На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование планирования маркетинговой деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………...……………………………………7                                                               
    1.1 Научный подход к управлению маркетинговой деятельностью…..……7
    1.2 Сущность и функции планирования ………………….…………………14
    1.3 Общие концепции планирования маркетинга ………………………….17
    1.4 Назначение и виды маркетинговых планов……………………………..21
    1.5 Последовательность разработки плана маркетинга…………………….25
ГЛАВА 2 Анализ маркетинговой деятельности на предприятии ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ…….…………………………………….30
      2.1 Организационно-правовая характеристика ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ…………………………………………………………………………………..30
      2.2 Планирование маркетинговой деятельности ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ…32
     2.3 Контроль маркетинговой деятельности ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ ….…..35

ГЛАВА 3 совершенствование планирования маркетинговой деятельности ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ……………………………..…………..37

      3.1 Совершенствование организационной структуры ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ………………………………...………………………………………………..37

      3.2 Совершенствование маркетинговой деятельности АО «АТЛАНТ» БСЗ………………………………………………………………………………….39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….43СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………46
приложения…………………………………………………………………….48 
ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может  нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом  все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие запросов. Этому и способствует  маркетинг.
       Маркетинг является фундаментом  для долгосрочного и оперативного  планирования производственно-коммерческой  деятельности предприятия, составления  программ производства, организации научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом системы управления предприятием.
     Сущность  маркетингового потенциала хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики состоит в способности маркетинговой системы предприятия обеспечить его постоянную конкурентоспособность на основе качественного управления и организации маркетинга предприятия в целом, эффективного использования человеческого капитала, применения новейшего маркетингового инструментария, рационального использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов.
     С увеличением динамики и сложности  среды, окружающей предприятие, возрастает роль систематического планирования, причем планирование должно позволять приспосабливаться к быстроизменяющимся условиям. Планирование маркетинга имеет в этой связи особое значение. В условиях, когда сбыт, становится наиболее узким местом, планирование маркетинга представляет основу для планирования других областей предприятия – снабжения, производства, финансов.
     Использование планирования в современный период обусловлено стремительным развитием  научно–технического прогресса, повышением степени риска в предпринимательской  деятельности, процессами дифференциации и диверсификации товарной номенклатуры и сфер бизнеса, усложнением организационной структуры и управления, необходимостью концентрации усилий на решении важнейших задач и перспективных направлениях.
     Планирование  маркетинга имеет следующие преимущества:
     - Позволяет координировать усилия  большего числа структурных служб,  подразделений и лиц, чья деятельность  взаимосвязана в производственно-  сбытовом цикле во времени  и пространстве;
     - Обеспечивает четкое взаимодействие  между исполнителями в целях  решения главных, приоритетных задач для компании в целом;
     - Помогает свести к минимуму  конфликты, возникающие в результате  неправильного или различного  понимания и толкования целей  фирмы;
     - Делает возможным определить  изменения в развитии рыночной  ситуации и внешней среды и обеспечить готовность фирмы к соответствующей и оптимальной реакции на эти изменения.
     Любое предприятие независимо от своих  масштабов, форм собственности и  сферы деятельности в условиях рынка  должно заниматься планированием, которое  подразумевает определение целей предприятия на перспективу, анализ их реализации и ресурсного обеспечения.
      Как уже было отмечено, в условиях  рыночных отношений и особенно в  переходный к рынку период маркетинг является одной из  важнейших экономических дисциплин. От того, насколько правильно построена система маркетинга, зависит эффективное функционирование  всего  народного хозяйства.
      Данная  тема является актуальной на сегодняшний  день, так как организация маркетинга на промышленных предприятиях определяется, прежде всего, ориентацией промышленных предприятий на удовлетворение в первую очередь потребностей потребителей продукции. Маркетинговая деятельность должна способствовать успешному решению, казалось бы, взаимоисключающих задач: повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителя и одновременно оперативно внедрять новую технику и технологию.
      Цель  работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и практического материала  изучить особенности планирования маркетинга на промышленном предприятии, а также особенности его на предприятиях Республики Беларусь.
      Для достижения данной цели в проекте  решены следующие задачи:
      - рассмотрен научный подход к управлению маркетинговой деятельностью промышленного предприятия;
      - изучены сущность и функции планирования;
      - охарактеризованы общие концепции планирования маркетинга;
      - рассмотрены назначение и виды маркетинговых планов;
      - проведена организационно-прововая характеристика ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ;
      - описаны планирование и контроль маркетинговой деятельности ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ;
      - рассмотрены мероприятия по совершенствованию организационной структуры ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ.
      Объектом исследования данной работы является планирование маркетинга на промышленном предприятии, а также его особенностей на предприятиях Республики Беларусь.
      Предмет исследования данной темы: планирование маркетинга на промышленном предприятии,  маркетинговая деятельность предприятия ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ, а также направления совершенствования планирования маркетинговой деятельности на предприятии.
      Новизна исследования состоит в том, что  изучив маркетинговую  деятельность предприятия ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ  в работе предлагаются пути совершенствования  планирования маркетинга на промышленном предприятии.
      В курсовой работе были использованы источники, наиболее полно освещающие вопросы  темы, а также Интернет-ресурсы. Основными  источниками информации при написании  курсовой работы послужили научно-популярные статьи, периодические издания и  книги под редакцией Егоров А.Ю., Никулин Л.Ф., Ковалев А.И., Войленко В.В., Ф. Котлера, Хруцкий В.Е. и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1
      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 

      1.1 Научный подход  к управлению маркетинговой  деятельностью 

      Фирма может строить свое управление исходя из разных концепций -  финансовой, просчитывая наиболее оптимальные сферы расходов и инвестиций; конкурентной, вытесняя любыми способами конкурента с рынка; товарной, улучшая качественные показатели своей продукции, и др. Однако в настоящее время наибольший эффект в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка.
      Маркетинг (от англ. market - рынок) - это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирм и предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг [1,с.124].
      Вот определение маркетинга Филиппа Котлера: Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
      Понятие «рынок» приводит к завершающему понятию цикла - «маркетингу». Маркетинг - это человеческая деятельность, так  или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых - удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Таким образом, мы возвращаемся к нашему определению маркетинга, как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
      Процесс обмена требует работы. Тому, кто  хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать  соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договориться о ценах и т.д. Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.
      Маркетинг – это не навязывание и проталкивание произведенного на неизвестный рынок товара, а научно разработанная концепция анализа и учета требований покупателей, требований конкретного сегмента рынка и разработка в соответствии с выявленными требованиями нового товара. Это система организации продаж, включая меры по стимулированию и рекламе. Это также система сбытовой сети каналов движения товара (посредники, филиалы  
и др.).

      Маркетинг – это умение встать по ту сторону  прилавка и посмотреть на бизнес глазами  покупателя. Это способность найти и удержать потребителя, удовлетворить его лучше и быстрее, чем это делает конкурент. Если в области финансовой деятельности фирмами до принятия маркетингового подхода больше внимания обращалось на себестоимость, нежели на цену, то маркетинг ориентирует производителей на цену, которую готов заплатить покупатель. Соответственно и бюджет фирмы должен строиться согласно требованиям в области сбыта. Если ранее предприятие выполняло научно-исследовательские разработки, касающиеся прежде всего производства, то система маркетинга главное внимание уделяет анализу ситуации на рынке. Если планирование ассортимента продукции прежде ориентировалось только на улучшение её качества, то система маркетинга учитывает главным образом требования покупателя.
      Поскольку товары и услуги, предназначенные для продажи, должны удовлетворять потребности покупателей, основным принципом маркетинга является ориентация на потребительский спрос. Распространено мнение, что «маркетинговая стратегия предполагает первоочередную ориентацию не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиентуры», и приводится в этой связи следующий принцип производства, основанного на общеизвестной концепции маркетинга: «Производить и продавать товары, которые безусловно будут куплены, а не стремиться навязывать людям то, что удалось произвести».
      С другой стороны, если потребителям предложить ответить на вопрос, какие новые  виды товаров и услуг или новое  качество существующих товаров и  услуг они хотели бы получить, большинство  не сможет четко сформулировать ответ, что особенно касается новой, ранее не встречавшейся продукции или нового качества товаров и услуг. В связи с этим предприятия, предполагающие выйти на рынок с новыми видами или новым качеством товаров и услуг, для обеспечения их продажи должны тем или иным образом довести до потенциальных потребителей соответствующую информацию. Следовательно, другим принципом маркетинга является активное влияние на потребительский спрос, или, иначе говоря, формирование потребительского спроса [6,с.65].
      Мировой и отечественный опыт маркетинговой  деятельности товаропроизводителей позволяет  сформулировать следующие важные положения:
    маркетинг, рассматриваемый как генеральная хозяйственная функция предприятия, - это системный подход к производственно-сбытовой деятельности с четко поставленной целью и определяемыми ею задачами, отработанными мерами по ее достижению с соответствующими организационно-управленческими, материальными, техническими, финансовыми, кадровыми и иными средствами для осуществления этих задач;
    маркетинг открывает товаропроизводителям четкую перспективу действий, нацеленную на рынок, позволяет придать этим действиям целенаправленный и скоординированный характер, наметить рыночные и иные цели и добиться их достижения наиболее эффективным путем;
    меры по обеспечению рыночного успеха товара, принятые лишь на этапе его сбыта, приносят ограниченные результаты. Именно на разработке и рыночном внедрении новых товаров на основе оцениваемых перспектив спроса на них должно быть сконцентрировано основное внимание;
    единой универсальной формулы для ведения работы на основе принципов маркетинга так же, как и единой организационно-управленческой схемы практической реализации маркетинга, не существует. Конкретные формы и содержание маркетинга определяются в зависимости от характера деятельности предприятия, его внутреннего потенциала и внешних условий, в которых протекает его деятельность. Главное при маркетинговом подходе - это, во-первых, целевая ориентация, и, во-вторых, приспособительный характер такой деятельности к внешней среде;
    переход к деятельности на основе принципов и методов маркетинга не происходит автоматически, - большинству российских предприятий предстоит очень большая подготовительная работа [9,с.135].
      Сущность  маркетинга, его концептуальные положения обусловливают основные принципы маркетинга (рисунок 1.1).
      
      Рисунок 1.1 Совокупность основных принципов маркетинга 

      Именно  эти принципы раскрывают главные, наиболее характерные сущностные признаки маркетинга. Совокупность приводимых принципов может расширяться или сужаться, но основополагающий (исходный) принцип - твердая ориентация на потребителя - в любом их сочетании обязательно присутствует. Именно этот принцип в конечном счете определяет появление других принципов маркетинга, подчиненных ему, т.е. принципов «второго порядка». Причем ориентация на потребителя ни в коей мере не означает пассивное следование маркетинга за потребителем, за его нуждами, которые нередко носят неявный характер. С достаточным основанием можно утверждать, что маркетинг «создает», а точнее, формирует потребителя.
      На  рисунке 1.2 показаны основные сферы применения маркетинга. В каждой из сфер могут быть выделены ее составляющие - к примеру, маркетинг потребительских товаров включает как отдельные однородные группы товаров (одежда, обувь, телевизоры, легковые автомобили), которые являются объектом воздействия маркетинга, направленного на постоянное взаимодействие «товар-покупатель», так и «побочные», и смежные области, где создается, производится, продвигается, обеспечивается товар, формируется его имидж.
      
      Рисунок 1.2 Виды основных моделей (областей применения) маркетинга
      Типы  маркетинга как фактора воздействия  на рыночный спрос и стоящего за ним покупателя (потребителя) приведены на рисунке 1.3.
      
      Рисунок 1.3 Типы маркетинга, используемые при различных состояниях спроса 

      Восемь  типов маркетинга практически раскрывают все главные направления его  воздействия на спрос - от создания (формирования) спроса до активного противодействия иррациональному спросу, объекты которого в ходе их потребления оказывают разрушающее воздействие на человеческий организм. Разумеется, на практике эти типы маркетинга проявляются не столь последовательно и прямолинейно. Так, в рамках маркетинговой политики, проводимой крупной промышленной фирмой с диверсифицированным производством, могут одновременно проявляться (явно или скрытно) почти все типы маркетинга.
      Принципы  маркетинга обусловливают общую  направленность целей фирмы в области маркетинга. Задача состоит в четком формулировании этих целей, без чего рыночный успех фирмы сомнителен. Именно четкая постановка целей предопределяет успех хозяйственной деятельности. Однако этой проблеме не придается должного значения. Известно например, что только 12% немецких фирм сформулировали конкретные цели своей деятельности, поддающиеся оценке и измерению, - прибыли этих фирм почти в 1,5 раза выше среднеотраслевой [7,с.178].
      Цели  маркетинга - формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы (предприятия), а также расширение объемов продаж, рыночной доли и прибылей. Производить то, что продается, а не продавать то, что производится, - основной лозунг маркетингового подхода в управлении научно-технической деятельностью, производством и сбытом для любой фирмы.
      Иными словами, прежде чем производить, фирма  должна провести тщательное изучение потребностей конкретных потребителей, в соответствии с полученными  данными доработать и усовершенствовать товар и только затем выходить с этим товаром на рынок. А не наоборот – произвести товар, а потом испытывать серьезные трудности в отношении его продажи.
      По  мнению профессора П. С. Завьялова цели маркетинга можно объединить в следующие группы:
        рыночные, т.е. ориентированные на достижение рыночных результатов (увеличение доли рынка, освоение новых рынков, ослабление рыночных позиций конкурентов и др.);
        собственно маркетинговые (формирование благоприятного имиджа фирмы, достижение высокой удовлетворенности потребителей, увеличение прибыльности маркетинговой деятельности и др.);
        структурно-управленческие (придание организационной структуре большей гибкости и адаптивности, нацеленность на достижение новых, более сложных стратегических целей и др.);
        обеспечивающие (стимулирующая, ценовая, сервисная политика и др.);
        контролирующие (контроль текущей, стратегической, финансовой деятельности).
      Кроме того, цели маркетинга должны:
    согласовываться с общефирменными целями и задачами;
    контролироваться должностными лицами, ответственными за их достижение;
    быть «привязаны» к определенным, точно обозначенным срокам;
    предусматривать моральные и материальные стимулы за их достижение.
      Основные  субъекты маркетинга, которые прямо  или косвенно участвуют в формировании маркетинговых целей и задач фирмы:
      Производитель;
      Организация-потребители;
      Специалисты по маркетингу;
      Розничная торговля;
      Оптовая торговля;
      Конечный потребитель (индивидуум). [16,с.126]
 
      1.2 Сущность и функции планирования 

      В современных рыночных отношениях планирование деятельности является важной основой их развития, так как действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, и каждое предприятие самостоятельно решает, какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем планируемом периоде. В результате этого в процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения предприятиями.
      Сущность  планирования заключается в научном  обосновании предстоящих экономических  целей развития и форм хозяйственной  деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.
      Понятие «планирование деятельности предприятия» имеет два смысла. Первый – общеэкономический, второй – конкретно-управленческий.
      С общеэкономической точки зрения планирование – это механизм, который заменяет цены и рынок. В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно они определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Предприятие как участник рыночной системы также вынуждено подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и решениями руководителей этих единиц. Они осознанно определяют основные направления хозяйственной деятельности своего предприятия, принимая необходимые плановые решения, учитывая внутреннюю природу предприятия.
      Планирование  с конкретно-управленческой точки  зрения является основной функцией менеджмента, в которой на основе определения целей деятельности выявляются необходимые для их достижения средства, а так же разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Сущность планирования в данном случае проявляется в конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
      На  основе вышесказанного можно дать следующие  определения.
      План  – это образ чего-либо, модель будущего, система мер, направленная на достижение поставленных задач.
      План  предприятия – заранее разработанная  система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации той или иной продукции или оказания услуг.[3,с.167]
      Планирование  – это процесс разработки и  последующего контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирования предприятия.
      Планирование  предусматривает разработку комплекса  мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Пирамида планирования: миссия предприятия – принципы работы предприятия – поставленные цели и задачи долгосрочного планирования работы – планируемые параметры эффективности – стратегия – способы достижения заданных параметров – тактика – средства реализации стратегии.
      На  нынешнем этапе развития большинства  российских предприятий главной  целью планирования провозглашается  получение максимальной прибыли. А  основными средствами роста доходов предприятия: первый – ориентация на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства.
      Таким образом, рыночное планирование внутрихозяйственной  деятельности служит основой современного производственного менеджмента, маркетинга и в целом всей экономической системы хозяйствования. Это означает, что процесс планирования должен реализовываться на базе системного подхода к решению возникающих на предприятии производственно-экономических проблем. А он включает: выбор целей, определение ресурсов, организацию процессов, контроль исполнения, мотивацию персонала и т.д. В этой работе участвуют многие категории персонала: руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др., обеспечивая технико-экономическое обоснование плана, вплоть до разработки частных комплексных бизнес-планов. [12,c.45] 

      1.3 Общие концепции  планирования маркетинга 

      Под планированием маркетинга понимается логическая последовательность отдельных  видов деятельности и процедур по постановке целей маркетинга, выбору стратегий маркетинга и разработке мероприятий по их достижению за определенный период исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана, т.е. это деятельность по разработке различных видов плана маркетинга. Эта деятельность является элементом более общего понятия - системы планирования маркетинга, включающей помимо разработки плана маркетинга также его реализацию и контроль.
      Планирование  маркетинга в разных организациях осуществляется по-разному. Это касается содержания плана, длительности горизонта планирования, последовательности разработки, организации планирования. Так, диапазон содержания плана маркетинга для различных компаний различен: иногда он лишь немного шире плана деятельности отдела сбыта. На другом полюсе - план маркетинга, основанный на широчайшем рассмотрении стратегии бизнеса, что выливается в разработку интегрального плана, охватывающего все рынки и продукты. Отдельные организации, особенно малые предприятия, могут не иметь плана маркетинга как цельного документа, включающего несколько видов планов маркетинга. Единственным плановым документом для таких организаций может быть бизнес-план, составленный или для организации в целом, или для отдельных направлений ее развития. В этом плане дается информация о рыночных сегментах и их емкости, рыночной доле; приводится характеристика потребителей и конкурентов, описываются барьеры проникновения на рынок; формулируются стратегии маркетинга; даются прогнозные оценки объемов сбыта на несколько лет с погодовой разбивкой.
      В общем случае можно говорить о  разработке стратегических, как правило, долгосрочных планов и тактических (текущих), как правило, годовых и  более детальных планов маркетинга. Стратегический план маркетинга направлен  на решение бездетальной проработки стратегических задач маркетинговой деятельности применительно к компании в целом и к отдельным стратегическим хозяйственным единицам.
      Стратегический  план маркетинга, как правило, разрабатываемый  на 3-5 и более лет, описывает главные  факторы и силы, которые на протяжении нескольких лет, как ожидается, будут воздействовать на организацию, а также содержит долгосрочные цели и главные маркетинговые стратегии с указанием ресурсов, необходимых для их реализации.
      Стратегический  план обычно пересматривается и уточняется ежегодно, на его основе разрабатывается годовой план, который детализирован в гораздо большей степени.
      Годовой план маркетинга описывает текущую  маркетинговую ситуацию, цели маркетинговой  деятельности, маркетинговые стратегии  на текущий год. Годовой план маркетинга охватывает планы для отдельных продуктовых линий, отдельных видов продуктов и отдельных рынков. Таким образом, годовой план маркетинга действует на уровне отдельных подразделений организации и функций маркетинга и включает в свой состав решение вопросов в следующих областях:
      1. Маркетинговые исследования.
      2. Продуктовая политика.
      3. Ценовая политика.
      4. Товарораспределительная политика.
      5. Коммуникационная политика.
      Содержание  процесса планирования маркетинговой  деятельности, в значительной степени зависит от уровня централизации планирования и управления.
      Для компании, действующей на многих отдаленных рынках, характерна, как правило, высокая  степень самостоятельности отдельных  подразделений в принятии решений. Напротив, компания, сбывающая однородную продукцию на одном рынке, как правило, тяготеет к централизации планирования и управления. [21,с.56]
      Степень формализации систем планирования в  существенной мере зависит от многих факторов, в том числе от положения  компании и особенностей ее деятельности на рынке. Компании, действующие на рынках с определенным кругом потребителей, установившейся структурой спроса и конкуренции, т.е. на так называемых «зрелых» рынках, как правило, используют относительно формализованные плановые системы, с жестко обусловленными плановыми периодами, распределением функций планирования и системой разработки плана.
      Компании, специфика деятельности которых заключается  в наличии нескольких рыночных сегментов с неопределенными колебаниями объема и структуры спроса, высокой степенью риска при проведении коммерческих операций, агрессивными, растущими конкурентами, чаще ориентируются на гибкое управление маркетингом с использованием ситуационных планов и сценариев, разрабатываемых по мере возникновения потенциально опасных ситуаций или появления новых перспектив развития компании.
      Однако  следует отметить, что детальные  ситуационные маркетинговые планы  имеет только каждая четвертая компания. Эти планы «запускаются», как  только произойдет какое-то определенное событие.
      То  или иное событие становится объектом ситуационного планирования, когда  это событие может сильно повлиять на деятельность компании (конкурент  вышел на рынок с новой продукцией, изменилась политическая ситуация в  регионе и т.п.) и имеется определенная вероятность его реализации. Когда такие чрезвычайные ситуации происходят, желательно иметь разработанные заранее планы действия. Время здесь становится критическим фактором, и, не имея плановых заготовок, компания может оказаться в трудной ситуации.
      Другой  подход, дающий возможность учесть внешние и внутренние изменения, касающиеся компании, состоит в использовании  систем планирования маркетинга, предусматривающих  регулярное, периодическое внесение изменений в планы маркетинговой  деятельности (использование систем непрерывного планирования). [19,с.148]
      Крайний вариант гибкой системы планирования - это полный отказ от периодизации этапов принятия маркетинговых решений, выдвижение плановых установок в  соответствии с появлением новых  проблем и, наконец, решение вопросов финансирования, сбыта и других на основе личных контактов руководства компании с руководством подразделений. Однако такой вариант малоприменим в крупных компаниях, где комплекс маркетинговых вопросов весьма разнообразен, число подразделений велико, а система управления является сложной.
      Выбор горизонта планирования при разработке маркетинговых планов определяется как особенностями деятельности компании, так и традициями, «вкусами»  руководителей. Большое число компаний разрабатывает только годовой план или годовой план плюс краткие указания на последующие годы. Меньшее число компаний разрабатывает или маркетинговый план на срок, превышающий один год (как правило, на три года, пять или более лет), или годовой и долгосрочный планы (этот долгосрочный план часто имеет черты, свойственные плану развития компании в целом, а не только плану маркетинговой деятельности). Маркетинговые планы длительностью менее одного года обычно разрабатывают компании, испытывающие сезонные колебания объема продаж.
      Эффективность планирования маркетинга существенно  повышается, когда сотрудники маркетинговых  подразделений понимают процесс  планирования в компании в целом.
      Обобщая вышеизложенное, можно выделить несколько  принципов, которые следует использовать отечественным предприятиям при планировании своей маркетинговой деятельности.
      1. Системный подход к планированию. План предприятия - это система,  объединяющая ряд взаимосвязанных  планов, одним из которых является  план маркетинга.
      2. Разнообразие видов предприятий, их целей и задач, выпускаемой продукции (услуг) порождает разнообразие подходов к организации планирования маркетинговой деятельности.
      3. Многовариантный ситуационный характер  планирования.
      4. Динамичный, непрерывный характер  планирования, немедленное внесение в планы всех изменений, влияющих на деятельность предприятия.
      5. Наличие понимаемой всеми принимающими  участие в планировании маркетинга  концепции его планирования; каждый  сотрудник, реализующий планы  маркетинга, должен принять участие  в их разработке. [22,с.215] 

      1.4 Назначение и виды  маркетинговых планов 

      Распространенное  у нас в недавние времена предубеждение  о несовместимости рыночной системы  и плановых методов хозяйствования легко опровергается живой практикой  организации маркетинговой деятельности. Ее управленческую основу как раз и составляют разнообразные планы: долго-, средне- и краткосрочные. Долгосрочный стратегический план маркетинга может быть рассчитан на 10, 15 и даже 25 лет. Основным рабочим планом обычно считается годовой план, включающий в себя и поквартальную разбивку.
      Маркетинговые планы нужны фирме для того, чтобы в соответствии с выбранной  стратегией своевременно и в заданных пропорциях обновлять ассортимент  товаров, балансировать ценовые  изменения, оптимальным образом  рассредоточить во времени рекламные усилия, целенаправленно развивать сбытовую активность. В конечном счете маркетинговые планы дают четкие ответы на вопросы о том, что необходимо сделать, кто за это несет ответственность и является исполнителем, какие должны быть соблюдены сроки, какие будут получены результаты и в какую сумму обойдется фирме запланированная активность.
      Планы маркетинга могут быть как жесткими, так и гибкими. Степень их гибкости нарастает по мере неопределенности, осложнения прогноза рыночной ситуации, включая поведение как клиентов, так и конкурентов.  На зрелых, стабильных рынках с легко предсказуемыми параметрами спроса и традициями поведения участников обычно применяются детальные формализованные планы. В ситуациях с высоким уровнем неопределенности, неустойчивости риска предпочтительны гибкие планы-сценарии, разрабатываемые при участии более широкого круга специалистов-экспертов и предполагающие оперативную корректировку планов по мере выявления не предвиденных заранее угроз или перспектив (SWOT-анализ). [12,с.256]
      Различной может быть и степень централизации  процесса маркетингового планирования. Если перемены, заложенные в маркетинговой  стратегии, радикальны и требуют  ресурсов, которых нет в распоряжении подразделений, то доля и вес централизованного  планирования со стороны руководства фирмы обычно возрастают. В других случаях, в том числе при высокой степени автономности филиалов и подразделений, центральный аппарат управления задает лишь общие плановые ориентиры для детальной проработки в планах подразделений.
      План  маркетинга – это организационно-управленческий документ, позволяющий свести воедино  все виды маркетинговой деятельности в соответствии с целями фирмы, ее ресурсами, организацией. На его базе формируется бюджет маркетинга, осуществляется контроль рыночного поведения и результатов фирмы.
      В маркетинге планирование и его результат  – план – занимают весьма почетное место. Более того, план маркетинга – это одна из важнейших коммерческих тайн любой фирмы.
      Сводный план маркетинга невозможно составить, не базируясь на планах по отдельным направлениям маркетинговой деятельности. Особо выделяются планы изучения рынка и обновления ассортимента, план рекламной деятельности и организации взаимоотношений с общественностью, планы стимулирования сбыта, продаж.
      Составляя план изучения рынка, разработчик основывается на стратегическом выборе фирмы в отношении товаров, их ассортимента, групп покупателей и каналов сбыта. Здесь нужно определить основные объекты изучения: сегменты рынка и целевые группы покупателей; имеющиеся на рынке товары и уровни цен; стратегии конкурентов; действующие и возможные каналы сбыта; целесообразность экспериментальных продаж. Затем определяются сроки и регионы исследований, исследовательский персонал. В плане также может быть отражен инструментарий исследований; в таком случае будет легче определить требуемые ресурсы для его осуществления.
        Рекламный план составляется  на основе стратегического выбора  сегментов рынка. Здесь определяются  действия и потребные затраты  на конкретные средства рекламы,  ее носители и сроки рекламирования, реализация которых должна предоставить необходимую информацию и побудить к покупке определенное число клиентов.
      План  стимулирования сбыта и продаж базируются на стратегических целях оборота, прибыли, запланированного удельного веса на рынке, политики в отношении каналов сбыта и конечных потребителей. Он подразделяется в соответствии с группами товаров, покупателей, территориями и сроками продаж, сбыта. Ключевыми для этого плана являются проблемы работы с каналами сбыта, определения методов повышения их мотивации в успешной работе, согласования взаимодействия.
      Составляются  также планы разработки рынка, поездок  персонала, обучения работников различных  категорий и специалистов, информационного  обслуживания и др. [23,с.122]
      Причины возможных неудач в маркетинговом  планировании.
      Первая  группа причин связана с некорректностью целевой ориентации фирмы. Притязания фирмы могут быть лишком завышены, а цены – нереалистичны. Если  выбрали цель, направленную против потребителя, фирма в конце концов тоже потерпит неудачу. Возможно и то, что руководство не учло сложившийся дисбаланс целей и ресурсов.
      Вторая  группа причин определяется дефектами  команды составителей, разработчиков  плана. Хотя бы некоторые из ее членов могут быть не вполне профессиональны. Еще хуже, если они равнодушны к  качеству и выполнению плана из-за отсутствия ответственности или слабости стимулов. Возможно, что в команде не сложилось взаимодействие ее участников, в том числе отношения руководства и подчинения. Может оказаться неоптимальным сам состав команды; если планируют одни работники, а выполнять будут другие, не принимавшие участия в разработке плана, то успехов ожидать не приходится.
      Большая группа причин возможных неудач –  это дефекты в содержании плана. Например, он может быть некомплектным. Другие типичные ошибки этой группы –  нечеткость в определении задач и потребных ресурсов, «кабинетность» разработки плана, опора исключительно на информацию «из вторых рук» при его разработке, поверхность анализа и укороченные по срокам прогнозы, излишняя централизация и жесткость, безальтернативность планов.
      Неудачи плана могут быть предопределены и дефектами структуры управления, взаимоотношений на фирме в целом. Обречен план, слабо поддерживаемый руководством фирмы, выполняемый бесконтрольно, при низком статусе маркетинга на фирме. Свою роковую роль может сыграть и вполне известный нам принцип остаточного финансирования, если он будет применен при формировании бюджета маркетинга. [14,с.90]  

      1.5 Последовательность  разработки плана  маркетинга 

       В большинстве  компаний вне зависимости от используемого  типа плана маркетинговой деятельности его разработке предшествует разработка плана деятельности компании в целом. Маркетинг - это только ветвь, хотя и очень важная, на дереве плана компании. [4,c.48]  

      Рисунок 1.4 Схема разработки плана деятельности предприятия.
      Однако, так как, в условиях жесткой конкуренции маркетинг является основной функцией предприятия, то и план маркетинга доминирует над другими планами и разрабатывается в первую очередь, и вот почему:
      1. решения в области маркетинга являются приоритетными, так как определяют, что именно предприятие будет производить, по какой цене и где продавать, как рекламировать;
      2. содержание маркетингового плана  оказывает непосредственное влияние  на показатели других планов (вопросы ценообразования, определяемые в маркетинговом плане, влияют на финансовые показатели, решение о разработке и выпуске новой продукции окажет влияние на производственный план);
      Далее, так как маркетинг является основной функцией, обеспечивающей связь между  желаниями потребителя и возможностями компании, то формирование миссии бизнеса, проведение SWOT-анализа и формирование общих целей и стратегии предприятия также становится маркетинговой задачей. [19,с.144]
      Чтобы выяснить, зачем нужен план маркетинга, рассмотрим проблемы, которые возникают  на предприятии при отсутствии плана маркетинга, а также те результаты, которые предприятие получает после его разработки таблица 1.1.
      Таким образом, план маркетинга:
    систематизирует и доносит до всех сотрудников предприятия те идеи, которые до его составления находились исключительно в голове руководителя;
    позволяет четко установить цели и проконтролировать их достижение;
    является документом, организующим работу всего предприятия;
    позволяет избежать лишних действий, не приводящих к намеченным целям;
    позволяет четко распределять время и другие ресурсы;
    наличие плана мобилизует сотрудников компании.
      Иными словами, план маркетинга помогает повысить эффективность работы предприятия  за счет четкого определения целей и методов их достижения, устранения неясностей и лишних действий, не приводящих к запланированным результатам.
      Таблица 1.1 - Проблемы, вызванные отсутствием плана маркетинга
      Проблемы, вызванные отсутствием плана  маркетинга       Результаты  разработки плана маркетинга
      у предприятия есть несколько вариантов  развития, но не решено, в какой из них лучше вкладывать деньги;       определен перечень привлекательных направлений  развития, непривлекательные отброшены;
      неизвестно, на каких покупателей нужно ориентироваться в первую очередь;       определена  группа целевых потребителей и получено их описание;
      неизвестно, какие виды продукции надо развивать, какие совершенствовать, от каких - отказываться;       определены  сильные и слабые стороны предприятия - ясно, какие проблемы нужно решать в первую очередь;
      предприятие развивается «рывками», четкие перспективы развития отсутствуют.       установлен  четкий план действий, который должен привести к намеченным целям.
      Алгоритм  разработки плана маркетинга:
      Шаг 1. Определение миссии предприятия.
      Миссия - это краткое выражение основной цели организации, четко сформулированная причина его существования. В Миссии должно быть отражено: кто ваши клиенты, какие товары и услуги Вы им предлагаете, какими ценностями руководствуетесь и к чему стремитесь. Миссия должна быть очень привлекательна, но практически недостижима.
      При отсутствия миссии на предприятии возникают  следующие проблемы:
    Несогласованность различных проектов;
    Сложности при планировании;
    Формируется отрицательный имидж и снижается лояльность работников.
      Напротив, наличие миссии:
    Определяет цели предприятия;
    Побуждает сотрудников к совместной работе по достижению этой цели;
    Помогает в планировании;
    Облегчает привлечение инвестиций;
    Позволяет выгодно отличаться от конкурентов.
      Таким образом, миссия необходима:
      Сотрудникам - чтобы работать не только за зарплату, но и «за идею»;
      Руководителям - для облегчения управления сотрудниками:
      Клиентам - чтобы четче осознать внимание предприятия к их потребностям.
      После того, как миссия разработана, ее обязательно  нужно внедрить в сознание сотрудников предприятия, его клиентов, партнеров и общественности.
      Шаг 2. SWOT-анализ - это анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из ближайшего окружения предприятия (внешней среды). Данный анализ дает очень четкое понятие о том, где находится предприятие и что оно из себя представляет.
      Процедура проведения SWOT-анализа в общем  виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем  сопоставляются сильные и слабые стороны вашего предприятия и  возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет вам определить, какие шаги могут быть предприняты для развития вашего предприятия, а также какие проблемы вам необходимо срочно решить.
      Шаг 3. Определение целей и стратегии организации в целом. Данный раздел представляет собой основу для разработки конкретной программы маркетинговых действий.
      Шаг 4. Определение задач и программы действий по их реализации. На данном этапе определяются задачи отдела маркетинга в рамках общего плана предприятия, и разрабатывается программа действий, направленная на решение этих задач.
      Шаг 5. Составление плана маркетинга и контроль за его выполнением. На данном этапе составляется сам документ и определяются значения параметров, по которым впоследствии будет контролироваться выполнение плана маркетинга. [20,с.176]
      После завершения этих этапов маркетингового планирования необходимо еще раз  убедиться в возможности достижения поставленных целей и принятых стратегий.
      Не  исключено, что необходимо провести тестирование рынка, организовать пробные продажи, реализовать какие-то другие мероприятия, позволяющие взглянуть на принятые решения под другим углом зрения. Очевидно, что процесс планирования маркетинга, как и любой процесс принятия решений, носит итеративный характер и может потребовать вернуться к начальным этапам планирования. [20,с.132] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2
      Анализ  маркетинговой деятельности на предприятии ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ 

      2.1 Организационно-правовая характеристика ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ
     Барановичский станкостроительный завод (БСЗ) был  введен в действие в 1986 году.
     Адрес: 225320, Республика Беларусь,
     Брестская область, г. Барановичи,
     ул. Наконечникова, 50.
     Цель  образования завода - выпуск автоматических линий, станков, нестандартизованного оборудования, штамповок, сварных металлоконструкций.
     Цель ассоциации - ускоренное налаживание выпуска моторов-компрессоров для холодильников на базе современной техники и технологии.
     Согласно  уставу закрытого акционерного общества «Атлант» Барановичский станкостроительный завод является производственной структурной единицей акционерного общества, которая в дальнейшем действует без права юридического лица, имеет законченный баланс и текущие (субрасчетные) счета в учреждениях банка, самостоятельно ведет расчеты с поставщиками и потребителями, имеет аппарат управления для осуществления хозяйственной деятельности.
     В своей деятельности БСЗ руководствуется  законодательством Республики Беларусь, Уставом ЗАО «Атлант», Положением о производственной структурной единице закрытого акционерного общества «Атлант» «Барановичский станкостроительный завод», решениями собрания акционеров, наблюдательного совета ЗАО «Атлант», приказами и распоряжениями генерального директора ЗАО «Атлант», положением о заместителе генерального директора ЗАО «Атлант» - директоре Барановичского станкостроительного завода, и приказами и распоряжениями директора БСЗ ЗАО «Атлант».
     Акционерное общество было создано в целях:
     -насыщения рынка сбыта высококачественными холодильниками, морозильниками, иными товарами народного потребления и продукцией производственно-технического назначения;
     -выполнение работ и оказания услуг предприятиям и гражданам;
     -развития торговли;
     -получения прибыли;
     -дальнейшего повышения благосостояния и улучшения социально-бытовых условий жизни работников ЗАО «Атлант» и членов их семей. Основные виды выпускаемой продукции:
     -компрессоры к бытовым холодильникам и морозильникам,
     -стальные поковки и штамповки,
     -сварные металлоконструкции,
     -станки и автоматические линии для обработки металлов, керамики по собственным индивидуальным и типовым проектам,
     -комплексы  оборудования по переработке  пластмасс, включая термопластавтоматы,
     -нестандартизированное оборудование,
     -чугунное литье,
     -замки накладные и врезные.
     Производственная  единица БСЗ в пределах прав, предоставленных ей ЗАО «Атлант», осуществляет внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
     В состав Закрытого акционерного общества «Атлант» входят предприятия:
     - Минский завод холодильников, который выпускает бытовые холодильники, морозильники и вертикальные холодильники-витрины для торговых предприятий;
     - Барановичский станкостроительный завод, который выпускает, компрессоры для бытовых холодильников, технологические комплексы по переработке пластмасс, конвейерные системы.
     - Завод бытовой техники, выпускающий стиральные машины и осваивающий производство других электробытовых приборов.
      2.2 Планирование маркетинговой деятельности ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ
      Маркетинговая деятельность на ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ направлена на изучение покупательского спроса и требований рынка, реализацию полученных результатов в производственной программе завода и представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких вопросов, как:
      - Анализ внешней среды, в которую входят рынки, источники снабжения и  другое, что позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие препятствие этому. Результаты анализа формируется банк данных для принятия обоснованных маркетинговых решений;
      - Проводимый анализ потребителей, как актуальных, так и потенциальных, заключается в исследовании демографических, экономических, географических и иных характеристик людей, имеющих право принимать решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения как нашего, так и конкурирующего товаров;
      - Изучение существующих и планируемых к выпуску товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая ассортимент их и параметрические ряды, упаковку и т.д., позволяет устаревшие товары, не дающие прибыли, снимают с производства и экспорта;
      - Планирование товародвижения и сбыта;
      - Обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий и различных экономических стимулов, направленных на покупателей;
      - Обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определении «технологии» использования цен;
      - Удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должные уровни безопасности использования товара и защиты окружающей среды; соответствие морально-этическим правилам; должный уровень потребительских свойств товара;
      - Управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, т.е. планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.
      Для осуществления вышеперечисленных мероприятий, необходимо учитывать большую роль тех, от кого, в сущности, и зависит эффективность проведения маркетинговой стратегии, а именно субъектов маркетинга, которые включают производителей и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей. Важно отметить, что хотя ответственность за выполнение маркетинговых функций может делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем-то выполняться.
      
      Рисунок 2.1 - Основные показатели маркетинговой деятельности
      Деятельность  ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ начинается с маркетингового анализа, основными задачами которого являются:
      - изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;
      - анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;
      - оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения её уровня;
      - разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;
      - оценка эффективности производства и сбыта продукции.
      Стратегической  целью ЗАО «АТЛАНТ» БСЗ является максимизация прибыли, увеличение доли рынка в странах СНГ и дальнего зарубежья.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.