На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование факторов, формирующих качество ювелирных изделий из серебра

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Южно-Уральский  государственный университет
Торгово-экономический факультет
Кафедра «Товароведение и экспертиза потребительских  товаров» 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
 
«Исследование факторов, формирующих качество ювелирных изделий из серебра» 
 
 
 
 
 

                                                  РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ
                                                  ___________/ Попова Н.В.
                                                  «___»______________2011 г. 

                                                  АВТОР РАБОТЫ
                                                  студент группы ТЭ – 331
                                                  ___________/ Романова К.В.
                                                  «___»______________2011 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск
2011 

   Содержание
   Введение………………………………………………………………………………...3
   1.Литературный обзор
       1.1.Классификация ювелирных изделий……………………………………..5
       1.2.Состояние рынка (производства) ювелирных изделий………………….7
       1.3.Факторы, формирующие качество ювелирных изделий из серебра
         1.3.1.Сырьевые  компоненты……………………………………………..10
         1.3.2.Технология  производства………………………………………….14
       1.4.Системы  оценки качества ювелирных изделий………………………...31
   2.Практическая часть
       2.1.Цели  и задачи исследования……………………………………………..36
      2.2.Характеристика нормативных документов, действующих в области объекта………………………………………………………………...............36
       2.3.Обоснование выбора объектов и их характеристика…..........................38
       2.4.Показатели качества и методы их определения………………………...39
   3.Экспериментальная  часть
       3.1.Результаты  исследования образцов ювелирных изделий из серебра…40
       3.2.Анализ  факторов качества исследуемых  образцов продукции………..44
   Выводы  и предложения……………………………………………………………….46
   Список  использованной литературы…………………………………………………48
   Приложения
 


   Введение
   Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно - прикладного искусства. В нем  находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные  изделия – предметы украшения  и быта из благородных металлов в  сочетании с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, а также  художественных изделий из недрагоценных  материалов, выполненных с большим  мастерством и отвечающих высоким  эстетическим требованиям.
   К ювелирным товарам относят изделия, выполненные из ценных металлов и  ювелирных камней с использованием техники ювелирного дела, а также  сырье для их производства. В самом общем виде ювелирные товары можно классифицировать по назначению и степени технологической переработки:
    полуфабрикаты: аффинированные (очищенные от примесей) слитки драгоценных металлов, ограненные ювелирные камни, заготовки, вспомогательные материалы (например, припои) и др.;
    готовые изделия: ювелирные украшения, предметы быта, предметы религиозных культов, монеты, ордена.
   Особенности готовых изделий заключаются  в высокой стоимости сырья и в строгом регламентировании со стороны государственных органов всех процессов, начиная с добычи и реализации сырья, его обработки и заканчивая реализацией готовых изделий [6].
   Серебро известно человечеству с древнейших времен. Это очень ковкий, пластичный благородный металл серебристо-белого цвета. Серебро - металл во многом уникальный. Ему присущи врожденное благородство, интеллигентность и изысканность.
   Серебро применяется в медицине, электротехнике, химии, фотографии и, конечно, ювелирной  промышленности. В ювелирном деле из серебра чеканятся монеты и  награды, им покрываются изделия  из недрагоценных металлов. Изготовляя украшения из серебра, ювелиры выбирают только серебро высокой пробы, так  как оно наиболее пластично, обладает подходящими механическими свойствами, а оттенки серебра высокой  пробы сочетаются с полудрагоценными камнями и декоративными элементами из других металлов. Серебро низкой пробы идет на сплавы, а в дальнейшем - на изготовление столовых приборов, обладание которыми и поныне считается символом хорошего вкуса и достатка.
   Цель  работы – исследование факторов, формирующих качество ювелирных изделий на примере серебряных цепей.
   Исходя  из цели, выделим следующие задачи:
    ознакомиться с ювелирными изделиями и их классификацией;
    изучить состояние рынка ювелирных изделий;
    рассмотреть физические, химические и технологические свойства серебра и сплавов серебра;
    изучить стадии технологического процесса изготовления ювелирных изделий из серебра;
    исследовать показатели качества ювелирных изделий из серебра;
    ознакомиться с нормативными документами, действующими в области ювелирных изделий;
    проанализировать факторы качества на примере серебряных цепей.
 


   1. Литературный обзор
   1.1. Классификация ювелирных изделий
   В соответствии с иерархической системой классификации вся продукция  разделена по ряду классификационных  признаков: сырьевому составу, способу производства, отделке, наличию вставок, назначению.
    По сырьевому составу:
    золотые;
    серебряные;
    платиновые;
    мельхиоровые;
    латунными;
    из кости;
    камня и другие.
    По способу производства:
    литые (изделия, полученные отливкой в форму с незначительной ручной доработкой);
    филигранные (изделия, изготовленные вручную из гладкой и крученой проволочной заготовки);
    штампованные (изделия, полученные при помощи различных станков с незначительной ручной доработкой);
    монтированные (изделия, изготовленные вручную, а также с использованием штампованных или литых деталей, чеканных или сканных элементов).
    По отделке:
    позолоченные;
    посеребренные;
    анодированные;
    гравированные;
    черненные;
    инкрустированные и др.
    По наличию вставок:
    без вставок;
    с наличием вставок (материал вставок, огранка, способ закрепления).
    По назначению:
    предметы личных украшений (кольца, серьги, броши, булавки, браслеты, бусы, кулоны, колье, медальоны, цепочки);
    предметы туалета (пудреницы, зеркала, флаконы, запонки, булавки для шляп, зажимы для галстуков);
    принадлежности для курения (портсигары, сигаретницы, пепельницы, спичечницы, мундштуки и трубки);
    предметы для сервировки стола (ложки, вилки, ножи, рюмки, бокалы, стопки, графины, сервизы, подстаканники, лопатки для пирожного, кольца салфеточные, солонки и перечницы);
    письменные принадлежности (письменные приборы, ножи для бумаги, стаканы для карандашей, настольные блокноты, ручки и т. д.);
    предметы для украшения интерьера (вазы, фигурки, поделки из камня, рога и кости, шкатулки, коллекционные камни и др.)
    принадлежности для часов (браслеты для наручных часов, бортовые цепи и шатленки для карманных часов);
    сувениры (памятные медали, нагрудные значки, брелоки, символы и др.).
   Товароведная  классификация рассматривает ювелирные изделия как украшения, выполненные из драгоценных металлов и ювелирных камней с использованием техники ювелирного дела. В соответствии с определением классификация ювелирных изделий будет выглядеть следующим образом (рисунок 1)[6].
   
   Рисунок 1 – Классификация ювелирных украшений
   1.2. Состояние рынка (производства) ювелирных изделий
   По  данным Гильдии ювелиров России (ГЮР), выпуск изделий из драгоценных металлов в 2009 году упал на 38%, а розничные  продажи уменьшились примерно на 30% - разница в объемах обусловлена реализацией складских запасов. Все это заставило многих ретейлеров по-новому взглянуть на свою работу.
   Впрочем, сами изготовители не так оптимистичны и утверждают, что времена настоящих  экспериментов и продукции дизайнерского  класса канули в лету одновременно с началом глобального кризиса. Этот рынок остается одним из самых  эластичных: снижение доходов у покупателей  моментально приводит к падению  оборотов в торговле. По этой причине  почти все производители в  прошлом году отказались от попыток  выйти в более дорогой сегмент. В целом же, несмотря на все предпринимаемые  попытки, ни одной из российских компаний пока не удается прорваться в люкс, что сделало бы их бизнес по-настоящему престижным и прибыльным. Подорожавшее на 40% (в рублях) золото и даже его  некоторый дефицит, возникший в 2009 г. из-за того что банки и другие инвесторы активно скупали этот драгметалл, вынуждают заводы выпускать  пустотелые, легковесные и более  объемные изделия, скорее напоминающие бижутерию.
   Количество  магазинов самого крупного розничного оператора, ювелирной сети "585", за 2009 г. уменьшилось на четверть - до 346 штук. И хотя она остается первой в пятерке ведущих торговцев  украшениями, сокращение оборотов здесь было самым значительным.
   С лета прошлого года банки прекратили кредитовать ювелиров, а производители  отказывались предоставлять товар на реализацию. В частности, "Адамас" еще осенью 2007 г. перестал отгружать продукцию. В итоге сеть "585", занимающая 5-7% рынка, не только перестала развиваться, но и заметно сократилась, хотя еще в 2007-м она входила в число лидеров по обороту, который составлял около 200 млн. USD.
   Другой  ретейлер. "Яшма Золото", занимающий второе место по количеству магазинов, за кризисный год стал вторым и по закрытым точкам продаж. К концу 2009 г. этот производственно-торговый конгломерат ликвидировал 20% своих салонов, и теперь их насчитывается 240 штук. Впрочем, и с этим результатом оператор сохранил вторую позицию среди торговцев ювелирными изделиями.
   Единственным  представителем "большой пятерки", которому в кризисном году удалось  увеличить свою сеть, стала компания "Алмаз-Холдинг", ведущий российский производитель серебра, цены на которое  выросли не так существенно, как  на золото. В 2007 г. выручка здесь составила 4,7 млрд. руб. (156,6 млн. USD), но в 2010-м руководство компании рассчитывает увеличить эту сумму минимум на 10%.
   На  сегодняшний день "массовый" ассортимент  занимает более 90% российского рынка  изделий из драгоценных металлов.
   В целом, оптимизация ювелирных розничных  сетей и стратегия снижения издержек стали естественной реакцией ювелирных  компаний на резкое изменение внешних  условий. Так, по данным Росстата, в 2009 г. ВВП России снизился на 7,9%, при  этом заметно просел и платежеспособный спрос. Причем наиболее существенное падение  отмечалось в первой половине 2009 г., однако в IV квартале ситуация несколько  стабилизировалась. Более того, в  январе 2010-го впервые за два года операторы отметили рост оборотов в  торговле. В настоящее время нет  никаких предпосылок к дальнейшему  закрытию магазинов, продающих драгоценности, а спад производства уже остановлен. Другое дело, что многим ретейлерам необходимо повысить эффективность работы отдельных салонов в конкретных городах.
   Однако  мировой экономический кризис существенно  не повлиял на расстановку сил  в ювелирной рознице. Конечно, некоторым  продавцам в период кризиса пришлось свернуть свой бизнес, в том числе  и не по собственной воле, кто-то был вынужден пересмотреть агрессивные  планы по расширению сетей. Но в целом  ключевые компании этой отрасли сумели выстоять и продолжают работать.
   Кризис  не выявил неудачных форматов в ювелирной  рознице. Успех или провал любой  торговой точки, будь то "обычный" ювелирный магазин, секция в ТЦ, бутик  или дискаунтер, зависят в большей степени от правильности выбранной концепции, куда можно отнести локацию, ассортиментную и ценовую политику, а также профессионализм персонала. Кроме того, немаловажным фактором, влияющим на эффективность ведения бизнеса, остается и общеэкономическая ситуация в том или ином городе.
   Но, помимо общих макроэкономических условий, на сегодняшний день препятствуют развитию ювелирной розницы и другие факторы.
   Во-первых, торговля ювелирными изделиями проигрывает  многим другим сегментам рынка товаров  массового потребления по силе и  частоте воздействия на потребителя.
   Во-вторых, здесь имеется давняя проблема, с  которой, впрочем, сталкиваются не только продавцы драгоценностей: речь идет о  значительной доле серого импорта из Турции, стран Азии и некоторых  других государств. Честным российским производителям и фирменным сетям  сложно конкурировать по ценам с  изделиями сомнительного происхождения  и низкого качества.
   В-третьих, немаловажную роль играют трудности  с подбором помещений под будущие  салоны в ряде городов. Подходящие площадки либо отсутствуют, либо предлагаются по заоблачным арендным ставкам [9].
   1.3. Факторы, формирующие качество ювелирных изделий из серебра
   1.3.1. Сырьевые компоненты
   Материалами ювелирного производства следует считать  как те, из которых изготовляются  ювелирные изделия, так и те, посредством  которых они производятся. Это  значительный перечень различных металлов — черных, цветных, в том числе  и драгоценных; природные и синтетические  ювелирные камни и другие материалы, которые могут использоваться в  качестве вставок в ювелирные  изделия; химикаты; огнеупоры; различные  пасты и смеси, без которых  ювелирное производство было бы невозможным.
   Материалы являются одним из факторов, влияющих на формирование потребительских свойств (функциональных, эргономических, гигиенических, а главное - эстетических) и качества ювелирных товаров.
   Благородные металлы отличаются особой химической стойкостью, тягучестью и красивым внешним видом. Они имеют плотную  кристаллическую решетку, обладают хорошим блеском, высокой плотностью, устойчивостью к атмосферным  влияниям, а также пластичностью  и сплавляемостью с другими металлами. Все это значительно «усиливает» эстетические свойства ювелирных товаров.
   Согласно  Федеральному закону от 26.03.1998 № 41 –  ФЗ "О драгоценных металлах и  драгоценных камнях" к драгоценным (благородным) металлам, используемым в настоящее время для изготовления ювелирных изделий, относят золото, серебро, платину и пять металлов платиновой группы: палладий, иридий, родий, рутений, осмий [1].
   Серебро – белый, блестящий, очень ковкий и тягучий металл; стойкий к окислению; обладает наивысшей отражающей способностью (94%), хороший проводник электричества и тепла, пластичный – прокатывается в тонкие листы толщиной до 0,00025 мм и вытягивается в тончайшую проволоку. Серебро чернеет при наличии в воздухе или воде сероводорода. Плотность – 10 500 кг/м3, температура плавления – 961,9 °С. Твердость по шкале Мооса-2,7. Используется как основной компонент сплавов припоев для ювелирных изделий и в качестве покрытия.
   Серебро устойчиво к действию влажной  среды, не взаимодействует с органическими  кислотами, с растворами щелочей, азотом, углеродом, устойчиво по отношению  к кислороду. Серебро устойчиво  к действию соляной и плавиковой кислот. Разбавленная серная кислота  также не растворяет его. Царская  водка, которая растворяет золото, на поверхности серебра образует защитную пленку. Однако при длительном пребывании на воздухе серебро постепенно темнеет  под действием сероводорода, находящегося в воздухе. Серебро легко соединяется  с серой. Озон также образует на поверхности  серебра черный налет. Хлор, бром, йод  реагируют с ним даже при комнатной  температуре. Серебро легко растворяется в азотной кислоте и концентрированной  серной при нагревании. Растворяется серебро в цианистых щелочах, хорошо соединяется с ртутью, образуя  серебряную амальгаму.
   В природе серебро образует более 60 минералов, в которых находится  в различном состоянии. В основном в сернистых соединениях с  высоким содержанием серебра (до 87%). Однако, несмотря на большое количество минералов серебра в рудах, они  встречаются в незначительных количествах, часто рассеяны среди других минералов. Самородное серебро встречается  значительно реже самородного золота, так как легче образует соединения с другими элементами. Самородное серебро представляет собой природный  сплав с золотом, медью, железом, висмутом, ртутью, платиной и другими  элементами. Встречается в виде неправильных зерен, пластинок, листочков, проволочных  и нитевидных выделений. Крупные  самородки чрезвычайно редки  и могут достигать сотен килограммов. Основными источниками серебра  являются комплексные руды цветных  металлов, из которых серебро извлекается  попутно со свинцом, цинком, медью, никелем, а также золотом и ураном. Степень  чистоты серебра может достигать 99,9999 %. Благодаря своим уникальным свойствам: высоким степеням электро- и теплопроводности, отражательной способности, светочувствительности и т. д. — серебро имеет очень широкий диапазон применения [5].
   Для изготовления изделий в чистом виде драгоценные (благородные) металлы не применяют, так как они сравнительно мягки и обладают малой механической прочностью. Поэтому используют различные сплавы, получаемые путем добавления к драгоценным металлам в определенных пропорциях других металлов, называемых легирующими. Легирующими могут быть как драгоценные, так и недрагоценные металлы, но полученные сплавы всегда считаются драгоценными. Обычно название сплава определяется названием основного драгоценного (благородного) металла (например, сплав золота, серебра, платины или палладия). По сравнению с чистым металлом сплавы обладают лучшими механическими свойствами, более низкой температурой плавления и определенным оттенком.
   В производстве ювелирных изделий  применяют главным образом серебряно-медный сплав, содержащий чаще всего 87,5% серебра  и 12,5% меди.
   Все сплавы серебра близки между собой  по цвету (серебристо-белые) и физико-механическим свойствам. В сплавах серебра, которые  применяются для изготовления ювелирных  изделий, в качестве легирующего  компонента в основном используется медь.
   Существуют  следующие виды сплавов серебра:
    720 проба. Содержит 72% серебра. Имеет множество отрицательных свойств: тугоплавкость, яркая желтоватая окраска, мягкость. Используется только в промышленности.
    800 проба. Содержит не менее 80% серебра. По качеству и механическим свойствам она самая низкая, так как серебро данной пробы подвержена атмосферным явлениям (быстро окисляется) и имеет неблагородный желтоватый оттенок. Из положительных качеств, следует отметить высокие литейные свойства, что дает возможность использовать данное серебро для изготовления столовых приборов.
    830 проба. Отличается от предыдущей только процентом содержания серебра - не менее 83%. По техническим, механическим качествам и сфере применения не отличается от 800 пробы.
    875 проба. Процент содержания серебра выше, чем в предыдущих пробах (87,5%), поэтому может использоваться в промышленности и ювелирном деле.
    925 проба. Содержит не менее 92,5% серебра. Имеет благородный серебристо - белый цвет и высокие антикоррозийные свойства. Серебро данной пробы хорошо плавится и принимает различные формы, в последствие ювелирное изделие сохраняет твердость и мало подвержено атмосферным явлениям. Широко применяется в ювелирном искусстве для изготовления различных украшений.
    916 проба. Не используется.
    960 проба. По качеству и механическим свойствам самая высокая и не отличается от чистого серебра. Используется в ювелирном деле для изготовления тонких, высокохудожественных изделий.
   Все стандартные сплавы 960, 925, 916, 875, 800 и 750-й проб серебряно-медные, имеют  высокую пластичность, ковкость и  тягучесть.
   Для изготовления ювелирных изделий  кроме основных материалов необходимы и вспомогательные, без которых  невозможны основные производственные операции. К ним относятся:
    огнеупорные материалы – необходимые вспомогательные материалы ювелирного производства при процессах, связанных с нагреванием (асбест, кварцевое стекло, глина огнеупорная, каолин, шамот, графит и др.);
    фиксирующие пасты – материалы, служащие для удержания изделия в процессе закрепки в него камней или гравировки изделия, предохраняет изделие от деформации (основные компоненты - канифоль, отмученный мел);
    монтировочная масса – огнеупорный материал, используемый при сборке или пайке ювелирных изделий и сложных деталей (смесь из каолина, молотого асбеста);
    защитные покровы – при плавке драгоценных металлов и сплавов для предохранения расплавов от окисления, насыщения кислородом и другими газами из окружающей среды, а также для верхней теплоизоляции расплавов (для сокращения расходов, теплоты на плавку) (древесный уголь, буру, борную кислоту, хлористый кальций, хлористый натрий, хлористый калий, хлористый барий);
    флюсы очищают расплавы от нежелательных компонентов, загрязнений и примесей путем окисления и перевода оксидов в шлаки (в качестве флюсов используются те же вещества, что и для защитных покровов);
    раскислители восстанавливают окисленные компоненты расплава до металлов для повышения его жидкотекучести и качества отливаемых слитков (цинк, фосфористая медь и марганцовокислый калий) [4].
   1.3.1. Технология производства
    Подготовка сырья
   Извлечение  серебра из серебросодержащих минералов  производится подобно золоту посредством  амальгамации и цианирования, в зависимости  от характера сырья.
   Добыча  самородного серебра составляет 20% от всей добычи серебра. Серебряные руды содержат до 80% серебра (аргентин - соединения серебра и серы), но основную массу серебра получают попутно  при выплавке и рафинировании (очистке) свинца и меди. Из руд серебро получают цианированием и амальгамацией. Для цианирования серебра в отличие от цианирования золота используют более концентрированные цианистые растворы.
   Цианирование  серебра - самый распространенный способ - основан на растворении металла  в водных растворах цианистых  щелочей.
   Сущность  этого процесса заключается в  следующем. Серебросодержащую руду доставляют на специальные металлургические заводы. В рудах, содержащих самородное серебро, имеются примеси как  пустой породы, так и других минералов, от которых серебро желательно отделить. Метод цианирования применим и в  этом случае. На минерал действуют  цианидом и кислородом воздуха. Соединенные  усилия этих двух факторов приносят успех - серебро растворяется в цианиде, образуя тот же комплекс.
   Дело  в том, что само по себе серебро  с кислородом практически не реагирует. Оно лишь медленно покрывается тонкой устойчивой пленкой оксида темного  цвета. Если же в водной среде присутствует цианид, то оксид немедленно растворяется. Образуется комплексный ион, отличающийся тем, что он исключительно плохо  диссоциирует, в растворе практически не остается ионов серебра, и процесс растворения продолжается.
   В результате обработки серебросодержащих  руд цианистыми растворами получают серебросодержащий раствор, из которого после фильтрации пустой породы металлическими осадителями (как правило, цинковой пылью) осаждают серебро. Затем раствором серной кислоты удаляют примеси из осадка. Оставшуюся пульпу промывают, фильтруют, выпаривают, а затем сплавляют. После получения серебряных слитков их отправляют для дальнейшей очистки на аффинажные заводы.
   Амальгамация  серебра известна уже более 2 тыс. лет. Основана она на способности  серебра или золота при нормальных условиях вступать в соединение с  ртутью. Ртуть, в которой уже растворено небольшое количество серебра, улучшает смачиваемость металла. Процесс амальгамации происходит в специальных амальгамационных аппаратах. Измельченную руду пропускают вместе с водой по амальгамированной поверхности ртути. В результате частицы серебра, смачиваясь ртутью, образуют полужидкую амальгаму, из которой путем отжима избытка ртути получают твердую часть амальгамы.
   В случаях, когда сырьем являются свинцовый  и медный концентраты, применяют  пирометаллургический метод. Производство серебра этим методом выгодно, потому что дорогостоящий является примесью к свинцу и меди и выделения  его, конечно, удешевляет производство, в значительной мере окупая затраты  по добыче менее дорогих металлов. Из меди примесь серебра в процессе электрохимической очистки. Аноды  из «сырой» меди погружают в электролитические  ванны и проводят электролиз. Медь растворяется на аноде и оседает  на тонком катоде, а серебро оседает  на дно ванны, образуя так называемый «штамп», из которого его и выделяют.
   Сырой свинец для извлечения из него примеси  серебра обрабатывают цинком. Процесс  ведется при высокой температуре (450°С). Серебро лучше растворимо в расплавленном цинке, чем в  свинце, и потому переходит в верхний  цинковый слой. Расплав, таким образом, расслаивается, и, отделив цинковый слой, захвативший серебро, мы получаем возможность сконцентрировать ценный металл. Свинец отжимают, и остаток  перегоняют из графитовой реторты при 1250°С. Цинк улетучивается при этой температуре, и в остатке получается серебро, содержащее все-таки примеси свинца, мышьяка и других веществ. Обработка кислородом при 1000°С переводит стояние и в наклонном желобе стекает с поверхности серебра. Окончательный продукт требует еще дополнительной очистке электрохимическим методом, аналогично применяемой при получении меди.
   Ни  при одном из вышерассмотренных  способов получения драгоценных металлов не получают металл высокой чистоты. Поэтому для получения чистого серебра или золота полученные слитки отправляют на аффинажные (очистительные) заводы.
   Принцип аффинажа заключается в растворении  серебра на аноде и осаждении  его кристаллов на катоде. Осажденное серебро после фильтрации и промывки подвергается плавке. Аффинированное серебро выпускается в слитках  различной массы, в порошке, а  также в гранулах [8].
    Литье
   Наиболее  передовым и прогрессивным методом  плавления металла на сегодня  является индукционный нагрев металла  токами низкой частоты. В индукционных печах поверхность металла защищена от окисления инертным газом, они  позволяют изготовлять полосу любой  длины с максимально равномерными характеристиками (рисунок 2).

   Рисунок 2 – Процесс литья
    Вальцевание
   Производство  почти любого ювелирного изделия, если только оно не изготавливается методом  литья в специальную форму, начинается с обработки полуфабриката в  виде слитка. Отлитый пруток диаметром 8-10 миллиметров должен превратиться в тончайшую проволоку, сохраняя при этом превосходные механические характеристики.
   Целью вальцевания является сближение  кристаллических зерен, прежде всего  внутренних, и компенсация эффекта, возникающего при затвердевании  и охлаждении металла — это помогает облегчить последующую механическую обработку. Уменьшение сечения должно быть максимально возможным для конкретного сплава, в противном случае упрочнение материала ограничивается только поверхностным слоем.
   Для получения приемлемых результатов  вальцевания необходимо учесть множество  факторов — его начальную и  конечную толщину, качество, состояние  поверхности, диаметр валков, скорость работы и мощность станка. Другим важным фактором является геометрия слитка — при сильном сжатии широкого и короткого слитка может появиться ее нарушение. Сильное сжатие, кроме уменьшения времени необходимого для обработки, делает металл более однородным, компактным, плотным.
   Необходимо, чтобы тип используемого сплава соответствовал регулировке вальцев и во время вальцевания не было проскальзывания или повышенного сжатия прутка. Проволока, изготовленная на вальцах, должна иметь высокую точность, на ней должны отсутствовать заусеницы, она должна обладать хорошей пластичностью и иметь высокую ковкость (рисунок 3).

   Рисунок 3 – Вальцевание
    Обезжиривание
   При подготовке проволоки или цепочки  для отжига и полного удаления масла или эмульсии, оставшихся на поверхности после предыдущих операций, производится обезжиривание.
   Машина  имеет замкнутый контур циркуляции растворителя, который проходит через  фильтр, улавливающий частицы драгоценного металла. Грязный растворитель подается в дистиллятор, где очищается, а  затем в чистом виде поступает  в бак, где хранится до следующей промывки. Промывка производится как при помощи струй растворителя, подаваемых на цепи, так и при их полном погружении в горячий растворитель, сопровождаемой включением ультразвука, усиливающего его воздействие. После промывки производится споласкивание чистым растворителем, затем происходит обработка паром, который, конденсируясь на холодных цепях, стекает с них. Последней операцией является сушка цепей воздухом, который перемещается в машине при помощи вентилятора. Машина с замкнутым контуром в отличие от открытых ванн не создает экологических проблем, в том числе образования ядовитых газов, возникающих при контакте парообразного растворителя с открытым пламенем горелок или печей.
   Несмотря  на свою кажущуюся простоту, операция влияет на качество продукции. Проточная  вода любого происхождения, если только из крана не течет дистиллированная вода, содержит разнообразные элементы: железо, соли и т.д. Капельки воды, оставшиеся на поверхности металла, испаряясь, оставляют белый налет. Если налет  не удалить, он попадает вместе с полуфабрикатом под вальцы, впрессовываясь в металл, оставляя на поверхности пятна, которые очень трудно, а иногда невозможно удалить. Невооруженному глазу такие пятна могут быть даже незаметны, однако поверхность готового изделия будет очень далека от идеальной и потеряет характерный блеск (рисунок 4).

   Рисунок 4 – Обезжиривание
    Отжиг
   Отжиг – термический процесс, заключающийся  в управляемом нагреве и охлаждении с целью восстановления кристаллической  структуры металла, измененной предыдущими  операциями обработки.
   Отжиг состоит в нагреве металла  до определенной температуры, выдерживании металла при этой температуре  в течение определенного времени  и в последующем охлаждении. Термическая обработка имеет большое значение, потому что разрушает внутренние напряжения, вызванные механической обработкой, изменяет кристаллическую структуру, провоцируя рекристаллизацию и образование новых зерен.
   Отжиг должен выполняться в правильном режиме – при слишком большой  температуре и времени отжига может произойти повышенный отжиг или пережог. Из-за пережога немного уменьшается ковкость по отношению к достигнутой. Необходимо останавливаться на средних значениях, которые соответствуют значительной ковкости, высокой механической прочности и гладкости поверхности.
   Существуют  сплавы, в которых при падении  температуры появляются новые металлические  соединения, новые фазы, новые кристаллические  зерна, имеющие повышенную хрупкость. Медленное охлаждение способствует появлению новой кристаллической  структуры, отличной от стабильной. При их появлении из-за хрупкости становится невозможной любая механическая обработка (рисунок 5).

   Рисунок 5 – Отжиг
    Волочение проволоки
   Второй  этап уменьшения диаметра проволоки  — волочение. Проволока проходит через твердосплавные фильеры изменяя диаметр от 1-2 мм до требуемого (иногда 0,10 — 0,12 мм). Этот этап обработки должен прерываться для проведения промежуточного отжига (см. выше). Последний проход проволоки должен быть сделан через алмазные фильеры.
   Проволоку небольшого диаметра невозможно изготовить только при помощи вальцевания. Для  ее производства прибегают к волочению  через фильеры. Наиболее стойкими фильерами являются алмазные. Использование алмаза связано не только с его твердостью и прочностью, но и с его высокой теплопроводностью и низким коэффициентом трения. Благодаря этому, алмаз очень мало нагревается и металл не прилипает к нему во время обработки (рисунок 6).

   Рисунок 6 – Волочение
    Непрерывный отжиг проволоки
   В печи непрерывного действия, благодаря  безупречному контролю за температурой и скоростью, проволока подвергается одинаковому термическому циклу по всей длине. Таким образом гарантируется, с одной стороны, постоянный результат отжига, и с другой стороны, его высокое качество. Так как проволока отжигается на прямолинейном участке, она в дальнейшем может быть изогнута в любом направлении.
   Печь  контролирует натяжение проволоки  в камере отжига при помощи очень  чувствительной и точной механической системы, которая управляет моторизованным размотчиком и намотчиком, гарантируя, таким образом, постоянное натяжение  по всей длине проволоки независимо от диаметра бобины. Управление скоростью  отжига позволяет избежать даже незначительного  вытягивания проволоки и износа тяговых и размоточных роликов, которое после частичной размотки бобин может вызывать изменение  натяжения проволоки внутри камеры отжига (рисунок 7).

   Рисунок 7 – Непрерывный отжиг
    Цепевязание
   Спиралеобразователь и так называемая игла (стержень с овальным профилем) остались неизменными и приобрели механический привод от электрического мотора. Изготовленное и отрезанное звено перемещается, поворачивается и нанизывается на следующее при помощи захвата-пинцета (рисунок 8).
 

   Рисунок 8 – Цепевязание
   Нелегкой  задачей является изготовление простых  с виду однозвенных Панцирных  и Якорных цепей, еще большие  сложности доставляют многозвенные — двойные, тройные, и даже четверные. В отверстие одного звена необходимо вставить сразу несколько других, и в таком случае, на помощь точной механике приходит сжатый воздух, подаваемый из тонких трубочек туда, где происходит нанизывание. Воздух сдувает звено, заставляя его упасть в необходимое  место.
   Гамма цепевязальных станков очень  велика. Это и более 50 видов плетения на различных станках и неограниченное количество размеров. Диаметр проволоки  может изменяться от 2,5 мм до 0,10 мм. Конечно, нельзя использовать один и тот же станок для столь разных диаметров, однако после замены оснастки можно изготавливать цепочки из проволоки близких размеров и от 1 до 8 видов плетения (рисунок 9).
Панцирная одинарная
Панцирная редкая
Панцирная
двойная
Панцирная
тройная
Якорная
 одинарная
Якорная
 двойная
Якорная
 тройная
Якорная с перекладиной
Пинцет
Восьмерка параллельная
Венецианская
Бостон
Супружеская или Близнецы
Ящерка
Русская
Кордовая
Византийская
Фигаро
Краб
Бисмарк
Попкорн
Мышиный Хвост
Сердечко
Глаз  Куропатки
Колос
Ромбо двойная
Бабушкино Плетение
Восьмерка
Шариковая Фигаро
Шариковая
Чулок
Фальшивая Змейка
   Рисунок 9 – Виды некоторых ювелирных цепей
    Обезжиривание
   Перед обработкой в порошке цепочка  должна быть тщательно обезжирена и  промыта, чтобы на ней не осталось следов масла или других посторонних  частиц, которые, прилипнув, могут воспрепятствовать  или затруднить пайку. Этот дефект может  выявиться как сразу после  пайки, так и на последних стадиях  изготовления цепей или, что еще  хуже, после покупки (рисунок 10).

   Рисунок 10 – Обезжиривание
    Обработка в порошке
   Чтобы спаять стык звена, его необходимо нагреть  почти до температуры плавления. Такую возможность дает горящий  фосфор, который входит в состав порошка для пайки. К пайке  цепочка готовится в галтовочном автомате. В одном барабане порошок проникает в стык звена, в другом снимается тальком излишек порошка с поверхности (рисунок 11).

Рисунок 11 – Обработка в порошке
    Пайка цепи
   Многие  виды цепей после их изготовления на цепевязальном автомате требуют  пайки. Пайка может быть произведена  открытым пламенем, однако этот способ крайне непродуктивен, к тому же с  поверхности цепочки в дальнейшем необходимо снимать окисел. Другой метод основан на нагреве цепочки  в проходной печи с защитной атмосферой.
Когда цепочка попадает в камеру нагрева  печи пайки, фосфор загорается, увеличивая температуру стыка звена и  производя (благодаря присутствию  разокислителей и металлов) пайку самого звена. Для создания разокисляющей атмосферы в печь подается смесь водорода и азота, образованная, например, в результате реакции диссоциации аммиака. Попадая в камеру, цепь нагревается и горящий фосфор плавит фугу. Цепь постепенно охлаждается в выходной камере (рисунок 12).

   Рисунок 12 – Пайка цепи
    Промывка
   Промывка  является важной операцией на всех стадиях процесса производства цепей. Грязь, оставшаяся на поверхности проволоки, например, при проведении вальцевания, вдавливается в металл, нарушает его  структуру, способствует образованию  микротрещин и в конечном итоге  вызывает необратимые изменения  поверхности, которые невозможно восстановить никакой финишной обработкой. Надежный способ получения максимального  эффекта от промывки — промывка в ультразвуковой ванне. Ультрозвук хорошее моющее средство для удаления пасты, небольших масляных загрязнений и многих других материалов, используемых в ювелирной промышленности (рисунок 13).

   Рисунок 13 – Промывка
    Сушка
   Любая промывка должна сопровождаться сушкой. Лучше если это будет центрифуга, в которую подается горячий воздух, но можно ограничиться одним горячим  воздухом, который продувается через  моток с цепочкой (рисунок 14).

   Рисунок 14 – Сушка
    Уплотнение цепей
   Ширина  сколоченной цепочки зависит  от размеров исходной. Как видно  на картинке цепочка в станке уплотняется  и, расширяясь, изменяет свои геометрические размеры (рисунок 15).

   Рисунок 15 – Уплотнение цепи
    Сколотка цепей
   Из  исходной базовой модели при помощи сколотки можно получить десятки типов цепей с различными рисунками. Сколотка производится при помощи специального пресса.
   Точность  изготовления профиля оснастки, качество шлифовки во многих случаях определяют качество сколотки. Как уже отмечалось, при оценке качества сколотки очень большую роль играет постоянство и неизменность размеров – ширины, толщины цепи. Только при выполнении этих требований можно изготовить цепи с идентичным рисунком, не отличающиеся друг от друга, то есть стандартные. По этой же причине необходимо тщательно следить за износом наиболее важных частей штампов – вкладышей, ножей и вовремя заменять их (рисунок 16).

   Рисунок 16 – Сколотка цепи
    Размягчение цепи
   Не  удивительно, что после сколотки с усилием 20-30 тонн цепочка становится очень жесткой и плотной. В прошлом, когда для придания цепочкам определенной формы использовался обычный молоток и наковальня, цепочки размягчались вручную при помощи специальных роликов. В современном цепевязальном производстве эта работа, конечно, передана станку. Цепочка выходит из него мягкой и эластичной (рисунок 17).

   Рисунок 17 – Размягчение цепи
    Огранка
    Выделяют  следующие виды огранки:
      алмазная огранка
   Цепь  разматывается с катушки, захватывается  и удерживается держателем в виде диска и проходит под вертикальной головкой, на которой установлен рабочий  алмазный инструмент. Головка закреплена на электрошпинделе, вращающемся с высокой скоростью – до 20.000-35.000 об/мин. Цепь может захватываться под различными углами, в зависимости от установленных зажимов, и обрабатываться инструментом по плоскости или под углом, эта операция облегчается возможностью поворота зажимов. Если на станке установлен второй узел, появляется возможность одновременной обработки двух поверхностей, уменьшая количество проходов цепи через станок.
   При помощи второй горизонтальной головки  на цепь наносятся рисунки в виде звездочек, волнистых линий, крестов, треугольников, двойных линий, квадратов  и т.д. Одновременно появляется возможность обработки выпуклых или вогнутых поверхностей (рисунок 18).

   Рисунок 18 – Алмазная огранка
      токарная огранка
   Обычно  на токарном станке производится обработка  двух широких сторон цепи. Обработка  кромок и фасок может быть выполнена  на специальном барабане, имеющем  наклонные или вертикальные канавки, что, на практике, делается очень редко  и только в случае необходимости  обработки очень большого количества цепей. На крупных производствах  можно увидеть несколько работающих токарных станков.
   Тонкие  цепочки, на которых трудно заметить большую "волнистость" поверхности  после алмазной обработки, а так  же кромки и фаски крупных цепочек  обрабатываются так называемым "сухим" способом (рисунок 19).
   

   Рисунок 19 – Токарная огранка
    Полировка цепи
   Цепь  с подающей катушки попадает под  полировальный диск, покрытый абразивной пастой. Прижим диска и количество подаваемой пасты регулируются, обеспечивая таким образом оптимальную толщину снятого металла.
   Паста, содержащая после обработки драгоценный  металл, должна быть сожжена и отправлена на аффинажное предприятие.
   Цель  этой операции — скруглить кромку, образующуюся, например, после сколотки, или алмазной обработки и увеличить светоотражающие качества поверхности.
   При последующей обработке следует  проявлять особенную осторожность с отполированными цепями и не портить ее зеркальную поверхность.
   После очистки цепи должны быть промыты  с применением ультразвука и высушены (рисунок 20).

   Рисунок 20 – Полировка цепи
    Оконцовка цепи
   Одна  из наиболее трудоемких операций —  изготовление и пайка "лепестков", элементов, к которым крепятся замки может быть значительно облегчена станками, которые вырубают из полосы лепестки, сгибают их и припаивают к цепочке, избавляя производителя от ручного труда. Лепесток может быть не только спаян с цепочкой при помощи припоя, но и сварен с ней на электрической установке для сварки.
   Второй  операцией, относящейся к "оконцовке" цепи является изготовление колечек, на которых ставится именник и проба. Колечко должно быть овальным и делается из проволоки диаметром 0,8 мм (рисунок 21).

   Рисунок 21 – Оконцовка цепи
    Голтовка цепи
   Простая и необходимая обработка в  циркулярном бурате сделать цепочку  еще более мягкой, придать ей окончательный  блеск (рисунок 22) [7].
   

   Рисунок 22 – Голтовка цепи
    Пробирование и клеймение
   Все выпускаемые российскими предприятиями  ювелирные изделия должны проходить  пробирное клеймение в инспекции  пробирного надзора. Перед клеймением каждое изделие или часть из представленных изделий одной партии пробируют, то есть определяют процент содержания драгоценного металла. После получения  положительного результата на изделия  ставят пробирное клеймо. Опробование  изделий так же проводится инспекцией пробирного надзора при проверках ювелирных магазинов, ювелирных мастерских, ломбардов и т.д.
   Когда требуется более точное определение  пробы, ювелирные изделия подвергают химическому анализу, который основан  на определении в навеске сплава содержания чистого металла методом  количественного химического анализа. По массе чистого металла определяют количество драгоценного металла в  сплаве, то есть его пробу. При использовании  этого метода целостность изделия  нарушается, кроме того, этот метод  требует значительных временных  затрат и специального оборудования.
   Государственное пробирное клеймо – это знак, который чеканится на изделиях или  накладывается немеханическим способом (электроискровым или с помощью  лазера).
   Каждый  вид сплава имеет свою форму клейма: в виде лопаточки – для золота, бочонка – для серебра, многогранника  – для платины,  усеченного конуса с полукруглым основанием – для  палладия.
   Российский  знак удостоверения свидетельствует, что данное изделие проходило  пробирование и клеймение в территориальной  инспекции пробирного надзора при  Российской государственной пробирной  палате. Знак удостоверения представляет собой женскую голову в кокошнике, повернутую направо, установлен с 1994 года.
   Кроме основного пробирного клейма на изделиях, изготовленных на территории  РФ, ставится клеймо изготовителя (или  именник), который в России применяют с 1937 года. Именник – это оттиск клейма изготовителя, проставляемый на всех российских изделиях и содержащий индивидуальные знаки изготовителя, удостоверяющие год изготовления изделия и территориальную инспекцию пробирного надзора, на территории которой зарегистрирован изготовитель [6].
   1.4.Системы  оценки качества  ювелирных изделий
   Отбор проб. Для изделий из драгоценных металлов и ограненных драгоценных камней предусмотрена экспертиза каждого изделия. Все остальные ювелирные изделия подвергаются выборочному контролю, выборке подлежат 10% изделий от партии, но не менее 10 изделий.
   Приемка, оформление и хранение ценностей осуществляются в соответствии с постановление Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности», и приказу Минфина России от 29.08.2001 N 68н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении».
   Идентификация (диагностика) ювелирных  изделий состоит в определении химического состава и пробы драгоценного металла и отнесению ювелирной вставки к тому или иному классу (т. е. к драгоценным, полудрагоценным, поделочным камням, к синтетическому аналогу или к имитации).
   Существуют  несколько способов идентификации пробы драгоценных металлов:
   - оперативный анализ с использованием  специальных детекторов;
   - опробование на пробирном камне;
   - количественный химический анализ.
   Товароведная  экспертиза ювелирных  изделий состоит в определении количественных и качественных показателей.
   Для определения количественных характеристик  необходимо взвешивание. Единицей массы при взвешивании драгоценных металлов служит грамм. Взвешивание проводится на электронных весах с точностью до 0,01 г. В международной торговле при определении массы драгоценных металлов может быть использована тройская (аптекарская) унция, равная 31,103477 г.
   При экспертизе качества драгоценных металлов обычно определяются те же показатели, что и при идентификации, т. е. химический состав сплава и его проба.
   Искусствоведческая  экспертиза проводится специалистами в данной области с применением метода экспертных оценок. На основе данных товароведной и искусствоведческой экспертизы и существующих цен на драгоценные металлы и ювелирные камни осуществляется стоимостная экспертиза.
   При оценке качества ювелирных изделий различают такие понятия, как оценка уровня качества и контроль качества.
   Оценка  уровня качества - широкое понятие, включающее в себя выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества для оцениваемого изделия, определение численного значения этих показателей и сопоставление их с базовыми показателями. Оценку уровня качества обычно проводят на торговых предприятиях - при выборе наиболее перспективных изделий для реализации, анализа конкурентоспособности изделия; на промышленных предприятиях - при решении вопроса о целесообразности постановки изделия на производство и т. д.
   Контроль  качества - более узкое понятие. Он представляет собой проверку соответствия показателей качества конкретного изделия требованиям, установленным стандартами и другими нормативными документами: Цель контроля качества - чаще всего отбраковка дефектных изделий.
   Контроль  качества может проводиться на разных стадиях производства и обращения товара, поскольку при нарушении технологических процессов в изделиях могут возникать дефекты, которые снижают качество или приводят товар в негодность [6].
   Изделия подвергаются приёмочному контролю на предприятии-изготовителе и входному контролю у заказчика.
   Программа контроля изделий согласно ОСТ 117-3-002-95 «Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия»:
    Внешний вид изделия
   Поверхности изделий:
    шлифованные и кварцованные - равномерно шлифованными и кварцованными;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.