На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по налогам

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Лекция  по налогам 

   Тема 1. Основные понятия, применяемые при  налогообложении.
    Экономическая сущность налогов; функции налогов; элементы налога и их характеристика; принципы и методы налогообложения; особенности построения налоговой системы в России, классификация налогов; налоговый контроль; налоговая политика; налоговое регулирование и его особенности в России. 
    Каждое  государство, как орган, выполняющий  определенные функции общества нуждается  в финансовых средствах, для выполнения этих функций. К таким функциям относятся: управление, поддержание внутреннего порядка (милиция), охрана государства от внешних угроз (армия), выполнение программ по развитию экономики страны на межрегиональном уровне, финансирование науки, медицины, образования и др.
    Все производители и граждане отчисляют от своих доходов определенные суммы налогов и сборов. Все применяемые виды изъятий средств у конкретных товаропроизводителей (после удовлетворения последними своих обязательных и первоочередных платежей) для нужд государства производятся на основании Налогового кодекса РФ. Налоги – это обязательные платежи предприятий и физических лиц в Федеральный, региональный или местный бюджеты. Они возникли с возникновением государства.
    Определение налогов.
    Налог – обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Под налогом, пошлиной и другим платежом понимается любой обязательный без эквивалентный взнос предприятий и физических лиц в Федеральный, региональный или местный бюджет, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях определяемых законодательными актами.
    Сбор – обязательный взнос в обмен на предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Сбор это обязательный, носящий разовый характер взнос, подлежащий уплате организациями и физическими лицами в вышеназванные бюджеты при совершении государственными организациями, органами местного самоуправления, юридически значимых действий в пользу организаций и физических лиц или предоставление им определенных прав – лицензий.
    Вся система изъятия взносов состоит из трех взаимосвязанных частей: налоговая политика, налоговая система, налоговое законодательство.
    Налоговая политика является составной частью экономической политики. Налоговая политика государства в целях укрепления экономики и мощи страны всегда должна преследовать следующие цели: пополнение бюджета на различные нужды, поощрение иностранных инвестиций, поощрение малого бизнеса, поощрение экспорта, поощрение отдельных регионов. Лишь правильной комбинацией льготных режимов и высоких ставок по отдельным регионам, отраслям и другим критериям можно либо разорить собственное государство, либо укрепить его экономику.
    Налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена её налоговая система. 
    Понятие «налоговая система» имеет две отличительные особенности.
    В-первых, в налоговую систему включены не только перечень налогов (в классическом их понимании) и сборов налогового характера, подлежащих внесению в обязательном порядке в бюджет и внебюджетные фонды, но и различные целевые, лицензионные и прочие сборы, не являющиеся налоговыми платежами. Законодатель, разграничивая понятие налога, сбора, пошлины и платежей налогового характера, тем не менее, осознанно предлагает под налоговой системой понимать всю совокупность обязательных финансовых платежей и различных изъятий в пользу государства.
    Во-вторых, налоговая система характеризуется  как простая совокупность этих обязательных платежей без выделения различных её элементов, не говоря уже об установлении между ними взаимосвязи взаимозависимости. Таким образом, законодатель отождествляет один из элементов системы (налоги, сборы, пошлины) с самой налоговой системой.
    В налоговой системе можно выделить два элемента субъективного характера (налоговые администрации и налогоплательщики) и два элемента объективной направленности (законодательство и сами налоги).
      Рис. 1. Состав обязательных элементов налоговой системы

    Налоговую систему можно определить совокупность  налогов и методов их взимания, то есть, как целостное единство четырёх её элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, системы налогового администрирования, . При этом каждый из элементов находиться друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
    Налоговая система состоит:
    - из взаимосвязанных функций (фискальной, контрольной, социальной, регулирующей),
    - вариантов взимания налогов (территориальные: федеральные, региональные, местные),
    - видов взимаемых налогов (прямые, косвенные),
    - методов взимания (декларативные, или налог у источника),
    - принципов взимания (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные),
    - ставок отчислений.
    Построение  налоговой системы характеризуется  наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между её элементами. Схематично эти элементы представлены на рис. 2. Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование её в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере.
      Рис.2. Основные взаимосвязи между элементами налоговой системы
 
    Налоговая система подвержена постоянному  изменению под действием как  внутрисистемных, так и внесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статистической, а динамической системой. Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трёх уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложении: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краёв, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). Налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.
    Рис.3. Основные классификации  налоговых систем 

    
    В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить следующим образом:
    1. Либерально-фискальные, обеспечивающие  налоговые изъятия с учётом  платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии;
    2. Умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России.
    3. Жёстко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Дании, Швеции, Бельгии, Финляндии.  
    В зависимости от доли косвенного налогообложения  налоговые системы можно подразделить так:
    1. Подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступления от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы США, Канады, Великобритании, Австралии;
    2. Умеренно косвенные, равномерно  распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы- Германия, Франция, Италия;
    3. Косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран – Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.
    В зависимости  от уровня централизации налоговых  полномочий налоговые системы классифицируются на:
    1. Централизованные, наделяющие федеральный  уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и Росси;
    2. Умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии.
    3. Децентрализованные, наделяющие нижестоящие  уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.
    В зависимости от уровня экономического неравенства  доходов после  их налогообложения налоговые системы можно разделить так:
    1. Прогрессивные, если после уплаты  налогов экономическое неравенство  налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
    2. Регрессивные, если после уплаты  налогов экономическое неравенство  налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем практически неизвестны;
    3. Нейтральные, если после уплаты  налогов экономическое неравенство  налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остаётся неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.
    Данные  классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.
    Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.
    Налоговая система - это совокупность  налогов и методов их взимания. Она всегда предполагает налоговое законодательство и без него не может функционировать.
    Налоговая система в РФ начала действовать  с первого января 1992г. В основе лежит Закон "О государственной налоговой службе" принятый ВС РФ от 21.03.91г. (в ред. 24.12.98г.).
    Законодательство  о налогах и  сборах регулирует отношения государства и налогоплательщиков в процессе взимания налогов и сборов.
    Каждое  лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
    Каждый  налог должен быть определен. Для  этого в законе и инструкции по уплате того или иного налога отражают следующие моменты:
    - Налогоплательщик и субъект налога;
    - Объект и предмет налога, источник уплаты налога;
    - Единица  налогообложения;
    - Налоговая  ставка или норма налогового  обложения;
    - Сроки  и порядок уплаты налога;
    - Бюджетный или внебюджетный фонд, в который зачисляется налог.
    Налоги  и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, и прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах РФ товаров, работ, услуг или финансовых средств, или препятствующие не запрещённой законом экономической деятельности.
    В качестве базового нормативного акта в сфере налогообложения, в настоящее  время действует Налоговый кодекс в трёх частях, в редакции по состоянию на 01.07.2009г. В этом нормативном акте даны основные определения понятий, связанных с налогообложением, а также заложены принципы построения налоговой системы России. Налоговый Кодекс не отменяет сложившуюся систему налоговых отношений, а развивает ее, устанавливая правовую концепцию налоговых отношений.
    Ни  на кого не может быть возложена  обязанность, уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
  Налоговое законодательство РФ состоит из Налогового кодекса и перечня, принятых в соответствии с ним, федеральных законов и инструкций о налогах и сборах. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых на территории РФ. В ст.1 НК РФ определены 4 уровня налогового законодательства:
  * Налоговый кодекс;
  * Федеральные налоговые законы;
  * Законы и иные нормативные  акты законодательных субъектов  РФ;
  * Нормативные акты законодательных  органов местного самоуправления.
    К законодательству субъектов РФ о  налогах и сборах относятся законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
    Системе источников налогового права свойственно  единство, основой которого служат отношения субординации ее элементов. Субординация исключает конкуренцию различных источников в регулировании одного и того же аспекта налогообложения. Она основана на принципе законности: соответствии всех норм налогового права основным принципам налогообложения, закрепленным или вытекающим из Конституции; соответствия подзаконных актов законам
    Виды  налогов. Множественность налогов, их назначение делают необходимым классифицировать налоги по различным признакам:
    - по предмету налогообложения;
    - по форме взимания налога;
    - по источникам средств для уплаты налога;
    - по способу уплаты налога;
    - по степени обложения;
    - в зависимости от направления использования собранных платежей;
    - по субъекту налогов;
    - по форме уплаты налогов;
    - по срокам уплаты.
    Согласно  НК налоговая система России базируется на следующих основных принципах:
     - всеобщность налогообложения (полное  равенство существующих форм  собственности);
     - учет всех видов доходов, получаемых юридическими и физическими лицами, независимо от вида и характера деятельности;
     - единый подход при определении  размеров налогообложения, установления  льгот и налоговых ставок;  однократность налогообложения;
     - справедливость, соразмерность, ясность и экономическая обоснованность;
     - единство экономического пространства;
      - обеспечение учета специфики объектов налогообложения;
     - толкование противоречий в законодательных  актах в пользу налогоплательщиков.
    Если  вновь принимаемые нормативные акты ухудшают положение налогоплательщика, то не имеют обратной силы, а если устраняют или смягчают ответственность налогоплательщика или снижают ставки налогов (устраняют обязанности по их уплате) или иным образом улучшают их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
  
    Налоги  и сборы считаются установленными, если они предусмотрены ст.13-15 НК РФ. Если устанавливается новый налог, должны быть внесены изменения в НК. Налоговый Кодекс устанавливает предмет правового регулирования, а именно: властные отношения по установлению (включение перечня налогов и сборов в НК), введению (издание соответствующего закона), взиманию налогов и сборов (правила по уплате налогов и сборов, а также отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля) и по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно НК акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее месяца со дня опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Федеральные законы, вносящие изменения в НК, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.  

   Тема 2. Содержание и назначение налогового кодекса.
    Содержание  налогового кодекса; функции налоговых  органов; обязанности и права  налоговых органов и налогоплательщиков.
    Общая часть Налогового Кодекса состоит из семи разделов:
   - Общие положения о законодательстве, о налогах и сборах;
    - О налогоплательщиках и плательщиках сборов, представительстве в налоговых правоотношениях;
   - О налоговых органах, ответственности  налоговых и таможенных органов, и их должностных лиц;
   - Об общих правилах исполнения  обязанности по уплате налогов  и сборов;
   - О налоговой отчетности и  налоговом контроле;
   - О налоговых правонарушениях  и ответственности за их совершение;
   - Об обжаловании актов налоговых  органов и действий или бездействия  их должностных лиц.
    Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления принимаются в соответствии с НК. Налоги и сборы считаются установленными, если они предусмотрены ст.13-15 НК РФ. Если устанавливается новый налог, должны быть внесены изменения в НК. Налоговый Кодекс устанавливает предмет правового регулирования, а именно: властные отношения по установлению (включение перечня налогов и сборов в НК), введению (издание соответствующего закона), взиманию налогов и сборов (правила по уплате налогов и сборов, а также отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля) и по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно НК акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее месяца со дня опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Федеральные законы, вносящие изменения в НК, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
    Важной  составной частью кодекса являются статьи, дающие перечень обязанностей, прав и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов. В этих статьях изложены:
    1. Права, обязанности  и ответственность  налогоплательщиков.
Предприятие как налогоплательщик, его налоговые  права. Обязанности предприятия  по своевременному и  полному перечислению налогов  в бюджет. Ответственность  предприятий и их должностных лиц за нарушение налогового законодательства. Финансовые санкции и административные штрафы. Имущественная и уголовная ответственность по налогам. Права, обязанности и ответственность физических лиц как налогоплательщиков. Порядок обжалования неправомерных действий налоговых органов.
    2.  Основы организации  государственной  налоговой службы России.
    Права, обязанности и ответственность  налоговых органов. Принципы организации  налоговой службы. Состав и структура  налоговых органов. Федеральная  налоговая служба Российской Федерации, ее функции. Налоговые инспекции республик в составе России, краев, областей. Их структура и функции. Местные налоговые инспекции (городов, районов, городских префектур), специфика их работы. Структурные подразделения местных налоговых инспекций, их функции. Формы и методы контроля налоговых органов за исчислением и уплатой налогов налогоплательщиками.
    Государственные налоговые инспекции работают во взаимосвязи с органами государственной власти и управления, пользуясь практической помощью органов МВД. Четко определен перечень всех налогов и отчислений (федеральных, региональных, местных) и полномочия всех уровней законодательной и исполнительной власти. Налоговым инспекциям предоставляется право:
   - производить на предприятиях всех форм собственности проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с исчислением налогов, получать необходимые сведения и справки, за исключением сведений, составляющих военную и коммерческую тайны.
   - обследовать с соблюдением соответствующих  правил производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий;
   - требовать от должностных лиц  предприятия устранения выявленных  нарушений законодательства;
   - приостанавливать операции предприятий по счетам в банках в случаях не предоставления в налоговую инспекцию бухгалтерских отчетов;
   - изымать у предприятий документы,  свидетельствующие о сокрытии  или занижении объектов налогообложения  и применять к предприятиям  финансовые санкции;
   - взыскивать в бюджет недоимки по налогам и штрафам с предприятий в бесспорном порядке. При отсутствии в течение 10 календарных дней рублевых средств на расчетных, текущих и иных счетах (кроме ссудных и депозитных) предприятий налоговые органы вправе взыскивать недоимки с текущих валютных счетов предприятий в пределах
    остатков денежных средств на  них или с последующих поступлений  сумм в иностранной валюте, эквивалентной  всей сумме в рублях, подлежащей  описанию в бесспорном порядке, либо недостающей его части с применением курса рубля ЦБ на дату направления налоговым органом инкассового поручения на списание средств с текущих валютных счетов. Указанный порядок не распространяется на средства юридических лиц, накапливаемые на валютных счетах для выполнения обязательств по контрактам с иностранными партнёрами, заключенным до 25.05.94г., а также по контрактам с иностранными партнёрами, заключаемым в соответствии с кредитными соглашениями. При наличии средств на депозитном счете налоговые органы выставляют предприятиям требование о переводе этих средств с депозитного счета на их расчетный счет и в случае невыполнения этого требования в течение 10 календарных дней списывают эти средства с депозитного счета в указанном выше порядке. В случае неплатежеспособности предприятия налоговые органы вправе взыскивать с 01.01.94г. в бесспорном порядке в бюджет недоимки с дебиторов этого предприятия;
   - предъявлять в суд и арбитраж  иски о ликвидации предприятий  по основаниям, установленным законодательством; о признании регистрации предприятий недействительной в случае нарушения установленного порядка регистрации и о взыскании доходов в этих случаях; о признании сделок недействительными и т.п.;
   - налагать административные штрафы  на должностных лиц предприятий.  В соответствии со ст. 38 Кодекса об административных правонарушениях административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. При этом лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Нормативные акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, не распространяются на правонарушения совершенные до издания этих актов (то есть не имеют обратной силы). Исключением являются сделки, признанные недействительными, то есть противоречащие интересам государства. Государственные налоговые инспекции несут ответственность за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов. При нарушении своих обязанностей должностные лица ГНИ, привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности. Суммы налогов, неправильно взысканные инспекторами, подлежат возврату, а убытки, включая упущенную выгоду, причиненные налогоплательщику, незаконными действиями налоговых инспекций, возмещаются в порядке, установленном законом.
    Обязанности по уплате налогов с предприятий  и организаций возлагаются законом на соответствующие юридические лица. Должностные лица лишь реализуют эти обязанности, а следовательно, и не являются непосредственными субъектами преступления, предусмотренного ст.162.2, и могут нести уголовную ответственность только в порядке, предусмотренном статьями УК РФ в разделе должностных преступлений (ст. 170-175). Кроме применения финансовых санкций по отношению к предприятию, налоговые органы, в соответствии с налоговым законодательством, вправе привлекать к административной ответственности должностные лица этих предприятий. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях к административной ответственности должностные лица могут привлекаться в том случае, если соблюдение нарушенных правил входит в их должностные обязанности. В отношении нарушений налогового законодательства в понятие должностных лиц, связанных с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности по специальному полномочию подпадают руководитель и главный бухгалтер. При этом основную ответственность несет руководитель предприятия, который в соответствии с Положением о ведении учета и отчетности в РФ отвечает за организацию бухгалтерского учета на предприятии. Главный бухгалтер не может быть привлечен к административной ответственности, если в приказе о его назначении не оговорены должностные обязанности. Тем же положением предусматривается полное освобождение главного бухгалтера от ответственности в случае, если неправомерное действие совершено им по письменному распоряжению руководителя предприятия, при условии, что исполнение подобных распоряжений вменено в обязанность главного бухгалтера.
    Если  налогоплательщик в установленном  порядке полностью освобожден от уплаты какого-либо налога, то штрафные санкции по данному налогу к нему не применяются. Однако налоговые органы в обязательном порядке проверяют соблюдение налогоплательщиком всех условий предоставления такой льготы. В случае утраты предприятием в проверяемом периоде по каким-либо основаниям права на данную льготу штрафные санкции применяются только  за период с момента прекращения льготы. За необоснованное применение льготы штрафные санкции не предусмотрены.
    При требовании от предприятия документов на проверку налоговая инспекция должна руководствоваться постановлением правительства РФ о составе информации, относящейся к государственной или коммерческой тайне, что не подлежит проверке и разглашению. Указом Президента РФ от 30.11.95г. (в ред. 29.05.2002 № 518), установлен перечень сведений составляющих государственную тайну.
    Постановлением Правительства РФ (от 05.12.91г. №35 в ред от 03.10.2002г.) установлено, что не составляют коммерческую тайну документы и сведения в них по следующему перечню (кроме сведений, относимых по международным договорам к коммерческой тайне):
   - учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
   - документы, дающие право заниматься  предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
   - сведения по установленным формам  отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет;
   - документы о платёжеспособности;
   - сведения о численности, составе  работающих, их зарплате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
   - документы об уплате налогов  и обязательных платежах;
   - сведения о загрязнении окружающей  среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба;
   - сведения об участии должностных  лиц предприятия в кооперативах, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
    Следовательно, изъятию могут подлежать только документы, не составляющие государственную или коммерческую тайну. Изъятие документов производится на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налоговой инспекции, которое проводит проверку, в присутствии должностных лиц предприятия. Должностным лицом ГНИ, при изъятии составляется специальная опись изъятых документов и производится фиксация их содержания. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу предприятия. С разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, можно до оформить документы (сделать опись, пронумеровать, прошнуровать, опечатать, заверить подписью и печатью), и снять с них копии.
    Меры  ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства определяются гл.16 Налогового кодекса  РФ. До принятия Налогового кодекса  это определялось Законами «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.91г. (ст.13) и «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему РФ» от 16.07.92г. «О государственной налоговой службе РФ» от 21.03.91г. (ст11) и нормативными актами, устанавливающими порядок их применения. Налоговый кодекс определяет виды налоговых нарушений, устанавливает порядок предъявления и наложения налоговыми органами санкций, а также процедуру действий этих органов. Нарушения налогового законодательства имеют свою специфику по сравнению с другими правонарушениями. Под ними понимается действие или бездействие финансовой службы предприятия, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств перед бюджетом. Правонарушения в этой области и ответственность налогоплательщиков в зависимости от вида нарушения изложены в налоговом и административном кодексах РФ. 
    Примечание: 1. Если уточненная налоговая декларация сдается до срока представления отчетности, то предыдущая считается отозванной, и штрафа нет.
    2. Если уточненная налоговая декларация сдается после срока представления, но до срока платежа - штрафа нет.
    3. Если уточненная налоговая декларация сдается после срока платежа, но до вручения акта проверки ГНИ при обязательной уплате налога и пени за весь срок - штрафа нет.
    4. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности. Взыскание недоимки и сумм штрафов производятся с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических - в судебном. В своей практической деятельности налоговые органы руководствуются письмом ГНС от 05.11.92г. Все штрафы, наложенные на предприятие, выплачиваются за счет чистой прибыли: Д-т 84-2 = К-т 68,69, а административные штрафы только из зарплаты виновных лиц: Д-т 70 = К-т 68,69.
Размеры административных штрафов             
Степень вины Размер  штрафа
c 01.01.91 с 19.03.93г.
Виновные  в сокрытии (занижении) прибыли или  иных объектов налогообложения 200-500р. 2-5 мин.разм.опл.труда
При повторном  совершении в течение года после  наложения  взыскания 500-1000р. 5-10 мин.разм.опл.труда
 Виновные в отсутствии бухучета или ведении его с нарушениями  То же   То  же
 Виновные  в непредставлении, несвоевременном  представлении, представлении по  не установленной форме отчетов  То же   То  же
 Виновные  в отказе выполнить требования  налоговых инспекций 250-500р. 2.5-5 мин.разм.опл.труда
    Предмет налогообложения. По предмету налогообложения различают следующие виды налогов. Налоги:- с прибыли или дохода;- с имущества субъекта налога;- с передачи имущества;- со стоимости определенных видов товаров;- с добавленной стоимости и другие.
    Форма взимания налога. Прямой налог – субъект налогообложения и носитель налога совпадают (например: налог на имущество, налог на прибыль); косвенный налог – субъект налога не является носителем налога (например, акцизы).
    Источники средств для уплаты налога. Налоги, финансируемые потребителями,- налоги, включаемые в себестоимость, налоги, которые относятся на финансовые результаты и платятся до уплаты налога на прибыль.
    Способы уплаты налогов. По декларации - с источника дохода (подоходный налог).
    Степень обложения. Прогрессивные – тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров доходов или с ростом налоговой базы (подоходный налог);- регрессивные – тяжесть налогообложения снижается с ростом доходов и увеличением налогооблагаемой базы;- пропорциональные – сумма налога изменяется пропорционально росту доходов или налогооблагаемой базы (прибыль, акцизы и т. д.).
    Зависимость от направления использования  собранных платежей: федеральный бюджет; региональные бюджеты;  местные бюджеты;  внебюджетные фонды.
    Субъекты  налогов: - с юридических лиц, с физических лиц.
    Форма уплаты налогов:  авансовые платежи, по фактическим данным за отчетный период.
    Сроки уплаты налогов: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные.
    Функции налогов:
    3.1. Фискальная функция – основная, вытекает из самой природы налогов и характерна для всех государств на всем протяжении существования. На основе этой функции формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства.
    3.2. Экономическая функция – означает, что налоги используются как важный инструмент распределительных процессов, они оказывают существенное влияние на производство, стимулируя его развитие, или сдерживают его. Усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяя или сужая платежеспособный спрос населения.
    3.3. Налоги используются:
    - для стимулирования отдельных  видов деятельности (экспорт товаров  освобожден от  НДС);
    - для регулирования инвестиционной  деятельности (если часть прибыли направляется на капитальные вложения, налог на прибыль не уплачивается с этой части, если сумма налогов не уменьшается более чем на 50%; предприятия с иностранными инвестициями имеют ряд льгот);
    - для перераспределения средств  получаемых в качестве налогов;
    - для регулирования занятости  и уровня социальной защищенности  общества (предприятие не платит налогов или уменьшает их, если на нем работают инвалиды – 50%, инвалидов и пенсионеров – 70%).
    Очередность исчисления налогов, сборов и платежей
    1. Налоги, включаемые  в цену продукции:
    1.1 НДС, 
    1.2. Акцизы.
    2. Налоги, включаемые  в себестоимость  продукции:
    2.1. Налог на владельцев транспортных  средств. 
    2.2. Таможенная пошлина. 
    2.3. Земельный налог.
    2.4. Пенсионный фонд.
    2.5. Фонд обязательного медицинского страхования.
    2.6. Фонд социального страхования. 
    2.7. Налог на игорный бизнес.
    3. Налоги, относимые  на финансовые  результаты:
    3.1. Налог на имущество. 
    4. Налоги за счет  прибыли:
    4.1. Налог на прибыль. 
    В соответствии со ст.17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения:  объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
    В соответствии со ст. 38 НК РФ применительно к разным налогам объектами налогообложения могут являться:
    Операции по реализации товаров (работ, услуг);
      Имущество, принадлежащее организации на правах собственности;
      Прибыль, полученная от всех видов деятельности;
      Доход, полученный от всех видов деятельности;
    Стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
    Однако  указанный перечень баз для налогообложения  не является исчерпывающим. В качестве налогообложения может быть определён любой иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика возникают по закону обязанности по уплате налога. Например, налог за право строительства в курортной зоне и т.п.
    В соответствии с Законом определены плательщики налогов, понятие самих налогов, объекты налогообложения.
    1. В связи с определением плательщиков  налогов определены понятия резидентов  и нерезидентов.
    Кто такие резиденты? Резиденты – это физические лица, постоянно  проживающие в РФ, в том числе временно находящиеся за границей, юридические лица, созданные в соответствии с российскими законами, с местонахождением на территории РФ, дипломатические и иные официальные представительства РФ за её пределами, предприятия не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ.
    Кто такие нерезиденты? Нерезиденты – это физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством других государств, с местонахождением за пределами РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением вне РФ; находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.
    Элементы  налога:
    Плательщики
    Объект налогообложения, налоговая база
    Ставки
    Льготы
    Сроки уплаты
    Порядок исчисления и формы налоговых деклараций
    Классификация налогов:
    По способу взимания: прямые и косвенные
    По объекту налогообложения: налоги имущественные и с доходов
    По плательщикам: налоги с юридических или физических лиц
    По порядку бюджетного регулирования: федеральные, региональные и местные.
    Федеральные налоги:
    Налог на добавленную стоимость (гл.21 НК РФ)
    Акцизы (гл.22 НК РФ)
    Налог на прибыль организаций(гл.25 НК РФ)
    Налог на доходы физических лиц
    Единый социальный налог
    Таможенные пошлины
    Налог на операции с ценными бумагами
    Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
    Сбор за пользование объектами животного мира
    Плата за пользование водными объектами
    Налог на добычу полезных ископаемых
    Лесной налог
    Государственная пошлина
    Федеральные лицензионные сборы
    Взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
    Региональные  налоги
    Налог на имущество организаций
    Транспортный налог
    Налог на игорный бизнес
    Местные налоги
    Налог на имущество физических лиц
    Земельный налог
    Специальные налоговые режимы
    Упрощенная система налогообложения
    Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
    Единый сельскохозяйственный налог.
    Соглашение о разделе продукции.
 
   Тема  3. Перечень действующих налогов и сборов на территории РФ.
    Название  налога, налоговая база, налоговая ставка, льготы по налогу, сроки уплаты, вид налоговой отчетности.
    Существующая  система предусматривает действие на территории Российской Федерации определенного перечня федеральных, региональных и местных налогов, которые можно представить следующей схемой:

    НАЛОГИ,     СБОРЫ    и   ПОШЛИНЫ  

             
    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ   РЕГИОНАЛЬНЫЕ   МЕСТНЫЕ
    1. НДС   1. Налог на имущество организаций   1. Земельный  налог 
    2. Акцизы     2. Налог на  имущество физ. лиц
    3. Налог с доходов физических  лиц 2.Налог  на игорный бизнес   3. Местные лицензионные  сборы
    4. Единый социальный налог   3. Транспортный  налог.    
    5. Налог на прибыль организаций 4. Региональные лицензионные сборы
    6. Налог на добычу полезных ископаемых      
    7. Водный налог      
    8. Сбор за право пользования  объектами животного мира и водно-биологическими ресурсами      
           
    9. Государственная пошлина      
    10. Федеральные лицензионные сборы      
    Примечание. Налоги первой группы (1-10) все суммы поступлений зачисляются в федеральный бюджет. Налог первой группы №4 – зачисляется в специальный внебюджетный фонд РФ.
Налоги  второй группы (1-4) –  суммы отчислений  зачисляются в  региональный бюджет при его утверждении. Налоги третьей группы (1-3) - зачисляются в местный бюджет при его утверждении.  

    Подтема 3.1.  Налог на добавленную стоимость. 
Экономическое содержание и назначение налога на добавленную стоимость, перспективы и тенденции развития. Принципы построения налога на добавленную стоимость. Плательщики и объекты обложения. Исчисление налогооблагаемой базы. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы, их классификация. Исчисление налога на добавленную стоимость, порядок и сроки его уплаты в бюджет.
    Налог на добавленную стоимость – это косвенный налог на реализуемые товары, работы и услуги, базой которого служит стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации. Налог на добавленную стоимость регламентируется гл. 21 НК РФ и представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения и вносится в бюджет по мере реализации, то есть до исчисления прибыли.
    Из  чего складывается добавочная стоимость, или где возникает? Если принять классическое условие, что все, что приобретено, будет израсходовано в отчетный период, а все что произведено будет реализовано за отчетный период, то добавочная стоимость будет равна сумме начисленной в этот период амортизации, плюс сумма начисленной зарплаты из фонда оплаты труда, плюс сумма суточных и разъездных в пределах норматива относимого на себестоимость, плюс сумма прибыли, заложенная в цене реализации.
    Следовательно, добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью реализованных (отгруженных) товаров, работ (услуг) и стоимостью материальных затрат относимых на издержки производства и обращения, таким образом добавленная стоимость включает в себя:
    - амортизацию;
    - заработную плату работников;
    - отчисления на социальные нужды  пропорционально начисленной зар/платы;
    - проценты за кредит;
    - расходы на рекламу;
    - налоги;
    - другие расходы относимые к  затратам на производство;
    - прибыль.
    1. Плательщиками НДС являются все предприятия любых форм собственности, их филиалы и отделения, предприятия с иностранными инвестициями, индивидуальные частные предприятия, международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность на территории РФ.
    Налогом на добавленную стоимость  облагается:
    Реализация товаров (работ, услуг) на территории России,
    Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд,
    Выполнение строительно - монтажных работ для собственных нужд,
    Импорт товаров (работ, услуг),
    - Экспорт товаров (работ, услуг).
    2. Объектами обложения НДС являются обороты по реализации на территории РФ товаров, в том числе производственно-технического назначения, выполненных работ и оказанных услуг. Используемые в целях налогообложения понятия товаров, работ и услуг охватывают все возможные их виды, включая недвижимое имущество (в том числе здания и сооружения), электро- и тепло энергию, проектно-изыскательские, НИРовские, НИОКРовские, технологические и другие работы, сдача в аренду имущества, посреднические, рекламные, информационные и другие услуги, подготовку и повышение квалификации кадров и т.д. В облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств, получаемые предприятиями от своих покупателей (заказчиков) за реализуемые им товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направляемые на увеличение прибыли, суммы авансовых и предварительных платежей в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги). В налогооблагаемую базу с 01.02.93г. по товарам, ввозимым на территорию РФ, включаются таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам - сумма акциза. Таможенная стоимость товара определяется в соответствии с таможенным законодательством. Частные предприниматели без регистрации юридического лица с 01.01.94г. освобождены от НДС.
    Определение налогооблагаемого оборота.
    а) Облагаемый оборот равен сумме реализованных  товаров, работ, услуг, исходя из применяемых цен и тарифов (без НДС). При реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. При реализации продукции по ценам ниже себестоимости из-за снижения качества или потребительских свойств (включая моральный износ) или сложившиеся рыночные цены ниже цен на эту продукцию, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации. В случае реализации продукции по ценам ниже себестоимости (подтверждается составлением акта об ухудшении потребительских свойств или справкой о сложившемся уровне рыночных цен) возникающая отрицательная разница между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными по реализации товаров, зачету не подлежат и относятся за счет чистой прибыли.
    б) При осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами) либо ее передачи безвозмездно облагаемый оборот определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции (в текущем месяце, но не ниже ее фактической себестоимости.
    в) При выдаче товаров или  собственной продукции в счет натуроплаты или при реализации населению оборот определяется исходя из рыночных цен, сложившихся на момент реализации, включая торговую надбавку, но не ниже фактической себестоимости.
    г) При обмене вновь освоенной,  ранее не производимой, продукции или обмене приобретенной продукции для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, но не ниже ее фактической с/стоимости.
    д) При использовании внутри  предприятия продукции (работ,  услуг) собственного производства (для капвложений-сч.08, социальной сферы-сч.29 и др.), затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, облагаемый оборот определяется по применяемым ценам, но не ниже фактической себестоимости.
    е) При изготовлении продукции из давальческого сырья и материалов облагаемым оборотом является стоимость изготовления или обработки, а по подакцизным товарам - стоимость обработки с учетом акцизов.
    ж) Средства, полученные от других  предприятий и организаций, за  исключением средств, зачисляемых в установленном законодательством порядке в уставные фонды предприятий их учредителями, средств на целевое бюджетное финансирование и средств на осуществление совместной деятельности.
    з) В состав облагаемого оборота  включаются доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов при отсутствии лицензии на осуществление кредитных операций, а также средства от взимания штрафов, пеней, неустоек, полученных за нарушение договорных обязательств. Суммы НДС, уплаченные в составе штрафных санкций, не засчитываются при исчислении суммы НДС, подлежащей внесению в бюджет, у выплачивающей их стороны, поскольку штрафные санкции относятся не на издержки производства и обращения, а на финансовые результаты.
  и)Облагаемым оборотом для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость выполненных работ, принятых заказчиком по сметным или договорным ценам.
    к) При посреднической деятельности  облагаемым оборотом является  сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов.
    л) У предприятий розничной  торговли и общественного питания  облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их реализации (с НДС) и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками (включая НДС). В таком же порядке определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров.
    м) У заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров, исходя из применяемых цен без включения в них НДС.
  н) При закупке продукции у населения  налогооблагаемым оборотом являются: разница между ценой реализации и ценой приобретения в случае реализации данной продукции без переработки; отпускная цена произведенных из закупленного сырья товаров. В облагаемый оборот включается стоимость учитываемой в цене готовой продукции или сверх цены потребительской или транспортной тары одноразового использования.
    В налогооблагаемый оборот не включаются:
    а) Стоимость возвратной тары, кроме  случаев реализации самой тары изготовителями или продавцами тары как продукции. Не включается в облагаемый оборот сумма транспортных услуг покупателю при условии предоставления их поставщиком от имени транспортной организации (проводятся через счета Д 62=К 76 и Д 51=К 62).
    б) Внутризаводские обороты при  расчете через счет 79, то есть  при отсутствии р./счета.
    в) Средства, зачисляемые в уставный  капитал предприятия их учредителями.
    г) Средства, полученные в виде  пая (доли)в натуральной и денежной  форме при ликвидации или реорганизации  предприятий, в размере, не  превышающем их уставный фонд.
    д) Продажа по цене не выше  цены приобретения за вычетом  начисленного износа, обмен, безвозмездная передача приобретенных в 1992г. с НДС основных средств и товаров для непроизводственных нужд. При реализации ОС, НМА, ТМЦ, приобретенных в 1992г. налог взимается с разницы между ценой реализации и приобретения с НДС как в торговых операциях.
    е) Средства, безвозмездно предоставляемые  иностранными организациями в виде гранда на осуществление целевых программ с последующим отчетом об их использовании.
    ж) Средства, перечисляемые целевым  назначением из бюджета на  соответствующие счета учреждений и предприятий минуя счет 46.
    з) Средства, передаваемые благотворительным  организациям на социальные нужды граждан, а также спонсорские взносы на финансирование некоммерческих учреждений, не имеющих реализации, кроме выбытия имущества.
    От  налога на добавленную стоимость  освобождаются предприятия при  выполнении двух условий:
    Общая сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за 3 последних месяца не должна превышать 1000 000 рублей (без НДС).
    В течение 3-х последних месяцев нет продажи подакцизных товаров.
    3. Ставка налога по НДС. С 01.07.92г ставка была установлена в размере 28%., а на ограниченный список продовольственных товаров ставка была установлена в размере 15%. С 01.01.1993г. ставка установлена в размере:
   -10% (9,09) на продовольственные товары (кроме подакцизных) и товары для детей по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
   -18% по остальным товарам (работам,  услугам), включая подакцизные продовольственные  товары.
При реализации товаров по ценам с налогом  в размерах 10 и 18 процентов для исчисления НДС учет должен быть организован раздельно.
    Порядок исчисления налога подлежащего  внесению в бюджет.
    а) Предприятия, реализующие свою  продукцию, а также снабженческо-сбытовые  и оптовые предприятия налог,  подлежащий внесению в бюджет определяют как разницу между суммами НДС, полученными от покупателей и суммами НДС уплаченными поставщикам, при оприходовании ТМЦ на склад с использованием их в производстве или реализации на сторону. При этом следует иметь в виду, что НДС по товарам оплаченным, но не поступившим в отчетном периоде должен учитываться в месяце прихода ТМЦ; НДС по поступившим товарам принимается в зачет при расчетах с бюджетом, когда поступят расчетные документы, независимо оплачены они или нет.
    б) При бартерных сделках расчетным документом для предъявления покупателю суммы НДС и для зачета поставщику принимается счет-фактура.
    в) Предприятия розничной торговли  уплачивают налог с торговой  наценки (разница между ценой реализации с НДС и ценой приобретения с НДС).
    г) Не подлежит вычету из  сумм стоимости ТМЦ НДС (а  учитывается вместе с ТМЦ), если в расчетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, сумма НДС не выделена отдельной строкой.
    д) Не подлежат вычету при  расчетах с бюджетом суммы  НДС, уплаченные поставщикам (относятся на издержки производства вместе со стоимостью ТМЦ) при приобретении ТМЦ на предприятиях оптовой и розничной торговли за наличный расчет.
    е) Не подлежит вычету при  расчетах с бюджетом НДС, уплаченный  при приобретении служебных автомобилей и микроавтобусов. Он относится за счет соответствующего источника финансирования. При приобретении этих видов транспорта специализированными автохозяйствами НДС подлежит зачету в бюджет как при приобретении основных средств.
    ж) Не подлежит зачету при расчетах с бюджетом НДС, уплаченный поставщикам по ОС, НМА, ТМЦ, работам и услугам, использованным на непроизводственные нужды. Он списывается на соответствующие счета (08,29 и др.). Это относится ко всем предприятиям кроме сельскохозяйственных, которые списывают НДС на производство.
    з) Выделяется для зачета в  бюджет из первичных документов  НДС при покупке ГСМ, из проездных  документов, постельных квитанций,  при оплате за жильё, телефонных, почтовых и других услуг.
    и) При реализации ОС, НМА приобретенных до 1993г. налог взимается по установленной ставке с суммы торговой наценки.
  4. Льготы по НДС. От уплаты НДС освобождены:
   -товары, экспортируемые за пределы  РФ предприятиями-изготовителями;
   -товары, услуги, предназначенные для иностранных представительств;
   -услуги городского пассажирского  транспорта, пригородного ж/дорожного,  речного, морского;
   -квартплата;
   -стоимость выкупаемого приватизированного  имущества;
   -операции по страхованию, денежным  вкладам, расчетным счетам в  банке;
   -операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и др.), за исключением брокерских и иных посреднических услуг;
   -продажа почтовых марок, конвертов,  лотерейных билетов;
   -государственная пошлина, услуги адвокатов, плата за недра;
   -патентно-лицензионные операции;
   -услуги в сфере народного образования,  связанные с учебным процессом, обучение детей в кружках, секциях, услуги в дошкольных учреждениях, и др.;
   -научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет бюджета;
   -услуги учреждений культуры, искусства,  зрелищных, религиозных и др.;
   -товары, производимые и реализуемые  предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников;
   -товары, работы и услуги, полученные безвозмездно, поскольку они облагаются у передающей стороны;
   -ритуальные услуги, и др.
  Порядок учета НДС. НДС,  уплаченный поставщикам, относится раздельно в Дебет:
   -на субсчет 19/1 - НДС по приобретенным  основным средствам;
   -на субсчет 19/2 - НДС по приобретенным МБП;
   -на субсчет 19/3 - НДС по приобретенным  материалам;
   -на субсчет 19/4 - НДС по принятым  работам и услугам;
   -на субсчет 19/5 - НДС по капитальным  вложениям;
   -на субсчет 19/6 - НДС по нематериальным  активам;
   -на счет 41-стоимость приобретенных товаров вместе с НДС для предприятий розничной торговли.
      Налог на добавленную стоимость  по реализованной готовой продукции, товарам, работам (услугам) учитывается по К-т сч.68-4. Предприятия, занимающиеся коммерческой (торговой, снабженческой) деятельностью отражают по кредиту сч. 68-4 сумму налога, исчисленную от разницы между продажной и покупной стоимостью товаров в корреспонденции с дебетом счета 90. Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога по материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых фактически отнесена (списана) в отчетном периоде на издержки производства и обращения. Источником платежа является выручка от реализации у поставщика (Д 90,91 = К 68-4). Малые предприятия представляют расчет (налоговую декларацию) по НДС раз в квартал до 20 числа после окончания квартала и не позже 25 числа обязаны перечислить задолженность в бюджет.
    Примечание. В соответствии с указом президента РФ от 08.05.96г. N685 постановлением правительства РФ от 29.07.96г. N 914 c 01.01.97г. на территории России вводится порядок введения журналов учёта счетов-фактур при расчётах НДС.
    Фирма должна платить НДС:
    При перечислении денег своему контрагенту:
    При покупке товаров (работ, услуг) на территории России у иностранного предприятия, которое не состоит на налоговом учете в России.
    Фирма арендует государственное или муниципальное имущество.
    По поручению государства фирма реализует конфискованное, бесхозное или скупленное имущество.
    Даже если есть освобождение:
    При ввозе товаров на территорию России из-за границы.
    При перечислении налога в бюджет как налогового агента.
Момент определения  налоговой базы «по отгрузке» НДС начисляется после отгрузки товаров и предъявлении покупателю расчетных документов.
Когда фирма  получит деньги за отгруженные товары, значения не имеет.
 
Расчет суммы  НДС:  Sб = Sр - Sв
        где:
      Sб  -  сумма налога к уплате в бюджет;
      Sр - сумма налога, начисленная с  реализации товаров, работ, услуг;
      Sв - сумма налоговых вычетов по приобретенным и оплаченным товарам, работам, услугам.
Ставки налога
    0% - экспорт товаров
    10% - продовольственные товары (по перечню в подп.1 п.2 ст.164 НК РФ)
- товары для  детей (по перечню в подп.1 п.2 ст.164 НК РФ)
- периодические  печатные издания (кроме рекламных и эротических)
- книжная продукция,  связанная с образованием, наукой  и культурой
- лекарственные  средства, (утверждаемые Правительством РФ)
    18% - все остальные товары, работы, услуги.
Вычету подлежат суммы НДС:
    1. которые фирма заплатила своим  поставщикам, при условии, что на приобретенные ценности есть счет-фактура, в котором указана сумма налога.
    2. которые фирма заплатила на  таможне при ввозе товаров на территорию России.
    3. которые фирма заплатила в  бюджет при реализации товаров,  если покупатель впоследствии  возвратил эти товары или  отказался от них.
    4. уплаченные в бюджет при выполнении  строительно-монтажных работ для  собственных нужд.
    6. уплаченные подрядным организациям при проведении ими капитального строительства, сборки и монтажа основных средств.
    7. уплаченные в бюджет налоговыми  агентами.
 
    Подтема 3.2.  Акцизы.
Акцизы, экономическая сущность, назначение. Плательщики акцизов, объекты обложения, определение налоговой базы. Акцизы на нефть. Ставки акцизов. Порядок и сроки уплаты акцизов.
    Акцизы  – это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. В РФ акцизы введены  законом «Об акцизах» от 06.12.91г. с последующими изменениями. Взимание акцизов регламентируется гл.22 Налогового Кодекса РФ. Это форма изъятия части прироста стоимости (производственной прибыли), которая начисляется на сумму реализации отдельных видов товаров, не относящихся к разряду обязательных к употреблению. Это алкогольные напитки, шоколад, драгоценности, меховые изделия, легковые автомобили и другие изделия по списку.
    1. Плательщиками акцизов являются:
    - предприятия и организации, являющиеся  юридическими лицами по законодательству РФ и реализующие произведенные ими товары, по списку, утверждаемому правительством РФ;
    - филиалы, отделения и другие  обособленные подразделения предприятия,  которые самостоятельно реализуют подакцизную продукцию. Это вино-водочные изделия, пиво, табачные изделия, шоколад, драгоценности, меховые изделия, легковые автомобили и другие изделия по списку, утверждаемому Правительством РФ;
    - индивидуальные предприниматели; 
    - лица, признаваемые плательщиками  НДС в связи с перемещением  товаров через таможенную границу  РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
    - иностранные юридические лица, осуществляющие  предпринимательскую деятельность на территории РФ.
    2. Объектом обложения является стоимость товаров, реализуемых по отпускным ценам:
    - у предприятий производящих и реализующих подакцизный товар – стоимость подакцизного товара в отпускных ценах (отпускная цена продукции);
    - у предприятий производящих подакцизную  продукцию, но не реализующих  ее на сторону, а использующих  ее для производства другой  не подакцизной продукции, объектом обложения является сумма фактической себестоимости подакцизной продукции и сумма акцизов по установленным ставкам.
    Стоимость продукции в отпускных ценах  включает в себя издержки производства, прибыль и сумму акциза. Акцизами не облагается реализация подакцизных товаров вывозимых за пределы России.
    Налоговая база определяется как:
    - Объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном  выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки;
    - Стоимость реализованных подакцизных  товаров, без учета акциза и  НДС; 
    - стоимость переданных подакцизных  товаров, исчисленная, исходя  из средних цен реализации, а  при их отсутствии, исходя из  рыночных цен без учета акциза, НДС; 
    - объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.