На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Личность 19 века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 
 
 

     Михаил  Сергеевич Горбачев уже при жизни  вошел в историю как политический деятель мирового масштаба. Его имя неразрывно связано с историей нашей страны второй половины 1980-х годов, с периодом ее развития, получившим название «перестройка».
     Перестройка инициированная Горбачевым и его единомышленниками в высшем руководстве страны, была нацелена на системное реформирование существовавшего тогда общественного строя. Сама историческая судьба, поставив нового лидера страны М.С. Горбачева во главе этого процесса, дала ему шанс стать выдающимся реформатором Отечества.
     Существуют  разные исторические оценки «перестройки»  и самого Горбачева как личности, но в связи с этим возникает много вопросов: как началась «перестройка»? как Михаил Сергеевич осуществлял реформирование? что представляет собой Горбачев как личность? что помогло ему осуществить задуманное?
     В поисках ответов на эти вопросы  мною было изучено множество работ  историков, так я определилась с темой реферата: «М.С. Горбачев – последний Генсек ЦК КПСС»   
     Цель  реферата: определить роль последнего генсека ЦК КПСС в судьбе страны.
     Задачи  реферата:
    охарактеризовать М.С. Горбачева как личность
    выяснить истоки и развитие «перестройки»
    изучить деятельность Горбачева-генсека ЦК КПСС
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Глава 1
     Личность  политического деятеля 
 

     Михаил  Сергеевич родился 2 марта 1931 года в  крестьянской семье в селе Привольном Красногвардейского района Ставропольского края. В детстве во время школьных каникул он начал помогать своему отцу – комбайнеру, освоив профессию сельского механизатора. Уже тогда стали проявляться его лидерские качества. В 1948 году, когда он вместе с отцом работал на комбайне и за успехи в уборке урожая получил орден Трудового Красного Знамени. В 1950 г. Горбачев окончил школу с серебряной медалью и поступил Московский государственный университет на юридический факультет. Жил Горбачев в общежитии, едва сводил концы с концами, хотя одно время получал повышенную стипендию за отличную учебу и комсомольскую работу. В 1952 г. Горбачев стал членом партии. Однажды в клубе он познакомился со студенткой отделения научного коммунизма философского факультета Раисой Титаренко. В сентябре 53-го они поженились, а 7 ноября сыграли комсомольскую свадьбу. Горбачев окончил МГУ в 1955-м и, как секретарь комсомольской организации факультета, добился распределения в прокуратуру СССР. Однако как раз тогда правительство приняло закрытое постановление, запрещавшее принимать на работу в центральные органы суда и прокуратуры выпускников юридических вузов. Хрущёв и его соратники сочли, что одной из причин репрессий 30-х годов было засилье молодых неопытных прокуроров и судей, готовых выполнять любые указания руководства. Так Горбачев, у которого два деда пострадали от репрессий, неожиданно стал жертвой борьбы с последствиями культа личности.
      Он  вернулся на Ставропольский край и, решив не связываться с прокуратурой, устроился в крайком комсомола на должность заместителя заведующего отделом агитации и пропаганды. Комсомольская, а потом партийная карьера Михаила Сергеевича развивалась очень успешно. В 1961 он назначен первым секретарем крайкома ВЛКСМ, в следующем году переходит на партийную работу. Через 4 года он был избран первым секретарем Ставропольского горкома партии, с августа 1968 г. Работал вторым, а с 1970 г. первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС. В это же время он заочно окончил местный сельскохозяйственный институт. В ноябре 78-го Горбачев вступает в должность секретаря ЦК КПСС. В этом назначении сыграли роль рекомендации ближайших соратников Л.И. Брежнева – Черненко, Суслова, Андропова. Через два года Михаил Сергеевич оказался самым молодым членом Политбюро. Он надеялся в недалеком будущем стать первым лицом в партии и государстве. Этому не могло помешать даже то, что Горбачев занимал, по существу, «штрафной пост» - секретаря, отвечающего за сельское хозяйство, самый неблагополучный сектор советской экономики. После смерти Брежнева он все еще оставался в этой скромной должности. Но уже тогда Андропов говорил ему: «Михаил, не ограничивай круг своих обязанностей аграрным сектором. Старайся вникать во все дела… Вообще, действуй так, как если бы в любой момент тебе пришлось бы взять всю ответственность на себя». Когда умер Андропов и к власти на столь же непродолжительный срок пришел Черненко, Горбачев стал вторым человеком в партии и наиболее вероятным «наследником» престарелого генсека. Смерть Черненко открыла Горбачеву дорогу к власти. 11 марта 1985 года пленум ЦК избрал его генеральным секретарем партии. На следующем апрельском пленуме Михаил Сергеевич провозгласил курс на перестройку и ускорение развития страны. Одним из условий успеха преобразований Горбачев назвал гласность. Это было еще не полноценная свобода слова, но, по крайней мере, возможность говорить о недостатках общества в печати, правда, не затрагивая членов Политбюро и основ советского строя. Однако уже в январе 87-го Горбачев заявил: «В советском обществе не должно быть зон, закрытых для критики». Ясного плана реформ новый генсек еще не имел. У Горбачева осталась только память о хрущевской «оттепели». И, кроме того, была вера, что призывы руководителей, если руководители были честны, а призывы правильны, в рамках существующей партийно-государственной системы могут дойти до рядовых исполнителей и изменить жизнь к лучшему. «Настала пора энергичных и сплоченных действий»; «Нужно действовать, действовать, и еще раз действовать», «Поумнеть надо всем, все понять, не паниковать и действовать конструктивно всем и каждому», - призывал он на протяжении шести лет своего правления. Горбачев надеялся, что, оставаясь лидером социалистической страны, можно завоевать уважение в мире. Он верил, что должно восторжествовать новое политическое мышление, - признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и национальными, необходимости объединения всех народов и государств для совместного решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
     Все свои реформы Горбачев проводил под  лозунгом: «Больше демократии, больше социализма». Однако понимание социализма у него постоянно менялось. Еще в апреле 1985-го Горбачев говорил на Политбюро: «…не секрет, когда Хрущев довел критику действий Сталина до невероятных размеров, это принесло только ущерб, после которого мы до сих пор не можем собрать черепки». Но очень скоро пришлось собирать новые «черепки», поскольку гласность привела к такой волне антисталинской критики, какая и не снилась в годы оттепели, хотя уже тогда антисталинская критика давала о себе знать. В отличие от курса на гласность, когда достаточно было распорядиться ослабить, а потом и вовсе фактически отменить цензуру, остальные его начинания представили собой сочетание административного принуждения с пропагандой. В конце своего правления Горбачев, став президентом, пытался опираться уже не на партийный аппарат, как его предшественники, а на правительство и команду помощников. Михаил Сергеевич все больше склонялся к социал-демократической модели. Академик Шаталин утверждал, что ему удалось превратить генсека в убежденного меньшевика. Однако Горбачев отказывался от коммунистических догм слишком медленно, только под влиянием роста антикоммунистических настроений в обществе и вспышек митингов за Ельцина. Плакаты на митингах гласили: «Дядя Горби обманул нас, мы за Ельцина, он честный!», «Народ и Ельцин Едины». Но даже в ходе августовского путча 91-го, Горбачев еще рассчитывал сохранить власть и, вернувшись заявил, что верит в социалистические ценности и во главе реформированной компартии будет за них бороться… Очевидно, перестроить себя он так и не сумел. В последнем выступлении в качестве Президента Советского Союза Михаил Сергеевич поставил себе, а заслугу, что «общество получило свободу, раскрепостилось политически и духовно». И действительно, реальными стали свободные выборы, свобода печати, религиозные свободы, представительские органы власти, многопартийность. Права человека были признаны высшим принципом.
     Внешняя политика Михаила Горбачева, окончательно квитировавшего «железный занавес», обеспечила ему уважение в мире. В 1990 году Президент СССР был удостоен нобелевской премии мира за деятельность, направленную на развитие международного сотрудничества. В это же время нерешительность Горбачева, его стремление найти компромисс, устраивающий и консерваторов, и радикалов, привели к тому, что преобразования в экономике страны так и не начались. Не было достигнуто и политическое урегулирование межнациональных противоречий, разваливших в итоге «сильный, могучий, нерушимый» Советский Союз. История едва ли даст ответ на вопрос, смог бы кто-нибудь другой на месте Горбачева сохранить социалистическую систему и СССР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2
     «Перестройка» советской жизни 
 
 

     В середине 80-х руководство КПСС провозгласило  курс на перестройку. По масштабу вызванных  ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году. Но чем была тогдашняя “перестройка”? Что она дала стране и чего она её лишила?
     Понятие “перестройка” весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом 
“перестройка” как совокупность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов.
 
 

     2.1 Причины перестройки 
 

     К середине 80-ых годов, социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально- экономический и культурно-моральный кризис. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран, но и многих развивающихся государств. Даже по официальным данным, производительность труда в промышленности Советского Союза в 2 раза ниже, чем в американской, а в сельском хозяйстве в 4 раза ниже. Реальное же положение было гораздо более тяжелым. Для сравнения, один работник в США на тот момент производил: 54,7 т. зерна, 4570 кг. мяса, 11,8 т. молока в год. В СССР же соответственно: 4,5 т., 320 кг. Также отрицательно сказывалась на экономике практически полное отсутствие компьютеризации в СССР. Количество компьютеров в США на тот момент- 800 тыс., СССР- 50 тыс. Отсталая, неэффективная советская экономика захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Они пожирали 1/5 часть валового национального продукта. Численность советской армии на тот момент – 4,5 млн. человек (самая большая армия в мире). При всем этом налицо был кризис общественной и культурной жизни. 10 марта 1985 года в возрасте 72 лет скончался генсек ЦК КПСС К.У. Черненко. После его смерти, 11 марта, на внеочередном пленуме ЦК Генсеком был избран М.С. Горбачев.Тогда ему было 54 года.
     Начальный этап деятельности нового руководства  страны во главе с М.С. Горбачевым (апрель 1985-1986 гг.) характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий. 
 
 

     2.2 Начало перестройки 
 

     Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века.
     Сто тридцать лет назад потребность  в частичной модернизации режима была осознана в результате поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы ее над наполеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося “ремонта” стало отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу “звездных войн” убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости экономического кризиса говорит хотя бы такой факт: с 1971 по 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям.
     Речь  шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая вполне устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым - прежде всего международным - условиям.
     Напротив, в первоначальном проекте перестройки  во главу угла ставилась технология, а не человек - ему отводилась непонятная роль “человеческого фактора”.
     Причины наступившего кризиса в экономике, надо искать в уродливой структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.
     Первоначально, на XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно: повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне марксистский метод - метод проб и ошибок.
     Сначала было “ускорение” - наивная попытка  с помощью идеологических заклинаний и призывов к “каждому на своем рабочем месте” заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные вложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.
     Тогда сократили закупку ширпотреба и  бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных площадей. А то, что удалось, в конце концов, смонтировать, то и дело давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.
     Наконец поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике  не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении.
     Рост  заработков при этом никак не повлиял  на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.
     Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с ней  плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику инфляционные деньги. В конце концов, раздутый платежеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор промышленности.
     Потери  народного хозяйства от реформ Горбачева  росли. Второе дыхание к социализму так и не пришло - началась агония...
     Первым  конкретным шагом на пути политической реформы стали решения внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого  созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе.
     1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в политической структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов.
     СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам действительно выбирать одного из нескольких.
     Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой “общественной организации” на съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: доля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден авторитет партии.
     В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна - повсеместно зафиксировано снижение производительности труда.
     Первый  Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) стал весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории этой страны. Конечно, сейчас можно с иронией смотреть на те баталии, что происходили на съезде, но тогда это выглядело победой демократии. Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.
     Дискуссии на втором Съезде народных депутатов  СССР (12-24 декабря 1989 г.) носили более  деловой характер по сравнению с  первым Съездом. Второй съезд принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26 постановлений. Одним из центральных вопросов повестки дня второго Съезда народных депутатов было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады, посвященные как внешнеполитическим проблемам, так и внутриполитические.
     Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь “игрой в демократию”, каковой он, собственно, и являлся. Ко Второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного. 
 

     2.3 Горбачев – генеральный секретарь ЦК КПСС 
 

     Избрание  Горбачева на должность Генерального секретаря ЦК КПСС вовсе не было предопределено расстановкой политических сил. Был, по признанию самого Михаила Сергеевича, и другой кандидат. Но в результате скрытой, недоступной простому смертному аппаратной игры победу одержала именно его команда.
     Естественно, Горбачеву нужно было укрепиться у власти. А для того, чтобы идеологически обосновать свою борьбу со старой партийной гвардией, он вынужден был провозгласить курс на обновление социализма с его ведущей и направляющей силой - КПСС. Поначалу, в апреле, когда народ скорбил по поводу алкогольной кампании, начались кадровые перестановки. Один за другим отправлялись на заслуженный отдых партийные вожди областей и республик. Чисткой аппарата руководил теперь уже подзабытый Егор Кузьмич Лигачев, и за два года справился со своей задачей - рассадил преданных людей на все ключевые посты. На этом все партийные «перестройки» до Горбачева, как правило, заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло настолько, что генсек почувствовал дыхание конкурента в затылок. И не успела новая номенклатура припасть к кормушке, как Горбачев объявил о том, что перестройка продолжается.
     Однако  «свалить» Лигачева на партийной  арене оказалось не так-то просто, и Горбачеву, в конце концов, пришлось создавать альтернативные структуры в виде Верховного Совета и Съезда народных депутатов, чтобы держать аппаратчиков в постоянном напряжении. В сидении на двух стульях сразу Горбачев нашел для себя несомненную пользу: партократов всегда можно было припугнуть демократами, а демократов - славой КПСС.
     Наконец, на XVIII Съезде задача была выполнена: Горбачев окончательно подмял под себя партаппарат, который даже смирился с переходом  к рынку и потерей европейских колоний. Но оказалось, что борьба за власть не закончена, напротив - вступает в новую стадию. Инициативу перехватили демократы во главе с Б.Н.Ельциным.
     К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый), имели почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализма. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма – лже государственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.
     Теперь  коснемся вопроса, непосредственно  связанного с экономическими итогами  перестройками и той экономической  обстановки, которая была непосредственно после нее.
     Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа, призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативы частных собственников.
     За  годы «перестройки» было сделано  удивительно мало для реального  реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это привело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.
     Предстояло  продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.
     К концу 1991 г. экономика СССР оказалась  в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.
      Ускоренный  рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.
     Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25—30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3
      Перестройка «перестройки» 
 
 

     Почему  не успев народиться, демократия уступает место авторитарному президентскому режиму и происходит "перестройка перестройки"? Во-первых, демократия, в отличие от "демократизации", предполагает определенный тип общественных отношений, и опыт мировой истории это подтверждает. Прежде всего, демократия требует, чтобы в обществе друг другу противостояли свободные и равные собственники, которые наделены всеми гражданскими правами. Из этих предпосылок демократии у нас наличествует в лучшем случае лишь одна - формальное равенство. Но равенство людей несвободных (вспомните про паспортный режим, прописку, лимиты, визитки и талоны), практически лишенных собственности. На такой почве демократизация неизбежно ведет не к демократии, а к охлократии, к власти толпы, а не народа. Если бы экономическая реформа продвигалась хотя бы вровень с демократизацией!.. Но этого не получилось, а посему складывающиеся политические формы и институты были лишены адекватного демократического содержания и работали не столько на укрепление, сколько на дискредитацию демократии.
     Естественное  и закономерное размежевание в стане демократических сил, начавшееся буквально сразу после того, как им удалось решить свою первую задачу - потеснить у кормила власти партийную номенклатуру, отнюдь не укрепило шансы демократической перестройки. Пока демократы выступали "против" власть предержащих, набирали очки в предвыборных кампаниях, они были едины. Но как только перед ними стал вопрос о позитивной программе действий, в лагере победителей начались разногласия. Обнаружилось, что наиболее организованное, опирающееся на мощную систему органов массовой информации крыло демократов, стоит на праволиберальных, пробуржуазных позициях. Более умеренные, но так же либеральные в целом позиции занимает центристский блок. Существует также альтернативный им блок - "Левая демократия". В него вошли некоторые малочисленные партии и движения социалистической ориентации.
     В таком размежевании нет ничего неожиданного: понятно, что интересы будущих предпринимателей, будущих средних слоев и будущих наемных рабочих по мере развития рыночных структур, мягко говоря, не могут быть во всем одинаковы. Понятно и то, что, располагая несравненно лучшей материальной и пропагандистской базой, а так же искушенными идеологами, талантливыми публицистами и умелыми ораторами, либералы завладели не только общественным вниманием, но и определенным политическими рычагами.
     Разумеется, и в стане советских либералов  имеются свои проблемы и разногласия. Однако расхождения во взглядах между представителями либерального лагеря не очень существенны. Главное для них - категорическое неприятие не только административно-командной системы, но и "гуманного, демократического социализма". По общему мнению, либералов, последний несовместим с принципами свободы личности, неприкосновенности частной собственности, политического плюрализма.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.