Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Курсовая  работа по экономической теории на тему: Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования 

    СОДЕРЖАНИЕ
    Постсоциалистическая трансформация, как результат перехода к рыночной экономике
    Этапы и закономерности Российской переходной экономики к рыночной модели хозяйствования
    Выводы
    Литература

    Постсоциалистическая  трансформация, как  результат перехода к рыночной экономике.

    С разрушением идеалов планово-административной экономики общее направление  экономической трансформации не вызывало сомнений. Было очевидно, что "переходить" надо от бюрократической  системы к рыночной. Существует, однако, много вариантов рыночной экономики, и велика опасность “поскользнуться на кожуре от банана” - политическом аспекте перехода к рыночной экономике. При анализе проблем России вопрос состоял, во-первых, в том, чтобы создать пакет разумных экономических мер, а во-вторых, в обретении правительством или государством политической воли для их осуществления. В результате во многих случаях появлялись "блокирующие" системы, получившие в наследство от обоих миров только худшее: старая экономика мертва, новая не может появиться.
    Термином "переходные экономики" объединяются процессы институциональных изменений в странах Центральной Восточной Европы и на территории бывшего СССР, начавшиеся после прекращения функционирования в них социально-экономических систем, представлявших собой сочетание монопольной политической власти в обществе одной партии и планового хозяйствования в масштабах всей страны.
    Как видно из определения, понятие "переходные экономики" охватывает не все страны бывшей мировой социалистической системы. За пределами рассмотрения остались Куба, Китай, Вьетнам, а также Лаос. Во всех этих странах политическое устройство не изменялось, однако в большинстве из них также наблюдается заметное усиление рыночных начал в экономике. Особенно больших успехов добился в этом отношении Китай, раньше других социалистических стран, с 1978 года, начавшего постепенный, но последовательно осуществляемый переход к рыночной экономике.
    Страны  Центральной и Восточной Европы и СНГ, начавшие переход "от плана  к рынку" практически одновременно, имели разный исходный уровень либерализации экономики. В некоторых из них, например, в Венгрии, эксперименты с развитием рыночных начал проводились уже с середины 60-х гг. в других, например, в Польше, активные поиски новых путей начались в 80-е гг. Примерно тогда же в Советском Союзе начались крупномасштабные эксперименты по расширению самостоятельности предприятий. В силу причин, сделавших невозможным или несущественным сохранение идеологических основ прежнего общества, дальнейшее продвижение "к рынку" в этих странах осуществлялось уже без сохранения руководящей и направляющей роли отдельно взятой партии.
    Таким образом, переходная экономика по своей  природе есть особое состояние в  эволюции экономики, когда она функционирует  именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы ''промежуточное'' состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от ''обычной'' экономики той или другой ступени.
    Основные  черты переходной экономики как  особенного ее состояния по сравнению  с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены  в целом характером изменений  в этот период.
    Отсюда  первая черта – характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.
    Переходная  экономика характерна изменениями  иного порядка. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, с тем  чтобы через другие изменения  система вернулась в равновесное  устойчивое состояние. Изменения развития в переходной экономики, можно сказать, носят ''безвозвратный'' характер. Они призваны усиливать неустойчивость существующей системы, с тем чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе.
    Вторая  черта, вытекающая из первой, - альтернативный характер развития переходной экономики. Конечно, альтернативность эта имеет определенные границы, но означает, что итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой перемешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия факторов, воздействующих на процесс развития в этот период.
    Третья  черта – появление и функционирование особых переходных экономических форм. В этом также проявляется ''смешанность'' старого и нового в этот период. Переходная форма, неся в себе ''смешанное'' содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами, служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы.
    Четвертая черта - особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, то есть нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими.
    Пятая черта – историчность переходной экономики. Эта историчность связана  с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим характером условий  переходной экономики. Одно дело, когда  общество переходит от традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и социальная структура, и т. д. Во-вторых, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного уровня развития каждой страны.
    С 1992 года Россия переживает глубокие перемены. В некоторых других странах, главным образом в Восточной Европе, перемены начались даже немного раньше.
    Ученые  называют это время переходным периодом. Переходной период в экономике –  это исторически непродолжительный  отрезок времени, в течении которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Под исторически непродолжительным периодом времени понимается период в 10-15, максимум 20 лет. Обычно начало трансформации связано с утратой государственной власти прежними коммунистическими партиями, прекращением функционирования прежних законодательных и исполнительных органов и приходом власти новых, некоммунистических политических сил.
    Уже в недрах административно-командной  системы на этапе ее разложения начинают формироваться новые экономические институты, которые вытесняют старые. Поэтому после смены политического строя те организации, которые осуществляли функции государственного управления экономикой, просто прекращают свое существование или распускаются распоряжениями государственной власти. Одной из основных и относительно простых форм демонтажа прежней системы выступает либерализация, то есть отмена ограничений и запретов, относящихся к хозяйственной деятельности (либерализация цен, внешней торговли).
    Экономические реформы постсоциалистического  периода как в России, так и  в Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных преобразований сменяется, чаще всего под влиянием нарастания социально-экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление проблем, порожденных недостаточной реформированностью экономики, вызывает к жизни новый этап энергичной трансформации. Так произошло и в России. Активные реформы 1992-1996гг уступили место эволюционному развитию рыночных институтов в 1994-1996гг. Однако с 1997г правительство приступило к подготовке нового цикла реформ - в социальной, военной, жилищно-коммунальной и других сферах.  
     

    Этапы и закономерности Российской переходной экономики к рыночной модели хозяйствования.

    Представить полную периодизацию пока невозможно, поскольку Россия, как и другие страны, прошла пока лишь часть пути к рыночной экономике. Однако теоретический  анализ позволяет предположить, что  постсоциалистическая трансформация должна пройти через три этапа.
    Первый  этап – это макроэкономическая стабилизация и либерализация экономики. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции, устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной  сфере и укрепление рубля. В России первый этап начался в январе 1992г с либерализации цен и завершился в 1996-1997 гг, когда удалось победить инфляцию, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики и завершить первый (ваучерный) этап приватизации.
    Второй этап – это переход к экономическому росту. Первые признаки оживления в нашей стране возникли в первом полугодии 1997г., (правда кризис 1998 г. внес свои коррективы), но они еще слабы и неустойчивы.
    Третий  этап – это будет этап завершения постсоциалистических реформ, когда сложится современная структура экономики с преобладанием наукоемких производств и информационных услуг, возникнет саморазвивающаяся рыночная система и начнут формироваться институты социального партнерства. Этот этап переходного периода продлится, видимо до конца первого десятилетия XXI в.
    Среди многочисленных изменений, происходящих в переходной период, некоторые носят  необходимый, неизбежный характер и  поэтому могут рассматриваться  как закономерности.
    Их  пять:
    изменение роли государства;
    макроэкономическая  стабилизация;
    приватизация;
    трансформационный спад;
    интеграция  в мировое хозяйство.
    Исторический  путь нашей страны в сочетании  с социально-экономическими тенденциями  свидетельствует о том, что  результатом  постсоциалистической трансформации для России является смешанная либерально - регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.
    Модель  социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую  по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальная рыночная экономика – это, прежде всего рыночная экономика, но государство является в ней активным участником экономического процесса.
    Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих отличительных признаков.
    1. Индивидуальная свобода. Она необходима  для децентрализованного принятия  решений и функционирования рыночных  механизмов.
    2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни.
    3. Антициклическая политика. Конкурентная  и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму.
    4. Политика роста – создание  правовых основ, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций.
    5. Структурная политика – целенаправленное  преодоление природных, технических  и других причин, мешающих структурной  (отраслевой и региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков.
    6. Принцип поддержания конкуренции.  Достижение вышеперечисленных целей  не должно достигаться за счет  подавления или существенного  ограничения конкурентных начал  экономической деятельности.
    7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двустороннем порядке между работодателями и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.
    Сущность  административно-командной системы  составляло всевластие государства. В рыночной экономике оно занимает совсем иное положение и выполняет совсем иные функции.
    Этот  процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В переходный период рынок не сложился в целостную  и эффективную систему, поэтому  проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но и организующей силы государства.
    Наиболее  видимым проявлением изменения  роли государства в экономике  в первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту (либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции (либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим лицам.
    Воздействие государства на формирование институциональной среды выражается прежде всего в законотворчестве и контроле за соблюдением законов.
    Корпус  рыночного хозяйственного права  должен включать как минимум четыре основные части:
    1)права  собственности; 
    2)контрактные отношения (договоры между экономическими агентами);
    3)порядок  начала и окончания хозяйственной  деятельности;
    4)поддержание  конкурентной среды. 
    В переходный период к корпусу рыночного  права следует добавить особые экономико-правовые процедуры, регулирующие переход к рынку (например, приватизация).
    Наша  страна вступила в период трансформации  при отсутствии или крайней слабости формальных (и неформальных) основ  для экономической деятельности в условиях рынка.
    В течении 1992-1996гг этот институциональный вакуум был в основном заполнен благодаря активной законотворческой деятельности государства. Особо важную роль сыграли ''экономические статьи Конституции РФ, Гражданский кодекс, законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о бюджетном устройстве, о разграничении полномочий в рамках Федерации. Конечно, на практике законы оказали очень неравнозначное влияние на положение дел в экономике.
    За  исторически короткий срок после  начала реформ в 1992г российская экономика  проделала огромный путь. В России успешно формируются основы рыночной системы.
    В результате приватизации основная часть  государственной собственности  перешла к новым владельцам. Чаще всего это акционерные общества, в которых контрольный пакет  акций принадлежит администрации  и работникам предприятия или другим юридическим лицам. Отношения между новыми владельцами обычно бывают неустойчивыми и запутанными. Права собственности неспецифицированны, то есть не определены границы правомочий каждого владельца. Это называется размытостью прав собственности. Поэтому предстоит пройти еще долгий путь урегулирования противоречий, взаимной ''притирки'' новых собственников и юридического оформления четко определенных прав собственности, прежде чем появятся настоящие частные собственники.
    Тем не менее, уже сегодня изменение характера собственности привело к важным изменениям в функционировании российских предприятий, компаний и других экономических организаций. В их экономической деятельности явственно проявляются черты субъектов рынка. Это выражается в том, что большинство экономических организаций:
    руководствуются рыночным принципом максимизации прибыли;
    свободны  и независимы в принятии экономических  решений.
    В отличие от развитого рыночного  хозяйства переходная экономика  характеризуется высоким монополизмом и соответственно слабым развитием конкурентной среды. Это прямое наследие административно- командной системы, когда монополии создавались целенаправленно под флагом борьбы с ''параллелизмом'' и ''дублированием''. Поэтому производство однородной продукции, особенно сложных технических изделий, обычно концентрировалось на одном-двух предприятиях, которые снабжали своей продукцией всю страну.
    В переходный период эти монополии  сохранились и даже укрепили свои позиции. Дело в том, что в отличие  от периода административно-командной экономики в переходный период монополии испытывают гораздо меньшую степень контроля и регулирования государства. Антимонопольная политика – наиболее слабое звено экономической политики во всех постсоциалистических государствах, что в огромной степени связано с объективными трудностями контроля над монополиями. Ведь почти все крупные и средние российские предприятия – монополисты.
    Институциональная неполнота – это отсутствие или  крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка.
    В России это отсутствие рынка земли. Эта черта специфична для переходного  периода именно в нашей стране и связана с особо сложной  и противоречивой историей аграрных отношений в России. В большинстве  других постсоциалистических стран  такой проблемы нет.
    Однако  другое проявление институциональной  не полноты характерно для всех постсоциалистических государств – это отсутствие рыночной селекции в форме закрытия несостоятельных  предприятий (банкротств).
    В России и в других странах с  переходной экономикой в самом начале рыночных реформ были приняты законы о несостоятельности и банкротстве и созданы специальные государственные ведомства для претворения этих законов в жизнь. Однако на практике они почти не применяются. Видимыми причинами такого положения являются несовершенство правовой базы и процедуры банкротств, загруженность судов. Но на самом деле причина глубже. Она состоит в том, что в переходный период основная масса предприятий переживает глубокий кризис, и добросовестное применение законодательств о несостоятельности обернулось бы закрытием большинства предприятий и массовой безработицей.
    Из-за опасных экономических и социальных последствий массовых банкротств постсоциалистическое государство стремится не допустить  разорения предприятий. Наиболее важные, стратегические предприятия часто получают поддержку из госбюджета. В России источником субсидий для стратегических предприятий часто выступают региональные власти, озабоченные проблемой безработицы (так, автозаводы ЗИЛ и ''Москвич'' получают помощь от московского правительства). Что касается остальных предприятий, то они продолжают функционировать, не выполняя своих обязательств перед поставщиками и кредиторами.
    В постсоциалистический период распространение  неплатежей первоначально было обусловлено крайней искаженностью цен, резким и неравномерным подорожанием топлива, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции и объективной неспособностью предприятий рассчитаться друг с другом в этих условиях. Позднее основным источником неплатежей стало государство, которое из-за бюджетного кризиса не может рассчитаться по госзаказам, что ведет к распространению долгов по ''технологической цепочке'' в виде неплатежей.
    Вторая  особенность постсоциалистического  рынка – структурная асимметричность. Это означает, что различные сегменты рынка развиты неравномерно.
    Так, товарный рынок и рынок услуг  в России мало отличаются от аналогичных  сегментов рыночной системы в  западных странах по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, численности и организационно-юридическим формам компаний и других организаций, действующих на этих рынках.
    Но  другие сегменты рынка – рынок  капитала, труда и земли – развиты  значительно слабее. Так, кредитование производства коммерческими банками, мобилизация финансовых ресурсов через продажу корпоративных ценных бумаг (акций и облигаций) и другие формы перелива капитала занимают пока незначительное место в финансировании производства. Очень низка мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной занятости на большинстве предприятий (за исключением ''нового'' частного бизнеса), а также отсутствия возможностей переезда работников из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы. Не урегулированы юридические аспекты взаимоотношений между работниками и работодателями (они по-прежнему опираются на старый КзоТ- Кодекс законов о труде ). За исключением отдельных регионов России, легальный рынок земли вообще отсутствует (Республику Татарстан как раз следует отнести к регионам, где продажа земли уже началась).
    Рыночная  система, как известно, состоит из рынка товаров (услуг) и рынка факторов производства.
    Факторами производства являются труд, капитал, земля и предпринимательство. Для  того чтобы функционирование этих факторов приобрело рыночный характер, необходимо их свободное обращение в экономике, регулируемое спросом, предложением и рыночным вознаграждением каждого фактора.
    Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения стал складываться в нашей стране еще в конце 80-х годов в процессе либерализации материально-технического снабжения. Однако наиболее существенный компонент этого рынка – это обращение акционерного капитала, или фондовая торговля, - смог появиться, естественно, только в первой половине 90-х годов параллельно с акционированием, приватизацией и началом выпуска корпоративных ценных бумаг (это акции, облигации и другие документы, удостоверяющие право собственности на определенную часть имущества компании и дающие право на получение части ее дохода ).
    Различают, как известно, биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг. Торговля акциями и облигациями на бирже предусматривает довольно жесткую регламентацию и высокие требования к надежности ценных бумаг. Поэтому на российских биржах сейчас обращается только 10-20% выпущенных акций и облигаций. Однако этот показатель выше, чем в других странах СНГ, что свидетельствует о быстром развитии рынка капитала в России.
    В 1993-1996гг участники фондового рынка  стремились главным образом к  установлению контроля над предприятиями  путем приобретения контрольного пакета акций. В 1997г, после завершения наиболее активного этапа перераспределения собственности, на фондовом рынке наметилась тенденция расширения объемов сделок, преследующих инвестиционные цели. Это свидетельствует о более зрелой мотивации участников рынка, которые теперь заинтересованы не только в установлении контроля над собственностью, но и в получении прибыли на инвестированный капитал. Относительно новыми участниками фондового рынка являются российские банки, которые расширяют инвестиции в ответ на снижение доходности государственных ценных бумаг.
    Акции ведущих российских компаний, например, ''Газпрома'', ''Лукойла'' и ''ЕЭС России'', довольно быстро растут в цене.
    Рост  котировок связан с хорошими перспективами  многих российских компаний, а также с убежденностью участников рынка в том, что стоимость компаний резко возрастет после экономически обоснованной переоценки их имущества, включая земельные участки. Так, в конце 1997г котировки акций упали, когда вслед за мировым финансовым кризисом западные инвесторы стали выводить капиталы из России. Вторая волна падения котировок пришлась на конец января 1998г, когда цена акций ведущих российских нефтяных компаний пошла вниз в ответ на падение мировых цен на нефть. Однако за 2000 г. акции ряда Российских компаний пошли вверх.
    Несмотря  на сложности в становлении рынка  капитала, этот быстрорастущий рынок  имеет огромные перспективы. Он будет  расширяться по мере нормализации экономического положения и улучшения финансового  состояния предприятий. О потенциале роста этого рынка свидетельствует то, что сейчас в России ежедневный оборот торговли корпоративными ценными бумагами составляет 20-30млн.долл., тогда как в США этот показатель примерно в 10 раз выше.
    Рынок труда, в отличие от рынка капитала, имеет значительно большую социальную составляющую. Это означает необходимость учитывать и регламентировать социальные аспекты взаимоотношений между работниками и работодателями, используя для этого экономические, законотворческие и судебные возможности государства. Работники в нашей стране не имеют защиты в лице сильных и эффективных профсоюзов. Средняя зарплата в нашей стране в 15-20 раз ниже средней зарплаты в Западной Европе.
    К положительным сторонам российского  рынка труда следует отнести  сравнительно низкую безработицу. В середине 1997 года она составляла 9,5% по методологии Международной организации труда. Эта методология учитывает не только тех, кто активно ищет работу, но и остальных граждан трудоспособного возраста, не имеющих работы. Российский показатель ниже, чем в восточноевропейских странах с переходной экономикой, где безработица достигает 15%.
    В этом состоит один из парадоксов российской экономики, потому что двукратный спад ВВП за последние восемь лет должен был бы сопровождаться значительно  большим сокращением занятости. Это объясняется, во-первых, отсутствием массовых банкротств и увольнений на предприятиях, несмотря на резкое сокращение производства, во-вторых, широким распространением вторичной занятости, когда работник официально числится на работе и формально не считается безработным, арендатор на самом деле зарабатывает в другом месте, чаще всего в мелком бизнесе. По официальным оценкам в теневой экономике занято примерно 7 млн. чел., что составляет 12-13% самодеятельного населения.
    Эффективное использование трудовых ресурсов и борьба с безработицей требуют государственной политики занятости. До сих пор эта политика сводится в нашей стране сводится к помощи безработным в поиске работы и выплате небольших пособий. Между тем политика занятости должна носить более активный характер. Трудовые отношения должны обрести прочную законодательную основу в виде Трудового кодекса, над которым сейчас работают юристы.
    Третий  фактор производства – земля –  совокупность всех ресурсов, предоставляемых  природой. К ним относятся не только земля, но и полезные ископаемые.
    Общественная  дискуссия о вовлечении земли  в коммерческий оборот ведется с 1994г., когда Государственная дума приняла проект Аграрного кодекса, не предусматривающего частной собственности  на землю. Этот документ был отклонен президентом как противоречащий Конституции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.