На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Правовое положение сословий в Российской империи начала XIX века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие  сословие. Развитие сословий в  России……………………………..4
2. Правовой  статус сословий  в начале XIX века в Российской Империи…..7
Заключение………………………………………………………………………14
Список  использованных источников…………………………………………..15 
 

 


  Введение
     В начале XIX века происходит зарождение новых буржуазных отношений, процессы социальных и экономических изменений  приобретают значительно больший  размах. Россия прошла большой путь развития, существенные изменения происходили как в общественном, так и в государственном строе. Сословная структура российского общества трансформируется: наряду со старыми сословьями землевладельцев и крестьян зарождаются новые. Безусловно, это требует внесения определенных изменений в официально закрепленные правовые нормы, регулирующие отношения сословий.
     Цель  данного реферата – раскрытие сложившегося в обществе XIX века социального разделения на сословия и их правовое положение.
     Для достижения цели необходимо решить несколько  основных задач: рассмотреть происходившие  в обществе процессы, ознакомиться с издаваемыми в то время правовыми  актами в отношении сословий, проанализировать их действительное применение. Для этого следует изучить общественный строй России начала XIX века – как действительно сложившийся, так и закрепленный различными законами.
     Таким образом, тема о правовом развитии сословий занимает достаточно большое место во всей истории России. Существует обширный комплекс исторических источников, поэтому освещение в литературе вопроса о юридической специфике сословного строя представляется достаточно полным и раскрытым, что помогает лучше разобраться истиной сущности данной темы.
 


  1. Понятие сословие. Развитие сословий в России
     Для более глубокого понимания правового положения сословий, нужно предварительно уяснить общее понятие о сословии.
     Сословие (ordo или status) – термин государственного права и обозначает известный ряд политических учреждений. Сословиями называют классы, на которые делится общество по правам и обязанностям. Право даёт либо утверждает, а обязанности возлагает государственная верховная власть, выражающая свою волю в законе. Следовательно, сословное деление – существенно юридическое, устанавливается законом в отличие от других общественных делений, устанавливаемых условиями экономическими, умственными и нравственными, не говоря о физических. Самым наиболее существенным признаком сословного деления служит различие прав, а не обязанностей. Обладая различными правами, классы общества могут нести одинаковые государственные обязанности; но если на них положены неодинаковые обязанности, то они не могут обладать равными правами.
     Отсутствие  у одного сословья прав, которыми обладают другие, не увеличивает количество его обязанностей; напротив, свобода одного сословья от обязанности, падающей на другие, дает ему лишнее, хотя и отрицательное право в сравнении с другими. Притом государственные обязанности отличаются неодинаковой тяжестью, и, если они разделены между сословьями, а не падают одинаково на всех, то их удельный вес дает преимущество менее обремененным сословиям, позволяя им в потоке юридических отношений держаться выше других.
     Таким образом, сословным неравенством прав не обусловливается неравенство  обязанностей, но неодинаковые обязанности  всегда обуславливают неравенство  прав. Значит, обязанность есть случайный признак сословного деления, а права прямо влияют на дифференциацию общества [1, с. 1]. 
 

     Каждому сословию присущи:
     1. Сословные права, которые можно разделить на два разряда: права политические и права гражданские. Первыми определяется участие всего сословия в государственных делах, вторыми – степень правоспособности каждого лица известного сословия в его частных отношения;
     2. Сословные обязанности, которые, разумеется, все государственные, но их можно разделить на:
    Личные обязанности – это часть личного труда, обязательно уделяемого в пользу государства;
    Вещественные обязанности – это часть имущества, обязательно уделяемого в пользу государства;
    Прямые обязанности – это жертвы, обязательно приносимые непосредственно государству.
    Косвенные обязанности – это жертвы, обязательно приносимые лицами определенного сословия не прямо государству, а по поручению государства лицам других сословий [1, с. 9].
     Следует немного возвратиться в историю  русских сословий. Сословное деление  в России отличалось необычайной  подвижностью и изменчивостью. Общество несколько раз делилось и переделялось, неоднократно меняло свою юридическую  внешность и свой состав. Следя  за этими изменениями, историю русских  сословий можно разделить на четыре периода, из-за которых в каждом было своё основание сословного деления, непохожее на то, на котором строилось сословное деление предшествующего или последующего периода. Первая формация русского общества, какая нам известна, обнаруживается в памятниках права XI и XII вв. Согласно этим памятникам общество делилось на две резко разграниченные половины, и первоначальным основание деления служило завоевание или вооруженное давление. На этом основании строилось и держалось общество с IX до конца XIIв. Рассматривая состав общества в удельные века (XII, XIV и XV), встречаем другое основание, которым служил хозяйственный договор свободного лица с удельным князем. В период, когда создавалось Московское Государство (в XVI и XVII вв.), основанием сословного деления служило различие государственного тягла, разделенного между классами общества по их хозяйственным положениям. Наконец, с XVIII по XIX в. сословное деление перешло на новое основание, которым служило различие прав, распределенных между сословиями по их политическому значению    [1, с. 34].
     Следовательно, таковы четыре периода истории сословий России и таковы основания, на которых в каждом из них строилось сословное деление.
 


  2. Правовой статус  сословий в начале XIX века в Российской империи
     В истории Российского государства  начало XIX века занимает особое место в связи с тем, что государственно-правовые явления происшедшие в этот период обусловили дальнейшее развитие государства и права до октябрьской революции. В этот период происходит рост капиталистических отношений в России, развивается освободительное движение. В противовес этим явлениям выявляется тенденция усиления централизации государственного аппарата, как основного орудия укрепления крепостнических отношений. Ведется активная работа по кодификации права, издается ряд крупных инкорпораций и кодексов, что свидетельствует о высоком уровне развития юридической мысли в России [2, с. 80].
     Сословная структура общества Русского государства в этот период претерпела некоторые изменения, связанные с усилением разложения крепостнического строя и формированием капиталистических отношений. Однако, по-прежнему, население делилось на 4 сословия:
    Дворянство;
    Духовенство;
    Крестьянство;
    Городское население.
     Правовое  положение дворянства было привилегированное, оно считалось «оградой престола». Оно пользовалось привилегиями, представленным «Жалованной грамотой дворянству» 1785 г. С развитием капитализма дворянству были предоставлены дополнительные права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купечеством. В XIX в. доступ в дворянское сословие затрудняется. Государство стремилось усилить позиции крупных землевладельцев. Манифест от 6 декабря 1831 г. «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» установил порядок избрания на общественные должности. Избирались только дворяне, имевшие не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тыс. десятин земли.
     Закон от 16 июля 1845 г. установил так называемые заповедные дворянские имения – майораты, не подлежащие дроблению и переходящие по наследству старшему сыну. В 1798 г. были уволены со службы офицеры, не являющиеся дворянами, и с 1798 г. лиц не дворянского происхождения к офицерскому званию не представляли [2, с. 81].
     Правовое  положение духовенства постепенно меняется. С 1801 г. лица духовного звания, а с 1835 г. – их дети были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 года – от постоя. Духовенство начали разделять на черное (монашество) и белое (приходское) [ 2, с. 81].
     Вместе  с тем, сокращалось число лиц  духовного звания, пользующихся привилегиями: не имеющие штатных мест должны были избрать себе «род жизни»; дети священнослужителей обязывались Указом 1828 г. избрать себе гражданскую или военную службу, а кто не сделал этого в течение года, записывался в одно из податных сословий.
     Постепенно  осуществлялся перевод приходского  духовенства на государственное  содержание, а награжденные из его  числа орденами получали наследственные дворянские права [ 3, с. 135].
     Крепостные  крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных, удельных (принадлежащих царской фамилии). Александр I осуждал крепостное право с морально-этических позиций, но он не был сторонником решительных мер, а надеялся, что цель будет достигнута путем медленных и осторожных шагов. Так, в 1803 г. вышел указ «О вольных хлебопашцах», предоставлявший помещикам право освобождать своих крестьян с землей за выкуп по договоренности сторон. В 1816–1819 гг. освобождены за выкуп крестьяне прибалтийских губерний (Эстляндии, Лифляндии, Курляндии), фактически в этих землях ликвидировалось крепостное право [3, с. 135].
     Указ 28 декабря 1818 года разрешил всем крестьянам (в т.ч. и помещичьим) учреждать  фабрики и заводы. Развитие капиталистических отношений отразилось в некоторых актах, касающихся правового положения крестьян.
     Указ  от 12 декабря 1801 г. представлял право  купцам, мещанам и всем крестьянам (кроме помещичьих) покупать земли. Указ от 3 марта 1848 г. предоставил это право и помещичьим крестьянам [2, с. 82].
     Земля делалась, таким образом, объектом свободного гражданского оборота. Дворянскую землю  стали приобретать и бывшие крепостные. Среди дворянства появились просвещенные кружки, в которых сознавали необходимость освобождения крестьян. Однако широкая масса дворянства, разумеется, была против каких-либо реформ крепостного права.
     Один  за другим учреждались секретные  комитеты по крестьянскому вопросу. И деятельность этих комитетов, протекавшая  в самой непроницаемой тайне, кончалась ничем или почти  ничем.
     Не  сладив с крестьянским вопросом, Александр I, а затем и Николай I обратили свой взор на ту группу крестьян, которая принадлежала казне и носила название государственных.
     Обширная  категория государственных крестьян не была однородна. На севере, в старинных  «поморских уездах» это были так называемые «черносошные крестьяне». Здесь не развилось помещичьего землевладения. Этот край был всегда безопасен от внешнего нападения, его не от кого было оборонять. Служилые люди были здесь не нужны, т.к. нужны были они по южной и западной границам.
     Черносошные крестьяне были относительно свободны, а земля принадлежала им на праве владения. Этим крестьянам было запрещено отчуждать землю в руки лиц, не несших тягло перед государством, передавать землю многочисленным на севере монастырям.
     Совершенно  иное положение было у государственных  крестьян юга России. В состав этой группы вошли, прежде всего, военные элементы: «однодворцы», «старых служб служилые люди», из которых в XVII в. формировался контингент солдатских, драгунских, рейтарских полков и т.д. Их селили на южных границах целыми группами, наделяя небольшими участками пашни, в поселениях возникли порядки сельской общины.
     С учреждением регулярной армии при Петре I эти крестьяне перестали быть нужны как служилые люди и были обложены наравне с другими крестьянами подушной податью и причислены к категории государственных крестьян.
     На  востоке в состав этой группы вошли  разного рода инородцы и масса  сибирских крестьян, по положению  своему ничем не отличавшихся от черносошных  крестьян поморских уездов.
     Категория государственных крестьян заметно  увеличили крестьяне церковных  земель, отобранных Екатериной II у монастырей в 1764 г., так называемые «экономические» крестьяне.
     Всего по VIII ревизии (1833 г.) государственных  крестьян насчитывалось 7 649 000 душ мужского пола, что составляло 1/3 всего сельского населения России. Их юридическое положение было противоречиво. Свод законов признавал их «свободным сельским сословием». Они обладали гражданскими правами. Дети государственных крестьян могли поступать в высшие учебные заведения. На них смотрели как на свободных людей, но в то же время видели в них крепостных государства, которое и могло ими распоряжаться по произволу.
     Высшей  инстанцией, где сосредоточивалось  управление государственными крестьянами, был Департамент государственных  имуществ в Министерстве финансов. Департамент не пользовался никакой  самостоятельностью, а Министерство финансов интересовал лишь сбор податей  с крестьян. Впоследствии было образовано Министерство государственных имуществ (1837 г.), а в каждой губернии учреждались  особые палаты государственных имуществ, находившиеся под общим надзором губернаторов.
     В 1816 г. начался процесс перевода государственных  крестьян на положение военных поселенцев. Около 400 тыс. человек должны были заниматься одновременно и сельским хозяйством, сдавая 1/2 урожая государству, и нести военную службу. Вся жизнь этих «крестьян-воителей» регламентировалась Воинским уставом. Начальником военных поселений становится генерал А.А. Аракчеев, главный советник Александра I.
     Наиболее  тяжелым оставалось положение помещичьих крестьян. Половина крестьянского дохода шла помещику в виде оброка. Массовый голод крестьян был обычным явлением. Крепостное население вымирало. Смертность помещичьих крестьян превосходила рождаемость [3, с. 137].
     Что касается посессионных крестьян, то в 1840 г. заводчикам было разрешено их освобождать, т.к. в этот период получил распространение наемный труд. Положение удельных крестьян не изменилось [2, с. 82].
     Городское население в этот период значительно выросло, усилилось его расслоение. Оно делилось на почетных граждан, купцов, цеховых, мещан и рабочий люд
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.