На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Философские воззрения Конфуция

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     В плеяде великих учителей и наставников  человечества, владеющих умами людей, и по сей день имя Конфуция.
     Крупнейший  ученый своего времени Конфуций одним  из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и  желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших  идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и живет человек.1
     Конфуций — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю , но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.2
     Конфуций  есть величайший представитель китайского народа, и служит, как бы, органом  для народного самосознания: не даром  потомство окружило его жизнь  и происхождение легендами, приличествующими мифическим народным героям. Философия  Конфуция, ставшая в народном сознании на место религии, из которой она  вышла, имеет в виду главным образом  практические, именно нравственные и  политические цели. Задача Конфуция, по собственному его сознанию состояла в восстановлении того религиозного и нравственного учения, которому научили людей древние императоры Яо, Шун, Ию и прочие, и, следуя которому, люди были совершеннее, благороднее и достойнее жить в течение той счастливой, мирной и религиозной эпохи, которая известна у китайцев под именем золотого века.3
     В связи с вышеизложенным проблематика данного исследования несет актуальный характер. Представляется, что анализ тематики «Философские воззрения Конфуция» достаточно актуален и представляет научный интерес.
     Объект исследовательской работы  - жизнь, образ мыслей, точка зрения, убеждение, направленность, устремленность, учения и изречения древних философов.
     Предмет исследования – жизнь, точка зрения, мысли, учения, идеи Конфуция.
     Цель  данной работы – изучение темы Философские воззрения Конфуция.
     Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
    рассмотреть жизнь великого Конфуция;
    выявить социальный идеал Конфуция;
    обозначить и изучить учения Конфуция;
    изучить Конфуцианство и рассмотреть его письменные источники.
     Работа  состоит из введения, глав основной части, подглав, выводов, заключения и  списка литературы.
     Во  введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи.
     В первой главе рассмотрены общетеоретические  вопросы жизни Конфуция, его социального идеала, задаются основные понятия.
     В главе второй уже рассмотрены конкретные понятия, заданные тематикой исследовательской работы, обозначены и изучены учения Конфуция.
     В заключении сделаны выводы по произведенной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Жизнь Конфуция
     1.1. Конфуций 

     Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в  царстве Лу. Конфуций - одна из наиболее ярких и загадочных личностей в истории Китая. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия. Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.
     Отец  Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила  всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в  формировании характера ребенка. Уже  в раннем детстве Конфуций отличался  выдающимися способностями и  талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек  от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали  беседы с мудрецами и старцами.4
     Общественные  школы были учреждены в Китае  еще при его первых государях, которые сознавали, что добрую нравственность в народе может упрочить только просвещение, и вследствие этого старались  улучшить воспитание юношества и усовершенствовать школьное учение. При них и особенно при последующих богдыханах стали учреждать училища во всех городах и даже в деревнях. В этих училищах давалось воспитание всему юношеству без различия званий. Каждый ребенок, достигший восьми лет, мог поступить сначала в низшее училище, где ему, прежде всего, преподавали правила вежливости, затем обучали обрядам, музыке, стрельбе из лука, возничеству и счету. По достижении 15 лет более даровитые, кто бы они ни были, сыновья ли богдыхана, или сыновья крестьянина, поступали в высшее училище, где им преподавали нравственную философию. Надо прибавить, что в этих училищах воспитание мало развивало самостоятельное мышление, а сводилось главным образом к заучиванию на память нравственных сентенций и сведений, завещанных предками. В такую школу поступил и Конфуций, где его стали звать Чунг-ни. Вскоре Чунг-ни затмил всех сотоварищей своим прилежанием, кротостью, скромностью и успехами в ученье. На 17-м году он был назначен помощником своего учителя, известного ученого Пинг-Чунга, который был вместе с тем и градоправителем того города, где жили Конфуций и его мать. Молодой Чунг-ни, исполняя свою обязанность репетитора, старался по возможности не задевать самолюбия товарищей и возбуждал их рвение, скорее собственным поведением, чем наставлениями. Все время своего пребывания в училище он занимался с неустанным прилежанием, изучая сочинения древних авторов, имевших огромное влияние на развитие его ума и сердца.5
     Вообще  Конфуцию удалось приобрести в молодые  годы много разнообразных сведений, обилие которых впоследствии поражало и удивляло его слушателей. По окончании своего образования Конфуций, уступая желанию матери, поступил на государственную службу. Ему было дано невидное место торгового пристава, обязанность которого состояла в надзоре за свежестью припасов на рынках и в лавках. Заняв эту скромную должность, Конфуций вовсе не считал себя униженным или обесчещенным, несмотря на то, что происходил из знатного рода, и не старался уклониться от возложенных на него обязанностей, но, напротив, тщательно и добросовестно относился к ним и сам во все вникал. Он сознавал, что и на этом скромном месте может быть полезен своим согражданам и родине. Время, свободное от службы, он продолжал посвящать ревностным занятиям наукой и проводил его почти постоянно дома, изредка только делая прогулки за город с целью поближе ознакомиться с бытом и хозяйством земледельцев или посещая запасные хлебные магазины. Время, посвященное этим прогулкам, не пропадало у него даром, — здесь он старался добыть себе те знания, каких не находил в своих книгах. Наградой ему было за это всеобщее глубокое уважение к нему со стороны его сограждан и громкая слава о его мудрости, которая осталась за ним навсегда.6
     Позднее он скажет: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала». К тридцати годам сложились и основные его этико-философские концепции, в основном касающиеся управления государством и обществом.7
     Крупнейший  ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и  желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей.
     Вся жизнь Конфуция прошла в поисках  того главного, ради чего и живет  человек. Конфуций уже в молодости  стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором  сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тысячи учеников). Его  педагогическая доктрина строилась  на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей – «обучения  вне зависимости от рода» обучаемого. За свою жизнь Конфуций не написал ни одной книги. Как-то один из его учеников, потрясенный мудрой фразой учителя, решил ее записать, чтобы оставить для потомков. Потом другие ученики тоже стали записывать высказывания учителя. Наиболее верным источником его взглядов является книга, которая была составлена уже после его смерти, пережив века, донесла учение Конфуция и до нас: «Беседы и суждения», (Лунь юй), «Книги песен» и др. В центре всей философской системы Конфуция - проблемы этики и воспитания.8
     Вскоре Конфуций отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и, продвигаясь по служебной лестнице, занимает пост сычкоу (главного советника самого царя). На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями. Вскоре обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его «добровольно» покинуть свой пост.
     После этого для Конфуция наступает  пора странствий. Долгие четырнадцать лет он в окружении учеников путешествует по Китаю, прославившись еще больше. Однако его желание вернуться  на родину усиливается, и вскоре при  содействии одного из бывших учеников Конфуций с большими почестями возвращается домой как очень уважаемый  человек. К его помощи прибегают  цари, многие из которых зовут его  к себе на службу. Но Конфуций прекращает поиски «идеального» государства и все больше внимания уделяет своим ученикам. Вскоре он открывает частную школу. С целью сделать ее более доступной. Учитель назначает минимальную плату за обучение. После нескольких лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом году жизни Конфуций умирает. Произошло это в 478 году до нашей эры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Социальный идеал Конфуция 

     Конфуций  огромное внимание уделяет поведению  людей. Он сконструировал некий эталон, объект для подражания (цзюнь-цзы). Этот высокоморальный эталон должен обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью  и чувство долга. Понятие гуманности (жень) трактовалось Конфуцием весьма широко и включало в себя множество  качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.д.9
     Жень  – это высокий, почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние, по мнению философа. Однако и одной гуманности недостаточно для настоящего цзюнь-цзы. Он должен был обладать чувством долга (и), продиктованным внутренней убеждённостью, что следует  поступать так, а не иначе. Долг –  это моральное обязательство, которое  гуманный человек в силу своих  добродетелей накладывает на себя сам. Обусловлено чувство долга никак  не может быть расчётом. Здесь очень  важны знания, и потому в понятие  «и» включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать  мудрость древних. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая  верность и искренность (чжэн), благопристойность  и соблюдение церемоний и обрядов (ли).10
     В любой момент жизни, на любой случай, в счастье и горе, при рождении и смерти, поступлении в школу  и назначения на службу – всегда и во всём существовали фиксированные  и обязательные для всех правила  поведения.
     «Пусть  отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник - чиновником», т.е. пусть всё в этом мире хаоса  и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов – тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения на верхи и низы должны служить не знатность происхождения и тем более не богатство, которое Конфуций откровенно презирал, а только знания и добродетели, а точнее – степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы.
     Плата за обучение была символическая –  «связка сушёного мяса», т.е. всё  казалось очень просто, но на деле обстояло гораздо сложнее: сословие чиновников было отделено от простого народа труднопреодолимой  преградой – грамотностью, которая  и определяла социальное положение  и имущественный ценз человека на протяжении всей истории Китая. Удачливые  выходцы из низов, овладев грамотой, могли сделать карьеру и оказаться  наверху. Но в принципе это ничего не меняло: получив образование и  конфуцианское воспитание, человек  становился опорой того порядка, к неизменности которого призывало само учение.
     Конечной  и высшей целью управления провозглашались  интересы народа.
     Конфуций  говорил, что лучше всего сплочения  общества можно достичь посредством  укрепления положения семьи и  всяческого поощрения уважительного  отношения к старикам и родителям.
     Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая  рассматривалась лишь в аспекте  семьи, сквозь призму её вечных – от далёких предков к отдалённым потомкам – интересов. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей, причём это  считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви  при этом вовсе не стояла. Любовь – на гораздо более низком уровне, чем интересы семьи, считавшиеся категорией высокого морального долга. Любовь могла придти после брака, а могла и не придти. Мужчины из состоятельных семей могли компенсировать её отсутствие выбором себе наложниц по вкусу – этому жена не имела права препятствовать, хотя на практике случалось по-разному.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Философия Конфуция
     2.1. Учения Конфуция 

     Основное  в учении Конфуция – принцип исправления  имен. Однажды его спросили об управлении государством. Учитель ответил: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». То есть, каждый человек должен служить достойно на том месте, где он поставлен. Конфуций советовал тем, кто желает руководить страной, сначала научиться управлять собой, затем – своей семьей. И когда ты поймешь, что такое управлять, тебе и не захочется править страной. При всем благоговейном отношении к ритуалам Конфуций так же высоко ставил и человеколюбие. Если человек человеколюбив, считал он, но не знает ритуала, он подобен деревенщине. Если человек знает, как себя вести, но не человеколюбив, он подобен ученому-книжнику. Только того, в ком человеколюбие и знание ритуалов уравновешивают друг друга, можно назвать благородным мужем.
     Учение  Конфуция можно разделить на три  тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности  человека во всем конфуцианстве. Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.
     Конфуций  создавал свое учение на основе личного  опыта. На основе личного общения  с людьми вывел закономерность о  том, что нравы в обществе со временем падают. Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы, Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: «Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся». Эти два основных стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы, по мнению Конфуция, определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: «Я никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя».12
     Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным  для него было уяснить скрытую  природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию  определенными качествами и отчасти  положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:
    Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.
    Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.
    Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.
     Конфуций  выразил свои мысли об идеальном  человеке, написав: «Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу».
     Смысл жизни благородного человека заключается  в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: «Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета». Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора: «жэнь» и «вэнь». Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как «благорасположенность». По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода – «человечность». Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. «Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица». Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению «жэнь», человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.13
     «Вэнь» - «культура», «литература». Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но, в то же время, Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения «вэнь»: Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость. Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних «жэнь» - оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних «вэнь» - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (то есть природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность.
     Как же узнать, определить принадлежность человека к определенной категории? В качестве индикатора здесь используется принцип «хэ» и противоположного ему «тун». Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах.
     «Благородный муж стремится к хэ, но не стремится к тун, маленький человек напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ». Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений Конфуция: «Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив». Благородный муж стремится к справедливости, поэтому он не может следовать тун. Маленький человек стремится к выгоде, поэтому он не может следовать хэ.
     Обладатель  хэ - человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун - человек, обуреваемый  льстивыми намерениями.
     Благородный муж стремится к гармонии и  согласию с другими и с самим  собой, ему чуждо быть со своей  компанией. Маленький человек стремится  быть заодно со своей компанией, ему  чужды гармония и согласие.
     Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все  то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность мышления, активность и т. д. Именно это превращало его в важную, неотъемлемую часть теории управления государством.
     В то же время Конфуций не осуждает и  маленького человека, он просто говорит  о разделе сфер их деятельности. Сло жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным  людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал  образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.14
     Во  многих изречениях Конфуция фигурирует Дао. Что это такое? Дао - одна из основных категорий древнекитайской философии  и этико-политической мысли. Лучше  всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-востоковед Алексеев: «Дао - есть сущность, есть нечто статически абсолютное, есть центр круга, вечная точка вне познавании и измерений, нечто единственно правое и истинное. Оно - самопроизвольное естество. Оно для мира вещей, поэта и наития есть Истинный Владыка. Небесный станок, лепящий формы. Высшая Гармония, Магнит, притягивающий не противящуюся ему человеческую душу. Таково Дао как высшая субстанция, инертный центр всех идей и всех вещей».15
     Таким образом, Дао - предел человеческих стремлений, но достичь его дано не каждому. Но Конфуций не считал, что достичь  Дао невозможно. По его мнению, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных  состояний, если будут неуклонно  следовать «установленному для них Дао». Сопоставляя Дао и человека, Конфуций подчеркивал, что человек - центр всего его учения.
     Конфуций  жил в период внедрения в китайское  общество системы доносов. Умудренный опытом, он понимал, какую опасность  несло распространение доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родителей. Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал  необходимость срочной выработки  каркаса, укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство.
     Именно  поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне. Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями, обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями, а значит, обеспечить и преемственность  традиций, опыта и т. д. 16
     Также важное место в учении занимает чувство  уважения и любви к людям, живущим  рядом. Общество, пропитанное таким  духом, очень сплочено, а значит и  способно к быстрому и эффективному развитию.
     Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней  китайской деревенской общины, в  которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что  с ней связано, ставилось Конфуцием  в пример для современников. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего собственной  страны. Знание - атрибут здорового  общества.
     Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий  блок «ли» (в переводе с китайского - правило, ритуал, этикет). Этот блок прочно связывался им с жэнь. «Преодолеть себя, чтобы вернуться к ли – жэнь». Благодаря «ли» Конфуцию удалось связать воедино общество и государство, соединив две важные части своего учения.
     Конфуций  считал, что благополучное материальное состояние общества было немыслимо  без воспитательной проповедческой деятельности. Он говорил, что благородные  люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества.
     В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о  людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано рационально относится  к природе.
     Конфуций  вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:
    Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.
    Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.
    Бережное отношение как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в целом.
    Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.17
     Конфуций  высказывал несколько своих пожеланий  об устройстве и принципах руководства  идеальным государством.
     Все управление государством должно базироваться на «ли». Значение «ли» здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость, и причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции.
     Согласно  схеме Конфуция, правитель возвышается  над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный  подход превращал государство в  обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием  отношения гуманности, всеобщей любви  и искренности.
     Исходя  из этого, Конфуций отрицательно отнесся  к вводимым в то время в некоторых  царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед  законом базируется на насилии над  личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия  Конфуцием законов, он считал, что  все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип «хэ».
     К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены  общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании «ли», эти Правила исполняли роль закона. Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути.
     Людей Конфуций разделил по отношению к  управлению государством на две группы:
    Управляющие
    Управляемые
     Наибольшее  внимание в этой части Учения уделяется  первой группе людей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие  нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается  в воспитании народа, направлении  его на правильный путь. При сравнении  с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве  и отцом в семье. Управляющие - отцы народа.18
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.