На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Кредитная система России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства  РФ
Департамент научно-технологической  политики и образования 
ФГОУ  ВПО Костромская  ГСХА 
 
 
 
 
 
 
 

Факультет заочного обучения
Кафедра финансов и кредита 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Деньги, кредит, банки»
По теме «Кредитная система России»  
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила студентка
                  4 курса 7 группы
                  Специальность: Бухгалтерский
                  учет, анализ и аудит
                  Тугаринова  Елена Валентиновна
                  Шифр 07136 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Кострома, 2011
Содержание
1. Кредитная  система и её развитие в  период перехода к рынку                                                            3
2. Структура  кредитной системы                                                                                                               7
   2.1. Банковская  система                                                                                                                            7
   2.2. Парабанковская  система                                                                                                                   9
3. Организация  кредитования                                                                                                                   10
   3.1. Кредит  как форма движения ссудного  капитала                                                                          11
   3.2. Субъекты  кредитных отношений                                                                                                   12
   3.3. Классификация  банковских кредитов                                                                                            13
   3.4. Принципы  банковского кредитования                                                                                           14
4. Характеристика  новых форм кредитования                                                                                        15
Список использованной литературы                                                                                                        22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Кредитная система и её развитие в период перехода к рынку.
    При рассмотрении кредитной системы  нужно учитывать, что она базируется на реализации сложных экономических  отношений, прошедших длительный исторический путь развития и играющих главную роль в структуре всех экономических взаимосвязей в период перехода России к рынку.
    Различают два понятия кредитной системы: 1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма); 2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма).
    В первом случае кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором (институциональном) понимании. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы являются банки. Кредитная система — более широкое и емкое понятие, чем банковская система, включающая лишь совокупность банков, действующих в стране.
    БАНК  — коммерческое учреждение, которое  привлекает денежные средства юридических  и физических лиц и от своего имени  размещает их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции.
    До 1987 г. банковская система включала три  банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк  СССР и Внешторгбанк СССР. Существовала также система гострудсберкасс. Главенствующее положение в банковской системе занимал Госбанк СССР.
    Госбанк СССР, будучи эмиссионным институтом, в то же время являлся центром  краткосрочного кредитования, осуществления  массового и расчетного обслуживания хозяйства. Совмещение эмиссионных функций и функций по расчетно-кредитному обслуживанию клиентуры, монопольное закрепление их за одним банком превращали Госбанк СССР в орган государственного управления и контроля.
    В условиях административно-командной  системы управления экономикой кредитные отношения носили формальный характер. Госбанк СССР обладал практически неограниченной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда централизованно в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась, по сути, к распределению кредитов между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и на цели, предусмотренные планом. Банковские учреждения несли ответственность, главным образом, перед вышестоящими организациями, а не клиентами.
    Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рынку потребовала изменения  роли банковской системы в механизме управления экономикой. Ее реорганизация началась в 1987 г. Предусматривались изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг. На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков. Модель реорганизации включала:
    ·         создание двухуровневой банковской системы (центрального эмиссионного банка  и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство);
    ·         перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;
    ·         совершенствование форм и методов  кредитных отношений с предприятиями  различных отраслей хозяйства.
    Центральное место в кредитной системе страны должен был занять Государственный банк. Ранее выполнявшиеся им функции по кредитованию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и осуществлению расчетов между ними были переданы соответствующим специализированным банкам. Таким образом, предполагалось отделить эмиссионную деятельность банков от деятельности по кредитованию хозяйства. На Государственный банк возлагались функции координатора деятельности специализированных банков и проведение единой для всех банков государственной денежно-кредитной политики.
    Другие  банки специализировались на обслуживании народнохозяйственных комплексов (Промышленно-строительный банк СССР — Промстройбанк СССР; Агропромышленный банк СССР — Агропромбанк СССР; Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР — Жилсоцбанк СССР) или на обслуживании отдельных видов деятельности (Банк трудовых сбережений и кредитования населения — Сбербанк СССР, Банк внешнеэкономической деятельности СССР — Внешэкономбанк СССР).
    Главным мотивом преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства. Реорганизация в определенной степени активизировала банковскую деятельность. Но она не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку по существу не затрагивала экономические отношения.
    В организационном плане также  не удалось решить поставленные задачи. Оказалось невозможным обеспечить реальную Специализацию банков на уровне низовых звеньев. Государственные  специализированные банки сохранили  в значительной мере административно-контрольные методы работы с клиентурой и не «вписывались» в процесс постепенного становления рыночных отношений: права низовых учреждений спецбанков в части распоряжения кредитными ресурсами были несколько расширены. Для укрепления партнерских отношений с клиентурой и повышения ответственности за использование выделенных им кредитных ресурсов низовые учреждения спецбанков переводились на хозрасчет. Стали внедряться договорные отношения между спецбанками и клиентурой.
    Благодаря специализации банков в какой-то степени усилились их связь с хозяйством, воздействие денежно-кредитных отношений на производство, улучшилась структура кредитных вложений. Однако эти положительные тенденции во многом были достигнуты благодаря использованию прежних административных методов управления кредитом и денежным оборотом, которые практически исчерпали себя. Эффективно действующая система экономического регулирования денежного оборота в процессе реорганизации банков не была создана, что усугубило товарно-денежную несбалансированность экономики.
    Реорганизация была проведена «сверху» административными  методами. «Закрепление» клиентуры  за спецбанками в зависимости  от ее отраслевой принадлежности предопределило неравномерное распределение пассивов между созданными спецбанками. Кредитная система не приобрела необходимой гибкости, позволяющей осуществлять перелив кредитных ресурсов в народном хозяйстве. Одновременно произошло неоправданное увеличение управленческого аппарата банков.
    Не  изменились принципиально кредитные  отношения: продолжалось кредитование в полуавтоматическом режиме, сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, произошло лишь разделение сфер влияния спецбанков по ведомственному принципу, что делало невозможной конкуренцию между ними, но создавало условия для преодоления ведомственной разобщенности. Целесообразность и выгодность предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков.
    Объективно  был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он был начат в 1988 г. созданием первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка будет означать замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.
    Характерная особенность нового этапа реформы  заключается в том, что он начался по инициативе снизу. Основной задачей этого этапа является создание четко организованных рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции и предприимчивости в сфере движения финансовых ресурсов. Банки превращаются в опорные пункты развития и регулирования рыночных отношений в народном хозяйстве.
    Коммерческой  целью деятельности банков, обслуживающих  хозяйство, является получение прибыли, что заставляет проявлять гибкость во взаимоотношениях с клиентами  и предприимчивость в проведении пассивных, активных и комиссионно-посреднических операций.
    Коммерческий  статус дает банку значительную самостоятельность  в определении целей, условий  и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развитии разнообразных форм банковской деятельности, в использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда своих работников, укреплении материально-технической базы и решении других вопросов.
    На  втором этапе должны быть решены две  задачи. Первая из них — это создание нового механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции общественного воспроизводства.
    Вторая  задача — создание условий для  свободного перелива финансовых ресурсов в те сферы и отрасли, где их использование дает наибольший эффект.
    В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его  роль в экономике страны. Банк был  выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. При обретении Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в странах с развитой рыночной экономикой.
    В ходе второго этапа банковской реформы реорганизуется не только структура банков, но и происходят глубокие изменения в характере кредитных отношений, утверждаются новые методы кредитной работы. В результате в России практически сформировалась двухуровневая банковская система:
    I уровень  — Центральный банк России,
    II уровень — коммерческие банки  и другие финансово-кредитные  учреждения, осуществляющие отдельные  банковские операции.
    Центральный банк России является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР — экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. ЦБР осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики государства путем установления норм обязательного резервирования коммерческими банками своих привлеченных ресурсов, уровня учетных ставок по кредитам коммерческим банкам, доведения до них экономических нормативов, проведения операций с ценными бумагами. ЦБР осуществляет рефинансирование коммерческих банков, предоставляя им краткосрочные кредиты и выступая, таким образом, кредитором последней инстанции.
    Второй  уровень банковской системы представлен, прежде всего, широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни. Наряду с коммерческими банками в Российской Федерации функционирует ряд специальных банков. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг. Начался процесс формирования муниципальных банков, призванных обеспечивать исполнение местных бюджетов, перераспределение с помощью кредита временно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципальной собственности. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.
    Особое  место в кредитной системе  занимает Внешэкономбанк, преобразованный  в банк по обслуживанию внешнего долга  Российской Федерации, а также Банк реконструкции и развития, созданный  государством для финансирования правительственных целевых программ общегосударственного и регионального характера с использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов.
    В кредитной системе в институциональном  плане можно выделить также союзы, ассоциации, консорциумы и иные объединения банков, образованные ими для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ.
    Помимо  банковских учреждений во второй уровень  кредитной системы входят также  специальные финансово-кредитные  институты. В их деятельности можно выделить, как правило, одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБР. Они имеют обычно специфическую клиентуру. К таким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, выступают посредниками на рынке межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции.
    Активно развивается также коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между  различными звеньями кредитной системы  и рынком ценных бумаг.
    Таким образом, в Российской Федерации постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.
    В настоящее время наиболее заметным явлением в кредитной системе  можно считать концентрацию и  централизацию банковского капитала. Выделяются крупные банки, сосредоточивающие у себя значительную долю ресурсов, операций и персонала банковской системы. Они постепенно занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Их размеры возрастают за счет расширения обслуживания крупной клиентуры, привлечения новых вкладчиков, получения высокой прибыли.
    Острая  конкуренция в банковском деле ведет  к вытеснению мелких кредитных учреждений. В условиях экономического кризиса  они не располагают достаточными резервами, не могут погасить свои обязательства по депозитам и терпят банкротство. Основной формой ликвидации самостоятельных мелких банков становится приобретение одним банком акций другого банка и превращение его в свой филиал. С помощью расширения филиальной сети банки привлекают новую клиентуру и капиталы. Этому процессу способствует повышение требований со стороны ЦБР к минимальному размеру уставного капитала.
    Росту ресурсов у крупных банков способствует расширение корреспондентских отношений, т., е. договорных отношений между банками с целью взаимного выполнения операций. На корреспондентских счетах накапливаются крупные суммы. Особенно сильна концентрация банковского капитала в отдельных регионах, когда несколько банков сосредоточивают у себя подавляющую часть операций в определенном городе (прежде всего в Москве).
    Рост  размеров банков, расширение кредитных  отношений, появление специализированных институтов сопровождаются усилением  конкуренции между различными видами кредитных учреждений. Примером может  служить борьба за привлечение вкладов населения.
    Бурное  расширение видов кредитно-денежных операций, инструментов рынка ссудных  капиталов и расчетов, использование  ЭВМ и средств телекоммуникаций усиливают соперничество в кредитной  сфере, его сосредоточение на условиях предоставления кредитов (сроки, размеры, условия погашения), дополнительных услугах (увеличение времени инкассации платежных документов, консультирование по разным вопросам и т.д.). Результатом является тенденция к универсализации операций, созданию многопрофильных кредитных учреждений, широкому набору дополнительных услуг.
    Конкуренция в банковском деле выходит на международный  уровень. Усиливается проникновение  на российский финансовый рынок иностранных  банков путем открытия их филиалов и представительств, создание банков с участием иностранного капитала. 

    Структура кредитной системы.
    Кредитная система Российской Федерации состоит  из 2 элементов: банковская и парабанковская (небанковская) системы.
    

2.1. Банковская система.
    Банковская  система РФ состоит из 2-х уровней: Центрального банка РФ и кредитных организаций (коммерческих банков и небанковских кредитных организаций).
    Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) является юридическим лицом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ является федеральной собственностью. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
    Основными целями деятельности ЦБ РФ являются:
    Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.
    Развитие и укрепление банковской системы РФ.
    Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
    Банк  России (БР) выполняет следующие функции:
      во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
      монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
      является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
      устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
      устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского отчета и отчетности для банковской системы;
      осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
      осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
      регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;
      осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач БР;
    ЦБ  РФ создает за счет своей прибыли  резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями, порядок образования и использования резервов и фондов определяется Советом директоров Банка России.
    ЦБ  РФ подотчетен Государственной Думе Федерального собрания РФ. Банк России имеет право осуществлять следующие  операции с российскими и иностранными кредитными организациями и Правительством РФ:
      предоставлять кредит на срок не более 1 года под обеспечение ценных бумаг и других активов;
      покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более 6 месяцев;
      покупать и продавать государственные ценные бумаги на «открытом рынке»;
      покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более 1 года;
      покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
      покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные валютные ценности;
 
      проводить расчеты, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
      выдавать гарантии и поручительства, осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
      открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и иностранных государств;
      выставлять чеки и векселя в любой валюте;
      осуществлять любые банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом. Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе.
    Коммерческие  банки представляют второй уровень  банковской системы. Главным их отличием от центральных является отсутствие права эмиссии денег. Вместе с тем, различия между ними разнообразны и глубоки по формам собственности, организационно-правовой форме, характеру деятельности. По характеру деятельности банки можно разделить на:
      универсальные (имеющие право и осуществляющие все или почти все виды банковских операций). Универсальные банки составляют основу банковской системы и способны предоставить своим клиентам до 200 видов услуг;
      специализированные, деятельность которых ориентирована на предоставление узкого спектра финансовых услуг своим клиентам.
    Специализированные  банки в свою очередь делятся  на инвестиционные, судо-сберегательные и ипотечные банки. Инвестиционные банки - специальные кредитные институты, мобилизующие долгосрочный ссудный капитал и представляющие его заемщикам (предпринимателям и государству) посредством выпуска и размещения облигаций и других видов заемных обязательств.
    Сберегательные  учреждения (сберегательные банки и  кассы) - кредитные учреждения, основная функция которых состоит в привлечении сбережений и временно свободных денежных средств населения. Вклады населения привлекаются на текущие инвестиционные и другие счета. Для повышения своей конкурентоспособности сберегательные банки и кассы стремятся разнообразить пассивные и активные операции, проникая в сферу деятельности коммерческих банков. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки. Ипотечные банки - кредитные учреждения, специализирующиеся на выдаче долгосрочных ссуд под залог недвижимого имущества - земли и строений. Ресурсами ипотечных банков являются собственные ипотечные облигации. Ссуды используются для строительства жилых домов и других сооружений, расширения производственных мощностей предприятий. За предоставленную ссуду взимается процент. В случае неуплаты задолженности в срок недвижимость переходит либо к другому собственнику, либо в собственность банка.
    2.2. Парабанковская система.
    Парабанковские  учреждения ориентируются либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление в основном одного-двух видов услуг. Их деятельность концентрируется в большинстве своем на обслуживании небольшого сегмента рынка и, как правило, предоставлении услуг специфической клиентуре. Не банковская система включает в себя почтово-сберегательные учреждения и специализированные не банковские кредитно-финансовые институты. Почтово-сберегательные учреждения являются одним из важнейших и старейших элементов кредитной системы. Через почтовые отделения они аккумулируют вклады населения, осуществляют кредитно-расчетное обслуживание населения.
    К специализированным не банковским кредитно-финансовым институтам относятся ломбарды, кредитные  союзы, общества взаимного кредитования, пенсионные фонды и т.д.
    Кредитные союзы могут быть двух видов:
    Создаются группой физических лиц с целью предоставления краткосрочного потребительского кредита.
    Создаются несколькими самостоятельными кредитными товариществами.
    Ресурсы кредитных союзов формируются за счет:
    Оплаты паев.
    Членских взносов.
    Выпуска займов.
    Основные  выполняемые операции: предоставление ссуд своим членам, выпуск займов, учет векселей, торгово-посреднические и комиссионные операции.
    Общества  взаимного кредита (упрощенный вариант - кассы взаимной помощи). Участниками  таких обществ являются физические и юридические лица.
    При вступлении в данное общество каждый член вносит определенный процент (10% - 30%) от предоставляемого кредита в  качестве оплаты своего паевого взноса.
    Ломбарды  представляют собой кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого  имущества, включая драгоценные металлы и камни. Ссуды являются краткосрочными (до 3 месяцев), выдаются в размере 50-80% стоимости закладываемого имущества. Практикуются также операции по хранению ценностей клиентов, а также продажа заложенного имущества на комиссионных началах.
    Страховая компания (страховщик) - это исторически  определенная общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой  обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования  и их обслуживание. Страховой компанией является физическое или юридическое лицо, принимающее на себя по договору страхования за определенное вознаграждение - страховую премию - обязательство возместить застрахованному лицу убытки, возникшие в результате наступления страховых случаев, которые обусловлены в страховом договоре.
    Инвестиционные  компании - форма кредитно-финансовых институтов. Они работают по одному принципу - выпуская собственные ценные бумаги (акции) привлекают денежные средства инвесторов. Собранные финансы инвестиционные компании затем вкладывают в ценные бумаги сторонних промышленных, научных, транспортных и других корпораций. Иными словами инвестиционные компании фактически осуществляют финансирование различных сфер реальной экономики.
    Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) представляют собой форму некоммерческой организации социального обеспечения. Основные виды их деятельности - осуществление добровольного дополнительного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного и профессионального пенсионного страхования населения.
    Финансовые  компании - юридические лица, фирмы, осуществляющие финансовые операции в виде предоставления разных видов кредита, прежде всего потребительского и инвестиционного, привлекая с этой целью финансовые средства физических и юридических лиц. Финансовые компании, осуществляя ряд функций банков, относятся к категории менее надежных, чем банки, финансовых организаций, но способных приносить более высокие проценты по вкладам. Основные функции финансовых компаний: предоставление потребительского, инвестиционного, коммерческого кредита, ссуд индивидуальным заемщикам.
    Лизинговая  компания - компания, специализирующаяся на предоставлении услуг лизинга. Обычно это либо независимые финансовые компании, либо «дочерние» подразделения  банков, либо «специальные фирмы, учрежденные крупнейшими мировыми производителями автомобилей.
    Лизинговые  компании бывают универсальными (занимаются всеми видами лизинга) или специализированными (например, занимаются исключительно  лизингом транспорта или лизингом персонала).
    Организация кредитования.
    Кредит  – это сделка ссудного характера  между экономическими партнерами, по представлению денег или товаров  в долг на условиях срочности, возвратности, платности.
    За  счет кредита происходит формирование основных и оборотных средств  предприятия, осуществляются расчеты между товаропроизводителями, компенсируются неравномерные поступления выручки от реализации продукции предприятия и др.
    Ссудный фонд – это временно свободные  совокупность материальных и финансовых ресурсов общества.
    Потребительская стоимость ссудного фонда – это возможность функционирования его как капитала, т.е. получение прибыли в виде процентов.
    Основными принципами кредита являются:
      Возвратность кредита выражается в необходимости своевременного возврата полученных от кредитора ресурсов, после завершения их использования заемщиком. Он погашает ссуды путем перечисления суммы денежных средств на счет кредитной организации, что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов банка.
      Принцип срочности кредита отражает необходимость его возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в договоре. Нарушение этого условия является для кредитора основанием для применения к заемщику экономических санкций в форме увеличения взимаемого процента.
      платность кредита. Ссудный процент выражает необходимость не только возврат полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты прав на их использование. Ссудный процент – это плата взимаемая кредиторов с заемщика за пользование кредитом. Величина ссудного процента зависит: от спроса на кредит; от средней процентной ставки, уплачиваемой банком своим клиентам по депозитным счетам; от структуры кредитных ресурсов банка, чем выше доля привилегированных средств, тем кредит дороже; от срока займа, чем длиннее срок, тем выше величина ссудного процента. Объясняется это тем ,что увеличение срока ссуды связано с ростом риска ее не погашения из-за изменения финансового состояния  заемщика.
      Обеспеченность кредита выражается необходимостью защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств. Ссуда выдается под залог, поручительство, страховые полюсы.
      Целевой характер кредита  находит практическое выражение в соответствующем разделе кредитного договора, устанавливающем конкретную цель выдаваемой ссуды, а так же процесс контроля за соблюдением этого условия заемщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита. Или введение штрафного ссудного процента.
      Дифференцированный подход при кредитовании. В основе лежит кредитоспособность заемщика.
    Под функцией кредита понимается направленность и содержание действий кредита.
      Перераспределительная функция – с ее помощью осуществляется передача временно свободных материальных и денежных ресурсов, одним собственником во временное пользование другим. Кредитное перераспределение происходит в 2-х формах: в денежной и товарной.
      Воспроизводственная функция проявляется двояко: получение заемщиком кредита обеспечивает его необходимым объемом капитала для ведения деятельности; в результате предоставления кредита разным предприятиям воспроизводятся как лучшие, так и худшие для общества условия производства товаров( цена, себестоимость, качество).
      Замещение действительных денег, кредитными орудиями обращения, состоит в следующем: действительные деньги замещаются денежными знаками (золото – на денежные знаки); в процессе обращения наличные денежные знаки замещаются кредитными орудиями обращения (чеки, векселя, без наличный расчет).
      Стимулирующая функция. Кредит оказывает стимулирующее воздействие на  производство и обращение, способствует расширенному воспроизводству на макро- и микроуровнях экономики, а так же более экономному использованию ресурсов.
      Контрольныя функция реализуется в процессе наблюдения за деятельность заемщика со стороны кредиторов, оценивающих кредитоспособность и платежеспособность хозяйствующих субъектов, контролирующих соблюдение принципов кредитования. Любой кредитор, через ссуду, контролирует состояние дел заемщика, стремясь предотвращать не возврат долга и процентов по нему.
    3.1. Кредит как форма  движения ссудного  капитала.
    Ссудный капитал – это совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату  в виде процента. Формой движения ссудного капитала является кредит. Ссудный капитал в своем развитии уходит в далекое прошлое. Но сегодня оно распространено повсеместно. Основными источниками ссудного капитала служат денежные капиталы (денежные средства), высвобождаемые в процессе воспроизводства. Это амортизационный фонд предприятий, предназначенный для обновления, расширения и восстановления производственных фондов; часть оборотного капитала в денежной форме, высвобождаемая в процессе реализации продукции и осуществления материальных затрат; прибыль, идущая на обновление и расширение производства; денежные доходы и сбережения всех слоев населения и т.д. Структура кредита как формы движения ссудного капитала характеризуется двумя основными признаками: временным и институциональным. По временному признаку различают денежный рынок, на котором предоставляются кредиты на период от нескольких недель до одного года, и непосредственно рынок капиталов, где денежные средства выдаются на более длительные сроки – долгосрочные кредиты. По институциональному признаку подразумевается наличие двух основных звеньев: кредитной системы и рынка ценных бумаг.
    Кредит  обеспечивает трансформацию денежного  капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами  и заемщиками. Поэтому и выражаются: «как форма движения ссудного капитала». Экономическая сущность кредита как формы движения ссудного капитала состоит в том, что с его помощью происходит превращение временно свободных средств в капитал. Таким образом, ссудный капитал и кредит – это одна из составных частей финансовых отношений обеспечивающих жизнедеятельность и функционирование рыночного хозяйства. Кроме того, кредит как форма движения ссудного капитала стимулирует развитие производственных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса.
    Экономическая сущность кредита как формы движения ссудного капитала состоит в том, что заемщик, пользуясь дополнительными  средствами, получает дополнительную прибыль, которая должна быть распределена между заемщиком и кредитором. Кроме того, кредитование носит срочный характер, т.е. необходимо возвращать кредит не в любое время, а в точно указанный срок, зафиксированный в кредитном договоре. При нарушении срочности кредитор применяет экономические санкции, т.е. может быть увеличен процент за пользование кредитом, предъявление требований к заемщику может быть осуществлено в судебном порядке. Функции кредита как формы движения ссудного капитала: Перераспределительная функция, посредством которой происходит аккумуляция денежных ресурсов в одних сферах деятельности и направление в другие. Главная задача государственного регулирования перераспределительной функции кредитной системы — определение экономических приоритетов и стимулирование притока кредитных ресурсов в те отрасли и регионы, развития которых требуют национальные интересы. И вторая задача – экономия издержек обращения и обслуживание товарооборота. Специфика кредита как формы движения ссудного капитала состоит в том, что владелец (собственник) капитала продает заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование.

3.2. Субъекты кредитных отношений.
    В условиях современной рыночной экономики  основной формой кредита является банковский кредит, т.е. кредит, предоставляемый коммерческими банками разных типов и видов. Субъектами кредитных отношений в области банковского кредита являются хозяйственные органы, население, государство и сами банки. В кредитной сделке в качестве субъектов кредитных отношений выступают кредитор и заёмщик.
    Кредиторами являются лица, как юридические, так и физические, предоставившие свои временно свободные средства в распоряжение заёмщика на определённый срок.
    Под заёмщиком понимается сторона кредитных  отношений, получающая средства в пользование, ссуду, и обязанная их возвратить в установленный срок.
    Что касается банковского кредита, то субъекты кредитных сделок здесь обязательно  выступают в двух  лицах, т.е. как  кредитор и как заёмщик. Это связано  с тем, что банки работают в  основном на привлечённых средствах и, следовательно, по отношению к хозорганам, населению, государству – владельцам этих средств, помещённых на счетах в банке, выступают в качестве заёмщиков. Банки, перераспределяя сосредоточенные у себя ресурсы в пользу нуждающихся в них, выступают как кредиторы. То же самое относится и к другой стороне кредитных сделок – населения, хозяйства, государства: помещая на счетах в банке свои денежные средства, они выступают в роли кредиторов, а испрашивая ссуду, превращаются в заёмщиков.
    В сфере банковского кредита население  нашей страны выступает главным  образом в качестве кредитора.
    Государство как субъект кредитных отношений  до недавнего времени выступало  в России только при государственной  форме кредита, когда кредитором его являлось население. С 1989 г. оно впервые официально становиться заёмщиком Госбанка СССР (для покрытия бюджетного дефицита), а, следовательно, субъектом кредитных отношений при банковской форме кредита.
    В настоящее время в качестве субъектов  банковского кредита стали активно выступать органы государственной власти различного уровня. Коммерческие банки предоставляют краткосрочные кредиты:
а)   для  покрытия кассового разрыва при  исполнении бюджета на срок до окончания  бюджетного периода;
б)   покрытие бюджетного дефицита;
в)   под  ценные бумаги, выпущенные для финансирования целевых программ социально-экономического развития региона.
3.3. Классификация банковских  кредитов.
Коммерческие  банки предоставляют своим клиентам разнообразные виды кредитов, которые  можно классифицировать по различным признакам.
I. По основным  группам заёмщиков: 
• кредит хозяйству;
• населению;
• государственным  органам власти.
II. По назначению (направлению):
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.