Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные этапы развития социально-психологических взглядов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Курганский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Социальная  психология
Тема Основные этапы  развития социально-психологических  взглядов
Фамилия студента Шкодских
Имя студента Тамара
Отчество студента Андреевна
№ контракта 19000080701169
Файл  титульного листа  
 
 

      Содержание

     Введение.....................................................................................................................3
     1 Этап становления социально психологического знания (60-е гг. XIX в. – 20-е                    гг. XIX в.)..............................................................................................................................5
     1.1 Психология народов............................................................................................6
     1.2 Психология масс..................................................................................................8
     1.3 Теория инстинктов социального поведения...................................................10
     2 Этап экспериментально-теоретического развития социальной  психологии в XX в. (с 20-х гг. XX в. по настоящее время)...................................................................14
     2.1 Первый и второй периоды этапа  развития социальной психологии............14
     Заключение...............................................................................................................23
     Глоссарий ................................................................................................................25
     Список  использованных источников.....................................................................27
     Приложения.............................................................................................................28
 

      Введение

      Социальная психология – отрасль психологии, исследующая социально-детерминированные явления в развитии психики личности, групп, общностей людей; в узком смысле – психические явления, возникающие в группах людей, различных социальных общностях.
      Социальная  психология (чаще даже, чем другие отрасли психологической науки) в этом смысле представляет собой богатый источник знаний, поскольку она раскрывает закономерности общения, взаимодействия и взаимоотношений индивидов и групп, а также описывает их психологические особенности, которые никто не может игнорировать и о которых все в большей или меньшей мере должны иметь представление.
      Предмет социальной психологии – это структурно-динамические особенности и закономерности психологических  явлений, возникающих в процессе общественного взаимодействия, то есть в ситуациях общения и совместной деятельности людей, а также обоснованные способы управления этими явлениями. Эти явления, в форме социально-психологических процессов, состояний и свойств больших и малых групп, а также отдельной личности побуждают, регулируют и отражают социальное взаимодействие.
      Основными задачами социальной психологии являются:
      1) исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности (проблемы социальной установки, социализации и т.п.);
      2) выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития;
      3) разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями;
      4) непосредственное применение методов  социально-психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем.  Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания.
      Еще большую трудность представляет тот факт, что в период, когда социальная психология наиболее определенно заявила о себе как о самостоятельной дисциплине, сразу же сложились различные традиции в ее развитии, опирающиеся на различные философские школы, в том числе марксистская традиция, которая предлагала специфическое решение ряда проблем. Следовательно, история социальной психологии должна включать в себя рассмотрение всех этих традиций, равным образом, как и выявление коренных методологических и теоретических различий в их современных формах.
      В развитии социальной психологии правомерным  представляется выделение следующих  основных этапов ее развития.1
 

     Основная  часть

     1 Этап становления социально-психологического знания (60-е гг. XIX в. – 20-е гг. XX в.)

 
      Данный этап характеризуется  появлением первых социально-психологических  теорий, таких как «психология  народов» М. Лацаруса и Г. Штейнталя, «психология масс» Г. Лебона и  С. Сигеле, теория «инстинктов социального поведения» У Макдугалла. К этому времени (середина XIX в.) можно наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к общественной жизни общества. Большое развитие получило языкознание, необходимость чего была вызвана теми процессами, которые происходили в капиталистической Европе – бурное развитие капитализма, умножение экономических связей между государствами, что вызывало к жизни огромную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и, соответственно, проблема связи языка  с различными компонентами психологии народов. Своими силами языкознание не могло решить эту проблему.
      Значительные  факты были накоплены к этому  времени в области антропологии, этнографии и археологии, которые для своей интерпретации, объяснения и учета связи продуктов культуры с особенностями мышления людей того времени, их традиций нуждались в услугах социальной психологии. Успехи, а вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние криминологии: развитие капиталистических отношений породило новые формы противоправного поведения, и объяснение причин, его детерминирующих, приходилось искать не только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения. Такая картина позволила американскому социальному психологу Т. Шибутани сделать вывод о том, что социальная психология стала независимой отчасти потому, что специалисты различных отраслей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы.
      В еще более определенной форме  потребность в возникновении  социальной психологии проявила себя в развитии двух наук, которые считаются  непосредственными родителями социальной психологии, - социологии и психологии. Характерно, что определяющим направлением в объяснении человеческого поведения, не сводимый к детерминации его индивидуально-психологическими факторами. Социология выделилась в самостоятельную науку в середине XIX в. Ее родоначальником считается французский философ Огюст Конт. Социология с самого начала стремилась строить объяснение социальных фактов, обращаясь к законам психологии, видя в специфике общественных явлений психологическое начало. В дальнейшем оформляется особое психологическое направление в социологии (Лестер Уорд, Франклин Гиддингс), сводящее законы социального к законам коллективной психики. Эти взаимные устремления реализовались в середине XIX в. и дали жизнь первым формам собственно социально-психологического знания.
      Таким образом, можно выделить два фактора, способствующих возникновению первых социально-психологических учений:
а) развитие общества (политической, экономической, социальной, духовной сфер);
б) логика развития науки.
      Из  всего разнообразия первых социально-психологических  теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения. 

      1.1 Психология народов 

      Психология  народов – теория, утверждающая, что главная сила истории, – народ  или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах и т.д., а индивидуальное сознание есть лишь его продукт. Данная теория сложилась в середине XIX в. в Германии. Теоретическими источниками ее возникновения явились учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербата.  Непосредственными создателями психологии народов явились философ М. Лацарус (1824 – 1903) и языковед Г. Штейнталь (1823 – 1893). Они утверждали, что существует некая сверхиндивидуальная душа, подчиненная сверхиндивидуальной целостности. Эту целостность представляет народ и нация. Душа индивида является ее несамостоятельной частью, то есть она причастна к народной душе. В качестве программы и задачи психологии народов в своей статье «Вводные рассуждения о психологии народов» (1859) авторы предлагали «познать психологически сущность духа и его деяния, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа, а также основы возникновения, развития и исчезновения специфических черт, свойственных народу».2
      В дальнейшем идеи психологии народов  получили развитие во взглядах В. Вундта (1832 – 1920). Впервые свою позицию Вундт сформировал в 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной «Психологии народов». Уже в «Лекциях» на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Соответственно каждой части Вундтом были написаны фундаментальные работы, и вот именно вторая часть была изложена в «Психологии народов». С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов – речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.
      Вундт отказался от неопределенного понятия  «дух целого» и придал психологии народов несколько более реалистический вид, что позволило ему даже предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов и обычаев. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А.А. Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен существовать как минимум специальный раздел этой науки, который будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Несмотря на известные упрощения, эта концепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто, кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею. 

      1.2 Психология масс 

      Психология  масс – теория, объясняющая причины  изменения поведения человека в массе, его иррационального поведения действием психологических механизмов подражания и заражения.
      Данная  теория представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий, ибо она, по предложенному выше критерию, дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда (1843 – 1904). С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания.
      Официальная, интеллектуалистически ориентированная академическая психология, пренебрегающая в своих объяснениях аффективными элементами, терпит неуспех. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной.
      Именно  эти две идеи Тарда – роль иррациональных моментов в социальном поведении  и роль подражания – были усвоены  непосредственными создателями  психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868 – 1913) и французский социолог Г. Лебон (1841 – 1931). Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа «Психология народов и масс», в которой и изложена суть концепции.
      С точки зрения Лебона, всякое скопление  людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями) [Лебон, 1995].
      Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита». Выводы эти были сделаны на основании рассмотрения единичных случаев проявления массы, а именно проявления ее в ситуации паники. Никаких других эмпирических подтверждений не приводилось, вследствие чего паника оказалась единственной наблюдаемой формой действий массы, хотя в дальнейшем эти наблюдения были экстраполированы на любые другие массовые действия.
      В психологии масс ярко проявляется определенная социальная окраска. Конец XIX в., ознаменованный многочисленными массовыми выступлениями, заставлял официальную идеологию искать средства обоснования различных акций, направленных против этих массовых выступлений.
      Большое распространение получает утверждение о том, что конец XIX – начало XX в. – это «эра толпы», когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается различным иррациональным действиям. Толпа – бесструктурное скопление людей, Психология масс оказалась в русле этих идей, что позволило Лебону выступить против революционных движений, интерпретируя и их как иррациональное движение масс.
      Что же касается чисто теоретического значения психологии масс, то оно оказалось  двойственным: с одной стороны, здесь было предложено определенное объяснение взаимоотношений личности и общества, но, с другой стороны, это объяснение не было обоснованно.
      Формально признавался известный примат индивида над обществом, но само общество произвольно  сводилось к толпе (бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания) и даже на этом «материале» выглядело весьма односторонне, поскольку сама «толпа», или «масса», была описана лишь в одной единственной ситуации ее поведения, ситуации паники. Хотя серьезного значения для дальнейших судеб социальной психологии концепция психологии масс не имела, тем не менее, проблематика, разработанная в рамках этой концепции, представляет большой интерес, в том числе и для настоящего времени.3 

      1.3 Теория инстинктов социального поведения 

      Основатель  теории инстинктов социального поведения  – английский психолог Вильям Макдугалл (1871 – 1938). Работа Макдугалл «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г. – этот год считается окончательным годом утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании. Следует отметить, что в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология». Однако за одиннадцать лет до этого были опубликованы «Исследования по социальной психологии» (1897) Дж. Болдуина, которые также могли бы претендовать на «звание» первого систематического руководства по социальной психологии.
      Основной  тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греческого слова «гормэ» - стремление, желание, порыв). Горме и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение и реализующаяся в качестве инстинктов (или позднее «склонностей»).
      Репертуар инстинктов у каждого человека возникает  в результате определенного психофизического предрасположения – наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Они состоят из афферентной (рецептивной, воспринимающей) части, ответственной за то, как воспринимаются предметы и явления, центральной части (эмоциональной), благодаря которой мы испытываем эмоциональное возбуждение при восприятии, и эфферентной части (двигательной), обусловливает характер нашей реакции на эти предметы и явления.
      Таким образом, все, что происходит в области  сознания, находится в прямой зависимости  от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдугалл перечислил шесть пар связанных между собой инстинктов и эмоций:
      инстинкт  борьбы и соответствующие ему гнев и страх;
      инстинкт  бегства и чувство самосохранения;
      инстинкт  воспроизведения рода и ревность, женская робость;
      инстинкт  приобретения и чувство собственности;
      инстинкт  строительства и чувство созидания;
      стадный инстинкт и чувство принадлежности.
      Из  инстинктов, по его мнению, выводятся  и все социальные учреждения: семья, торговля, общественные процессы, в первую очередь война. Отчасти именно из-за этого упоминания в теории Макдугалла склонны были видеть реализацию дарвинского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на общественные явления, этот подход утрачивал, какое бы то ни было научное значение.
      Несмотря  на огромную популярность идей Макдугалла, они сыграли в истории науки отрицательную роль: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии.
      Таким образом, можно подытожить, с каким  же теоретическим багажом осталась социальная психология после того, как были выстроены эти ее первые концепции. Прежде всего, положительное значение их заключается в том, что были выделены и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению: о соотношении сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения и т.д.
      Интересно также и то, что в первых социально-психологических теориях с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со стороны социологии. В первом случае неизбежно получалось, что все решения предлагаются с точки зрения индивида, его психики, переход к психологии группы не прорабатывался сколько-нибудь точно.
      Во  втором случае формально пытались идти «от общества», но тогда само «общество» растворялось в психологии, что приводило  к психологизации общественных отношений. Это означает, что сами по себе ни «психологический», ни «социологический» подходы не дают правильных решений, если они не связаны между собой. Наконец, первые социально-психологические концепции оказались слабыми еще и потому, что они не опирались на какую-либо исследовательскую практику, они вообще не базировались на исследованиях, но в духе старых философских построений были лишь «рассуждениями» по поводу социально-психологических проблем.
      Однако  важное дело было сделано, и социальная психология была заявлена как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы, поскольку в целом в психологии к этому времени уже был накоплен достаточный опыт в использовании экспериментального метода. Поэтому следующий этап становления социальной психологии как дисциплины мог стать только экспериментальным этапом в ее развитии.4

     2 Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в XX в. (с 20-х гг. XX в. по настоящее время).

 
      Данный  этап характеризуется попытками  выяснения отношения социально-психологических  явлений к эксперименту, накоплением  большого количества
фактов. В свою очередь, в нем можно  выделить следующие периоды:
      1) безраздельное господство эксперимента (20 – 40-е гг.);
      2) попытки пропорционального развития  теоретического и экспериментального  знания (50-е гг. по настоящее время). 

      2.1 Первый и второй  периоды этапа  развития социальной  психологии 

      Первый  период. В начале XX в. социальная психология постепенно превращается в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Меде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие она получила в США, где она с самого начала была ориентирована на прикладное знание, на решение определенных социальных задач, в результате чего она прямо связала свою судьбу с интересами таких институтов, как бизнес, администрация, армия, пропаганда. Востребованные в каждой из этих сфер рекомендации социальной психологии относительно «человеческого фактора» стимулировали прагматическую ориентацию данной науки.
      Концептуальной  базой социальной психологии стал неопозитивизм, отличавшийся абсолютизацией следующих принципов: уважение к точным данным; необходимость совершенствования математических процедур (не применявший их ученый не мог претендовать даже на научность своих взглядов и исследований); требование строгого построения эксперимента и возможности проверки гипотез и получаемых результатов. В теоретическом плане преодоление старой традиции приняло форму критики концепции Макдугалла, которая в наибольшей степени отражала все слабости «умозрительного» характера социальной психологии предшествующего периода. При этом выделялись три основных научных течения, идеи которых использовала социальная психология: бихевиоризм, психоанализ и гештальтпсихология. Под научными течениями в психологии понимаются относительно однородные по своим научным теориям, концепциям психологические школы. Данные направления возникли в период так называемого открытого кризиса в психологии – критического состояния в психологической науке, возникшего в начале XX в. и связанного с неспособностью удовлетворительно разрешить ряд актуальных теоретических и практических проблем.
      Главное внимание с точки зрения объекта  исследования начинает уделяться исследованию малых групп. В этом было отличие  американского образца социальной психологии того периода от начала развития социальной психологии в Европе, где с самого начала в поле внимания были большие группы (народы, массы). Отражением данной тенденции в социологии является возникновение микросоциологии (Г. Гурвич, Я. Морено, Э. Мэйо), одного из направлений социологии, возникшего в 20-х гг. XX в. и ориентирующегося на изучение отношений в малых группах как основных моделях социальных отношений. Характерной чертой того периода был акцент на преимущественном развитии экспериментальных методик, во многом опережавших предварительное теоретическое осмысление изучаемых социально-психологических явлений.5
      В качестве первых вех развития экспериментальной  социальной психологии можно выделить:
- первый  шаг социальной психологии в  лаборатории – исследование Н. Триплета о динамогенных факторах в кооперации (1897);
- первый  шаг в «поле» - исследование Е.  Старбака «Психология религии» (1899);
- первая  работа прикладного характера  – работа Г. Джейла о психологии  рекламы (1900).
      Серию блестящих экспериментальных исследований провел в 30 – 40-х гг. со своими сотрудниками Курт Левин, эмигрировавший в 1933 г. из Германии, в основанном им Центре по изучению групповой динамики при Массачусетском университете.
      В развитии отечественной социальной психологии конца XIX в. большая роль принадлежит Н.К. Михайловскому. Его неоспоримая заслуга – в постановке проблемы необходимости разработки особой науки (коллективной, массовой психологии), призванной исследовать массовую психологию, ее роль и место в социальных движениях. Михайловский всячески подчеркивал роль психологического фактора в историческом процессе, а в связи с этим и роль коллективной психологии в изучении массовых движений (прежде всего – крестьянского движения). Одной из проблем, рассматриваемых Н.К. Михайловским, была проблема соотношения толпы и героя (лидера). Естественно, данный вопрос имел и вполне определенный социальный контекст для своего рассмотрения. В производстве определенных форм социального поведения значительное место, по мнению Н.К. Михайловского, принадлежит подражанию как механизму массового поведения. Он различал внешние факторы подражания (поведение, пример другого человека) и внутренние (скудность, бедность внутреннего мира индивида, внушаемость, слабость воли, неспособность сознательного самоконтроля).6
      Неоспоримая заслуга постановки и творческого решения ряда проблем социальной психологии принадлежит Г.В. Плеханову, который не только говорил о необходимости серьезного изучения общественной психологии, но и раскрыл ряд механизмов ее формирования, дал обобщенную характеристику психологических особенностей отдельных исторических периодов, настроений времени и духа эпохи.
      В 20 – 30-е гг. развитие отечественной  социальной психологии сопровождалось разработкой теоретических проблем психологии в целом, основанной на перестройке ее философских оснований. В ходе дискуссии о предмете социальной психологии высказывались различные точки зрения об ее роли и задачах. Так, Г. И. Челпанов предложил разделить психологию на две части: социальную, которая должна разрабатываться в рамках марксизма, и собственно психологию, которая должна оставаться экспериментальной наукой. К.Н. Корнилов вопреки Г.И. Челпанову предлагал сохранить единство психологии, распространив на поведение человека в коллективе метод реактологии. При этом коллектив понимался как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии предлагалось считать изменение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.