На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие правового государства и его признаки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н. П. ОГАРЁВА» 

Факультет юридический
Кафедра теории и истории государства  и права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ 
 
 
 

Автор курсовой работы                                                          
Обозначение курсовой работы КР-02069964-030501-10-10
Специальность 030501 юриспруденция
Руководитель  работы
канд. юрид. наук, ст. препод.                                                         
 
 
 
 
 
 

Саранск 2010
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н. П. ОГАРЁВА» 
 
 

факультет юридический
Кафедра теории и истории государства и права 
 
 
 
 
 

                        ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ 

Студентка
    Тема: Понятие правового государства и его признаки
    Срок представления работы к защите_____________________________
    Исходные данные для курсовой работы: научная литература и периодические издания.
    Содержание курсовой работы
    1 Возникновение  и развитие учения о правовом  государстве
    2 Понятие  и признаки правового государства
    2.1 Понятие  и сущность правового государства
    2.2 Признаки  правового государства
    3 Формирование  правового государства в России 
     
     

Руководитель  работы                                                               
Задание приняла  к исполнению                                                    

    Реферат 

    Курсовая  работа содержит 41 страницу печатного  текста, 24 использованных источника.
    ПРАВО,ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО,СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СУВЕРЕНИТЕТ  НАРОДА, ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА,ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ, СУДЕБНАЯ ВЛАСТИ, ГРАЖДАНСКОЕ  ОБЩЕСТВО, КОНСТИТУЦИЯ, СВОБОДЫ ВЫБОРОВ.
     Объектом  исследования курсовой работы является правовое государство.
    Цель  данной работы заключается в попытке  комплексного исследования теоретической  сущности и практического значения правового государства, а также  в раскрытии его признаков.
    В процессе написания курсовой работы был использован общенаучный метод, а также связанные с ним исторический, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой  и другие методы научного познания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение                                                                                                             5
1 Возникновение  и развитие учения о правовом  государстве                        7              
2 Понятие  и признаки правового государства                                               13
         2.1 Понятие и сущность правового государства                                  13
         2.2 Признаки правового государства                                                   16
 3 Формирование правового государства в России                                       30                               
Заключение                                                                                                       38
Список  использованных источников                                                               40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение 

       Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительное освещение в работах отечественных философов, политологов, социологов, юристов. Прежде всего, признаётся, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идёт о государстве, ограничиваются в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.
    Государство и право теснейшим образом  связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правовые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это совсем особый тип взаимоотношений права и государства. Первые представления о нем как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древнем мире. Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ. Демокрит, Платон. Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое обеспечивало бы гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства1.
    Цель  данной работы заключается в попытке комплексного исследования теоретической сущности и практического значения правового государства, а также в раскрытии его признаков.
      Задачи  работы обусловлены вышеуказанной целью и составляют:
      - дать общую  характеристику  возникновению и развитию учения о правом государстве;
      - охарактеризовать становление и  развитие идеи правового государства  в России;
      - всесторонне раскрыть понятие  и признаки правового государства; 
      - в заключении работы подвести  итоги по исследуемой проблеме.
    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Возникновение и  развитие учения  о правовом государстве
    Истоки  идеи о правовом государстве следует  искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом и укладом самой жизни. В процессе общения и реализации естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность выкристаллизовывались нормы естественного права. Оно служило основным и непосредственным регулятором отношений между индивидом и обществом и до определенного момента удачно гармонизировало их.
    С возникновением государства, этого  уникального во всех отношениях продукта человеческой деятельности, ситуация изменилась. Оно попыталось сделать  естественное право своей собственностью и узурпировать саму возможность  «творить» правовые нормы.
    Государство стало посредником между индивидом  и обществом и, используя гуманистические  начала права, сделало его основным инструментом достижения своих целей. Человечество вынуждено было снова  искать оптимальные формы соотношения  уже между личностью, государством и гражданским обществом, пути разумного сочетания и удовлетворения их потребностей и интересов, привлекая для этого право.
    Предпосылками учения о правовом государстве можно  считать идеи о незыблемости и  верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Первый пример истинного уважения к праву как явлению непреходящему, возвышающемуся над суетностью жизни, дает нам античная история: мудрый Сократ принял смерть, не пожелав уйти от карающей десницы суда. О значении правовых законов для нормального развития государства и ограничения произвола правителей писал Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Аналогичных взглядов придерживался и Аристотель, подчеркивая, что «там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя». Европейские ученые Нового времени приняли эстафету у античных мыслителей. К. Ясперс, определяя правовое государство как государство, в котором действует свобода, основанная на законах, писал, что классический тип политических свобод, достойных подражания, сложился в Англии более 700 лет назад. И действительно, этому можно найти подтверждение. В частности, уже в, Нортхэмптонском статуте 1328 г. говорилось, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия. К тому времени, когда Дж.Локк написал свой знаменитый памфлет о правительстве, в Англии уже сложился такой тип политической системы, где реальным было уважение к суду и действовала определенная система сдержек и противовесов во властных отношениях.
    Значительный  вклад в теорию правового государства  в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII—XIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.
    Дальнейшее  развитие идеи о разделении властей, об обеспечении прав и свобод граждан  получили в работах Ш. Монтескье. «Если,— писал он,— власть законодательная  и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».
    Философское обоснование учения о правовом государстве  в его системном виде связывают  с именем Гегеля. Для Гегеля государство  было то же самое, что и право («наличное  бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т. е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы.
    Наиболее  полно концепция правового государства  была разработана И. Кантом.
    Его основополагающие идеи о роли государства  базировались на представлении о том, что каждый человек является абсолютной ценностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или оружия для выполнения хотя бы и самых благороднейших планов. По мнению Канта, существует некий «категорический императив», который гласит: «Действуй так чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех». Это — закон, не связанный ни с какими человеческими обстоятельствами, априорный и абсолютный. Это — формальное правило, но как только оно прикладывается к жизненным отношениям, оно получает реальный смысл. Все то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе категорического императива, по Канту, и есть право.
    Однако  общеобязательный, принудительный характер право приобретает благодаря государству. Оно должно служить личности, обеспечивать ее автономию и охранять ее от любого произвола. Делает это государство на основе права, в котором можно выделить три составляющие: во-первых, естественное право, представляющее совокупность априорных аксиом (очевидных истин): во-вторых, положительное право, созданное законодателем, и, в-третьих, справедливость. Государство, по Канту, не должно опекать подданных, посягать на их самостоятельность в обеспечении себе средств к существованию. Попытки власти регламентировать каждый шаг подданных он рассматривал как деспотию. Цель государства — торжество права. Оно должно руководствоваться правом, если не хочет потерять доверие граждан.
    Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.
    Р. Иеринг, Г. Еллинск, Л. Дюги. М. Ориу, Р. Паунд, Г. Спенсер и другие мыслители конца XIX в. также внесли в теорию правового государства немалый вклад. Они сходились во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Лишь при господстве права процветает национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу «умственные и нравственные силы»2.
    Рассматривая  с  позиций естественных прав человека роль государства      в жизни людей, Спиноза, например, говорит о пределах государственной власти. Есть нечто, утверждает он, чего государство не может добиться ни угрозами, ни наградами. Никто не может отказаться от способности суждения. Власть не имеет права посягать на свободу человеческой мысли и на свободу совести. Размышления о пределах государственной власти содержатся и в трудах Дж. Локка. Среди неотчуждаемых прав он особо выделяет право собственности, свободу мнений. Любое покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение налогов) рассматривается Локком как проявление деспотизма. Чтобы не допустить злоупотребления властей он предлагает не соединять законодательную и исполнительную власти и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью.
    Другим  средством от произвола, по Локку, является законность. Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества, считал он.
    Наконец, Локк решительно отстаивает и право  народа на разрыв соглашения с правительством и право на восстание для восстановления попранной свободы. Однако восстание не должно быть актом меньшинства.
    Словосочетание  «правовое государство» впервые  встречается в работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И.Х.Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832 г.). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с этого времени идея о правовом государстве более чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков.
    В литературе выделяют три этапа развития немецкой идеи правового государства. До революции 1848 г. она формировалась  как теоретическое и конституционно-политическое основание его создания. В 1848 г. в  проекте Паулкирхенской конституции  была сделана попытка соединить идеи о правовом государстве и демократии. С 1871 г. шла детальная разработка принципа разделения властей, понятий закона и судебной защиты. Веймарская конституция 1919 г. интегрировала правогосударственные и представительно-парламентские элементы. Ныне действующий Основной закон объявляет ФРГ социально-правовым государством. Следует отметить, что в немецкой литературе высказано мнение (оно является преобладающим, но его нельзя назвать бесспорным) о том, что первое правовое государство в Германии было построено в 1880 г.
    К концу XX столетия в ряде развитых стран  сложились такие типы правовых и  политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют  идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных  актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. В планетарном масштабе распространению и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные структуры и международно-правовые акты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             2 Понятие и признаки правового государства
    2.1 Понятие и сущность  правового государства
    Правовое  государство — одна из центральных категорий теории государства и права, характеризующая идеальную разновидность государства, вся деятельность которого подчинена праву.
    Современные положения и выводы, относящиеся  к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении ДЛ тельного исторического периода. Следует признать, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.
    Рассмотрим  более обстоятельно основополагающие выводы ученых относительно правовой государственности. По мнению представителей философии и политологии, правовое государство — государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости. Одновременно утверждается, что правовым, может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, принятому демократическим путем, закону, который выражает и защищает интересы общества, а не интересы господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона как акта, принятого законодательным органом согласно специальной демократической процедуре.
    В отечественной юридической науке  правовым признается такое государство, которому свойственны институт разделения властей, независимость суда, законность управления, правовая защита граждан от нарушения их прав государственной властью, возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением и др. Нередко также отмечается, что правовое государство — это государство, где на практике обеспечено верховенство Норм права, где власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется3. Соответственно можно сказать, что сущность правового государства заключается в первенстве права Над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, всех государственных, общественных субъектов и граждан действующему праву.
    Как видно, названные положения, относящиеся  к правовому государству, объединяют наиболее значимые его показатели. Нельзя отрицать того, что правовое государство — системообразующая структура, включающая ряд составляющих элементов. В связи с этим можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.
    В нынешней российской ситуации правовое государство находится в стадии становления. Основой его формирования стала ориентация общества на верховенство права, на обеспечение прав человека, на постепенное утверждение в современной России демократических ценностей.
    В рассматриваемом плане отметим следующее: правовое государство, несмотря на качественные особенности и более цивилизованный уровень, по ряду показателей остается государством в обычном понимании, т.е. государством в подлинном смысле слова, организацией публичной власти.
    Имеется в виду то, что такое государство обладает территорией, публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев общества, обладает монополией на правотворчество, взимание налогов с граждан, организаций и др.
    Правовое  государство, как и любое, располагает  специальным аппаратом управления и принуждения. Для его содержания устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же как и иные государства, обладает суверенитетом. Суверенность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны, а также в самостоятельности (независимости) государства вовне (проведение внешней политики построение отношений с другими государствами).
    Названные черты следует отнести к общим, поскольку они свойственны как  правовым, так и иным государствам, не основанным на демократических началах. Вместе с тем становление  правового государства сопряжено с последовательной реализацией его основных принципов. К их числу относятся: осуществление народовластия, выступающего в качестве основы развития демократии; организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей; правовая форма организации и деятельности публичной (государственной) власти; верховенство закона во всех сферах обще-ценной жизни; режим демократического конституционного правления; признание и гарантирование прав и свобод человека и  гражданина; периодичные и регулярные выборы как средство формирования представительных структур правового государства; законность в деятельности всех субъектов права; взаимная ответственность государства и личности4.
    2.2 Признаки правового  государства
    Основные  признаки правового государства:
    1. Осуществление народовластия, выступающего в качестве основы развития демократии. Общее учение о народовластии сложилось еще в эпоху существования древних государств. Вопросы о сущности власти и народовластия активно исследовались в трудах Аристотеля, Платона, Цицерона и других великих мыслителей античного мира.
    Мощное  развитие получила идея народовластия  в эпоху Просвещения в Западной Европе, особенно в трудах Вольтера, Д. Дидро и других ученых, где на основе теории естественного права и теории общественного договора предлагалось подчинить разумному началу организацию общественного и государственного строя.
    С материальными условиями жизни  общества и делением людей на классы связывали свои представления о народовластии представители марксизма.
    В настоящее время ученые-юристы анализируют  понятие и содержание народовластия  на основе Конституции РФ и условий  современной общественно-политической и социально-экономической ситуации.
    Действующий Основной закон РФ признает идею всевластия Российского народа и содержит развернутую формулу понимания народовластия на современном этапе общественного развития. Анализ ст. 1—3 Конституции России5 показывает, что феномен народовластия многозначен и включает потенциальное право Российского народа на осуществление власти, фактическое Задание властью и участие в процессе осуществления публичной  власти.
    Россия  провозглашается демократическим  государством (народовластие — «демократия» в переводе с древнегреческого), отличающимся правовым порядком осуществления власти, признающим в качестве основы социального устройства народ как единую органическую общность («живой организм»). При этом категории «народ» и «власть», составляющие содержание народовластия, требуют уточнения.
    С юридической точки зрения понятие  «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность ассоциированной в рамках единого государства соответствующей совокупности людей. Народ образует физический субстрат государства, социальное качественное образование в границах его территории.
    Государственная власть как средство управления обществом  не совпадает непосредственно с  населением и осуществляется особым государственным аппаратом —  совокупностью государственных учреждений. Такие учреждения в условиях формирования правового государства призваны прежде всего, выражать интересы народа, для чего необходимо наличие независимых и не опосредованных государством контролирующих структур типа общественной палаты и ее филиалов в регионах и др.
    Местное самоуправление — форма власти народа, институты которой наиболее пригодны к обеспечению интересов населения  на местах с учетом исторических и  иных местных традиций.
    С учетом специфики субъектов властеотношений  можно выделить две формы участия  граждан в осуществлении власти. Во-первых, прямое народовластие — имеет место, когда граждане решают свои государственные, общественные, местные дела через институты непосредственной демократии (институты народовластия), т.е. выборы, референдумы, общие собрания граждан и др.; во-вторых, представительное народовластие, при котором важнейшие вопросы государственной и общественной жизни решают выборные представители.
    Как видно, народовластие в современной  России характеризуется закреплением соответствующих предпосылок в действующей Конституции, иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь. Это проявляется прежде всего в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделенных правом разрабатывать и принимать законы — акты высшей юридической силы. К тому же существует механизм, позволяющий не только критиковать политику государства, не соответствующую интерес граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее, используя средства, предусмотренные законами (пикеты, митинги, демонстрации и т.п.) По поводу сущности демократии, проявлением которой являются народовластие, высказаны и иные суждения. Нередко утверждается, что никогда на практике демократия не была властью народа. Она есть всего-навсего механизм, способ участия населения в формировании власти, прежде всего политической, государственной. По-видимому, такой вывод подтверждает сложность, многогранность и неоднозначность категории «демократия» и производного от нее понятия «народовластие».
    2. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. При характеристике правового государства недостаточно указания на его правовую природу, многообразие, свойственных ему органов, их перечисления, определения границ деятельности.
    Государственная власть, основанная на праве, тогда  эффективно действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов личности, когда в ней есть разделение труда, институты (органы) государства «выстраиваются» по-особому, т.е. формируются самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет «свою» особую деятельность.
    Таких властей («ветвей власти»), свидетельствующих  о высокой развитости государства, три: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Соответственно различают три вида государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные.
    Принцип разделения властей проведен во всех современных развитых демократических  странах. Вместе с тем есть следующее существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, единой, и наряду с этим разделенной. Именно поэтому с названными «тремя властями» как бы обособляется в качестве особого самостоятельного институт главы государства. В республиках — президент, в конституционных монархиях — монарх (король, император и т.д.).
    Исходя  из сказанного очевидно, что принцип  разделения властей  способствует   «рассредоточенности»   государственной  власти между различными властными  звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой-либо одной структуре, не допускает превращения в авторитарную и тоталитарную власть.
    Конституция Российской Федерации предусматривает: государственная власть в нашей  стране «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (с. 10). Законодательную власть осуществляет Федеральное Со брание (Государственная Дума, Совет Федерации), исполнительную — Правительство, судебную — органы правосудия, суды. Президент, по Конституции, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).
    Итак, принцип разделения властей позволяет  отметить т0 что все «три ветви власти» одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доминирования одной из властей, предотвращать возможные злоупотребления. Поэтому важной проблемой остается более четкое определение пределов деятельности государственной власти и действующего механизма определения их полномочий. Необходимо также теоретическое обоснование границ законодательной власти и границ нормотворчества власти исполнительной. Это объясняется, в частности, тем, что в настоящее время еще не найдено оптимального соотношения между компетенциями законодательной и исполнительной властей.
    3. Правовая форма организации и деятельности публичной (государственной) власти. Мыслители Античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
    Относительно   современной   российской   действительности смысл этого принципа прежде всего в том, что деятельность властных структур должна осуществляться управомоченными субъектами на основаниях и в порядке, предусмотренных законами или другими нормативными правовыми актами в интересах народа. Исходя из этого, устанавливаются  «правовые рамки» «границы» деятельности государства, всех его органов и должностных лиц. Именно это позволяет глубже осмыслить особенности правового государства, его природу.
    В соответствии с рассматриваемым  положением деятельно властных структур должна осуществляться на основе принципа справедливости, требования безусловного и честного исполнения предписаний закона. Такой подход означает, что закон един всех и что справедливый закон исполняется беспристрастными должностными лицами (судьями и др.).
    Очевидно, чем более развиты правовые начала (основы) государства, чем более отчетливо обозначены границы деятельности его органов, пределов вмешательства в частную жизнь граждан, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для самореализации, активности общественных объединений. «Цель государства, — отмечал Б.Н. Чичерин, — в следующем: оно обеспечивает область общих интересов и не должно вторгаться в частную жизнь. Отдельные союзы, в которые слагается человеческое общежитие, должны сохранить свою самостоятельность»6.
    И еще один момент. Речь идет о таком  значении, качестве права, что оно  перестает рассматриваться как своего рода придаток государственной власти. Соответственно правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены прежде всего к государству, его органам. Это необходимое условие функционирования общества и государства, обеспечения организованности в обществе. Как видно, этот принцип ограждает общество от любых форм государственного произвола, вседозволенности со стороны государственно-властных структур.
    4. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот фактор в юридической литературе нередко рассматривается в качестве основополагающего относительно правового государства и включает две составляющие — верховенство закона и соответствие закона праву. В чем это выражается? В первом аспекте, т.е. юридическом смысле, имеется в виду то, что закон — это принятый в особом порядке первичный правовой акт 10 основным вопросам жизни государства, непосредственно выдающий общую государственную волю, направленный на реагирование наиболее важных общественных отношений.
    Соответственно  все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов и им противоречить не могут. Заметим, Россия долгое время использовала в качестве основной нормативную базу, основанную на указах Президента и Постановлениях Правительства. Наметившаяся тенденция усиления роли законов, основанная на Конституции Российской Федерации 1993 г., в настоящее время приобретает больший удельный вес, оказывает благотворное влияние на политическую ситуацию в стране.
    Второй  аспект рассматриваемой проблемы предполагает соответствие закона праву, реализуется прежде всего в нормотворческой деятельности государства. Имеется в виду разработка и принятие правовых законов, отвечающих принципу социальной справедливости, призванных ввести в общественную жизнь начала согласия. Без этого невозможен элементарный правопорядок. Вместе с тем принципы верховенства закона и социальной справедливости относятся и к правоприменению. Пренебрежение к названным принципам и создает удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений.
    Очевидно, законодательные акты, ущемляющие свободу  личности, противоречат идее правового государства, которое, но сути, связано законом, так же как и его органы. Эта особенность внутреннего, содержательного отличия самого закона, его верховенства.
    Названное положение о соответствии закона праву в практическом аспекте предполагает не только подготовку и принятие соответствующих качественных законов, но и подчинение им деятельности всех структур государственной власти.
    Повседневная  политико-правовая действительность подтверждает то, что принцип верховенства закона в современной России нередко нарушается. «В двухуровневой правовой системе федеративного государства, — отмечает Б.Н. Топорнин, — высок процент нарушений принципа верховенства федерального закона правовыми актами, принимаемыми на уровне субъектов Федерации. Подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти, зачастую отходят от принципов, провозглашенных в законе»7.
    Это означает, что закон не всегда является первым и основным при решении различных вопросов текущей жизни. К тому же значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в поведений граждан и организаций, относится к числу декларативных, не востребованных. Сказанное позволяет заключить, что в государстве, называющим себя правовым, нет еще главного и определяющего признака — полного, последовательного и реального верховенства закона, прежде всего Конституции.
    5. Режим демократического конституционного правления. В числе ресурсов государственной власти, основанной на праве, называют конституционное правление, включающее ряд ключевых положений. Это:
    а) установление конституционно-правового статуса личности и гражданина в России, признание приоритета прав личности, 
подчинение праву всех органов государства, должностных лиц и 
граждан, свободные выборы и референдумы — высшие институты власти народа.

    Человек, гражданин, народ — таковы главные  действующие лица, реализующие свои политико-правовые возможности в  условиях демократического конституционного правления. Это означает безусловный отказ от тоталитарного подхода к проблеме «человек — государство», при котором человек рассматривается в качестве «винтика» государственного механизма;
    б) признание и реальное существование политического и 
идеологического плюрализма, политических (в том числе оппозиционных) партий,
осуществления социально-экономических и политических прав граждан, их организаций, обеспечение выборности и сменяемости центральных и местных представительных (законодательных) органов власти, усиление тенденции проведения государством социальной политики в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и др.

    Политический  и идеологический плюрализм выражает такие начала в отношениях между государством и социальными группами, при которых последние имеют широкие возможности для непосредственного выражения своих взглядов, точек зрения, а также интересов через определенные организации — партии, общественные движения и др. (ч. 1, 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации).
    в) открытость в деятельности государства, гласность, свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры.
    В реальной политико-правовой жизни без этого невозможен контроль общества над государством, призрачными становятся демократия в обществе, связанность государства, его органов правом. В связи с этим определяется значимость средств массовой информации, которые особенно активны и влиятельны в избирательных кампаниях, что проявляется не только в освещении тех или иных политических фактов, но и в их комментировании и оценке.
    В рассматриваемом плане обратим  внимание на содержание ст. 29 Конституции  Российской Федерации, закрепляющей свободу мысли и слова, гарантирование свободы массовой информации, запрет цензуры. Как видно, названные положения закреплены в законах о печати и средствах массовой информации8.
    6. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Исходными началами этого аспекта является конституционное признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Основной закон Российской Федерации закрепил за человеком и гражданином права и свободы, соответствующие международным правовым стандартам. Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без исключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом принадлежит государственно-правовым институтам. В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2).
    Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная  власть не всегда располагает эффективной  системой мер — правовых, организационных  и других, называемых гарантиями. Одним из условий упрочения гарантий прав личности является расширение судебной защиты прав граждан, которая должна охватывать возможность обжалования любых нарушений конституционных прав и свобод.
    Было  бы неверным считать, что все в  рассматриваемом плане зависит от государственно-правовых институтов. Если сам человек не проникнется своими правами и свободами, не будет везде, всегда и перед всеми отстаивать свои права и свободы, то одни государственные органы едва ли что сделают относительно связанных с этим проблем. Наши соотечественники не привыкли и не всегда умеют, способны отстаивать свои права, обращаться в государственные органы с притязаниями на защиту в порядке административного или судебного обжалования. Немецкий юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать свое право связывал с чувством достоинства личности. «Кто, в ситуации беззастенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защищать себя и свое право, тот уже человек безнадежный...»9.
    7. Свобода выборов, предполагающая наличие альтернативных кандидатур, отсутствие политического, административного, информационного и иного давления на избирателей, кандидатов, организаторов выборов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.