На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Тенденции и перспективы таможенного сотрудничества в рамках СНГ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Байкальский Государственный  Университет Экономики  и Права
Кафедра налогов и налогообложения 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: История  таможенного дела и таможенной политики.
ТЕМА: «Тенденции и перспективы 
таможенного сотрудничества в рамках СНГ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                   Выполнил: Кожинов Д.О.  ТД 10-1 
 
 
 

Проверил: Гущина И.В 
 

Иркутск,2011
Содержание 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
§1. История таможенного сотрудничества со странами СНГ…...…………5
§2. Таможенное регулирование в рамках СНГ……………………………...9
§3. Проблемы и перспективы развития таможенного сотрудничества со странами СНГ…………………………………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….24
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     26 января - Международный день таможенника. 
     Международный день таможенника – профессиональный праздник таможенных органов всего  мира. 26 января 1953 г. в Брюсселе состоялась первая сессия Совета таможенного сотрудничества, который в 1994 году получил свое нынешнее имя - Всемирная таможенная организация (ВТО).
     Сегодня ВТО объединяет 170 государств мира. Российская Федерация является членом ВТО с 1992 года, активно работая  в качестве постоянного члена  Политической комиссии и Финансового комитета ВТО. Сам праздник появился в календарях в 1983 году. Его празднуют более 800 тыс. человек – такова общая численность таможенников во всем мире.
     Российская  таможенная служба является одной из крупнейших и насчитывает около 70 тысяч человек. Одним из первых международных договоров Российской Федерации в таможенной области явилось Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах в рамках СНГ от 15 апреля 1994 года, подписанное правительствами всех 12 государств Содружества.
     Создав  правовую базу многостороннего сотрудничества, это соглашение содействовало координации  действий таможенных служб Российской Федерации и других государств Содружества  по обеспечению соблюдения таможенного  законодательства и борьбе с таможенными правонарушениями, а также послужило основой для выработки соответствующих межведомственных актов, направленных на углубление и конкретизацию различных направлений сотрудничества и взаимодействия.
     В целях координации таможенного  сотрудничества решением Совета глав правительств СНГ от 23 декабря 1993 года был создан отраслевой орган- Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ.
     В соответствии с Положением о Совете одним из основных направлений его  деятельности является содействие сближению и гармонизации таможенных законодательств государств - участников СНГ, а также координация практического взаимодействия таможенных и иных заинтересованных национальных служб и ведомств государств - участников СНГ по основным вопросам таможенной политики.
     С момента образования и по настоящее  время возглавляет Совет, а также  выполняет функции рабочего аппарата (Секретариата) таможенная служба Российской Федерации.  

 

§1. История таможенного сотрудничества со странами СНГ. 

         Международное право, политику и экономику трудно представить вне связи с явлениями объединения наций. В условиях, когда на общемировом уровне говорится о взаимозависимости экономик и глобализации хозяйственных связей, а на региональном - об общих исторических корнях, длительном совместном хозяйствовании, нельзя обойти вниманием вопросы о международно-правовых средствах и способах сближения, интеграции, под которой обычно понимают экономическое и политическое объединение государств. Этот процесс охватил все континенты, бывшие республики СССР также не оказались в стороне от них.
       Сам термин "интеграция" был введен в общественный и научный оборот сравнительно недавно, однако объединительные, интеграционные тенденции возникли в мире не сегодня. На протяжении всей истории государственного развития страны находили общие экономические, политические и военные интересы, однако это не означало их объединения.
       Объединение материальных и финансовых ресурсов для решения общих задач, создание государственных органов управления и передача им части полномочий, - все это характерно для политического развития второй половины ХХ века.
       Взаимоотношения народов, населявших бывший СССР, претерпели коренные изменения: столкнулись два противоречивых явления. С одной стороны, отчетливо обозначилось стремление обособиться, самостоятельно проводить внутреннюю и внешнюю политику, которое проявилось в распаде СССР. С другой - понимание необходимости налаживать новые связи, основанные на нормах международного права, рыночных экономических отношениях и учете взаимных интересов.1
       Осуществление внешнеторговой деятельности вызывает необходимость сотрудничества Российской Федерации с другими странами. Такое сотрудничество носит разносторонний характер, включая в себя сотрудничество в области таможенного регулирования. Важное место в таком сотрудничестве занимают отношения со странами Содружества Независимых Государств (далее Содружество), созданного 21 декабря 1991 года. В состав Содружества входят Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.
      Экономическое пространство Содружества остается сферой торговых интересов Российской Федерации. С другой стороны, Российская Федерация является зоной национальных интересов государств Содружества. Общая заинтересованность России и государств Содружества в экономическом росте несомненна, тем более что такой рост вытекает из взаимозависимости экономик всех государств Содружества, поскольку экономическая инфраструктура изначально создавалась как единая. Для значительного количества товаров рынки государств Содружества были и остаются практически единственным рынком потребления.
        Однако процесс интеграции столкнулся  с серьезными последствиями тяжелого  системного кризиса, вызванного  искусственным разрывом сформировавшихся  в советский период хозяйственных  связей на фоне трудностей  переходного периода к рыночной  экономике. В таких условиях совместные усилия государств Содружества по формированию общего экономического пространства хотя и начались практически сразу после восстановления их государственной независимости, однако носили частный характер. В результате достигнутые договоренности не переросли в качественно новое экономическое взаимодействие.
          Изначально в документах, принятых в 1993-1994 годах, предполагалось, что Содружество будет развиваться по пути регионального интеграционного объединения: в качестве первого этапа создание зоны свободной торговли, на втором этапе - таможенный союз, а затем - экономический и валютный союз.
        Соглашение о создании зоны свободной торговли было подписано 15 апреля 1994 года. Соглашение предусматривало - постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле. А также устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг; координацию торговой политики в отношении стран, не являющихся участниками Соглашения; гармонизацию и (или) унификацию законодательства Сторон в той мере, в какой необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.
      В 1996 г. был заключен договор о Союзе Беларуси и России, предусматривающий широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества, он предусматривает признание дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан при получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального обеспечения и т.п. Однако, несмотря на наличие безусловных предпосылок для глубоких и интенсивных интеграционных процессов, они сталкиваются с немалыми объективными и субъективными препятствиями, прежде всего с сопротивлением интеграции с Белоруссией влиятельной части российской политической элиты по идеологическим соображениям.    С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. В дальнейшем к нему присоединился Таджикистан. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Условия Таможенного союза предусматривают постепенную унификацию хозяйственного права, согласование валютной и денежно-кредитной политики. Объем необходимой работы оказался очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали, поэтому результаты оказались меньше планировавшихся.       В 1996 г. был создан  Союз четырех (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который дополнял экономическую сферу сотрудничеством в    национальной и гуманитарной областях (науки, образования, культуры и др.). Предполагалось гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имело рамочный характер, на его базе должны были достигаться договоренности в конкретных областях.
      Общие интересы в развитии  регионального сотрудничества привели  к заключению  Центрально - азиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Его целью является координация политики в области экономики и обороны. Создание этого союза определялось стремлением его участников упрочить свои позиции вовне с помощью координации политики в областях, где имелись взаимные интересы, и интенсифицировать региональные отношения, используя территориальную и культурную близость, исторические связи и разделение труда, сложившееся еще в советские времена.       Под действием экономических реформ страны СНГ в течение 1994-1998 гг. образовали 4 региональных объединения различного типа: Союз Беларуси и России, Таможенный союз, Центрально - азиатское экономическое сообщество. Уровень экономического развития этих объединений в 1998 г. был все еще далек от того, которым они, как составные части единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, обладали в 1990 г. Ближе всего к этому рубежу приблизилось Центрально -азиатское экономическое сообщество. По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут ужиться с общими интеграционными процессами, а нередко — и стимулировать их, однако при условии, если между субрегиональными группировками не возникнут серьезные противоречия.
     Сегодня таможенное сотрудничество Федеральных Таможенных Служб (далее ФТС) России в формате СНГ строится с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества независимых государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, одобренных решением Совета глав государств СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года.

§2. Таможенное регулирование в рамках СНГ.

      Интеграционный процесс сегодня идет практически на всех странах и континентах. В этот процесс включаются различные по уровню своего политического и экономического развития государства. И Россия в этом плане не исключение.                       Страны современного мира стремятся к интеграции, которая облегчает движение товаров и капиталов, способствуя тем самым развитию экономики. Одним из элементов такой интеграции является унификация таможенных процедур и взаимное содействие в осуществлении функций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.   Современная практика осуществления такого сотрудничества в нашей стране идет по нескольким направлениям:
    Международно-правовое сотрудничество в рамках СНГ, развитие экономики стран которого идет в довольно схожих по своему характеру направлениях.
    Международно-правовое сотрудничество со странами — членами Всемирной торговой организации (ВТО), заменившей с 1 января 1995 г. Генеральную ассамблею (соглашение) по тарифам и торговле (ГАТТ), основной принцип деятельности которой — предоставление странами-участниками друг другу режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле (что означает — предоставление одним государством другому государству таких же преференций в отношении таможенных пошлин, иных таможенных платежей и эквивалентных им по значению налогов и сборов, какие предоставлены любому другому государству-участнику ВТО).
    Международно-правовое сотрудничество с иными государствами.
       В то же время, несмотря на кажущееся многообразие интеграционных группировок, закономерность этапов их экономической интеграции приблизительно одинакова и выглядит следующим образом:
    Создание зон свободной торговли, в рамках которой государства — их участники ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле.
    Создание таможенных союзов, обязательным условием которого является отмена таможенных пошлин и всевозможных количественных ограничений во взаимной торговле стран — их участников, установление единого таможенного тарифа и проведение единой таможенной политики по отношению к третьим странам.
    Создание общего рынка, при котором убираются не только барьеры во взаимной торговле между государствами, но и барьеры для свободного перемещения услуг, капиталов и граждан.
    Создание экономических союзов, для которых характерно образование единого рынка без границ и в дополнение ко всему вышеперечисленному также проведение государствами — его участниками скоординированной макроэкономической политики и создание системы коллективного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионах таковых союзов.
    Последним этапом служит создание политических союзов, для государств-участников которых характерно проведение согласованной внешней политики, а также согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции.
Результаты экономического сотрудничества и интеграции в рамках государств-участников СНГ будут зависеть, в том числе и от практического использования этими государствами уже накопленного международного опыта.
          Правовую основу такого сотрудничества составляет, прежде всего, утвержденный в 1993 г. Устав СНГ, который среди прочих намерений в деятельности Союза закрепил, и намерение государств создать общий рынок товаров и услуг, что невозможно сделать без участия в этом процессе таможенных органов.         Возглавляет и направляет работу по осуществлению взаимодействия таможенных служб стран СНГ специально для этого созданный орган — Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ. К компетенции этого международного органа относится создание условий для унификации таможенных правил и используемых для таможенных целей документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран-участниц Содружества.    В процессе осуществления своей деятельности в целях практического взаимодействия в сфере таможенного дела Советом были подготовлены и утверждены 10 февраля 1995 г. Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ. Данный документ, структура которого состоит из 13 43 главы и 234 статьи, определяет основные принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела в государствах-участниках СНГ.         В соответствии с Основами к сфере таможенного дела отнесены таможенная политика, порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, производство таможенного оформления и осуществление таможенного контроля (ошибка все та же — выделение таможенной политики наряду с мерами по ее реализации в качестве элемента таможенного дела).  Помимо Основ, являющихся базовым документов в сфере унификации таможенного регулирования стран-участников СНГ, существует еще целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие сотрудничества этих стран в таможенно-правовой сфере.       В частности, например, заключенное 8 июля 1995 г. Соглашение о порядке таможенного оформления товаров, происходящих с таможенных территорий государств-участников СНГ и перемещаемых между ними в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, целью которого явилось создание необходимых технических и прочих условий для практической реализации режима свободной торговли между этими государствами. А режим свободной торговли, предусмотренный соответствующим Соглашением о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, в свою очередь, предполагал освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и устранение всякого рода количественных ограничений.     Помимо общей унификации таможенных процедур в рамках стран СНГ, с некоторыми из этих стран Россия установила более тесные взаимоотношения в таможенно-правовой сфере. Так, с республиками Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия у России образован Таможенный союз. Первоначально соглашение о Таможенном союзе было подписано между Россией и Республикой Беларусь (6 января 1995 г.), а чуть позже к нему присоединились и остальные республики — его участники.  Формирование Таможенного союза осуществлялось в два этапа. В задачу первого этапа входило устранение имевшихся на тот период ограничений в торговле между его участниками, выработка единых таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении взаимоотношений с третьими странами. Этот этап формирования союза практически полностью был завершен к концу 1995 — началу 1996 г. Была разработана единая и введена в действие Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, определен единый порядок совместного ведения таможенной статистики внешней торговли в странах-участниках Союза, созданы представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах Республики Беларусь, в Казахстане и Киргизии, а также аналогичные их представительства в нашей стране. Кроме этого, проводилась также и активная работа по присоединению других стран СНГ к Таможенному союзу и создания единого таможенного пространства на территории СНГ, чего, к сожалению, так и не удалось пока сделать.  Вторым этапом планировалось объединение таможенных территорий государств-участников Таможенного союза в единую таможенную территорию, что позволило бы не только свободно перемещаться населению некогда «братских» народов по территории Союза без каких-либо ограничений со стороны таможни, но и посредством упразднения таможенных постов на границах этих стран, уделить больше внимания и финансовых средств на обустройство таможен и организацию таможенного контроля на внешних рубежах стран-участников.        На практике же упразднить таможенный контроль на границе, отменить контроль за товарами, происходящими с таможенной территории договорившихся государств, а также создать действенный механизм, позволяющий производить таможенное оформление товаров третьих стран в одном из государств без необходимости его дальнейшего оформления в другом государстве (куда товар, собственно, и предназначен) удалось только во взаимоотношениях между Россией и Беларусией. В отношениях с другими государствами СНГ — участниками Таможенного союза достичь таких результатов не удалось. Во взаимоотношениях России и Республики Беларусь унифицировались не только технологии таможенного оформления и контроля, методика определения таможенной стоимости товаров, но также идет и работа по унификации валютного законодательства, а также законодательства, регламентирующего юрисдикционную деятельность таможенных органов с целью снижения уровня правонарушений в таможенной сфере и повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов обоих государств. 
     Во  взаимоотношениях с остальными государствами-участниками Таможенного союза действует упрощенный порядок таможенного оформления товаров, происходящих из этих государств. Упрощенный порядок заключается в отказе от обязательного представления в таможенные органы грузовой таможенной декларации и в отмене взимания таможенных сборов за таможенное оформление таких товаров, а в остальном — порядок таможенного оформления и контроля остается единым. Таким образом можно сделать вывод, что Россия, страны СНГ - участники Таможенного союза и СНГ в целом на пути их интеграции в единый, прочный и сбалансированный элемент мировой экономической системы уже прошли ряд организационных этапов. Дальнейшее развитие механизма его становления можно будет проследить в динамике по мере углубления уже начатых интеграционных процессов.
 

§3. Проблемы и перспективы развития таможенного сотрудничества со странами СНГ.
     За  время, прошедшее после распада  СССР в странах Содружества произошли  значительные перемены, возникли существенные различия в хозяйственных механизмах и законодательствах, в принципах и способах регулирования внутренней и внешней экономической политики. 
        Несмотря на предпринимаемые усилия по созданию эффективного Экономического Союза, объединяющего страны участницы СНГ, приходится констатировать, что на этом направлении не удалось достичь желаемых  результатов.

     Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей подготовки персонала и т.д. создавали хорошие возможности для взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню часто не соответствует требованиям мировых рынков, но торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и технический уровень продукции легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля. 
     Сегодня у республик и регионов Российской Федерации в области развития сотрудничества с ближним зарубежьем значительно больше проблем, чем путей их решения.
     Эти проблемы носят в основном системный характер, связаны с темпами экономических и социально - политических реформ и не могут быть решены в короткие сроки.
       Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта стран - членов СНГ. Отрицательное воздействие на интеграционные процессы оказал финансовый кризис, разразившийся в России в августе 1998 г. Тем не менее, он серьезно не подорвал объективную заинтересованность стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связях.
     Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея интеграции «разных скоростей», т.е. создание союзов между различными странами — членами СНГ с разной степенью ин-тегрированности и с разными сферами совместной деятельности. Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Значительное большинство белорусского населения и высшее политическое руководство страны выступают за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфедеративного государства.   За интеграцией «разных скоростей» стоят объективные интересы стран — членов СНГ в различных областях. По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут ужиться с общими интеграционными процессами, а нередко — и стимулировать их, однако при условии, если между субрегиональными группировками не возникнут серьезные противоречия.     Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих факторов: от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран и многих других, как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития экономики и системных реформ, политики руководства в России — естественного интеграционного ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.   Основные сдерживающие факторы развития экономического сотрудничества хорошо известны. Это продолжающийся на всем пространстве СНГ спад производства; слабость экономик; проблема взаимных неплатежей предприятий; переориентация экспортных ресурсов на рынки дальнего зарубежья в целях получения твердой валюты; конкурентные преимущества товаров стран дальнего зарубежья не только по уровню качества и себестоимости, но и надежности торгового партнерства; сознательная диверсификация импорта странами СНГ с целью уменьшения импортной зависимости от России по стратегически важным товарам в пользу дальнего зарубежья; неработоспособность системы реальной конвертации национальных валют; отсутствие действенного механизма платежно-расчетных отношений; значительный рост транспортных тарифов, что делает в ряде случаев экономически нецелесообразным традиционный товарообмен.
     Сегодня всем очевидна острая необходимость  эффективной реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли, ликвидации технических барьеров и других ограничений. Которые мешают развитию свободного товарооборота, потребности в совершенствовании порядка взимания косвенных налогов, исключающем двойное налогообложение для товаропроизводителей, необходимость содействия отечественным банкам в развитии сети филиалов в странах Содружества, снижения уровня железнодорожных тарифов, унификации правил таможенных процедур с последующим переходом к более тесному таможенному и платежному взаимодействию. 
        Незрелость рыночных институтов, слабость в странах Содружества, в том числе и в России, среднего предпринимательского класса заставляет вести поиск новых принципов развития сотрудничества на макро- и микро- уровне. 
       Межгосударственный экономический Комитет стран Содружества представил концепцию экономического интеграционного развития СНГ, в которой нашли свое отражение приоритеты социально-экономического развития в условиях углубления межгосударственных экономических отношений, пути, мероприятия, механизмы и этапы их практического осуществления. 
 
       Вместе с тем вызывает определенное беспокойство стремление решения многих проблем исключительно политическими методами. В деятельности Содружества прослеживается ощутимый разрыв между уровнем политических контактов и темпами экономического сотрудничества. Отсутствие доверия, разобщенность целей, непоследовательность ставят политические интересы выше необходимости экономической интеграции и заставляют страны СНГ искать центры притяжения вне рамок Содружества. В результате растрачивается потенциал и те конкурентные преимущества, которые могли бы быть обращены на благо всех стран участниц.  
Попытки же искусственно форсировать процесс с целью создания нового союзного государства (как в случае с Беларусией) вызовет множество проблем в самой Российской Федерации.

     В рамках развития взаимовыгодного сотрудничества ведется поиск эффективных форм совместной производственной, научно-технической, инвестиционной и коммерческой деятельности, учреждаются совместные предприятия с участием партнеров из стран СНГ, создаются благоприятные условия для всесторонних контактов физических и юридических лиц, включая их участие в выставках и ярмарках, в обмене информацией и других формах сотрудничества. Лидирующая роль российской таможенной службы сохраняется в такой важной сфере сотрудничества, как обучение и подготовка кадров. Российская таможенная академия (далее РТА) является региональным базовым центром по подготовке кадров для таможенных служб государств - участников СНГ. С 1995 года в РТА поступило 644 человека из стран СНГ. В настоящее время в РТА обучается 315 студентов из стран СНГ, из них 137 по очной и 178 по заочной форме обучения. В адъюнктуре находятся на обучении в форме соискательства пять человек. Однако цифры отражают только количество. Подготовка квалифицированных кадров - это будущее таможенной системы СНГ и поэтому вырабатываются новые подходы к процессу обучения специалистов для таможенных органов. В рамках Совета одобрена Концепция профильной подготовки кадров для таможенных служб государств - участников СНГ на базе РТА, которая послужит основой для разработки Программы повышения эффективности и качества подготовки кадров.
     25-26 марта 2008 года в г. Таганроге  (Ростовская область) прошло заседание  экспертов Совета руководителей таможенных служб государств-участников Содружества Независимых Государств. В работе заседания приняли участие представители Федеральной таможенной службы, Российской таможенной академии, эксперты таможенных служб Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Украины.       Самые горячие дискуссии вызвал вопрос представителей таможенной службы Республики Беларусь, связанный с инвентаризацией международно-правовой базы СНГ в таможенной сфере. Эксперты отметили, что Основы таможенных законодательств СНГ морально устарели и требуют серьезного пересмотра. Кроме того, белорусские таможенники внесли вопрос об одобрении Положения о Секретариате Совета руководителей таможенных служб государств-участников СНГ.      Представители российской таможенной службы предложили проект Протокола об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств-участников СНГ. Также российской стороной были предложены к обсуждению вопросы практики применения государствами-участниками СНГ Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ на основе 4-ой редакции Гармонизированной Системы и Концепция профильной подготовки кадров для таможенных служб государств-участников СНГ на базе Российской таможенной академии. У таможенных служб Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии нет своих таможенных академий, и предложение о подготовке кадров в России и Украине эксперты внесли в повестку ближайшего заседания руководителей таможенных служб. ФТС России проводит большую работу по укреплению сотрудничества с государствами, входящими в Содружество Независимых Государств.
     Важным  для достижения целей экономического сотрудничества стран СНГ будет  оставаться комплекс вопросов, связанных  с тарифным и нетарифным регулированием. По этому направлению взаимодействие таможенных служб развивается достаточно эффективно. Среди основных механизмов упрощения процедур таможенного оформления центральное место занимает использование современных информационных технологий и доступ к ним всех участников процесса международной торговли. Актуальная для ФТС России тема - сотрудничество в области информационного обмена - находит свое воплощение и в формате СНГ. Разработан проект, и в ближайшее время ожидается подписание межведомственного Протокола об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств - участников СНГ, который послужит основой для развития "информационного" направления сотрудничества.
     Следует отметить, что положительной динамике таможенного сотрудничества способствуют инициативы таможенных служб по расширению взаимодействия с другими структурами СНГ, в частности в правоохранительной сфере. В 2004 году подписано Соглашение об информационном взаимодействии между Советом руководителей таможенных служб государств - участников СНГ и Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ.  С целью углубления таможенного сотрудничества в правоохранительной сфере при поддержке Экономического совета и Совета глав правительств СНГ при Совете руководителей таможенных служб в 2008 году создан Комитет глав правоохранительных подразделений таможенных служб СНГ, призванный коллегиально заниматься выработкой тактики борьбы с правонарушениями на всем пространстве Содружества.       Таможенными службами Союзного государства ведется совместная работа по обеспечению свободного перемещения товаров и транспортных средств через территорию государств - участников Договора о создании Союзного государства при соблюдении их таможенных законодательств.
     Без преувеличения можно сказать, что  имеющийся потенциал сотрудничества российских регионов с партнерами из стран СНГ огромен и признается всеми сторонами. В среднесрочной  перспективе удастся совместными усилиями переломить негативную ситуацию и выйти на уровень позитивных перемен в развитии взаимных торгово-экономических отношений государств - участников СНГ.        
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                          

        В заключение  можно отметить, что в условиях быстро развивающейся мировой торговли возрастает роль международного сотрудничества в таможенной сфере на пространстве СНГ. Оно должно быть, прежде всего, направлено на ускорение товарооборота во внешней торговле в интересах экономического развития государств – участников СНГ и одновременно обеспечивать взаимодействие таможенных служб в решении вопросов, связанных с предотвращением и пресечением таможенных правонарушений при перемещении товаров и транспортных средств через границы.
       С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, в состав, которого вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. А также в дальнейшем к нему присоединился Таджикистан. Целью данного Союза является создание единого таможенного пространства и унификация торговых режимов по отношению к третьим странам. Объем проделанной работы оказался большим, а интересы стран в конкретных областях не всегда совпадали, поэтому и результаты  оказались меньше, чем были запланированы. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.