подход к «чужим» конфессиям  не исчез, но существенно видоизменился. Так  как Русская православная церковь  частично вернула свои позиции и  получила индульгенцию от государства  на самое широкое распространение  в стране, термин «секта» начал  массово использоваться в межконфессиональной  конкурентной борьбе. Те конфессии, которые  не могли доказать свою строгую ортодоксальность ( то есть практически все, кроме  католицизма, ислама, буддизма и нескольких протестантистских церквей) объявлялись сектами с соответствующим негативным обращением общественного отношения к ним.
      В связи с отсутствием интегрирующих социальных ценностей, деятельность религиозных сект приводит к разрушению традиционного уклада жизни и духовно-культурных ценностей страны, к конфликтам в области этноконфессиональных отношений, к дестабилизации общества.
    Основными причинами участия людей в деструктивных религиозных сектах являются мировоззренческий, деятельностный, экзистенциальный вакуум, социализационный и образовательный дефицит, для которого характерно чувство ненужности и изоляции у людей. Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни толкают их на поиск новой системы ценностей. Они, уходя от реальности в деструктивные религиозные секты, стремятся к самоутверждению и пытаются компенсировать свою отчужденность.
    Появление и широкое распространение различных  религиозных сект является следствием аномии и отчуждения личности, которые  характеризуются наличием чувства  бессилия перед натиском внешних  сил, ощущением бессмысленности  своего существования, разрушением  традиционных представлений о ценностях  и нормах. В условиях развивающейся  аномии потребность в целостной  системе координат настолько  велика, что некоторые люди могут  легко оказаться жертвой иррациональных доктрин религиозного толка. Аномия побуждает к девиантным формам поведения.
    Приобщение  людей к деструктивным религиозным  сектам связано с явлением эскапизма  – разрывом со сложившимися в обществе стандартами и нормами поведения, уклонением от гражданских и иных обязанностей, неприятием ценностей господствующей культуры.
    Активизация миссионерской деятельности и разнообразие способов вербовки увеличивают вероятность  вовлечения большего числа людей в религиозные секты. Характерной особенностью большинства деструктивных религиозных сект является использование детально разработанной системы психологического давления, механизмов контроля над личностью (контроль сознания, контроль окружения, культовая зависимость).
    Социальную  опасность деструктивных религиозных  сект обусловливают следующие факторы:
      апокалиптическая направленность подавляющего большинства деструктивных религиозных сект;
      психические отклонения основателей и духовных лидеров большинства религиозных сект;
      наличие среди адептов и руководителей сект лиц, ранее привлекавшихся к уголовной или административной ответственности;
      высокая степень экзотеричности и конспиративности;
      приобщение молодежи к различным психоактивным веществам и наркотикам;
      проникновение сектантской идеологии в образовательные учреждения;
      а также религиозный фанатизм и экстремизм.
 
    Среди негативных последствий приобщения к сектантской среде выделяют психические, психосоматические, соматические и социальные проблемы, а также  нанесение эмоционального, финансового, физического и социального ущерба не только новоиспеченным последователям секты, но и их семьям.
    В России существует секта дауншифтеров. Главной целью, которой является создание теплой и комфортной атмосферы для общения и обмена опытом дауншифтерами, помочь реальным и потенциальным дауншифтерам совершить осознанный поворот к самим себе. Данное сообщество основано 30 августа 2006 г. Основателем, которого стал  Александр Соколов, автор популярной статьи "Дауншифтинг - страшный сон HR-менеджера".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Эскапизм
 
    Почему-то люди часто считают, что уход в  мир фантазии - это непременно побег  от реальности, который приводит человека к непониманию и полному отрицанию  мира реального. Хотя на самом деле частичка эскапизма есть в любом человеке. Просто мы всё-таки называем в данном случае эскапистами людей, для которых мечта - это очень значительная часть их жизни и выражается она не в примитивных формах, а в моделировании второй довольно яркой реальности, которая дополняет повседневную жизнь.
    Существует  множество негативных , но правдивых  мнений о том что эскапизм может привести подростков в секты, в объединения наркоманов и алкоголиков. Эскапизм может затянуть в экстремальные сообщества. Сегодня в России активно влияют на самосознание подростков многочисленные панк-группы, которые становятся для определенной категории молодого поколения знаковыми образцами.
    Условия, способствующие развитию личности, порождают эскапизм, но они невозможны без веры. Возникает феномен «квазиистины», то есть мифической истины, когда с точки зрения эскаписта некоторые вещи становятся абсолютно достоверными. Разрушение мифической истины посредством реальной истины, приводит отнюдь не к положительным результатам.
    Крушение  идеалов, отчаяние, отчужденность и  одиночество в 20 веке впервые стали  характеристикой всего западного общества, эти грустные явления потеряли свою классовую и возрастную привязку. Тенденцию разрушения Фантазии фиксируют все современные философы, справедливо обвиняя СМИ, рекламу и безудержный прогресс в духовной дезориентации человека.
Если эскапизм и проблема, то прежде всего это проблема для окружения эскаписта, и закрывать на нее глаза – не стоит. Только целостная картина мира делает человека истинно свободным и могущественным. Она придает смысл, и к ее созданию стремится личность как сознательно, так и бессознательно. Чтобы увидеть всю систему целиком, требуется взгляд со стороны. В случае Мифа это Бог. В случае магии этим взглядом
становится суперличность  – Я, с максимально раскрытыми способностями и удовлетворенными потребностями. Идеал современного западного общества - это сам человек, потребляющий максимум информации о мире, максимум ресурсов мира и своих собственных, "скрытых" ресурсов. Магизм имеет изначально ложную предпосылку. Человек не может быть трансцендентностью по отношению к самому себе. Какими бы огромными ни были возможности человека, они всегда ограничены, что наглядно демонстрируют катаклизмы и теракты.
    В ХХ столетии возникла Literature of escape –  эскапистская литература, рассчитанная на группы подростков и некоторых взрослых, обособляющая их от проблем реальной жизни и уводящая в мир фантазии. К современным эскапистским литераторам можно отнести таких авторов, как Дж.Р. Толкиен, П. Мак Киллип, Дж.К. Ролинг, М. Фрай, Ф. Фармер, а также А. Жвалевский и И. Мытько, С.В. Логинов и др. В 30-е годы ХХ столетия в жанре fantasy вышла книга Дж. Р. Толкиена «Властелин колец». После чего началось время эскапистской литературы.
 
Заключение
 
    «Эскапизм позволяет рыбаку быть рыбаком. Это главная формула эскапизма».
    «Уход», «побег» это состояния, включенные в психологическую ткань этапов возраста.
    Уход  от действительности, что же это и есть та самая действительность?
    В общих чертах можно сказать, что эскапизм это своего рода переход из эскапизмом - «а»  в эскапизм - «б», где «а» это наша повседневная жизнь, а «б»  это отчужденная непринужденная реальность в которой мы ощущаем себя всемогущими, например, столь популярные  компьютерные игры, вера в высшие силы так называемая религиозность, или прочая повседневная атрибутика.
    Эскапизм - это наличие у человека нескольких реальностей.
    Бегство в мир иллюзий еще никого не спасало от необходимости жить в реальном мире.
    Если  расширять возможности восприятие человека в реальном мире, это может создать некоторые сложные, конфликтные ситуации с окружающими его людьми. Так же как любые дополнительные способности, могут создавать человеку дополнительные сложности.
    Проще всего жить жизнью «дождевого червя», не видящего ничего. Человеку с творческим воображением всегда труднее  жить в реальном ежедневно давящем на нашу психику, монотонном мире, нежели тому, кто лишен этого воображения.
    Можно бесконечно рассуждать, что лучше: мечтательность или прагматизм. И, безусловно, трудно прийти в этом вопросе к единому мнению, поскольку это вопрос личного восприятия и выбора каждого из нас.
    Я, однозначно выбираю сложный путь, путь мечты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список  литературы:
    Христианские ереси и секты I-XXI веков, Д.А. Таевский, Москва, Intrada, 2003.
 
    Культура. Религия. Атеизм. Лобовик Б.А., Колодный А.Н., Институт философии: наук. думка, 1991.
 
    Секты мира, Таевский Д., Москва 2007.
 
    Большой Энциклопедический  Словарь
 
    Оксфордский Словарь Английского Языка
 
    О дауншифтинге. Сообщество дауншифтеров России
 
    Философия: учебник для вузов. Г.В. Стельмашук, В.И. Стрельченко, В.Н. Скворцов и др., СПб.: ЛГУ: Химиздат, 2004
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.