На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальная ответственность государства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление.
1.Введение………………………………………………………с3.

2. Глава I. Понятие социальной ответственности…………с4.

1.1Характеристика  термина социальной ответственности  государства..с4

1.2 Функции социальной  ответственности…………………с4-5.
1.3 Виды социальной  ответственности……………………..с5-6.
3.Глава2. Рассмотрение основных видов социальной ответственности…………………………………………..……с6.
1.1. Нормативно правовые акты социальной защиты населения как одного из видов социальной ответственности государства.................с6-10.
1.2Принцип правового  социального обеспечения как   вид социальной ответственности…………………………………………………с10-17.
1.3Виды социального  обеспечения…………………………......с17-21.
4. Заключение…………………………………………………...с21-24.
5.Список  использованной литературы……………………с25. 
 
 

 
 
 
Введение
Тема социальной ответственности государства весьма актуальна в современном мире.
Сегодня взаимоотношения  гражданина РФ и государства (власти) в том, что касается социальной ответственности власти перед гражданами за обеспечение их социальными услугами, остаются с одной стороны крайне запутанными и непонятными, а с другой – глубоко античеловечными. Понять, какую социальную ответственность по защите здоровья, материнства, старости и др. социальные обязательства перед гражданином государство берёт на себя, крайне непросто. А то, что можно понять, является явно недостаточным для улучшения качества жизни населения Российской Федерации.
С другой стороны, и ответственность граждан перед  государством и обществом не обозначена предельно чётко, исходя из оптимального баланса интересов. 
Итогом такого положения дел могут стать т опасные внутренние противоречия в российском обществе. 
Изменить положение дел должно принятие властью единого общегосударственного Социального Кодекса, точно прописывающего права и ответственности гражданина и государства (власти) по отношению друг к другу. 
 
 
 

Глава I. Понятие социальной ответственности

1.1Характеристика термина социальной ответственности государства

  Термин социальная "ответственность"1достаточно многообразен. Ее существование предопределено   политикой  государства, и   отражает его взаимодействие с обществом. Жить в обществе и быть свободным от государства и его законов нельзя.

 В свою  очередь, государство проявляя ответственность перед обществом постоянно контролируют деятельность субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение и наказывая нарушителя). Поэтому ответственность (в широком, социальном плане) можно охарактеризовать как общественное отношение между субъектом и контролирующей его поведение инстанцией (государством, обществом). Благодаря ей в обществе и обеспечиваются организованность и порядок. 

1.2 Функции социальной ответственности
Социальная ответственность  государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших  социальных функций2:
• корректирует стихийные процессы поляризации  богатств, не допускает того, чтобы  социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев — в этом состоит существенное значение социального государства;
• определяет прожиточный  минимум, который реализует через  установленные законы о минимальных  размерах заработной платы, пенсий, пособий  по безработице;
• обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности,
• создает минимально необходимые условия для социального  страхования.
Выступая как  субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых  случаях также свои административные и информационные функции. Государство, например, принявшее на себя труд развивать  предпринимательскую культуру, способно через средства массовой информации, искусство и другие каналы воздействия  наглядно рекламировать предпринимательство  как благо для общества.
Если в обществе культивируется представление о  том, что создание собственной фирмы  — дело престижное и достойное, а  на человека, создавшего собственное  дело, смотрят с одобрением, желающих последовать его примеру найдется немало.
Именно государство, и только оно, объединяет всех граждан  страны и способно (по этой причине) представлять их общие потребности, интересы и цели, выражать общую  волю народа, закреплять ее посредством  законодательства и иных форм правотворчества, обеспечивать претворение ее в жизнь, применяя самые разнообразные методы, вплоть до прямого принуждения.
1.3 Виды социальной  ответственности
Основные виды социальной ответственности можно  свести к следующим:
- Обязательства перед человеком,
-социальная защита тех групп людей, , кто в этом нуждается
-доступность в получении образования, предоставление качественных медицинских услуг.
Глава2. Рассмотрение основных видов социальной ответственности
В данной главе  мне бы хотелось более подробно рассмотреть  вопрос об основных видах социальной ответственности на основе конкретных примеров.
1.1. Нормативно правовые акты социальной защиты населения как одного из видов социальной ответственности государства
    В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года, - который  закрепляет основы конституционного строя  страны, национально-государственное  и административно-территориальное  устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной  власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении  человека и граждан в РФ, о его  правах, свободах, обязанностях. Сама структура  основного закона подчеркивает приоритет  принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность  государства3.
    Глава 1 Конституции РФ – «Основы Конституционного строя» - в 16 статьях содержит утверждение  основ государства. Особенно выделим 
статью 7, которая гласит:
1. Российская  федерация - социальное государство,  политика которого направлена  на создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека.
2. В  Российской Федерации охраняются  труд и здоровье людей, устанавливается
 гарантированный  минимальный размер оплаты труда,  обеспечивается
 государственная  поддержка семьи, материнства,  отцовства и детства, инвалидов  и пожилых граждан, развивается  система социальных служб, устанавливаются  государственные пенсии, пособия  и иные гарантии социальной  защиты.
Правовым  инструментом реализации социальной роли государства являются
конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь
обязательный  на всей территории страны минимум  социальных гарантий. Каждый субъект  РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять  круг этих социальных гарантий: может  быть, увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного  проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т. д.
Глава 2 Конституции РФ – «Права и свободы  человека и гражданина» - отличается общей демократической направленностью, разрабатывает основы правового  статуса личности. Содержащиеся здесь  права и свободы приведены  в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и граждан», со всеми международными пактами  о правах человека, в частности  с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1918 году. Здесь  в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат  ему от рождения, уважение и защита которых - задача государства. В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные (статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими - распространяются на всех граждан в равной степени. Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учитываются и нормы международного права. Применительно к данной работе хотелось бы выделить один из основополагающих документов в международном праве по вопросу о социальной защите населения, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы. Это Конвенция международной организации труда (МОТ) № 102 от 1952 года, вступившая в силу в 1955 году. Именно в ней были употреблены слова «социальная защита», содержится перечень видов соцзащиты и определяется их уровень. На базе данной Конвенции во многих странах принято национальное законодательство по вопросам соцзащиты.
    Международные правовые акты являются действующими, если они заключены с участием РФ или если РФ присоединяется к  ним. Внутреннее законодательство в  этих случаях должно быть приведено  в соответствии с ними. Ведущим  международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая  декларация прав человека», принятая Генеральной  ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она  провозглашает право каждого  человека на социальное обеспечение  и социальную помощь. В 1973 году в СССР ратифицирован Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в этом пакте государства принимают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь. Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.
    С рядом государств были заключены  двухсторонние договоры о социальном обеспечении граждан (например, с  Финляндией).
    К источникам права социального обеспечения  и защиты относят Федеральные  конституционные и федеральные  законы, Указы Президента РФ и Постановления  Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной  власти субъектов РФ. Высшая юридическая  сила - за законами.
    Данные  нормативно-правовые акты лежат в  основе реализации такой важнейшей  части внутренней политики государства  как социальная политика.
    Социальная  политика - это часть внутренней политики государства, на что в своих трудах указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В правовых нормах закрепляются сложившиеся в обществе социальные отношения, определяются приоритетные направления социальной политики, финансовое обеспечение их реализации, формируются цели и задачи социального развития общества в целом и в отдельных регионах, закрепляются структура и форма деятельности государства и общественных органов, претворяющих в жизнь социальную политику.
    Социальная  сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают  принципиально единые условия обеспечения  пенсиями и пособиями и всеми  другим видами социального обеспечения  независимо от классовой принадлежности гражданина. Серьезным шагом в  этом направлении явилось принятие Закона о пенсиях в 1990 году, который  ликвидировал различие в пенсионном обеспечении рабочих и служащих, с одной стороны, и колхозников, с другой. В условиях рыночной экономики  очень контрастными являются различия в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики - смягчение этих различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственная помощь семьям, имеющим детей, установление надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных иждивенцев, предоставление пособий одиноким материям или отцам и т. д.
    Главная идея социального обеспечения - идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).
    Предметом особой заботы государства должны стать  социально слабые слои населения, нетрудоспособные, особенно инвалиды.
1.2Принцип правового социального обеспечения как вид социальной ответственности
    В 1982 году X Всемирным конгрессом профсоюзов была принята партия социального обеспечения, первый раздел которой посвящен принципам системы социального обеспечения. В этом документе говорится, что право на социальное обеспечение должно гарантироваться законом каждому гражданину, живущему за счет собственного труда, временно и непостоянно потерявшему трудоспособность, а также членам семьи, находящимся на его иждивении. Система социального обеспечения 4должна быть одинаковой для всех без какой-либо расовой, религиозной или профессиональной дискриминации. Ее финансирование должно осуществляться в первую очередь государством и предпринимателями при постепенном снижении или отмене взносов со стороны лиц, пользующихся системой социального обеспечения, а управление и контроль должны осуществляться профсоюзами или представителями трудящихся, избираемыми при участии профсоюзов.
    В нашей стране действуют следующие  общеправовые принципы, оказывающие  наибольшее влияние на правовое регулирование  общественных отношений в сфере. Это равноправие граждан, гарантированность  их прав, гуманизм, справедливость, всеобщность (универсальность), всесторонность, доступность, связь с уровнем оплаты труда.
    Равноправие граждан - этот правовой принцип закреплен в статье Конституции РФ. Равноправие определяется обычно как равенство прав, обязанностей и ответственности, отсутствие в законодательстве ограничений или привилегий для каких-либо категорий граждан. Оно не тождественно равенству, которое представляет собой равные возможности для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый принцип является принципом прямого действия.
    Все виды обеспечения в равной степени  распространяются на всех граждан, расовая  и национальная принадлежность, происхождение, социальное положение, образование, отношение  к религии, место жительства и  т. д. не имеют значения.
    Гарантированность прав граждан реализуется в области  социального обеспечения путем  обоснования этих прав в Конституции  РФ и др. нормативно-правовых актах, но их объем и реализация не должны быть в зависимости от решений  должностных лиц и отдельных  государственных органов.
    Существенной  гарантией для граждан является установление судебного порядка  разрешения большинства споров, связанных  с социальным обеспечением.
    Шагом вперед стало введение норм о регулярном пересмотре размеров пенсии по мере изменения  стоимости жизни, что гарантирует  социальную защищенность населения.
    Реализация  гражданами своего права имеет смысл  не сама по себе, а только если при  этом достигается ожидаемый социальный эффект, цель законодательства. Главная  цель всего законодательства в социальном обеспечении - содействие повышению  благосостояния народа, его жизненного уровня, предоставление средств в  таком объеме, чтобы обеспечить населению  достойное существование. Анализ сложившегося уровня социального обеспечения  показывает, что даже после повышения  размеров многих видов обеспечения, далеко не всегда достигается их надлежащий уровень. В основу всех расчетов положен  минимальный размер зарплаты, которая  намного ниже прожиточного минимума, что свидетельствует об отступлении  от принципа гарантированности права  граждан на материальное обеспечение  в достаточных размерах.
    Справедливость  данного принципа является одинаково  значимой для всех видов социальных норм, применительно к социальному  обеспечению его можно трактовать, как принцип справедливого распределения, который может осуществляться двояко: по вкладу или по потребности. В оптимальном  сочетании данных подходов и кроется  критерий справедливости: учет продолжительности  трудовой деятельности, размер заработка, характер и условия труда, с одной  стороны, и удовлетворение социально-культурных потребностей, обеспечение равных возможностей для развития личности независимо от трудового вклада на основе реальных потребностей, с другой.
    Обязательным  требованием этого принципа является соблюдение очередности при предоставлении дефицитных благ и услуг (тех, которых  нет в достаточном количестве) с установлением льгот по социально  значимым признакам получателей.
    Принцип гуманизма - это уважение прав и достоинства личности, который составляет одну из ведущих идей законодательства любого цивилизованного государства. Уже сам факт провозглашения и законодательного закрепления права на материальное обеспечение и социальную помощь лицам, нуждающимся в них, является проявлением гуманизма.
    Понимание гуманизма в нашем обществе со временем изменяется. Если до недавнего  времени некоторые формы благотворительности  — бесплатная столовая, льготное обеспечение  продуктами питания и предметами первой необходимости, предоставление бесплатных мест для ночлега лицам  без определенного места жительства и т.д. считались едва ли не оскорбляющими  человеческое достоинство, то теперь отношение  к этому совершенно другое.
    Всеобщность обеспечения это проявление принципов равноправия и справедливости. Право на обеспечение имеют все категории трудящихся — рабочие и служащие, члены колхозов и других с/х предприятий, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, военнослужащие, безработные и т. д., т. е. представители всех социальных групп. Однако конкретный объем реализации этого права зачастую зависит от участия гражданина в общественно полезной деятельности определенного вида. Особенно наглядно данный принцип проявляется в пенсионном обеспечении. Введение института социальных пенсий означает фактическую реализацию принципа всеобщности и в отношении тех нетрудоспособных, которые по различным причинам не смогли приобрести права на трудовую пенсию.
    Пособия по своей природе таковы, что некоторые  выплачиваются только работающим, а  другие — только неработающим. Если в законодательстве принцип всеобщности  проводится достаточно последовательно, то в применительной практике имеются  отступления от него, и, прежде всего  в отношении тех видов обеспечения, которые продолжают оставаться дефицитными  или не имеют достаточного финансирования, поэтому Е. Г. Азарова трактует данный принцип как «принцип-идею, цель, к которой стремится развитие законодательства о социальном обеспечении».
    Принцип всесторонности обеспечения обозначает, что необходимая материальная помощь и услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает соответствующая потребность. Это может быть в случае болезни, инвалидности, беременности и родов, по достижению определенного возраста (пенсионного) и т.д. За счет общественных фондов потребления реализуются потребности в услугах сферы образования, здравоохранения, предоставления жилья из муниципального фонда и т. д.
    Этот  принцип предполагает и наличие  в законодательстве такого основания  материального обеспечения как  безработица. Законодательная база этого вида обеспечения заложена в Законе о занятости населения  в РСФСР.
    В целом, законодательство о социальном обеспечении предусматривает развитую систему видов обеспечения и  обслуживания, которые соответствуют  рекомендациям международно-правовых актов о социальном обеспечении, в частности Конвенции № 102 Международной  организации труда 1952 г. «О минимальных  нормах социального обеспечения», и  по числу предусмотренных видов  обеспечения даже превосходит их, что нельзя сказать о его размерах и качестве.
    Принцип доступности социального обеспечения реализуется в трех аспектах.
    Во-первых, все условия обеспечения реально  достижимы. Так, для приобретения права  на пенсию по возрасту достаточно иметь  стаж работы 20 лет для женщин и 25 - для мужчин.
    Во-вторых, в ряде случаев обеспечение предоставляется  без каких-либо условий. Например, пособие  одинокой матери выплачивается независимо от других ее доходов.
    В-третьих, законодательство возлагает на соответствующие  государственные органы и администрацию  предприятий обязанность оказывать  грамотное содействие в сборе  и оформлении необходимых документов. Это требование закона выполняется  далеко не всегда и общеизвестны факты  хождений пенсионеров, инвалидов, многодетных  матерей по различным инстанциям в поисках справок и других документов, бесконечные очереди, отказы, обращения в газеты с просьбой оказать содействие и т.д.
    Такое положение во многом объясняется  отсутствием надлежащего правового  механизма реализации гражданами своих  прав, в которых гражданин должен играть роль оператора, включающего  механизм, а все прочие действия должны быть совершены государственными органами. Поэтому данный принцип  нельзя отнести к полностью реализованным  в законодательстве, его следует  рассматривать как принцип-цель.
    Принцип связи размеров денежных видов обеспечения  с минимальным заработком появился в законодательстве сравнительно недавно. А до того не существовало единого подхода к определению размеров пенсий и пособий, в результате чего они оказывались малообоснованными и суммы неоправданно малыми. Кроме того, установление пособий в твердых размерах не давало возможности увязывать эти виды обеспечения с изменяющейся социально-экономической обстановкой.
    В настоящее время в системе  оплаты труда есть величина, достаточно стабильная, единая для всех категорий  граждан и в то же время периодически изменяемая. Это минимальная заработная плата. С этой величиной связывается  размер пенсий и пособий. Закон СССР о пенсиях от 1990 г. проводил эту  зависимость в отношении трудовых пенсий всех видов двояко: во-первых, минимальный размер пенсий установлен на уровне минимального заработка, во-вторых, механизм определения среднего заработка, из которого начисляется пенсия, также  строится на базе минимальной зарплаты. С минимальным заработком связан и размер надбавок к пенсиям, а также размер социальных пенсий, семейных пособий.
    В современном пенсионном законодательстве достигнут следующий, более совершенный  этап в реализации этого принципа, когда размер обеспечения связывается  с прожиточным минимумом как  величиной, более обоснованной и  в большей степени отражающей необходимый минимум обеспечения, который может предоставить государство.
    Конечно, размеры пенсий и пособий в  большинстве своем нельзя назвать  достаточно высокими, соответствующими уровню, необходимому для нормального  удовлетворения потребностей человека, особенно если речь идет об одиноких престарелых  людях, о многодетных семьях, для  которых возможности получения  дополнительных доходов весьма ограничены. Но есть тенденция к росту размеров обеспечения, что является результатом  социальной политики, направленной на усиление защищенности населения.
    Отношения по социальному обеспечению есть часть распределительных отношений  по поводу распределения предметов  потребления пропорционально потребностям, признаваемым обществом, и под влиянием действия целого ряда экономических  факторов. По-разному решается вопрос о том, какие отношения охватываются понятием «социальное обеспечение». Можно говорить о трех основных концепциях:
    сторонники первой рассматривают данное понятие в узком смысле - как обеспечение за счет общественных фондов потребления только нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых имеются несовершеннолетние дети,
2) авторы, придерживающиеся второй точки  зрения, которую можно назвать  традиционной, так как она является  преобладающей, понимают под социальным  обеспечением материальное обеспечение  граждан в старости, при нетрудоспособности, при потере кормильца, осуществление  охраны материнства и детства,  медицинское обслуживание,
    наиболее предпочтительной является третья концепция, которая основывается на наиболее широком понимании социального обеспечения как предоставления всех благ из общественных фондов потребления, осуществляемого бесплатно на началах равного доступа к ним каждого гражданина. При таком подходе содержанием социального обеспечения будет не только собственно обеспечение лиц, нуждающихся в материальной поддержке со стороны общества, но и бесплатное медицинское обслуживание и предоставление лекарственных средств, обеспечение жильем, право на получение образования и на пользование достижениями культуры.
     Таким образом, социальное обеспечение  — это система общественных  отношений по предоставлению  гражданам благ за счет общественных  фондов потребления. Способы социального  обеспечения различны. Или необходимые  средства предоставляются гражданами  в виде денежных выплат (пенсии, пособия, предоставление определенных  льгот), или направляются на создание  и развитие систем здравоохранения,  просвещения, жилищного хозяйства  и т. д. 

    1.3Виды социального обеспечения
Это способ предоставления материальной помощи или  способ, при помощи которого государство  содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.
    Принято говорить о таких видах социального  обеспечения, как пенсии, пособия  различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение5
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.