На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Окказионализмы в творчестве Б. Л. Пастернака

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


            Министерство образования и науки Российской Федерации
             Коломенский  государственный педагогический  институт 
                                       Кафедра русского языка 
 
 
 

                 ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
                                 Б.Л. ПАСТЕРНАКА 

           
 

         Курсовая работа студента 3 курса
                                                                     филологического факультета
                                                                      Назаровой Евгении Ивановны  
 

                                                                    Научный руководитель
                                                                    доцент, канд. филол. наук
                                                                    Костякова Л.Н.
                                                                  
                     
 
 
 
 

         Коломна
         2006
         Оглавление  
 

         1. Введение
         2. Окказиональные  слова 
         3. Использование  окказионализмов в творчестве писателей
         4. Своеобразие творчества  Б.Л. Пастернака 
         5. Окказионализмы в творчестве Б. Пастернак
         6. Заключение 
         7. Библиография 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Введение 

         Словотворчество – один из излюбленных художественных средств, к которому довольно часто прибегают писатели. Этот прием основан на словообразовательных возможностях русского языка.
               Индивидуально-авторские  изобретения появляются потому, что русское словообразование предоставляет потенциальные возможности создания новых слов по высокопродуктивным моделям. Ф. де Соссюр писал по этому поводу: «Ошибочно думать, что процесс словотворчества приурочен точно к моменту возникновения новообразования; элементы нового слова были даны уже раньше. Импровизируемое мною слово <…> уже существует потенциально в языке: все его элементы встречаются в синтагмах <…>, а его реализация есть факт незначительный по сравнению с самой возможностью его образования». [5,с.200]
               Именно по этой причине, что окказионализмы (лат.оccasionalis «случайный»), то есть авторские слова, создаются по хорошо известным словообразовательным моделям, мы, впервые услышав или прочитав такое слово, понимаем его смысл и способны оценить художественную находку автора. Таким образом, в этих новообразованиях сочетаются общие закономерности русского словообразования, его типов и способов с индивидуальным авторским словотворчеством.
               Одним из поэтов, который через языковые связи и модели стремился к познанию окружающего мира, был Б.Пастернак. Однако нет еще работы, дающей представление о системе окказиональных образований в творчестве Пастернака Б.Л., представляющей их словообразовательный и семантический анализ – это и определяет актуальность нашего исследования.
               Цель  работы состоит в исследовании способов образования и  классификации окказиональных слов в поэзии Пастернака. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач: 1. Определение состава окказионализмов. 2. Составление типологической классификации. 3. Анализ словообразовательных особенностей окказиональных образований. 
         Объектом данной  работы являются окказиональные словообразования, а предметом исследования – строение создаваемых слов. 
         Материалы нашей  работы могут быть использованы в практике преподавания русского языка учащимся различных уровней и категорий.
         В основе обозначенных в исследовании задач использовался описательный метод анализа языкового материала, который состоял в сборе фактов, их систематизации и последующем описании,  применялся морфемный  и словообразовательный анализы.
         В начале работы мы дадим  представление об окказиональных словах, их видах и способах образовании, затем покажем, как в своем творчестве использовали окказионализмы писатели, приведем краткую характеристику анализа творчества Пастернака. Такое построение работы поможет нам понять, какую роль играют окказионализмы в творчестве Б.Л. Пастернака.
         Материал для данной работы извлекался из сборника «Б. Пастернак. Стихотворения и поэмы» и составил 100 окказиональных единиц. 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Окказиональные  слова 

               Широко известно, что в речи (письменной или устной) постоянно возникают новые слова, которые, удовлетворив разовую потребность в них, исчезают или же, отвечая нуждам широкого общения, закрепляются в языке, утрачивая свойство новизны и необычности. Так появляются индивидуально-авторские изобретения, которые предоставляют потенциальные возможности для создания новых слов по высокопродуктивным моделям и которые сохраняют свою новизну. Такие образования получили название окказионализмы. 
               Термином «окказиональный» обозначают факты, не соответствующие общепринятым языковым нормам. Окказиональные слова отличаются тем, что при их образовании нарушаются (обычно сознательно, в целях экспрессивности) законы построения и употребления соответствующих общеязыковых единиц. Их еще называют «словами одноразового пользования» (М.В. Панов), так как их невозможно найти в толковом словаре, а живут они в авторском контексте.
         Окказиональные факты – это факты речи, а не факты языка. Окказиональные слова противостоят словам узуальным. Окказиональные слова отличаются от новообразований языка (неологизмов) тем, что сохраняют свою новизну, свежесть независимо от реального времени их создания.
         Окказиональные явления обычно бывают индивидуальными новшествами, принадлежащими отдельным лицам, часто писателям. Поэтому окказионализмы разного рода иногда называют индивидуальными (или авторскими), подчеркивая их необщепринятость и отнесенность к известному создателю. При этом окказиональное (или индивидуальное) противопоставляют общенародному, языковому. Однако отличительной особенностью окказионализмов является не их связь с определенным творцом (индивидуальный характер), а то, что при их образовании произошло нарушение действующих в языке законов производства тех или иных единиц. Окказиональные слова – антиподы слов потенциальных, так как последние создаются по законам словообразования. Нет принципиальных отличий между окказионализмами авторскими (писательскими) и окказионализмами, не претендующими на авторство, - детскими или разговорными, ибо в этих трех сферах преимущественно и создаются окказионализмы.
               Существует несколько  видов окказионализмов. С точки  зрения того, как именно нарушаются при окказиональном словообразовании законы действия словообразовательного типа, можно различать два вида окказионализмов: 1) произведенные с нарушением законов системной продуктивности словообразовательных типов; 2) произведенные по образцу непродуктивных и малопродуктивных в ту или иную эпоху, т.е. с нарушением законов эмпирической продуктивности.
         В окказионализмах  первого вида нарушаются условия  образования производных слов того или иного типа безразлично к  тому, обладает ли данный тип эмпирической продуктивностью или нет.
         В окказионализмах  второго вида нарушается общая пассивность, бездеятельность типа в ту или  иную эпоху, но условия образования  производных слов этого типа не затрагиваются.
         Образцом для производства окказионализмов может быть не только непродуктивный словообразовательный тип, но и отдельное непроизводное, но членимое слово. В таком случае говорят о словообразовании по конкретному образцу (термин Н.А. Янко – Триницкой). Это третий вид окказионализмов. Этот вид окказионального словообразования объясняется тем, что непроизводные, но членимые слова являются определенными  структурами, которые могут действовать как образец.
         Окказиональное словообразование названных видов (как и любое  словообразование) совершается под  воздействием аналогии. Аналогия при этом действует и как фактор регулярности, единообразия (так как окказионализм, беря за образец обычное слово, чем-то не похож на него, отличается от него). Именно поэтому окказиональные слова непредсказуемы. Их появление в языке нельзя предвидеть. Этим они отличаются от слов, производимых по правилам продуктивности, появление которых можно предугадать.
         При образовании  окказионализмов действуют и  специфические способы словообразования. Один из них – каламбурный. Окказионализм по форме напоминает узуальное слово, которое, однако, изменено так, что каламбурно сближается со словами других семантических групп. Сталкиваясь в структуре окказионализма, два близких по звучанию, но далеких по значению узуальных слова формируют сложную семантику окказионализма, в результате чего окказионализм приобретает  каламбурное звучание.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Использование окказионализмов  в творчестве писателей  

         В произведениях  художественной литературы использование  окказионализмов обычно связано  с явно выраженным стилистическим заданием. Так, основное назначение окказионализмов М.Е. Салтыкова-Щедрина – служить выразительным средством сатиры: мечтали о подкузьмлении; плевание в глаза; трясение поджилок; метание взоров; покоробление уст; толчение воды; сокрушение зубов; подслушивательный интерес; плясательное времяпрепровождение.
          Интересен окказионализм «кюхельбекерно». Это наречие, созданное вопреки законам словообразования. Оно образовано от фамилии друга Пушкина поэта Вильгельма Кюхельбекера. Между тем наречия от имен собственных в русском языке не образуются. Они образуются от основ прилагательных: веселый – весело, быстрый – быстро, честный – честно.
               Возможность создания образного звучания текстов привела  некоторых поэтов к попыткам создавать  оригинальные стихотворения из придуманных ими самими слов. Конечно, эти создания нельзя считать словами в строгом смысле: звуковой ряд без утвержденного за ним значения не есть слово.  
         Словотворчество В.Маяковского  имело в своей основе поиски экономной  и емкой формы создания образа, протест против эстетизированной «красивости» лексики символистов, стремление найти в слове новые оттенки значения. Весьма выразительны такие сочетания, как весь день над дверью звоночный звяк, костылей кастаньентный теньк, улица корчится безъязыкая, змея двухметроворостая, книга времени тысячелистая, стотысячесабельной конницы бег. Создавая яркие определения, он использовал разные способы образования: молоткастый, распронаиглавнейший, разбольшущий, наи-йоркистей, звонконогий, шептоголосый и т.п. Очень выразительны созданные им глаголы и имена существительные: расколоколивать, извыться, имспозолотить, испавлиниться, громадье, лбенки, чаишко, любеночек, громоверзила, адище и т.п. 
         Одним из таких поэтов был и Велимир Хлебников. В «Краткой литературной энциклопедии» о нем сказано: «Он отказывается от устойчивого рационального слова-понятия, дробя его на составные, наделенные текучим образным смыслом, и заново «складывая» полученные части. Этот процесс, вопреки представлениям самого Хлебникова, не возвращал к подлинной этимологии слова, к восстановлению его внутренней формы, но помогал стилизованно воссоздать самый тип архаического языкового мышления, воспроизвести «заумный» словесный колорит заговоров и заклинаний».
         Убедимся в этом на примере стихотворения.  

         Кузнечик
         Крылышкуя золотописьмом 
         Тончайших жил,  
         Кузнечик в кузов  пуза уложил
         Прибрежных много  трав и вер.
           - Пинь, пинь, пинь! – тарарахнул зинзивер.
         О, либедиво!....
         О, озари!  

               Автор счел нужным указать  в сноске значения слов: вер – камыш, зинзивер – маленькая птичка, живущая у реки.
         Активно образуются окказионализмы, в которых используются производящие основы иной семантической  группы, чем это диктуют правила  действия словообразовательного типа. Например, поэт Вл. Бахнов называет иронический  цикл стихов, посвященных лопухам, «Лопухиада». Имена существительные с суффиксом – иад(а), обозначающие совокупность чего – либо (это значение сохраняется в окказионализме), образуются от основ иной семантики: от географических названий и имен собственных. Сравним ряд таких названий: «Россиада» - поэма Хераскова, «Сибириада» - название кинофильма.
         Существительное с  приставкой пра-, обозначающей первоначальность, изначальность чего-либо, производят имена существительные, обозначающие разного рода научно-исторические понятия: прародина, праязык, праславяне. Употребление слова пра- телефоны, нарушающего сочетаемость приставки пра-, в стихотворении Р.Рождественского «Ретро» создает яркий образ древнего предмета:
                                                Что за изгибы моды?
                                                 Время 
                                                          сошло с ума: 
                                                 бабушкины комоды 
                                                 в блочные 
                                                 лезут
                                                 дома!
                                                 Вещи 
                                                 нездешней формы 
                                                 люстры,
                                                шкатулки,
                                                бра. 
                                                Медные 
                                                            пра – телефоны,
                                                чайники 
                                                            тоже «пра».
         Примером окказионализма, образованного по конкретному образцу, может быть наречие вполноги, созданное по образцу наречий вполглаза, вполголоса, вполуха, обозначающих неполноту признака. Например, у А. Коваленкова:  
 

          У всякой неполноты 
                     Пределы свои и традиции:
                        Балерины танцуют вполноги
         на репетиции …     
           
         Особое пристрастие  к словотворчеству испытывают писатели-фантасты, так как перед автором встает задача дать имя предмету, явлению, которого нет еще в действительности, но рождение которого прогнозируется. Так появляются слова, обозначающие летательные аппараты автодактиль, электробус, астроплан, олдсмобиль, ракетоид, стратоплан, элмобиль и т.п., новые науки астрогеография, абиссология, новые профессии агронавты, энергосиммилятор, новые игры бойк, статисбол, фантастические животные бородавчатники, варавусы и т.п. Окказионализмы возникают и тогда, когда получает активность непродуктивный элемент языка. Таков, например, заимствованный непродуктивный суффикс  - есс  - (а), встречающийся в словах принцесса, баронесса и т.п.
         Как уже было сказано  выше, широко используется этот прием  в юмористических и сатирических произведениях. Достаточно, например,  раскрыть любой номер журнала  «Крокодил».  В нем индивидуально – авторские неологизмы употребляются с художественной целью, и их функции обусловлены сатирико – юмористической направленностью журнала: банеединица, скверно – модельная обувь, радиопирог, новобрючины, вдолгожитель, шито – крытый рынок, показательно неприкасательный мирок, царегороховские строения, покупателеотталкивающий товари т.п.  
 
 
 
 
 

         Своеобразие творчества Б.Л. Пастернака 

         С первых своих шагов  в поэзии Борис Пастернак обнаружил  особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. К стихам Пастернака читателю надо было привыкать, надо было вживаться.
         Вот как характеризует его творчество Д.С. Лихачев:
         «… для поэзии Пастернака характерна непроизвольность ассоциаций, образов, рожденных иногда простым созвучьем, иногда рифмой, иногда случайным поводом. Случайность в поэзии Пастернака становится почти законом. Его поэзия стремится к тому, чтобы усилить все формы поэтического воздействия -  усилить их гиперболизацией чувств, ассоциаций, метафорического языка, образной системы самой динамики явлений и изображения. Его поэтическая система экспрессионистична.
               Входя в традицию, жадно впитывая в себя образы Пушкина, Достоевского, Блока и многих других, он постоянно уходит от всякой литературщины  и преследовавшей его манерности, характерной для эпохи десятых и двадцатых годов. К простоте он стремился и от простоты убегал помимо своей воли – по воле эпохи.
         Вот что пишет  Пастернак:  

         Есть в опыте  больших поэтов
         Черты естественности той,
         Что невозможно, их изведав,
         Не кончить полной немотой.  

         В родстве со всем, что есть,  уверясь 
         И знаясь с будущим  в быту,
         Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
         В неслыханную простоту.  

         Но мы пощажены не будем.
         Когда ее не утаим,
         Она всего нужнее людям,
         Но сложное понятней им.   

               Почему же «сложное понятней»? Под сложностью Пастернак понимает всякую вторичность в поэзии: всякого рода «поэтизмы», поэтические трафареты, привычные, ассоциирующиеся с поэтичностью темы, образы, избитые ходы стихотворного выражения. Эта «сложность» не заставляет думать, вникать, воспринимать по-новому мир. Тогда как простота неслыханна, она открывает мир заново, раскрывает его по-новому.   Его стиль вырабатывался под влиянием живописи, музыки, традиций русской и мировой поэзии, и по существу он остается одним и тем же. Все изменения происходят в пределах одного стиля».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Окказионализмы  в творчестве Б. Пастернака 

         Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность  – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности, «поэтичности», шаблонности.  Одним из средств такой борьбы было использование окказиональных слов.
         Все окказиональные единицы мы разделили по частеречной  принадлежности на следующие группы:
         1. Субстантивная группа. В нее вошли имена существительные в количестве 30 единиц.
         2. Адъективная группа, которая включает имена прилагательные в количестве 25 единиц.
         3. Вербиальная группа, представленная 35 глаголами. В эту же группу нами включены причастные и деепричастные глагольные формы.
         4. Адвербиальная группа. В нее вошли наречия в количестве 10 единиц.
         Из приведенного соотношения видно, что неузуальная  лексика в основном представлена глаголами, именами существительными и прилагательными.
         Рассмотрим специфику  образования этих групп.
         Среди способов образования окказиональных субстантивов у Пастернака преобладает морфологический (аффиксальный), внутри которого можно выделить суффиксальный способ словообразования, когда словообразовательное значение выражается с помощью суффиксов.
         Следует отметить нулевую суффиксацию, которая встречается у Пастернака при образовании субстантивов от глагольных форм (надсад, недомер). В текстах  поэта встречаем такие форманты: -тель- (уплотнителей), -к- (подсласткой, побежка, перебежка), -j- (вероятья).
         Кроме названных, поэт использует слова-окказионализмы, образованные  приставочно – суффиксальным способом: предгрозье (пред- + -j-).
         Пастернак использует и безаффиксные способы, представленные приемами сложение основ (головотяп), сложение основ плюс суффиксация (полиогласья, самосверганья, сладкогласца ).
           Окказионализмы у Пастернака представляют своеобразный смыслообразующий центр, неузуалы  являются одной из самых экспрессивных черт его лексики. Рассмотрим несколько примеров.
         Субстантивы недомер и надсад являются безаффиксными образованиями на основе глаголов недомерить и надсаживать.
         Существительное недомер имеет значение какой-то неоконченности, незавершенности, и у  Пастернака это слово приобретает отрицательную оценочную сему: «И мерил я полуторною мерой / Судьбы и жизни нашей недомер…». Существительное надсад, образованное аналогичным способом, передает стихийный лирический напор, порывистость, динамичность: «Ревет фагот, гудит набат. / На даче спят под шум без плоти, / Под ровный шум на ровной ноте, / Под ветра яростный надсад», но в то же время стихотворению присуще некая музыкальность, что достигается использованием аллитераций. Первое четверостишие инструментовано на звуках [т], [д], [р], с опорой на гласные а, о, у.
           Интересен окказионализм   отцединкой: «Вы к былям звали собеседника, / К волне до вас прошедших дней, / Чтобы последнею отцединкой / Последней капли кануть в ней» («На пароходе»). Фраза «последнею отцединкой последней капли» означает отдаться до конца, без остатка волнам жизни.
           В адъективной группе также можно выделить суффиксальные способы образования слов: - лив– (бранчливая), -н- (непрорубную), -ин- (мурлыкина),-аст-(глыбастые), префиксальные: под- (подветренном), сложение с аббревиацией (агитпрофсожеский),  сложение основ (общелягушачью, светоносного, шестисердый, островерхих), сложение основ  с одновременной суффиксацией (столиственное, костоломных).
         Обратимся непосредственно  к поэзии Пастернака: «Этой ночью  за парком знобило трясину. / Только солнце взошло, и опять – наутек. / Колокольчик не пьет костоломных росинок, / На березах несмытый лиловый отек» («Нескучный сад») и «Летами тишь гробовая / Стояла, и поле отхлебывало / Из черных котлов, забываясь, / Лапшу светоносного облака» («Баллада»). Прилагательные костоломных, светоносного, образованные сложением основ и одновременной суффиксацией, дают возможность заменить целую фразу одним словом, которое наиболее полно характеризует обозначаемое явление  и вызывает у читателя ряд ассоциаций, а значит, делает поэтическую речь выразительнее и многозначительнее.
         Иногда поэт придумывает  новые прилагательные по аналогии с  уже существующими, но вновь созданные  окказионализмы помогают ярче передать чувства лирического героя: «Чтобы знал, как балки брус / По-над лбом проволоку, / Что в глаза твои упрусь, / В непрорубную тоску». Новообразование непрорубную ассоциируется с прилагательным непробудную. Семантическое значение этих слов заключается в том, что непробудную тоску можно преодолеть, разбудив, пробудив душу героини, а с непрорубной тоской нельзя справиться даже с помощью какого-то орудия.
         Для создания ярких  образов Б.Пастернак использует окказионализмы, образованные с помощью  словообразовательных морфем: «Ты зовешь меня святым, / Я тебе и дик и  чуден, - / А глыбастые цветы / На часах и на посуде?». Здесь прилагательное глыбастые, образованное с помощью суффикса –аст-, имеет преувеличенное, грубоватое значение (ср.: глазастые, ушастые)
         В вербиальную группу вошли, как было отмечено выше, глаголы и его формы: причастия и деепричастия. В основном глаголы имеют постфиксальный способ образования: -сь- и –ся- (стрясутся, выкинулась, оплеснясь, расскальзывающаяся, валандавшись, уверяясь, знаясь), а причастия и деепричастия суффиксальный способ: -в- (очумив), -вш- (впивавши), -енн- (заслякоченный), -учи- (пышучи), -н-(расковырян).
         В поэтическом тексте «Зимнее утро», куда входит пять стихотворений, мы встречаем  такие окказиональные слова «И день вставал, оплеснясь, / В помойной жаркой яме, / В кругах пожарных лестниц, / Ушибленный дровами», «Та же нынче сказка, зимняя, мурлыкина, / На бегу шурша метелью по газете, / За барашек грив и тротуаров выкинулась / Серой рыболовной сетью». Все эти окказионализмы образованы постфиксальным способом, поэтому действие направлено на сам субъект. Это не случайно.  
         Много стихотворений  Пастернака посвящено природе, но они, по существу, не знают деления природы на живую и неживую. Пейзаж существует в них на равных правах с человеком, с автором. Пейзаж и автор как бы действуют заодно, и часто не поэт рассказывает о дождях и рассветах, а они сами, от первого лица, ведут речь о поэте. Этот прием, в котором проглядывает огромное пантеистическое чувство – один из самых характерных у Пастернака.
         В адвербиальной группе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.