На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Физическая культура ее роль в воспитании личности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     Физическая  культура и спорт представляют собой  самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в  развитии общества достаточно высокое. Они значительно влияют на общественное производство, развитие общественных отношений, формирование человека как  личности.
       В наши дни физическая культура  и спорт пользуются большой  популярностью. О спорте пишут  статьи, книги, ему посвящаются  спектакли, кинофильмы, на изучение  его проблем все чаще обращают  внимание социологи, медики, историки, педагоги и специалисты других  направлений. Все это не просто  дань моде, а отображение того  места в современном обществе, которое заняли в нем физическая  культура и спорт. Особенное  значение приобретает последовательное  развитие способа жизни, при  котором физическая культура  и спорт выступают как факторы  формирования всесторонне и гармонично  развитой личности.  

Понятие физического воспитания
     Физическое  воспитание — это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного поколения.
       Физическое  воспитание решает  задачи укрепления здоровья, всестороннего  развития физических и духовных  сил, повышение трудоспособности, продления творческого долголетия  и жизни людей, занятых во  всех сферах деятельности. В процессе  физического  воспитания осуществляется  морфологическое  и функциональное  совершенствование  организма  человека, развитие физических качеств,  формирование двигательных умений, навыков, специальной системы  знаний и использование их  в общественной практике и  повседневной жизни. Физические  упражнения влияют на продуктивность  работы, они способствуют высокой   творческой активности людей,  занятых  умственным трудом. Регулярные  занятия  определенными видами  спорта и физическими  упражнениями, правильное использование  их  в режиме обучения способствуют  повышению умственной трудоспособности  студентов, совершенствованию ряда  необходимых им качеств — глубины  мышления, комбинаторных способностей, оперативной, зрительной и слуховой  памяти, сенсомоторных реакций. Физическая  культура и спорт является  важным фактором снижения уровня  заболеваний и травматизма на  производстве.
  Занятия физической культурой и спортом необходимы для всех людей, а не только для тех, профессии которых требуют особенной физической силы или особенного умственного усилия, еще и потому, что современные условия жизни (как на производстве, так и в быту) приводят к неизбежному снижению двигательной активности человека. Сниженная двигательная активность в свою очередь — к снижению тренированности организма, которая сопутствует снижению умственной и физической трудоспособности, снижению сопротивления организма человека к заболеваниям.
  Физическая культура и спорт имеют в своем распоряжении большие возможности для воспитания всесторонне развитой личности. В процессе занятий совершается моральное, умственное, трудовое и эстетическое образование. При этом влияние физической культуры и спорта на личность довольно специфично и не может быть заменено или компенсировано какими-либо другими способами.
  Моральное воспитание. Физическое воспитание органично связано с моральным. На учебно-тренировочных занятиях и особенно во время спортивных соревнований человек имеет большие физические нагрузки, которые способствуют формированию таких качеств характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Занятия физическими упражнениями и спортом носят целенаправленный характер и проходят, как правило, в коллективе. Поэтому занятия спортом воспитывают чувство коллективизма, преданность своему коллективу. В спортивной борьбе раскрываются такие моральные качества как честность, уважение к сопернику, способность подчинить свое поведение нормам спортивной этики.
  Умственное воспитание. Систематические занятия физической культурой и спортом играют важную роль в повышении умственной работоспособности. Освоение современных учебных программ, например, для студентов вуза связано со значительной нервно-психической нагрузкой. Высокий уровень физической подготовленности является одним из важных факторов, обеспечивающих стойкость умственной работоспособности на протяжении всего учебного года. Установлено, что в системе « состояние организма — оптимальная физическая нагрузка — умственная трудоспособность » последнее звено находится в прямой зависимости от двух первых. Замечено так же, что такие показатели, как обьем внимания, памяти, количество умственных операций у недостаточно тренированных студентов к концу учебного года значительно снижаются. В этот период особенно важным для поддержания умственной трудоспособности является обеспечение беспрерывности занятий физическими упражнениями и спортом с учетом физического состояния каждого студента и регулированием в связи с этим тренировочных нагрузок, а также обеспечение на занятиях позитивного эмоционального фона.
     Трудовое  воспитание. Суть трудового воспитания заключается в последовательном и систематическом развитии качеств  личности, которые определяют уровень  ее подготовки к жизни и общественно  полезной работе. Основными качествами при этом являются трудолюбие, сознательное отношение к работе, овладение  культурой труда. Трудолюбие воспитывается  непосредственно в процессе учебно-тренировочных  занятий и спортивных соревнований, когда спортсмены для достижения результатов в физической или  спортивной подготовке выполняют и  многочисленно повторяют физические упражнения, то есть они систематически работают, преодолевая усталость. Целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели и трудолюбие, которые воспитываются  во время занятий физической культурой  и спортом, переносятся в дальнейшем на трудовую деятельность.
     Эстетическое  воспитание. Человек, который занимается спортом постоянно знакомится с  проявлениями прекрасного. Под влиянием физических упражнений формы тела развиваются  гармонично, движения и действия становятся более утонченными, энергичными, красивыми. Многие занимаются спортом, руководствуясь не только определенными практическими  целями — укрепить здоровье, установить рекорд и т.п. В значительной мере их привлекает возможность получить эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно наблюдать  прекрасное и самим творить его  в виде совершенных по красоте  движений, грациозного до виртуозности владения собственным телом. Связь  занятий физической культурой и  спортом с эстетическим воспитанием  имеет действенный характер, потому, что позволяет не только формировать  внешне красивый вид, но и одновременно эффективно влиять на воспитание морально — волевых качеств, эстетики поступков  и поведения в современном обществе. 

Структура, содержание и развивающие  возможности спорта 

     В условиях переустройства российского общества остро стоит вопрос о состоянии  здоровья детей и учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни должны стать надежной защитой, способной помочь детям  адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, противостоять  непрерывно ухудшающейся экологической  обстановке. Это, в свою очередь, актуализирует  требование формирования у детей  и молодежи ценностных ориентаций и  мышления относительно сознательного  укрепления своего здоровья и физического  совершенствования.
     Спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие  отношения и нормы, ей присущие.
     Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие  выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава  действий (вес снаряда, соперника, дистанция  и т.д.), условий их выполнения и  способов оценки достижений по установленным  правилам.
Специальная подготовка к соревновательной деятельности в  спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.
     В содержании спорта как педагогической деятельности условно выделяют три взаимосвязанных  компонента, каждый из которых включает в себя однородные по функциональной направленности более мелкие элементы этого содержания:
     1. Учебный  материал, представленный конкретным  составом физических упражнений  и связанных с ними знаний. Будучи объектом изучения, физические  упражнения выражают специфику  образовательной сущности урока  физического воспитания, его предметное  содержание.
     2. Организационно-управленческая  и контролирующая деятельность  педагога: постановка задач урока,  объяснение учебных заданий, показ  образцов практических действий, оказание помощи и страховки,  замечания и указания корректирующего  характера; действия по подготовке  и уборке мест занятий, раздаче  и сбору инвентаря; руководство  занимающимися на месте выполнения  учебных заданий (расположение, порядок  выполнения, перемещения); организация  взаимоконтроля и взаимоанализа  действий учеников; наблюдения, оценка  и учет успеваемости; изложение  домашнего задания и подведение  итогов урока. Реализация каждого  из элементов деятельности педагога  сопровождается воспитательными  воздействиями на личность занимающихся  и решением оздоровительных задач.
     3. Учебно-познавательная  деятельность учеников: восприятие  и осмысливание дидактических  задач; мысленное составление  и последующая реализация проекта  решения конкретных задач; саморегуляция  учебно-познавательной деятельности  на основе корректирующих указаний  учителя и самооценки выполнения  учебных заданий. Результаты учебно-познавательной  деятельности занимающихся служат  главным критерием оценки качества  проведения урока.
     Одним из основных элементов спортивно-педагогической деятельности является грамотное построение урока физического воспитания. Подчиняясь общим положениям об уроке физического  воспитания, школьный урок обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями  учащихся разных классов, содержанием  учебных программ и комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных  уроков и в режиме учебного дня. Все  это требует соблюдения ряда требований к методике школьного урока.
     Структура урока физического воспитания - это  дидактически обоснованное соотношение  и последовательность расположения во временных рамках урока элементов  его содержания. Структура обеспечивает внутреннюю функциональную связь всех элементов, а, следовательно, и наибольшую продуктивность их взаимодействия в  решении намеченных задач. Основными  структурными единицами урока являются элементы его содержания в виде взаимообусловленных  действий педагога и учеников. Эти  действия выражаются в двух проявлениях: внешних и внутренних. Внешние  проявления отражают содержательно-организационную  сущность учебно-воспитательного процесса и визуально наблюдаемы: предъявление педагогом различных видов учебной  информации в речевом выражении, наглядном объекте, моторном действии; применение учителем методов и методических приемов обучения, воспитания и организации  занимающихся и пр. Одной из отличительных  черт урока физкультуры является вариативность его структуры. Она  обусловлена необходимостью учета  дидактических задач и специфики  содержания, возрастных возможностей и уровня готовности занимающихся к  усвоению учебного материала.
     Овладение физическими упражнениями требует  организации активной двигательной деятельности учеников в соответствии с определенными психологическими и физиологическими закономерностями. Учет этих закономерностей обусловливает  выделение в структуре урока  трех функционально связанных составных  частей (вводно-подготовительной, основной, заключительной), являющихся наиболее крупными его структурными единицами. Последовательность расположения этих частей отражает закономерности изменения  работоспособности организма под  влиянием физической нагрузки, а потому стабильна для любого типа урока. Длительность каждой части можно  варьировать в зависимости от возраста занимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока.
     Особенность феномена спорта в отличие от других ее сфер состоит, прежде всего, в том, что она самым естественным образом  соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс  телесного развития любого человека выражается в совершенствовании  форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические  процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности.
     В недавнем прошлом при обосновании влияния  социальных факторов на физическое совершенствование  человека часто имели в виду производственные отношения, во главе которых стоит  труд, выступающий в качестве активного  воздействия человека на природу. Эти  стихийные воздействия существуют зачастую независимо от воли человека, хотя и поддаются изменению в  процессе развития общества. Другой ряд  социальных факторов, хотя также определяется объективным ходом деятельности общества и реальной общественной обстановкой, действуя на человека и на его физическое развитие и подготовленность, зависит  от сознания и воли отдельных людей. Физическая культура и спорт в  этом отношении и представляют собой  социальный фактор целесообразного  воздействия на процесс физического  совершенствования человека, позволяющий  обеспечить направленное развитие его  жизненно важных физических качеств  и способностей. Одной из форм ее направленного функционирования в  обществе, а именно педагогически  организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей, физическое воспитание. По мнению многих ученых, отличительные  особенности физического воспитания определяются в основном тем, что  это есть процесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных навыков  и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. В этом аспекте физическое воспитание является формой социального воздействия  на биологическое по своей природе  развитие организма человека.
     Но  было бы слишком недальновидно считать  физическую культуру и спорт участвующими только в воспроизведении физической сущности общественного человека или  лишь как фактор, модифицирующий образ  жизни индивидуума. Именно поэтому, необходимо подчеркнуть уникальность возможностей спорта и физической культуры для формирования личности индивида. Спорт представляет собой не только специфическую среду жизнедеятельности, но и среду формирования разносторонней личности. Причём, рассматривая процесс  формирования, необходимо отметить уникальность и самого процесса, и планируемого результата, так как спорт имеет  возможность развития не только физического, но и морального, акмеологического, эстетического и пр.
     Психолого - педагогические принципы формирования личности в спорте
     Задачи  психологического сопровождения спорта, которые предъявляет спортивная деятельность, определяются социальной и личностной значимостью для  участвующих в данном процессе:
     1. Анализ  социально-психологических условий  спортивной деятельности (проблемы  социализации спортсмена и команды,  влияние национальных особенностей  и традиций на развитие спорта, межличностные отношения и психологический  климат спортивных команд, профессионализм  в спорте).
     2. Исследование  особенностей развития и формирования  личности в условиях спортивной  деятельности (изучение механизмов  формирования и динамики личности, мотивов, двигательных способностей  в спорте).
     3. Изучение  психологических основ формирования  двигательных навыков и качеств  (специализированные восприятия, психологические  особенности различных видов  спорта и видов тренировки, методы  управления психическими состояниями).
     4. Обоснование  факторов, обеспечивающих успешность  соревновательной деятельности (динамика  психических процессов в соревновательной  деятельности, психическая устойчивость  и надежность, психические состояния,  прогнозирование успешности).
     5. Определение  основ психологического обеспечения  спортивной деятельности (психоспорттраммы  и психологические типологии  видов спорта, методы управления  психическим состояниями в спортивной  деятельности, диагностика, консультирование  и психокоррекция).
     Физкультурное воспитание ориентирует всю педагогическую систему на новый целевой подход - формирование физической культуры личности. Рассмотрим основные концептуальные положения развития физкультурного воспитания, определяющие его сущность и прогрессивную направленность:
     - либерализация  процесса воспитания, изменяя сложившиеся  педагогические авторитеты общественно-  государственной системы физического  воспитания, расширяя сотрудничество  и взаимную ответственность людей,  способствует переходу отношений  объекта и субъекта воспитания  в субъект-субъективные отношения,  к педагогике сотрудничества, предоставлению  каждой личности возможности  овладения основами физической  культуры на путях свободной  реализации физических способностей;
     - гуманизация  процесса воспитания ориентирует  его на обязательный учет индивидуальных  особенностей каждого человека, развития самостоятельности личности, приобщения людей к здоровому  образу жизни, высоким эстетическим  идеалам и этическим нормам  поведения в обществе;
     - непрерывное  развитие физкультурного воспитания, представляющее собой динамическое  движение поливариантного педагогического  процесса, построенного на использовании  гибких методов и средств обучения, обуславливает творческий поиск  и новаторство педагогов, а  также самостоятельность и инициативу  занимающихся;
     - гармонизация  содержания физкультурного воспитания  обеспечивает соразмерное представление  в нем процессов духовного  и телесного развития человека, использование средств физической  культуры как социально-культурной  предпосылки для гармонического  формирования и реализации всего  спектра способностей индивида.
     Внедрение рассмотренных концептуальных положений  в физкультурно-спортивную практику возможно при условии формирования принципов, обосновывающих теоретическую  и методологическую направленность физкультурного воспитания. Суть этих принципов отражает ряд закономерных черт его развития, конкретизирует и представляет конструктивный смысл  системного построения данного процесса.
     Основополагающим  принципом физкультурного воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного  компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее  образовательную, методическую и деятельностно-практическую направленность воспитательного процесса.
     В основе этого принципа лежат идеи выдающегося  ученого Л.С. Выготского, утверждающего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить  исторический опыт человечества, зафиксированный  в предметах материальной и духовной культуры. Только тогда, по его мнению, личность может стать полноценным  членом общества. Согласно этим идеям  можно утверждать, что психофизическое  развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического  опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоение системы  знаний.
     Принцип деятельностного подхода к освоению физкультурно-спортивной практики характеризуется  реализацией ценностей физической культуры, включением человека в процесс  физического самообразования и  самосовершенствования. Данный принцип  определяет специфические условия, вызывающие активность субъекта и далее  через нее способствует его развитию. Реализация этого принципа воспитания предусматривает решение задач  активного обучения, проявления инициативы занимающихся, их творческого мышления и соответствующего уровня интеллектуальных способностей в организации собственной  физической активности. Таким образом, в основе данного принципа заложена идея непрерывного физкультурного образования  человека, суть которого состоит в  том, чтобы научить его заботиться о здоровье, используя методы самообразования, в течение всей жизни.
     Принцип поливариантности и многообразия физкультурного воспитания, основан на индивидуализации и дифференциации, которые создают  условия для проявления способностей людей в избранных ими формах физкультурно-спортивной деятельности, организуемой с учетом состояния  здоровья занимающихся, их ценностными  ориентациями и физкультурными интересами.
     Реализация  данного принципа возможна при условии  отказа от излишней унификации и стандартизации процесса воспитания, создания возможно большего числа альтернативных программ физкультурного воспитания населения, учитывающих национальные и региональные условия, половые признаки, профессиональную направленность и другие значимые различия.
     Принцип оптимизации физкультурного воспитания определяет необходимость разумной достаточности физических нагрузок в организации педагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальными  способностями, мотивацией и уровнем  спортивных притязаний занимающихся. Он предусматривает требование соблюдения этико-гуманистических положений  при определении индивидуальных физических нагрузок, возможности использования  спортивных или оздоровительных  методик в соответствии с целями, поставленными самим занимающимся, с учетом потребностей и мотивов, приведших его к занятиям физическими  упражнениями.
     Последовательная  реализация сформулированных положений  и принципов физкультурного воспитания предоставляет возможность достижения гармонического духовного и телесного  развития личности.
     Методы  и формы воспитания личности в  спорте
     Физическое  воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания. Органической основой их взаимосвязи является единство физического и духовного  развития человека, а также закономерности организации всей социальной системы  физического воспитания. Собственно, физическая культура и спорт выступают  как мощное средство социального  становления личности старших подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим  условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего  развития личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает овладение  старшими подростками, с одной стороны, основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный  уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную  и спортивную деятельность, а с  другой - формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер старшего подростка, его эстетических представлений и потребностей.
     Объективная сторона влияния занятий спортом  на интеллект состоит в том, что  умственная и физическая деятельность выступает в единстве и во взаимосвязи. Многие явления, происходящие в окружающем мире и в организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках  движений, то есть к представлениям о времени, пространстве, продолжительности  выполнения движений, темпе, скорости, ритме, а также о возможностях собственного тела. Занятия спортом  оказывают влияние на развитие следующих  сторон интеллекта старших подростков: внимания (овладение сложнокоординированными  физическими упражнениями требует  его концентрации на выполняемых  движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях, сопутствующих  движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются  высокие требования к способности  быстро и адекватно ориентироваться  в изменяющейся ситуации) и мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру, результат  и т.д.).
     Занятия физической культурой и спортом  способствуют улучшению умственной работоспособности старших подростков в результате положительного влияния  чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения физических нагрузок, которые, даже непродолжительные, оказывают  позитивное влияние на протекание психических  процессов. Ограничение двигательной активности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности.
     Однако  возможно и отрицательное влияние  учебно-тренировочных занятий на интеллект старших подростков, которое  обычно вызвано односторонним увлечением спортом (в ущерб другим видам  деятельности, в частности учебе) или утомлением, наступающим вследствие учебно-тренировочных занятий со слишком большими нагрузками. Кроме  того, угнетающее влияние на интеллект  школьника, занимающегося спортом, могут оказать и условия, исключающие  привычный физический или умственный труд.
     Существует  прямая связь между степенью волевого усилия и нервно-мышечным напряжением. Чем выше качественные проявления двигательной деятельности, тем соответственно большим  должно быть волевое напряжение. Таким  образом, объективная сторона положительного влияния занятий спортом на развитие волевых черт характера состоит  в том, что они связаны с  необходимостью проявления волевых  усилий.
     В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.