Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Разработка мультимедиа лекций по технологии с использованием опорных сигналов

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………...
    ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ ……………………………………………………………...
     1.1. Развитие применения компьютерных  технологий в сфере образования  …………………………………………………………………...
     1.2. Характеристика и способы использования  автоматизированных систем обучения  в подготовке специалистов в  вузе  ……………………….
    1.3. Опорные  сигналы: сущность, принципы разработки  и применение  ……………………………………………………………..
    РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИА ЛЕКЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»  ….
     2.1. Анализ учебной и методической  литературы  …………………...
    2.2. Проектирование  описательного учебного текста  лекции  ………
     2.3. Подбор и систематизация материала  …………………………….
      2.3.1. Принципы трудового и профессионального обучения 2.3.2. Системы трудового и профессионального обучения  …..
      2.3.3. Методы трудового и профессионального обучения  …...
      2.3.4. Урок как основная форма организации обучения технологии  ……………………………………………………….
    МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ЛЕКЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»  ………………………...
     3.1. Описание мультимедиа лекции  …………………………………..
     3.2. План-конспект  ……………………………………………………..
     3.3. Внедрение и проверка полезности применения разработанной методики  ………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  ……………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ  ……………………………………………………………….
7 
 
11 

11 

18 

22 
 

32
32
33
35
35
45
48 

51 
 

56
56
57 

71
74
76
79
 

       ВВЕДЕНИЕ 

      Развитие  современных социально-экономических  отношений в России требует нового качества и технологического образования. Обучение технологии должно служить целям развития, образования и воспитания личности, обеспечив, прежде всего, функциональную грамотность всех учащихся, способность ориентироваться в окружающем мире и подготовить их к дальнейшему продолжению образования в учебных заведениях любого типа.
      Широкое применение современных ЭВМ, которые  характеризуются разносторонностью и простотой обращения, позволяет использовать их возможности для решения самого широкого круга информационных задач во всех областях человеческой деятельности. Это делает их доступными практически любому человеку, даже незнакомому с процессами программирования.
      Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют и преподаватели при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода электронных учебников, методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных.
      Информационная  технология открывает для обучаемых  возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так  и условия функционирования. В  связи с этим, информационная технология не только может оказать положительное влияние на понимание студентами строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие. Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися.
      Однако  не все вопросы, стоящие перед  компьютеризацией обучения, разработаны  достаточно детально, что затрудняет внедрение ее в практику обучения. Так, недостаточно обоснованы роль и  место ПЭВМ в процессе обучения, сочетание компьютера с традиционными подходами к обучению учащихся; отсутствует единая классификация педагогических программных средств, не разработаны критерии оценки компьютерных программ и практическая методика применения ПЭВМ в обучении.
      В результате возникло противоречие между потребностями образования в использовании компьютерной технологии обучения и ограничениями ее вследствие недоработки отдельных важных сторон использования ПЭВМ в педагогической практике.
      В связи с этим возникает проблема переработки курса лекций по учебной дисциплине «Методика преподавания технологии и предпринимательства» в электронный вариант с использованием опорных сигналов.
      Таким образом, подготовка учителя, соответствующая  современному состоянию научно-технического прогресса и педагогики, психологии, информатики, требует корректировки подготовки специалиста, в том числе обновления требований к знаниям, умениям и навыкам учителя любой специальности.
     Объект  дипломной работы: процесс обучения студентов на лекциях по учебной дисциплине «Методика преподавания технологии и предпринимательства»
      Предмет дипломной работы: Изучение дисциплины «Методика преподавания технологии и предпринимательства» в электронном варианте с использованием опорных сигналов.
      Цель  дипломной работы:
      Повышение качества обучения по дисциплине «Методика  преподавания технологии и предпринимательства» путем применения мультимедиа лекций с использованием опорных сигналов.
      Гипотеза: Качество обучения по дисциплине «Методика преподавания технологии и предпринимательства» повысится, если при изучении теоретической части применять мультимедиа лекции.
      Задачи  дипломной работы:
      Произвести анализ развития и современного состояния компьютерных технологий в сфере образования.
      На основе анализа литературы по теме исследования определить сущность и принципы разработки метода опорных сигналов.
      Разработать курс мультимедиа лекций по дисциплине «Методика преподавания технологии и предпринимательства» раздел «Теоретические основы методики преподавания технологии» с использованием опорных сигналов.
      Разработать методику применения мультимедиа лекций с использованием опорных сигналов.
      Проверить полезность разработанной методики в реальном учебном процессе.
      Методы  исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс методов: теоретические: анализ литературных источников по теме исследования; обобщение, моделирование, проектирование систем и процессов, изучение директивных нормативных и программно-методических документов в сфере образования, прогнозирование; эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование.
      Научная новизна исследования состоит в том, что в работе обоснована целесообразность и эффективность использования мультимедиа лекции с использованием опорных сигналов и разработана методика ее использования в педагогическом процессе высшего учебного заведения.
      Практическая  значимость исследования состоит в возможности применения разработанных мультимедиа лекций в реальном учебном процессе.
      Дипломная работа состоит из трёх глав. Первая глава посвящена проблеме использования опорных сигналов с применением мультимедиа технологий в образовании. Вторая глава посвящена анализу учебной и методической литературы по учебной дисциплине «Методика преподавания технологии и предпринимательства», подбору и систематизации материала. В третьей главе речь идет непосредственно о мультимедиа лекции с её подробным описанием. Также представлены результаты внедрения данной методики. В приложение представлен диск с мультимедиа лекциями и примеры анкет, проведенных среди преподавателей и студентов.
 

    1.  ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
    1.1. Развитие компьютерных  технологий в сфере  образования 

      В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество.
      Основополагающими документами, раскрывающими содержательную сторону государственной политики в образовании в условиях информатизации общества являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития Российской Федерации», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.
      Процесс информатизации образования  с точки  зрения государственной стратегии  – это приведение всей системы  образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.
      Это означает, что в ближайшем будущем  массовое образование в нашей  стране должно перейти к новым  моделям обучения и воспитания, способным  готовить граждан к жизни и  работе в информационном обществе, без чего невозможно обеспечить инновационное развитие страны и, как следствие, ее конкурентоспособность в условиях информационной экономики.
      Сведение  политики информатизации образования  в условиях информационного общества к проблематике создания современной электронной инфраструктуры сбора, хранения, передачи и обмена учебной информацией, неоправданно ограничивает вопрос. При всей важности, остроте, нерешенности проблем формирования современных информационных сетей и баз данных, сведение проблем образовательной политики государства к вопросам технического и инженерного порядка представляется очень серьезной ошибкой.
      Можно отметить накапливающиеся противоречия, как в сфере информатизации, так и в сфере образования.
      Проблемы  информатизации порождены противоречием между необходимостью своевременного использования во всех сферах социально – экономической деятельности больших объемов высококачественной информации, и невозможностью оперативно формировать такие объемы с помощью имеющихся информационных средств и технологий.
      Проблемы  образования порождены противоречием  между объемом ресурса человеческого  знания, растущего по экспоненте, и  традиционными дискретными формами  организации информационно –  когнитивного процесса нахождения, трансляции, получения, усвоения и применения этого знания.
      Смена экономического курса и социальных приоритетов в России принципиально  изменили содержание и смысл образовательной  политики государства и части  доступа к информационным ресурсам. Традиционно смысл ресурсного обеспечения в рамках образовательной политики сводился к тому, чтобы каждая категория обучающихся имела доступ к той части учебной информации, которая соответствовала её познавательным возможностям и инновационному потенциалу. В переходном обществе такая модель становится уже непродуктивной. На смену ей приходит другой способ распределения ресурсов, опирающийся на информационную активность претендентов, на ресурсное обеспечение на основе определенного уровня конкуренции и, как следствие, - реализацию инновационного потенциала общества.
      Такой подход к осуществлению образовательной  политики дает достаточно много:
    обеспечивается необходимый уровень продуктивности интеллектуальной части научно – педагогического сообщества, генерирующей образовательные и концептуальные основы проводимых преобразований;
    более полно используется весь инновационный потенциал образовательного сообщества, представленный носителями различных типов информационной активности, без привязки к их уровню образования и другим детерминантам образовательной деятельности;
    формируется новая образовательная идентичность, адекватная цивилизационному облику Российского государства XXI века [8, С. 3].
      Касаясь роли медиакультуры в современном  образовании, стоит отметить, что  большая часть педагогов используют медиа как элементарное средство наглядной агитации, даже не подозревая, например, о «богатейших перцептивных возможностях экранных искусств, способных на интегральном уровне комплексно решать проблему интеллектуального и эстетического воспитания и художественного развития» [23, С. 5].
      Медиаобразование  предусматривает использование  методики проведения занятий, основанной на проблемных, эвристических, игровых  и других продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность, самостоятельность  мышления, стимулирующих творческие способности учащегося через непосредственное вовлечение их в творческую деятельность – восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатекста, усвоение знаний о медиакультуре.
      Разработке  самых различных направлений  и проблем медиа посвящено немало работ отечественных и зарубежных авторов. Условно эти работы можно разделить на следующие группы:
    исследования констатирующего характера, в которых содержатся сведения о восприятии медиатекстов в различных странах разными возрастными категориями с разными уровнями развития (А. Карон, И. Левшина, К. Тарасов, Ю. Усов, А.Федоров, А. Шариков, С. Шеин, Э. Харт и др.);
    работы общетеоретического характера, не только анализирующие, но и предполагающие концепции, модели, методы медиаобразования и массмедиа в целом (К. Бэзэлгейт, Д. Бэгингем, Л. Зазнобина, Д. Консидайн, Р. Кьюби, Р. Куин, Л. Мастерман, С. Пензин, А. Спичкин, К. Тайнер, Ю. Усов, А. Федоров, А. Шариков, Э. Харт, Р. Хоббс и др.);
    труды, связанные с конкретными методиками медиаобразования (Л. Баженов, О. Баранов, Е. Бондаренко, К. Бэзэлгейт, Д. Бэкингем, К. Ворсноп, Л. Зазнобина, Д. Консидайн, А. Карон, Р. Куин, С. Пензин, Г. Поличко и др.).
      Известно  также, что к исследованию проблем  медиаобразования существует несколько  различных подходов, в частности:
    интегрированный – через уже имеющиеся учебные предметы литературы, изобразительного искусства, истории, музыки и т.д. (сторонниками данного подхода являются Л. Зазнобина и исследовательская группа лаборатории технических средств обучения и медиаобразования РАО, А. Спичкин, Э. Харт, К. Бэзэлгейт и многие другие другие отечественные и зарубежные медиапедагоги);
    факультативный, предполагающий создание сети факультативов, кружков, клубов медиаобразовательного цикла (О. Баранов, И. Левшина, В. Монастырский, Г. Поличко, Ю. Рабинович, Ю. Усов, А. Федоров, Л. Баженова и исследовательская группа лаборатории экранных искусств Института художественного образования РАО и др.);
    специализированный, в основе которого – введение нового предмета, спецкурса, связанного с медиакультурой (С. Пензин, Г. Поличко, Ю. Рабинович, Ю. Усов, А. Федоров и др.) [8, С.17].
      Работы  отечественных ученых, а также  различные эксперименты по использованию  мультимедиа подтверждают приоритет  мультимедийных обучающих программ по отношению к традиционным. Известно, что в процессе обучения усваивается не более чем одна четверть материала. Мультимедийная технология позволяет увеличить долю усвояемой студентом информации до трех четвертей ввиду своей синкретичности, то есть одновременно зрительного и слухового восприятия.
      О действенности наглядных форм обучения свидетельствовали и ранее проводимые исследования, и практические результаты, однако преимущества мультимедийной технологии заключаются в том, что она  позволяет объединить в комплекс все наглядные формы.
      Информатизация  системы российского образования  позволяет сформировать образовательное  сообщество путем целенаправленного  воздействия на развитие общества и  формирование личности, в том числе  с учетом особенностей мирового, федерального и регионального образовательного пространства и создает устойчивые предпосылки для обеспечения как базового (среднего) качества образования, так и перспективные возможности для тех, кто может и хочет выйти за его пределы.
      Современные информационные и коммуникационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании. Мы уже стали свидетелями того, как система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и т. п. Это естественный путь, которому нет альтернативы. Первенство в практическом внедрении сетевых технологий здесь принадлежит высшему образованию (например, в открытом, дистанционном образовании). В то же время высшие учебные заведения сталкиваются в своей работе с определенными противоречиями, практически неразрешимыми в рамках их современной структуры.
      В качестве примеров таких трудностей можно привести следующие:
    рост информации, тем или иным образом определяющей содержание образования, несовместим с ограниченным временем 
    обучения;

    вузам отводится роль одного из главных хранилищ традиций и научного наследия, а это вступает в противоречие с тем обстоятельством, что вузы должны находиться на переднем крае науки и использовать в обучении ее новейшие достижения. Однако при том, что традиционные формы обучения уже исчерпывают себя, ограничены и возможности современных технологий, в том числе – информационных;
    также противоречиво положение о том, что высшие учебные заведения призваны вести широкую подготовку специалистов, соблюдая общие требования соответствующих государственных стандартов, но при этом обеспечивая учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов;
    высшие учебные заведения дают образование людям, уже сделавшим свой выбор, и поэтому предполагается их сознательное отношение к получению знаний. Однако на практике это оказывается далеко не так, и требуется вариативный подход к организации учебно-воспитательного процесса.
      Ожидается, что именно широкое использование информационных и коммуникационных технологий будет способствовать преодолению этих противоречий. Здесь возможны различные решения – от действительного встраивания учебного заведения в сеть в том виде, в каком оно существует, до полной реорганизации структуры этого заведения, так же, как это происходит при внедрении новых информационных и коммуникационных технологий в другие сферы человеческой деятельности.
      И в том, и в другом случае данные изменения должны обогащать деятельность высших учебных заведений, улучшая качество образования и расширяя его доступность. От современного высшего учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков учащихся на основе потенциальной многовариантности содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Такие подходы должны не заменить, а значительно расширить возможности имеющихся традиционных технологий обучения.
      Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены оставаться в прошлом. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится такое обучение будущих учителей школ и преподавателей вузов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, химия, биология, литература и т.д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. То есть, необходима основательная подготовка в сфере современных информационных и коммуникационных технологий. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
      Таким образом, содержание педагогического образования, обогащенное применением информационных и коммуникационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий:
    создание реальных условий для подготовки педагогических кадров, способных принять активное участие в реализации федеральных и региональных программ информатизации образования;
    значительного повышения уровня профессионального и общегуманитарного взаимодействия педагогов и обучаемых благодаря возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных;
    появление качественно новых условий для реализации творческого потенциала студентов за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий вуза благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, к научным, учебным и другим культурно и социально значимым ресурсам сети Internet;
    повышение эффективности самостоятельной работы студентов с традиционными и электронными ресурсами благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с преподавателем;
    реализации непрерывного открытого образования, когда студенты смогут принимать самое активное участие в организации процесса обучения, выбирая курсы, доступные в любое время благодаря телекоммуникациям.
      Выполнение  перечисленных условий будет способствовать достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом. Соответствующая подготовка очень важна еще и потому, что именно педагогам отводится решающая роль в проектировании и содержательном наполнении создаваемой на базе технологий Internet информационной образовательной среды России, основное назначение которой — сделать доступным и востребованным национальный научный, культурный и образовательный капитал. 

    1.2. Характеристика и  способы использования  автоматизированных  систем обучения  в подготовке специалистов  в вузе 

      Эффективность использования средств НИТ в учебном процессе во многом зависит от успешности решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированных систем (АОС) в учебном процессе. В связи с этим целесообразно рассматривать AOC, используемые в конкретной учебной программе (определяемой предметным содержанием, целями и задачами обучения), как программно-методические комплексы (ПМК). В данном случае под ПМК понимается совокупность программно-технических средств и реализованных с их использованием методов (методик) обучения, предназначенных для решения конкретных задач учебного процесса.
      Можно выделить следующие основные виды ПМК:
    поддержки лекционного курса;
    моделирования процесса или явления;
    моделирования функционирования технической системы (обучение ее использованию и (или) управлению);
    тестовые и контролирующие ПМК;
    электронный учебник;
    сборники и генераторы задач;
    справочные информационные системы;
    игровые учебные программы;
    интегрированные обучающие системы;
    экспертные интегрированные ПМК.
      Современные возможности НИТ, ориентированные на максимальную унификацию, на уровне программного и технического обеспечения, позволяют создавать ПМК обучения как совокупность учебных фрагментов, объединенных алгоритмическими средствами, задающими траекторию обучения. Для иллюстрации технологии создания ПМК рассмотрим характеристики и принципы создания основных ПМК с точки зрения использования возможностей базовых НИТ.
      Основные  типы ПМК и их взаимосвязь с  методами обучения
    ПМК поддержки лекционного курса. Процесс создания презентационных роликов для сопровождения лекционного занятия представляет собой последовательное создание иллюстративных фрагментов, состав которых определяется целевым назначением занятия. В качестве фрагментов, применяемых в процессе лекции, могут быть использованы текстовые материалы, статические и динамические изображения, аудио- и видео фрагменты, контрольные задания и т.д. Соответственно в состав ПМК должны входить программно-технические средства, позволяющие эффективно подготавливать необходимые материалы (сканеры, средства подготовки видеоизображений, графические редакторы, средства анимационной графики). Для сборки презентационного ролика используются как авторские, так и стандартные программные средства. Для эффективного отображения лекционного материала необходимо применять специализированные мультимедийные средства отображения информации: теле-, видеоаппаратуру, видеопроекторы. Особый интерес представляет вариант реализации ПМК поддержки лекционного курса, обеспечивающего обратную связь с обучаемыми в процессе проведения занятия.
    ПМК моделирования процесса или явления. ПМК подобного типа находят свое применение при изучении предметных областей и оборудования, реальное изучение которых осложнено либо в результате опасности и сложности (соответственно стоимости), либо из-за ограничений временного характера, не позволяющих за время обучения получить характеристики реальных объектов. Другой особенностью использования подобных ПМК является тот факт, что изучение и исследование математических или имитационных моделей реальных объектов позволяет в лучшей степени усвоить характеристики и принцип функционирования реальных процессов и явлений. Создание ПМК подобного типа требует тщательного анализа используемых для моделирования моделей с точки зрения их адекватности (так как использование для обучения моделей не обладающих таким свойством может привести к отрицательным результатам). Методический аспект использования ПМК моделирования заключается в необходимости предварительном планировании экспериментов с моделью и определением способов и методов исследования и интерпретации результатов, обеспечивающих максимальный эффект обучения. Программная реализация моделей возможна как с использованием стандартных научно-технических пакетов (MathCad, MatLab), так и авторских программ, реализующих модели, или с использованием систем моделирования (GPSS, MicroSaint).
      Область использования: изучение процессов  или явлений, для которых реальное изучение (или изучение на физической модели) осложнено (стоимость, опасность и т. д.); изучение процессов в ускоренном масштабе времени (экономика, экология и т. д.).
      Ограничения: сложность достижения достаточной адекватности для сложных объектов и процессов.
      3) Тестовые и контролирующие ПМК. Основным назначением ПМК подобного типа является реализация функции контроля усвоения знаний на различных этапах обучения (от текущего контроля до итоговой оценки готовности обучаемого). Созданию ПМК должны предшествовать следующие этапы разработки, определяющие специфику контроля, зависящую от целей контроля и особенностей предметной области:
    формирование тестовых заданий и вопросов, обеспечивающих надежную оценку;
    выбор алгоритма опроса и способов предъявления заданий обучаемому;
    выбор метода обработки статистических данных оценивания;
    определение системы правил, обеспечивающих принятие решений об уровне знаний.
      Существует  большое количество подходов и методов решения перечисленных задач.
      Наиболее  эффективным средством для реализации ПМК данного типа является технология баз данных.
      4) Электронные учебники. Создание электронных учебников является задачей, методически сходной с задачей создания обычного, хорошего учебника, т.е. включающего в свой состав не только теоретические разделы, но и практические примеры, задачи, методические рекомендации по изучению дисциплины. Исходя из этого электронный учебник по существу представляет собой интегрированный ПМК, включающий в свой состав ПМК различных типов.
      5) Экспертные ПМК. Под экспертными ПМК понимают комплексы, реализующие режим адаптивного обучения, т.е. в отличие от принципов программированного обучения, предполагающих заданную траекторию изучения материала, экспертные ПМК ориентированы на контекстное изучение материала. Контекст изучения определяется не только уровнем усвояемости, но и целевыми установками обучаемого. Реализация подобных ПМК трудоемка и основана на использовании принципов искусственного интеллекта и технологий экспертных систем. 

    1.3. Опорные сигналы: сущность, принципы разработки и применение 

      Объективная необходимость позитивных изменений  в социально - экономическом положении  России выдвигает на первый план проблемы совершенствования системы высшего  образования с целью повышения  качества подготовки специалистов и  приближения уровня их профессиональной подготовки к международным требованиям.
      Современный период жизни общества характеризуется  учеными как эпоха технологической  революции, когда, как правило, способ деятельности определяет ее результат. Высокие темпы научно-технического прогресса требуют особого внимания к вопросам подготовки инженерных кадров. Реализация данного требования осуществляется разработкой и внедрением современной технологии обучения техническим дисциплинам в технических вузах и непосредственно начертательной геометрии.
      Анализ  проблем совершенствования учебного процесса в высшей школе ведется  по разным направлениям: в традиционно-дидактической  трактовке процесса обучения по схеме  «восприятие – понимание – запоминание - применение» с упором на вербальные и наглядные методы (СВ. Гончарова, П.Я. Дорф, С.И. Зиновьев, В.И. Ячменев и др.), в плане проблемного метода (В.В. Давыдов, В. Оконь и др.) и с применением алгоритмизации и программированного обучения (И.Н. Акимова, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, Н.Ф. Талызина и др.). Актуальные вопросы методики обучения непосредственно начертательной геометрии освещены в работах: A.B. Бубенникова, В.Я. Волкова, В.О. Гордона, И.И. Котова, Н.Ф. Четверухина и некоторых других [19, С. 9].
      К настоящему времени сложились две основные теории обучения: ассоциативная (ассоциативно-рефлекторная) и деятельностная.
      Ассоциативная теория обучения оформилась в XVII в. Ее методологические основания были разработаны Дж. Локком, который и предложил термин «ассоциация». Окончательное оформление ассоциативная теория обучения получила в классно - урочной системе Я.А.Коменского.
      Основными принципами этой теории являются следующие: механизмом любого акта учения является ассоциация; всякое обучение своим основанием имеет наглядность, т.е. опирается на чувственное познание, поэтому обогащение сознания обучающегося образами и представлениями — основная задача учебной деятельности; наглядные образы важны не сами по себе: они необходимы постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям на основе сравнения; основной метод ассоциативного обучения — упражнение. Ассоциативные теории лежат в основе объяснительно - иллюстративного обучения, господствующего в современной традиционной школе. Во многом это является причиной того, что выпускники школы не получают полноценного образования, а именно: у них не формируется опыт творческой деятельности, умение самостоятельного добывания знаний, готовность свободно включаться в любую управленческую сферу деятельности. Осознавая ограниченность объяснительно-иллюстративного обучения, современная педагогическая наука ориентирует не на пассивное приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения. Непреходящее методологическое значение имеет идея такого построения обучения, которое учитывало бы «зону ближайшего развития» личности, т.е. ориентировалось не на имеющийся сегодня уровень развития, а на тот завтрашний, которого ученик может достичь под руководством и с помощью учителя (Л.С.Лыготский) [19, С. 25]. Для умственного развития, как установлено исследованиями Д.Н.Богоявленского и Н.А.Менчинской, недостаточно даже сложной и подвижной системы знаний. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. H.A.Менчинская большое внимание уделяет развитию обучаемости, для которой характерны обобщенность мыслительной деятельности, экономичность, самостоятельность и гибкость мышления, смысловая память, связь наглядно-образных и словесно-логических компонентов мышления; развитие обучаемости, по Н.А.Менчинской, — надежный путь повышения эффективности процесса усвоения знаний и обучения в целом. Достаточно эффективную концепцию повышения развивающей функции традиционного обучения предложил Л.В.Занков. Его дидактическая система, ориентированная на младших школьников, дает развивающий эффект и при работе с подростками и старшими школьниками при соблюдении следующих принципов: построение обучения на высоком уровне трудности (при соблюдении ясно различаемой меры трудности); быстрый темп изучения материала (разумеется, в разумных пределах); принцип ведущей роли теоретических знаний; осознание обучающимися процесса учения.
      Поиск путей совершенствования обучения, в основе которого лежат ассоциативные теории, направлен на выявление путей и условий развития познавательной самостоятельности, активности и творческого мышления учащихся. В этом отношении показателен опыт педагогов-новаторов: укрупнение дидактических единиц усвоения (П.М.Эрдниев, Б.П. Эрдниев), интенсификация обучения на основе Принципа наглядности (В.Ф.Шаталов, С.Д. Шевченко и др.), опережающее обучение и комментирование (С.Н.Лысенкова), повышение воспитывающего потенциала урока (Е.Н.Ильин, Т.И.Гончарова и др.), совершенствование форм организации обучения и взаимодействия педагогов и учащихся на уроке (И.М.Чередов, С.Ю.Курганов, В.К.Дьяченко, А.Б.Резник, Н.П.Гузик и др.), индивидуализация обучения (И.П.Волков и др.). Ассоциативным теориям обучения, которые изначально не ориентированы на развитие творческого потенциала учащихся, противостоят теории, опирающиеся на деятельностный подход. К ним относятся теория проблемного обучения (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин. Н.Ф.Талызина и др.), теория учебной деятельности (В.ВДавыдов, Д.Б.Эльконин и др.)[19, С. 101].
      Заметное  влияние на развитие и совершенствование  учебного процесса в вузе способны оказать развивающиеся информационно-коммуникационные технологии, которые обеспечивают дидактические возможности представления различного вида информации в программных средствах учебного назначения; стали возможны любые сочетания звука, изображения, эффекты моделирования, работа в диалоговом режиме, различные манипуляции с графикой и текстом, сочетание иллюстраций и графических способов изображения.
      Опорные сигналы - весьма оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.
      Логика  построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе преподавателя, служат образцом, на основе которого формируются эти приемы у обучаемых. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин), ориентирует школьника на краткое и точное изложение сущности усваиваемых знаний.
      «Начнем с самого простого: буква в слове  – это опорный сигнал. Если бы она существовала сама по себе, независимо от всех остальных, то тогда бы ее следовало назвать просто сигналом. Но в том-то и дело, что, составляя слово, мы опираемся на каждую уже написанную и на все вместе, помним о них. Буква – опора. Буква – сигнал. Но разве только буквы! Опорные сигналы – это и слоги, и слова, цифры и числа, формулы и правила, да разве все перечислишь? Вот и получается, что в памяти каждого современного человека хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих ему восстанавливать при необходимости усвоенную информацию. Известны и специальные мнемонические приемы, своеобразные опорные сигналы, которые придуманы для того, чтобы облегчить запоминание. “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Кто не обращался к этой фразе, чтобы точно воспроизвести порядок цветов в радуге? Информацию можно закодировать и более экономным способом, например с помощью аббревиатур [25, С. 85].
      Действительно, применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее понятую  информацию. Но чтобы определенный значок стал для обучаемого опорным  сигналом, связанная с ним информация должна быть понята. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания каждым обучаемым данного фрагмента.
      Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов как из кирпичиков. Он помогает обучаемому воспринимать какую-либо тему целостно благодаря тому, что связи между отдельными элементами после расшифровки преподавателя становятся понятными.
      Основные принципы составления опорного конспекта:
    Лаконичность (300–400 печатных знаков).
    Структурность (4–5 связок, логических блоков).
    Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
    Унификация печатных знаков.
    Автономность (каждый из 4–5 блоков должен быть самостоятельным).
    Ассоциативность.
    Доступность воспроизведению.
    Цветовая наглядность и образность.
      В системе В.Ф.Шаталова новый теоретический  материал крупными блоками (охватывающими  материал 2-3 и более параграфов учебника) вводит сам преподаватель. Он раскрывает его содержание, включая, где это возможно, опыты, различные средства конкретизации. Яркость, высокая эмоциональность, насыщенность живыми примерами такого рассказа сочетаются со строгой логикой изложения, с акцентированием внимания на методах познания, способах решения поставленной проблемы, поскольку последние наряду с предметным содержанием являются объектом усвоения.
      Образовательная модель известного педагога-новатора Виктора Федоровича Шаталова находится  сегодня в центре полемики, можно  ли считать данную методику технологией обучения.
      Согласно  мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методическим требованиям, а именно:
      Концептуальность: должна быть присуща опора на определённую концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения определённых целей.
      Системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
      Управляемость: представляет возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
      Эффективность: современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.
      Воспроизводимость: подразумевает возможность применения педагогических технологий (повторения, воспроизведения) в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами. [16, С. 399]
      Результаты  исследования показали, что образовательная  модель Шаталова соответствует всем критериям технологичности учебно-воспитательного  процесса.
      Концептуальную основу образовательной модели В.Ф. Шаталова составляет идея о том, что эффективная технология обучения позволяет раскрыть потенциал каждого обучаемого за счет активизации работы психофизиологических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а также создания благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности.
      Основной  целью образовательной модели В.Ф. Шаталова является, перефразируя В. Дьяченко, «раскрытие миллионов талантов» путем использования приемов интенсивного обучения, в результате чего обучаемые начинают ощущать себя не только и не столько объектами, сколько субъектами учебно-воспитательного процесса.
      Диагностическое целеполагание – как неотъемлемый элемент технологии обучения – в образовательной модели Шаталова определяется как гарантированное каждому обучаемому знание предмета в соответствии с Государственным образовательным стандартом. На его основе проектируется процесс обучения, проводится поэтапная диагностика и коррекция учебно-воспитательного процесса.
      Системность образовательной модели В.Ф. Шаталова обусловлена взаимосвязью всех ее частей и логикой учебно-воспитательного процесса.
      Основные  категории технологии обучения В.Ф. Шаталова – опорные сигналы и опорные конспекты – основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Управление учебно-воспитательным процессом базируется на категориях «оценка», «повторение», «контроль» и «самоконтроль».
      Учет и оценивание знаний в технологии обучения В.Ф. Шаталова играет не только диагностическую, но и в огромной мере психологическую, мотивационную, воспитательную роль.
      О воспроизводимости, эффективности  и жизнеспособности данной технологии обучения свидетельствует опыт многих педагогов, использующих ее в преподавании самых разных предметов: не только физики и математики, но и химии, и русского языка, истории и даже музыки и мировой художественной культуры.
      Результаты  исследования дают основание сделать  вывод о том, что образовательная  модель В.Ф. Шаталова соответствует  всем критериям технологичности учебно-воспитательного процесса и является, таким образом, эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современному образованию.
     Система обучения В.Ф. Шаталова, своеобразие  которой обеспечивается совокупностью многих элементов, направлена на прочное усвоение и оперативное применение знаний. К таким элементам относятся: раннее введение теоретических знаний; предъявление учебного материала крупными блоками; опорные конспекты с опорными сигналами; сначала – развернутое полное изложение материала, затем – краткое («свернутое») повторное изложение, при котором особый акцент делается на основные теоретические положения, новые понятия, связи между ними; своеобразная и «многоформная» система контроля знаний учащихся: частота и многообразие вариантов опроса при ограниченном времени, открытые листы контроля с «принципом открытой перспективы» как мощный фактор, побуждающий школьников к регулярной работе над учебным материалом.
      На  основе вышеперечисленных принципов нами были разработаны мультимедиа лекции с использованием опорных сигналов в виде различных схем и таблиц для учебной дисциплины «Технология и предпринимательство» раздел «Теоретические основы методики преподавания технологии». 

      Выводы. Произведенный анализ состояния развития  и современного состояния компьютерных технологий в сфере образования дает основание сделать следующий вывод: научно-технический процесс коренным образом изменяет средства обучения, предлагает широчайший выбор новейших достижений в этой области, созданных на основе технологических концепций XXI в. Компьютер, как и другие информационно емкие носители, должен выполнять сугубо вспомогательные функции предоставления по возможности объективной, «бесстрастной» учебной информации, которая должна помочь педагогу и обучающемуся, не отклоняясь от целей и ценностей образования, его высших культурообразующих и менталесозидательных функций, получить ту систему аргументов, которые способствуют достижению именно этих целей.
      На  основе анализа литературы по теме исследования  нами были определены следующие принципы разработки метода опорных сигналов:
    Лаконичность (300–400 печатных знаков).
    Структурность (4–5 связок, логических блоков).
    Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
    Унификация печатных знаков.
    Автономность (каждый из 4–5 блоков должен быть самостоятельным).
    Ассоциативность.
    Доступность воспроизведению.
    Цветовая наглядность и образность.
      Сущность  данного метода заключается в том, что применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее понятую информацию. Но чтобы определенный значок стал для обучаемого опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания каждым обучаемым данного фрагмента.
      Таким образом, сохраняя коллективную подачу основ знаний (опорных сигналов), мы усиливаем индивидуализацию обучения, что ведет к резкому возрастанию качества знаний обучающихся.
 

    2.   РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИА ЛЕКЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
     2.1. Анализ учебной  и методической  литературы 

     Особую  важность имеет научно-методическое обеспечение преподавания учебной дисциплины «Методика преподавания технологии и предпринимательства». В ходе подготовки к занятию преподавателю приходится постоянно решать вопросы, связанные с подбором и постоянного обновления теоретического материала.
     Методической  литературы по данной дисциплине не так  уж и много. Долгое время основным учебным пособием является «Методика  преподавания технологии с практикумом» Г.И. Кругликова. Пособие состоит из трех разделов. В первом освещены общие вопросы методики трудового обучения в общеобразовательной школе. Во второй части пособия содержится материал, раскрывающий организационно-технические условия обучения технологии. В третьем разделе пособия раскрыто содержание лабораторно-практических занятий как по изучаемой дисциплине так и по ведению уроков технологии, сформулированы задачи педагогической практики, даны рекомендации по выполнению курсовой работы.
     Однако  время не стоит на месте, наука  развивается, появляются новые педагогические технологии, стандарты, методики, программы по технологии постоянно обновляются. Конкретные рекомендации по этим вопросам можно найти, например, в журнале «Школа и производство», на различных Internet - сайтах, выпускается большое количество книг по педагогике.
     Нельзя не отметить учебное пособие Захаровой И.Г. «Информационные технологии в образовании». В данном пособии представлена классификация программных средств информационных технологий обучения (ИТО) с позиций дидактики. Рассмотрены принципы и возможные пути интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс. Даны практические рекомендации по применению гипертекстовой технологии для создания гипертекстовых электронных учебников и авторских образовательных Web-сайтов силами педагогов.
     Рассмотренные в процессе подготовки дипломной работы теоретические и методические источники указаны в списке литературы, использованы при разработки лекций. 

     2.2. Проектирование описательного  учебного текста  лекции 

     Приступая к педагогическому проектированию дисциплины и ее теоретической лекционной части, т. e. курса лекций, преподаватель, прежде всего, отбирает из соответствующей науки ту необходимую и достаточную информацию, без которой чтение курса невозможно, — так называемый базис дисциплины. Затем пишет тематический план лекций в логической последовательности. Далее составляется рабочая программа в соответствии с требуемыми профессиональными умениями и навыками, которые необходимо сформировать у студентов в процессе изучения дисциплины, в ней планируются и практическая часть курса (формы, содержание) и формы контроля.
     Учебный текст строится на основе реферативно переработанных научных текстов, системно изложенных. Лекция представляет собой звено единой замкнутой системы, состоящей из модулей. Целое и его части связаны между собой так, что не могут существовать друг без друга — система распадется, перестанет быть таковой. Системные связи суть структурно-логические связи элементов системы в их взаимодействии и взаимообусловленности. В тексте каждой лекции существуют внутренние системные связи между ее разделами, представляющими дидактические блоки. В каждом блоке заключено несколько дидактических единиц (явление, закон, факт и т.д.), которые в свою очередь могут быть расчленены на графы, степень сложности которых зависит от уровня понимания и трудности материала. Через графы (наименьшие единицы информации) реализуется принцип понятности.
     Существует  определенная методика проектирования учебно-описательного текста. Прежде всего задается язык описания. Преподаватель разрабатывает вербальный текст лекции, проектирует графический текст, число и виды формул. Он четко должен спланировать, где, когда, сколько, какие формулы, схемы и графики следует предъявить аудитории в подтверждение и доказательство вербальной информации.
     Особое  внимание следует уделять выводам в конце раздела и итоговым выводам в конце лекции. В текст следует включить контрольные вопросы к узловым моментам лекции, дидактическим блокам и единицам, предлагаемым студентам для активного усвоения. Вопросы могут иметь проблемный характер, могут иметь вид теста, предполагающего выбор правильного ответа, или ответы типа «да - нет».
     Принцип наглядности реализуется в процессе чтения лекции, однако лектор при проектировании текста должен запланировать все средства визуализации информации, будь то TCO (слайды, «Лектор»), схемы, плакаты, планшеты, раздаточный иллюстративный материал или вербальные средства (примеры, аналогии, сравнения и т. п.), их форму, количество, очередность демонстрации. Следует также решить заранее, когда применять TCO, требующие зашторивания аудитории, так как недостаток освещения затрудняет конспектирование.
     Лингвистические параметры лекции можно свести к следующим главным требованиям: текст лекции должен быть предельно насыщен смыслом, не допускать разночтений. Все незнакомые слова и термины нужно объяснять аудитории. Не следует перенасыщать его терминологией и иностранными словами, «наукообразность» языка затрудняет смысл сказанного, вынуждает слушателей вначале расшифровывать информацию, чтобы понять ее. Текст лекции должен быть логичен, ясен и прост и вербальными средствами реализовывать дидактические принципы системности, информативности, иллюстративности, понятности. Следует помнить о том, что учебная лекция — это канва, опорный материал, с которым обучаемый может творчески работать. Лекционный курс представляет тот минимум спрессованной и систематизированной информации, которая дополняется практическими занятиями и самостоятельной работой студентов [9, С. 147]. 

    2.3. Подбор и систематизация  материала
     2.3.1. Принципы трудового и профессионального обучения. 

     Закономерности  процесса обучения находят свое конкретное выражение в его принципах. Исходные дидактические положения, которые  отражают протекание объективных законов  и закономерностей процесса обучения, определяют его направленность на развитие личности, – это и есть принципы обучения. В них раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им, они определяют позиции и установки, с которыми учителя подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.
     Знание  принципов обучения дает возможность  организовать учебный процесс в  соответствии с его закономерностями, обоснованно определить его цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем эти принципы позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.
     Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые  выступают общими для организации  учебного процесса во всех типах образовательных  учреждений.
     Принципы  обучения являются исторически преходящими. По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые.
     Я.А. Коменский, следуя своей идее природосообразности  обучения, отмечал, что как в природе  вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни – детстве, утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно их способностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность.
     Спустя 150 лет А. Дистервег сформулировал  принцип природосообразности, суть которого, по его мнению, состоит в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка. Вместе с тем он выдвинул и принцип культуросообразности, заключающейся в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура.
     Наиболее  полно принципы обучения сформулированы К.Д. Ушинским:
    обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);
    обучение должно вестись природосообразно, в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
    порядок и систематичность – одно из главных условий успеха в обучении, школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;
    обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;
    обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;
    преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.
     Количество  и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин  и др.). Эта работа продолжается и  сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.
     Образовательная область технологии при разработке своего содержания руководствуется  рядом принципов, основными из которых  являются принцип политехнизма. Политехнический принцип предполагает знакомство учащихся с многообразием техники, технологий, профессий, а это значит, что у учащихся формируются знания в области использования различных инструментов, механизмов. Знакомятся с основами профессий, в первую очередь с востребованными и со специфическими.
     Принцип научности: содержание обучения должно строиться на научной основе, дети изучают не устаревшие операции и приемы обработки материалов, а современные, основанные на научных данных, при этом детям сообщаются сведения о развитии технологического процесса обработки, рекомендуется использовать современные материалы, приспособления и инструменты.
     Имея  прямое отношение к содержанию образования, принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ и учебников, при построении учебного процесса – использования дополнительного материала, содержащего сведения о глобальных проблемах и современных достижениях. Последовательное осуществление принципа научности означает ориентацию процесса обучения на формирование у учащихся концептуального видения мира и создание его адекватного и реалистического образа.
     Принцип научности имеет отношение и  к методам обучения. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, креативного и дивергентного мышления, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствует использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций личностного выбора, специальное обучение умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, вести научную дискуссию, доказывать свою точку зрения, работать с учебной и научной литературой.
     При реализации принципа научности проявляются  два диалектических противоречия. Первое связано с тем, что, с одной стороны, знания нужно доводить до научных понятий, а с другой, они должны быть доступны. Второе противоречие обусловлено тем, что в процессе обучения дается «готовый» материал, не являющийся дискуссионным, а в науке в отношении тех или иных вопросов существуют различные трактовки.
     Принцип доступности: каждому возрастному этапу характерен свой уровень развития, как физический, так и интеллектуальный и эмоциональный.
     Возрастной  подход предусматривает знание уровней  актуального психического и личностного  развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. Эффективность учебной деятельности снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры обучения отстают от возрастных возможностей учащихся или опережают их.
     Каждому возрастному этапу развития соответствуют  определенные сдвиги в психическом и личностном развитии. Они являются общими для той или иной социальной общности. Вместе с тем развиваются специфические, индивидуальные особенности, которые, суммируясь, приводят к новообразованиям. Причем с возрастом большее значение приобретают индивидуально-типологические различия. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в которых происходит формирование личности.
     Принцип доступности требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности младших школьников, предоставление самостоятельности и инициативы подросткам и старшим школьникам. В соответствии с этим принципом должны учитываться индивидуальные характеристики темперамента, характера, способностей, воли обучаемых.
     Принцип наглядности предполагает сопровождение рассказа демонстрацией предметов, материалов, процессов изготовления, приемов работы и операций. При этом на уроках технологии необходимо как можно шире использовать таблицы, схемы, чертежи и по возможности видео. Чем больше задействовано органов чувств, тем прочнее знания. Нет возрастных и индивидуальных особенностей.
     Исследования  показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно  повышает уровень усвоения. Так, эффективность  слухового восприятия информации составляет 15% , зрительного – 25% , а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65% [19, С. 82].
     Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного  к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т. п.
     Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий: слайдов, карт, схем и т. п. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. Чем менее знакомы обучаемые с изучаемыми явлениями, тем важнее роль наглядности. По мере возрастания абстрактности в обучении необходимо использовать разные виды наглядности: естественную (предметы объективной реальности и действия с ними), экспериментальную (опыты, эксперименты), объемную (макеты, фигуры), изобразительную (картины, фотографии, рисунки), звукоизобразительную (кинофильмы, телепрограммы), звуковую (магнитофонные записи), символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы), словесную (образные словесные описания событий, фактов, действий). В использовании наглядности важно чувство меры, так как увлечение ею может задерживать развитие абстрактного мышления обучаемых.
     Реализация  принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, для демонстраций кинофильмов и видеофильмов, использования телевидения.
     Принцип единства обучения и  воспитания. Ни один другой предмет не способствует развитию личностных качеств человека. Обучая ребенка, мы в нем воспитываем трудолюбие, терпение, критическое отношение, самостоятельность, ответственность, упорство, творчество, умение работать в коллективе: подчиняться и руководить.
     Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования, его разносторонности, гуманитарной направленности и научности. Усвоение учебного материала не только развивает познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.
     Принцип единства обучения и воспитания предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности, непослушанию обучаемых. Требовательность является своеобразной мерой уважения личности. А.С. Макаренко подчеркивал, что к человеку нужно предъявлять как можно больше требований, но вместе с тем и как можно больше уважения. Воспитательный потенциал требовательности возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями процесса обучения, задачами развития личности. Но какой бы оправданной и справедливой ни была требовательность, она не принесет пользы, если нереалистична, невыполнима, не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности ученика.
     Воспитывающий потенциал обучения возрастает, когда  наблюдается согласованность в  стратегиях и тактиках учителей-предметников, воспитателей, администрации образовательного учреждения и родителей. Если воспитательные воздействия в процессе обучения будут несбалансированными, негармонизированными, а разнонаправленными, иногда и противоположными, то учащийся приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком произвольно.
     Принцип систематичности  обучения. Обучение должно вестись в определенной системе. Нельзя вести случайно, занятия должны проводиться регулярно и по плану, в противном случае затрудняются контрольные мероприятия, падает интерес.
     Последовательность  и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира. Прежде всего это обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей.
     Развитие  системного подхода к обучению позволило более четко структурировать учебный материал, создать комплекты учебных и наглядных пособий по изучаемым учебным предметам. Системное структурирование требует вычленения в изучаемом материале ведущих понятий и категорий, установления их связей с другими понятиями и категориями (причинных, функциональных и др.), раскрытия их генезиса.
     Наличие многопредметности, различных видов  обучающих практик вызывает необходимость  их иерархизации, т. е. выстраивания в  зависимости от степени сложности. Поэтому процесс обучения должен проводиться строго последовательно, с соблюдением правила идти «от незнания к знанию, от неумения к умению». Об этом образно писал Я.А. Коменский: «Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно... Так подвигается вперед и тот, кто строит дом. Он начинает не с крыши и не со стен, а с фундамента.
     А заложив фундамент, не покрывает  его крышей, а воздвигает стены. Словом, как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе»[18, С. 78].
     В образовательной практике принцип  систематичности реализуется в  процессе тематического планирования, когда педагог намечает последовательность изучения разделов, тем, вопросов, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации процесса обучения, планирует усвоение, повторение, закрепление и формы контроля. При поурочном планировании учитель располагает содержание темы таким образом, чтобы исходные понятия изучались ранее, а тренировочные упражнения следовали бы за изучением теории.
     Принцип от простого к сложному. Доступность материала является таким же важным условием успешного учебного процесса, как и наглядность. Были сформулированы следующие дидактические правила.
     1. В обучении следует переходить от того, что ученику близко, к тому, что до сих пор было ему чуждо.
     2. В обучении следует переходить от легкого к более трудному.
     3. В обучении следует переходить от уже известного к новому, неизвестному.
     4. В процессе обучения нужно учитывать различия в скорости индивидуальной работы и в продвинутости в учебе отдельных учащихся.
     Рассматриваемый принцип предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы у  учащихся появилось желание преодолеть трудности и пережить радость  успеха, достижения. Это помогает им снять повышенную тревожность и неуверенность в успехе при решении учебных задач.
     Принцип доступности обучения требует осмысления проблемы трудности и объема учебного материала, подлежащего усвоению. Трудность  определяется степенью предсказуемости  или непредсказуемости последующего элемента, а объем – количеством относительно самостоятельных элементов. Вот почему реализация доступности обучения во многом зависит от уровня методической подготовленности педагога, от его умения обоснованно построить изучение основных понятий и категорий с целью их последующего углубления и категоризации мышления. В то же время нельзя согласиться с утверждением известного американского педагога и психолога Дж. Брунера, что нет трудного материала, а есть трудные методики преподавания и что любой материал можно преподнести в доступной форме (например, элементы высшей математики в начальной школе).
     Традиционная  дидактика в целях обеспечения  доступности при изложении учебного материала и организации учебной  деятельности рекомендует идти от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от известного к неизвестному, от фактов к обобщениям. Однако этот же принцип в другой дидактической системе реализуется иначе: начинают не с простого, а с общего, не с близкого, а с главного, не с элементов, а со структуры, не с частей, а с целого.
     Единство  теории и практики. На занятиях, выдавая практическое задание, учитель опирается на конкретные теоретические положения.
     Этот  принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.
     Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена  тем, что практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности. Изучение теории может опираться на имеющийся у воспитанников опыт. Например, изучение тригонометрических зависимостей между сторонами и углами приобретает особый смысл, если оно преследует цель определения расстояний до недоступных объектов.
     Связь ведущей роли учителя  и самостоятельности  учащихся. Разработка  данного принципа выработала ряд дидактических правил.
     1. Учитель должен знать индивидуальные интересы учащихся и развивать их таким образом, чтобы во все большей мере учитывались объективные потребности общества.
     2. Учитель должен ставить учеников в ситуации, требующие от них умения анализировать.
     3. Учитель должен создать условия, содействующие приобщению учеников к коллективным формам работы.
     Учащиеся  должны осознавать технологию учения и владеть приемами учебной работы, оценивать их продуктивность и возможность  применения. Данный принцип требует  от обучаемых аргументированности  и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения, так как недостаточная осмысленность любого из этапов учебной деятельности может сделать этот процесс неуправляемым, вызвать отключение от выполнения необходимых учебных действий, овладение которыми является базой для следующих. В случаях затруднений осмысления учениками учебной деятельности и своего продвижения в ней педагог должен дать аргументированные разъяснения, провести повторную отработку действий, показать вариативные способы и приемы решения учебных задач.
     Реализация принципа сознательности и творческой активности обучаемых предполагает развитие их инициативы и самодеятельности. Педагог должен поддерживать желание учащихся выполнять учебные задания по-своему, должен стремиться к тому, чтобы они занимали в актах учебного взаимодействия субъективную позицию. Этому способствует применение в учебном процессе различных форм самоуправления. Однако сначала обучаемые должны освоить опыт самоуправления учебной деятельностью, т. е. умение принимать самостоятельные решения, делать целесообразный выбор и прогнозировать свое продвижение в обучении. Для этого педагог должен иметь представление о возможных формах самоуправления в учебном процессе, уметь изменять стиль взаимодействия с обучающимися, расширяя его демократические формы в связи с развитием у них самостоятельности как личностного качества. Отказ от чрезмерной регламентации поведения и деятельности учащихся, от ненужной опеки и лишнего администрирования является необходимым условием реализации идеи самоуправления в обучении.
     Из  вышеизложенного следует вывод: принцип – это общие основные требования и направляющие положения, они служат главным ориентиром учителя технологии при планировании, организации и анализа обучения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.