На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Восприятие

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                        С О Д Е Р  Ж А Н И Е 

Введение-------------------------------------------------------------------------------3
1.Общее  понятие восприятия------------------------------------------------------4
2.Физиологические  основы восприятия-----------------------------------------7
3.Классификация  восприятия------------------------------------------------------9
4. Общие  закономерности восприятия------------------------------------------12
Заключение---------------------------------------------------------------------------15
Список  используемой литературы----------------------------------------------16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 
 Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие -совокупность ощущений. Так, воспринимая свежее, румяное, круглое, ароматное яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность.
      Однако  восприятие больше, чем сумма ощущений, получаемых от того же предмета. Воспринимая  яблоко, человек знает, что именно яблоко, что оно имеет характерный  вкус, что его можно есть, что  это плод. Воспринимаемый предмет  человек всегда обозначает определенным словом – «яблоко», которым обозначен  не какой-либо определенный цвет, вкус, форма или запах, но весь предмет  как целое. Воспринимая что-либо, человек имеет в виде знакомое ему и относительно постоянное для  данной категории вещей соотношение  частей в целом. 
 Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтетической функции коры. Предмет как целое должен быть выделен на фоне всех других вещей. Для этого предмет должен быть уже знаком человеку, ему должна быть известна определенная группа предметов, к которой относится данный, должно быть известное слово, обозначающее эту группу предметов. Так, слово, являясь названием данной конкретной вещи, дает человеку знание того, что он воспринимает. Механизм процесса восприятия значительно сложнее, чем ощущения. Понятно, что и развитие этого познавательного процесса у ребенка совершается несколько иначе, чем развитие чувствительности и моторики. Современная психология рассматривает не как процесс одномоментного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза или в коре его мозга. Восприятие - это процесс, связанный по своему происхождению с внешним практическим действием.
 
 

    ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
      Восприятие - это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
      В результате деятельности восприятия (перцептивной деятельности, от лат. - perception - восприятие) в субъективном пространстве формируется образ восприятия, или перцептивный образ объекта, ситуации или иного события, который обладает свойствами, отличными от свойств ощущений, на основе которых он строится. Таким образом, образ восприятия - не просто совокупность ощущений хотя бы потому, что сами ощущения в процессе построения этого образа могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Образ восприятия, как и ощущения, является чувственным образом объекта, причем образом, который возникает и существует при непосредственном, здесь-и-сейчас присутствии как субъекта, так и самого объекта. Обладая собственными механизмами, восприятие строит образ объекта или опознает его вместе с процессами ощущения.
      Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при  непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие - не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями. Восприятие - форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что 
восприятие - это результат деятельности системы анализаторов.

      Первичный анализ, который совершается в  рецепторах, дополняется сложной  аналитико-синтетической деятельностью  мозговых отделов анализаторов. В  отличие от ощущений, в процессах  восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
      Уже в акте восприятия всякий предмет  приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь  сенсорной и мыслительной деятельности индивида.
      В восприятии отражаются предметы окружающего  мира в совокупности различных свойств  и частей. Взаимодействие системы  анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей  различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах (форме, величине и т.д.) преобразуется в ряд характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются целостные отображения объектов - образы. Благодаря связям, образующимся при обучении между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса. Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом (за счет погружения).
      Первоначально деятельность человека направляется и  корректируется воздействием лишь внешних  объектов. Образ неповторим, конкретен  и не передается логикой. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, некий образ теряет свою непосредственную чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки зрения восприятие и предстает как прижизненно формирующаяся система предметных перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей действительности и ориентируется в ней. В связи с тем, что в образе отражены одновременно такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта - результат синтеза многих отдельных ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ - значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление о последствиях этих действий. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или целостное отображение предмета. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.)  
 
 

    ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  ВОСПРИЯТИЯ
      Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных  волокнах и центральной нервной  системе. Так, под действием раздражителей  в окончаниях нервов, имеющихся в  органах чувств, возникает нервное  возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного  мозга. Здесь оно поступает в  проекционные (сенсорные) зоны коры, которые  представляют собой как бы центральную  проекцию нервных окончаний, имеющихся  в органах чувств. В зависимости  от того, с каким органом связана  проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.
      Описанный выше механизм является механизмом возникновения  ощущений. Следовательно, ощущения могут  быть рассмотрены как структурный  элемент процесса восприятия. Собственные  физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные  зоны коры головного мозга, где и  происходит завершение формирования образов  явлений реального мира. Поэтому  интегративные зоны коры головного  мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функции проекционных зон.
      Физиологическая основа восприятия еще более усложняется  тем, что оно тесно связано  с двигательной деятельностью, с  эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные  возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где  охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с  другими нервными возбуждениями. Вся  эта сеть возбуждений, взаимодействующих  между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.
      С практической точки зрения главная  функция восприятия заключается  в обеспечении распознавания  объектов, т.е. отнесение их к той  или иной категории. По сути, распознавая  объекты, мы делаем выводы о множестве  скрытых свойств объекта. Любой  объект обладает определенной формой, величиной, цветом и т.д. Все эти  свойства важны для его распознания.  
В настоящее время принято выделять в процессе распознания объектов несколько этапов, одни из которых предварительные, другие - завершающие. На предварительных этапах перцептивная система использует информацию с сетчатки глаза и описывает объект на языке элементарных составляющих, таких как линии, края и углы. На завершающих этапах система сравнивает это описание с описаниями форм разного рода объектов, хранящихся в зрительной памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие. Причем при распознавании большая часть обработки информации как на предварительных, так и на завершающих этапах распознавания недоступна сознанию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    КЛАССИФИКАЦИЯ  ВОСПРИЯТИЯ
      Основу  классификации восприятий, как впрочем, и ощущений, составляют различия в  анализаторах, участвующих в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, можно выделить зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.
      Рассмотрим  немного наиболее изученные зрительные восприятия. Если взять младенца со дня его рождения, то мы знаем, что  его зрительное восприятие очень  слабо развито, он плохо различает  оттенки цветов, и имеет низкую остроту зрения, только к шести  месяцам младенец начинает узнавать предметы и лица. У новорожденных  есть цветовое зрение, но они различают  лучше преимущественно яркие  цвета, не различая серый и синий. Младенец предпочитает движущиеся стимулы  стационарным. Развитие зрительной системы  новорожденных происходит быстро, очевидно, сказывается опыт и биологическое  состояние. Развитие других восприятий отличается от зрительных. Так, например, вкус и обоняние у малыша развиты с момента рождения. Младенец не может производить отчетливые звуки, но различает звуки речи. Итак, можно сделать вывод, что все чувства младенца работают с момента его рождения, вначале они мало развиты, но начинают развиваться под влиянием окружения.  Различные виды восприятия редко бывают одиночными, чаще они объединяются и становятся сложными видами.
      Основа  другого типа классификации восприятий - пространство, время и движение. Большую роль в практической деятельности человека играют такие сложные по своей психологической структуре восприятия, как восприятия пространства, времени и движения. В восприятии пространства основу составляют зрительные, вестибулярные, двигательные и кожные ощущения. В комплексе они позволяют судить о пространственном положении тела и расстоянии до других объектов.
      Иллюзии. Иллюзии вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Примером физической иллюзии может служить восприятие стоящей палки в сосуде с водой, она кажется изломанной. Или, если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Это физиологическая иллюзия. Примером психологической иллюзии являются искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне. Цвет и освещенность объектов также искажают оценку их истинных размеров и удаленности от наблюдателя. Так, если на одном расстоянии будут находиться два одинаковых предмета, только окрашенных в разные тона, то светлый покажется больше и ближе, чем темный. Иллюзии могут явиться причинами ошибок в определении размеров, параллельности и удаленности предметов, поэтому везде, где требуется точность, зрительные восприятия должны проверяться измерительным инструментом.
      Обнаружение объектов. Положение объекта оценивается по месту его нахождения в поле зрения, чем он выше в поле зрения, тем объект или выше или дальше. Форма и величина объектов оценивается вначале осязанием (сочетанием кожных и двигательных ощущений), а по мере накопления опыта -зрением. Обнаружение и различение объектов зависит от их контрастности с фоном. Светлый предмет на светлом фоне и темный - на темном незаметны, а светлый на темном и темный на светлом воспринимаются совершенно отчетливо. Большое значение в восприятии предметов имеет и разница их размеров. Возле больших предметов мелкие становятся почти незаметными, поэтому на рабочем столе их следует размещать отдельно от крупных. Если человек хорошо различает неподвижные объекты, то это не дает ему гарантии так же хорошо различать эти объекты при их движении, несмотря на высокую статическую остроту зрения можно не обладать достаточно высокой динамической остротой зрения. Низкая динамическая острота зрения - причина плохого восприятия расстояния до движущихся предметов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.