На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рассчетно-кассовое обслуживание клиентов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ
Федерального  государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
в г. Калуге  

Кафедра финансов и кредита 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ
по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
на тему: «Рассчетно-кассовое обслуживание клиентов» 
 
 
 

                Выполнил:
                студент очного отделения
                4курса_____группы  специальности 
                Финансы и кредит
                                                                           Сафронова М.В.
                Научный руководитель:
                Косихина  О.П. 
                 

Дата поступления  работы     Допуск к защите: Защита курсового проекта
в деканат______________     ____________________ Оценка__________________
Подпись специалиста: Подпись преподавателя:  Подпись научного  
______________________ _____________________ руководителя:
          Дата__________________ ________________________
                  Дата____________________ 
                   
                   

Калуга, 2010 

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Роль банков в организации денежного обращения
    1.1.Понятия и виды расчетных операций банка…………………..........…6
    1.2.Контроль налично-денежного обращения коммерческими банками……………………………………………………….......................15
Глава 2. Основы организации рассчетно-кассового обслуживания клиентов     банка
          2.1.Порядок открытия и ведения расчетных счетов банком…….…….....19
           2.2.Организация кассовой работы в банке…………….……………..........28
Глава 3. Организация  рассчетно-кассового  обслуживания в Сбербанке РФ
           3.1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ.......35
           3.2.Организация кассовой работы  в Сбербанке РФ……………………....38
           3.3.Совершенствование рассчетно-кассового  обслуживания клиентов...44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..50 

 

    Введение

 
     Глобализация  мировой экономики и финансовых рынков привели к существенным сдвигам в условиях развития банковской системы. Во-первых, стремительно возросли частота и размах изменений экономической среды в мире и в отдельных странах, заметно сократилась степень ее предсказуемости. В значительной мере это связано с расширением в разных странах операций с многообразным спектром универсальных финансовых инструментов. Во-вторых, участились банковские кризисы, охватившие все группы стран, но особенно остро проявляющиеся в странах с развивающимися рынками. Эти кризисы вызываются сочетанием различных факторов, включая экономические, институциональные, политические, психологические. Россия не стала в данном случае исключением.
     Финансовый  кризис наглядно показал, что развитие российской экономики все больше увязывается с общемировыми процессами. В наибольшей мере это коснулось банковской системы как основной части финансового сектора России. Интеграция России в мировую финансовую систему проявилась как в зависимости банковского сектора от конъюнктуры на мировых рынках, так и в негативных последствиях крушения ведущих российских банков для финансовых институтов Запада.
     Анализ  тенденций развития российской банковской системы показывает, что предотвратить кризис было практически невозможно. Кризисные явления в явном или скрытом виде накапливались в течение последних лет и были обусловлены целым рядом факторов. Однако уроки финансового и банковского кризисов в других странах свидетельствуют, что в России последствия кризиса можно было смягчить и сделать менее концентрированными по времени. Но это неизбежно было связано с высокими политическими издержками, учитывая специфику формирования и функционирования российских банков, особенно крупнейших, составлявших основу финансовых холдингов. В первую очередь, речь идет о контроле над «олигархией», непосредственно владевшей и управлявшей банками. В последние годы политическое влияние и экономические возможности «олигархов» служили основой их исключительного положения в стране. И именно это остро ставит вопрос об ответственности “олигархии” за нынешнее состояние крупнейших банков, равно как и об их возможной роли в восстановлении российской банковской системы и экономики в целом.
     Важной  функцией денежно-кредитной системы является обеспечение расчетов между субъектами экономики.
     Банки опосредуют связи между предприятиями  различных отраслей народного хозяйства: промышленностью и торговле, сельским хозяйством и населением.
     В своей деятельности по кассовому обслуживанию клиентов коммерческие банки руководствуются инструктивными материалами и прочими регулирующими материалами ЦБР в пределах Закона «О банках и банковской деятельности в РФ». Центральный банк России определяет порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве, организует изготовление банкнот и металлической монеты, устанавливает правила перевода, хранения и инкассации наличных денег, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлической монеты, устанавливает признаки и порядок определения платежеспособности денежных знаков, а также порядок определения, замены повреждённых банкнот и монет и их уничтожения. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 марта 2003 г.) регламентирует проведение безналичных расчетов в валюте Российской Федерации и распространяется на кредитные организации - резиденты Российской Федерации и их филиалы, расположенные на территории Российской Федерации.
     Кассовое  обслуживание клиентов выступает необходимым элементом операций, осуществляемых банком. Это подтверждается Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 09 октября 2002 г. № 199-П. Ведение счетов клиента предполагает участие банка в проведении как безналичных, так и налично-денежных расчётов. Они представляют собой различные по экономическому содержанию операции. Если совершение безналичных расчётов обусловливает непосредственное выполнение банком по поручению клиента денежных операций - списание средств с его счёта и их перечисление на счёт получателя, а также зачисление на счёт клиента перечисленных ему средств, то платежи наличными производит сам клиент. Целью курсовой работы является анализ организации расчетно-кассового обслуживания Сбербанка РФ и предложение мер по повышению его эффективности. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
    раскрыть понятие и охарактеризовать виды расчетных операций банка;
    обозначить сферы контроля налично-денежного обращения коммерческими банками;
    проанализировать порядок организации расчетно-кассового обслуживания клиентов банка (порядок открытия и ведения расчетных счетов банком, организация кассовой работы в банке);
    - проанализировать порядок организации расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ (охарактеризовать организацию расчетного обслуживания клиентов Сбербанка РФ, организацию кассовой работы в Сбербанке РФ, расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»;
    предложить пути совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов.
     Объектом  исследования выступает Сберегательный банк Российской Федерации, а предметом изучения – расчетно-кассовые операции банка.

     Глава 1. Роль банков в организации  денежного обращения

      Понятие и виды расчетных  операций банка
 
     Количество  разнообразных услуг, оказываемых  кредитными организациями, возрастает с появлением трастовых, факторинговых и лизинговых операций. Банковские операции - одна из старых областей предпринимательства в мире, которая отражает функции банков. Некоторые операции носят финансово-кредитный характер, и поэтому их могут выполнять как банки, так и небанковские кредитно-финансовые организации.
     Являясь предприятиями, регулирующими денежно-кредитные  отношения, выполняющими многообразные банковские операции, банки подчинены экономическим законам и законодательству страны пребывания. Банковские операции осуществляются в соответствии с установленным правом или традицией порядком. К банковским операциям относятся:
     1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
     2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи  привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
     3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
     4) осуществление расчетов по поручению  физических и юридических лиц,  в том числе банков - корреспондентов,  по их банковским счетам;
     5) инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
     6) купля - продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной формах;
     7) привлечение во вклады и размещение  драгоценных металлов;
     8) выдача банковских гарантий.
     Формой  существования активных и пассивных  банковских операций являются расчетные операции банка — это операции, связанные с перемещением денег между участниками рынка через банк безотносительно к целям этого перемещения. 

     Рис. 1. Исходные типы банковских операций
       
 

     Пассивные или активные операции банка не существуют в отрыве от его расчетных операций. И наоборот, расчетные операции делают возможным проведение пассивных и активных операций. Можно сказать: расчетные операции являются «носителем», или «формой существования», пассивных и активных операций банка.
     Важно отметить, что и пассивная и  активная операция всегда связаны с  движением денег и к банку  и от банка, т. е. невозможны без расчетных  операций. Но в случае пассивной операции движение денег в банк увеличивает его ресурсы и, соответственно, обязательства банка по их возврату, а отток (возврат) денег — уменьшает его денежные ресурсы и в равной мере уменьшает и обязательства банка по их возврату.
     Можно сказать иначе. Пассивные операции в основе своей есть операции, связанные в обычном случае с увеличением обшей величины совокупного капитала банка за счет его привлечения от других участников рынка. 

     Рис. 2. Классификация расчетных операций
     
 
 
     Активные  операции в своей основе есть операции, связанные с изменением товарной формы привлеченного банком капитала. Однако это такое изменение формы существования привлеченных банком денежных средств, которое, в конечном счете, снова приводит к увеличению совокупного капитала банка, но уже за счет успешной деятельности самого банка.
     Расчеты между гражданами, не занимающимися  предпринимательской деятельности, могут осуществляться как в безналичном  порядке, так и наличными деньгами без ограничения суммы. Если же расчеты осуществляются между юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, то такие расчеты должны производиться предпочтительно в безналичном порядке, которые осуществляются через банк и иные кредитные организации. В этих организациях должны быть открыты соответствующие счета организаций и предпринимателей, которые принимают участие в расчетах.
     Безналичные расчеты представляют собой совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода.
     Экономической базой безналичных расчетов является материальное производство, целостность которого требует обеспечения бесперебойности расчетов достижимой при соблюдении основных принципов организации денежного оборота:
    экономическая самостоятельность субъектов рынка и их материальная ответственность за хранение денежных средств и осуществление расчетов;
    аккумуляция денежных средств субъектов рынка на своих счетах в банках и проведение расчетов в безналичной форме через банки;
    самостоятельное, без вмешательства банка, распоряжение денежными средствами, размещенными субъектами рынка как в банках, так и в своих оборотных кассах;
    осуществление субъектами рынка расчетов через банки в пределах остатка средств на счете. При недостаточности средств на счете очередность платежей устанавливается самими собственниками средств;
    применение во внутрибанковском обороте только унифицированных расчетных документов, во внебанковском обороте - только банкнот и разменной монеты Центрального Банка;
    свободный выбор субъектами рынка форм расчетов и закрепление их в хозяйственных договорах. Обеспечение расчетов и платежей в сроки, предусмотренные в хозяйственных договорах.
     Рассмотрим  расчеты по инкассо. Инкассо (англ. «collection», фр. «encaissement») является одной из старейших банковских операций. В отличие от расчетов по аккредитиву, при использовании участниками внешнеэкономического контракта расчетов в форме инкассо управомоченная на получение платежа сторона (продавец), выполнив обязательства по контракту, дает поручение своему банку получить платеж от другой стороны (покупателя), представив в подтверждение выполненных обязательств соответствующие документы.
     Еще изначально применение инкассо юридически было более выгодно покупателю, так как платеж производился при получении документов и с его согласия, без всякой ответственности банка за платеж или акцепт. Что касается продавца, то для него инкассовая форма расчетов гарантирует, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до тех пор, пока он не совершит платеж, так как до получения платежа документы остаются в распоряжении инкассирующего банка.
     Можно сказать, что инкассо рекомендуется  в тех случаях, когда:
    поставляемый товар не является товаром, изготовленным как единичный заказ;
    продавец и покупатель поддерживают отношения взаимного доверия;
    отсутствуют ограничения по импорту (например, валютный контроль в стране покупателя) и трудности в получении необходимых лицензий;
    экономическая, политическая и правовая обстановка в стране покупателя является стабильной.
     Вместе  с тем следует отметить, что  инкассовая форма расчетов имеет  и серьезные недостатки, резко  снижающие ее преимущество в расчетах по экспорту.
     Инкассовое  поручение применяется:
     - в случаях, когда бесспорный  порядок взыскания денежных средств  установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
     - для взыскания по исполнительным  документам;
     - в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
     Рассмотрим  расчеты чеками. Чек – это документ, который содержит письменное распоряжение собственника счета банковскому учреждению, который ведет его счет, проплатить определенную сумму денег предъявителю чека или другой указанной в чеке особе.
     Чеки  используются для осуществления  расчетов в безналичной форме  между юридическими особами, а также физическими и юридическими лицами с целью сокращения расчетов наличными деньгами за полученный товар, проделанные работы или предоставленные услуги. Расчет чеками не разрешается между физическими лицами.
     При расчетах чеками в экономические  отношения между собой вступают такие субъекты:
    Чекодатель – юридическое или физическое лицо, которое совершает оплату с помощью чека и подписывает его;
    Чекополучатель - организация, которая является получателем денег по чеку;
    Банк-эмитент – банк, который выдает чековую книжку организации или физическому лицу.
     Для получения чековой книжки организация  подает в банк-эмитент заявление в одном образце.
    Плательщик подает в банк-эмитент заявление для получения чековой книжки, а также платежные поручения на депонирование средств.
    Банк-эмитент депонирует средства на отдельном аналитическом счете « Расчет чеками».
    Плательщик на основе заявления получает в своем банке чековую книжку.
    Плательщик, получив счет поставщика на товар или услугу, выписывает чек и передает поставщику.
    Поставщик выгружает покупателю товар.
    Поставщик сдает в обслуживающий банк чек вместе с тремя экземплярами реестров.
    Банк чекополучатель, после проверки правильности составления реестра, реквизитов чека и своевременности предъявления его к оплате, принимает чек с реестром и вместе со вторым и третьим экземплярами реестра инкассирует чек в банк-эмитент.
    Банк-эмитент списывает сумму чека со счета покупателя, на котором она была депонированная.
    Банк-эмитент перечисляет деньги на счет чекополучателя.
    Банк поставщика зачисляет сумму, указанную в чеке, на счет поставщика.
     Рассмотрим  расчеты при помощи векселей. Вексель - это разновидность долгового обязательства, составленного в строго определенной форме, дающего бесспорное право требовать уплаты обозначенной в векселе суммы по истечении срока, на который он выписан.
     Вексель – это:
     - строго формальный документ, и  отсутствие любого из обязательных  реквизитов делает его недействительным;
     - безусловное денежное обязательство,  т.к. приказ его оплатить и  принятие обязательств об оплате  не могут быть ограничены никакими  условиями;
     - абстрактное обязательство, т.к.  в его тексте не допускаются  никакие ссылки на основание  его выдачи.
     Выделяют  два вида векселей: простые и переводные.
     Простой вексель (соло-вексель) выписывается и  подписывается должником и содержит его безусловное обязательство уплатить кредитору определенную сумму в обусловленный срок и в определенном месте.
     Переводной  вексель (тратта) выписывает и подписывает кредитор (трассант). Он содержит приказ должнику (трассату) оплатить в указанный срок обозначенную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту).
     Рассмотрим  особенности факторинга. Факторинг (англ. factor – агент, посредник) – это финансовая операция, услуга, оказываемых банками или фактор-компаниями и заключающаяся в кредитовании оборотного капитала клиентов из малого и среднего бизнеса путем инкассирования их дебиторской задолженности и кредитования клиента с одновременным гарантированием от кредитных и валютных рисков.
     Факторинг включает в себя целый комплекс услуг, оказываемых банком клиенту:
    прием и обработка платежей покупателей и заказчиков.
    первоначальный анализ и последующий мониторинг рисков, связанных с покупателями товаров и услуг;
    предоставление денежных средств на пополнение оборотных средств;
    беззалоговое финансирование кассовых разрывов, возникающих при предоставлении поставщиком отсрочки платежа покупателю за поставленный товар (оказанную услугу) под уступку дебиторской задолженности;
    учет дебиторской задолженности и регулярное предоставление отчетов;
    мероприятия, направленные на своевременную оплату дебиторской задолженности;
    учет и контроль расчетов с покупателями и заказчиками;
    контроль за своевременной оплатой поставок и работа с дебиторами.
     Проанализируем  расчеты пластиковыми карточками. Кредитная  карточка - платёжно-расчётный документ, выдаваемый банком своим вкладчикам для оплаты приобретаемых ими товаров и услуг. Они представляют собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему номера или шифра, содержит образец его подписи и указание срока действия.
     Современные кредитные карточки выпускаются  с запрессованным микропроцессором и имеют большую емкость памяти, поэтому они регистрируют не только все финансовые операции владельца, но и оперативно вносят изменения в состояние его счёта в банке, содержат сведения о состоянии здоровья и т.п. Приобретая товар или желая получить наличные деньги, держатель карточки предъявляет её компьютерному устройству магазина или банка, давая команду о немедленной оплате. Кредитные карточки применяются в Российской Федерации для обслуживания как иностранных граждан, так и российских.
       Дебитные карточки - это платёжно-расчётный  документ, выдаваемый банками своим вкладчикам для оплаты приобретаемых ими товаров, услуг или для получения наличных денег в банковских автоматах (банкоматах).
     В отличие от кредитных карточек дебитные карточки имеют закодированную сумму счёта владельца карточки (т.е. вкладчика). Оплата по дебитным карточкам производится путём прямого списания со счёта плательщика денег из суммы, закодированной на магнитной полоске карточки. Поэтому дебитные карточки не позволяют их владельцам оплачивать покупки при отсутствии денег на их счёте в банке. Дебитные карточки выдаются вкладчикам только при депонировании их средств в банке.
     Проанализируем  клиринг. Клирингом называют систему  взаимозачетов между банками  (банковский клиринг) и собственно систему взаимозачетов между целыми странами (международный валютный клиринг). Есть еще одна категория, которая в последнее время встречается все чаще, которая тоже имеет непосредственное отношение к клирингу. Понятие «клиринг» используется и в брокерских домах и дилинговых центрах, именно поэтому я и начал разговор о клиринге, ведь среднестатистический инвестор сталкивается с брокерами и дилерами повсеместно. Правда поговорим мы о клиринге в брокерских конторах и дилерских центрах позже, это станет темой отдельной статьи, пока же нам достаточно знать, что похожие схемы взаимозачетов используются и ими.
     В настоящее время идея клиринговых  расчетов реализована при обслуживании валютных сделок и при формировании региональных и национальных клиринговых центров и сетей.

1.2. Контроль налично-денежного обращения коммерческими банками

 
     Все предприятия независимо от их организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
     Наличные  деньги предприятия могут сдавать:
    непосредственно в кассы учреждений банков;
    через объединенные кассы на предприятиях;
    предприятиям Госкомсвязи Российской Федерации для перевода на соответствующие счета в банках;
    через инкассаторскую службу учреждений банков или специализированных инкассаторских служб, имеющих лицензию Банка России.
     Порядок и сроки сдачи наличных денег  устанавливаются учреждениями банков каждому обслуживаемому предприятию по согласованию с их руководителями. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководством предприятия. Лимит устанавливается ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
     По  предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе, лимит считается  нулевым, а не сданная предприятием в банк денежная наличность считается сверхлимитной. Для установления лимита предприятие представляет в банк «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы, и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».
     В целом порядок сдачи наличных денег и установления лимита кассы  для предприятий обобщенно представлен  в таблице 1. 

     Таблица 1
     Порядок установления сроков сдачи наличных денег и суммы лимитов остатка  кассы предприятий в Российской Федерации
Срок  сдачи наличных денег в банк В каких случаях  устанавливается соответствующий срок Сумма лимита в  зависимости от сроков сдачи денег в банк
Ежедневно в день поступления наличных денег в кассу предприятия Для предприятий, расположенных в населенных пунктах, где имеются учреждения банков В размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы с утра следующего дня
На  следующий день Для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы банка не могут ежедневно сдавать наличность В пределах среднедневной выручки наличными деньгами
Один  раз в несколько дней Для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии В зависимости  от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки
 

      Для предприятий, не имеющих денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).
     Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объема кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.), а также в соответствии с договором банковского счета. Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплат социального характера и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. Для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях этот срок составляет пять дней.
     Выдача  наличных денег предприятиям на заработную плату и выплаты социального  характера, стипендии производится в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков на основании календаря выдач наличных денег.
     В ходе проверки работник банка должен использовать первичные документы по учету кассовых операций (кассовый журнал, приходно-расходные документы, кассовую книгу), отчеты подотчетных лиц о расходовании подотчетных сумм, товарные чеки, счета, счета-фактуры, отчеты кассира и другие документы. В справке о результатах проверки отражаются:
    полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка (полнота оприходования в кассу предприятия наличных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства);
    полнота и своевременность сдачи денег в кассу учреждения банка, особо — сдача не выплаченной в срок заработной платы и других выплат социального характера;
    соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств;
    соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
    соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия (определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы);
    ведение кассовой книги и других кассовых документов (качество и периодичность составления документов, взаимное соответствие записей).
     По  результатам проверки делаются выводы и вносятся рекомендации руководству предприятия по устранению недостатков. Справка о результатах проверки составляется в трех экземплярах (если не выявлено нарушений, — в двух) и подписывается руководителем предприятия, главным (старшим) бухгалтером и работником банка, производившим проверку.
     Результаты  проверки в трехдневный срок рассматриваются  руководителем учреждения банка или его заместителем. При установлении фактов нарушений первый экземпляр справки передается органам Госналогслужбы по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности.
 

      Глава 2. Основы организации расчетно-кассового  обслуживания клиентов банка

     2.1. Порядок открытия и ведения расчетных счетов банком

 
     Порядок открытия и круг операций, осуществляемых с расчетного или текущего счета, регламентируется Центральным банком России, а механизм функционирования соответствующего счета (возможность овердрафта и т.д.) определяется коммерческим банком по согласованию с конкретным клиентом и закрепляется договором по расчетно-кассовому обслуживанию.
     Открывать и вести банковские счета имеют  право лишь те банки, которым выдана, необходимая для этих операций, лицензия.
     Юридически  банковский счет представляет собой  форму соответствующего договора, который заключен между банком с одной стороны и клиентом, с другой. Договорные отношения составляют бесспорный предмет гражданско-правового регулирования, в сфере которого нормы Гражданского кодекса обладают приоритетом перед всеми другими законами.
     На  основании этого, банковское законодательство, включая ведомственные акты Банка России, в этой сфере, безусловно, подчиняется общим правилам Гражданского кодекса.
     В соответствии с договором банк принимает  на себя ряд обязательств:
    проводить по счету клиента в пределах своей компетенции все виды банковских операций, предусмотренных действующим законодательством;
    обеспечивать сохранность всех денежных средств, поступивших на счет клиента;
    проводить операции по списанию средств со счета клиента по безналичным расчетам по его поручению;
    обеспечивать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности клиента и операциях, проводимых по его счету;
    выдавать клиенту выписки с его счета.
     Банк  оставляет за собой право использовать денежные средства, находящиеся на счете клиента, для собственных целей, и, следовательно, исключает возможность возврата клиенту тех же самых денежных купюр.
     Расчетный, текущий или любой другой счет может открываться клиенту как за отдельную плату, так и бесплатно. За услуги по расчетному обслуживанию банк взимает с клиента плату в размере установленного договором фиксированного процента от суммы совершаемого платежа. Открытие расчетного счета в банке бесплатно предполагает, что последний сможет предоставлять клиенту широкий набор и других, платных, услуг, что компенсирует затраты на бесплатное проведение операций по расчетному счету.
     Клиент  имеет право на свободный выбор  банка для расчетно-кассового  обслуживания и может открывать  столько счетов, сколько ему необходимо.
     На  основании договора открываются:
    расчетные счета: коммерческим организациям и гражданам, имеющим статус предпринимателя;
    текущие счета: бюджетным организациям и, как правило, филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям юридических лиц на основании их ходатайства и с указанием, какого рода операции будут производиться по этим счетам.
     Расчетный счет — счет для осуществления  предпринимательской деятельности, который открывается предприятиям, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. По этому счету осуществляются все операции, связанные с реализацией товаров и услуг, обеспечением их производства, производственными и иными расходами. На этот счет зачисляется выручка. С этого счета списываются деньги для выдачи заработной платы, оплаты стоимости приобретаемых комплектующих и др., уплачиваются налоги. Этот счет позволяет совершать практически любые операции, поскольку владелец сам определяет направления использования средств, время и размеры производимых операций в соответствии с действующим законодательством.
     Кроме того, выделяют следующие разновидности  расчетного счета:
    счет для осуществления совместной деятельности;
    счет для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции.
     После открытия клиентом счета в коммерческом банке банк предоставляет набор услуг, связанных с:
    открытием и ведением расчетного, текущего и других счетов клиента;
    организацией и проведением безналичных расчетов;
    выполнением операций с наличными деньгами.
     Особенностью  счета для осуществления совместной деятельности является множественный состав его владельцев; конкретное содержание счета определяется договором о совместной деятельности или договором о простом товариществе. Счетом может распоряжаться один из участников договора, все участники в равной степени или все совместно. Совместное распоряжение счетом не распространено, поскольку предполагает получение согласия всех владельцев по каждому отдельному платежу. По счету осуществляются все операции, связанные с осуществлением совместной деятельности. Счет открывается и закрывается в соответствии с договором.
     Особенностью  счета для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции, открываемого в отечественных и зарубежных банках, является использование его исключительно для выполнения указанных работ. Этот счет открывается в рублях и в иностранной валюте. Для иностранных инвесторов предусматривается специальный порядок открытия и режим обслуживания счета, который по своей природе отнесен к валютным операциям.
     Текущий счет — это счет для финансирования некоммерческих юридических лиц, представительств, структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности. Текущий счет предназначен для хранения денег, целевого финансирования его владельца, а также расчетных операций.
     По  текущим счетам допускается совершение операций расчетного счета. Так, зрелищным предприятиям по месту гастролей открываются текущие счета, на которые зачисляется выручка.
     Разновидностями текущего счета являются:
    бюджетные счета,
    инвестиционные и конверсионные счета.
     Бюджетные счета — это счета, открываемые предприятиям и организациям при выделении им денежных средств из федерального, регионального или местного бюджетов для осуществления определенных видов деятельности. Формой предоставления денежных средств могут быть субсидии, субвенции, дотации или иные виды государственных ассигнований и финансирования, если оно не осуществляется путем зачисления денег на текущий или расчетный счет. Особенностью этого вида счета являются два признака:
    целевое назначение зачисляемых денег, контролировать которые по общему правилу должен собственник денег или лицо (орган), которому это поручено, хотя нередко такой контроль незаконно возлагают на банки;
    ограниченный срок существования счета, составляющий один год, поскольку бюджет в России утверждается ежегодно, и это означает, что в конце года такие счета должны быть закрыты, а остатки по ним перечислены в бюджет.
     Для открытия расчетного (текущего или  иного) банковского счета клиент представляет в банк, в соответствии с действующим законодательством и банковскими правилами и обычаями, следующие документы:
    заявление на открытие счета;
    копии устава, учредительного договора, протокола № 1 общего собрания, свидетельства о регистрации предприятия, приказа о назначении главного бухгалтера;
    справки о присвоении кодов (из Государственного комитета по статистике) и постановке на учет (из территориальных органов Министерства по налогам и сборам РФ);
    копии документов, подтверждающие регистрацию в Пенсионном фонде, Фонде занятости населения, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования;
    две карточки с образцами подписей и оттиска печати.
     Учредительные документы должны быть удостоверены нотариальными или регистрирующими  органами. При заполнении банковских карточек подписи фиксируются только в присутствии нотариуса или должностного лица вышестоящей организации. Банковские карточки могут быть заполнены так же как и заявление — от руки. Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия или его заместителю, право второй — главному бухгалтеру, а при отсутствии этой должности в штате — лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Предоставление права подписания документов указанным лицам должно быть оформлено приказом по предприятию. Наличие этих двух подписей на расчетных документах — важнейшее условие для принятия их к исполнению банком. Если на предприятии вместо должности главного бухгалтера предусмотрена должность с иным названием, то об этом должна быть сделана отметка в карточке. Если в штате предприятия нет должности бухгалтера или лица, выполняющего его функции, фиксируется лишь подпись руководителя.
     Кредитная организация (банк) открывает клиенту  банковский счет на условиях, согласованных  с обеими сторонами. Кредитная организация  не вправе отказать клиенту в открытии счета, если совершающиеся по нему операции предусмотрены законом, учредительными документами и лицензией банка, за исключением тех случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка технической и производственной возможности принять на расчетно-кассовое обслуживание.
     Открытие  счета происходит на основании договора о расчетно-кассовом обслуживании, заключаемом между банком и клиентом. В соответствии с заключенным договором банк берет на себя обязательства:
    по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами (проведение расчетов, выдача денежных и расчетных чековых книжек, выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных услуг и др.);
    по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента, что гарантируется всем движимым и недвижимым имуществом банка, его денежными фондами и резервами, а также мерами, осуществляемыми им для обеспечения своей стабильности и ликвидности;
    по обеспечению банковской тайны о счетах и операциях клиента.
     Клиент, в свою очередь, несет ответственность:
    за достоверность документов, представляемых для открытия счета и ведения операций по нему;
    за несвоевременное предоставление кассового прогноза на предстоящий квартал;
    за нарушение сроков оплаты услуг, оказываемых банком;
    за неполучение наличных денег, забронированных банком для него в день, указанный в заявке, и др.
     В договоре могут фиксироваться размеры  штрафов за каждое из перечисленных нарушений как для одной, так и для другой стороны. В договоре предусматривается порядок разрешения споров, срок его действия и особые или дополнительные условия.
     После предоставления всех указанных документов на открытие счета, подписания договора на расчетно-кассовое обслуживание по распоряжению управляющего банком счету предприятия присваивается номер и заводится лицевой счет для учета его средств.
     Закрытие  счета может быть осуществлено по решению владельца счета, собственника имущества предприятия, банка, арбитражного суда.
     По  инициативе клиента договор банковского  счета может быть расторгнут в  любое время и без всяких условий. Банк может расторгнуть договор о расчетно-кассовом обслуживании в следующих случаях, если это специально предусмотрено договором:
    несоблюдение требования минимального размера остатка по счету;
    в течение месяца со дня предупреждения об этом клиента банка;
    при отсутствии операций по счету в течение года.
     Прекращение договорных отношений осуществляется в два этапа:
     (1) расторжение договора; (2) закрытие счета. В семидневный срок после расторжения договора остаток, имеющийся на счету, должен быть либо выдан клиенту, либо перечислен на другой счет.
     Расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента.
     Валютный  счет представляет собой вид банковского счета, открываемого уполномоченным банком клиенту, для учета средств клиента в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, зачисление и списание которых осуществляются уполномоченным банком в порядке и на условиях, предусмотренных валютным законодательством, договором банковского счета, с одновременным осуществлением им функций агента валютного контроля. Каких-либо ограничений по количеству валютных счетов, которые могут быть открыты резидентам и нерезидентам уполномоченными банками, на настоящий момент не существует.
     Порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов, как в рублях, так  и в иностранной валюте, устанавливается  Банком России.
     Для открытия расчетного счета в банке предприятие предоставляет:
     - заявление на открытие счета  установленной формы;
     - копии Устава и учредительного  договора, заверенные нотариально;
     - копию решения о государственной  регистрации, также заверенные  нотариально или органом, зарегистрировавшим предприятие;
     - карточку (в двух экземплярах)  с образцами подписей (первой  и второй и их заместителей) и оттиском печати;
     - справку о постановке на учет в налоговой инспекции, в Пенсионном фонде, статистических органах, Фонде обязательного медицинского страхования.
     Валютные  счета могут открываться только в банках, имеющих соответствующую валютную лицензию Центрального банка РФ на данный вид операции (в уполномоченных банках).
     Для открытия валютного счета клиент должен представить в коммерческий банк:
    заявление на открытие текущего балансового валютного счета по установленной форме;
    заявление на открытие транзитного валютного счета;
    нотариально заверенную копию устава или положения о деятельности предприятия, учредительный договор;
    карточку с образцами подписей и оттиском печати предприятия (в трех экземплярах);
    решение о создании или реорганизации предприятия;
    справку из налоговой инспекции и пенсионного фонда о регистрации предприятия.
     В связи с обязательной продажей части  валюты российскими юридическими и физическими лицами в валютный резерв ЦБР и непосредственно на внутреннем валютном рынке каждому клиенту открываются в уполномоченном банке два параллельно существующих счета:
     - транзитный валютный счет;
     - текущий валютный счет.
     На  транзитный валютный счет зачисляются в полном объеме поступления в иностранной валюте.
     На  текущем валютном счете учитываются  средства, оставшиеся в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспортной выручки.
     В целях привлечения ресурсов для  своей деятельности коммерческим банкам важно разработать стратегию  привлечения юридических лиц  в банк с целью открытия в нем расчетных и текущих счетов исходя из целей и задач коммерческого банка, закреплённых в уставе, получения максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности.

2.2. Организация кассовой работы в банке

 
 
     Чтобы полно и всесторонне раскрыть тему исследования, необходимо в первую очередь рассмотреть базовые, основополагающие принципы организации кассовой работы в коммерческом банке.
     Кассовое  обслуживание является одной из важнейших  функций банков. В кругообороте наличных денег, обеспечивающих товарообмен, банк является исходным и конечным пунктом движения денег. В сферу обращения наличные деньги попадают из банка в форме выплаты заработной платы и для других расчетов наличными и в виде выручки возвращаются в банк. Товарообмен может обозначать конкретных субъектов-участников:
     1) предприятия, не имеющие постоянной  выручки наличными;
     2) предприятия, имеющие постоянную  налично-денежную выручку;
     3) банки.
     Первые  из них объективно нуждаются в  наличных деньгах для осуществления платежей, производимых за наличный расчет: оплата труда, командировочные расходы, хозяйственные расходы и т.д. У двух первых возникает потребность в переводе выручки в безналичную форму для осуществления платежей с расчетных счетов, хранения и учете выручки в банке.
     Роль  банка с этих позиций можно  определить как посредника: удовлетворяет потребность в наличных деньгах предприятий, не имеющих постоянной наличности; организует хранение, пересчет и зачисления на счета выручки предприятий, осуществляющих свою деятельность за наличные рубли. Но сфера денежного обращения в силу объективных экономических законов подлежит регулированию и жесткой регламентации со стороны государства.
     Основные  аспекты такого регулирования законодательно закреплены «Порядком ведения кассовых операций» и являются обязательным для всех субъектов, независимо от форм собственности и вида деятельности. Этим порядком роль банка определена не только, как организатора налично-денежного оборота, но и как контролера процесса.
     Денежное  обращение - движение денег в наличной форме, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.
     Операции  по зачислению денежной выручки на счета в банке и выдаче наличных средств на различные цели в банковской практике определены как кассовые операции и бывают приходные и расходные. Сумма собственной потребности определяется предприятием самостоятельно. После утверждения банк является кассовым нормативом - нормой расходования наличных денег из выручки данного предприятия. Лимит остатка кассы и норма расходования наличных денег из выручки - кассовые нормативы, позволяющие рационально организовывать денежное обращение, исключить встречные перевозки, обеспечить своевременность расчетов наличными. Соблюдение требований «двойной записи по счетам» достигается разнохарактерностью счетов, участвующих в бухгалтерских проводках по зачислению выручки на счет Дт касса - Кт расчетный счет клиента. В списки предприятий, имеющих постоянную денежную выручку наличными, лидируют торговля, зрелищные предприятия и т.д. Получить наличные деньги в банке может любое юридическое или физическое лицо, клиенты банка, если на их счете имеется требуемая сумма. Наличие остатка на счете клиента - обязательное условие расходно-кассовых операций. Основным принципом организации денежного оборота является целевое использование наличных денежных средств. Соблюдение этого принципа находит отражение в обязательном сообщении клиента о направлении получаемой суммы в банк. В последнем он проверяет достоверность данного сообщения. О цели получения наличных денег органы сообщают в денежном чеке. Наибольшую часть расходных операций банка составляют выдача средств на заработную плату и прочие виды оплаты труда. Заработная плата - срочный платеж, то есть выдается по сроку, определенному администрацией предприятия по согласованию с банком. Одновременно с получением заработной платы производится перечисление налогов и других удержаний из заработной платы.
     Структура расходных и приходных кассовых операций банка фиксируется в банковской ведомости «Учет кассовых операций». Такая ведомость ведется всеми банками. Центральным Банком РФ установлена пятидневная отчетность по этой ведомости, что позволяет ему определить эмиссионный результат и выработать эмиссионную политику в дальнейшем. Центральный Банк и расчетно-кассовый центр также осуществляет кассовое обслуживание. Не применительно к расчетно-кассовому центру Центрального Банка речь может идти об эмиссионно-кассовом обслуживании и эмиссионно-кассовых операциях. Отличительной особенностью формирования кассовых результатов расчетно-кассового центра является возможность привлечения денежных средств из денежных хранилищ - резервных фондов, что представляет собой не просто возврат денег в обращение за счет выручки, а привлечение дополнительных денежных ресурсов, то есть эмиссию. Недостаток кассовых ресурсов расчетно-кассового центра пополняется только за счет перечисления средств из резервных фондов «подкрепления кассы расчетно-кассового центра» по специальному разрешению Центрального Банка РФ.
     Наличные  деньги сдаются в дневные и  вечерние кассы банка инкассаторами и в объединенные кассы при предприятиях государственного комитета связи России для перечисления на счета банка на основе договора, заключенного клиентом с банком.
     Текущий контроль ведется по контрольным  ведомостям по кассовому учету, а  последующий - в ходе проверок банком соблюдения предприятиями «Требования о порядке ведения кассовых операций».
     В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 25.05.1994г. №1006 «Об осуществлении  комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, органы применяют следующие меры финансовой ответственности:
     1. За осуществление расчетов наличными  деньгами с другими предприятиями сверх установленного лимита - штраф в двукратном размере суммы платежа.
     2. За неоприходование в кассу  денежной наличности - штраф в  трехкратном размере неоприходованной суммы.
     3. За несоблюдение действующих  условий хранения свободных денежных средств, нахождение в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в трехкратном размере сверхлимитной кассовой наличности.
     На  руководителей предприятий, допустивших  указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном размере установленной законодательством РФ минимальной оплаты труда.
     Рассмотрение  дел об административном правонарушении и наложении штрафов производится Государственной налоговой службой по сведениям, представленным банком по проверке кассовых дисциплин и условий работы с денежной наличностью. Суммы штрафов перечисляются в федеральный бюджет.
     Для оприходования всех поступивших  в банк наличных денег и выполнения расходных операций банк имеет оборотную кассу. Все поступившие до окончания операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в оборотную кассу и зачислены на соответствующие счета в тот же рабочий день.
     Учреждения  банка осуществляют контроль за установленными сроками выдачи заработной платы, что обеспечивает бесперебойное и своевременное удовлетворение обоснованных требований хозяйства на выдачу им денег. Для регулирования кассовых ресурсов банки составляют календарь выдачи заработной платы и других видов оплаты труда рабочих и служащих. К началу каждого рабочего дня отделом денежного обращения определяется величина выплат наличных денег из кассы банка. В конце рабочего дня книгу записи сумм неизрасходованных ресурсов кассир расходной кассы сдает заведующему кассой.
     Кредитная организация для совершения операций с ценностями должна оборудовать кассовый узел и кассовый зал, которые в свою очередь должны быть оборудованы охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализацией.
     Для клиентов банка предусмотрен кассовый зал, который включает в себя помещение для ожидания и комнаты, представляющие собой кабины, которые примыкают к операционным кассам для обслуживания клиентов. Также к кассовому залу относится хранилище ценностей клиентов, которым предоставлены в аренду индивидуальные сейфы для хранения своих ценностей. В этом хранилище расположены индивидуальные сейфы, так же в нем имеется помещение для индивидуальной работы клиента.
     К организации кассового узла предъявляются следующие требования:
     1.Кассовый  узел - комплекс соединенных между  собой помещений банка, в которых  проводятся операции с наличностью и другими ценностями. Он состоит из внутренних помещений кассового узла, кассового зала и бокса инкассации.
     2.Внутренним  помещениям кассового узла принадлежат:
     -Хранилище  ценностей с предхранилищем
     -Помещение  заведующего кассы
     -Кабины  кассиров
     -Помещение для перечисления банкнот и монет
     -Помещение  для принятия-передачи ценностей  инкассаторам
     -Помещение  для хранения паковочных и  вспомогательных материалов
     -Помещение  для хранения личных вещей  и одежды работников кассы
     -Помещение  для отдыха работников кассы и принятия пищи
     -Санитарно-гигиенические  помещения для работников кассы
     З.Внутренние помещения кассового узла должны быть изолированными от других помещений банка.
     4. Дверь в кассовый узел должна  быть устойчива к взлому.
     Несанкционированный доступ к внутренним помещениям кассового узла должен быть исключен.
     Оконные проемы, входные двери и вентиляционные короба кассового узла должны быть в обязательном порядке защищены охранной сигнализацией «на открывание» «на пролом» и «разбитие стекла», а кладовая ценностей должна быть оборудована тремя самостоятельными рубежами охранной сигнализации:
      защита двери и дверного проема кладовой – блокировка дверей;
      защита стен, пола и потолка кладовой «на пролом»;
      защита объема помещения кладовой
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.