Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Распределение общественных благ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение            - 3 
1. Основные теоретические положения об общественных благах: 
1.1. Понятие и классификация общественных благ    - 4 
1.2. Признаки и характеристики общественных благ    - 9 
2. Производство общественных благ: 
2.1. Государство как основной производитель  
общественных благ         - 16 
2.2. Эффективность производства общественных благ   - 19 
2.3. Финансирование производства общественных благ   - 24 
3. Распределение общественных благ: 
3.1. Проблема объемов предоставления общественных благ  - 26 
3.2. Неравномерность распределения общественных благ   - 28 
Заключение          - 31

Список использованной литературы      - 32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Существует  множество определений экономики  - как науки. Одним из таких определений  по праву можно считать определение экономики – как  науки о выборе направлений использования ограниченных ресурсов, так называемых факторов и производства потребительских благ. Ближайшим следствием указанной ограниченности принято считать конкуренцию, соперничество за использование ресурсов.
    Поведение потребителей и производителей в  большинстве случаев рассматривается  через призму такой конкуренции. Однако, справедливо заметить, что  не всегда ограниченность благ ведет  к соперничеству за их потребление. Таким образом, основываясь на этой точке зрения, все блага условно можно разделить на частные и общественные.
    В случае «чистых» частных благ предполагается, что все затраты на производство таких благ полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены не любое третье лицо, не участвующее в сделке. Полной противоположностью «чистым» частным товаром, являются «чистые» общественные блага. Основным важнейшим свойством «чистых» общественных благ принято выделять – несоперничество и неисключаемость в потреблении.
    О таких благах и пойдет речь в данной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Понятие и классификация общественных благ
    Центральное место в теории государства благосостояния занимает идея обеспечения приемлемых для данного общества  жизненных стандартов. Общественное благосостояние не тождественно экономическому благосостоянию общества, равно как и личное благосостояние не идентично индивидуальному экономическому благосостоянию. Личное благосостояние, помимо чисто экономических критериев (таких, например, как занятость, уровень дохода и др.), зависит от степени гарантии в государстве политических свобод (например, свобода и безопасность  личности, свобода слова, свобода совести и т.д.), от таких показателей, как социальная защищенность, устроенная семейная жизнь, возможности продвижения по службе и т.д.
    Поскольку шансы человека зависят от стартовых условий, например, от качества школьного и профессионального образования, ориентированная на социальную справедливость политика имеет своей целью максимальное выравнивание этих шансов, особенно в сфере образования. Поэтому рыночная экономика способствует оптимальному благосостоянию максимального числа людей только в том случае, если она не ущемляет неэкономические детерминанты  личного  благосостояния.
    В то же время нельзя не признать, что  общественное благосостояние вовсе  не складывается из арифметической суммы  экономических показателей уровня благосостояния индивидуальных членов общества.
    К общественным благам мировая экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги, которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления: будучи потребленными одним субъектом, они остаются достаточными для потребления другими.
    Общественные  блага неделимы. Они представляются общественными учреждениями, их создание и  содержание, как отмечал еще  А. Смит, не может  быть в интересах  никаких отдельных лиц или  небольших групп, ибо прибыль от них никогда не сможет окупить затраты любого отдельного лица или небольшой группы лиц, хотя зачастую они смогут с лихвой окупиться большому обществу.
    В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
    Общественные  блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
    В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
    Существует  множество видов классификаций  экономических благ в зависимости  от использования того или иного  критерия. Рассмотрим некоторые из них.
    По  характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
    1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
    2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
    В числе общественных благ выделяют как  собственно общественные, так и коллективные блага.
    Коллективное  благо отличается от общественного  тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
    В соответствии с вещественными признаками экономические блага делятся  на материальные и нематериальные блага.
    Материальные  блага объединяют продукты, которые находятся в вещественной  форме. Это продукты питания, одежда, жилые постройки и т.д.
    Нематериальные  блага характеризуются невещественной формой существования. Они представлены прежде всего услугами, а также  такими благами, как здоровье, достоинство  личности, деловая репутация и др.
    В отличии от материальных благ услуги не обладают свойством накапливаемости, сохранности в течение длительного  отрезка времени. Процесс их производства и потребления, как правило, совпадает во времени и пространстве. В настоящее время услуги занимают существенное место в экономике ведущих стран. Развитие сферы услуг – это один из важнейших признаков  уровня социально-экономического развития общества, социальной ориентации экономики.
    По  критерию масштаба распространения  в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
    1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
    2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
    В зависимости от степени доступности  выделяют следующие виды общественных благ:
    1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;   2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения.
Это, например, городское освещение.
    Основной  особенностью общественных благ выступает  граница, в рамках которой они  потребляются. От этого зависит специфика  производства, распределения и потребления  благ.
    На  основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется потребление благ, выделяют следующие общественные блага:
    1) международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности. В качестве действенных инструментов производства общественных благ на международном уровне используются различные межправительственные ассоциации, комиссии и т. д. Большой шаг в этом направлении был сделан с созданием ЕЭС. В результате этого большое количество благ трансформировались из национальных в общеевропейские. Естественно, что для этого потребовалось существенное изменение характерных функций, большого количества институтов и механизмов;
    2) национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти. Их специфическая особенность заключается в том, что они необходимы для всей национальной экономики, для чего целесообразно производство их на общегосударственном уровне;
    3) местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.
    Все три уровня производства, распределения  и потребления общественных благ имеют большое значение для нормального  функционирования национальной экономики. В процессе ее функционирования все  они активно взаимодействуют между собой.
    По  причине минимизации размера  или же полного отсутствия издержек, связанных с увеличением числа  потребителей общественных благ, в  большинстве случаев не целесообразно  формировать специализированную систему  их оплаты. В этой ситуации наиболее оптимально финансирование их производства за счет государственных средств. Они не могут быть переданы в исключительное пользование определенному человеку, так как обладают свойством неделимости – невозможно их разделение без существенной потери их свойств. В большинстве своем на них не может быть распространен принцип исключения, нет эффективного метода устранения группы индивидов от использования превалирующего числа общественных благ. Эффект от них заключается уже в их производстве, а не в реализации конечному потребителю. 
 
 

    1.2 Признаки и характеристики общественных благ 

    Общественные  блага обладают следующим специфическими чертами:
    1) отсутствием конкуренции в потреблении  общественных благ, обусловленное  тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
    2) неделимостью блага, обусловленной  тем, что индивид не может  самостоятельно определять характеристики  блага, объем его производства. Например, освещение на улице  не может включаться и выключаться  в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
    3) нерыночным характером стоимости  блага, связанным с тем, что  на него не действуют законы  свободного рынка и конкуренции.  Производство общественных благ  не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
    4) тотальным и неисключаемым характером  блага, связанным с тем, что  его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс. Если же затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, т.е. осуществление контроля за допуском людей к общественному  связано с огромными издержками, тогда исключаемость экономически неоправданна.
    Альтернативные  критерии такие, как конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость, позволяют дифференцировать частные и чистые общественные блага .   
 Чистое  общественное благо – это благо,  которое потребляется коллективно  всеми людьми независимо от  того, платят они за него или  нет. То есть, это такое благо, которое приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо.
Например, национальная оборона.      
 Чистое  частное благо – такое благо,  каждая единица которого может  быть оценена и продана, так  что каждая единица приносит полезность только покупателю. Покупка такого блага  на рынке принесет полезность только покупателю и не приведет к отрицательным или положительным эффектам для кого-либо еще, например, покупка буханки хлеба. Человек, ее купивший, получает исключительное право на его использование.
Потребление чистого частного блага связано  с конкуренцией. Ведь чем больше хлеба потребляется одним человеком, тем менее доступен он для других. Потребители конкурируют за наличные объемы такого блага.   
 Чистые общественные блага можно рассматривать как такие блага, производство которых связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов. Когда такое благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды или внешняя полезность. Но так как положительные внешние эффекты не принимаются во внимание, когда благо производится индивидуумом или продается на рынке, то объем предложения  такого блага меньше эффективного.
    Кривая  спроса на чистое общественное благо  получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.
    Кривая  спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый - цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.
    На  рис. 1 и 2 изображены отличия между  кривыми спроса на общественное и  частное благо. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Кривая  спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси. Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.
    Самое большое, что человек готов заплатить за покупку благ - это предельная полезность, которую он может получить. На конкурентном рынке цена блага равно его предельным издержкам производства. Каждый человек покупал бы такое количество блага, при котором уравнивалась бы предельная полезность блага с его рыночной ценой. Однако предельная общественная полезность каждой единицы чистого общественного блага – это сумма предельных полезностей для всех потребителей. Это возникает благодаря тому, что каждая дополнительная единица общественного блага приносит пользу не одному, а всем потребителям. Например, меры, направленные на улучшение качества атмосферного воздуха. Это благо, которое приносит пользу всем гражданам. Поэтому полезность этого улучшения есть полезность, получаемая вами, плюс полезность, получаемая другим человеком и т.д. до тех пор, пока к вашей полезности не будут прибавлены выгоды от всех остальных людей. Это верно для прироста любого чистого общественного блага.      
    Эффективный выпуск чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равна предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для получения дополнительной единицы блага. Это не отличается от предельных общественных издержек производства чистых частных благ.
    Так, например, для укрепления национальной обороны необходимо достаточное  количество военной техники, оружия и военнослужащих. Поэтому укрепление обороноспособности поглощает дополнительные ресурсы.
    Смешанное благо, в отличие от чистого общественного блага, является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием  его потребления. Смешанное благо становится объектом купли-продажи, оно представляет собой платное благо.
    Разновидность исключаемого смешанного блага –  перегружаемое общественное благо. Оно является неисключаемым до некоторого порогового уровня, за которым наступает  нехватка этого блага для всех, т.е. возникает его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления такого блага другим.
    Типичный  пример перегружаемого общественного  блага – шоссейные дороги, мосты, тоннели. До определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей остается одинаковой и вновь появившиеся потребители не ухудшают положения других пользователей, т.к. пока проблема   избытка потребителей не стоит. Однако начиная с некоторого момента, например, при пользовании шоссейными дорогами в часы пик, появление новых потребителей ведет к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, к возрастанию опасности движения и к созданию прочих неудобств для всех.
    Разновидность смешанного блага – это благо  совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными приме-        
рами  организации предоставления смешанных  благ ограниченного доступа могут  быть клубы по интересам (теннисные  и другие спортивные клубы), добровольные ассоциации собственников жилья, садовых  участков и другие самоуправляемые общественные организации.  Здесь объектом исключаемости является не отдельный член общества, не индивидуальный потребитель, а сообщества людей и группа потребителей.
    Полезность  благ  совместного потребления  зависит от численности пользователей. Когда пройдена граница неконкурентности, у потребителя могут нарастать неудобства. Так, например, чтобы избежать чрезмерных затрат на строительство спортивных сооружений, предпочитают терпеть неудобства.
    Поиск оптимума побуждает сопоставлять затраты  и выгоды, причем оптимальная численность пользователей смешанного общественного блага не обязательно совпадает с их численностью, при которой не ощущается перегрузка. Решаются два основных вопроса:
    во-первых, при какой численности потребителей достигается наиболее эффективное использование данного количества смешанного общественного блага;
    во-вторых, какое количество общественного блага наиболее соответствует данному числу потребителей.
    Ответы  на эти вопросы можно получить с помощью теории клубов, когда  приходится определять оптимальное число членов клуба, соответствующее им по размеру  помещение, количество площадок для игры в теннис, гольф и т.п.
    Теория  клубов непосредственно соотносится  с действиями государственных или  местных органов управления, поскольку  в их компетенцию входит ответственность за поставку конкретных смешанных благ.
    Клубное благо – это смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом потребители делят между со-
бой как  выгоды, так и издержки.
    Клубное решение проблемы производства общественного блага возможно только в том случае, если данное благо в какой-то степени обладает свойством исключаемости в потреблении.
    Исключение  из потребления, его ограничение, могут  быть достигнуты установлением цены за пользованием благом. Для этого организуются «клубы», производящие общественное благо и  решающие проблему
«безбилетника».
    
Рис. 3. Группировка общественных благ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Государство как основной производитель  
общественных благ
 

    Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
    Относительно  механизма производства и распределения  общественных благ законы национальной экономики бессильны – они  не способны эффективно работать в  этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
    Так как количество населения, потребляющего  общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным  производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:
    1) косвенно. В этом случае государство  поручает предприятиям частного  сектора за определенную норму  вознаграждений производство общественных  благ. Такая форма участия государства  эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;
    2) напрямую. Эта форма производства  общественных благ основана на  том, что государство напрямую  и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.
    В национальной экономике эти две  формы участия государства в  производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.
    Естественно, что в экономической  теории большее внимание уделяется экономическим аргументам. Они связаны с концепцией сбоев рынка, среди которых важнейшими являются проблемы общественных благ, внешних эффектов, ассиметричной информации. В табл. 1.1 приведены сбои рынка с позиций экономической эффективности и основные пути корректировки этих сбоев в рамках государственного вмешательства в экономику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Сбои  рынка и направления  государственного вмешательства
                                                                                                Таблица 1.1
Сбой  рынка Определение сбоя Примеры Направления государственного вмешательства
Общественные  блага Блага, обладающие свойствами несоперничества, неисключаемости Оборона, уличное освещение. Обеспечение благ государством
Внешние эффекты Воздействие рыночных сделок на третьи лица, недоучет издержек или полезность благ в цене блага Загрязнение окружающей среды, вакцинация Налоги или  государственные  субсидии
Асимметричная информация Стороны в сделке (покупатели и продавцы) имеют различную  информацию Здравоохранение, страхование, рынок лекарств Контроль качества, обязательное социальное страхование
Неполные  ранки Сбой в обеспечении  частными благами Региональная  стагнация Общественное планирование и программирование
Несовершенная конкуренция Ограничение производства, неэффективность Рыночная и  естественная монополия, олигополия Регулирование рыночной и естественной монополии, государственная собственность
Макроэкономическая  нестабильность Неэффективность в использовании ресурсов экономики  в целом Безработица, недогрузка производственных мощностей, инфляция Бюджетно-финансовое и денежно-кредитное регулирование
 
 
 
 
 
 
    2.2 Эффективность производства общественных благ 

    Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов.
    Налоги  – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.
    Беря  на себя производство общественных благ, государство тем самым решает важнейшую проблему их потребления  – интегративность. Она состоит  в том, что издержки, необходимые  для взимания платы за использование  большинства благ, превышают издержки на их производство. Например, невозможно себе представить, что было бы целесообразно брать плату за пользование уличным освещением. Одновременно с этим для производства благ необходимы финансовые средства. Государство с помощью налоговой системы может эффективно взимать плату за использование благ.
    Одной из важнейших особенностей потребления  общественных благ является сложность  осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а  также количественными объемами его производства. Обычно для этого используются социальные стандарты, в которых отражается качество и объемы общественных благ.
    Конечный  потребитель общественных благ в  большинстве своем не имеет практической возможности выбора относительно использования или же неиспользования. Распространена и практика, при которой он вынужден потреблять благо, несмотря на то что оно не отвечает его потребностям или имеет низкое качество. Например, если уровень освещенности городских улиц не соответствует потребностям населения, они все равно вынуждены ходить по ним – пользоваться предоставляемым общественным благом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.