На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Внешняя задолженность

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Внешняя задолженность - сумма финансовых обязательств государства по иностранными займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.
    Суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий государственный внешний долг (накопленный), который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы 

    Государственные заимствования осуществляются в виде
    ·    государственных займов
    ·    прямых кредитов
    Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство государства, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока — и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами.
    Прямые  кредиты государству могут быть предоставлены как обычным заемщикам: любым банком (в том числе и  зарубежным) на рыночных условиях, международными финансовыми организациями либо правительствами других стран. 

    Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. 

    Исходя из критериев цели привлечения и использование средства, внешний долг делится на такие группы: 
1. Кредиты, привлеченные с целью финансирования дефицита государственного бюджета и поддержку платежного баланса страны; 
2. Связанные кредиты, предоставленные в рамках межгосударственных и межправительственных договоренностей; 
3. Инвестиционные кредиты, привлеченные субъектами хозяйственной деятельности, которые продают  под государственные гарантии; 
4. Долгосрочные негарантированные кредиты, привлеченные негосударственными заемщиками в рамках собственных проектов развития.
 

    Согласно федеральному закону «О бюджетной классификации российской федерации» от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ сейчас действуют два вида официальной классификации государственного долга России: одна – в отношении внутреннего долга, вторая – в отношении внешнего долга и внешних активов.
    Соответственно, государственный долг может  ыть внутренним и внешнимГосударственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом – обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. 

    Государственный внутренний долг классифицируется на отдельные виды по следующим признакам:
    ·   вид займа,
    ·   вид государственной ценной бумаги,
    ·   причина появления задолженности,
    ·   источник заимствований,
    ·   форма государственных долговых обязательств.
    В зависимости от вида займов выделяются, например, следующие виды долгов: Целевой заем 1990 года, Государственный внутренний заем РСФСР 1991 года, Государственный сберегательный заем.
    По  видам ценных бумаг выделяются, в частности, следующие долги: Казначейские обязательства, Государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом, Государственные краткосрочные облигации, Государственные казначейские векселя.
    В зависимости от причины  появления задолженности в качестве самостоятельных видов долгов в числе других отражены: Государственный внутренний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, Задолженность Пенсионному фонду РФ по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий, Задолженность по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком РФ странам СНГ.
    По источникам заимствований в составе внутреннего долга выделяются, например, Задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991-1994 годах, включая задолженность по процентам, Задолженность по векселям Агропромбанку.
    Наконец, в зависимости от формы государственных обязательств выделяется такой вид долга, как Государственные гарантии.
    Государственный внешний долг и  внешние активы РФ Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» (1996 г) классифицируются по трем признакам:
    ·    характер государственной кредитной деятельности,
    ·    субъект кредитной деятельности,
    ·    тип кредитора или заемщика.
    ·    В соответствии с этими признаками внешний долг и активы РФ подразделяются на следующие виды:
    ·    Внешний долг Союза ССР, принятый Российской Федерацией, Внешний долг Российской Федерации,
    ·    Внешний долг перед Союзом ССР,
    ·    Внешний долг перед Российской Федерацией,
    ·    Чистая внешняя задолженность Российской Федерации.
    При этом внешние долги России и перед Россией, а также чистая внешняя задолженность России учитываются в разрезе международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм.
    Внешние долги Союза ССР и перед  Союзом ССР учитываются только в разрезе правительств иностранных государств и иностранных коммерческих банков и фирм, поскольку Советский союз не имел отношений с международными финансовыми организациями.
    Согласно  приказу Минфина РФ от 6 января 1998 г. № 1н «О Бюджетной классификации РФ» государственный внешний долг РФ с 1 января 1998 г. классифицируется по единственному признаку — тип кредитора. В соответствии с этим приказом Минфин РФ выделяет долги по кредитам, полученным:
    ·    от правительств иностранных государств,
    ·    от иностранных коммерческих банков и фирм,
    ·    от международных финансовых организаций. 

    Суверенный долг-Это, в принципе, то же самое что и гос.облигация, только выписанная в инностранной валюте. Насколько мне известно, других отличий от обычной гос.облигации эта облигация не имеет.(долг независимого государства)
    Облига?ция (лат. obligatio — обязательство; англ. bond — долгосрочная, note — краткосрочная) — эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от эмитента облигации в оговоренный срок её номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право владельца на получение фиксированного процента (купона) от её номинальной стоимости либо иные имущественные права.
    Экономическая суть облигаций очень похожа на кредитование. Облигации позволяют планировать как уровень затрат для эмитента, так и уровень доходов для покупателя, но не требует оформления залога и упрощает процедуру перехода права требования к новому кредитору. Фактически, на рынке облигаций осуществляются средне- и долгосрочные заимствования, обычно сроком от 1 года до 30 лет.
 

    Классификация государственного и муниципального долга может проводиться по разным признакам. Обычно используются следу-ющие: экономический признак (степень охвата совокупности обязательств), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак. 
 
В зависимости от степени охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) государственный и муниципальный долг подразделяется на капитальный, основной и текущий. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных органами власти и органами местного самоуправления долговых обязательств и гарантированных ими обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг — это номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами власти долговых обязательств и гарантированных ими заимствований других лиц. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами власти, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. 
По типу заемщика долг делится, например в России, на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг. Государственный долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств с учетом того, что долговые обязательства бывшего СССР включаются в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией. 
Долг органов государственный власти и органов местного самоуправления может существовать в форме государственных и муниципальных займов, кредитных соглашений и договоров, договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, договоров о предоставлении государственных и муниципальных гарантий, соглашений и договоров, в том числе международных, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет (ст. 97—100 БК РФ). 
По срокам долговые обязательства подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет). В России сроки погашения долговых обязательств ограничены для Российской Федерации и субъекта РФ тридцатью годами, а для муниципального образования — десятью. 
В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним. Российское бюджетное законодательство в основу деления долга на внутреннюю и внешнюю части закладывает признак валюты, в которой выражены долговые обязательства. Однако Международный валютный фонд и экономически развитые страны проводят деление долга в зависимости от типа кредитора (резидент или нерезидент) и рынка заимствований (внутренний или внешний рынок). 
В Российской Федерации сейчас действуют два вида бюджетной классификации долгов: одна - в отношении внутреннего долга, вторая - в отношении внешнего долга и внешних активов . В составе государственного и муниципального внутреннего долга выделяются отдельные его виды по следующим признакам: вид займа, вид ценной бумаги, недофинансирование из бюджета как ос-нова признания задолженности, источник заимствований, вид долговой деятельности, форма долговых обязательств. 
В зависимости от вида займов выделяются, например, такие виды долгов, как целевой заем 1990 г., государственный внутренний заем Российской Федерации 1991 г., государственный сберегательный заем. 
По видам ценных бумаг выделяются, в частности, следующие долги: казначейские обязательства, государственные краткосрочные облигации, государственные казначейские векселя. 
Недофинансирование из бюджета стало основой появления, например, таких самостоятельных видов долгов, как задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в векселя Минфина РФ; задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в векселя Минфина РФ; задолженность предприятиям топливно-энергетического комплекса и другим отраслям промышленности. 
По источникам заимствований в составе внутреннего долга выделяется, например, задолженность по авалированным векселям Агропромбанку. 
В зависимости от вида долговой деятельности выделяются такие долги, как государственные гарантии; государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации; муниципальные гарантии. 
Наконец, по форме долговых обязательств в качестве самостоятельных видов внутренних долгов выделяются кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации; кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации; кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования. 
Государственный внешний долг и государственные внешние активы группируются по следующим признакам: характер государственной кредитной деятельности, субъект кредитной деятельности, тип кредитора или заемщика, форма долговых обязательств и вид займа. 
В результате последовательного применения этих признаков в составе долгов России выделяются: государственный внешний долг Российской Федерации, внешний долг субъекта Российской Федерации, внешний долг перед Российской Федерацией. При этом внешние кредиты, привлекаемые Российской Федерацией, подразделяются на: кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных финансовых организаций, кредиты Центрального банка РФ. Для субъектов РФ возможность привлечения кредитов от правительств иностранных государств и Банка России не предусмотрена. 
 
Государственные внешние займы Российской Федерации подразделяются на еврооблигационные займы и внутренний государственный валютный заем (облигации этого займа впервые отнесены на внешний долг по состоянию на 1 января 1999 г.), а внешние займы субъекта РФ представлены государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации, выраженными в иностранной валюте. 
 
Наконец, внешний долг перед Россией в зависимости от типа заемщика делится на долг правительств иностранных государств и долг иностранных коммерческих банков и фирм. 

 

     Проблема внешней задолженности РС: масштабы, основные причины, пути решения проблемы 

    O            Общая информация
    Кризис  внешней задолженности начался  с августа 1982 г., когда Мексика оказалась не в состоянии выплачивать свою задолженность иностранным коммерческим банкам. Тогда же ряд латиноамериканских стран объявил о прекращении части своих платежей по долгам. Кризис внешней задолженности быстро распространился на большое число государств и превратился из регионального в мировое явление. В качестве должников в него было вовлечено 73 РС. На них приходилось почти 59% всего долга РС, 46% совокупного ВВП РС и 33,45 совокупного экспорта РС. Общая сумма долга составила $1,2 трлн. Мировое сообщество было потрясено.  

    O            Причины возникновения долгового кризиса  

    Появлению кризиса международной задолженности способствовал целый ряд факторов:
    1. До середины 70-х годов основными  внешними источниками финансовых ресурсов развивающихся стран выступали официальная помощь, частные прямые капиталовложения и экспортные кредиты. Отдельные крупные банки, обычно британские, имели спорадические кредитные отношения с развивающимися странами. Со второй половины 70-х годов роль этих источников кредитования значительно снизилась, а доля банковских источников возросла. Начался резкий рост кредитов ТНБ. Займы предоставлялись индивидуальными кредиторами или синдикатами в основном из Великобритании, Германии, позже из Канады, Японии, Франции.
    Поскольку кредиты предоставлялись государственным  институтам или под государственные  гарантии, ТНБ считали, что платежеспособность заемщиков обеспечивается всей экономической силой государства.
    2. Десятикратный рост цен на нефть в конце 1973 г. вызвал увеличение дефицитов платежных балансов по текущим операциям нефтеимпортирующих стран, особенно развивающихся. Поэтому ТНБ стали осуществлять рециклирование положительного сальдо платежных балансов стран ОПЕК.
    В то же самое время многие традиционные клиенты западных стран уменьшили спрос на еврокредиты под влиянием структурных изменений, происшедших в связи с резким повышением цен на нефть. Все  эти факторы, вместе взятые, создали увеличение возможностей для предоставления займов развивающимся странам со стороны ТНБ.
    3. Резкий спрос на кредиты со  стороны развивающихся стран  в определенной мере был связан  со структурными сдвигами в мировой экономике. Перенос ТНК в развивающиеся страны ряда традиционных производств вызвал в отдельных  странах Третьего мира подъем инвестиционного спроса.
    4. Условия новых займов, предоставляемых  ТНБ развивающимся странам, стимулировали увеличение спроса на кредиты. Реальные учетные ставки на эти займы в течение 1972—1976 гг. были отрицательными. Подобное движение учетных ставок повышало заинтересованность заемщиков в получении кредитов, особенно на короткий срок.
    5. В начальной стадии развития  процесса кредитования со стороны  ТНБ не уделялось достаточно внимания тому, как использовались займы нефтеимпортирующими странами, полагая, что новые должники развиваются успешно. Считалось, что экспортные доходы нефтеимпортирующих развивающихся стран будут быстро расти, создавая условия для обслуживания долга. Но в период нестабильности валютных курсов, сильной инфляции и спада деловой активности использование займов ослабляло способности приспособления нефтеимпортирующих стран к новой экономической обстановке.
    6. Во многих случаях мобилизуемые  на рынках ссудного капитала средства использовались на финансирование текущих расходов правительств и корпораций, на оплату старых долгов. По отдельным оценкам около 80% заимствований развивающихся стран в 1973 — 1982 гг. пошло на компенсацию повышения цены нефти и резких колебаний их экспортных доходов, а также на обслуживание растущего долга. Выбор в пользу увеличения внешнего долга, дающий возможность ускорения экономического развития в условиях «дешевого» кредита, позволял правящим кругам избегать принятия трудных решений, затрагивающих интересы олигархических групп.  

    Именно  эти обстоятельства существенно  увеличивали спрос на ссудный  капитал на международных рынках со стороны развивающихся стран после резкого повышения цен на нефть. Тяжесть заимствования этих государств на международных рынках капитала стала очевидной уже в 1978—1982 гг., хотя суммы привлеченных средств в 70-е годы удвоились с 21 млрд. до 44 млрд. долл. в среднем в год, основные платежи и выплаты процентов банкам более чем утроились. В результате чистые поступления финансовых средств в развивающиеся страны сократились.  

    7. Нарастание тяжести долгового  бремени в конце 70-х годов дополнилось изменением воспроизводственных процессов в мировом хозяйстве под влиянием среднесрочного цикла экономического развития и изменения ценовых пропорций на мировом рынке. Начало 80-х годов совпало с выплатой основной части задолженности развивающихся стран. Для большинства развивающихся стран отношение текущих платежей по долгам (проценты и подлежащая погашению часть основного долга) к их доходам от экспорта поднялась примерно с 10% в середине 70-х гг. до 40% и более.
    8. Одна из причин обострения  проблемы выплат долгов — предоставление большей части займов в американских долларах (65—76% в 1974—1984 гг.). В условиях завышения курса доллара в начале 80-х годов развивающиеся страны должны были тратить значительно больше, чем раньше, собственных средств на платежи по обслуживанию долга.
    9. Возрастание выплат по международной задолженности значительно повысило вновь спрос на кредиты, но уже для оплаты долгов. Однако банки резко сократили предоставление новых ссуд развивающимся странам. Они были напуганы перспективой неплатежей вследствие ухудшения ликвидности государств Третьего мира. Экономический кризис 1980—1982 гг. в ведущих странах Запада привел к абсолютному сокращению мировой торговли и сокращению спроса на товары развивающихся стран. В этот период резко возросли учетные ставки в США — в реальном исчислении до 7—10%. Определяющей чертой в движении международного ссудного капитала стал его огромный приток в США. Для развивающихся стран это означало не только уменьшение возможностей в получении новых финансовых средств, но и резкое повышение выплат процентов по старым долгам — в 3,5—4 раза. В результате целый ряд развивающихся стран оказался не в состоянии обслуживать свою внешнюю задолженность. В конце 1982 г. 34 страны просрочили платежи по задолженности. В их числе оказались крупнейшие должники — Аргентина, Бразилия, Чили, Эквадор, Мексика, Румыния, Уругвай, Югославия.
    10. Образованию кризиса внешней  задолженности в ряде стран  способствовало бегство капитала за границу. По оценкам только за 1976 — 1985 гг. страны с высокой внешней задолженностью в результате бегства капитала потеряли 200 млрд. долл. Эта сумма составила примерно 50% всех заимствований развивающихся стран за рассматриваемый период. 
    Так, к концу 80-х гг. общая сумма  долга достигла $1,5 трлн., а к 90-м  гг. он вырос стал равен более  $2 трлн. 
    O            Георгафия  
    В географическом отношении основная доля международного банковского кредитования, особенно синдицированных займов, приходилась на страны Латинской Америки — более 50% общего объема. Кредитование стран Восточной Азии и бассейна Тихого океана было стабильным — около 1/4 предоставленных ссуд. Африканские страны получили чуть больше 10% международных банковских займов.
    Среднесрочные синдицированные займы оказались  сконцентрированными на ряде стран. Ведущее место занимали Бразилия и Мексика, на долю каждой приходилось 20% общего объема синдицированных займов за 1974—1982 гг. Вторую группу составили страны, на которые приходилось от 4 до 7% объема займов. В их число входили Аргентина, Индонезия, Филиппины, Южная Корея и Венесуэла. Третью группу — от 2 до 3% объема займов — образовали Алжир, Чили, Китай, Иран, Малайзия, Марокко, Нигерия, Перу, Тайвань, Турция и Югославия. 
    O            Влияние долгового кризиса 
    Долговой  кризис оказал отрицательное влияние на экономическое развитие стран-должников.
    Бремя долгов затормозило экономический рост, привело к росту процентных ставок и вынуждало государство использовать ссудный капитал для финансирования внешних и внутренних дефицитов. Это обычно сокращало возможности расширения капиталовложений.
    В результате в 80-е годы кризисные страны в 2-3 раза отставали по темпам экономического роста от других развивающихся стран, не испытывавших трудностей с обслуживанием внешнего долга, а уровень инфляции у них был выше в 9— 22 раза. 
    O            Современный этап развития проблемы 
    По  прошествии 10 лет с момента начала кризиса задолженности возникает  естественный вопрос, можно ли для описания положения с задолженностью развивающихся стран по-прежнему использовать термин "кризис". Рост задолженности стран-импортеров капитала приостановился в 1987 году, когда общий объем долговых обязательств достиг уровня в 1,2 трлн долларов США, и вновь объем долговых обязательств достиг уровня в 1,2 трлн долларов США, и вновь возобновился лишь в 1990 году. С этого момента темпы роста составляли порядка 5 процентов в год, и в 1992 году общий объем задолженности достиг 1,4 трлн долларов. Поскольку ВНП и экспорт в долларовом выражении росли быстрее, ориентировочные показатели отношения долга к ВНП и долга к экспорту уменьшились по сравнению с их рекордным уровнем. Так, общее отношение долга к ВНП вернулось на уровень 1982 года, а отношение долга к экспорту в 1992 г. на 20 процентов ниже существовавшего в то время уровня.
    Однако  если на общемировом уровне можно, соответственно, говорить о преодолении кризиса, то в отдельных регионах развивающихся стран наблюдается совершенно иная картина.
    Так, в 1992 году наибольшее повышение уровня задолженности произошло в Азии, где в результате широкого доступа  стран региона к кредитам объем  задолженности региона увеличился почти на 10 процентов.
    В регионе Латинской Америки произошло  незначительное увеличение уровня задолженности  — менее чем на 2 процента, в  результате чего объем долга превысил рекордный уровень 1987 года.
    В Африке общий уровень задолженности увеличился менее чем на 2 процента, поскольку некоторые крупные страны, в частности, Алжир и Нигерия сократили объем своего непогашенного долга, а у стран Африки, расположенных к югу от Сахары, исключая Нигерию, объем задолженности вырос на 6 процентов, причем этот рост практически полностью объясняется увеличением задолженности по официальным кредитам. У этого региона, вообще, доля задолженности официальным кредиторам в объеме долга выше, чем у любой другой группы развивающихся стран. В 1992 году доля долга официальным кредиторам в общем объеме задолженности по долгосрочным кредитам возросла еще больше, достигнув почти 80 процентов, из которых 42 процента составляет задолженность многосторонним учреждениям. Иначе говоря, эти данные свидетельствуют о том, что страны Африки к югу от Сахары по-прежнему лишены доступа на рынки частных кредитов.  

    O            Пути решения проблемы внешнего долга 
    Стратегическими предпосылками для выхода той  или иной страны из кризисного состояния  в связи с неплатежами являются высокие темпы экономического развития. Именно они позволяют правительству и центральному банку сосредоточить достаточный объем валютно-финансовых ресурсов для восстановления согласованного с кредиторами режима погашения внешней задолженности. Значительную роль при этом играет принятие заемщиком на себя обязательств по координации экономической политики с рекомендациями МВФ, Всемирного банка, Парижского клуба и ряда других влиятельных международных организаций. С точки зрения конкретных методов решения этой проблемы отметим следующие:
    ·        реструктуризация долга — т. е. увеличение сроков погашения (переход от "коротких" к "длинным" кредитам) с отсрочкой выплаты процентов;
    ·        конверсия долговых обязательств в ценные бумаги или прямые инвестиции;
    ·        дисконтирование части долга — т. е. списание согласованных сумм под гарантии выплаты оставшейся доли;
    ·        продажа долгов на вторичном рынке, который функционирует в МЭО с середины 80-х гг.
    Вполне  понятно, что в современных условиях страны-должники стремятся избежать одностороннего отказа от погашения внешних долгов, который может подорвать доверие иностранных вкладчиков и привести заемщиков к финансовой катастрофе. Однако такой подход кредиторов был не всегда.
    Однако  сначала рассмотрим подход должников:
    Среди кризисных развивающихся стран  в первое время отмечался политизированный подход к решению проблем международной задолженности. Был выдвинут тезис об ответственности за сложившуюся ситуацию как должников, так и кредиторов, раздавались призывы к полному отказу от платежей. Некоторые страны — Заир, Замбия, Нигерия, Перу — ограничили платежи по обслуживанию долга. Бразилия в 1987 г. отказалась на несколько месяцев платить западным частным кредиторам по долгам, которые за время моратория ежемесячно недополучали 400 млн. долл. платежей по процентам.
    Во  второй половине 80-х годов развивающиеся  страны отошли от политизированных заявлений, стали подчеркивать необходимость налаживания диалога на основе разделения ответственности и сотрудничества между всеми участниками долговых отношений. Преодолев разногласия, развивающиеся страны в составе группы 77 выдвинули совместную программу урегулирования проблем внешней задолженности. В ней предлагалось увязать размер платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков, ограничить эти платежи определенной долей доходов от экспорта или долей ВВП.
    Развивающиеся страны выступали за значительное снижение уровня процентов по государственным и гарантированным государством займам, за списание задолженности по государственным кредитам, полученным наименее развитыми странами. В программе отмечалась необходимость принятия западными странами мер, облегчающих банкам пересмотр размеров и сроков процентных платежей, продление сроков консолидации кредитных обязательств и погашения основной суммы долг, а также предоставления новых кредитов. В программе содержалось предложение вести переговоры о пересмотре условий задолженности без предварительного заключения соглашений с МВФ.
    Подход  кредиторов:
    1. В 1983—1985 гг. ТНБ стремились вынудить должников по одиночке решать свои долговые проблемы. Это осуществлялось в форме отсрочки долгов или предоставления новых займов для обслуживания старых. В основу пересмотра задолженности был положен принцип регулярной выплаты процентов.
    Международные валютно-кредитные учреждения выполняли центральную роль в решении проблемы внешней задолженности. МВФ для каждого должника разрабатывал стабилизационную программу, которая обычно предусматривала либерализацию или отмену валютного и импортного контроля, снижение валютного курса, открытие экономики страны, принятие жестких антиинфляционных мер.
    2. В 1986 — 1987 гг. произошло смягчение  условий пересмотра долгов. Было заключено 31 соглашение. Общая сумма пересмотренных долгов увеличилась в три раза, но объем новых кредитов сократился. Соглашения о пересмотре долговых обязательств еще в большей мере стали увязываться с программами МВФ.
    3. С 1988 г. были объявлены предложения,  получившие название плана Брейди, по имени министра финансов США. Произошло улучшение условий долгов (снижение процентных ставок). Согласованный подход западных стран обращал внимание на ослабление тяжести долгов наименее развитых стран, предусматривая частичное или полное списание задолженности по льготным правительственным кредитам в счет помощи. Значительные льготы предусматривались в отношении задолженности по государственным экспортным кредитам.
    План  Бренди также рекомендовал внести коррективы в методы решения долговых проблем стран со средним уровнем дохода, включая продление сроков долговых платежей, перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную, снижение общей суммы задолженности. В число рекомендаций входило увеличение притока внешних ресурсов в кризисные страны. Для этого предусматривалось увеличить средства в существующих международных фондах и создать новые. В целом данные предложения западных стран были направлены на содействие восстановлению темпов экономического роста стран-должников, усиление роли ТНК на рынках развивающихся стран.
 

     Подходы кредиторов к разрешению кризиса международной задолженности

    Проблема  урегулирования долгового кризиса  представляет собой сложный и  неоднозначный процесс, в котором  участвуют правительства стран-кредиторов и заемщиков, МВФ, МБ и крупнейшие частные банки.
    На первом этапе 1983—1988 гг. происходило ужесточение позиций стран-кредиторов. Правительства и ТНБ стремились вынудить должников поодиночке решать свои долговые проблемы. Это осуществлялось в форме отсрочки долгов или предоставления новых займов для обслуживания старых. В основу пересмотра задолженности был положен принцип регулярной выплаты процентов. Пересмотр банковской задолженности сопровождался ужесточением условий для должников. Все это приводило к увеличению тяжести долгового бремени.
    Международные валютно-кредитные учреждения выполняли  центральную роль в решении проблемы внешней задолженности. МВФ для  каждого должника разрабатывал стабилизационную программу, которая обычно предусматривала  либерализацию или отмену валютного  и импортного контроля, снижение валютного курса, открытие экономики страны, принятие жестких антиинфляционных мер. Последние включали контроль за кредитами банков, сокращение дефицита государственного бюджета, контроль за заработной платой, отмену контроля за ценами и поощрение свободы рынка. С принятием этих программ увязывалось предоставление новых банковских кредитов. Наряду с получением кредитов от МВФ или МБРР организовывались также гарантированные кредиты частных банков.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.