На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствования государственного регулирования цен и тарифов в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические  аспекты государственного регулирования  цен и тарифов………..4
   1.1 Система цен и тарифов в  государстве…………………………………………..4
   1.2 Государственное регулирование  цен и тарифов……………………………….8
2. Практика государственного регулирования цен и тарифов в РФ…………………14
   2.1 Нормативно-правовая основа государственного  регулирования цен и тарифов  в РФ………………………………………………………………………………………14
   2.2 Формы и методы воздействия  государства на цены в РФ…………………….18
3. Выводы по совершенствованию государственного регулирования цен и тарифов в РФ……………………………………………………………………................................22
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список  использованной литературы…………………………………………………...27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
   Регулирование экономики государством является одним  из наиболее актуальных вопросов для  сегодняшней России. Очевидно, что  ее экономика нуждается в кардинальном изменении структуры производства с целью ликвидации структурных  “перекосов”, формирования конкурентоспособного рынка. На практике такая задача неосуществима без вмешательства государства в регулирование инвестиций, занятости, без участия государства в перераспределении ресурсов.
   В настоящее время правительство  России обозначило в качестве одного из основных направлений своей социально-экономической политики реструктуризацию отраслей естественных монополий. Это крайне важный вопрос, изменения в этих сферах затрагивают наиболее насущные потребности всего населения страны, поэтому не подлежит сомнению, что политика государства в данном направлении должна быть тщательно продуманной и обоснованной, а каждое решение взвешенным.
   Цель  данной работы - рассмотреть вопросы  государственного регулирования цен  и тарифов, на примере РФ.
   Исходя  из поставленной цели, задачами работы являются:
· Рассмотреть  теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов;
· Проанализировать проблему на примере РФ;
· Сделать  основные выводы и наметить пути совершенствования  выявленных проблем. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов.
1.1 Система цен и  тарифов в государстве.
   Система цен и тарифов в современной  экономике очень сложна. И классифицируются цены по разным признакам. Приводим наиболее распространенные из них. По отраслям экономики они делятся на оптовые (в промышленности), закупочные (в сельском хозяйстве), сметные (в строительстве), тарифы (на транспорте), таксы (в сфере обслуживания), розничные (в сфере торговли с населением).
   Оптовые цены - те цены, по которым реализуется продукция крупными партиями.
   Розничные цены - те, по которым товары продаются  индивидуальным покупателям в относительно небольших объемах.
   По  способу формирования или по признаку степени свободы, цены делятся на следующие группы.
   Свободные рыночные цены - формируются в зависимости от состояния рынка, под воздействием спроса и предложения. Они абсолютно свободны от непосредственного вмешательства государственных органов. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называется либерализацией цен. Некоторые экономисты к этой категории цен причисляют и договорные цены. Другая часть ассоциирует договорные цены с контрактными.
   Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются  на:
- продукцию  предприятий-монополистов;
- базовые (для экономики данной страны) ресурсы;
- социально  значимые товары.
   Система государственных цен состоит  из двух элементов:
а) фиксированные  или твердые цены, жестко устанавливаемые  государственными органами;
б) регулируемые цены.
   Фиксированные цены устанавливаются на местах органами исполнительной власти (администрациями). Как правило, они распространяются на некоторые товары первой необходимости (хлеб, молочные продукты, сахар и т.д.) При этом товаропроизводители получают дотации из бюджета для возмещения затрат, которые не покрываются за счет фиксированных цен. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону.
   Регулируемые  цены - их величина определяется госорганами с учетом изменения экономической конъюнктуры, но это воздействие ограничено и чаще всего состоит в установлении предельного уровня цены на определенные группы товаров. Применяются и другие методы регулирования.
   Контрактные цены - величина этих цен устанавливается предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В ряде случаев в контракте фиксируется не абсолютная величина цен, а их верхний или нижний уровень, либо их соотношение с государственными, рыночными, мировыми. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие возникновения каких-либо особых обстоятельств. Некоторые экономисты именно к этому типу цен относят и договорные.
   Различный уровень цен на однотипные товары вызывает необходимость использования мировых цен - денежного выражения интернациональной стоимости (ценности) блага. Мировые цены - это те, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте и без ограничений административного характера. По мере развития международной специализации труда роль мировых цен возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров. В мировой цене могут найти отражение такие факторы, как условия транспортировки данного товара, объем покупки (оптовая или розничная) и т.д. Особую разновидность мировых цен представляют трансфертные цены - внутрифирменные цены, применяемые транснациональными корпорациями в сделках между собственными подразделениями, находящимися в разных странах. Данные об этих ценах составляют, как правило, коммерческую тайну.
   Демпинговые цены - это искусственно заниженные цены. Цели их применения могут быть самые разные: ради выживания фирмы, ради вытеснения с рынка конкурента и т.д.
   Наряду  с описанными видами цен в экономической  практике применяется ряд других их характеристик, основанных на самых  разнообразных признаках. Важное значение имеет базисная цена - цена, которая  принимается за основу сторонниками торговой сделки при установлении окончательной цены, зависящей от конкретных показателей качества товаров или определенных временных факторов с учетом инфляции.
   В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских  целях, наряду с текущими используются сопоставимые или неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с процессом инфляции.
   В этих же целях иногда применяют реальные цены, которые представляют собой  цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравниваемые) цены, т.е. цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе.
   В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии используются проектные цены.
   В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называются расчетными, а цены –  ожидаемыми.
   В экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены - на их основе планируется деятельность фирм, разрабатываются  проекты и программы, составляются государственные планы-прогнозы, именуемые  индикативными планами.
   Биржевые, аукционные, комиссионные цены определяются конкретными формами рынков, на которых они образуются.
   Ряд цен на товары и услуги фиксируются  в документальной форме в виде прейскурантов, т.е. указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными.
   Особенности конкретных хозяйственных задач, многообразие отраслей в экономике, сфер действия цен, субъектов обслуживания, времени  действия определяют не только совокупность действующих цен, но и различия в  их структуре.
   Наиболее  распространенным в практике ценообразования является определение структуры цены по затратам производства (издержкам). Это означает, что цена должна включать затраты на производство товара, т. е. валовые издержки производства и издержки обращения. Кроме того, она обязана обеспечивать прибыль и от производственной, и от реализационной деятельности предпринимателя, которая также должна войти в цену.
   Фактическая себестоимость - полные издержки плюс прибыль - составляет основу оптовой  цены.
   Производители реализуют свою продукцию торговым организациям по так называемой отпускной, договорной цене, которая, кроме указанных выше элементов, включает акцизы (косвенные налоги на некоторые предметы потребления). Розничная цена товара складывается из оптовой или отпускной цены (в торговле потребительскими товарами) плюс торговая надбавка, идущая на содержание торговых организаций.
   Ценообразование на основе затрат имеет серьезнейший недостаток - включение в себестоимость  самых разнообразных элементов, не имеющих зачастую к ней отношения, что ведет к росту затрат. Кроме того, такой подход к ценообразованию не стимулирует предприятия к рациональному, экономному использованию ресурсов. При затратном характере ценообразования выигрывает производитель, но проигрывает покупатель, да и вся экономика становится менее оптимальной. Во многом неэффективность административно-плановой экономики определялась именно затратным характером директивного ценообразования. Сегодня установление цены на базе издержек является в определенной мере устаревшей стратегией. Однако она и сейчас остается одним из наиболее часто практикуемых, хотя и неэффективных подходов к ценообразованию.
   В мировой практике существует и так  называемое параметрическое ценообразование, в условиях которого структура цены отражает прежде всего качество товара. При определении цены по этому методу выделяется базовый образец товара, цена на который известна. Затем устанавливается совокупность свойств, качественных признаков, по которым оцениваемая продукция отличается от базовой (полезный объем и вес, мощность, надежность, эстетичность, современность, комфортность, ресурсоемкость и др.). Численное значение каждой из этих характеристик называется параметром качества.
   Цена  устанавливается путем выявления, на какую величину параметры оцениваемого товара отклоняются от образца с учетом того, что изменения могут быть и в положительную, и в отрицательную стороны. Параметрическая модель ценообразования представляется довольно перспективной для экономики любого типа, но ее практическое применение весьма сложно и требует самой серьезной подготовки. Субъективное восприятие полезности и ценности отдельных свойств товаров для потребителя, отсутствие универсальных подходов к оценке качества препятствуют распространению этого метода.
   Что же касается реформы отечественной системы ценообразования, то в данном случае одной либерализации цен явно не достаточно. Она должна быть дополнена дальнейшей приватизацией, разумной налоговой реформой, демонополизацией, созданием эффективной рыночной инфраструктуры. Необходимо также, не изменяя идеи свободного рыночного ценообразования, признать необходимость государственного регулирования цен. 
 

   1.2 Государственное  регулирование цен  и тарифов.
   Вопреки распространенному мнению, что в  странах рыночной экономики ценообразование  происходит совершенно стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены выступают одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкивается множество интересов различных слоев населения.
   Воздействуя на цены, государство добивается достижения глобальных целей проводимого им регулирования экономики. Речь здесь  идет о конъюнктурной и структурной  политике, борьбе с инфляцией, стимулировании и модернизации, усилении национальной конкурентоспособности на мировых рынках, о смягчении социальной напряженности. В конечном счете, контроль в ценообразовании служит осуществлению генерального курса государственного регулирования - оптимизации экономического развития и стабилизации социальной системы.
   Один  из известных экономистов М. Деверо писал, что государственное регулирование  предпочтительнее “свободного” ценообразования, поскольку позволяет воздействовать на объемы производства в избранном  направлении.
   В действительности всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Различным этапам истории свойственны лишь определенные различия в степени и формах ограничения свободы игры цен.
   Тарифы  на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные  монопольные цены на “акцизные” товары, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующие на внутренние цены и тарифы. Вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен и тарифов конца XIX века и в XX веке.
   Переломными в истории государственного регулирования  цен и тарифов стали первая мировая война, начавшаяся вслед  за ней депрессия, сменивший ее кризис. Политические и экономические потрясения в обществе подготовили его сознание к тому, что надо искать пути к сдерживанию и обузданию стихийного начала в развитии, и делать это следует путем усиления вмешательства государства в хозяйственную жизнь, и в частности, в процесс ценообразования. К середине 30-х годов во многих развитых странах были приняты законы, предоставлявшие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания. Это стало составным элементом государственной экономической политики.
   Рассмотрим  основные формы государственного регулирования цен и тарифов.
   1. Наблюдение со стороны правительственных  органов. Проводится в основном  центральными статистическими управлениями. Главная цель наблюдения - выявление  роста стоимости жизни для  определения индекса номинального  повышения заработной платы и пенсий, а также для того, чтобы выяснить, как повышение цен влияет на издержки производства и национальную конкурентоспособность.
   2. Косвенное воздействие. Оно состоит  в том, что вводятся или отменяются  те или иные количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, изменяются учетные ставки, варьируются налоги, увеличиваются или уменьшаются размеры эмиссии денег и т.п.
   3. Государственное вмешательство  в процесс. Здесь имеется в  виду санкционированное правительственными органами завышение издержек производства. Расчетные (а не действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях настолько высокими в результате объявленных правительством льгот, что повышение цен становится непредотвратимым.
   4. Лидерство в ценах, тарифах. Такое явление наблюдается в тех сферах, где значительна доля государства. Государственные предприятия, контролируя значительную долю рынка, при ограниченном предложении могут стать лидирующими в ценах и определять их уровень в целом по отраслям. Аналогичная ситуация возникает в отраслях, где государство является крупным заказчиком и покупателем - во многих видах строительства, в производстве вооружений и других товаров для армии. В такой ситуации правительственные органы устанавливают по договоренности с фирмами - производителями товаров и услуг “ контрактные цены”, которые затем становятся базовыми для отрасли. Иначе говоря, государство может в ряде отраслей лидировать в ценах не только как продавец, но и как покупатель.
   5. Прямое государственное воздействие. Его оказывают государственные субсидии, снижающие издержки индивидуальных производителей. Один из видов таких субсидий - снижение или замораживание цен на отдельные товары и услуги, достигаемые путем специальных доплат производителю или потребителю.
   Прямым  вмешательством в процесс ценообразования  является государственная политика установления цен на “акцизные товары”, являющиеся объектом косвенного налога.
   6. Особое направление - государственное  воздействие на внешнеторговые  цены. Оно ведется государственным поощрением экспорта через освобождение экспортеров от налогов, а в некоторых странах - с помощью экспортных субсидий, представления льготных кредитов и транспортных тарифов. И все это существенно отражается на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке. Одним из самых эффективных инструментов прямого государственного регулирования внутренних цен являются количественные и качественные ограничения импорта, а также таможенные пошлины.
   Ограждение  внутреннего рынка от конкуренции  с иностранными производителями, а также прямое воздействие на цену импортного товара размером таможенных сборов ведет к ограничению предложения и ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, повышению цен на импортные товары, за которыми следуют цены на продукцию отечественного производства. В условиях российской экономики одним из ведущих направлений государственной ценовой политики должны стать сближение структуры внутренних и мировых цен, проведение экономически обоснованной либерализации цен.
   Для этого необходимо задействовать механизм ценовой конкуренции нашей продукции и аналогичной продукции западного рынка. Это позволит, с одной стороны, реально оценить возможности нашего экспортного потенциала, а с другой, - даст возможность ориентироваться на систему естественных ограничений для роста цен на отечественную продукцию.
   Основная  цель введения механизма ценовой  конкуренции - сравнительно быстрое  накапливание инвестиционных ресурсов (за счет реализации топливно-сырьевых ресурсов по мировым ценам), ликвидация монополистов в области ценообразования посредством введения минимальных цен, развитие отечественных перспективных производств (при обязательной поддержке их протекционистскими мерами). Главным условием проведения новой ценовой политики является обязательная синхронизация с ней мер по переходу к новой системе налогов.
   7. Установление фиксированных льготных  цен и тарифов на товары  и услуги, производимые в государственном  секторе экономики. Примером здесь  могут служить цены на минеральное  сырье, добываемое в государственных предприятиях, на энергию, железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы. Эти искусственно сдерживаемые цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве.
   8. Правительственный контроль над  ценами в форме их фиксации  или установления пределов их повышения. Это типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является в долгосрочном аспекте неэффективным. Используется чаще всего в исключительных случаях, например, при обострении социальной напряженности.
   9. Передача прав установления и  контроля над ценами на определенные  виды товаров наднациональным  органам. Примеры: установление  цен на уголь и черные металлы  Европейским объединением угля  и стали, временная фиксация цен на сельскохозяйственные товары в Европейском Сообществе, унификация транспортных тарифов внутри интеграционных объединений, унификация налогов как важного фактора ценообразования.
   Здесь приведены примеры наиболее распространенных форм государственного регулирования цен, конкретное применение которых зависит от места, времени, социально-экономического и политического состояния страны, региона.
   Исследовав  теоретическую часть государственного регулирования цен и тарифов, можно сделать следующие выводы:
· система  цен и тарифов в современной  экономике очень сложна. И классифицируются цены по разным признакам. По отраслям экономики они делятся на оптовые (в промышленности), закупочные (в  сельском хозяйстве), сметные (в строительстве), тарифы (на транспорте), таксы (в сфере обслуживания), розничные (в сфере торговли с населением);
· воздействуя  на цены, государство добивается достижения глобальных целей проводимого им регулирования экономики. Речь здесь  идет о конъюнктурной и структурной политике, борьбе с инфляцией, стимулировании и модернизации, усилении национальной конкурентоспособности на мировых рынках, о смягчении социальной напряженности. В конечном счете, контроль в ценообразовании служит осуществлению генерального курса государственного регулирования - оптимизации экономического развития и стабилизации социальной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Практика государственного  регулирования цен  и тарифов в  РФ.
2.1 Нормативно-правовая  основа государственного  регулирования цен  и тарифов в РФ.
   Перечень  продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг, на которые государственное  регулирование цен и тарифов  осуществляет Правительство РФ, Федеральные  органы исполнительной власти:
1. Природный  газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ, сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);
2. Продукция  ядерно-топливного цикла;
3. Электрическая  и тепловая энергия, вырабатываемая  организациями, поставляющими электрическую  энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
4. Транспортировка  нефти и нефтепродуктов по  магистральным трубопроводам;
5. Продукция  оборонного назначения;
6. Алмазное  сырье, драгоценные камни;
7. Протезно-ортопедические изделия;
8. Перевозки  грузов, погрузочно-разгрузочные работы  на железнодорожном транспорте;
9. Перевозки  пассажиров, багажа, грузобагажа и  почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном  сообщении);
10. Услуги  в транспортных терминалах, портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
11. Услуги  ледокольного флота на трассах  Северного морского пути;
12. Аэронавигационное  обслуживание воздушных судов  на маршрутах и в районах  аэродромов;
13. Услуги  в аэропортах;
14. Отдельные  услуги почтовой и электрической  связи, услуги связи по трансляции  программ российских государственных  телерадиоорганизаций по перечню,  утверждаемому Правительством Российской  Федерации;
15. Водка,  ликероводочная и другая алкогольная  продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;
16. Этиловый  спирт из пищевого сырья, производимый  на территории Российской Федерации.
   Перечень  продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен и тарифов осуществляет органы исполнительной власти субъекта РФ:
1. Снабженческо-сбытовые  и торговые надбавки к ценам  на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;
2. Наценки  на продукцию (товары), реализуемую  на предприятиях общественного  питания при общеобразовательных  школах, профтехучилищах, средних  специальных и высших учебных заведениях;
3. Торговые  надбавки к ценам на продукты  детского питания (включая пищевые  концентраты);
4. Перевозки  пассажиров и багажа железнодорожным  транспортом в пригородном сообщении  по согласованию с Министерством  путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;
5. Перевозки  пассажиров и багажа автомобильным  транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;
6. Перевозки  пассажиров и багажа на местных  авиалиниях и речным транспортом  в местном сообщении и на  переправах;
7. Перевозки  грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8. Транспортные  услуги, оказываемые на подъездных  железнодорожных путях организациями  промышленного железнодорожного  транспорта и другими хозяйствующими  субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
   В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование  цен, в последние годы существенно  сокращен. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.
   Расширение  прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.
   Правительство РФ (орган общей компетенции) в соответствии с Законом "О Правительстве Российской Федерации" разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Кроме того, полномочия Правительства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) нашли отражение в других федеральных законах. Так, в силу ст. 5 Федерального закона № 41-ФЗ " О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации":
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.