На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Свободные экономические зоны и их основные характеристики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет экономики и права
Кафедра мировой экономики 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: 

«Свободные экономические зоны и их основные характеристики» 

Специальность: 080102 –Мировая экономика 
Дисциплина: Международный маркетинг 
 
 
 
 
 

Выполнила:
студентка 4 курса учебной группы 452
Михайлина С. А. 

Научный руководитель:
Морецкий А.А.  
 
 
 
 

Москва 2010 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

       ВВЕДЕНИЕ

 
      Одним из направлений развития предпринимательской деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности является институт особых экономических зон.
      Свободная экономическая зона (Особая экономическая  зона или ОЭЗ) - территория максимально благоприятных условий, создаваемых государством, для развития наукоемких отраслей экономики.
      Актуальность  данной темы определяется тем, что особые экономические зоны призваны стать новыми точками роста экономики, поэтому их детальное изучение крайне важно для экономики страны в целом. Формирование их в том или ином регионе зависит от комплекса факторов - наличия материальных, финансовых и человеческих ресурсов. Мировой опыт подтверждает, что организация ОЭЗ в экономически благополучных регионах позволяет наиболее эффективно использовать государственные средства, привлекать частные капиталы. В свою очередь, выращенные в этих «теплицах» предприятия дают более скорую и большую отдачу, в том числе и в виде налоговых отчислений. Поэтому российские власти приняли решение о создании ОЭЗ первоначально в экономически сильных регионах. Кстати, в этом - наше отличие от Китая, накопившего огромный опыт в формировании подобных анклавов.
      Целью данной работы является изучение свободных экономических зон (особых экономических зон).
      Таким образом, к основным задачам работы можно отнести следующие:
    изучение сущности и особенностей свободных экономических зон;
    изучение использования в Российской Федерации зарубежного опыта регулирования предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах;
    определение свободных экономических зон России.
     Объектом  в работе можно считать свободные  экономические зоны, предметом –  их особенности. 
 

 

       1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ  ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

      Международный маркетинг и роль в нем свободных экономических зон
     Международный маркетинг представляет собой комплекс мероприятий за пределами страны в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия и изучения всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю.
     В международном маркетинге можно  выделить следующие методы выхода на внешний рынок1:
    Экспорт – выход на внешний рынок путем отправки продукции и продажи её с помощью посредников международного рынка (косвенный экспорт) или с помощью собственного подразделения, филиала и торговых представителей или агентов компании (прямой экспорт)
    Совместная предпринимательская деятельность - путем объединения с иностранными компаниями с целью производства или сбыта товаров или услуг.
    Лицензирование - компания вступает в соглашение с лицензиатом на зарубежном рынке, предоставляя ему право на использование технологии производства, торговой марки, патента или чего-либо другого за соответствующее вознаграждение или лицензионную плату.
    Подрядное производство - совместное предприятие, в котором компания заключают контракт на выпуск продукции с предприятиями на зарубежном рынке
    Управление по контракту - совместное предприятие, в котором местная компания предоставляет зарубежной ноу-хау по менеджменту, зарубежная компания, в свою очередь, предоставляет капитал, таким образом, местная компания экспортирует не продукцию, а услуги менеджмента.
    Совместное владение - совместное предприятие, в котором компания объединяется с инвесторами на зарубежном рынке с целью создания местного предприятия. Компания является совладельцем этого предприятия и принимает участие в управлении им.
    Прямое инвестирование - путем создания сборочных или производственных предприятий за рубежом.
    Создание свободных экономических зон (ориентированных преимущественно на внешний рынок).
     Так, далее в рамках исследуемой темы наибольший интерес представляет изучение сущности и особенностей свободных  экономических зон на примере  Российской Федерации и зарубежных стран.
      Свободные экономические зоны: сущность и особенности
 
      Особая  экономическая зона — это часть  территории нашей страны, которая  определяется решением Правительства  Российской Федерации, на данной территории действует особый режим предпринимательской деятельности. В этой связи предпринимательская деятельность, осуществляемая в особых экономических зонах, может определяться как деятельность, которая связана с развитием промышленного производства, транспорта, туризма и курортной сферы, данная деятельность осуществляется с минимальным риском, поскольку осуществляется под гарантии государства. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в особых экономических зонах, направлена на получение прибыли, значительная часть которой используется для развития экономики и социальной инфраструктуры соответствующей территории или региона. Субъектами предпринимательской деятельности, которая осуществляется в особых экономических зонах, являются резиденты особой экономической зоны. Статус резидента особой экономической зоны подтверждается свидетельством, которое удостоверяет регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны. Данное свидетельство выдается органом управления особыми экономическими зонами.
      ОЭЗ современного типа впервые были образованы в первой трети XX в. в США (1934 год). Попытки формирования свободных экономических зон предпринимались в советский период нашей истории, а также в начале 90-х годов XX в. С июля 1990 г. по июнь 1991 г. свободные экономические зоны были образованы в 11 регионах России на общей площади 1 млн. кв. км (7 % всей территории страны), с 13 % населения (18,5 млн. чел) России. Однако, должного экономического результата создание свободных экономических зон регионам, где они были созданы, не принесло.
      Как отмечается в научной литературе «первый опыт свободных экономических зон, с точки зрения полученного экономического результата, в значительной степени негативный, при всем при том можно в целом, говорить и о его пользе»2. По подсчетам специалистов к началу 2003 г. в России было создано 23 свободных экономических зоны. Многие из этих зон превратились во внутренние оффшоры: субъекты предпринимательства лишь формально числились на территориях особых экономических зон, в то время как их хозяйственная деятельность осуществлялась далеко за пределами этих зон3. Исследование показало, что зарубежные транснациональные компании получают 40 % всей своей прибыли именно в особых экономических зонах.
      Неудачи создания свободных экономических  зон в Российской Федерации обусловлены комплексом причин как объективного, так и субъективного характера. По данным ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), к началу 2006 года в 120 странах мира насчитывалось порядка 3 тысяч особых экономических зон, обеспечивающих рабочими местами около 50 миллионов человек. Объем произведенной экспортной продукции оценивается в 600 миллиардов долларов4.
      Особые  условия, устанавливаемые в ОЭЗ, включают снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес и предоставление специального - льготного - таможенного режима для резидентов.
      В ОЭЗ действует также режим  свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС.
      Собственно, именно комплекс льгот и преференций, которые государство вводит в ОЭЗ, делают их привлекательными для бизнеса, позволяют создавать высокооплачиваемые рабочие места.
      Промышленно-производственная особая экономическая зона - часть  территории, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности в области производства и (или) переработки товаров (продукции) и их реализации.
      Указанные зоны создаются на участках площадью не более 20 км2. Их резидентами могут стать коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий) при выполнении двух условий:
    регистрации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ;
    заключения соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности.
      Технико-внедренческие  ОЭЗ создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более 2 км2. Ее резидентами могут быть как коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), так и индивидуальные предприниматели. Для этого необходимо зарегистрироваться на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключить с соответствующими органами управления соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности 5.
      Технопарк - форма территориальной интеграции науки, образования и производства в целях оперативного внедрения научно-технических разработок - представляет собой объединение научных, конструкторских и производственных подразделений в условиях хорошо оснащенной информационной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров.
      Итак, в ближайшее время планируется  организовать еще не менее десяти ОЭЗ: все они будут располагаться  в экономически развитых регионах страны.
      Одновременно  разрабатывается новый способ поддержки  инновационных технологий, предполагающий выделение специальной группы технопарков, у которых не будет налоговых льгот, как у особых зон, но они получат материальную поддержку со стороны государства.

1.3   Использование в Российской Федерации зарубежного опыта регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах

 
      В деле развития особых экономических  зон необходимо учитывать механизмы  развития особых экономических зон  в зарубежных государствах. Необходимо отметить, что институт особых экономических зон возник в глубокой древности и постепенно эволюционировал. В современный период появились новые виды и формы особых экономических зон, постепенно изменяется административно-правовой режим их функционирования.
      Изначально  особые (свободные) экономические зоны преимущественно создавались в портах и назывались они зонами свободной торговли. В настоящее время особые (свободные, специальные) экономические зоны с тем или иным успехом функционируют более чем в 120 государствах. Самое большое количество особых экономических зон работает в Соединенных Штатах Америки, по подсчетам специалистов в США их более 240. В США функционируют три категории особых экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны, технологические парки.
      Каждый  из видов особых экономических зон имеет свой административно-правовой режим хозяйственной деятельности. Зоны внешней торговли отличаются льготным таможенным режимом. Данный режим характеризуется специальным налоговым режимом, кроме того, данный режим отменяет квоты на экспортируемые товары в другие страны. Предпринимательские зоны характеризуются тем, что в них осуществляется как складирование изготовленной продукции, так и переработка продукции. Комплексные предпринимательские зоны образуются в тех регионах страны, где имеется высокий уровень безработицы, а также низкие доходы работающих граждан.
      Особняком стоят технико-внедренческие зоны (технологические парки), режим данных зон позволяет интеграцию хозяйственной  деятельности с наукой. Технико-внедренческие  зоны способствуют развитию инновационных технологий. Опыт создания и режим функционирования данных зон может быть вполне учтен в деле становления и развития технико-внедренческих особых экономических зон в Российской Федерации.
      Кроме США богатый опыт функционирования особых (свободных, специальных) экономических зон имеют государства Западной и Восточной Европы (Германия, Польша, Ирландия, Болгария и др.).6
      Определенную  специфику функционирования особых экономических зон имеют государства  Юго-Восточной Азии (Сингапур, Южная Корея, Малайзия), а также Китай. Особенность особых экономических зон, функционирующих в Китае, состоит в том, что административно-правовой режим предпринимательской деятельности способствует привлечению как национальных, так и иностранных инвестиций. Гибкий инвестиционный режим отвечает интересам, как государства, так и интересам инвесторов. Данный опыт также заслуживает учета в деле становления и развития особых экономических зон. В отличие от Российской Федерации в Китае особые экономические зоны функционируют уже много лет и в настоящее время именно благодаря особым экономическим зонам весьма существенны экономические успехи Китая. Основная административная особенность китайских зон в том, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в них, регламентируется законодательными актами, которые приняты парламентами тех провинций, в которых функционируют соответствующие зоны. По данному вопросу в Китае действует более 30 разных законов.
      Исследуя  опыт функционирования особых экономических  зон государств СНГ, можно обратить внимание на успехи работы данных зон в Казахстане и Белоруссии. В этих государствах удалось сформировать такой административно-правовой режим предпринимательской деятельности, который способствует благоприятному инвестиционному климату, а также обеспечивает защиту национальных экономических интересов. Свою специфику также имеют особые экономические зоны Бразилии, Индии, Ирана, Иордании, Кубы. Экономические успехи названных государств связаны, прежде всего, с институтом особых экономических зон, которые позволили сформировать благоприятный административно-правовой режим развития предпринимательской деятельности.
 

    ОСОБЫЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ
      Особые  экономические зоны стран ЕС на примере  Ирландии
 
      Свободные экономические зоны получили в настоящее время широкое распространение. Это связано с вовлечением стран в сотрудничество на международном уровне, участием в международном географическом разделении труда, международной торговле, движении капитала и в целом большей открытости экономики
      Большие успехи в развитии особых экономических  зон имеет Ирландия, которая после 2-й мировой войны с помощью  рыночных механизмов особых экономических  зон преодолела глубокий экономический  кризис. За тридцать послевоенных лет в Ирландии было создано 60 особых экономических зон. Опыт Ирландии используется во многих государствах.
      Стратегической  позицией Ирландии в вопросах экономики  в последние годы было устранение физических, технических и финансовых барьеров для ведения торговли в пределах Европейского Союза. В начале 1993 г. эта проблема была успешно решена, и Ирландия стала одной из крупнейших торговых областей в мире.
      В настоящее время в Ирландии существует более 1000 зарубежных компаний:
    370 американских,
    160 британских,
    175 германских,
    340 - из разных стран мира.
      Важно сказать, что новейшая история европейских  и мировых Свободных экономических  зон началась в конце 50-х годов, и связана она с ирландским международным аэропортом Шеннон.
      Аэропорт  Шеннон, расположенный в западной части Ирландии, специализировался на дозаправке самолетов, обслуживавших трансатлантические рейсы. Но по мере того как ведущие авиакомпании стали переходить на самолеты, не нуждавшиеся в дозаправке, экономическое положение Шеннона ухудшалось, и он оказался на грани закрытия. Тогда в 1959 г. правительство страны объявило о своем намерении сделать Шеннон зоной свободного международного предпринимательства. Эта акция оказалась вполне успешной. Иностранный капитал за короткие сроки сумел создать здесь тысячи новых рабочих мест, ликвидировать безработицу и вернуть району экономическое благополучие. Ныне в зоне Шеннона производят электронное оборудование, буровые установки, промышленные алмазы, товары широкого потребления. Его годовой экспорт уже превысил 1 млрд. долл. Да и сам Шеннон превратился в процветающий город7.
      По  состоянию на начало 2010 года в Ирландии действуют две СЭЗ - свободная зона аэропорта Шеннон и свободная зона таможенных доков Дублина.
      Основной  целью СЭЗ Дублина является финансовое обслуживание клиентов (лизинг, страхование и брокерские услуги).
      Начало  работам по созданию зоны было положено правительственным Актом городского обновления 1986 г., предусматривающим, в  частности, учреждение Правления по развитию таможенных доков (Custom House Docks Development Authority). Доки Дублина занимают площадь около 11 га и являются первостепенным объектом перепланировки и реконструкции.
      В настоящее время в стране активное развитие получают оффшорные зоны, которые служат своего рода «налоговыми  оазисами», обслуживающими международные финансовые операции8.
      В настоящее время в мире также  действует более тысячи особых экономических  зон – техноградов, широкое развитие которых присуще Ирландии.
      В завершении можно сказать, что Ирландия благодаря ОЭЗ из страны с заурядной экономикой стала одним из индустриальных лидеров Европы.
      Особые  экономические зоны России
 
      Одним из самых эффективных современных  инструментов привлечения иностранных  инвестиций в национальную экономику  служит создание особых (свободных) экономических зон в различных формах, которые в настоящее время занимают весьма значимую роль в мировой экономике.
      В России на протяжении длительного времени  не существовало свода правил и достаточно эффективной законодательной базы в области регулирования особых экономических зон.
      В 2005 году вступил в силу Федеральный закон №116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»9, который внес кардинальные изменения в российское законодательство.
      Прежде  всего, были произведены изменения  в терминологии: понятие «свободные экономические зоны» (СЭЗ), заменено термином «особые экономические зоны» (ОЭЗ), что обусловлено провозглашением абсолютно новых целей создания и существования экономических зон: вся концепция нового закона подчинена принципу развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции, поскольку развитие эффективной внешней торговли немыслимо без внутреннего производства продукции, способной поставляться на экспорт и конкурировать на мировых рынках10. 
 

      Важно отметить, что в 2007 году в Федеральном законе №118 произошли изменения в связи с Федеральным законом Российской Федерации № 240-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
      На  территории Российской Федерации могут  быть созданы следующие особые экономические зоны:
    портовые зоны,
    промышленно-производственные зоны,
    технико-внедренческие зоны,
    туристско-рекреационные зоны.
      Площадь этих зон строго ограничена.
      Создана единая централизованная система управления особыми экономическими зонами. Ранее  все полномочия по руководству принадлежали региональным органам власти, которые  самостоятельно организовывали хозяйственную  деятельность на территории СЭЗ. Теперь руководство осуществляется на федеральном уровне, а именно Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами и его территориальными подразделениями.
      В пределах экономических зон устанавливается  особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, однако он распространяется только на резидентов особой экономической зоны – коммерческие организации, заключившие с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности и внесенные в реестр резидентов особой экономической зоны. Основным принципом приобретения и использования статуса резидента ОЭЗ является обоснованность деятельности, осуществляемой на ее территории. Для выполнения данного условия разработан механизм представления и рассмотрения заявок на получение статуса резидента, а также особые требования к инвестиционным проектам заявителей.
      Для резидентов особых экономических зон  установлен льготный режим налогообложения. В частности, предусмотрены специальные нормы в отношении признания расходов и расчета нормы амортизации при исчислении налога на прибыль. Для резидентов технико-внедренческих зон установлена пониженная ставка единого социального налога в размере 14%. Все резиденты освобождены от уплаты налога на имущество организаций в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет, а также от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на предоставленный земельный участок.
      На  территории особых экономических зон устанавливается режим свободной таможенной зоны, в соответствии с которым иностранные товары размещаются и используются в целях ведения промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. К указанным товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.  Исключена возможность установления режима свободной таможенной зоны на иных территориях, помимо территорий ОЭЗ11.
      Со  дня вступления Федерального закона № 116-ФЗ в силу (25 августа 2005 года) существование  особых и свободных экономических зон, созданных до этого момента, прекращается. Данное положение не распространяется на особые экономические зоны в Калининградской и Магаданской областях.
      Вообще, первые СЭЗ России были созданы в  конце 80-х годов в городах Находка и Выборг.
      В декабре 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон12:
      четыре  технико-внедренческих (инновационных) в городах:
    Дубна:
      Дубна — наукоград на севере Московской области (125 км от Москвы), крупнейший в России центр по исследованиям в области ядерной физики.
    Санкт-Петербург (посёлок Стрельна, зона «Нойдорф»):
      Особая экономическая зона технико-внедренческого типа в соответствии с Законом Российской Федерации от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 780 «О создании на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» создается в Санкт-Петербурге на территории общей площадью 200 га в Петродворцовом районе (территория «Нойдорф» (пос. Стрельна) и в Приморском районе (территория севернее лесопарка Ново-Орловский) Санкт-Петербурга.
      Зона  создана с целью локализации  организаций и наукоемких производств  и создания условий для их развития, а также развития сферы услуг в области высоких технологий.
    Москва (Зеленоград, ТВЗ «Зеленоград»):
      Определены  следующие основные задачи деятельности технико-внедренческой ОЭЗ в Зеленограде:
      создание базовых прорывных технологий, имеющих мультипликативный эффект и являющихся основой для разработки и производства высокотехнологичной продукции, конкурентноспособной на внешнем и внутреннем рынках,
      создание благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу высокотехнологичных и наукоёмких производств Зеленограда,
      развитие инновационной инфрастуктуры,
      эффективное использование производственного потенциала и повышение финансовой устойчивости предприятий.
    Томск:
      Основная  идея проектного предложения – создание на территории Томской области особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. Создание ОЭЗ благоприятно скажется на инвестиционном и предпринимательском климате региона и послужит дополнительным толчком для формирования динамично развивающейся, конкурентоспособной региональной экономики посредством развития наукоёмких, высокотехнологичных отраслей. Кроме того, создание ОЭЗ позволит сформировать новый стандарт качества организации труда и жизни, что естественным образом повысит привлекательность г.Томска как места, где созданы благоприятные условия для работы и проживания.
      две промышленно-производственные зоны в  городах:
    Елабуга:
      Особая  экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» размещена на территории Елабужского района Республики Татарстан. Площадь ОЭЗ 20 кв. километров.
      Основными отраслями специализации территориальной  экономики являются промышленность, сельское хозяйство, образование, туризм.
    Липецк — ОЭЗ «Липецк»:
      Особая  экономическая зона создана в  целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологических отраслей и производства новых видов продукции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.