На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Кризисы периода зрелости

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Зрелость 

 Введение 

 Проблема развития  индивида, становление его как  личности - кардинальная проблема  в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение  его жизненного пути от молодости  до старости.
 Вместе с тем  процесс развития продолжается  во взрослом, зрелом и позднем  возрасте. Противоречия и кризисы,  успехи и неудачи, самопознание  и самосовершенствование, поиски  смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты  и их разрешение (в семье, на  работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая  жизненная позиция – всё это  и многое другое присуще людям  в зрелом возрасте. 

  «Психология зрелости  и старения», в  котором находят  отражение социально-  психологические,  медико-социальные  и возрастно-психологические  проблемы людей  зрелого, пожилого  и преклонного  возраста. Вместе  с тем, систематического  изложения проблем  психологии личности  в зрелом возрасте  явно недостаёт.  Взрослый индивид  интересует психологов, в основном, в ситуации  профессиональной  деятельности, в «условиях  толпы», определённых  ситуаций, и т.п., а  не в процессе  онтогенетического  развития. Во многих  учебных пособиях  не затрагиваются  такие значительные  характеристики как  нравственность, духовность, альтруизм, хотя  для зрелого человека  в нашей стране  они имеют существенное  значение и при  профессиональной  деятельности и  в межличностных  отношениях. 

 В данной работе  изложены основные характеристики  зрелого человека, так как именно  в этом возрасте личность находится  в центре возрастной периодизации  и ответственность которую он  несёт за свою жизнь, за жизнь  старшего и будущего поколения  целиком лежит на его плечах. Во второй главе изложено развитие  психофизиологических функций в  данном возрасте. Большое внимание  уделено профессиональному, нравственному  и духовному становлению
(глава 3), а также  межличностным (глава 4) и семейным (глава 5) отношениям.
 При этом изложение  характеристики «личности в зрелом  возрасте» затруднительно, так как  определений личности великое  множество, но ни одно из них не будет всеобъемлющим и раскрывающим все грани человека. 

 Термин личность  был придуман Н.М.Карамзиным. Он  полагал, что человек способен  к общению, интеллектуальному  и нравственному совершенствованию.
 Личность –  это хозяин собственной судьбы, собственной жизни. Такой человек  весьма своеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за свои поступки. В этом контексте личность раскрывается всей работой, учитывая разнообразные области жизни и вариацией выбора в каждой из них, конкретная личность будет уникальной. 

1. Общая характеристика  зрелого возраста 

 Индивидуальное  развитие взрослого человека  представляет собой продолжение  онтогенеза с заложенной в  нём филогенетической программой. В период после ранней юности  процесс созревания индивида  и личности продолжается, проходя  через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот  цикл смертью человека (которая,  разумеется, может наступить и  на более ранних этапах, чем  старость — из-за неизлечимой  болезни, несчастного случая, суицида  и т.д.). 

1.1. Специфические  проблемы периодизации индивидуального  развития взрослого человека 

 Не существует  жёстких границ начала и завершения  каждой стадии. Это зависит от  закономерностей созревания организма  и инволюционных процессов в  нём. Как показали многочисленные  исследования специалистов, для  процессов созревания и инволюции  характерны неравномерность и  гетерохронность.
 Неравномерность  процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком — и творчески и физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше. 

 Имеется много  различных классификаций возрастов,  разработанных специалистами из  разных областей человеческого  знания (а, следовательно, и по  разным основаниям). Например, по  древней китайской классификации  зрелость разделяют на 4 периода:  с 20 до 30 лет - возраст вступления  в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения  общественных обязанностей; с 40 до 50
- познание собственных  заблуждений; с 50 до 60 - последний  период творческой жизни. Пифагор  сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20-40) и осени (40-60). 

 По возрастной  периодизации, принятой Международным  симпозиумом в г.
 Москве в 1965г,  средний (зрелый) возраст так же  разделяют на 2 периода.
 Первый период  — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин  и второй период — 36-60 для  мужчин, 36-55 для женщин. 

 Возрастная периодизация  Д. Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21-25 лет; 2) средняя взрослость 25—40 лет; 3) поздняя взрослость 40—55 лет; 4) предпенсионный возраст 55—65 лет. 

 Стадии развития  личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40—45 лет), среднюю взрослость (от 40—45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет). 

 Схема периодизации  индивидуального развития (B.B Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст — 22-28 лет для мужчин, 21-26 для женщин и второй возраст — 29-35 лет для мужчин, 27-32 — для женщин. Зрелый период: первый возраст — 36-45 лет для мужчин, 33-40 лет для женщин и второй возраст — 46-55 лет для мужчин, 41-50 — для женщин. 

 Видный отечественный  психолог, специалист в области  разработки к реализации проблем  человекознания Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причём в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути,…» (2). 

 И, наконец,  ещё одна из специфических  проблем — это определение  объективных критериев зрелости  человека. Гетерохронность зрелости — это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии: 

 Ранняя взрослость  от 20 до 40 

 Средняя взрослость  от 40 до 60 

 Поздняя взрослость  от 60 и старше 

 Каждый из вышеперечисленных  возрастных периодов обладает  своими особенностями и характеристиками. Возраст – этап развития человека, характеризуемый специфическими  для него закономерностями формирования  организма и личности и относительно  устойчивыми морфофизиологическими  и психологическими особенностями.  Данное определение не рассматривает  изменений социального статуса  личности и её ролей, связанных  с изменением количества прожитых  лет и накопленным социальным  опытом. Рассматривая данную категорию  в зависимости от цели исследования  можно пользоваться различными  её аспектами. Так, например, календарный  возраст показывает количество  лет, прожитых индивидом от  рождения до данной точки отсчёта.
 Данный аспект, безусловно, важен при исследованиях,  т.к. значительное количество  прав и обязанностей граждан,  с точки зрения действующего  законодательства, привязано именно  к календарному возрасту. Однако  такой общей характеристики зачастую  бывает недостаточно для изучения  и определения статуса и условий  и форм жизнедеятельности конкретного  индивида. Условия жизни (политические, экономические, социальные, экологические  и пр.), в которых проходило  формирование, развитие, жизнедеятельность  индивида, могут иметь общие черты  в условиях социума в определённый  конкретно-исторический период, но  они при этом не идентичны.
 Большое значение  имеют также наследственный фактор  и образ жизни, избранный индивидом  или навязанный ему извне его  социальным окружением или жизненной  ситуацией. Следовательно, с учётом  влияния внешних и внутренних  по отношению к индивиду причин  скорость и качество развития  его организма, процессы развития  и старения, а значит, и их итоги  к определённому периоду времени  будут сугубо индивидуальными.  Поэтому при необходимости используются  и другие характеристики возраста. 

 Характеристика  реальный, биологический или физиологический  возраст указывает на степень  изношенности или, наоборот, сохранности  организма человека по отношению  к средней ожидаемой в данном  возрасте или периоде жизни  в конкретных культурно-исторических  условиях. Причём в значительном  количестве случаев реальный  возраст может не совпадать  с календарным возрастом, что  объясняется как медико-биологическими, так и психологическими и социальными  причинами. 

 Психологический  возраст индивида связан с  уровнем развития личности и  также варьируется в зависимости  от конкретных исторических условий,  уровня развития общества, принадлежности  к социальной группе, а также  индивидуальных условий развития  личности. Однако можно рассматривать  эту категорию и с другой  точки зрения, связав возраст  индивида с его индивидуальными  ощущениями своего возраста. Субъективно  индивид может ощущать себя  моложе или старше календарного  возраста в зависимости от  темперамента, характера, эмоциональности,  состояния здоровья и самочувствия, обстоятельств его жизнедеятельности,  внешних по отношению к нему  обстоятельств и других причин. 

 Социальный возраст  оценивается по степени соответствия  положения человека существующим  в данной культуре нормам, с  ожиданиями и требованиями общества  по отношению к социальной  роли индивида, его статусу в  данном возрастном периоде. Определяя  сущность данного понятия, Г.  Крайг приводит следующий пример: «На 50-летнего мужчину с тремя детьми смотрят иначе, чем на 50-летнего холостяка, завязывающего знакомства в баре, в поисках партнерши...» (8). 

 Очень часто  в отношении взрослого человека  используют понятие возрастных  часов - внутренний временной  график жизни, используемый в  качестве критерия развития во  взрослости; средство узнать о  том, насколько человек в своём  развитии опережает ключевые  социальные события, или опережает  их. К ключевым событиям относят  обучение в ВУЗе, вступление в  брак, рождение детей, достижение  определённого социального статуса.  Однако в последнее время для  большинства развитых стран характерно  изменение хронологии возрастных  событий. 

 Вывод. 1. Не существует  жёстких границ начала и завершения  каждой стадии развития индивида. 

2. Для процессов  созревания и инволюции характерны  неравномерность и гетерохронность. 

3. С учётом влияния  внешних и внутренних по отношению  к индивиду причин скорость  и качество развития его организма,  процессы развития и старения, а значит и их итоги, к  определённому периоду времени  будут сугубо индивидуальными. 

1.2. Социальная ситуация  развития 

 Социальная ситуация  развития в период зрелости  связана с активным включением  человека в сферу общественного  производства, с созданием семьи,  проявлением своей личностной  индивидуальности в воспитании  детей, творчестве, взаимоотношениях  с людьми в процессе трудовой  деятельности.
 Взрослый человек  стремится занять ключевое место  в обществе (7). 

 Зрелость —  наиболее продолжительный период  онтогенеза, характеризующийся тенденцией  к достижению наивысшего развития  духовных, интеллектуальных и физических  способностей личности. Эта основная  характеристика зрелого возраста  определила интерес к этому  возрасту представителей различных  областей знаний, что обусловило  развитие акмеологии — науки о периоде максимального расцвета, личностного роста, высшего момента проявления духовных сил. Название науки сформулировано Н.А.Рыбниковым в 1928 году, когда он предложил включить в предмет возрастной психологии фундаментальный раздел - психология развития зрелости или взрослости (4). 

 В период молодости (18—25—30) деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной производственной и личной сферах.
 Наибольшее количество  заключаемых браков приходится  на период от 22 до 25 лет. Молодости  присущ оптимизм: человек уже  начал действовать в плане  осуществления своих идеалов  и жизненных целей, он трудится  над утверждением своего человеческого  предназначения. Бывают, конечно, и  трудности, но они не кажутся  непреодолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и  проходят в бурном потоке жизни,  в процессе освоения все новых  и новых возможностей. Главная  цель молодости подчеркивает  А.В.
 Толстых, состоит  в реализации возможностей саморазвития  человека (5). 

 Вместе с тем  именно в молодости имеются  серьезные проблемы с развитием  самосознания. Как отмечал Б. Г.  Ананьев, наступление зрелости  человека как индивида (физическая  зрелость) и личности (гражданская  зрелость) не совпадают во времени  (гетерохрония). Самосознание, которое  полвека назад уже развивалось  к 17-19 годам, формируется в настоящее  время к 23—25 годам.
 Затягивающийся  период учёбы приводит некоторых  молодых людей к безответственному  инфантилизму. Поздно вступая на  стезю собственной трудовой жизни,  они долго остаются иждивенцами  родителей, склонны к пустому  времяпрепровождению и т.п. Игнорирование  определённой частью молодежи  системы социальных ценностей  и запретов — это не только  проявление конфликта поколений  (это всегда было, есть и будет), но и следствие кризисных явлений  в нашей стране, переходного состояния  общественного сознания. 

 К концу периода  молодости (примерно к 30 годам)  человек переживает кризисное  состояние, некий перелом в  развитии, связанный с тем, что  представления о жизни, сложившиеся  между двадцатью и тридцатью  годами, не удовлетворяют его.  Анализируя пройденный путь, свои  достижения и провалы, человек  обнаруживает, что при уже сложившейся  и внешне благополучной жизни  личность его несовершенна, что  много времени и сил потрачено  впустую, что он мало сделал  по сравнению с тем, что мог  бы сделать и т.п. Иными словами,  происходит переоценка ценностей,  критический пересмотр своего  «Я». Человек обнаруживает, что  многое он уже не может изменить  в своей жизни, в себе: семью,  профессию, привычный образ жизни.  Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознаёт, что, в сущности, стоит перед той же задачей — поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учётом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень — возраст взрослости.
 Обратим внимание  на то, что «кризис тридцати»  — условное название. Это состояние  может наступить и раньше и  позднее, ощущение кризисного  состояния может наступать на  протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития  идет по спирали, не останавливаясь. Кризисное состояние человека (в  случае нормы, а не патологии) — явление положительное, так как даёт импульс к дальнейшему совершенствованию (самосовершенствованию) личности в её развитии (5). 

 Как отмечает  Д. И. Фельдштейн, жизнь взрослого человека — это движение, изменение, развитие (19). На сегодняшний день современный человек не только приобрёл новые возможности выбора, новый уровень самосознания, но задачи, вставшие сейчас на рубеже тысячелетий, требуют от него дальнейшего развития в плане развёртывания отношений, углубления самоопределения, «общего взросления». А постоянно растущие возможности (определяемые достижениями науки, техники, медицины, информатизации и пр.) обусловливают новую ситуацию развития взрослого, раздвигая рамки его жизни (7). 

 Говоря об особенностях  зрелого возраста, А. А. Бодалёв подчёркивает, что для науки важно проследить связи между особенностями «акме» человека
(высший для каждого  человека уровень в его развитии, вершина его зрелости) и характером  социальной ситуации развития  в этот период его жизненного  пути. Важно понять роль самого  человека в том, какой будет  вершина его жизни, и когда  она явно у него будет просматриваться  (4). 

 Выводы. 1. Зрелость - самый длительный для большинства  людей период жизни. Но даже  если принимать её по минимуму, продолжительность зрелости составляет  более четверти века. 

2. Верхняя граница  зрелости зависит от индивидуальности  человека и может отодвигаться  в сторону ещё большего возраста. 

3. Зрелый человек  стремится занимать ключевое  место в обществе. 

4. Жизненный путь  человека в периоды юности, молодости,  взрослости, зрелости и пожилом  возрасте, является целостным процессом,  в котором профессиональное самоопределение  и развитие являются его неотъемлемой  частью. 

2. Психофизиологические  функции в зрелом возрасте. 

 В связи с  увеличением роли психологического  фактора в современном производстве  все более повышаются требования  к особенностям психического  развития взрослого человека. В  условиях непрерывного образования,  которое осуществляется не только  в школьный период, но и на  протяжении всей дальнейшей жизни  человека, контингент взрослых людей  тоже включен в процесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности. 

2.1. Развитие психофизиологических  функций в зрелом возрасте 

 Многочисленными  исследованиями установлено, что  в различные периоды жизни  человека наблюдается неравномерное  развитие его психических функций.
 Так, наиболее  высокая степень восприимчивости  социального и профессионального  опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят  наибольшие изменения в интеллектуальных  функциях. Это свидетельствует о  подвижности и гибкости взаимосвязей  между памятью и вниманием. 

 В 26—29 лет внимание  по своему развитию опережает  память и мышление. Это связано  с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции,  меняется положение человека  в семье, в трудовом коллективе. В 30—33 года вновь наступает  высокое развитие всех интеллектуальных  функций — памяти, мышления и  внимания, которое снижается к  40 годам. Затем быстрота приёма  информации, её переработки и  реакции на неё, интенсивность  внимания, а также эмоциональная  уравновешенность и другие психологические  показатели понижаются. Общая картина  развития мышления, памяти, внимания  и интеллекта в периоды молодости,  взрослости и начала зрелости  представлена на графике рис. 1 (5). 

 У взрослого  человека при различных формах  творческой активности интеллектуальная  деятельность достигает наиболее  высокого уровня.
 Экспериментальные  исследования отечественных и  зарубежных психологов показали, что кульминационные моменты  научного творчества относятся  к 35—40 и 40—45 годам жизни. Средний  максимум творческой активности  для многих специальностей отмечается  в 35—39 лет. При этом пик творческих  способностей проявляется до 30—34 лет в таких науках, как математика, физика, химия; в
35—39 лет — у  геологов, медиков и других специалистов; между 40 и 55 годами
 — кульминационные  моменты достижений у представителей  научной, философской и политической  областей деятельности. При этом  наиболее выраженной по критериям  научного вклада, общей полезности  и численности публикаций является  продуктивность в 47 лет. Таким  образом, период взрослости и  начало зрелости является наиболее  продуктивным в отношении высших  достижений интеллекта (5). 

 Как показал  Б.Г. Ананьев, интенсивность старения  интеллектуальных функций зависит  от двух факторов: внутренним  фактором является одарённость  человека, внешним — образование.  Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Следует  учесть, что до 35 лет происходит  становление целостности функциональной  основы интеллектуальной деятельности  человека; в период между 26 и  35 годами повышается интегрированность межфункциональной системы; в период между 35 и 46 годами под влиянием усиливающейся жёсткости связей между функциями и их показателями происходит снижение возможностей новообразований. Это создает противоречие, выражающееся в том, что имеют место высокая интеллектуальная активность и продуктивность в привычных условиях профессиональной работы и вместе с тем серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации работников, создание на производстве системы непрерывного образования кадров являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека. 

 Зрение человека  практические не меняется с  юношеского возраста и до перехода  им 50-летнего рубежа, когда острота  зрения начинает снижаться более  быстро. Однако близорукие люди  часто начинают видеть в среднем  возрасте лучше, чем во времена  своей молодости. Но изменение  психофизиологических функций зрения  у людей, достигших возраста  средней взрослости, никак не  отражается на функционировании  их когнитивной сферы
(8). 

 Слух в целом  становится менее острым после  20 - летнего возраста, продолжая ухудшаться  и далее, что вызывает у человека  определённые трудности при восприятии  звуков высокой частоты. В целом  снижение слуха в среднем возрасте  редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку  вести обычный разговор. Проводимые  экспериментальные исследования  показывают, что вкусовая и обонятельная  чувствительность человека также  снижается в разных точках  периода средней взрослости, хотя  эти изменения происходят более  плавно и не столь заметны,  как снижение зрения и слуха.
 При этом чувствительность  к температурным изменениям практически  остаётся высокой. Кроме того, следует отметить, что описанная  выше закономерность является  обобщенной, ни в коей мере  не является всеобщей. Развитие  сенсорной сферы носит индивидуально  обусловленный характер (2). 

 Характеризуя  данное явление, А.Н. Ананьев  высказывает предположение о  том, что «любая сенсорная функция  проявляет свой действительный  потенциал лишь в том случае, если находится систематически  в состоянии полезного для  нее оптимального (а не только  посильного) напряжения. Это именно  то условие, которое обеспечивает  сенсабилизацию функций в процессе труда. По мнению Б.Г. Ананьева, сенсорные функции, включённые в трудовую деятельность, имеют как бы удвоенную усиленную (по сравнению с другими сенсомоторными функциями) мотивацию. В таких условиях происходит эволюция функций, достигающих новых, более высоких уровней развития и в зрелые годы.
 Одновременно  с этим другие сенсорные функции,  не имеющие таких условий развития, инволюционируют, причём преждевременно, в относительно молодые годы человеческой жизни. Следовательно, трудовая деятельность человека также определяет возможность сохранения достигнутого уровня развития психофизиологических функций (2). 

Таким образом, к 23 - 25 годам многие психофизиологические функции достигают своего максимального  развития и сохраняются на достигнутом  уровне до 40 лет. 

2.2. Критерии когнитивной  зрелости 

 Анализом типичных  образцов мышления человека в  период ранней зрелости занимался  Клаус Ригель, который выделял  понимание противоречий как важное  достижение когнитивного развития. Он называл это диалектическим  мышлением
(8). К. Ригель считал, что если и есть пятая стадия  когнитивного развития, следующая  за 4-й, заключительной стадией,  описанной Пиаже, то это диалектическая  стадия, на которой человек обдумывает  мысли, синтезирует или интегрирует  их. 

 Причём в качестве  особо важного объекта диалектического  мышления
 Ригель выделял  интеграцию идеального и реального. Так, практический, обычный мир по его мнению, служит диалектической коррекцией искусственности абстрактного мышления, это позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую его действительность и принимать адекватные решения. В этом, по мнению Ригеля, и заключается сильная сторона мышления взрослого человека
(8). 

 Другой исследователь-теоретик, Гизела Лейбоуви-Виф, в качестве критерия когнитивной зрелости взрослых считал обязательность и ответственность. По её мнению, ход когнитивного развития должен включать как развитие логики, описанное Пиаже, так и развитие саморегуляции на переходе от детства к зрелости. Она согласна с тем, что логика может достичь своей конечной стадии в подростковом возрасте, одновременно с развитием формально-операционального мышления, однако подлинная когнитивная зрелость, по её мнению, наступает значительно позже, когда взрослые люди становятся действительно автономными и обретают способность справляться с противоречиями и неопределённостями жизненного опыта. А это происходит лишь тогда, когда человек приобретает навыки самостоятельного принятия решений
(8). 

 Таким образом,  данная точка зрения подтверждает  мнение о том, что интеллектуальное  развитие в период ранней зрелости  проходит в тесном единстве  с формированием личности. Это  связано с тем, что способность  самостоятельно принимать решения,  о которой говорит Лейбоуви - Виф, основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на индивида принятым решением. 

 Следует отметить, что не все исследователи склонны  рассматривать особенности интеллектуального  развития человека в период  ранней взрослости в качестве 5-й стадии когнитивного развития. Например, К. Уорнер считает, что  отличительным признаком взрослого  мышления является гибкость, с  которой взрослые могут использовать  все те когнитивные способности,  которыми обладают. Шайи полагает, что в детстве, отрочестве и юности в мышлении человека складываются все сложные структуры, необходимые ему для понимания и объяснения мира. Мощные инструменты мышления на уровне формальных операций являются высшим достижением этого периода, который Шайи называет периодом приобретения. Приобретённые в детстве и юности интеллектуальные способности человек, по мнению Шайи использует в ранней взрослости для того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Этот период был назван периодом достижения (8). 

 Это очень важный  период в когнитивном развитии  взрослого человека, когда он  применяет в жизни свои способности  думать, анализировать и принимать  решения, укладывающиеся в план  его жизни. Люди, которые успешно  справляются с этим, приобретают  определённую степень личной  независимости и переходят к  следующей фазе когнитивной зрелости - периоду социальных обязанностей. 

 Согласно Шайи, в среднем возрасте человек использует свои когнитивные способности, чтобы решать проблемы других - в семье и на работе. У некоторых эти обязанности могут стать довольно сложными, требующими налаживания отношений в рабочем коллективе и предполагающими владение человека разносторонними знаниями. Такие люди имеют возможность проявить свои когнитивные способности, выполняя административные функции. В более позднем возрасте, по мнению Шайи, характер решаемых проблем вновь меняется.
 Главной задачей  становится задача реинтегрирования субъективных следов событий все предшествующей жизни, осмысление своей жизни как целого и оценка пройденного пути (8). 

 Из всего вышесказанного  следует, что для Шайи суть когнитивного развития в период взрослости заключается не в расширении круга способностей и не в изменении их структуры, а скорее, в гибком использовании интеллекта в разные периоды жизни человека. 

 Выводы: 1. Развитие  психофизиологических функций человека  носит неравномерный гетерохронный характер. 

2. Развитие психофизиологических  функций, определяющих особенности  сенсорно-перцептивной сферы человека, продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивной сферы стабилизируется и сохраняется до 40 летнего возраста. 

3. Развитие высших  психических процессов, или интеллектуальных  характеристик, продолжается на  протяжении всего периода ранней  взрослости. 

4. Интеллектуальное  развитие человека происходит  в тесном взаимодействии с  формированием или трансформацией  его личности. 

5. С прекращением  развития психофизиологических  функций на рубеже 25 лет интеллектуальное  развитие не прекращается. 

6. Развитие когнитивной  сферы человека в значительной  степени имеет индивидуально  обусловленный характер: взрослый  человек в состоянии самостоятельно  контролировать ход своего интеллектуального  развития и добиваться высот  мастерства и творчества. На этот  процесс оказывают влияние многие  факторы, в частности уровень  одарённости человека, уровень его  образованности и род деятельности. 

3. Ведущая деятельность  в зрелом возрасте 

 Под ведущей  деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную  цель жизненного пути, в отношении  которой насыщаются смыслом другие  виды деятельностей, развивается  личность, изменяются психические  процессы. С позиции акмеологии в зрелом возрасте ведущей деятельностью можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако под реализацией сущностных сил человека в самом широком смысле, следует понимать физические, социальные (моральные), нравственные (духовные), ментальные и многие другие достижения в развитии взрослого человека. 

3.1. Профессиональное  становление. 

 Под профессиональным  становлением понимается индивидуальный  личностный процесс, основным  элементом которого является  личный выбор. 

 Основоположник  научно-психологического подхода  к проблеме профессионального  становления личности Ф. Парфонс (1908) первым сформулировал тезис о том, что каждой профессии соответствует определённый набор психологических и физиологических качеств. А успешность и удовлетворённость человека профессиональной деятельностью зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям профессии. 

 В дальнейшем  Ш. Бюллер и Д. Сьюпер утверждали, что поиск профессии обусловлен детскими мечтами о профессии, ролевыми играми на предыдущих возрастных этапах и достижениями определённого уровня личностного развития. 

 А. Адлер считал, что выбор профессии основан  на стремлении человека к гиперкомпенсации неудовлетворенных свойств своей личности, таким образом, человек выбирает именно ту профессию, которая наименее соответствует его индивидуальным особенностям, но может помочь утвердить себя в его собственных глазах. Отчасти этот подход к выбору профессии подтверждается в современных исследованиях (20). 

 Э. Роу (1956) связывает профессиональное становление человека с характером предшествующих детско-родительских отношений. Она обнаружила, что работу с людьми выбирает человек, в семье которого преобладали эмоциональная атмосфера принятия и сотрудничества, методы убеждения и поощрения, чёткое распределение семейных функций. Сфера искусства выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьми ведущую роль играла эмоциональная сторона. Профессии, имеющие отношение к работе с вещами, предпочитаются людьми, в атмосфере семьи которых было отчуждение, недопонимание, преобладали методы наказания. 

 В переходный  экономический период выбор профессии  человека могут определить и  те виды специальностей, которые  сегодня наиболее востребованы. 

 Существуют ряд взаимоисключающих точек зрения на сущность профессионализма. По мнению А.К. Марковой, «психология профессионализма выявляет условия и закономерности продвижения человека в процессе восхождения к профессионализму». Психология профессионализма в таком понимании описывает психологические критерии и уровни профессионализма, этапы и ступени на пути продвижения к профессионализму, возрастные и индивидуальные особенности становления профессионала. Факторы, вызывающие снижение профессионализма, пути их преодоления. 

 Данная точка  зрения созвучна с пониманием  сущности профессионализма как  проявления профессионального мастерства. Мастерством в психологии труда  называется свойство личности, приобретённое  с опытом, как высший уровень  профессиональных умений в определённой  области, достигнутый на основе  гибких навыков и творческого  подхода. 

 Очевидно, что  такое понимание профессионализма  и профессионального мастерства  отражает главным образом то, что связано с деятельностным аспектом, при этом личность и её развитие в труде как бы остаются на втором плане. 

 Более перспективным  направлением изучения профессионализма  является его рассмотрение в  неразрывной связи с развитием  (в том числе личностно- профессиональным) субъекта труда. Б.Г. Ананьев  указывал на необходимость проведения  фундаментальных исследований зрелости, отмечая, что это наиболее важные  периоды развития личности, для  которых характерна высокая и  творческая и социальная активность. Под его руководством в 1965 году  в
 Ленинграде была создана школа экспериментального исследования личности, а проведённые исследования сломали существовавшие представления о зрелости как о периоде «окаменения». Именно данный аспект проблемы - высокая продуктивность деятельности и достижений - стал решающей предпосылкой для формирования акмеологии как науки. 

 В настоящее  время акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающих закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. 

 Столь широкое  понимание сущности акмеологического создало предпосылки для формирования и развития различных направлений в акмеологии. В силу общественной потребности наибольшее развитие получило направление, связанное с достижениями акме в профессиональной деятельности, то есть профессионализм. Поэтому объектом данного направления акмеологии стал именно профессионализм деятельности, а предметом - объективные и субъективные факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма. При этом в контексте достижения профессионализма рассматривались вопросы, связанные с достижением высокой эффективности или продуктивности деятельности, личностно-профессиональным развитием, оптимизацией деятельности, разработкой новых способов и алгоритмов решения профессиональных задач и многое другое. 

 Достижение профессионализма  в акмеологическом понимании связано с развитием личностных качеств (целеустремлённости, инициативности, организованности), черт характера (упорства, настойчивости, последовательности), интеллектуальных качеств, в совершенствовании и обогащении профессиональных умений, раскрытием творческого потенциала личности и её нравственным совершенствованием. Поэтому профессионализм связан с личностно-профессиональным развитием. 

 Личностно-Профессиональное  развитие - это процесс формирования  личности
(в широком понимании)  и ее профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности  и профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности  и профессиональных взаимодействий (4). 

 Обобщение проведенных  исследований (1, 5, 7, 9) позволяет утверждать, что в процессе личностно-профессионального  развития происходят следующие  структурные изменения личности: 

1. Изменение направленности  личности:
 • расширение  круга интересов и изменение  системы потребностей; 

• актуализация мотивов  достижения; 

• возрастание потребностей в самореализации и саморазвитии; 

2. Увеличение опыта  и повышение квалификации:
 • повышение  компетентности;
 • развитие  и расширение умений и навыков:
 • освоение  новых алгоритмов решения профессиональных  задач: 

• повышение креативности деятельности. 

3. Развитие сложных  частных способностей. 

4. Развитие профессионально  важных качеств, определяемых  спецификой деятельности. 

5. Развитие личностно-деловых  качеств. 

6. Повышение психологической  готовности. 

 Существуют различные  уровни развития профессионализма. Их оценка должна базироваться  на системе акмеологических показателей, в которых должны быть определена личностный и деятельностный аспекты. Она включает следующие показатели:
. Продуктивность  или эффективность деятельности;
. Уровень квалификации  и профессиональной компетентности;
. Оптимальная интенсивность  и напряжённость труда;
. Точность и надежность  деятельности;
. Организованность;
. Низкая зависимость  от внешних факторов;
. Владение современным  содержанием и современными средствами  решения профессиональных задач;
. Стабильность высоких  показателей деятельности;
. Уровень развития  личностно-деловых и профессионально  важных качеств;
. Уровень мотивации  достижений;
. Возможность развития  субъекта труда как личности;
. Направленность  на достижение положительных  социально значимых целей. 

 Если деятельность  специалиста характеризуется высоким  профессионализмом с опорой на  данную систему показателей, то  считается, что у него высокий  акмеологический уровень. 

3.1.1. Постоянство  работы и перемены профессиональной  жизни 

 До недавнего  времени считалось, что профессиональная  жизнь человека должна состоять  из поступления на конкретную  должность в молодости и продолжении  непрерывной работы в избранной  области вплоть до выхода на  пенсию. Такая предпочтительная  профессиональная карьера требовала  обдуманного выбора профессии  и тщательной подготовке к  ней. Когда человек поступал  на работу, ожидалось, что он  на всю жизнь закладывает основы  своей карьеры и должен стараться  как можно быстрее подниматься  по служебной лестнице. 

 Этот сценарий  претерпел изменения, которые  появились вместе с пониманием  того, что при развитии взрослых  могут происходить смены установок,  профессиональных потребностей  и целей. Более того, в совокупном  технически развитом и экономически  нестабильном мире характер работы  так быстро меняется, а рабочие  места сокращаются в таких  количествах, что императив «одна  профессия на всю жизнь» больше  не применим. Люди могут переходить  на работу в другие фирмы  и организации. Они могут занимать  другую должность в той же  фирме или организации (как  повышение по службе или при  переходе на административную  работу). Хотя вероятно, большинство людей после начала профессиональной деятельности не меняют ее коренным образом, в наше время считается необычным, когда кто-то начинает и заканчивает свою профессиональную жизнь на одном рабочем месте или в рамках одной должностной вертикали. Это особенно верно для женщин, которые прерывали работу на десять или более лет в связи с воспитанием детей. В среднем возрасте они готовы направить свою энергию на другой вид продуктивной деятельности. Именно на работе женщины обретают новое ощущение реализации своих возможностей и формируют значимые, дающие им поддержку отношения. 

3.1.2. Переоценка профессиональной  карьеры в середине жизни. 

 Серьезная переоценка  профессиональной карьеры, - времени,  когда работники сообщают о  более низком чувстве благополучия, чем в ранней или поздней  взрослости. Такая переоценка вызвана  рядом причин. Например, работающие  могут обнаружить, что они продвигаются  по службе не так быстро  как ожидали, или работа менее  привлекательна, чем они предполагали. 

 Одним из факторов, который может вынуждать людей  среднего возраста резко изменить  свое отношение к работе, да  и саму работу, по мнению Левинсона,  пережитый ими переход середины  жизни. Левинсон обнаружил, что  после 40 лет у взрослых людей  могут измениться ценности и  цели, что заставляет их думать  об изменении своей профессиональной  карьеры. Левинсон объясняет эти  изменения - возвращением мечты  - стремлений, идеалов и целей  молодости.
 Некоторые исследователи  полагают, что взрослые лучше  всего справляются с этим периодом  переоценки, если они систематически  оценивают свои способности, а  также плюсы и минусы их  текущего профессионального положения
(8). 

 Лишь малая  часть людей резко изменяет свою профессиональную карьеру в середине жизни. Это делают, как правило, те, кто чувствует, что их способности не используются полностью на той работе, которая у них есть.
 Причиной этого  могут быть изменения характера  работы или снижение трудности  задач за счет достигнутого  профессионализма. Люди среднего  возраста могут также менять  работу вследствие «сгорания». Однако  «сгорание на работе» ограничено  рамками среднего возраста. На  самом деле и процесс переоценивания устройства своей жизни, включая работу, не ограничивается средним возрастом. Просто работники старшего возраста меняют работу реже, чем молодые взрослые (8). 

3.1.3. Безработица 

 Теперь поговорим  о безработице. На мой взгляд - безработица, невозможность найти  себе применение - одна из самых  болезненных проблем взрослого  человека. 

 Работа может  косвенным образом повлиять на  психическое здоровье человека. Исследование по проблемам безработицы, проведенные в США в период
 Великой депрессии  в 1930-е годы, так и в 1980-е  годы, в значительной степени  смешивали влияние бедности, связанной  с потерей работы, и влияние  собственно безработицы. Оставшись  без работы, человек не только  становится беднее с материальной  точки зрения, но лишается также  предоставляемых работой косвенных  выгод и преимуществ. 

 Люди, которых  уволили или вынудили уйти  на пенсию, часто сталкиваются  с эмоциональными проблемами, явно  перемешивающимися с уменьшением  их доходов. Многие при этом  обнаруживают, что их самоуважение  подорвано, а их
 Я-концепция разрушена. Реакции людей на потерю работу часто похожи на реакцию горя, вызываемую смертью любимого человека. 

 Горестные переживания,  которые может вызвать вынужденная  потеря работы, начинается с потрясения  известием и отказа верить  в случившееся, сменяющихся затем гневом, протестом и другими формами эмоциональной разрядки. Некоторые люди даже проходят через стадию торга, сходную с тем, что испытывают неизлечимо больные, умоляя (работодателя, супруга, Бога) дать им еще немного времени, предоставить им еще один шанс и т.д. за этой стадией могут последовать депрессия, избегание контактов с окружающими или психосоматические симптомы. Потерявшие работу люди могут быть сильно испуганы, испытывать чувство вины по поводу случившегося и оказаться неспособными к участию в обычных повседневных делах, никак не связанных с работой. Переживание такого горя часто имеет катарсический эффект. После того, как реакция горя прошла, безработный может начать приспосабливаться к своей потере, проявлять чувство надежды и переключить свою энергию на повторное самоутверждение в профессиональном мире (8). 

 Для людей среднего  возраста потеря работы может  быть тяжелее, чем для молодых  взрослых. Во-первых, у человека среднего  возраста с работой связана,  вероятно, большая часть его идентичности. Во-вторых, чем старше человек,  тем больше вероятности столкнуться  с возрастной дискриминацией, как  при приеме на работу, так и  при поступлении на курсы переподготовки. В- третьих, если удаётся найти  новую работу, то она, как правило,  ниже оплачивается и связана  с более низким статусом, чем  предыдущая. Люди, которым удалось,  несмотря на отсутствие профессионального образования, дослужиться до определенного положения в своей фирме или организации, могут быть особенно уязвимы к потере своего места, поскольку их навыки часто имеют узкую специфику, определенную рамками этой фирмы или организации (8). 

 В целом, лучше  всего справляются с потерей  работы те, кто скопил достаточно  денег для жизни в период  безработицы, и имеет поддержку  в лице родственников и друзей. Кроме того, они не обращают  свой гнев во внутрь, считая себя неудачниками в профессиональной жизни (8).
 Выводы: 1. Профессиональный  цикл начинается с приобретения  жизненного опыта, ведущего к  выбору профессии, продолжается  всё то время, в течение которого человек занимается выбранным делом. 

2. Существуют различные  уровни развития профессионализма. Их оценка должна базироваться  на системе акмеологических показателей, в которых должны быть определены личностный и деятельностный аспекты. 

3. Средний возраст  является периодом профессиональной  преемственности и изменения.  Многие люди в середине жизни  переоценивают свою профессиональную  карьеру, чтобы увидеть, чего  им удалось достичь, и следует  ли им изменить свои цели. Часто  такая переоценка приводит к  изменениям в карьере.
4. Потеря работы  может сопровождаться реакцией  горя, пока работник не сможет  принять эту потерю и у него  не появится надежда вновь  найти работу. 

3.2. Нравственность, духовность, социальность в зрелом возрасте. 

 К первичным  побуждениям можно отнести альтруизм  (сохранение вида), эгоизм
(сохранение индивида), эмпатию. В сочетании с биологическими побуждениями — пищевой и половой мотивацией, исследовательской активностью, родительским инстинктом и инстинктом защиты территории — формируются предпосылки многообразных форм проявления человечности: любви, жертвенности, смелости, агрессивности, стремления к доминированию и др. (21). 

 Из всего сказанного  можно с известной долей уверенности  сделать вывод о том, что  среди врождённых видов внутренней  активности человека (природных  побудителей) наряду с биологическими представлены и нравственные. В силу своей первичности они бессознательно определяют поведение человека. 

 Таким образом,  мы можем говорить о природных  предпосылках человечности.
 Эволюционное  развитие человека как биологического  и социального существа осуществляется  в трёх направлениях: развитие  объёма и структуры головного  мозга и развитие умственных  возможностей; развитие умственных  возможностей и формирование  первобытной морали и религии;  развитие биологических и социальных (групповых) инстинктов. Отмеченные  линии развития тесно взаимосвязаны  и представляют целостный одновременный  процесс происхождения человека  и формирования человечности. При  этом человечность представляется  в двух формах: природной (врождённой) человечности, выступающей как условие  и предпосылка нравственного  поведения человека, приобретающей  конкретное исполнение в зависимости  от условий жизнедеятельности  человека, и коллективной морали  субъектом которой является сообщество  и которая фиксирует в культуре  этого сообщества. В процессах  взаимодействия npиродной человечности и коллективной (социальной) морали прижизненно формируются нравственные качества конкретного человека, происходит формирование личности. 

3.2.1. Истоки социальности и духовности 

 Если проследить  становление человека как социального  существа, то необходимо констатировать, что он изначально формировался  как социальное животное, следовательно,  формировался под влиянием двух  доминирующих начал: сохранения  вида и сохранения индивида  при доминировании инстинктов  сохранения вида. 

 С точки зрения  А.Бергсона, который доказал, что,  наделив человека умом, природа  внесла дисбаланс в гармонию  инстинктов индивидуального и  видового сохранения. Ум всегда  эгоистичен, ум посоветует вначале  стать эгоистом и именно в  эту сторону пойдет умное существо, если его ничто не oстановит. Ум изобретает орудия труда, благодаря уму человек осваивает процесс их изготовления и учится применять орудия труда. Ум усиливает возможности человека в борьбе за существование, обеспечивает прогресс обществу. Но в то же время ум угрожает нарушить в некоторых пунктах сплочённость общества, и если общество должно сохраниться, то необходимо, чтобы существовал противовес уму, точнее, его индивидной ориентации. В качестве такого противовеса природа выбрала общественную мораль, воплощённую в обычаях и религии. 

 В определённой  мере обычай занял место инстинкта,  это социальный инстинкт общества. Инстинктивная мораль устанавливает  поведение человека в его интересах  и интересах сообщества. 

 Принимая условия  сообщества, индивид получает у  него свою безопасность и жизнеспособность. Инстинктивная мораль решает  одновременно задачи индивида  и социального самосохранения. На  начальных этапах развития человеческого  сообщества мораль исчерпывается  обычаем. В основе моральных  обязанностей лежат общественные  требования близкого для индивида  сообщества. В мораль включены не только обязанность, но и некоторое эмоциональное состояние, обусловливающее принятие морального требования, сопровождающее его выполнение или невыполнение. Возникнув как реакция на эгоистичность ума, правила морали не выполняются автоматически. Следование обычаю, традициям, норме всегда связано с напряжением сил, так как всегда выступает как борьба социального требования и личностного интереса. 

 Вырастая из  интересов сообщества, совокупность  моральных требований характеризуется  взаимосвязью, системностью. Поэтому  противоречие личного интереса  и одной из моральных обязанностей  вызывает системную реакцию. Это  противоречие переживается как  личностный конфликт с обществом  в целом.
 Подобная реакция  резко усиливает действенность  каждого из моральных требований. 

 И все же  ум постоянно вступает в конфликт  с социальностью человека. Ум в своих следствиях, в том числе и негативных, может завести человека как угодно далеко. 

 В стремлении  обезопасить общество и повысить  моральную силу запрета, последний воплощается в образе. Переход морального запрета в образ
(Божества) осуществляется  в процессе мифотворчества. Природа  предусмотрела возможность мифотворчества  в процессах воображения и  на этой основе — переход  морального запрета в божественный  образ. Бог возник для того, чтобы запрещать, предупреждать  или наказывать за моральное  зло, которое индивид может  нанести обществу. Индивид останавливается  в стремлении нарушить обычай  религиозным страхом наказания,  которому он будет подвергнут один.
 Первоначальный  обычай — это вся мораль, а  поскольку религия запрещает  от него уклоняться, мораль совпадает  по объему с первобытной религией. Таким образом, первобытная религия,  совпадающая по объему с моралью,  выступает как мера предосторожности  против опасности, которой подвергается  общество, как только индивид  начинает думать исключительно  о себе. В религиозном страхе  наказания скрыта охранительная  функция религии по отношению  к обществу. 

 Соблюдение или  нарушение моральных запросов, обычаев  и норм, связанных с табу, религиозным  запретом, оказывает огромное эмоциональное  воздействие на субъекта. 

 Человек, прежде  всего, должен жить. Поэтому организация  его психики порождается необходимостью  сохранения и развития индивидуальной  и социальной жизни, т.е. той  функцией, которую психика должна  реализовать в целях сохранения  и развития жизни. Природа функций  учитывает и тот факт, что они  должны осуществляться в обществе. Поэтому мышление человека одновременно  индивидуально и социально. Социальное детерминируется моралью.
 Можно сказать,  что мышление человека индивидуально  и моральное (21). 

 Теперь позволительно  поставить вопрос: «Можно ли на  данном этапе развития человечества  говорить о духовности?» 

 Очевидно, истоки  духовности необходимо искать  в факте социальной сущности  человека, в противопоставлении  и единстве общественного и  личного интересов. Именно эта  борьба рождает понятия морального  добра и зла.
 Социальность человека проявляется, прежде всего, в совместной деятельности, частным, но очень важным аспектом которой выступает борьба. В противоборстве с другими обществами (в военном противоборстве) требуется сплочённость, дисциплинированность, единство воли, взаимоподдержка. 

 Социальная сплочённость  продиктована необходимостью защищаться  от других.
 И общество  высоко оценивает социальную  сплочённость и качества, её обеспечивающие. Ум человека, с одной стороны,  ведёт к изобретению новых  орудий борьбы (оружия), совершенствует  военное искусство, но, с другой  стороны, в минуты критической  опасности выдает решения для  индивидуального спасения. Именно  в этой области начинают проявляться  социальная норма и обычай, реализующие  поведение человека. Именно в  этой области общество создает  культ героя и культ военного  божества, покровительствующего войне.
 Общество культивирует  такие черты, как смелость, бойцовское  мастерство, жертвенность. Разум, действие  которого направлено на спасение  индивида, побеждается нравственными  качествами, способствующими сохранению  общества.
 Смелость, героизм,  жертвенность и культ героя  становятся ареной глубоких внутренних  переживаний всех членов общества  и каждого в отдельности.
 Военный подвиг, особенно если он сопряжён  с жертвенностью во имя других, обусловлен борьбой инстинкта  и морали, эмоций и разума. Поступок  для других есть выражение  морального добра есть победа  душевных сил, проявление духа. 

 Победа морального  добра, подчиняющего разум, сопряжённая  с жертвенностью, сопровождается  глубоким эмоциональным потрясением,  мобилизацией всех сил организма.  Это состояние внутренней борьбы  морального добра или зла и  разума, сопровождающееся эмоциональным  переживанием, можно назвать духовным  состоянием (21). 

 Огромную роль  в формировании духовности личности  играет духовная культура: искусство,  наука, религиозные верования.  Являясь в своих лучших образцах  проявлением духа создателя, проникая  в тайны человеческих отношений,  отображая борьбу страстей, реальные  жизненные конфликты и пути  их разрешения, раскрывающие высоту  человеческого духа и низость  падения человека, они показывают жизнь в динамике, позволяют заглянуть за внешнюю картину жизни и созерцательно прикоснуться к внутренней психической жизни.
 Но это особая  созерцательность, она будит эмоции, заставляет погрузиться в контекст, пережить с героями горе и  радость. Духовная культура представляет  собой квазиреальность, которая переводит мораль в чувственную форму, создаёт условия, чтобы она стала личностно значимой. Но это только условия, которые могут помочь преодолеть пропасть между знанием и поведением, определить направления свободы выбора личности: идти ли к своей духовности или отдать предпочтение эгоистическому интересу. 

 Духовная культура, ее переживание (проживание) помогает  человеку определиться в поступке, а поступок — путь к личности, путь к добру, к формированию  собственной духовности. 

 Освоение духовной  культуры определяет формирование  личностных качеств, способствующих  проявлению духовности. К ним  отнесем в первую очередь совесть,  честь, веру в людей, добродетель,  волю, свободостремление
(стремление выйти  за социальную норму), стремление  к творчеству, желание выйти за  временные рамки бытия. Освоение  духовной культуры определяет  содержание морального сознания (21). 

 Выводы: 1. Общественная  мораль и религия возникли  практически одновременно на  заре исторического становления  человеческого сообщества. 

2. В этот период  мораль по объему совпадает  с первобытной религией. 

3. Общественная мораль  и религия выполняют охранительную  функцию по отношению к обществу. 

4. В основу психики  природа заложила функциональную  организацию, которая позволяет  реализовывать различные действия (практические и идеальные). 

5. Воображение выступает  как природный механизм мифотворчества, перевода морального запрета  в образ (Бога). 

6. Мышление человека, как и другие психические функции,  одновременно индивидуально и  морально. 

7. Моральное поведение  связано с эмоциональным переживанием. 

8. Приведённый анализ  показывает, что духовность как  свойство личности является фундаментальным  качеством человека. Формируясь  уже в первобытном обществе, духовность  развивается на основе единства  морали и религии. Это двуединое  основание духовности прослеживается  до настоящего времени. 

3.2.2. Основные периоды  и факторы развития духовности 

 В основу духовного становления человека можно положить несколько факторов: творчество, свободу, сознание, саморегуляцию, игру, учёбу, социальную детерминацию, смысловую детерминацию, моральную детерминацию, половое чувство, смерть. Стремясь сохранить существующую периодизацию: детство, отрочество, юность, посмотрим, каким содержанием духовности характеризуется каждый из этих периодов, какова феноменология дyxa на разных этапах развития человека. 

 Детство отличается  свободой и творчеством. Овладевая  своим телом, ребенок накапливает  волевой опыт, который раскрывает  перед ним путь свободы. На  этом этапе у него ещё отсутствует  моральное сознание и его диктат. Он делает, что хочет, а не  что должен. В произвольных действиях  постепенно формируется воля  ребёнка — залог будущих свободных  поступков. Без произвольных поступков  нет воли, нет свободной личности. 

 В овладении  своим телом, а в дальнейшем  и произвольными действиями формируется  не только воля, но и интеллект  — интеллект практического действия. В совокупности знаний и умственных  действий интеллект совместно  с волей создают условия для  проявления человека в качестве  самостоятельной личности (субъекта  деятельности и общения). На этом  этапе закладываются основы личности  ребенка, которые будут проявляться  на всём жизненном пути. 

 Постепенное развитие  интеллекта и воли проявляется  в творчестве ребенка и, прежде  всего, в игре, которая выступает  в качестве ведущего фактора  развития в детстве. Исключительно  важно, что объект игры частично  берется из реального мира, а  частично (в большей степени) творится  воображением
(7). В игре ребенок  свободен, действительность не подавляет  его, он достаточно произвольно  обращается с предметами внешнего  мира. Игра есть свободное творчество, в котором ребёнок реализует  себя и развивает свои способности.  В игре ребёнок творит мир  и социальные отношения, но  одновременно усваивает социальные  отношения внешнего мира. 

 В игре ребенок  включается в систему человеческих  отношений. Но для межличностных  отношений в игре характерны  воображение и творчество, и вместе  с тем эти отношения достаточно  жёсткие. Соблюдение правил игры  обязательно. Здесь мы наблюдаем  сочетание произвольности и детерминированности,  свободы и ограничения, творчества  и реализма (7). 

 Важнейшим фактором  формирующейся духовности ребёнка  является стремление к проникновению  в сферу смыслов. В игре ребёнок  узнает смысл и роль предметов  внешнего мира. Он осознаёт значение  других детей, межличностных отношений  и свою роль вначале в конкретной  игровой ситуации, а в дальнейшем  и в жизни. В общении ребёнок  узнает значения отдельных слов  и выражений и таким образом  осваивает язык. От конкретного  значения ребенок переходит к  познанию сущности, предназначения, а затем ценности для себя  и других определенных предметов,  отношений, явлений. 

 Познание смысла, предназначения, ценности предметов  и явлений мира и себя в  этом мире является важнейшей  частью духовного становления  личности.
 Начавшись в  детстве, процесс познания продолжается  всю жизнь. При этом смысл  предметов может меняться, они  могут переосмысливаться, раскрываться  в системе новых отношений.  Ребёнок переосмысливает и своё  поведение, и свои личностные  качества. Можно сказать, что сущность  духовного становления есть процесс  постоянного переосмысливания себя, своего поведения, своих качеств  и своих действий, поступков и  отношений. 

 Значением и  смыслом наделяются не только  предметы и явления внешнего  мира, но и эмоции и эстетические  восприятия ребёнка. 

 Одновременно  с раскрытием сферы значений  и смыслов начинает формироваться  моральное мироощущение. И если  в раннем детстве ребенок свободен  от диктата действительности, то  освоение значений и смыслов  влияет на его поведение, оно  начинает детерминироваться этими  значениями. Особенно следует выделить  моральную сферу, которая по  мере взросления ребенка играет  всё большую роль. Поведение ребенка  определяется уже не только  свободой творчества, но и моральной  нормой, которая может перерасти  в нравственный закон внутри  личности (21). Вместе с моральным  сознанием в жизнь ребенка  приходит и чувство ответственности  за свои поступки. 

 С формированием  морального сознания ребенок  начинает понимать, что такое  добро и что такое зло. В  нём пробуждает вкус к добру  и злу. Духовное становление  личности предполагает возможность  творения не только добра, но  и зла. Причинение зла может  доставлять удовлетворение субъекту  злодеяния.
 Зло, как и  добро, составляет часть духовной  жизни ребёнка. 

 Развитие морального  сознания приводит к тому, что  ребёнок начинает понимать наказание  за дурной поступок. Вне морального  сознания ребёнок понимает, что  его наказали за такой поступок, но он еще не осознаёт, что  это дурной поступок, что это  зло. Понимание наказания за  дурной поступок не предполагает  понимания наказания и за дурную  мысль, за стремление к совершению  зла. За намерение проступка  не наказывает и правосудие. Но  по мере развития духовности  человек может достичь такой  ступени нравственного сознания, когда будет способен осудить  сам себя за дурные мысли,  только за стремление к злу  (21). 

 В подростковом  возрасте продолжают развиваться  основные тенденции духовности, заложенные в детстве: подросток  стремится все глубже проникнуть  в сферу смыслов и ценностей,  формируются моральное сознание, чувство ответственности за поступки, развивается интеллектуальная сфера;  интересы, влечения, вкусы и запросы  составляют определенную систему,  складывается характер подростка.  На смену игре в качестве  ведущего фактора приходит учеба.  В школе ребенок осваивает  систему знаний, у него создается  научное мировоззрение. Чрезвычайно  важно отметить, что научное мировоззрение  вытесняет все другие подходы  к осознанию мироздания, в частности  религиозный. 

 Важнейшим фактором  в отроческий период является  половое созревание. В этот период  снижается продуктивность основных  психических функций, в яркой  форме проявляется негативизм  и критицизм по отношению к  окружающим, особенно взрослым. Происходит  оформление вторичных половых  признаков, у девочек начинаются  менструации, на некоторое время  приостанавливается обычный рост  различных органов тела. Но самые  значительные перемены происходят  в духовной жизни подростка.  У подростка рушится устоявшийся  порядок мира, меняются сложившиеся  вкусы и привычки. Духовный мир  подростка снова становится эгоцентричным,  всё вращается вокруг его личности. Вся жизнь подростка освящается  мечтательностью.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.