На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Информатизация судов в РФ

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Федеральное агенство по образованию
  ГОУ ВПО «Московская государственная 
  юридическая академия имени О. Е. Кутафина» 

  Кафедра правовой информатики 
 
 
 

  Контрольная работа по правовой информатике
  Тема: «Информатизация судов» 
 

                                            Выполнил:                        
    студент 3 группы, 2-ого курса
  Заочной формы обучения
  Губская Дарья Дмитриевна
  Адрес места жительства:
  610048,  г. Кирова,
  ул. Проспект Строителей д.5, кв. 31 

                                                                   Проверил: к.ю.н., доцент
    Коврижных Л. А.   

  Дата  сдачи ______________
  Дата  рецензирования ___________
  Оценка _________ 
 
 

  Москва (2011 г.)
  Содержание
 

     Введение

  В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение и актуальность приобретает совершенствование процедуры судопроизводства, расширение доступа граждан к правосудию и гласность разбирательства дел судами общей юрисдикции. Одним из путей совершенствования организации судопроизводства служат повышение степени информатизации судов, их компьютеризация, расширение применения компьютерных технологий, создание на этой базе современных и надёжных систем отбора, хранения информации, доступа к ней, а также её использование и распространение. Они (технологии) позволят автоматизировать, а значит, унифицировать судебное делопроизводство, обеспечить высокое качество исполнения судебных документов.
  Говоря  об изученности тематики контрольной  работы, следует отметить, что проблема информатизации судов Российской Федерации изучена такими известными специалистами, как П.П. Мельниковым, Чубуковой С. Г., Элькиным В. Д., Муллануровым А.А. Возможно, количество авторов, интересующихся проблемами информатизации судов, пока не так много, что может быть связано с тем, что федеральные программы по информатизации судебной деятельности еще не завершены, однако уже сейчас можно делать предварительные результаты. Попробуем разобраться в специфике данной области.
  Целью контрольной работы является изучение процессов информатизации судов в Российской Федерации. Задачи работы состоят в следующем:
    Обозначить понятие, цели задачи информатизации судов;
    Проследить динамику развития информатизации судов в период с 1996 г. по настоящее время;
    Изучить нормативно-правовую базу, на которую опираются государственные и муниципальные служащие, реализующие федеральные программы по информатизации;
    Раскрыть основные тенденции в работе ГАС «Правосудие» и других актуальных проектов в области информатизации судов;
    Освятить проблемы и перспективы развития информатизации судов в соответствии с направлениями государственной информационной политики.

  1. Понятие информатизации  судебной деятельности, основные цели  и задачи информатизации  судов

  Под информатизацией судебной деятельности следует понимать организованный процесс проектирования, создания и эксплуатации информационных систем (формирования правовых ресурсов, средств их обработки и использовании) в целях повышения эффективности и качества правосудия.
  Информатизация  судебной системы имеет цель повышения эффективности информационного обеспечения судей с помощью: компьютеризации их рабочих мест, создания современных и надежных систем сбора, обработки, хранения и анализа правовой информации, использования и расширения возможностей внедрения информационных технологий.
  В последнее время, начиная с середины 90-х годов прошлого века, началось внедрение информационных систем в  судебную деятельность. До этого времени  компьютеры использовались только фрагментарно и преимущественно только в высшем эшелоне судебных органов.
  На  первом этапе развития информатизации судебной деятельности отмечается создание и совершенствование полноценной  информационной системы со всеми  ее признаками: формированием информационных ресурсов; оснащение современной  вычислительной техникой и внедрением информационных технологий.
  Традиционные  формы оборота судебной информации, которая может быть положена в  основу судебных правоприменительных  решений, весьма догматичны и судьи  с большим трудом воспринимают новизну  высокотехнологичных форм сбора доказательств и их правовой оценки.
  Кроме того, следует заметить, что судебные органы сами являются производителями  правовой информации. Судебные акты являются официальной ненормативной правовой информацией в силу ее правоприменительной природы. Масштабы «производства» судебной правовой информации впечатляют – сегодня в судебной системе общей юрисдикции насчитывается свыше 23 000 судей федеральных судов и мировых судей.1 В крупных городах страны отмечается очень высокая нагрузка на одного судью. Например, в Санкт-Петербурге в 23 федеральных районных судах, в которых в 2001 году работающими 299 судьями было рассмотрено 37 519 уголовных дел, 97 701 гражданских дел и 17 911 административных дел. Средняя нагрузка на одного судью в месяц, таким образом, составила 43 дела, из них уголовных – около 12 дел и гражданских – свыше 31 дела. Это намного превышает среднюю нагрузку по стране2.
  Эти факты свидетельствуют о масштабности и необходимости информатизации судебной деятельности.

  2. Компьютеризация и  информатизация судов: исторический аспект  законодательства в период с 1999 г. до настоящего времени

  Отметим лишь основные и самые важные вехи информатизации с 1996 г. по настоящее  время в Российской Федерации:
    27 марта 1996 года -  одобрена Постановлением Совета судей Российской Федерации программа информатизации судов и органов юстиции на 1996-1997 гг.
    29 октября 1999 года - утверждение Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренной Советом судей Российской Федерации.
    В сентябре 2000 года - разработан Эскизный проект создания автоматизированной системы Судебного департамента и судов общей юрисдикции России, в котором предусмотрено формирование единой информационной инфраструктуры судов с поэтапным развёртыванием Федерального центра информатизации, межрегиональных и региональных центров внедрения и сопровождения информационных технологий.
    Создание единого информационного пространства судебной деятельности на основе Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие», утвержденной Советом судей России в апреле 2002 года.
    Работа по информатизации судебной системы идет в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002 - 2006 гг. от 20 ноября 2001 года № 805. Цель программы -  обеспечить формирование целостной системы судебных информационных ресурсов и единой технологической среды для судов и органов Судебного департамента.
    2 марта 2004 г. - Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в целях реализации судебно-правовой реформы в Российской Федерации подписали Соглашение о развитии сотрудничества в сфере информатизации.
    В ноябре 2006 года ГАС «Правосудие» принята Государственной приемочной комиссией.
    2007-2011 гг. - реализация Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России".
  Таким образом, прослеживая тенденцию  работы государственных органов  в развитии информатизации судов, можно  сделать вывод, что работа ведется, во-первых, последовательно, во-вторых, системно, однако все же разрозненно в территориальном отношении, поскольку программы написаны исключительно на федеральном уровне, на уровне же региональном, тем более муниципальном, документы об информатизации судебной системы отсутствуют.
    Документальная  и нормативно-правовая база информатизации судов в России
  Правовое  регулирование общих вопросов информатизации в федеральной судебной системе  осуществляется на основе следующих  правовых актов: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993г. №2334 "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию", Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1994г. №170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации", Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 1994г. №361 "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации", Федеральный закон Российской Федерации от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 1996г. №85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", Закон Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-I "О государственной тайне". Направления работ по информационно-правовому обеспечению судебной деятельности основываются на "Концепции правовой информатизации России", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 477, и положениях Указа Президента Российской Федерации от 04.08.95 г. № 808 "О Президентских программах по правовой информатизации". Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 года № 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации" функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации возложены на Министерство юстиции Российской Федерации. В качестве органа, осуществляющего координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года №550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" определен Минюст России.

  3. 1. Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента

       Основные положения  государственной политики в области  информатизации судебной деятельности сформулированы в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, одобренной Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 года.
  Основными (приоритетными) задачами создания информационной системы судебной деятельности являются3: формирование информационных судебных ресурсов, их согласование и передача в электронном виде и по единым правилам во всех судебных инстанциях; организация внутреннего и внешнего электронного документооборота; внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих решений в судебной системе; автоматизированный сбор и обработка судебной статистики; контроль за исполнением директивных документов в системе Судебного департамента РФ).
  Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента предусматривала обеспечение единства подходов к разработке методов и средств информатизации, внедрению электронного документооборота по трем основным направлениям: информатизация системы федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества (далее - судов); информатизация системы Судебного департамента; создание интегрированной сети средств информационно-телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования и развития ГАС «Правосудие».

  3. 2. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 гг.

  Названная программа предусматривает «обеспечить формирование целостной системы судебных информационных ресурсов и единой технологической среды для судов и органов Судебного департамента»4.
  Ее  суть состоит в том, что необходимо автоматизировать не только традиционные функции отдельных судов, но и  обеспечить автоматизированное решение  системных задач с учетом всех внутрисистемных и внешних информационных связей органов судебной власти на основе типовых систем программного обеспечения, что не потребует больших капитальных затрат на разработку. К их числу относятся программные системы бухгалтерского учета, финансового и материально-технического обеспечения, а также хорошо разработанные и апробированные в общей юридической практике правовые информационные системы.

  3. 3. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

  Вступление  в силу данного федерального закона возложило принципиально новые  обязанности на суды и систему  Судебного департамента, связанные  с обеспечением постоянного доступа  граждан к информации об их деятельности (информация о делах, находящихся в суде, судебные акты, предусмотренные ст. 15 Федерального закона5), приема обращений граждан в электронном виде, фактически установив новые требования к системе ГАС «Правосудие».
  Изменения технических решений ГАС «Правосудие» в части доработки специального программного обеспечения, расширения состава программно-технических средств (информационные киоски, системы хранения публичной информации) позволили приступить к реализации данных норм Федерального закона в установленный срок.
  Однако  в настоящее время требуется расширение возможностей использования ГАС «Правосудие» в части снижения трудоемкости ввода и обработки информации, совершенствования механизмов поиска и хранения информации о деятельности судов, судебных актов.

    4. Информатизация судов: действующие информационные системы и технологии

4. 1. ГАС РФ «Правосудие»

  Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС Правосудие) — «территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Она обеспечивает информационную и технологическую поддержку судопроизводства, обеспечивающая информационную интеграцию судебной деятельности в России и предоставляющая необходимую свободную информацию о судебном делопроизводстве гражданам и организациям»6.
  Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, предусматривающая создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», была «разработана и принята весной 2002 года, однако полномасштабные работы по ее реализации начались лишь в 2004 году и обошлись государству в 1,500 млрд. рублей за период 2004-2005 гг. Дальнейшее развитие и поддержание системы в 2007-2011 гг. оценивается приблизительно в 1,938 млрд. рублей. На начало 2008 года ГАС «Правосудие» объединяет в единое информационное пространство десятки тысяч автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции на территории РФ. Число объектов автоматизации сегодня превышает 2800. Система уникальна и не имеет аналогов в мире по количеству объектов автоматизации, охвату территории и по числу реализованных подсистемных функциональных задач превосходит ГАС «Выборы»»7.
  Основной  целью создания ГАС «Правосудие» является обеспечение открытости судебной системы нашей страны, а также  автоматизации работы судов общей  юрисдикции.
  Объектами автоматизации ГАС «Правосудие» являются штатные подразделения  и службы Верховного Суда РФ, в состав которых входят: районные (городские) суды (2476 объектов); гарнизонные окружные (флотские) военные суды (151 объект); суды субъектов Российской Федерации и управления (отделы) Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации.
  Особенностью  ГАС «Правосудие» по сравнению, например, с автоматизированной системой «Выборы» является то, что она создавалась  не «с нуля» - к моменту ее появления во многих судах страны уже функционировали локальные прикладные автоматизированные системы для решения отдельных задач судопроизводства, которые и предстояло интегрировать в новую систему. В 2001 году менее 25% рабочих мест судей и работников аппаратов судов в судах общей юрисдикции были компьютеризированы (всего около 13300 компьютеров). Огромные объемы данных, зачастую записанных вручную, требовалось перевести на единую информационную платформу, которая и появилась в ГАС «Правосудие».
  Другая особенность системы - ГАС «Правосудие» создавалась как комплексная система, автоматизирующая весь спектр деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента: судебное делопроизводство и статистику, документооборот, кадровый и бухгалтерский учет, материально-технические ресурсы, управление и т.д.
  Преимущество ГАС «Правосудие» в возможности оперативной обработки данных. Вся информация о рассматриваемых делах поступает в базу данных: уголовное, гражданское или административное дело, где оно должно рассматриваться—в апелляционной или в кассационной инстанции и т. д. Это облегчает работу судов по обработке данных.

  4. 2. Итоги реализации программы информатизации судов: ГАС «Правосудие», другие проекты

  С 2007 года был начат масштабный ввод в действие ГАС «Правосудие» на объектах автоматизации. В настоящее время ГАС «Правосудие» охватывает все федеральные суды общей юрисдикции и органы Судебного департамента, расположенные более чем на 3300 объектах на территории всей России.
  Общий парк компьютерных технических средств на всех объектах автоматизации ГАС «Правосудие» составляет: более 93 тыс. компьютеров, более 3600 серверов, более 90 тыс. единиц принтеров, сканеров и иного компьютерного оборудования.
  В 2010 г. осуществлялся комплексный  ввод в действие ГАС «Правосудие» на 1800 объектах информатизации. К концу 2011 года должен быть осуществлен ввод в действие комплекса средств автоматизации (КСА) на оставшихся 635 объектах автоматизации.
  Таким образом, полное внедрение ГАС «Правосудие» при условии успешного проведения мероприятий проекта «Поддержка судебной реформы» будет завершено к концу 2011 года, а мероприятия, предусмотренные Концепцией информатизации, в целом реализованы8.
  Сегодня очевидна необходимость постоянного  поддержания работоспособности  и обслуживания внедренной первой очереди системы, ее дальнейшей модернизации, а также создание второй очереди ГАС «Правосудие».
  АО  НИЦ "Агора" по договору с Верховным  Судом РФ ведет разработку двух информационных контуров (первый - судо- и делопроизводство, гражданское и уголовное, второй - рабочие места для смежных служб и подразделений Верховного Суда РФ, обеспечивающих информационное взаимодействие штатных подразделений и служб Верховного Суда РФ).
  На  сегодняшний день разработаны и  внедрены комплексы автоматизированных рабочих мест для сотрудников: отдела проверки судебных дел в порядке надзора, отдела обобщения судебной практики, судебной коллегии по гражданским и уголовным делам (2-я инстанция), кассационной коллегии Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ. Все автоматизированные рабочие места имеют дополнительные интерфейсы для удобного ввода информации, обеспечивают возможность быстрого поиска необходимой информации по любым реквизитам, имеют надежную систему защиты информации от несанкционированного доступа и разграничение функциональных возможностей пользователей различных категорий с определением объема информации, разрешенной для доступа конкретному пользователю.
  В 2002 году в Верховном Суде РФ был  внедрен электронный банк данных судебных решений – система, напрямую связанная с судебным делопроизводством. Подсистема хранит данные по судебным решениям не только в текстовом виде, но и в графическом. Все определения Верховного Суда сканируются, оцифровываются и заносятся в базу данных (на сегодняшний момент БД насчитывает более 30 тысяч подобных документов).
  Разработанная система классификаторов и рубрикаторов позволяет значительно сузить размер выборки по запросу, а использование  пакета Oracle text optimization сводит время поиска, даже по фразам вхождения в текст приговора, до считанных секунд.

  5. Проблемы и перспективы развития информатизации судов в соответствии с направлениями государственной информационной политики

  Осуществляя реформу информатизации судов, вводя  новации и изменяя техническую  базу в судах всех уровней, исполнители программы концепции информатизации решают массу возникающих проблем в процессе реализации запланированных мероприятий, пробелов в законодательстве и т.д. Попробуем выделить основные проблемы, мешающие в некоторой степени информатизации судебной системы.
  1. В процессе реализации программы информатизации судов всех уровней проблема комплексного формирования судебных информационных ресурсов и создания программного обеспечения специфических функций судебной деятельности является центральной. В условиях ограниченности финансовых ресурсов и неизбежной этапности реализации программы информатизации определяют приоритеты новых направлений, задач и функций судебной деятельности, подлежащих информатизации. На первое место поставлены задачи, функции и программы, отражающие профессиональную специфику деятельности судов общей юрисдикции.
  2.  В настоящее время, несмотря на то, что судьи оснащаются современной компьютерной техникой, все же информационное обеспечение их деятельности находится не на высоком уровне.     
  Прежде  всего, это сказывается на неудовлетворительном обеспечении их правовой информацией  в электронном автоматизированном виде: справочным правовым системам и  выносимым судебных решениям по аналогичным  рассматриваемым делам.
  3. Негативным условием судебной деятельности является и затруднения в доступе к решениям со стороны субъектов рассматриваемых споров, то есть, лиц, участвующих в деле. Это противоречит не только Конституции РФ, но и международной практике правосудия.
  4. Четвертым важным обстоятельством, свидетельствующим о необходимости повышения эффективности информационного обеспечения, является несовершенство документооборота, использование традиционных технологий формирования судебных документов и средств их передачи курьером или с помощью обычной почты. Это значительно увеличивает трудозатраты и сроки рассмотрения юридических дел.
  Одним словом, состояние информатизации судебной деятельности находится на самом  начале своего развития. Однако любая реформа имеет свое развитие в нескольких направлениях, так и информатизационный аспект имеет следующие перспективные наработки:
      В судейском сообществе на данном этапе обсуждается возможность так называемого интерактивного правосудия - дистанционного рассмотрения дел. В этом случае человек подает заявление, не являясь в суд, его дело рассматривается, а потом через банк судебных решений он узнает о результатах его рассмотрения.
      В середине октября 2010 г. судебный департамент при Верховном Суде РФ объявил открытый конкурс на выполнение работ по развитию ГАС «Правосудие» в части доработки специального программного обеспечения.
      В рамках развития дорабатываются программные изделия следующих подсистем: «Организационное обеспечение»; «Судейское сообщество»; «Судебное делопроизводство и статистика»; «Судебная экспертиза»; «Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания» (ПИ СО); «Ведомственная статистика Судебного департамента» и другие. Начальная стоимость госконтракта оценивается заказчиком в 79 млн. руб. Выполнить все работы по контракту требовалось до 2011 г.
      Интересное и, безусловно, полезное новшество внедрили власти Пензы. Информационные киоски, подключенные к базе данных ГАС «Правосудие», установлены в зданиях Октябрьского районного суда города Пензы. В киоске отображается информация о структуре и деятельности суда, режиме работы, списке дел, назначенных к слушанию, с результатом их рассмотрения, а также адресно-реквизитные данные районного суда и мировых судей. В рамках этого проекта возможно и желательно тиражирование опыта на соседние регионы.
      В конце января 2010 г. Правительство РФ рассмотрело проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Законопроектом предполагается расширить процессуально допустимые способы формирования состава суда с учетом нагрузки и специализации судей, а также для исключения влияния лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, путем использования информационных систем, что позволит укрепить самостоятельность и независимость судей9.
      Также перспективным направлением информатизации судов является взаимодействие судебных органов и юридических вузов. Ученые и преподаватели юридического факультета теперь имеют возможность доступа к юридической практике в электронном виде, ее обобщению и использованию не только в научных и образовательных целях, но и в целях оказанию помощи поддержки судьям при рассмотрении ими юридических дел повышенной сложности.
  Анализ  судебной практики дает возможность  активно применять информационные технологии быстрого поиска нужной правовой информации, ее обработке и использованию  по конкретным делам.

  Заключение

  В результате реализации Программы будут созданы условия для обеспечения открытости, прозрачности и доступности правосудия, повышения эффективности работы судебных органов, улучшения качества судебных актов, а также повышения уровня исполнения судебных и иных исполнительных документов.
  Количество  автоматизированных рабочих мест в  судах общей юрисдикции к 2011 г. достигнет 75 тыс. мест, в арбитражных судах - 14 тыс. мест. Создание системы электронного документооборота будет способствовать повышению эффективности работы судей и работников аппаратов судов.
  Создание 2200 веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов  позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности (порядок работы судов, сведения о  назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел, информация об органах судейского сообщества (советов судей и квалификационных коллегий), об их составе и режиме работы, о кандидатах в судьи и процессе их рассмотрения).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.