На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение  высшего  профессионального образования
РОССИЙСКАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА   
  

Кафедра «Экономической теории»  
 

Курсовая  работа   
Тема:
Роль  информации в современной  экономике и рынок информационных услуг.                                             
 
 

Выполнила: студентка факультета Маркетинга  1 курса, группы 1107
Даниелян  Тамара Гагиковна
      Научный руководитель:    Рыбалкина Ольга Сергеевна 
 

 
  
 

МОСКВА
2010г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3 
Глава 1. Информация и её значение

    Понятие и виды информации……………………………………………..5
    Роль информации в экономике…………………………………………..8
    Дефицит информации. Информационные сбои…………………….......11
Глава 2. Рынок информационных услуг
    Понятие информационной услуги……………………………………….15
    Понятие и структура рынка информационных услуг…………………..17
    Деловая информация……………………………………………………...23
Глава 3. Российский информационный рынок………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….28 
Список использованной литературы…………………………………………...29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Развитие  и широкое применение информационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической  революции последних десятилетий. Применение информационных технологий имеет решающее значение для повышения  конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления.
Важным  результатом распространения информационных технологий и проникновения их во все сферы общественной жизни  является создание 
правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Несмотря  на высокие темпы развития информационных технологий в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Вместе с тем недостаточное развитие рынка информационных услуг в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования информационных технологий в экономике, развития производства в данной сфере. К числу таких негативных факторов относятся несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных информационных систем; недостаточное развитие информационных технологий в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами; отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли и др.
Осознание важности обеспечения доступа к  качественной и оперативной информации и, как следствие, необходимости  развития рынка информационных услуг  на государственном уровне уже произошло. В 2002г. была принята целевая программа  «Электронная Россия», призванная обеспечить такое развитие.1
Все эти факторы предопределяют актуальность исследования проблемы роли информации и развития рынка информационных услуг.
Целью данной работы является изучение рынка  информации и оценка роли информации в экономической сфере в целом, а также в экономике России. Для этого в работе рассмотрены  виды информации, проблемы, связанные  с её дефицитом, структура рынка  информационных услуг, деловая информация, которая в большей степени  связана с экономикой и рынок  информации в России.   
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Информация и её значение
 
Понятие и виды информации

Любая деятельность человека основывается на информации. Информация (от лат. «informatio» — разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.п.). 2
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дает более лаконичное определение информации: сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.3
Информация  необходима для процесса принятия решений. Поддержка процесса принятия решений может быть эффективной при условии обеспечения следующих свойств информации:
• достоверность. Информация считается достоверной, если она не искажает реальное положение дел;
• полнота. Информация полна, если ее достаточно для понимания, принятия решений;
• объективность. Объективной считается информация, на которую методы обработки оказывают наименьшее субъективное влияние;
• доступность  — мера возможности получения  информации;
• актуальность. Актуальная информация соответствует текущей действительности;
• понятность. Информация понятна, если выражена языком, доступным людям, для которых  она предназначена;
• своевременность. Информация считается своевременной, если она предоставлена в нужный момент и несет в себе сведения, необходимые для понимания и принятия решений;
• ценность информации отражает степень снижения состояния неопределенности.
Для классификации  информации, как правило, используют следующие признаки:4
• расположение источника информации по отношению к компании: внешняя и внутренняя информация;
• целевое  назначение информации: рыночная, геополитическая, финансовая информация и т.п.;
• характер получения: первичная и вторичная информация.
Внутренняя  и внешняя информация составляет в целом информационные ресурсы организации.
Источниками внешней информации являются экономические, социальные, технологические, политические и другие отношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами, собственниками, государственными органами и т.п. Информация из внешней среды часто приблизительна, неточна, неполна, противоречива, имеет вероятностный характер, а, следовательно, требует особого внимания и нестандартных процедур обработки.
Можно выделить следующие виды внешней  информации по целевому назначению:
1. Рыночная  информация, которая включает сведения, мнения специалистов о рынках, товарах и перспективах их развития.
2. Информация  о конкурентах. Эта информация может касаться используемых конкурентами производственных технологий, маркетинговой политики, специалистов, поставщиков сырья и т.п.
3. Макроэкономическая  и геополитическая информация. Как правило, эта информация требуется компаниям для разработки долгосрочной стратегии.
4. Информация  о поставщиках и потенциальных поставщиках. Данная информация характеризует такие показатели, как расположение, надежность, качество и время доставки.
5. Внешняя финансовая информация характеризует процентные ставки, валютные курсы, динамику курсов финансовых инструментов, движение на рынке капитала и т.д.
6. Информация  из государственных органов и органов управления включает законы, постановления, сообщения налоговых органов и т.п.
Внутренняя  деловая среда формируется совокупностью структурных подразделений предприятия, а также технологическими, социальными, экономическими и другими отношениями между ними. Они порождают плановую, контрольную, учетную, научно-техническую, аналитическую и другую информацию.
В отличие  от внешней информации, информация внутренней среды, как правило, точная и достаточно полно отражает финансово-хозяйственное состояние предприятия. Обработка внутренней информации обычно осуществляется с помощью стандартных формализованных процедур. Эта информация передается и используется в рамках следующих систем:
• транзакционных, предназначенных для операционной работы;
• баз  данных, хранилищ данных;
• документов на бумажных носителях, бумажного документооборота и внутрифирменного электронного документооборота.
По целевому назначению внутренняя информация может быть разделена на следующие категории:
1. Информация  о производстве и сбыте: издержки, производительность труда, качество продукции, отходы производства, поставки, методы и каналы сбыта и т.д.
2. Информация  о трудовых ресурсах: уровень  квалификации и обучение персонала, расходы на кадровое обеспечение и т.п.
3. Внутренняя  финансовая информация: финансовые  показатели работы фирмы по  данным бухгалтерских балансов  и другой отчетности.
Как и  любая другая, приведенная классификация достаточно условна, однако она позволяет понять структуру внешней и внутренней информации, необходимой для обеспечения выживаемости и конкурентоспособности компании.
Информация  может быть получена в результате деятельности компании. Такую информацию называют первичной. Если же информация получена из каких-то уже имеющихся  источников (газет, журналов, служб  деловой информации, торговых ассоциаций, компаний, специализирующихся на сборе информации, и т.д.), она считается вторичной.5 

Роль  информации в экономике 
Сложность рассмотрения информации с точки зрения экономической  науки сказана с тем, что информации является несколько инородным понятием для нее. Хотя информационные потоки пронизывают экономическую жизнь общества, до последнего времени ей уделялось недостаточное внимание. Пристальный интерес к информации сейчас во многом связан с формированием информационного общества, когда информация явственно стала проступать во всех сферах экономической жизни и игнорировать ее становится просто невозможно. Отчасти это объясняется тем, что пока информация сама не стала вступать в товарооборот, ею во многих случаях обоснованно пренебрегали. 
    Информация (по Ф. Найту) представляется как понятие, противоположное неопределенности и обратно пропорциональное риску.  
    П. Хейне утверждал, что "информация является редким благом», приобретение которого связано с затратами. 6 
    Исследование процессов информатизации общества актуально для Российской экономики, для успешного развития которой необходим учет информационных аспектов современного общественного производства, разработка информационного подхода к анализу экономических явлений. Информация пронизывает всю экономику, что создает сложность исследования информационной стороны экономической жизни.  
    Все произведенное человечеством несет в себе информационную составляющую. Различие в результатах производств состоит только в том, что человек потребляет либо информацию, как таковую, либо то, что ее материализует. Соответственно и все товары, реализуемые на рынке, содержат в себе информацию, которая имеет большую или меньшую материальную составляющую.  
        Увеличение доли работников интеллектуальных специальностей приводит к усилению значения личного фактора производства в информационном обществе. Следствием данного процесса является трансформация капитализма в новую социальную систему. В основе этой трансформации лежит противоречие между собственниками интеллектуального капитала (инженеры, ученые) и собственниками физического и денежного капитала.     

Информационный  аспект производства рассматривается  в последнее время прежде всего  с точки зрения понимания информации как фактора производства, и исследования преимущественно связаны с развитием  информационно-коммуникационных технологий, проникновением последних во все  сферы общественной жизни.  
    Доказательство того, что процесс труда имеет в своей основе переработку информации, позволяет понять, почему в XX веке при появлении технологий, помогающих человеку резко интенсифицировать процессы переработки и производства информации (ЭВМ и т.п.)7, резко повысилась производительность инженерно-технических работников. При этом производительность простых рабочих возрастала только с введением приспособлений, позволяющих лучше использовать внешние энергоресурсы.  
    Обобщая, можно сказать, что все производимое человечеством имеет в себе информационную основу.  
    Соответственно и все товары, реализуемые на рынке, представляют собой информацию, которая имеет большую или меньшую материальную составляющую, использованную для ее материализации.  
    Можно построить модель затрат на производство, которая будет подходить для всех видов производимой обществом продукции. В основе данной модели лежит деление затрат на материализацию информации или, точнее, на ее тиражирование (энергоресурсы, материальные ресурсы, людские ресурсы) и на производство информации (разработка технологий, моделей и т.п.) Согласно дайной модели, фактором производства будет выступать, прежде всего, вторичная кодовая информации технологического плана (ноу-хау, н т.п.)T затраты на которую, как правило, переносятся постепенно на конечную продукцию.  
    Для экономической науки в настоящий момент в сфере непосредственного производства важно рассматривать ту форму информации, которая выступает как фактор производства.

Дефицит информации. Информационные сбои
Иногда  неэффективность рынка проявляется  тогда, когда либо у покупателей, либо у продавцов нет полной и  точной информации, а чтобы ее получить, надо заплатить непомерно высокую  цену. На языке специалистов такой  вид несостоятельности рынка  возникает из-за асимметричной информации, т.е. неодинаковых сведений, которыми располагают стороны, участвующие в рыночной сделке.8 Это значит, что покупатели и продавцы имеют разную информацию о цене, качестве или еще какой-нибудь характеристике товара или услуги.
Обычно  рыночной информации хватает для  того, чтобы товары и услуги производились  и покупались в эффективных для  экономики количествах. Но иногда из-за недостаточной информации трудно отличить продавцов, которым можно доверять, от тех, которые такого доверия не заслуживают. На рынках, где действуют последние, дорогие ресурсы общества используются неэффективно, а это значит, что должны вмешаться органы власти, увеличив объем сведений для участников рыночных операций. В более редких случаях они сами должны снабдить рынок тем товаром, который невыгодно производить из-за недостатка информации.
Недостаточная информация о продавцах и их продукции может привести к несостоятельности рынка в виде неэффективного распределения ресурсов.
Представим  себе такую абсурдную ситуацию: будто нет ни установленной законом системы мер и весов, ни государственного контроля, ни законов, направленных против рекламы, вводящей потребителей в заблуждение. Очевидно, при таких условиях цена получения надежной информации будет чрезвычайно высока, а некоторые показатели будут вообще недоступны для потребителей.
Из-за высокой  стоимости получения информации о продавцах многие покупатели вообще откажутся иметь дело с таким хаотичным рынком.
Моральный аспект проблемы риска. Частные рынки иногда вкладывают недостаточное количество ресурсов в определенный товар или услугу, в отношении них существует серьезный моральный аспект проблемы риска. Эта проблема заключается в том, что если одна из договаривающихся сторон после подписания контракта изменяет свое поведение, то она может тем самым нанести большой материальный ущерб другой стороне.
Мы сталкиваемся с моральным аспектом проблемы риска во многих случаях, например, в следующих:
• Если автомобиль застрахован, водитель иногда ведет машину менее осторожно.
• Страхование  медицинских работников от профессиональных ошибок может привести к увеличению числа таких ошибок.
• Контракты, гарантирующие определенное высокое вознаграждение профессиональным спортсменам, могут приводить к снижению показателей их спортивных достижений.
• Гарантированное  пособие по безработице подчас влечет за собой увиливание некоторых людей  от работы.
• Государственное  страхование банковских депозитов может способствовать увеличению рискованных операций банка.
Проблема  неблагоприятного выбора. Другой проблемой, связанной с недостаточной информацией о покупателях, является проблема неблагоприятного выбора. Она возникает в том случае, когда информация, известная одной из договаривающихся сторон, неизвестна другой, в результате чего основные затраты выпадают на долю последней. В отличие от проблемы риска, связанной с изменением поведения и возникающей после подписания контракта, эта проблема возникает в момент его подписания.
Из-за проблемы неблагоприятного выбора обычно очень трудно объединять
низкие  и высокие риски, без чего добиться выгодного для страхователей бизнеса сложно. Поэтому страховые взносы, необходимые для компенсации выплат, в этой категории настолько высоки, что только немногие захотят или будут иметь возможность купить такую страховку
В тех  случаях, когда частные компании в недостаточной мере обеспечивают страхование, это делают органы власти, учреждая ту или иную систему социальных гарантий.
Обеспечение безопасности труда. Хорошим примером того, как недостаточная информация о покупателях (здесь в качестве них выступают наниматели) может привести к несостоятельности рынка, также может служить рынок труда.
У нанимателей  есть экономические стимулы обеспечения безопасности работников на своих предприятиях, что объясняется несколькими причинами. Прежде всего, благодаря обеспечению безопасности труда из-за снижения числа несчастных случаев реже нарушается производственный процесс, уменьшаются расходы на наем, отбор, обучение и удержание работников. Кроме того, сокращаются страховые премии, которые фирма выплачивает пострадавшим (по предусмотренному законом страхованию от производственных травм).
Однако  обеспечение безопасности труда  требует больших расходов. Безопасное оборудование, защитные приспособления и более медленные темпы работы — все это дополнительные затраты. Чтобы решить вопрос о том, какой уровень охраны труда она может обеспечить, фирма должна сравнить свои предельные издержки с предельными выгодами от повышения безопасности на предприятии. Эффективен ли выбранный ею уровень безопасности с социальной точки зрения и достаточен ли он для максимизации прибылей фирмы?
Ответ будет положительным, если рынки  труда и товаров конкурентоспособны, а работники хорошо осведомлены  о рисках, связанных с работой  на различных предприятиях. Имея полную информацию, они не пойдут работать к тем нанимателям, которые не обеспечивают должную безопасность труда. Предложение рабочей силы таким предпринимателям будет крайне ограниченным и заставит их для привлечения работников повысить зарплату. В свою очередь, такая перспектива, в конце концов, приведет к тому, что наниматели будут вынуждены обеспечивать социально приемлемый уровень безопасности труда, чтобы не повышать расходы на зарплату. И только те фирмы, которые считают, что обеспечение безопасности труда на предприятиях обойдется им слишком дорого, предпочтут выплачивать в качестве компенсации более высокую зарплату, а не уменьшать риск получения работниками профессиональных травм.
Однако  в том случае, когда работники  не знают, что данный вид или место  работы опасны для них, может возникнуть серьезная проблема. Из-за недостаточной информации о покупателе их труда, т.е. о нанимателе и предприятии, фирма может не платить надбавку к зарплате для привлечения рабочей силы. В этом случае у нее не будет достаточно сильных побудительных мотивов, чтобы добиваться безопасных условий труда, а выбранный ею уровень безопасности, необходимый для максимизации прибыли, будет ниже социально приемлемой нормы. Если выразить эту идею более кратко, на рынке труда из-за асимметричной информации происходит сбой: в данном случае у продавцов услуги (работников, предлагающих свой труд) меньше информации, чем у покупателей (работодателей).
У органов  власти есть несколько возможностей для решения этой проблемы:9
• Они  могут сами предоставлять работникам информацию о количестве производственных травм на различных предприятиях, так же как они, например, публикуют сведения о соблюдении расписания полетов различными авиалиниями.
• Они  могут обязать фирмы предоставлять  работникам информацию об опасном характере работ на их предприятиях.
• Они  могут установить нормы обеспечения  безопасности труда и контролировать их соблюдение, используя для этого проверки рабочих мест и налагая штрафы на виновных.
Хотя  для повышения уровня безопасности на предприятиях федеральное правительство  главным образом использует «нормы обеспечения безопасности труда и контроль за их соблюдением», некоторые специалисты утверждают, что «информационная» стратегия и менее дорогая, и более эффективная.
Глава 2. Рынок информационных услуг
Понятие информационной услуги
Услуги  по преобразованию информации и обеспечению  доступа потребителей к ней как  раз и являются основными результатами информационной индустрии - информационными услугами, которые наряду с вещной формой потребительных стоимостей могут иметь и невещную форму - выступать полезным эффектом труда, неотделимым от самой деятельности по обслуживанию потребителя. 10
Некоторые потребительные стоимости, создаваемые  в информационной деятельности, действительно, могут выступать товарами и иметь  стоимость. Другие - нет и, имея форму  потребительной стоимости, на самом  деле по своей сути представляют собой  полезные эффекты труда в вещной форме.
Так как  на практике цены имеют не только товары, обладающие стоимостью, но и полезный эффект труда, то необходимо различать  товар и товарную форму. Товар  как категория политической экономии есть единство потребительной стоимости  и стоимости, что и составляет его сущность. Товарную форму благодаря  цене могут получать вещи, не являющиеся товарами и даже продуктами труда, и  она может не выражать сущности товара как единства потребительной стоимости  и стоимости.
У информационных услуг в невещной форме процессы производства и потребления совпадают  во времени, что определяет ряд их специфических черт как потребительных стоимостей. В большинстве случаев  эти услуги имеют индивидуализированный  характер, не могут накапливаться, имеют  определенную адресность и не могут  существовать вне индивидуального  контакта с потребителем, не подлежат хранению, ориентированы на локальные  рынки.
На информационные услуги в невещной форме приходится все меньшая доля результатов  труда в информационной индустрии. Все больше информационных услуг  в вещной форме сближаются с продуктами материального производства, хотя и сохраняют ряд особенностей. Технико-экономические характеристики этих услуг, используемые технологии, близкие к индустриальным методам производства, высокая и постоянно растущая фондовооруженность информационного производства, основывающаяся на применении большого парка технических средств, процессы интенсификации расширенного воспроизводства, протекающие в самой индустрии информации, сближают ее с материальным производством.
Таким образом, состав основных видов информационных услуг, сформировавшийся к середине 70-х гг. за последние три десятилетия  фактически не изменился и включает: подготовку источников информации, подготовку баз данных, выпуск печатных информационных изданий, информационное обслуживание: справочное, ИРИ(Избирательное распространение информации), РПИ(Район полетной информации), предоставление копий источников информации. 11В связи с тем, что Интернет развивается в направлении интеграции информационных услуг и продуктов в основные бизнес-процессы обслуживаемых сфер деятельности, появление новых видов информационных услуг и продуктов в ближайшие годы представляется маловероятным. Новые виды информационных услуг и продуктов будут связаны с внедрением новой информационной технологии, обеспечивающей компьютерный анализ и синтез новой информации на основе баз данных.
Понятие и структура рынка  информационных услуг
Существование информационных продуктов и услуг  порождают появление рынка по обмену информацией. Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.12
Под информационным рынком понимается совокупность хозяйствующих  субъектов, предлагающих покупателям  компьютеры, средства коммуникаций, а  также сервисное обслуживание технических  и программных средств.13
Особенность информационного рынка заключается  в высоком уровне сложности предлагаемого  продукта, который массовому потребителю, как правило, оценить трудно, поэтому  требуется помощь специализированных консалтинговых фирм, которые подбирают  заказчику нужный продукт.
Информационный  рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают  информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические  услуги, различного рода информация и  прочие виды информационных ресурсов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.