На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Расходы на оборону: их оценка, динамика и источники финансирования (на примере России)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Иркутский государственный университет путей сообщения 

Факультет экономики и управления 

Кафедра финансов и бухгалтерского учета 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

К У Р С О В  А Я      Р А Б О Т  А 

по дисциплине "Финансы" 
 

Расходы на оборону: их оценка, динамика и источники финансирования (на примере России) 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Выполнил: Лютов Д.В.
                     Группа: И-08-Ф2к 

                                                                                Руководитель: канд. экон. наук,
                                                                доцент Халетская С.А. 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2008
«Расходы на оборону: их оценка, динамика и источники финансирования (на примере России)» 

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
    Основные понятия………………………………………………………………...5
      Понятие военных расходов……………………………………………….....5
      Понятие расходов на оборону……………………………………………….8
    Основы планирования расходов на оборону…………………………………..12
    Оценка и динамика расходов на оборону……………………………………...19
      Динамика расходов на оборону……………………………………………19
      Оценка расходов на оборону России зарубежными экспертами………...22
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………………...25
 

Введение
    После распада СССР военное противостояние двух сверхдержав мира прекратилось. Это обусловило сокращение мировых военных расходов после достижения ими пика в 1987 г. В настоящее время Россия не сталкивается с конкретной военной угрозой со стороны других стран, однако потенциально эти угрозы как глобального, (источниками которого являются страны, обладающие стратегическим ядерным оружием), так и локального (от сопредельных государств) характера сохраняются. Это делает весьма актуальным определение уровня достаточности оборонного потенциала страны и источников финансирования ее военных расходов в условиях перехода к рыночным отношениям.
    Значительная  военная нагрузка на экономику и  опасность дальнейшего преодоления  гонки вооружений обусловили необходимость  значительного сокращения расходов на оборону России. Вместе с тем и в обозримой перспективе сохраняется проблема правильного выбора достаточности военного потенциала, который должен быть соизмеримым с военным потенциалом ведущих государств мира и обеспечивать защиту национальных интересов Российской Федерации.
    Актуальность данной темы заключается в том, что сейчас вопрос о величине и  расходовании средств на оборону часто обсуждаем. Одни считают, что необходимо увеличить сумму этих расходов и сформировать мощную современную армию в короткий период. Другие – что необходимо большее внимание уделить социальной сфере, а расходы на оборону – сократить, при этом они не отрицают необходимость модернизации армии, но ее осуществление планируется в более долгий период.
    Целью курсовой работы является исследование сущности военного бюджета, его места и роли в системе мер по обеспечению военной безопасности России, обобщение отечественного и мирового опыта финансирования военных расходов, определение общих тенденций формирования военного бюджета и финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации и направлений совершенствования финансово-экономического обеспечения безопасности России.
    При написании данной работы были использованы научные статьи, размещаемые в экономических журналах и сети Интернет, так как только там содержится самая новая информация по данной теме, и самые свежие статистические данные, необходимые для анализа расходов на оборону. 

 

     ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 

Понятие военных расходов
    Военные расходы - это денежные средства, выделяемые государством на подготовку военной организации и страны к действиям по обеспечению обороны и военной безопасности, на осуществление таких действий в различных формах в мирное и военное время, а также на ликвидацию некоторых их последствий.
    В составе военных расходов выделяют прямые, косвенные, явные и скрытые затраты. Прямые - затраты, официально выделяемые в государственном (федеральном) бюджете страны на цели обороны и военной безопасности (основная часть всех военных расходов). Они охватывают затраты вооруженных сил, других войск и воинских формирований, направляемые на:
    создание, поддержание и наращивание национальной военной мощи путем комплектования их личным составом (включая затраты на привлечение к службе, обеспечение установленными видами довольствия и обслуживания, боевую и морально-психологическую подготовку и т.п.);
    обеспечения вооружением, военной техникой и имуществом (включая затраты на разработку, закупку, эксплуатацию и ремонт);
    оказание военной помощи иностранным государствам.
      Косвенные военные расходы - затраты, не связанные непосредственно с созданием, поддержанием и наращиванием военной мощи государства, но воздействующие на эти процессы с целью либо создания условий и предпосылок для их осуществления, либо ликвидации последствий военных приготовлений и войн.
    Косвенные военные расходы сопряжены с прямыми и во многом являются производными от них. Вычленение косвенных расходов в бюджете производится не только по офиц. наименованию, но и по конкретному целевому предназначению расходов, поскольку часть косвенных расходов (как по официальному наименованию, так и по своему использованию) очень близка к прямым, другая же может быть отнесена к затратам на военные цели лишь на основе анализа конкретного целевого использования бюджетных ассигнований.
    Косвенные военные расходы могут включать:
    выплаты пенсий и пособий ветеранам войн, вооруженных сил, других войск и воинских формирований, инвалидам, семьям погибших;
    платежи по государственному долгу, возникшему в связи с военными приготовлениями или с войной;
    затраты по восстановлению разрушений или возмещению ущерба, причиненные войной или военными приготовлениями;
    выплаты репараций и ряд других государственных затрат.
    Прямые  и косвенные военные расходы могут быть явными (затраты, которые официальная национальная бюджетная статистика признает военными) и скрытыми (затраты средств бюджета, которые фактически направляются на финансирование военных мероприятий, но проходят по расходам бюджета на деятельность гражданских министерств и ведомств, не связанных напрямую с военными приготовлениями).
    В странах НАТО к военным расходам кроме затрат, непосредственно выделяемых на строительство и содержание вооруженных сил, относят расходы на: оснащение и содержание военизированных формирований (типа военной жандармерии, карабинеров, береговой охраны и др.); оказание военной помощи иностранным государствам и на др. военные мероприятия.
    По  классификации НАТО затраты на гражданскую оборону не относятся к военным расходам, собственно же доходы министерства обороны (от продажи излишнего вооружения и военной техники, продажи и сдачи в аренду недвижимого имущества, оказания платных услуг юридическим и физическим лицам и т.п.), оставляемые в распоряжении министерства обороны и уменьшающие тем самым величину законодательно утверждаемых прямых военных расходов, признаются компенсационными поступлениями. Доля компенсационных поступлений в расходах министерств обороны стран НАТО значительно колеблется: от примерно 1% (США) до 5-10% (Великобритания), поэтому при представлении отчетности в НАТО национальные показатели стран претерпевают определенную корректировку.
    Подход  к трактовке состава военных расходов, принятый ООН, во многом аналогичен классификации НАТО. Вместе с тем в ООН с 1985 для отчетности по военным расходам применяется таблица (формат), в которой в горизонтальных строках отражены организационные комплексы, а в вертикальных графах - целевые направления финансирования (оперативные расходы; техническое оснащение и строительство; НИОКР). Каждая из этих трех групп разделена на статьи, а статьи - на виды расходов. Расходы по каждой целевой статье и ее видам распределяются по организационным комплексам вооруженных сил:
    стратегические силы (согласно определению в Договоре СНВ-2);
    сухопутные войска;
    военно-морские силы;
    военно-воздушные силы;
    другие боевые силы;
    централизованное тыловое обеспечение и управление (в разбивке на обеспечение и управление);
    военизированные силы.
    Самостоятельным комплексом формата отчетности выделены расходы на оказание военной помощи.
    Расходы на гражданскую оборону показываются отдельно от общих военных расходов государства.
    Государствам-членам ООН рекомендовано ежегодно к 30 апреля представлять в ООН данные по военным расходам в национальной валюте за последний финансовый год, по которому имеются такие данные. Россия впервые передала в ООН в 1990 году данные о расходах за 1989 год.
    Классификация военных, принятая ООН, позволяет проводить анализ и межгосударственное сопоставления абсолютных размеров военных затрат. Вместе с тем, в практике межгосударственного сопоставлений широко применяют показатели относит, размеров или уровней расходов, в том числе:
    доля военных расходов в ВВП страны;
    доля военных расходов в расходах государственного бюджета страны;
    размер военных расходов в расчете на душу населения страны;
    размер военных расходов в расчете на одного военнослужащего вооруженных сил и т.п.
 
Понятие расходов на оборону
    Расходы на оборону ведущая составная часть военных расходов государства на подготовку вооруженных сил и страны к действиям по обеспечению обороны, их осуществлению и ликвидацию некоторых их последствий.
      Экономический источники расходов государства на оборону - валовой внутренний продукт и национальное богатство страны, а в определенных случаях - внешнеэкономические ресурсы. Среди финансовых источников расходов государства на оборону различают бюджетные и внебюджетные ресурсы. Преобладающая часть расходов государства на оборону - бюджет его министерства обороны.
    В России, согласно бюджетной классификации расходов на выполнение функций государства, утвержденной Законом РФ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (1996, с дополнениями и изменениями 1998, детализирующими и унифицирующими статьи расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности) основную часть бюджетных расходов на оборону в рамках функциональной классификации отражает раздел «Национальная оборона», состоящий из 5 подразделов: «Строительство и содержание Вооруженных Сил», «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки», «Участие в обеспечении коллективной безопасности государств-членов СНГ», «Военная программа Минатома РФ», «Военная помощь иностранным государствам». Расходы по каждому подразделу распределяются по прямым получателям бюджетных средств, в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов. Такую группировку расходов отражает ведомственная классификация. Главным получателем бюджетных средств по разделу «Национальная оборона» (первые 3 подраздела) является Министерство обороны РФ (МО РФ). Кроме того, бюджет МО РФ формируют расходы, относящиеся к другим разделам: «Проведение военной реформы», «Социальная политика» (пенсии военнослужащим), «Утилизация и ликвидация вооружений», «Поддержание мобилизационной готовности экономики», «Международная деятельность». Всего по МО РФ предусмотрено более 30 целевых статей, в т.ч. свыше 15 статей по разделу «Национальная оборона». Три статьи отражают затраты на денежное содержание военнослужащих и гражданского персонала и на обеспечение личного состава. Большинство других расходов на содержание вооруженных сил объединено в статью «Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск».
    Отдельно  показываются расходы на НИОКР, закупки, ремонт вооружений, строительство военных объектов и др. Расходы на утилизацию и ликвидацию вооружений сформированы по видам вооружений: ядерные, химические, и обычные вооружения.
    В качестве целевых статей по разделу  «Проведение военной реформы» выделяют мероприятия, осуществляемые в рамках военной реформы, включая закрытие (консервацию) военных баз и объектов, а также денежное, жилищное и прочие виды обеспечения увольняемых военнослужащих. В статьях приводятся более 120 видов расходов. По статьям денежного содержания личного состава выделены расходы на центральный аппарат. Детализированы расходы на обеспечение личного состава, на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск (продовольственное, вещевое обеспечение, закупки горюче-смазочных материалов, содержание и эксплуатация вооружения и военной техники, эксплуатация и текущий ремонт объектов в разбивке по их типам и др.). По статьям расходов на НИОКР, закупки и ремонт вооружений предусмотрена стандартная разбивка по видам вооружения и военной техники (авиационная техника, артиллерия, корабли и др.). Довольно широкий состав расходов характерен и для других статей.
    Виды  расходов привязаны к экономической  классификации, которая едина для всех бюджетополучателей. Экономическую классификацию формируют предметные статьи, разбитые на подстатьи и на элементы расходов, детализирующие расходы на оплату труда служащих и различных услуг (связи, транспорта, коммуникаций и др.), приобретение предметов снабжения и расходных материалов, капитальные вложения (приобретение оборудования, капитальное строительство и др.), трансферты населению и т.д. На базе классификации федерального бюджета составляется смета расходов МО РФ, которая может предусматривать дальнейшую детализацию видов расходов в рамках соответствующих элементов экономической классификации и их распределение по прямым получателям средств из бюджета МО РФ. Часть средств, выделяемых из федерального бюджета Российской Федерации на расходы по разделу «Национальная оборона», проходит по бюджетам других министерств и ведомств.
    Для межгосударственных сопоставлений  расходов на оборону среди множества показателей особое значение имеют: размер расходов на оборону; уровень расходов на оборону. Размер расходов на оборону - абсолютная сумма расходов на национальную оборону, законодательно установленная на тот или иной финансовый год - отражает масштабы отвлечения ресурсов на оборону. Может выражаться в текущих или сопоставимых ценах (ценах базового периода) в национальной валюте (для межгосударственных сопоставлений - в др. валютах).
    На  размер расходов на оборону наибольшее влияние оказывают:
    современное развитие военного дела;
    требования принятых военных доктрин к боевому потенциалу и боевой готовности вооруженных сил;
    международная обстановка;
    географическое и геополитическое положение страны;
    экономические и финансовые возможности государства.
    Уровень расходов на оборону - доля расходов государства на оборону в общих расходах государственного бюджета или валовом внутреннем продукте страны. Уровень расходов на оборону характеризует степень военно-финансового и военно-экономического напряжения страны. Его оптимальное определение имеет для государства важное политическое, социально-экономическое и военное значение. 

 

     ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБОРОНУ 

    Планирование  расходов на оборону вытекают из функций  государства. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
    Оборона организуется и осуществляется в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Федеральным законом РФ «Об обороне», законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
    Общий размер и уровень расходов на оборону  вытекает от различных внутренних и  внешних факторов: международной  обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических возможностей страны. Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону относят в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав включают расходы на содержание армии и флота, расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств используется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств- членов СНГ. В состав военных входят также расходы Министерства по атомной энергии, по выполнению заказов Министерства обороны и расходов на оборону, примыкают расходы на реализацию международных договоров по ликвидации, сокращению, ограничению вооружения и др.
    Все эти расходы показываются в специальной  схеме Министерства обороны РФ, которая затем включается в состав республиканского бюджета. Особенность планирования расходов - в первую очередь определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, a затем уже составляются схемы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством централизованно (оплата вооружений, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.).
    Важным  характерным моментом планирования военных расходов является их тесная связь с политикой, при этом очень трудно найти первопричину. Внешне военным расходам относятся идеологические либо политические несовпадение между странами, но на самом деле в основе планирования военных расходов мирного времени очень много экономических причин – равномерный рынок сбыта при монопольно высоких ценах на закупку продукции представляет собой эффективно привлекательную сферу деятельности для государства. Именно поэтому сторонники сохранения этого главного комплекса экономики прилагают все силы и влияют через определенные пути на формирование и объем данного вида расходов бюджета государства. К тому же, до определенного момента Российская Федерация занимала одну из главных позиций на мировом рынке вооружений, что приносило ей немалые доходы. Потребности военного рынка и потенциальные многого числа людей, связанных с обеспечением армии, представляют важнейшую часть рынка. Потеря этого рынка сбыта может разрушить экономику любой страны. Россия не стала исключением. Во многом из-за этой причины в важнейшем будущем ни одна из ведущих стран мира не пойдет на разрушение своей военной промышленности.
    В настоящее время положение дел  в военной области характеризуется снижением важных военных угроз России. Вместе с тем сохраняются региональные вооруженные противоречия и межуровневые войны, прежде всего вблизи от российских границ, международный терроризм, распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, стремление ряда государств и политических сил опираться на военную силу в утверждении своей роли на мировой арене, а также разрешать споры с использованием средств вооруженной борьбы. Изменяется геополитическая настройка в связи с формированием новых и расширением существующих военно-политических союзов.
    В процессе планирования расходов на национальную оборону включаются первоочередные мероприятия военной реформы:
    сокращение численности Вооруженных Сил;
    совершенствование их структуры;
    оптимизация структуры расходов путем совершенствования оснащения войск военной техникой и вооружением;
    переход к комплектованию Вооруженных Сил на контрактной основе;
    создание гарантированной системы материального и социального обеспечения военнослужащих и лиц, увольняемых с военной службы.
    Установление  жесткого уровня расходов на национальную оборону направлено на решение задачи перехода к планированию расходов не на основе необходимых потребностей, а исходя из возможностей бюджета.
    С 1998 г. была изменена организация проведение составления проекта федерального бюджета: получателям средств федерального бюджета были направлены данные о предельных объемах бюджетного финансирования по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Таким образом, вместо этапа составления и представления бюджетной заявки на финансирование из федерального бюджета вводится механизм распределения предельных объемов бюджетного финансирования по показателям функциональной и экономической классификации расходов.
    Военный бюджет — это одна часть федерального бюджета. Поэтому включение важных военных расходов в единую систему государственных расходов предполагает соблюдение общих требований по рациональному и экономному определению потребностей.
    Военный бюджет включает группировку расходов, связанных с обеспечением обороны государства, по наиболее важным признакам, принятую как военным ведомством, так и государственными плановыми и финансовыми органами, а также отвечающую определенным международным требованиям.
    Планирование  расходов на национальную оборону является одной из важнейших частей планирования расходов федерального бюджета на будущий финансовый год, также формируемого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и разрабатываемых проектировок основных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу в два последующих финансовых года.
    Рассмотрение  мероприятий, направляемых на национальную оборону проходит в четырех чтениях и утверждается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в составе федерального закона о федеральном бюджете на будущий год. Планирование происходит в соответствии с бюджетной классификацией расходов федерального бюджета.
    Отличие системы бюджетного процесса в военной  области на современном этапе от существовавшей ранее заключается в доступности для анализа и проведения порядка составления, утверждения и исполнения военного бюджета.
    При формировании и исполнении военного бюджета включаются следующие обстоятельства, определяющие специфику бюджетного процесса:
    определенная, рассмотренная законодательством Российской Федерации закрытость данных, содержащих государственную тайну;
    крайне обширный номенклатурный состав потребляемых и используемых материальных ресурсов, включая высокую долю дифференциации вооружения и военной техники;
    особенности составления договорных (контрактных) цен на поставляемую продукцию военного назначения;
    специфика установленного в войсках учета производимых расходов материальных ресурсов и денежных средств, характеризующаяся отсутствием стоимостного учета и установленного для бюджетных организаций бухгалтерского учета и отчетности
    Федеральным законом «Об обороне» (1996) определено, финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.
    Перечень  и структура расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность намного расширены, что отвечает требованию «откровенности» военного бюджета. В этой связи возникает объективная необходимость создания методических данных для оптимизации планирования военных расходов.
    Значительная  часть данных об обороне, их структуре и составе, программе оснащения и реформирования держится в тайне от парламента, прессы, общественных организаций и исследовательских центров. Причем засекречена даже та информация, которую Россия по соглашениям передает в международные организации (ООН). Однако, несмотря на засекреченность и скрытость большинства данных, можно рассмотреть этапы планирования расходов на оборону.
    Для планирования статьи строительство  и содержание Вооруженных Сил  используются показатели: изношенность основных средств (зданий), обеспеченность Вооруженных Сил зданиями (в качестве на одного солдата, на одного офицера, на одну единицу военно-транспортной техники), план строительства и замены сооружении и основных средств, ежемесячные (ежедневные, ежегодные) расходы на содержание одного солдата (определяется по каждому званию и по должностям), ежемесячные (ежедневные, ежегодные) расходы на содержание одной единицы военной техники (в разрезе видов техники) и оружия (в разрезе видов оружия).
    Для планирования статьи мобилизационная  подготовка необходимы следующие показатели: количество солдат и офицеров (распределение по званиям и родам войск), программа мобилизационной подготовки войск (определяются мероприятия и их продолжительность для различных родов войск), расходы на один день (одного солдата, одну единицу военно-транспортной техники и т.п.) мобилизационной подготовки.
      Для планирования статьи миротворческая  деятельность используются следующие  показатели: количество персонала  (солдат и офицеров) выполняющего миротворческую деятельность (среднегодовое), ежедневные (ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные) расходы на содержание одной единицы персонала (солдата, офицера) и одной единицы вооружения (техники, оружия и т.п.) для миротворческой деятельности, планируемое увеличение (уменьшение) миротворческой деятельности на следующий год и т.д.
    Планирование  расходов по статье денежная обеспеченность военнослужащих осуществляется в следующем порядке: среднегодовое количество военнослужащих (солдат и офицеров) умножается на соответствующую для определенного звания заработную плату и прибавляется сумма ежегодных дополнительных выплат. Для определения суммы затрат на финансирование статьи продовольственное обеспечение перемножается среднегодовое количество военного персонала (за исключением той части, которая находится за пределами РФ, которая финансируется отдельно) и рублевое выражение ежедневных затрат на питание одного человека (причем норматив питания для различных званий различен и соответственно перемножаются эти значения по отдельности). И все это умножается на 365.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.