На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Неблагополучная семья

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
                   СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ
                   СЕМЬЯМИ……………………………………………………………6
    1.1 Понятие неблагополучной  семьи в научной литературе………………...6
    1.2 Неблагополучная  семья – объект социально-педагогической работы...11
 
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
                  НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
                  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………..20
    2.1 Анализ опыта  социально-педагогической работы с неблагополучными
          семьями на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад
          № 82 г. Витебска»…………………………………………………………20
    2.2 Особенности  профилактики и коррекционной  работы социального
          педагога с неблагополучной семьей……………………………………..29
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..41
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..44
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Семья является главным институтом социализации и адаптации ребенка. Приобщение к жизни складывается из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное воздействие на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
Окружающая  социальная микросреда, психологический  климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и  личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его  характера.
Нравственно-психологическая  атмосфера неблагополучных семей порождает детей с девиантным поведением. Очень большая доля подростков из этих семей в поведении имеют отклонения от нормы. Важно понимать, что существуют базовые потребности в любви, защите, пище, крове, и если они не удовлетворены, то развитие ребенка не может протекать нормально. Здесь речь не идет о достаточном количестве учебников, красивой одежде или возможности выезжать на отдых. У детей из неблагополучных семей нет элементарных вещей - постельного белья, обеда, они подвергаются опасности со стороны родителей.
В неблагополучных  семьях отмечается напряженность внутрисемейных отношений. Отсутствие у супругов общих  интересов, взаимопонимания очень  часто дополняется нарушением ценностных ориентаций, отвечающих общественным требованиям и нормам. Серьезные межличностные, внутрисемейные отношения, как правило, приводят к деформации психики детей. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и часто необратимо: дефекты психики, трудный характер ребенка, социальная дезадаптация и девиантное поведение [5, с. 21]. Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости.
К сожалению, в последние годы число неблагополучных  семей растет. В Республике Беларусь в 2010 г. таких семей насчитывалось около 20 тысяч. По итогам 2009 года 4626 детей отобраны у родителей, которые лишены родительских прав, что на 470 детей больше, чем в 2008 г. Из них в отношении 2791 ребенка родительских прав лишены оба родителя. В 2008 г. выявлено 483 ребенка, от которых родители отказались, что на 71 ребенка больше, чем в 2007 г. [7, с. 46]. Тенденция к увеличению количества отобранных у родителей детей с лишением родительских прав сохраняется и имеет место во всех регионах [7, с. 46].
Таким образом, неблагополучные семьи порождают  неблагополучных людей с различными психологическими проблемами, что толкает их на преступления, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами.
Основные  модели, формы и этапы социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей, прежде всего, способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны, в целом стабилизировать институт современной семьи. Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивают актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяют назвать основные направления работы в этой области, как на государственном, так и общественном уровнях.
На сегодняшний  день в Республике Беларусь действуют  следующие программы и законы. Президентская программа «Дети  Беларуси», Кодекс «О браке и семье», Закон «Основные направления  государственной семейной политики Республики Беларусь», «О государственной  поддержке детского и семейного  отдыха» и многие др., которые направлены на защиту интересов семьи и детей [7, с. 47].
Нужно расширять сеть семейных социальных служб, центров семейного отдыха, социально-педагогических центров, социально-психологических и юридических консультаций, кризисных центров для женщин и т.д. Кроме того, действуют различные общественные движения, целью деятельности которых является защита детства и материнства.
Различные аспекты социальной работы с семьёй изучали: А.И. Антонов, И.С. Даниленко, Л.Ц. Иорданова, С.В. Ковалёв и др. изучали становление и укрепление семьи; С.А. Беличева, В.А. Гурьян, Н.В. Молярова, Н.Т. Молчанова, М.М. Семаго и др. исследовали особенности воспитательной работы с детьми и подростками в семье; А.К. Агишева, Н.В. Поддубный, Ю.С. Моздонова, С.Г. Шуман и др. – специфику психолого-педагогической помощи семье; И.В. Гребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др. - социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи .
Так как  в наши дни выявляется большое  количество неблагополучных семей, а семейное неблагополучие влияет больше всего на детей, считаем выбранную  тему дипломной работы «Организация социальной работы с неблагополучными семьями в системе образования» актуальной.
Целью данной работы является изучение специфики  социальной работы с неблагополучными семьями в системе образования.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие  задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по теме работы.
2. Рассмотреть понятие неблагополучной семьи в психолого-педагогической литературе литературе.
3. Охарактеризовать неблагополучные семьи как объект социально-педагогической работы.
4. Проанализировать опыт социально-педагогической работы с неблагополучными семьями на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»
5. Выявить особенности профилактики и коррекционной работы социального педагога с неблагополучными семьями.
Объект  исследования: неблагополучная семья.
Предмет исследования: специфика социально-педагогической работы с неблагополучными семьями в системе образования.
Методы  исследования: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, обобщение и анализ анкетных данных.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что обобщена информация о типологии, функциях семьи, дана характеристика неблагополучной  семьи, рассмотрены основные причины  семейного неблагополучия, выявлены основные направления и формы  социально-педагогической работы с  неблагополучной семьей в системе  образования.
Практическая  значимость работы: изучены основные проблемы неблагополучных семей, обобщен опыт работы социального педагога с неблагополучными семьями в условиях дошкольного учреждения.
База  исследования: Учреждение образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
 
    1.1 Понятие  неблагополучной семьи в научной  литературе
 
Существует  несколько определений семьи. Во-первых, семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Во-вторых семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д. [8, с. 13]
Деформация  личности под влиянием семьи, ее психологической  неустойчивости начинается с раннего  детства. Именно на этой стадии под  влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными  факторов возникают вредные для  дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения  ее членов, сопровождая человека с  рождения и до взрослости. Так должно быть. Но, увы, бывают досадные исключения. Если в семье нет гармонии чувств, если не создана нравственная атмосфера, если взрослые подвержены низменным человеческим страстям, то развитие личности осложняется, семейное воспитание из безусловно положительного становится отрицательным фактором формирования личности [44, с. 67].
Выдающийся  советский психолог Л.С. Выготский  неоднократно подчеркивал, что процесс  формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под  которой понимается отношение между  ребенком и окружающей его социальной действительностью [18, с. 17].
Увеличение  числа разводов, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей неврозам происходит из-за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием» [13, c.22].
Эти и  другие признаки дезорганизации семьи  свидетельствуют о кризисном  состоянии ее развития на современном  этапе и увеличении количества неблагополучных  семейных союзов. Именно в таких  семьях люди чаще всего получают серьезные  психологические травмы, которые  далеко не лучшим образом сказываются  на их дальнейшей судьбе.
Известный детский психиатр М.И. Буянов [5, c.187] считает, что все в мире относительно - и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья - это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально - психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М.И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная» [5, c.187].
Таким образом, душевное состояние и поведение  ребенка является своеобразным индикатором  семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М.И. Буянов, - это есть первейший  и главнейший показатель неблагополучия семьи» [5, c.188].
Семья, находящаяся  в зоне социально-экономического и  психолого-педагогического риска, часто  применяет деструктивные формы  и способы воспитания, что в  итоге приводит к формированию у  ребенка искаженного внутреннего  мира, плохо влияет на его поведение с отклонениями с другими людьми: педагогами, сверстниками в школе. Дети из неблагополучных семей чаще остальных попадают в зону психолого-педагогического риска по многим основаниям. Учебная неуспеваемость связана с немотивированными пропусками уроков на фоне бесконтрольности со стороны родителей; нередкие болезни возникают в итоге несоблюдения норм здорового образа жизни; конфликтные формы поведения подростков не что другое, как проекция семейных ссор, злости и жестокости. Незанятость в системе дополнительного образования, т.е. неспособность к самоопределению и самореализации, происходит по вине родителей, которые вначале не дали примера собственных увлечений, не объяснили преимуществ выбранной ими профессии. В итоге в дисфункциональной семье вырастает педагогически запущенный ребенок, безнадежно отставший в учебе, транслирующий двойную мораль, жестокость, злость, ненависть к окружающим, нежелание включаться в систему социальных взаимодействий (обучаться, трудиться). Самое печальное то, что молодые люди из неблагополучных семей испытывают огромные трудности при появлении собственных семей, которые также строят по образу и подобию отчего дома [8, с. 14].
Одним из важнейших аспектов данной проблемы является процесс структурно-функциональной трансформации семьи как социального института и, как следствие, деформация ее влияния на ребенка, растущего в ней, под воздействием неблагоприятной современной общественной ситуации.
Неблагополучие  в семье ведет к психической  травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
У понятия "неблагополучная семья" нет  четкого определения в научной  литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная  семья, дисфункциональная семья, семья группы риска, негармоничная семья. Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др. При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей [8, с. 14].
Характеристика  неблагополучных семей, т.е. семей, где  ребенку плохо, разнообразна - это  могут быть семьи, где родители жестоко  обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут  аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их "для их же блага", не создают условий для нормального  развития и т.д. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных  семей. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.
Неблагополучные семьи – это семьи, которые  имеют низкий социальный статус в  какой-либо из сфер жизнедеятельности  или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы [9, c. 56].
Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети.
Формированию  отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни и жизни семьи. Это могут быть:
- развод  родителей и их занятость своими личными переживаниями: девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание  родителей;
- смерть  любимого человека: девиация как  протест на потерю значимого  лица;
- рождение  нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша: девиация как ревность;
- различные  формы насилия над ребенком в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение его потребностями): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;
-   ребенок - жертва сексуального  насилия: этиология та же [9, с. 57].
В неблагополучных  семьях существуют следующие проблемы:
- низкий  социальный статус в какой-либо  из сфер жизнедеятельности или  в нескольких одновременно;
- алкоголизм  родителей;
- родители  не справляются с возложенными  на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены,  процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Дети  в ситуации социального риска, как  правило, становятся жертвами насилия  того или иного вида как в собственной  семье, так и вне ее. Доверительные отношения социального педагога с ребенком способствуют выявлению ситуаций жестокого обращения в ранние сроки и пресечению насилия на начальном этапе.
Отклоняющееся поведение детей «группы риска» может быть вызвано также и  другими причинами: ограниченная духовная культура; обедненная досуговая среда; скука, неумение найти достойное занятие; низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми; эмоциональная незрелость; неумение использовать вербальную форму для доказательств своей правоты: непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.
Таким образом, можно сделать вывод, что неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, асоциальная семья для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений “семья - ребенок” имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
Семья может  быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или  с воспитанием, подавляющим ребенка и т.д. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная (скажем отец пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряет мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.
Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не задумываются над судьбой  детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, или одинокими, или еще какими-нибудь, но в любом случае - несчастливыми. Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия - только отношение к ребенку.
Неблагополучие  в семье в том или иной степени  практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.
Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и  душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться роковым для ребенка не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального  психо-физического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что неблагополучная  семья для ребенка - это не синоним  антисоциальной или асоциальной  семьи. Существует великое множество  семей, о которых ничего плохого  не скажешь с формальной точки  зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, асоциальная семья для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений “семья - ребенок” имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2 Неблагополучная семья – объект  социально-педагогической работы
 
По определению  кандидата педагогических наук В.М. Целуйко, неблагополучная семья - это такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего дети, воспитывающиеся в ней, попадают в категорию «трудных». Такие семьи можно условно разделить на три группы [45, с. 157]:
 
Семьи с открытой формой неблагополу-чия
Семьи со скрытой формой
неблагополучия
Пограничные
семьи
• асоциальные (в том
числе - с алкогольной либо наркотической зависимостью);
 
• конфликтные;
 
• аморально-криминаль-ные;
 
•   неполные (семьи  с недостатком воспита-тельных ресурсов)
•  внутренне неблагополучные
• семьи с недееспо-собными членами (с родителями-инвалида-
(«недоверчивая» семья, «лег-комысленная» семья, «хит-рая» семья);
 
•   семьи, ориентированные  на
успех ребёнка;
 
•   «псевдовзаимные» и «псев-довраждебные»;
 
•    семьи известных  людей;
 
•  семьи состоятельных  людей
ми, хронически боль-ными взрослыми, хро-
нически больными де-тьми и детьми-инвали-дами);
 
•   семьи с нарушением
структуры семейных ролей
 

 
Семьи с  открытой формой неблагополучия. Пожалуй, самую серьёзную проблему представляют асоциальные семьи с алкогольной или наркотической зависимостью одного из членов.
Для таких  семей характерна созависимость их членов. Созависимые супруги не знают, где кончается личность одного и начинается личность другого. У них размыты границы своего Я, потому что вся жизнь вертится вокруг больного (алкоголика либо наркомана), и каждый член семьи воспринимает его проблемы как свои собственные. «Воспитание» в такой семье способно нанести психике ребёнка серьёзные травмы, последствия которых могут сказываться в течение всей его жизни [45, с. 157].
Созависимый супруг может сознательно принять на себя роль «страдальца», который вынужден безропотно нести свой крест ради сокрытия пьянства партнёра от окружающих и сохранения семьи. Например, жена верит в то, что страдает «ради детей». Эта вера помогает ей долгое время сохранять ситуацию, разрушительный характер которой очевиден всем. В ущерб детям «жёны-страдалицы» тратят много энергии на заботу о пьющем муже, ведут в одиночку всё домашнее хозяйство и стараются «заглаживать» проявляемые им вспышки агрессии. Параллельно с этим они пытаются воздействовать на мужей упрёками, скандалами и придирками. Затем начинают прятать алкоголь, изымать деньги, стараются организовать досуг мужа, чтобы отвлечь его от пагубного пристрастия. Они надеются (даже уверены), что их усилия увенчаются успехом, и думают, что дети воспринимают семейную ситуацию так, как им предлагает мать. Но обычно подобный контроль не приводит к желаемому результату, и пьянство мужа не прекращается, что расценивается женой как её собственное поражение. Повторяющиеся поражения усугубляют депрессию [12, с. 58].
Созависимая жена, поглощённая заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем супруг, нуждаются в её участии и поддержке. Своё предназначение она видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз». Вся её энергия уходит на решение бытовых проблем, а на то, чтобы просто выслушать ребёнка или побыть с ним рядом, у неё не остаётся ни времени, ни сил.
Самыми  уязвимыми в алкогольной семье являются дети. Ребёнок, чтобы выжить, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. По мнению специалистов, в такой семье детям от взрослых передаются три основных «правила», которые потом становятся их жизненным кредо: «Не говори, не доверяй, не чувствуй».
«Не говори»: дети боятся просить о помощи из-за социального «клейма», связанного с пьянством, наркотиками. К тому же они не хотят быть «предателями» своей семьи и даже дома не могут открыто говорить об истинном положении вещей.
«Не доверяй»: наблюдая, как их родители постоянно  не сдерживают своих обещаний, дети перестают верить всем.
«Не чувствуй»: из-за стыда дети прячут свои чувства, убеждают себя и окружающих, что  у них всё хорошо [12, с. 58].
Какие же обстоятельства влияют на становление личности ребёнка в семье с алкогольной зависимостью? Рассмотрим их более подробно.
- Этот ужасный секрет семьи, или Жизнь в укрытии. В алкогольной семье родители пытаются скрыть всё, что связано с пьянством, хотя это и невозможно. Ребёнок понимает, что люди осуждают пьянство, и тоже всеми силами пытается скрыть позор своей семьи от соседей, сверстников, одноклассников, учителей. В итоге он не чувствует себя защищенным в родном доме.
- Что же реально? Несоответствие между тем, что ребёнок наблюдает дома, и тем, что говорят ему взрослые, порождает растерянность и недоверие. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребёнок перестаёт понимать, что на самом деле совершается вокруг него. Поскольку вся жизнь семьи неупорядоченна, непредсказуема, он не понимает, какие его чувства нормальны, а какие - ненормальны, теряет твёрдость психологической «почвы» под ногами, а это приводит к размытости, нечёткости границ личности.
- Противоречия. Дети часто слышат фразы, смысл которых противоречив («Я тебя люблю, иди, погуляй и не мешай мне»). Противоречивыми являются и взаимоотношения с пьющим отцом. В трезвом виде отец бывает ласковым, внимательным и заботливым, а в состоянии алкогольного опьянения становится агрессивным и злым. Ребёнку сложно разобраться, каков же отец на самом деле.
- Конфликты, ссоры. Выяснение отношений в присутствии детей, ссоры и физическая агрессия оказывают на ребёнка тяжёлое психотравмирующее воздействие [49, с. 57].
- Страхи, тревожные предчувствия. Ожидание неприятностей, связанных с поведением пьяного родителя, заставляет детей проводить практически всё свободное время на улице.
- Слишком быстрое взросление. У детей проявляется не свойственная их возрасту забота о семье, они принимают на себя родительскую роль.
- Оскорбления и унижения, явное или скрытое сексуальное насилие. Пьющие родители утрачивают контроль над своим поведением и часто осуществляют физическое насилие по отношению к детям; не чувствуя и не соизмеряя силу своего воздействия, могут травмировать ребёнка или даже нанести ему увечье. Довольно распространены в таких семьях формы наказания, унижающего человеческое достоинство: лишение ребёнка пищи, одежды, запирание на долгое время в непроветриваемом помещении (например, в туалете или ванной комнате), порка. Многие дети, особенно девочки, подвергаются сексуальным оскорблениям со стороны пьющего отца. Явная или скрытая сексуальная агрессия по отношению к детям - довольно частое явление в семье, где один из супругов (или оба) страдает алкоголизмом. Последствиями этой агрессии становятся глубокие психологические травмы, сказывающиеся на протяжении всей последующей жизни. Даже став взрослым, такой человек продолжает переживать вину, стыд, ненависть, отчаяние, играет роль жертвы во всех жизненных ситуациях.
- Заброшенный ребёнок. Зачастую в семьях алкоголиков детям не обеспечен даже элементарный уход, что представляет серьёзную угрозу их физическому и психическому здоровью [49, с. 57].
Поскольку потребности ребёнка удовлетворяются от случая к случаю и не в полном объёме, он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых. У него появляется закономерное желание, чтобы им занимались, он пытается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и даже делинквентные (противоправные) формы поведения.
Эмоциональным потребностям также не уделяется  должного внимания. Результат родительского игнорирования очень скоро начинает проявляться в неумении детей понимать состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему. Они не усваивают элементарных представлений о родительских обязанностях, что в будущем серьёзно осложнит их адаптацию в собственной семье.
- Недостаток самоуважения, низкая самооценка. Отсутствие заботы и внимания со стороны родителей способствует формированию заниженной самооценки. Система отношений в такой семье заставляет ребёнка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем: всё это произошло потому, что он был недостаточно хорошим; он «заслуживает» всё то плохое, что с ним приключается. Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых переносится на себя [49, с. 58].
- Недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи. В здоровой семье создаются условия для духовного роста, самореализации и самосовершенствования личности. Каждый член семьи имеет свои права, соблюдаемые всеми. Семья алкоголика существует по-другому, и детям, воспитанным в ней, трудно представить себе иной уклад семейной жизни.
- Жизнь в мире фантазий. Мифы, помогающие выжить. Дети пытаются уйти от тяжелой реальности в мир фантазий. Они любят размышлять на тему: «Что было бы, если бы мои родители не пили, если бы я родился в другой семье» и т.д.
Дети  алкоголиков переносят свои душевные травмы и опыт во взрослую жизнь. Очень часто по мере взросления у них появляются те же проблемы, что были в семье их пьющих родителей.
Среди явно неблагополучных семей выделяется большая группа семей с нарушениями общения - это так называемые конфликтные семьи.
В этих семьях сталкиваются интересы, намерения и желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь друг к другу. Деструктивный конфликт - хроническое состояние такой семьи [14, с. 120].
Конфликтные семьи могут быть как шумными  и скандальными, так и тихими, полными молчаливого отчуждения. При возникновении конфликта больше всех страдают дети, которые невольно вовлекаются в сложные взаимоотношения родителей. Негативное влияние семейных конфликтов на личность ребёнка проявляется в двух планах. С одной стороны, ребёнок с раннего детства становится постоянным свидетелем родительских размолвок, ссор и скандалов. С другой стороны, он может стать объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, которые свои проблемы загоняют вглубь, а раздражение и недовольство друг другом выплёскивают на ребёнка.
Как известно, психика ребёнка, его восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и себе формируются с самого раннего детства, под влиянием той атмосферы, которая царит в родительской семье. Эмоциональный настрой, господствующий во взаимоотношениях супругов, имеет большое значение.
- Свидетель семейных конфликтов. Детям важно чувствовать себя защищенными в семье. Свою защищённость они связывают со стабильностью в отношениях со взрослыми. Ощущение внешней нестабильности, незащищённости среди близких людей очень неблагоприятно сказывается на формировании детской психики. Оно приводит к патологическим страхам, постоянному напряжению, кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками. Иногда ребёнок встаёт на сторону того родителя, который кажется ему правым в конфликтах и ссорах. Сильная неприязнь к отцу или матери может перерасти в глубокую ненависть, которая часто проявляется в виде агрессии, направленной не только на нелюбимого родителя, но и на всех окружающих.
- Объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей. В конфликтных семьях возможны ситуации, когда родители невольно переносят на детей эмоциональное отношение друг к другу. Подобное смещение конфликта наблюдается в том случае, когда конфликт долгое время остаётся неразрешённым. Напряжение в супружеских отношениях, сопровождающееся раздражением, досадой, враждебностью, неприязнью, выплёскивается на детей. Особенно часто это наблюдается, когда ребёнок похож на кого-либо из родителей внешностью или чертами характера [14, с. 121].
Довольно  часто отец или мать пытаются устранить  свою эмоциональную неудовлетворённость за счёт усиленной заботы о ребёнке, привязывая его к себе и изолируя от общения с другими членами семьи. Такая гиперопека больше присуща матерям. Она мотивирована не столько заботой о ребёнке, сколько страхом одиночества и чувством беспокойства. Таким образом, гиперопека выступает в качестве средства защиты матери от состояния стресса.
- Орудие разрешения семейных споров. Итак, не удовлетворённая отношениями с мужем мать компенсирует свою несостоятельность в роли супруги чрезмерной заботой о детях. Отец, недовольный их поведением, пытается ужесточить свои требования, однако, встречает противодействие матери. Это усиливает её отрицательные чувства по отношению к мужу. Таким образом, родители выбирают для самоутверждения своего ребёнка - и «разрывают» его любовь на неравные части. В результате ребёнок переживает из-за того, что он не может быть самим собой, найти любовь и понимание в семье. Мало того, родители усугубляют и без того тяжёлое положение малыша провокационными вопросами: «Ты кого больше любишь: меня или папу?».
В подобной ситуации дети, чувствуя перемену в  отношениях родителей, пытаются разными путями приспособиться к новой ситуации. Часто бывает так, что дети один раз вступаются за папу, а другой раз — за маму, потому что хотят «дружить» и с тем, и с другим. Такое положение даёт толчок к развитию лицемерия. Ребёнок быстро учится извлекать из конфликта выгоду. Когда один из родителей или оба жалуются ребёнку и стараются снискать его расположение подарками или другими способами, у него возникает ощущение вседозволенности. Родители, в отношениях которых образуется трещина, превращают ребёнка в орудие борьбы, а иногда и мести. В результате у некоторых детей появляется склонность к доносам и цинизму, они становятся недоверчивыми и замыкаются в себе, а у других развиваются преждевременный сексуальный интерес и преувеличенная самоуверенность [14, с. 121].
И последняя  в этой группе - неполная семья.
Неполная  семья - это семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Она образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребёнка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребёнка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений различают неполную простую (мать/отец с ребёнком или несколькими детьми) и неполную расширенную семью (мать/отец с одним или несколькими детьми и другими родственниками).
Не только явно неблагополучные, но и внешне респектабельные, считающиеся в обществе благополучными семьи могут оказывать психотравмирующее и неблагоприятное влияние на личность ребёнка. Такие семьи отнесены психологами к категории внутренне неблагополучных, разновидности их довольно многообразны. Интересна классификация, предложенная В.В. Юстицкисом, который выделяет следующие виды внутренне неблагополучных семей [49, с. 60].
«Недоверчивая»  семья характеризуется повышенной настороженностью по отношению к соседям, знакомым, коллегам, работникам учреждений, с которыми представителям этой семьи приходится общаться. Члены такой семьи заведомо считают всех окружающих недоброжелательными или равнодушными, а их намерения враждебными. Даже в обычном поступке отыскиваются некий умысел, угроза, корысть. Такая семья, как правило, слабо поддерживает контакты с соседями, а отношения с родственниками и сослуживцами нередко приобретают остроконфликтный характер. Чаще всего это связано с мнимым ущемлением интересов кого-то из членов семьи.
«Недоверчивая»  семья в своих глазах всегда права, а все вокруг виноваты. Если ребёнок  совершает проступок, вступает в конфликт с товарищами или учителями, во всех случаях родители считают правым его или, по крайней мере, большую часть вины возлагают на других. Даже если родители не могут отрицать прямую вину своего сына или дочери, они уделяют больше внимания не его (её) вине, а своим педагогическим усилиям, которые оказались бесполезными из-за недоброжелательного отношения окружающих. Такая позиция родителей формирует у ребёнка недоверчиво-враждебное отношение к людям. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему всё труднее становится вступать в дружеские контакты.
«Легкомысленная»  семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить исключительно сегодняшним днём, не заботясь о том, какие последствия будут иметь сегодняшние поступки. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у них, как правило, неопределённы. В такой семье не любят рассуждать о том, что и как следовало бы изменить в своём быту. Супруги больше склонны притерпеться к любым обстоятельствам, не способны и не желают преодолевать трудности. Семья живёт «по инерции». Даже при хорошем заработке родителей мебель старая и случайная, не хватает многих вещей, покупка которых всё время откладывается. Квартира нуждается в ремонте, но этим как-то всё некогда заняться. Выбор места работы или учёбы членов семьи нередко происходит случайно: пошёл, куда приняли, поступил туда, где был меньше конкурс [49, с. 61].
Здесь, как  правило, не умеют, да и не стремятся  интересно организовать свой досуг. Предпочтение отдаётся занятиям, не требующим каких-либо усилий. Главные развлечения - телевизор (смотрят невдумчиво и всё без разбора), вечеринки, выпивка. Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего из-за бездумного отношения к жизни, отсутствия твёрдых принципов, волевых качеств, адекватной информации.
В «хитрой» семье в качестве основных достоинств прежде всего ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиться успеха кратчайшим путём, при ми-нимальной затрате труда и времени. Члены такой семьи порой легко переходят границы закона. Законы и нравственные нормы для них нечто относительное, то, что при умении можно обойти [46, с. 190].
Ещё одна характерная особенность такой  семьи - стремление использовать окружающих в своих целях. Эта семья умеет произвести впечатление на нужного человека и озабочена тем, как создать себе широкий круг полезных знакомых.
К таким  качествам, как трудолюбие, терпение и настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. Считается, что качества эти нужны лишь тем, кто «не умеет жить», недостаточно умён и энергичен. Эту особенность психологии семьи легче всего заметить, когда речь заходит о трудовой деятельности взрослых членов семьи и будущем детей.
«Хитрые»  родители и у детей своих пробуждают дух авантюризма. Нравственные оценки поступков детей в такой семье, как правило, сдвинуты. Если ребёнок нарушил правила поведения или даже закон, родители склонны осуждать не само нарушение, а его последствия. В результате такого «воспитательного» отношения у ребёнка формируется установка: «Главное - не попадаться» [46, с. 190].
К внутренне  неблагополучным семьям порою можно  причислить и кажущиеся совершенно нормальными семьи, ориентированные на успех ребёнка. Основное содержание общения здесь сводится к обсуждению возрастных, индивидуальных особенностей ребёнка и родительским ожиданиям от него неординарных успехов. Родители внушают детям стремление к достижениям, но это стремление иногда сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребёнок начинает чувствовать, что отношения с родителями зависят от его успехов. Он боится, что его будут любить только до тех пор, пока он всё делает хорошо. Он заранее уверен в том, что его ждут упреки, назидания, а то и наказания, если ему не удастся достичь ожидаемых результатов. Эта жёсткая связь между достижением и признанием со стороны близких часто не позволяет ребёнку расслабиться. Ведь это может, по его мнению, привести к серьёзной ошибке, плохой оценке, недостаточно хорошему исполнению порученного дела. Если это всё-таки произошло, ребенок может совершить что-то страшное и противоестественное (например, попытку самоубийства) - лишь бы не увидеть разочарованные глаза своих родителей...
К сожалению, подобная форма скрытого семейного  неблагополучия часто остаётся незамеченной, и не только самими родителями, но и специалистами-психологами. Ведь подобная семья в нашем обществе является чуть ли не образцовой! В то же время родители, имеющие самые лучшие намерения, оказываются в плену своих закостеневших представлений о том, что «хорошо» и что «плохо». А для ребёнка жизнь в такой семье может стать настоящей трагедией.
«Псевдовзаимные» семьи поощряют выражение только тёплых, позитивных чувств, а враждебность, гнев, раздражение всячески скрывают и подавляют. В «псевдовраждебных» семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные скрывать, отвергать. При отсутствии исходного взаимопонимания супруги могут демонстрировать окружающим стремление оказывать поддержку друг другу и принимать помощь от своего партнёра. На самом же деле под маской подобной кооперации скрывается эгоистический, конкурентный характер взаимоотношений. Он может быть перенесён и в сферу взаимодействия с детьми, что неизбежно отражается на формировании личности ребёнка. Дети учатся не столько чувствовать, сколько «играть в чувства», оставаясь при этом эмоционально холодными и отчуждёнными. Став взрослым, ребёнок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности заботиться и любить, будет предпочитать невмешательство в личные дела даже самого близкого человека. Эмоциональное дистанцирование станет его основным жизненным принципом [46, с. 191].
В семьях известных людей у ребёнка, в  отличие от многих сверстников, есть всё: и материальный достаток, и возможность  заниматься любимым делом. Однако известность и успехи родителей могут негативно сказаться на формировании его личности. Во-первых, многие дети из таких семей с раннего детства начинают считать себя исключительными, полагая, что родительские заслуги и авторитет перейдут к ним по наследству. Они ждут, что окружающие будут относиться к ним с таким же почтением, как и к их знаменитым роди-телям, и не задумываются о том, что славу и популярность надо заслужить. Если же они не получают желаемого, то испытывают разочарование, огорчение, обиду, причём не только на окружающих, но и на собственных родителей. В итоге это может привести к эмоциональному отчуждению и социальной изоляции. Во-вторых, бремя родительской славы может переживаться детьми очень тяжело. Многие из них очень рано начинают осознавать, что повышенное внимание к Ним со стороны окружающих вовсе не означает, что они этого заслуживают. Другим они интересны не сами по себе, а лишь как отпрыски знаменитостей. Им же хочется, чтобы оценили их личные достижения! По мере взросления многие из них начинают стремиться к тому, чтобы не только сравняться со своими родителями, но и превзойти их. А удаётся это лишь немногим - самым талантливым, настойчивым и целеустремлённым. Чаще встречается другой, менее благоприятный вариант развития событий. Сколько бы ребёнок, а затем уже и взрослый человек ни старался доказать окружающим, что он достоин славы своих родителей, ему так и не удаётся вырваться из тесного круга, очерченного их личностями. В таком случае вместо детской любви и привязанности могут появиться ненависть к родителям и даже ощущение, что жизнь не удалась именно по их вине [46, с. 191].
В семьях деловых, состоятельных людей родители слишком много внимания уделяют  карьере и не имеют достаточно времени для занятий и общения  со своими детьми, отделываясь от них подарками. Вместо родительской любви дети получают её суррогат.
Таким образом, можно сделать вывод, что среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.
Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни и жизни семьи. Это могут быть:
- развод родителей и их занятость своими личными переживаниями: девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание  родителей;
- смерть  любимого человека: девиация как  протест на потерю значимого  лица;
- рождение нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша: девиация как ревность;
- различные формы насилия над ребенком в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение его потребностями): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;
-   ребенок - жертва сексуального насилия: этиология та же.
Дети  в ситуации социального риска, как  правило, становятся жертвами насилия  того или иного вида как в собственной семье, так и вне ее. Доверительные отношения педагога социального с ребенком способствуют выявлению ситуаций жестокого обращения в ранние сроки и пресечению насилия на начальном этапе.
В неблагополучных  семьях существуют следующие проблемы:
- низкий  социальный статус в какой-либо  из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно;
- алкоголизм  родителей;
- родители  не справляются с возложенными  на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ  СЕМЬЯМИ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
2.1 Анализ опыта социально-педагогической работы с неблагополучными  семьями на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска»
 
Общеизвестен факт, что  семья является главным институтом социализации, через который ребёнок  усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и  навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни  в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребёнка, к которым относятся: физиологические, потребность в любви и уважении, безопасности.
В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень  важно в какой семье воспитывается  ребенок: в благополучной или  неблагополучной. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненные важные для развития и социального становления  ребенка. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». А  что же такое неблагополучная  семья? У данного понятия нет  четкого определения в научной  литературе. Но, по мнению М.А. Галагузовой: «Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно»
Прежде, чем начать свою работу по оказанию помощи неблагополучным  СППС Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» выделила для себя  некоторые из доминирующих факторов неблагополучия семьи, такие как:
- семьи с детьми-инвалидами;
- семьи, где дети находятся на попечении третьих лиц;
- семья в состоянии развода или после развода;
- неполная семья;
- семьи, где один или оба родителей страдают алкоголизмом, наркоманией, нервно-психическими заболеваниями или отбывают срок в местах лишения свободы;
- жестокое обращение с детьми и т.д.
Проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются разных сторон жизни, такие как: социальные, правовые, материальные, медицинские, психологические, педагогические и др.
Решение некоторых проблем  неблагополучных семей в стенах дошкольного образовательного учреждения возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, а именно:
- раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
- определение причин неблагополучия семьи;
- осуществление информационной помощи семье;
- организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;
На начало учебного 2010-2011 года в данном детском саду было выявлено 10 неблагополучных семей, родители детей которые злоупотребляют спиртными напитками, ребенок находился с понедельника по пятницу в круглосуточной группе детского сада. Были выявлены дети, чьи родители находятся в местах лишение свободы, а малыши остаются с бабушками.
Социальный педагог составил информационные карты на каждую неблагополучную семью, где описывались: состав семьи, социально бытовые условия, основная проблема неблагополучия, уровень материального обеспечения семьи, характеристика внутренних и внешних контактов семьи. К картам приложили индивидуальные планы работы с рекомендациями узких специалистов (например: с мамой Влада Б. провести  индивидуальные беседы «Проблемы и затруднения в воспитании ребёнка», «Зависимость ребёнка от матери», а так же консультации специалистов по проблеме развития ребенка. С папой была запланирована консультация психолога «Гармония отношений»).
Следующим этапом работы СППС Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» стало  составление совместных планов работ с родительским комитетом по каждой семье.
Во взаимодействии с семьёй были использованы следующие формы работы:
- родительские собрания;
- беседы;
- индивидуальные консультации;
- информационные и тематические стенды «Дошколенок», где  изложены основные права детей, представлена информация о возможной социальной помощи родителям, опекунам;
- «круглый стол», где происходило не только обсуждение в нетрадиционной обстановке с родителями актуальных проблем воспитания, но и более опытные родители делились с молодыми родителями своим опытом.
- «родительские гостиные» — встречи родителей с узкими специалистами учреждения (педагогом-психологом, учителем-логопедом, руководителем по физическому воспитанию; педагогом по изодеятельности, медицинским персоналом);
- телефон доверия;
- пикники, чаепития.
Особенно важна профилактическая работа воспитателя с неблагополучными семьями. Взаимодействуя с родительским комитетом, воспитатель проводит  совместные патронажи неблагополучных семьей. Такое посещение семьи дает возможность наблюдать ее в естественных условиях. Что позволяет нам выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Патронаж проводится со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Посещение семьи позволяет определить проблему,  разработать план дальнейшей работы с данной семьей.
На начало учебного года составляется не только план взаимодействия с такими семьями, но план мероприятий по вовлечению неблагополучных семей в жизнь детского сада.
 
Совместная деятельность детей и родителей, изготовление поделок из природного материала  «Осенние причуды»;
Выставка поделок на тематику: «Новогодние фантазии»
декабрь
Конкурс  рисунков на тему: «В мире детской любви»
апрель
Родительская конференция  «Развитие творческой способности  детей»
март

 
Психолог провела с  родителями коллективные консультации «Ребёнок боится темноты» и «Влияние жестокого обращения с ребёнком в семье на его развитие» и  индивидуальные по темам, которые мы планируем в индивидуальных картах взаимодействия.
Учреждение образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» находится в тесной связи с отделом опеки и попечительства Управления образования и детской комнатой милиции, ИДН.
Деятельность воспитателя  включает в себя не только привлечение  родителей к жизни детей в  детском саду, но и  взаимодействие по различным вопросам. Используя  принцип индивидуального подхода воспитатели  определяют стратегию их участия  в жизни  детского сада:
- оказание разовой помощи;
- оказание помощи в  проведении различных детских  мероприятий;
- участие в родительском  комитете и попечительском совете;
- организаторы и руководители различных мероприятий для других родителей.
Встречались, конечно, и трудности, не сразу родители шли на контакт, но все, же работники Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» нашли те слова, которые привлекли их к участию в жизнь детского сада, и воспитанию своих детей.
Благодаря такой совместной деятельности удалось вывести из статуса «неблагополучная  семья» - 3 семьи.
Основной целью работы СППС является не передача родителям той, или иной информации, а превращение их в единомышленников, в сотрудников, совместно с которыми можно обеспечить условия для полноценного психического и личностного развития ребёнка. Поэтому и были достигнуты следующие результаты: родители стали больше уделять внимание ребёнку; интересоваться жизнью в детском саду, 3-е из них устроились на постоянную работу; перестали злоупотреблять спиртными напитками.
В неблагополучной семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры. Воспитательный потенциал неблагополучной семьи является низким.
Поэтому в октябре 2011 г. среди родителей воспитанников Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска» было проведено анкетирование. Всего в нем принимали участие 20 человек (в основном матери, было только два отца). Возраст опрошенных – 24-44 года.
Цель  анкетирования: выявление проблем  и необходимости оказания социально-педагогической помощи неблагополучным семьям в воспитании детей.
Задачи  исследования:
1. Выявить  проблемы родителей в воспитании  детей.
2. Определить, нуждаются ли родители в помощи  социального педагога в воспитании  своих детей.
3. Охарактеризовать  готовность родителей участвовать  в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.
После анализа  результатов анкетирования, можно  сделать следующие выводы:
1. многие из опрошенных родителей (12 человек – 60 %) не имеют представления о стилях общения с ребенком, 8 человек (40 %) знакомы со стилями общения с ребенком и даже могут поделиться своим опытом.
2. большинство опрошенных родителей (14 человек – 70 %) не читают специализированную литературу по воспитанию детей, остальные 20 % (4 человек) изредка читают специализированную литературу, 10 % - читают специализированную литературу постоянно
Ответы  на данный вопрос можно представить  в виде диаграммы
Диаграмма 2.1. Читаете ли Вы специализированную литературу по воспитанию детей?


 
1 – не читаю
2 – время от времени
3 – постоянно
 
 
 
 
 
 
3. Практически всем родителям (90 % опрошенных – 18 человек) известны проблемы, с которыми сталкивается их ребенок в процессе адаптации к ДДУ.
4. Большинство родителей (90 % опрошенных – 18 человек) не обсуждают проблемы ребенка в семье.
5. 60 % опрошенных родителей (12 человек) признались, что им не всегда удается выстраивать доверительные, добрые отношения со своими детьми, 40 % (8 человек) ответили, что им практически всегда удается выстравивать хорошие отношения с детьми.
6. 50 % опрошенных родителей (10 человек) стараются решить трудности, возникшие у них в воспитании детей самостоятельно, 50 % обращаются к знакомым, родителям. Важно отметить, что никто из родителей со своими воспитательными проблемами не обращаеться за помощью к педагогам.
7. в воспитании своих детей 50 % опрошенных родителей (10 человек) сталкиваются с проблема в поведении своего ребенка, 30 % (6 человек) – с проблемами во взаимоотношениях их ребенка со сверстниками, 20 % (4 человека) – с проблемами в общении их ребенка с педагогами.
Ответы  на данный вопрос также можно представить  в виде диаграммы.
Диаграмма 2.2
Проблемы  в воспитании детей

 
1 – проблемы  поведения
2 – проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
3 – проблемы  с педагогами
 
8. большинство родителей (90 % - 18 человек) ни разу не обращались за помощью к социальному педагогу или педагогу-психологу гимназии.
9. 40 % опрошенных родителей (8 человек) могут и хотят оказать конкретную помощь ДДУ в воспитании и обучении их детей, 40 % - хотели бы помочь, но не знают чем и 20 % (4 человека) затруднились с ответом.
 
 
 
 
 
 
Диаграмма 2.3.
Взаимодействие  семьи и детского сада в воспитании детей

1 – могу  помочь детскому саду конкретно
2 – хотел  бы помочь, но не знаю чем
3 – затрудняюсь  ответить
 
Таким образом, можно сделать вывод, что опрошенные родители имеют низкую психолого-педагогическую культуру, слабо осведомлены в вопросах воспитания своих детей и не полностью реализуют свой воспитательный потенциал. Проблемы, возникшие в воспитании детей стараются решить самостоятельно и не идут за помощью к социальному педагогу или психологу детского сада. Половина опрошенных родителей старается решить трудности, возникшие у них в воспитании детей самостоятельно, вторая половина обращается к знакомым, родителям. Важно отметить, что никто из родителей со своими воспитательными проблемами не обращается за помощью к педагогам Основные воспитательные проблемы – проблемы поведения. Большинство родителей готовы сотрудничать с гимназией и педагогами в обучении и воспитании детей и оказывать посильную помощь. Родители понимают, что главными в воспитании детей являются взаимоуважение, доверие, понимание и любовь. Все родители хотели бы получить практические советы по воспитанию детей, психологическую помощь детям.
Поэтому нами была разработана  программа социально-педагогической работы с неблагополучными семьями, в которой основное внимание было уделено организации совместного досуга родителей и детей.
Название программы: «Я и  моя семья» (Примерные мероприятия программы представлены в Приложении Б).
Цель программы: способствовать формированию в неблагополучной семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
Задачи программы:
1. пропаганда и возрождение семейных традиций;
2. воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
3. организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
4. формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
5. всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
6. оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.
Содержание программы:
- установления партнерских  отношений педагогов, родителей,  детей, создание единого социокультурного  пространства;
- психолого-педагогическое  сопровождение психологического  просвещения родителей, вовлечение  родителей в педагогическое самообразование,  изучение и внедрение лучшего  опыта семейного воспитания, проведение  совместных проблемных семинаров; 
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
- привлечение  родителей  к непосредственной творческой  деятельности с детьми, к активной  созидательной воспитательной практике  по возрождению национальных  духовных традиций;
- повышение роли дополнительного  образования детей в развитии  форм семейного досуга, организацию  совместной деятельности детей  и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристко-краеведческую работу.
Основным звеном программы  является коллектив родителей и  детей, а также педагогов, выполняющий  конкретные практические задания, добровольно  участвующий в организации и  проведении семейного досуга, творчески  подходящий к реализации целей и  задач программы «Я и моя семья».
Ожидаемые результаты программы:
1. Возрождение традиций  семейного воспитания, утверждение  здорового образа жизни. 
2. Улучшение микроклимата  в семье. 
3. Обучение родителей  навыкам социально-поддерживающего  и развивающего поведения в  семье и во взаимоотношении  с ребенком.
4. Оказание практической  помощи родителям, при возникновении  проблемных ситуаций.
Основные направления  работы с семьей:
- составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.)
- организация диагностической работы по изучению семей. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой  и индивидуальной работе с семьей.
- организация психолого-педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников.
- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике негативных проявлений у детей.
- использование различных форм сотрудничества с родителями – отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса.
- оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.
- разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей).
- расширение сферы дополнительных образовательных  и досуговых услуг.
Формы организации работы с семьями:
родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Воспитатель группы направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы – одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» и др.;
особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью воспитатель группы организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.;
родительские собрания могут проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.;
родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. – способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители;
тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, представителей общественных организаций;
вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей;
диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение  важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием;
встречи родительской общественности с администрацией дошкольного учреждения, педагогами, психологами целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы;
индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия  педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора педагогов  и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи.
Формы организации совместной деятельности детей и родителей:
формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, различные праздники, тематические занятия и т.д. Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение» и др. Например, недавно проводилась викторина с участием детей и родителей «Мая Радзіма Беларусь»;
формы трудовой деятельности: выставки семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.;
формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки. Широкое распространение получают  семейные праздники и фестивали: День матери, День защитника отечества, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на проверке» и др.;
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими  факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов  целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.
Таким образом, можно сделать  вывод, что разработанная теоретически данная программа может быть опробирована практически на базе Учреждения образования «Государственный ясли-сад № 82 г. Витебска».
Данная программа позволит сблизить членов неблагополучных семей, улучшить микроклимат в данных семьях, раскрыть творческий потенциал детей и родителей, привить навыки здорового образа жизни.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и  поддерживать своего ребенка – главная  ошибка семейного воспитания.
 
    2.2 Особенности профилактики  и коррекционной работы социального
          педагога  с неблагополучной семьей
 
Проблема  работы с семьей и актуальна, и  одновременно банальна. В последние  десятилетия много раз искались новые подходы в работе в этом направлении, новые методики, но число неблагополучных семей не уменьшается. Причины разные. И одна из основных - это то, что на протяжении длительного времени работа велась с абстрактной семьей. О родителях говорили «вообще». Однако общение с родителями свидетельствует о том, что они хотят не общих рекомендаций, а советов каждой конкретной семье.
К месту  вспомнить слова белорусского социолога Н. Г. Юркевича: «От родителя в первую очередь зависит, будет ли «душа» будущего человека чутким резонатором, в котором мгновенно находят отзвук переживания другого, или станет, скажем, своеобразным звукопоглощателем».
В настоящее  время Министерство образования Республики Беларусь приняло ряд документов, которые позволяют целенаправленно работать с неблагополучными семьями. Это, прежде всего, Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии с названным Законом утверждена инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» (Постановление Министерства образования от 28 мая 2004 г. № 47).
Существуют  следующие направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьей:
1. Образовательное  направление. Включает помощь  родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена  на формирование педагогической  культуры родителей и их просвещение.  Помощь в воспитании осуществляется  путем создания специальных воспитывающих  ситуаций в целях укрепления  воспитательного потенциала семьи.  Данное направление основано  на использовании педагогической  модели помощи семьи. 
2. Психологическое  направление. Включает социально-психологическую  поддержку и коррекцию и основано  на психологической и диагностической  моделях. Такая поддержка с  позиции социального педагога, направлена  на формирование благоприятной  психологической атмосферы в  семье. Оказание поддержки в  союзе с психологом становится  наиболее эффективным. Коррекция  отношений осуществляется в том  случае, когда в семье наблюдаются  факты психологического насилия  над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами  и потребностями).
3. Посредническое  направление. Данное направление  содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию  и информирование. Помощь в организации  заключается в организации семейного  досуга (включение членов семьи  в организацию и проведение  праздников, ярмарок, выставок и  т.д.). Помощь в координации направлена  на установление и актуализацию  связей семьи с различными  ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и  поддержки. Помощь в информировании  направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной модели [15, c. 257].
Работая с семьей, социальный работник выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник.
Советник  — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей  и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант — консультирует по вопросам семейного  законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального  развития и воспитания ребенка в  семье.
Защитник  — защищает права ребенка в  случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей  от процесса воспитания детей.
В практике социальной работы с семьей используются в основном две формы работы, краткосрочные  и долгосрочные. Среди краткосрочных  форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия [16, c. 70].
Работа  с неблагополучной семьей может  проводиться поэтапно.
Этап 1. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, поиск и формирование положительных основ для дальнейшего сотрудничества, что происходит в ходе бесед, проводимых как в школе, так и во время посещения ученика на дому, в ходе знакомства с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.
Если  родители идут на контакт с психологом и социальным работником, то можно переходить ко второму этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие на семью могут оказать органы милиции, отдел по охране прав детства и т.п.
Этап 2. Изучение семьи состоит: а) в социально-педагогической и психологической диагностике семьи (изучение микроклимата семьи, стилей воспитания; уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего; выявление материального обеспечения и жилищно-бытовых условий; изучение взаимоотношений между взрослыми в семье; применение методов и приемов воспитательного воздействия); б) в диагностике причин семейного неблагополучия (с этой целью используются методы психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.п.), осуществляется обследование жилищно-бытовых условий и анализ информации о семье из документации).
Этап 3. Обработка результатов социально-педагогической и психо-логической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.
Этап 4. Выбор форм и методов работы с семьей в зависимости от ведущей причины неблагополучия.
Этап 5. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
Также в  работе с неблагополучными семьями  используются такие психолого-педагогические методы, как метод поиска ресурсов, метод выстраивания будущего, прошлых воспоминаний. Приведем основные вопросы, ответы на которые полезно обсудить вместе с родителями: «Что будет с вашей семьей через год, через пять лет?», «Что в вас самих может помочь вам изме-нить жизнь к лучшему?», «Кто из вашего ближайшего окружения может изменить вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?»
Жизнь детей  в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Дети тяжело переживают отрыв от семьи, даже если эта семья относится к категории самой неблагополучной. Жизнь детей в социально-педагогических - учреждениях не может заменить ему опыт семьи и родительскую любовь. Дети по-прежнему продолжают любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью.
На предварительном  этапе проводится диагностика всех детей для выделения общей группы риска (по всем факторам/показателям). Цель этого этапа - определить, в чём заключаются трудности ребёнка (учебная дезадаптация, неблагоприятная социальная ситуация в семье, проблемное поведение и пр.).
Изучение  социальным работником семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов (групп). Социальные паспорта, как правило, содержат информацию о количестве в конкретном классе (группе) детей из семей
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.