На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


тест Профстресс

Информация:

Тип работы: тест. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Билет №1 Подходы к определению стресса. 

Проблема  стресса, по существу, очень стара, однако научное осознание ее произошло  лишь в последние десятилетия.
Стресс, по выражению Ю. Г. Чиркова (1988) с трудом укладывается в узкие рамки определений, мерок. Сила его – в широте охвата жизненных проявлений, слабость – в неопределенности, расплывчатости его границ. Проблемы стресса (эмоционального, психического, спортивного, производственного, космического, военного и др.) рассматриваются с позиций биохимического физиологического ,психофизиологического и психологичкеского .клинического аспекта его проявлений.
Несмотря  на наличие накопленного поистине огромного  систематизированного биохимического, физиологического, психофизиологического, клинического и экспериментального материала по проблеме стресса, не которые  ее аспекты разработаны еще недостаточно, а другие только намечены для решения. 

Основоположником  учения о стрессе, как известно, является канадский ученый Ганс Селье. 4 июля 1936г. Основное внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов.
Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс
Популяризация понятия «стресс» в биологии и  медицине и прямое перенесение его  физиологического значения в психологию привели к смешению психофизиологического  и физиологического подходов к его  изучению.
Первым  попытался разграничить физиологическое  и психологическое понимание  стресса Р. Лазарус. Он, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную. В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического стресса и стресса психического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Что же касается терминов «психический стресс» и «эмоциональный стресс», то они часто используются как равнозначные, поскольку почти все ученые признают, что основной причиной психического (психологического) стресса является эмоциональное возбуждение. 

В. Л. Марищуком (1984, 1995) и др. высказано мнение, что наименования стресса (эмоциональный, боевой, учебный, авиационный, спортивный и др.) определяется содержанием стресс-фактора. Эмоциогенное воздействие вызывает эмоциональный стресс, спортивные нагрузки – спортивный стресс, факторы полета могут вызвать авиационный стресс и т. д. Но стрессом, по утверждению В. Л. Марищука, можно называть лишь такое состояние, которое характеризуется значимым выбросом стероидных гормонов (не менее чем на величину вероятного отклонения от исходных показателей). При этом любой стресс является физиологическим, т. к. сопровождается различными физиологическими реакциями и всегда эмоциональным, поскольку сопровождается соответствующими эмоциональными переживаниями. Он также всегда связан с разными нейрорефлекторными механизмами и различными эндокринными реакциями. 

Согласно  Леви, эмоциональный стресс можно  рассматривать как участок своеобразного  континуума эмоциональных состояний, в котором сдвиги физиологического гомеостаза являются самыми низкими  в условиях полного безразличия. Приятные и неприятные эмоциональные  состояния сопровождаются изменениями  в уровнях физиологического гомеостаза. В исследованиях вопросов эмоционального стресса сначала Леви, а затем Г. Селье все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, обозначают как дистресс, а связанные с положительными эмоциональными реакциями – как эустресс.
Таким образом, следуя концепции Г. Селье и других вышеупомянутых авторов, стрессовым можно считать практически любое состояние человека, на которого воздействуют любые факторы внешней и внутренней сред, вызывающие ответную реакцию организма. Более того, понятие «стресс», по выражению В. Гошека (1983), относится к широким понятиям, имеющим «все включающий и все объясняющий характер», поэтому использовать его необходимо рационально. На наш взгляд, сданной трактовкой понятия «стресс» так же трудно согласиться, как и с такой, которая ограничивает это понятие рамками патологии. Мы в большей степени придерживаемся традиционного понимания стресса как общей защитной реакции на негативные стимулы и воздействия, включая депривацию жизненно важных функций. 

2  понятие  стрессор.  Стрессовая реактивность. 

      Перед тем как исследовать различные  тревожные расстройства, нам нужно  подробнее рассмотреть те ситуации, которые обычно заставляют нас чувствовать  себя под угрозой, и те изменения, которые происходят с нами в ответ  на них. Фактически, мы чувствуем некую  опасность — состояние стресса, — когда сталкиваемся с обстоятельствами или перспективами, требующими от нас  каких-либо изменений.
      Состояние стресса имеет два компонента: стрессор, событие, которое вызвало  необходимость в изменениях, и  стрессовый ответ, индивидуальные реакции  человека на него. Стрессоры в жизни  могут принимать форму повседневных затруднений, таких как движение транспорта в час пик или неожиданное появление подозрительной компании; важнейших жизненных событий, как получение диплома или свадьба; длительных проблем, таких как бедность, слабое здоровье или проживание в тесноте; или травмирующих событий, как несчастный случай, вооруженное нападение, стихийное бедствие, военные действия. Наш ответ на подобные стрессоры зависит от того, как мы оцениваем событие и свою способность эффективно на него отреагировать .Стрессор — событие, которое вызывает ощущение угрозы, сталкивая человека с необходимостью или вероятностью каких-либо изменений. 

      Стрессовый  ответ — индивидуальная реакция  человека на стресс.
      Люди, которые чувствуют, что у них  есть способность и возможность  адаптироваться, скорее справятся с  влиянием стрессоров. Они в состоянии  дать эффективный ответ и избежать негативных эмоциональных, поведенческих  и когнитивных реакций .
      <Индивидуальная  природа стресса. Даже такие  незначительные события, как игра  в крокет, могут являться источниками  стресса, если они оцениваются  как имеющие большое значение, как угрожающие или находящиеся  за пределами способностей.>
      Когда мы оцениваем стрессор как угрожающий нам, ключевой реакцией становится страх. На самом деле страх является целым  комплексом ответов — физических, эмоциональных и когнитивных. На физическом уровне мы потеем, дыхание  учащается, мышцы напрягаются и сердце бьется быстрее. Мы можем побледнеть и покрыться мурашками, задрожат губы, появится тошнота. Если ситуация крайне опасная, мы можем испытывать такие эмоции, как омерзение, ужас, и даже впасть в панику. К тому же страх мешает сосредоточиться и влияет на наше восприятие мира. Мы можем преувеличить опасность, которая в действительности угрожает нам, или неверно вспомнить произошедшее, когда угроза минует. 
 

3 виды стресса, основные черты психологического стресса. 

   Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения  неспецифической генерализованной реакции организма – «общего адаптационного синдрома» (Г. Селье, 1936) в ответ на любое неблагоприятное воздействие.(Изменения происходящие на физиологическом уровне). Позднее понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
   Для понимания природы этих состояний  особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его  экстремальных факторов, или стрессоров. Перечень стрессоров весьма разнообразен: от простых физико-химических стимулов (температура, шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др.) до сложных  психологических и социально-психологических  факторов (риск, опасность, дефицит  времени, новизна и неожиданность  ситуации, повышенная значимость деятельности и др.). В зависимости от вида стрессора  и механизма его воздействия выделяют различные типы стресса. Наиболее общая классификация предложена Р. Лазарусом, выделившим физиологический и психологический стрессы.
   Физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствующие этому типу состояния характеризуются главным образом выраженными физиологическими сдвигами (признаками вегетативной и нейрогуморальной активации) и сопутствующими им субъективными ощущениями физического дискомфорта. Для практических исследований трудовой деятельности, особенно осуществляемой в затрудненных или необычных условиях среды обитания, большое значение имеют знания о конкретных формах проявления частных видов физиологического стресса – шумового, температурного, вибрационного и др.
   Психический стресс условно делят не два вида : информационный и эмоциональный . Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок , когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации инее успевает принимать правильные решения в требуемом темпе особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений..Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т.д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализированный. При эмоциональном стрессе  отмечаются определенные изменения в психической сфере\\. В том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги , трансформация мотивационной структуры деятельности , нарушения двигательного и речевого поведения .
   Однако  следует подчеркнуть что подобное деление психического стресса на информационный и эмоциональный весьма условно. Данная классификация исходит из основных характеристик факторов, вызывающих стресс. На практике очень редко удается разделить информационный и эмоциональные стрессоры и определить ,какие их стрессоров являются ведущим. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы , поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации . Очень часто в результате ошибочной оценки ситуации у человека возникает чувство обиды или гнева.  В сваю очередь, так называемый информационный стресс всегда сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Однако возникающие при этом чувства могут встречаться и в других ситуациях , не связанных с переработкой информации.
   Психический стресс можно охарактеризовать как  состояние организма, возникающее  в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением  в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.
   Психологический стресс характеризуется включением сложной иерархии психических процессов, опосредующих влияние стрессора или стрессогенной ситуации на организм человека. Физиологические проявления при этом сходны с описанными выше, тогда как спектр психологических и поведенческих проявлений значительно разнообразнее. Наиболее типичными из них являются изменения в протекании различных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), в эмоциональных реакциях, изменении мотивационной структуры деятельности, нарушениях двигательного и речевого поведения вплоть до его полной дезорганизации. Психологический стресс, как правило, отрицательно влияет на деятельность. При этом выделяются разные по качеству (например, импульсивная, тормозная, генерализованная) и (или) степени выраженности (например, реакции тревоги разной степени) виды ответной реакции. 
 
 

4 модель  стресса. 
Под стрессом понимают неспецифический ответ  организма на предъявляемые ему  внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено Гансом Селье.
Можно сказать, что предложенная им концепция  была революционной для науки  середины ХХ века. В то время среди  биологов, врачей господствовало мнение, что реакция живого организма  на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия  реакций на разнообразные воздействия  внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал: "Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, знающий, что минутное ослабление внимания - это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно погибает от рака, - все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых - справиться с возросшими требованиями к человеческой машине" [11; с.105.].
До появления  работ этого автора считалось, что  реакция организма на холод и  тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же "антистессорные" гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.
Феномен неспецифической реакции организма  в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным  синдромом, или стрессом.
Этот  неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических  изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:
Стадию  тревоги;
Стадию  резистенсности (адаптации);
Стадию  истощения.
На первой стадии организм сталкивается с неким  возмущающим фактором среды и  старается приспособиться к нему.
На второй стадии происходит адаптация к новым  условиям.
Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего, процесс  принимает патологический характер и может завершиться болезнью и даже смертью индивида.
Согласно  теории Г. Селье, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны - глюкокортикоиды, которые и выполняют адаптивную функцию. Как отмечает Ю.В. Щербатых, Селье не отрицал роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался и соответственно нервной системе в его концепции отведено незначительное место. [14; с.13].
В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезные - эустресс и вредоносный - дистресс [11; с.64]. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.
Так, по мнению В.В. Суворовой, стресс - это "функциональное состояние организма, возникающее  в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические  функции, нервные процессы или деятельность периферических органов" [12; 112].
Близким по смыслу является и определение  П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как "общую адаптацию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза" []
В учебной  литературе, стресс определяется как "напряжение, которое возникает при проявлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации" [7; 456].
Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он "тонизирует" работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того, чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий. К таким условиям относятся:
положительный эмоциональный фон;
опыт  решения подобных проблем в прошлом  и позитивный прогноз на будущее;
одобрение действий индивидуума со стороны  социальной среды;
наличие достаточных ресурсов для преодоления  стресса [14; с.14].
В то же время при отсутствии этих условий  или же при значительной силе негативного  воздействия на организм первичный  стресс переходит в его поврежденную форму - дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера:
недостаток  нужной информации;
негативный  прогноз ситуации;
чувство беспомощности перед возникшей  проблемой;
чрезмерная  сила стресса, превышающая адапционные возможности организма;
большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адапционного ресурса.
Г. Селье писал: "Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни [11; 109]. Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время осуществления профессиональной деятельности соответствуют классическому описанию дистресса. В наши дни из-за быстро меняющихся социально-экономических и политических ситуаций, увеличения нервно-психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, роста конкурентности проблемы управления производственными стрессами становятся все более актуальными. 

5 история  изучения стресса и стрессовых  состояний. 

Основоположником  учения о стрессе, как известно, является канадский ученый Ганс Селье. 4 июля 1936г. в английском журнале <…> было опубликовано его письмо в редакцию «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», в котором приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов. Это сообщение положило начало учению о стрессе, хотя в отдельных, более ранних, научных трудах упоминание о проблеме стресса, с психологической точки зрения, находим в работах В. Вундта (1880), У. Джемса (1905). Сам же термин «стресс» (напряжение) впервые упоминается в 1303 г. в стихотворении поэта Роберта Маннинга «Handlying Synne»: «И эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе». Г. Селье (1982) считает, что слово «стресс» пришло в английский из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «ди-стресс». Первый слог, полагает Селье, постепенно исчез из-за «смазывания» или «проглатывания». Однако, как пишет Ю. Г. Чирков (1988), кое-кто полагает, что слово «стресс» имеет более давнюю историю и происходит вовсе не от английского, а от латинского слова stringere – затягивать. Физиологические аспекты стресса впервые были освещены У. Кенноном – основоположником гомеостаза. Кеннон еще в 1914 г. предвосхитил взгляды Селье на проблему психофизиологической стрессовой реакции, описав один из специфических аспектов стрессовой реакции – нейроэндокринный процесс. Он исследовал феномен, который назвал реакцией «битвы-бегства». Центральным органом, участвующим в этой реакции, является мозговой слой надпочечников. Реакция «битвы-бегства» рассматривается им как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к действию в ответ на воспринимаемую угрозу. Этот механизм дает возможность индивиду либо бороться с угрозой, либо бежать от нее. Еще в 1934 г. Д. Н. Насонов в своих исследованиях показал, что содержимое живой клетки (протоплазма) поразительно однотипно реагирует на любые изменения окружающей среды. Этот стереотип <…> клетки был назван Насоновым «паранекрозом». Так фактически был открыт стресс, но не на организменном (Селье Г.), а на клеточном уровне.
В дальнейшем учение о стрессе получило достаточно широкую известность, а исследования стали проводиться систематически. Г. Селье и его сотрудники опубликовали по проблеме стресса около двух тысяч работ. 

Сведя механизмы неспецифического приспособления к изменениям уровней адаптационных  гормонов в крови, хотя они имеют  более сложную природу, Селье не сумел избежать некоторых заблуждений. Так, наиболее существенным недостатком данного факта является отрицание ведущей роли центральной нервной системы (ЦНС) в генезе стресса. Устранить этот недостаток помогли советские ученые. Они, развивая учение о стрессе, научно обосновали и признали, что ведущая роль в генезе стресса принадлежит не только гормональным, но и многим другим физиологическим реакциям организма, в частности ЦНС. Так, учитывая ведущую роль ЦНС в формировании общего адаптационного синдрома, К. И. Погодаев (1976) определяет стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма, на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции,
Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс. Популяризация понятия «стресс» в биологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения в психологию привели к смешению психофизиологического и физиологического подходов к его изучению. 
 

6  теория  Ганса Селье и способы ее приложения. 

Основоположником  учения о стрессе, как известно, является канадский ученый Ганс Селье. 4 июля 1936г. в английском журнале <…> было опубликовано его письмо в редакцию «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», в котором приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов. Это сообщение положило начало учению о стрессе.
В дальнейшем учение о стрессе получило достаточно широкую известность, а исследования стали проводиться систематически. Г. Селье и его сотрудники опубликовали по проблеме стресса около двух тысяч работ. При этом понятие «стресс» трактуется Г. Селье различно. Если в первых работах под стрессом понимается совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающихся перестройкой защитных систем организма, то в более поздних грудах под стрессом понимается неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, т. е. происходит своего рода упрощение понятия «стресс». 

Основное  внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. В функциональном и морфологическом отношении стресс выражается общим адаптационным синдромом, имеющим определенные и хорошо известные стадии: 

1.      реакция тревоги, во время которой  сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются  защитные механизмы;
2.      стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям;
3.      стадия истощения, в которой  выявляется несостоятельность защитных  механизмов и нарастает нарушение  согласованности жизненных функций. 

Дальнейшие  исследования биохимических и физиологических  аспектов проблемы стресса, Г. Селье постепенно подошел к изучению еще одной стороны стресса – психологической. Этому во многом способствовали работы ученых, обобщавших опыт второй мировой войны. Наряду с термином «стресс», в руководствах, монографиях и статьях все чаще стали применяться такие понятия, как психологический или эмоциональный стресс. Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс.
. В исследованиях  вопросов эмоционального стресса  сначала Леви, а затем Г. Селье все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, обозначают как дистресс, а связанные с положительными эмоциональными реакциями – как эустресс.
Таким образом, следуя концепции Г. Селье и других вышеупомянутых авторов, стрессовым можно считать практически любое состояние человека, на которого воздействуют любые факторы внешней и внутренней сред, вызывающие ответную реакцию организма. 

Мы полностью  разделяем точку зрения Г. Селье, в которой он различает конструктивный и деструктивный стрессы, указывая, что не всякий стресс является вредным. Он считает, что стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой, улучшающей субъективное «качество жизни» - эустресс, и ослабляющей – чрезмерный стресс – дистрессом. Вместе с тем надо учитывать, что положительные или обычные стимулы, ведущие к эустрессу, встречаются гораздо реже отрицательных и практически их значение в плане клинических и тем более патологических состояний сведено почти к минимуму. 
 
 

7  Психическая  адаптация и тревожность. 

      Люди, которые чувствуют, что у них  есть способность и возможность  адаптироваться, скорее справятся с  влиянием стрессоров. Они в состоянии  дать эффективный ответ и избежать негативных эмоциональных, поведенческих  и когнитивных реакций .
      Когда мы оцениваем стрессор как угрожающий нам, ключевой реакцией становится страх. На самом деле страх является целым  комплексом ответов — физических, эмоциональных и когнитивных. На физическом уровне мы потеем, дыхание  учащается, мышцы напрягаются и сердце бьется быстрее. Мы можем побледнеть и покрыться мурашками, задрожат губы, появится тошнота. Если ситуация крайне опасная, мы можем испытывать такие эмоции, как омерзение, ужас, и даже впасть в панику. К тому же страх мешает сосредоточиться и влияет на наше восприятие мира. Мы можем преувеличить опасность, которая в действительности угрожает нам, или неверно вспомнить произошедшее, когда угроза минует. 

      Все мы по-своему переживаем страх и  тревогу. Некоторые люди всегда находятся  в расслабленном состоянии, в  то время как другие постоянно  напряжены, даже когда никакой видимой  угрозы нет. Индивидуальный уровень  тревоги иногда называют уровнем  тревожности, поскольку он является особенностью, которую каждый из нас  привносит в события своей  жизни. Психологи обнаружили, что  индивидуальные различия уровня тревожности  иногда становятся заметны уже вскоре после рождения.
      Уровень тревожности — основной уровень  тревоги, который привносится человеком  в различные события его жизни.
      <Индивидуальное  переживание тревоги. Хотя большинство  людей боятся даже самой мысли  о восхождении на гору, некоторых  этот опыт стимулирует, а иных  даже успокаивает. Такие индивидуальные  реакции представляют разницы  уровня тревожности.>
      У разных людей оценка степени угрозы ситуации может существенно различаться. Прогулка по лесу кого-то может страшить, а кому-то позволяет расслабиться. Полет в самолете может у некоторых  вызвать ужас, а у других —  скуку. Такие вариации определяются различиями ситуационной, или средовой, тревожности. Эти индивидуальные проявления тревоги, тем не менее, в большинстве  случаев резко отличаются от волн ужаса и напряжения, испытываемых страдающими тревожными расстройствами.
      Ситуационная  тревожность — различные уровни тревоги, вызываемые у людей разными  ситуациями. Синоним — средовая тревожность.
Реакция некоторых людей на значительные стрессоры в своей жизни выражается в длительной и очень сильной  тревожности, подавленности или  в антисоциальном поведении. Эти симптомы недостаточны для констатации расстройства тревоги или настроения, но они вызывают серьезные страдания или служат препятствием в работе человека, в учебе или общественной жизни. 
 

   Физиологические и психофизиологические исследования длительного стресса позволили  выделить в первой стадии стресса  три периода адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям. Первый период представляет собой активизацию адаптационных форм реагирования за счет мобилизации в основном «поверхностных» резервов. Этот период во многом идентичен реакции организма на кратковременное воздействие. Его продолжительность при максимальной субъективно переносимой экстремальности стрессора исчисляется минутами, часами. Первый период стресса у большинства людей отличается стеническими эмоциями и повышением работоспособности.
   Если  мобилизованная «по тревоге» адаптационная  защитная активность не прекращает стрессогенности воздействия, начинают действовать имеющиеся в организме «программы» перестройки существующей в неэкстремальных условиях «функциональной системности» и становления ее новой формы, адекватной экстремальному требованию среды. Эта перестройка рассматривается как второй период на первой стадии развития стресса. Для этого периода часто характерно болезненное состояние человека со снижением работоспособности, однако высокая мотивация в этом периоде стресса может поддерживать достаточно высокую работоспособность человека, несмотря на выраженную клиническую симптоматику. Более того, психологические факторы (мотивация, установка и т.п.) могут за счет временной «сверхмобилизации» резервов, в частности гипофиз-адреналовой системы, купировать неблагоприятные проявления данного периода. «Сверхмобилизация» может быть реализована безболезненно у здоровых, непереутомленных людей. При переутомлении, болезнях (в том числе компенсированных или неявно протекающих), а также в немолодом возрасте «сверхмобилизация» при стрессе за счет психологических побуждений может обострить имеющееся скрытое заболевание, а также вызвать другие болезни стресса (сосудистые, воспалительные и психические). 

   По  степени активности противодействия  стрессу выделяют три группы основных адаптивных психологических механизмов (В.А. Ташлыков). Первая группа близка к так называемым копинг-механизмам, т.е. попыткам самостоятельно справиться с ситуациями, представляющими психологическую угрозу для личности. Компенсаторные психологические приемы гиперкомпенсации, замещения, «бегства в работу» можно рассматривать как самостоятельные попытки справиться с трудностями путем переключения на другие задачи.
   Вторая  группа объединяет психологические  защитные механизмы по типу вытеснения, отрицания, проекции, характеризующиеся  автоматизированностью. Механизмы вытеснения приводят к тому, что подавленные, аффективно сильно заряженные переживания могут вызвать дезорганизацию вегетосоматических процессов, появление психосоматических расстройств. Механизм интеллектуализации основан на изоляции аффективного компонента переживания от его интеллектуального содержания и обычно наблюдается у лиц, предпочитающих прежде всего логический подход ко всему, что происходит с ними, и опасающихся неконтролируемых, по их мнению, влияний эмоциональных реакций.
   Третью  группу составляют такие защитные механизмы, как рационализация, «бегство в болезнь», фантазирование, отражающие пассивный  характер попыток справиться с психологическим  стрессом при неопределенной позиции  относительно неприемлемых для «Я»  мыслей, чувств, мотивов. Рационализация заключается в оправдании собственной  несостоятельности в работе. «Бегство в болезнь» – это один из самых  неконструктивных способов приспособления, влекущих за собой усугубление беспомощности, избегание ответственности, утрату самостоятельности. Механизм фантазирования уводит человека от реальности в мир  грез. 

8  Тревожный  ряд по Ф. Б. Березину.
   Особое  значение в активизации адаптационного процесса в труде занимает тревога. Тревога рассматривается как ощущение неопределенной угрозы (характер или время возникновения которой не поддаются предсказанию), как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенное беспокойство. Тревога может служить сигналом нарушения психической адаптации субъекта труда. Функции тревоги в общем адаптационном процессе различны и даже в некоторых случаях антагонистичны. С одной стороны, тревога может активизировать личность, с другой стороны, она может оказывать и деструктивное влияние, изменять поведение человека, делая его менее адаптивным. Определяющая роль при этом отводится именно личностным факторам.
   Анализируя  различные варианты тревоги, Ф.Б. Березин  описал развитие этого состояния (так  называемый тревожный ряд), когда  в порядке нарастающей тяжести  человек проходит следующие ступени: 1) ощущение внутренней напряженности; 2) гиперстезические реакции; 3) собственно тревога; 4) страх; 5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы; 6) тревожно боязливое возбуждение. 

    Ощущение  внутренней напряженности. Это элемент  тревож-ного ряда, отражающий наименьшую интенсивность тревоги. Создавая напряженность, настороженность, а при достаточной выраженности — и тягостный душевный дискомфорт, это ощущение не имеет в то же время оттенка угрозы, а служит сигналом вероятного приближения более тяжелых тревожных явлений.
 
    Гиперестезические реакции. При нарастании тревоги они сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему. При проявлении гиперестезических реакций ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, привлекают внимание, а при большой их выраженности придают таким стимулам отрицательную эмоциональную окраску, что может лежать в основе недифференцированного реагирования, описываемого, в частности, как раздражительность. основную отличительную черту гиперестезической реакции представляет собой нарушение дифференцировки значимых и незначимых стимулов, ведущее к неадекватным по направленности и силе поведенческим реакциям.
 
    Собственно  тревога. Это центральный элемент  рассматриваемого ряда, который проявляется  ощущением неопределенной угрозы, чувством неясной опасности (немотивированная, свободно плавающая тревога). Как  уже отмечалось, характерный признак  тревоги — невозможность определить характер угрозы и предсказать время  ее возникновения.
 
    Страх. Неосознаваемость причин тревоги, отсутствие связи ее с определенным объектом, невозможность конкретизировать ощущаемую угрозу делают невозможным и какую-либо деятельность, направленную на предотвращение или устранение угрозы. Такое представление не зависит от соответствия объекта, вызывающего страх, и реальных причин тревоги. Для его формирования необходимо только ощущение связи угрозы с конкретной ситуацией.
 
    Ощущение  неотвратимости надвигающейся катастрофы. Нарастание интенсивности тревожных  расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности избежать угрозы, даже если она связывается с конкретным объектом, с определенной ситуацией. Так, страх перед возможным возникновением тяжелого соматического заболевания при появлении ощущения неотвратимости надвигающейся катастрофы сменяется ужасом перед неминуемой и близкой гибелью.
 
    Тревожно-боязливое  возбуждение. Потребность в двигательной разрядке при ощущении неотвратимости надвигающейся катастрофы, панические поиски помощи проявляются в тревожно-боязливом  возбуждении, которое представляет собой наиболее выраженное из расстройств тревожного ряда. При тревожно-боязливом возбуждении вызываемая тревогой дезорганизация поведения достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

 
9 Стресс  и болезни.
Проблема  эмоционального стресса и возникающих  на его основе нервно-психических  и психосоматических расстройств  находятся в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. В настоящее время установлено, что под действием различных эмоционально-стрессовых раздражителей у человека и животных в зависимости от целого ряда факторов происходит или формирование процессов адаптации (Кудрин И. Д. и соавт., 1996), или нарушение саморегуляции основных физиологических систем организма (Цыган В. Н., 1994), приводящие в одних случаях к появлению психонейроэндокринных синдромов (Суворов Н. Б., Цыган В. Н., Зуева Н. Г., 1994), а в других – к развитию устойчивых психопатологических заболеваний .
В качестве факторов, обусловливающих адаптивную или, напротив, патологическую направленность развития эмоционально-стрессорных реакций, могут выступать не только параметры самих стрессорных раздражителей (интенсивность, длительность, кратность, частота и т. д.), их биологическая и социальная значимость (Сороко С. И., 1990), но и индивидуальная устойчивость субъекта к эмоциональному стрессу, социальный статус, пол, возраст, влияние различных веществ экзогенной природы, включая прием фармакологических препаратов и алкоголя, а также активность стресс-лимитирующих систем (Меерсон Ф. З., 1993).
До конца 60-х годов клиницисты считали  психофизиологическими только ограниченное число болезней. Наиболее известные  и наиболее распространенные из них  — это язва, астма, хронические  головные боли, высокое артериальное давление и коронарная болезнь сердца. Однако недавние исследования показывают, что и многие другие физические заболевания, включая бактериальные и вирусные инфекции, также могут быть вызваны  взаимодействием психологических  и физических факторов.
Пример  психосоматического заболевания
Основная  часть всех случаев коронарной болезни  сердца связана с взаимодействием  психосоциальных факторов, таких  как стресс на работе, сильное чувство  гнева или глубокая депрессия, и  физиологических факторов, таких  как высокий уровень холестерина, ожирение, гипертония, воздействие  курения и недостаток физических упражнений. 

      Новые психофизиологические расстройства. В  последнее время психофизиологическими  стали считать также многие другие болезни. Ученые установили связь многих заболеваний со стрессом, что положило начало новой науке под названием  психонейроиммунология.
Иммунная  система организма — это совокупность видов деятельности и клеток организма, в том числе лимфоцитов, предназначенных  для борьбы с антигенами: бактериями, вирусами и другими вторгающимися  извне враждебными субстанциями, а также с клетками злокачественных  опухолей. Стресс может привести к  замедлению деятельности лимфоцитов и  таким образом уменьшить способность  иммунной системы бороться против болезней.
Симптомы  посттравматических стрессовых состояний  включают бессонницу, навязчивые воспоминания прошлого, ночные кошмары, бесконтрольную злобу, тревогу, депрессию, сексуальные  расстройства. При этом описывают  преимущественно восемь основных симптомов. 

    Одной из предпосылок противостояния эмоциональному стрессу является присущая некоторым  людям высокая эмоционально-волевая  устойчивость.
    Напротив  наличие низкой эмоциональной устойчивости, повышенной эмоциональной возбудимости способствуют развитию негативных проявлений стресса (возникновению дистресса). Любая защитная реакция не может быть всегда целесообразно действующей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что стресс может служить патогенетической основой развития болезни. Следует констатировать, что стресс, с одной стороны, действительно выступает как механизм адаптации, с другой, - как основа развития патологии.  

    Психические нарушения, наступившие вследствие посттравматического стресса, часто  осложняются соматическими расстройствами (Захаров В. И. и соавт., 1994). У ветеранов войны они наслаиваются на органические изменения и ведут к развитию заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной систем, суставов (Madeod A. D, 1991). 

    Психосоматические заболевания могут развиваться  лишь в случае совпадения неблагоприятного состояния функций внутренних органов  и нарушения психической адаптации  к действию психоэмоциональных факторов (Тополянский В. Д., Струковская М. В., 1986; Цыган В. Н., 1995). Согласно концепции избирательного поражения внутренних органов в период стрессовых нагрузок (Шхинек Э. К. и соавт., 1991) нарушение функций в первую очередь развивается в той системе, возбуждение которой предшествует стрессу и повторно обрывается им.
   Устойчивость  человека к возникновению различных  форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Тем не менее работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовой этиологии», такие как сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния, весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности. 

10 Роль  стресса в развитии психосоматических  расстройств . Основные прихосоматические расстройства. 

      Психофизиологические  расстройства — болезни, вызываемые взаимодействием психологических  и органических факторов. Также называются психосоматическими расстройствами. 

Взаимодействие психосоциальных и физиологических факторов порождает физиологическое заболевание. Возникновение этих расстройств можно объяснить с помощью дисрегуляционной модели, которая предполагает, что в обычных условиях между головным мозгом и телом устанавливается отрицательная обратная связь, обеспечивающая нормальное функционирование организма. Если в этой системе что-то работает неправильно, в результате может развиться психофизиологическое расстройство. 

      Типичный  цикл обратной связи управляет уровнем  артериального давления. В первой фазе цикла мозг получает информацию об опасности, существующей в окружающей среде, например, о сверкнувшей невдалеке  молнии или мчащемся на высокой скорости автомобиле. В следующей фазе цикла  мозг обрабатывает информацию и побуждает  нервную систему поднять давление крови. Затем идет следующая фаза, в которой барорецепторы, чувствительные к давлению элементы в кровеносных сосудах, предупреждают нервную систему о том, что давление стало слишком высоким, и нервная система понижает артериальное давление до приемлемого уровня.
Согласно  Шварцу, если в одной из фаз цикла  появляются неполадки, в организме  вместо эффективной саморегуляции возникает состояние дисрегуляции, проблемы распространяются по всему циклу, и в результате может развиться психофизиологическое расстройство. Причиной гипертонии, например, может быть неисправность в любой части цикла обратной связи, управляющей артериальным давлением. Если информация, поступающая из окружающей среды, избыточна (как, например, тогда, когда человек испытывает постоянный стресс на работе или долго не может найти работу) или обработка информации ошибочна (как тогда, когда человек неправильно интерпретирует повседневные события), или органы тела функционируют неправильно (например, аорта ненормально сужается), или не работает механизм обратной связи (барорецепторы не передают в головной мозг информацию о том, что давление крови слишком высоко), в любом случае неточная информация передается дальше по циклу, пока все его части не оказываются настроенными на повышение артериального давления.
      Традиционные  психофизиологические (психосоматические) расстройства
До конца 60-х годов клиницисты считали  психофизиологическими только ограниченное число болезней. Наиболее известные  и наиболее распространенные из них  — это язва, астма, хронические  головные боли, высокое артериальное давление и коронарная болезнь сердца. Однако недавние исследования показывают, что и многие другие физические заболевания, включая бактериальные и вирусные инфекции, также могут быть вызваны  взаимодействием психологических  и физических факторов.
Пример  психосоматического заболевания
Основная  часть всех случаев коронарной болезни  сердца связана с взаимодействием  психосоциальных факторов, таких  как стресс на работе, сильное чувство  гнева или глубокая депрессия, и  физиологических факторов, таких  как высокий уровень холестерина, ожирение, гипертония, воздействие  курения и недостаток физических упражнений. 

      Новые психофизиологические расстройства. В  последнее время психофизиологическими  стали считать также многие другие болезни. Ученые установили связь многих заболеваний со стрессом, что положило начало новой науке под названием  психонейроиммунология.
      Иммунная  система организма — это совокупность видов деятельности и клеток организма, в том числе лимфоцитов, предназначенных  для борьбы с антигенами: бактериями, вирусами и другими вторгающимися  извне враждебными субстанциями, а также с клетками злокачественных  опухолей. Стресс может привести к  замедлению деятельности лимфоцитов и  таким образом уменьшить способность  иммунной системы бороться против болезней. Факторы, по наблюдениям исследователей, оказывающие влияние на работу иммунной системы, включают деятельность норэпипефрина(норадреналина) и гормонов, изменения в поведении, личностный стиль и степень социальной поддержки.
      Факторы, вносящие вклад в возникновение  психофизиологических расстройств 

      За  годы работы клиницисты выделили множество  социокультурных, психологических и биологических переменных, вносящих свой вклад в развитие психофизиологических расстройств. Некоторые из этих воздействий проявляются особенно часто.
      Социокультурные факторы. Порождающие стресс требования, налагаемые на человека обществом или социальной группой, могут привести к нарушениям в системе саморегуляции и создать почву для возникновения психофизиологических расстройств. Стрессовое воздействие может быть широкомасштабным, как в случае войны или природной катастрофы. социокультурный стресс может принимать форму постоянного воздействия неблагоприятных социальных условий, вызывающих повторяющееся ощущение напряжения, таким условием может быть жизнь в районе с высокой преступностью или неудовлетворенность своей работой.
      Психологические факторы. По мнению многих теоретиков, определенные потребности, отношения, эмоции и стили взаимодействия с окружающей средой могут стать причиной преувеличенной реакции человека на стрессовые факторы и повысить, таким образом, вероятность появления психофизиологических расстройств Ученые установили, что мужчины с репрессивным стилем совладания (repressive coping style) (считающие неприемлемым выражение чувства дискомфорта, гнева или враждебности) обычно испытывают повышение артериального давления при проведении тестов реакции на стресс (mental stress tests) .Также было обнаружено, что люди с таким копинг-механизмом чаще заболевают астмой. Другой личностный стиль, который может содействовать развитию психофизиологических расстройств, — это личностный стиль типа А (Туре А personality style), впервые описанный кардиологами Мейером Фридманом и Раймондом Розенманом. Люди с таким личностным стилем постоянно сердятся, циничны, несдержанны, нетерпеливы, амбициозны и стремятся к противоборству. Их способ взаимодействия с миром, согласно Фридману и Розенману, порождает непрерывный стресс, и часто результатом становится коронарная болезнь сердца. Люди с личностным стилем типа В (Туре В personality stile), напротив, характеризуются как более спокойные, менее агрессивные и менее озабоченные вопросом времени. Они менее подвержены опасности сердечно-сосудистых заболеваний. Конечно, в реальной жизни большинство людей находятся между этими двумя полюсами, склоняясь либо в одну, либо в другую сторону, но в некоторой степени проявляя черты обоих типов.
      Биологические факторы. Мы видели, что головной мозг регулирует активность органов тела, воздействуя на них посредством  вегетативной (автономной) нервной  системы (ВНС), которая представляет собой сеть нервных волокон, связывающих  центральную нервную систему  с органами тела. 

      Поскольку ВНС — это центр, отвечающий за реакцию на стресс, ученые считают, что дефекты в этой системе  также вносят свой вклад в возникновение  психофизиологических расстройств. Если, например, автономная нервная система  человека чересчур легко поддается  стимуляции, она может очень активно  реагировать на ситуации, которые  большинством людей воспринимаются как слабый стресс, что в конце концов приводит к разрушению определенных органов и становится причиной психофизиологического заболевания. Некоторые более специфические проблемы, связанные с физиологией, также могут способствовать развитию психофизиологических расстройств. Например, у человека могут быть локальные биологические слабые места (local biological weaknesses) — определенные органы, которые или имеют дефекты или особенно склонны к разрушению под воздействием стресса (Ress, 1964). Люди со слабым желудочно-кишечным трактом, возможно, являются кандидатами в больные язвенными болезнями. Те, у кого слабая дыхательная система, подвергаются опасности заболеть астмой.
      Наконец, причиной психофизиологических расстройств  может быть индивидуальная биологическая  реакция (individual biological reaction) на стресс. Некоторые люди, испытывая стресс, потеют, у других начинает болеть желудок, у третьих повышается кровяное давление. Хотя, в общем, такие физиологические изменения совершенно нормальны, постоянная чересчур активная эксплуатация какой-либо отдельной системы может привести к ее изнашиванию и, в результате, к психофизиологическому заболеванию. 
 

11 Влияние  стресса на иммунную систему.
      В последнее время психофизиологическими  стали считать также многие другие болезни. Ученые установили связь многих заболеваний со стрессом, что положило начало новой науке под названием  психонейроиммунология.
      Иммунная  система организма — это совокупность видов деятельности и клеток организма, в том числе лимфоцитов, предназначенных  для борьбы с антигенами: бактериями, вирусами и другими вторгающимися  извне враждебными субстанциями, а также с клетками злокачественных  опухолей. Стресс может привести к  замедлению деятельности лимфоцитов и  таким образом уменьшить способность иммунной системы бороться против болезней. Факторы, по наблюдениям исследователей, оказывающие влияние на работу иммунной системы, включают деятельность норэпипефрина(норадреналина) и гормонов, изменения в поведении, личностный стиль и степень социальной поддержки. 

Между психологическим и физическим здоровьем  существует прямая взаимосвязь. Жесткие  стрессы и депрессия оказывают  прямое воздействие на иммунную систему, влияя на уровень химических веществ, которые требуются для эффективного противодействия инфекции. "Эмоции играют важную роль в регулировании  систем организма, отвечающих за наше здоровье"
      Влияние стресса на иммунитет изучено  и доказано. Почему мы так часто  болеем под действием постоянного  стресса? Всё очень просто – вспомним уроки биологии.
       
      Реакция на стресс - результат деятельности центральной нервной системы. Центральная  нервная система в свою очередь  запускает периферическую нервную  систему, отвечающую за органы и ткани  всего организма. Наш организм начинает вырабатывать огромное количество гормонов, что вызывает сбой биохимического в  каждой клетке, органах и тканях. Некоторые гормоны подавляют  деятельность иммунной системы, и наш  организм становится лёгкой добычей  для различных вирусов и бактерий.
       
      Американские  учёные также установили, что во время серьезного продолжительного стресса количество лейкоцитов в  крови у человека резко уменьшается, что свидетельствует о недостаточной  работе иммунной системы. 
 

В мобилизацию  адаптационных механизмов закономерно  вовлекается иммунная система, что  сопровождается ее стимуляцией и  одновременным снижением резервных  возможностей с нарушением устойчивости к дополнительным экстремальным  воздействиям. Можно сказать, что  экстремальное состояние, каким  являются стресс и травма, представляет собой сложный комплекс последовательных иммунофизиологических реакций, а патогенез пост травматической иммунодепрессии по-прежнему остается проблемой, особенно важной с точки зрения нарушения функций иммунной системы – в регуляторном и/или исполнительном звене. 
 
 

12 Психологические  средства лечения физических  болезней.
После того как клиницисты обнаружили, что  психосоциальные факторы могут  вносить свой вклад в развитие физиологических расстройств, они  стали применять психотерапевтические методы при лечении все большего числа физических болезней. Наиболее распространенные подходы — это  релаксационные тренировки, установление биологической обратной связи, медитация, гипноз, когнитивное вмешательство, терапия инсайта и группы поддержки. Терапевтический подход, сочетающий в себе психологическое и физиологическое вмешательство с целью лечения или предотвращения болезни, получил название поведенческой медицины. 

Релаксационные  тренировки.
Человека  можно научить расслаблять мышцы  по собственному желанию, что иногда приводит к уменьшению чувства тревоги (см. главу 4). Учитывая положительное воздействие релаксации на нервную систему и ее способность уменьшать ощущение тревоги, клинические специалисты считают, что релаксационные тренировки также могут принести пользу при лечении и профилактике заболеваний, связанных со стрессом.
Релаксационные  тренировки — терапия, обучающая  людей расслабляться по собственному желанию. 

Установление  биологической обратной связи —  терапевтический метод, при котором  человек получает информацию о своих  спонтанных психологических реакциях по мере того, как они происходят, и учится сознательно контролировать эти реакции.
Медитация — техника, направленная на концентрацию внимания на своих внутренних процессах  и достижение слегка измененного  состояния сознания. 

Многие  люди, занимающиеся медитацией регулярно, говорят, что это помогает им стать  более спокойными, лучше ощущать  свое единство с окружающим миром  и увеличивает их творческие способности). Медитация применяется для того, чтобы помочь больным раком справиться с болью, и в качестве вспомогательного средства при лечении гипертонии, сердечных болезней, астмы, болезней кожи, диабета и даже вирусных инфекций. Она также помогает при лечении связанной со стрессом бессонницы
Гипноз.
В настоящее  время гипноз используется как вспомогательное  средство при психотерапии, при исследовании поведения, а также при лечении  многих физических недомоганий . 

Когнитивное вмешательство.
Иногда  в качестве одного из аспектов лечения  людям, страдающим физическими недомоганиями, предлагают научиться новому отношению  к своим проблемам или, другими  словами, выработать новую когнитивную  реакцию па них. 

Терапия инсайта и группы поддержки.
Если  стресс и тревога часто вносят свой вклад в развитие телесных болезней, то терапия, направленная на уменьшение тревоги, должна помогать лечению таких  болезней. В некоторых случаях  лечащий врач может порекомендовать  пациенту в качестве дополнительного  средства для борьбы с болезнью пройти курс психотерапии инсайта, записаться в группу поддержки или попробовать оба эти метода совместно. 

Резюме
Поведенческая медицина (behavioral medicine) сочетает психотерапевтические методы с традиционными методами, ориентированными на физиологию, для лечения и профилактики физиологических болезней. Психологические подходы, такие как релаксационные тренировки, установление биологической обратной связи, медитация, гипноз, когнитивные техники, терапия инсайта и группы поддержки, все шире применяются при лечении различных соматических заболеваний. 
 

13 Стрессовые  расстройства: виды, описание, способы  коррекции.
Во время  или сразу после травмирующей ситуации многие люди становятся высокотревожными и депрессивными. Однако у некоторых тревога и депрессия сохраняются в течение длительного срока после выхода из данной ситуации. Эти люди могут страдать острым стрессовым расстройством или посттравматическим стрессовым расстройством, которые возникают как реакция на психологически травматичное событие (Sharan et al., 1996; АРА, 1994). Обычно такое событие заключается в серьезном повреждении или угрозе повреждения - для самого человека, получившего психологическую травму, либо для его друга или члена семьи. В отличие от других тревожных расстройств, которые обычно вызываются ситуациями, не кажущимися большинству людей угрожающими, ситуации, вызывающие острое стрессовое расстройство или посттравматическое стрессовое расстройство (такие как сражение, изнасилование, землетрясение, крушение самолета), травматичны для каждого. 

Согласно DSM-IV, если симптомы начинаются в течение  четырех недель после травматического  события и длятся менее месяца, этот паттерн диагностируется как  острое стрессовое расстройство (АРА, 1994). Если симптомы сохраняются и  через месяц, ставится диагноз посттравматическое стрессовое расстройство. Симптомы посттравматического  стрессового расстройства могут  появиться либо почти сразу же после травмирующего события, либо через месяцы, а то и годы после  него (см.: Диагностическая таблица DSM-IV в Приложении). В некоторых случаях острое стрессовое расстройство переходит в посттравматическое стрессовое расстройство (Koopman et al., 1995). Помимо разницы во времени появления и продолжительности, симптомы двух этих тревожных расстройств почти идентичны (Taylor et al., 1998; Morgan et al., 1996): 

1. Переживание  травматического события: У людей  могут быть повторяющиеся воспоминания, мысли, кошмары, касающиеся этого  события. Некоторые так живо  переживают это событие в мыслях ("обратный кадр"), что им кажется: они вернулись в травматическую ситуацию. 
 

2. Избегание:  Как правило, люди начинают  избегать деятельности, напоминающей  им о травматическом событии,  и пытаются уклоняться от связанных  с ним мыслей, чувств и разговоров. 

3. Сниженная  чувствительность: Люди могут чувствовать  оторванность от других или  потерять интерес к тому, что  раньше приносило радость. Они  также могут потерять способность  переживать такие глубокие чувства,  как нежность и сексуальность.  У некоторых даже встречаются  симптомы диссоциации, или психологического  отделения; на них находит оцепенение, они испытывают трудности с  памятью или переживают чувство  ирреальности (ощущение, что все  вокруг них является странным  или нереальным). 

4. Возросшее  возбуждение, тревога и чувство  вины: Люди с этими расстройствами  могут чувствовать чрезмерную  напряженность, легко пугаются. У  них развиваются проблемы со  сном и трудности с концентрацией  внимания. Они могут испытывать  сильное чувство вины, связанное  с тем, что они пережили травматическое  событие, а другие люди погибли.  Некоторые также могут чувствовать  себя виновными в том, что  им пришлось сделать, чтобы  выжить. 

Причиной  возникновения одного из стрессовых расстройств может служить любое  травматическое событие, но некоторые  из них особенно опасны в этом отношении. Среди наиболее распространенных причин можно назвать военные действия, катастрофы, насилие и жестокое обращение. 

14 Теория  формирования стрессовых расстройств.
Конечно, серьезная травма может вызвать  стрессовое расстройство. Однако не следует  винить в этом одно лишь стрессовое событие. Хотя каждый испытавший сильную  травму ощущает на себе ее воздействие, нам еще не вполне известно, почему лишь у некоторых людей развивается  расстройство. Исследователи рассматривали  биологические процессы у выживших, их детский опыт, личность, поддержку  социальных систем и степень тяжести  полученной травмы. 

Биологические и генетические факторы. Исследователи собрали доказательства того, что травматическое событие вызывает такие изменения в мозге и всем организме, которые могут вести к тяжелым стрессовым реакциям и, в некоторых случаях, к стрессовым расстройствам). Например, они обнаружили аномальную активность медиатора норэпинефрина, а также гормон кортизол в моче и крови солдат, участвовавших в военных действиях, изнасилованных женщин, людей, выживших в концентрационных лагерях или подвергнувшихся иному сильному стрессу .
Возможно, что люди, чьи биохимические реакции  на стресс особенно сильны, более склонны, чем другие, к формированию острого  и посттравматического стрессовых расстройств. Но почему у определенных людей возникают такие необычно сильные биологические реакции? Некоторые клиницисты предполагают, что у них имеется врожденная генетическая предрасположенность  к этому.
Детский опыт. Недавно целая серия исследований показала, что некоторые события  детского возраста, видимо, подвергают людей риску впоследствии заболеть острым и посттравматическим стрессовыми  расстройствами. Люди, чье детство  было отмечено нищетой, оказываются  более подверженными стрессовым расстройствам при столкновении с последующей травмой. В таком  же положении находятся люди, родители которых развелись до того, как  ребенку исполнилось 10 лет; дети, члены семьи которых страдали психологическими расстройствами, или те, кто в раннем возрасте испытали насилие, жестокое обращение или пережили катастрофу. 

Личность. Некоторые исследования позволяют  предположить, что люди с определенными  профилями личности или личностными  позициями более подвержены формированию стрессовых расстройств. Например, последствия  урагана Хьюго показали, что дети, имевшие до урагана более высокий уровень тревоги, чем другие, оказались более склонны к формированию тяжелых стрессовых реакций (Lonigan et al., 1994). Подобным же образом люди, имевшие психологические проблемы до изнасилования или боровшиеся со стрессовыми жизненными ситуациями, оказываются особенно уязвимыми.  Люди, которые, как правило, рассматривают негативные события в своей жизни как находящиеся вне их контроля, имеют тенденцию к формированию более тяжелых стрессовых симптомов, нежели те, кто чувствует большую власть над событиями своей жизни. 

Социальная  поддержка. Было также обнаружено, что  люди, получившие недостаточную социальную поддержку после травматического  события, более склонны к формированию стрессового расстройства.
В большинстве  случаев, чем тяжелее травма, тем  выше вероятность развития стрессового  расстройства. 

15 Методы  терапии стрессовых расстройств.
Методы  терапии для людей, страдающих стрессовым расстройством, могут широко варьироваться. Одно исследование установило, что  посттравматическое стрессовое расстройство длится в среднем три года при  прохождении человеком терапии  и пять с половиной лет —  при отсутствии лечения (Kessler et al., 1995). Детали ныне существующих терапевтических программ для людей, выживших в травматических ситуациях, меняются от одного случая к другому. Но все программы придерживаются сходных основных целей: они стараются помочь оставшимся в живых избавиться от затянувшихся симптомов, разобраться в своем травматическом опыте и вернуться к нормальной жизни.
В число  техник, применяемых для лечения  стрессовых расстройств, входят медикаментозная  терапия и бихевиористские техники погружения. Клиницисты также могут использовать инсайт-терапию, семейную терапию и групповую терапию (включающую дискуссионные группы для ветеранов военных действий), чтобы помочь пострадавшим прийти к пониманию произошедшего с ними и увидеть перспективы. Общественная терапия, подобная предлагаемой Сетью Реагирования в случае катастроф, тоже может быть очень полезной после широкомасштабных катастроф.
Среди наиболее распространенных указываются: медикаментозная терапия, методики погружения, инсайт-терапия, семейная терапия и групповая терапия. Как правило, эти подходы применяются в сочетании друг с другом, так как по отдельности ни один из них не снимает все симптомы (Boudewins, 1996). 

Успокоительные  средства снижают напряжение и повышенную нервозность, которыми страдают многие ветераны (Marmar et al., 1993; Braun et al., 1990). Антидепрессанты иногда снижают частоту ночных кошмаров, "обратных кадров", нежелательных воспоминаний и ощущения депрессии (Mirabella, Frueh & Fossey, 1995; Marmar et al., 1993). 

Поведенческие техники погружения также способствуют снижению специфических симптомов  и часто ведут к увеличению адаптивности.
Хотя  медикаментозная терапия и техники  погружения приносят некоторое облегчение, большая часть клиницистов убеждена в том, что одни лишь эти подходы  не могут помочь ветеранам полностью  излечиться от посттравматического  стрессового расстройства.
Поэтому терапевты часто помогают пациентам  высказать свои глубинные чувства, принять то, что они сделали  и пережили, меньше осуждать себя и  научиться вновь доверять людям. 

Дискуссионная группа - группа, собирающаяся для того, чтобы помочь участникам говорить о  своих проблемах и решать их в  атмосфере взаимной поддержки.
Разделяя  чувства и воспоминания, полные боли. Дискуссионные группы помогли многим ветеранам Вьетнамской войны  преодолеть тревогу, депрессию, проблемы со сном и «обратные кадры», которые  продолжались у них долгие годы после  окончания войны. 

16 Понятие  профессиональный стресс и его  виды.
Сама  проблема стресса остро заявила  о себе именно в ХХ столетии. Это  было вызвано с тем, что в современном  мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда  человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать  накопившуюся энергию (вызванную физиологическим  механизмом стресса), и тогда эта  энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.
Стресс, связанный с работой, - это возможная  реакция организма, когда к людям  предъявляются требования, не соответствующие  уровню их знаний и навыков [15; с.132]. Специалисты в области стресса  считают, что длительный стресс, связанный  с хроническим воздействием негативных факторов, даже если их интенсивность  невелика, переносится человеком  значительно тяжелее, чем сильные, но однократные стрессоры.
Профессиональный  стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации трудовой деятельности человека. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием [9; 37]. В литературе отмечается, что профессиональный стресс возникает и у сотрудников недостаточно загруженных работой, а также у тех людей, которые полагают, что не реализуют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.