На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности взаимодействия с взрослыми детей с общим недоразвитием речи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПУ  Череповецкий Государственный Университет
Институт  Педагогики и Психологии
Кафедра дефектологического образования 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине:
«Психология детей с нарушением речи»
на тему: «Особенности взаимодействия с взрослыми детей с общим недоразвитием речи» 
 
 
 
 

Выполнила: студентка
Екатерина Александровна Сакулина
специальность: 050717
группа 4 КП-31
Проверила: к. п. н. доц. Ольга Леонидовна Леханова 
 
 
 
 

Череповец
2010 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования
      Особенности взаимодействия с взрослыми дошкольников с нормативным развитием речи……………………………………………………………….6
      Особенности взаимодействия с взрослыми дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………….13
Глава II. Экспериментальное изучение взаимодействия с взрослыми детей с общим недоразвитием речи
2.1Организация  и условия проведения эксперимента, описание диагностических методик……………………………………………………….17
2.2 Анализ  результатов исследования………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список  литературы………………………………………………………………24
Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Общение является связующим звеном между  людьми, способствует нахождению и передачи общего между ними (или может быть). Причем это общее может быть как что-то возникшее, только что, в процессе совместной деятельности, так и передаваемым через многие века знания. Развитие ребёнка во многом зависит от общения с взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. С точки зрения психологии (например, А.А. Леонтьев) общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении.
     Более простое определение дается М.И.Лисиной: общение - это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Только в общение с взрослыми людьми ребенок может получить общественно - исторический опыт человечества. Первые годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка [6].
     Л.С. Выготский считал, что отношение  ребенка к миру - зависимая и  производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Если бы человек был с рождения лишен общения, то он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатома - физиологически напоминающим человека. Ребенок в процессе общения развивается, приобретает психические и поведенческие качества.
     Дошкольник  не может прочитать в книге  ответы на все его интересующие вопросы, поэтому ему так важно общаться с взрослыми, благодаря ним дошкольник раскрываем мир для себя и познает всё лучшее и отрицательное, что есть у человечества.
     Проблема  взаимодействия с взрослыми детей с общим недоразвитием речи в настоящее время является актуальной, так как у старших дошкольников большое значение придается проблеме психологической подготовки детей к школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как центральное звено когнитивного и волевого развития ребенка. Данной проблемой занимались такие авторы, как Е. Г. Федосеева, М. И. Лисина, Т. Б. Филичева, В. И. Терентьева и другие.
     Цель: изучить особенности взаимодействия с взрослыми детей с общим недоразвитием речи.
     Объект: взаимодействие с взрослыми детей с общим недоразвитием речи.
     Предмет: особенности взаимодействия с взрослыми детей с нарушением речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. 

     В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой у дошкольников с общим недоразвитием речи имеется специфика взаимодействия со взрослыми, проявляющаяся в несформированности формы  общения, в несоответствии личностных ожиданий ребенка с взрослыми, что отличает детей с общим недоразвитием речи от нормально развивающихся сверстников. 
 

     Задачи  исследования: 

     1. изучить состояние проблемы в  психологической, педагогической и специальной литературе и выделить особенности взаимодействия с взрослыми детей с ОНР
     2. подобрать диагностические методики
     3. осуществить экспериментальное  исследование, направленное на взаимодействие  с взрослыми детей с ОНР
     4. проанализировать полученные результаты
     Методы  исследования:
     1. Теоретический (анализ литературы)
     2.Экспериментальный
     3. Статистический
         Экспериментальной базой исследования стало МДОУ «Детский сад комбинированного вида №102» г. Череповца и МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7»г. Череповца.
          В эксперименте приняли участие  20 детей старшего дошкольного  возраста: 10 детей с нормальным  речевым развитием в возрасте 6-7 лет и 10 детей с диагнозом ОНР III уровня в возрасте 6-7 лет. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования
      Особенности взаимодействия с взрослыми дошкольников с нормативным развитием речи
   Одна  из наиболее важных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находиться не внутри ребенка, а в его отношениях с взрослым. Общение с взрослыми выступает как внешний фактор, способствующий развитию, но не как его источник и начало. Отношение взрослого к ребенку облегчает понимание социальных норм, подкрепляет соответствующее поведение и помогает ребенку подчиниться социальным влияниям. Психическое развитие при этом рассматривается как процесс постепенной социализации-адаптации ребенка к внешним для него социальным условиям[4].
   Согласно  позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.
   Такое понимание процесса психического развития выдвигает на первый план роль общения  с взрослым. Процесс интериоризации (формирование структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности) внешних средств рассматривался Л.С. Выготским и его последователями вне зависимости от характера взаимоотношений и взаимодействия ребенка с взрослым. Взрослый выступал как абстрактный и формальный носитель знаков, сенсорных эталонов, интеллектуальных операции, правил поведения, т.е. как посредник между ребенком и культурой, но не как живой конкретный человек.
   Отечественный психолог М.И. Лисина рассматривает  общение ребенка с взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к другим нуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, в активности и т. д.). Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. Такое познание включает два пути или аспекта [6].
   Первый  путь заключается в том, что человек  стремиться узнать и оценить свои отдельные качества и способности (что он может, умеет, знает).
   Сделать это он может только с помощью  других людей. Первый путь познания предполагает отстраненный, объективный анализ отдельных  качеств - их обнаружение, оценку и сравнение  путь познания себя и другого заключается в соединении, в приобщенности к другим людям. Пережив определенную связь с другим человеком (любовь, дружбу, уважение), мы как бы проникаем в его сущность, и здесь стремление к познанию удовлетворяется путем соединения, приобщенности. В таком соединение не приобретаются новые знания, но именно в отношениях с другим человеком осознает себя, открывает и понимает других во всей их целостности и уникальности и в этом смысле познает себя и другого.
   Общение всякий раз имеет определенные мотивы, ради которых оно происходит. В широком смысле мотивом для общения является человек, а для ребенка - взрослый. М.И.Лисиной было выделено три группы качеств и три категории мотивов общения - деловые, познавательные и личностные.
   Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общение с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. Ребенку важно, как взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и т.д.
   Познавательные  мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познание нового. Взрослый выступает  как источник новой информации и  в то же время как слушатель, способный  понять и оценить суждения и вопросы  ребенка. Личностные мотивы характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности, в это случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как целостной личностью[6].
   Деловые и познавательные мотивы общения  включаются еще в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль. Общение составляет лишь часть широкого взаимодействия ребенка и взрослого.
   У младенцев общение с взрослыми играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. М.И.Лисина пишет, что младенец начинает реагировать на голос матери (взрослого) раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта с взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психологических способностей и качеств ребенка: мышление, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить, прежде всего, в семье. Когда люди общаются, друг с другом внешне видно поверхностную картину их общения - кто что говорит, кто как смотрит и т. д. Но есть и внутренняя картина, очень важная - межличностные отношения, т. е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому. Когда ребенок задает вопрос нельзя точно сказать, что было мотивом к этому вопросу. Он может задать вопрос для того что бы обратить на себя внимание или действительно его интересует предмет о котором он спрашивает или ребенок хочет показать свои познания перед сверстниками. Если ребенок жалуется на поведение другого ребенка как на это надо реагировать, взрослому нет точного ответа, видь, мотивация неизвестна[15].
   Личность  ребенка, его интересы, понимание  себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Такое внимание ребенок может, прежде всего, получить в семье. Семья для ребенка становится первой, с кем он начинает общаться, именно там закладываются основы общения, которые в будущем ребенок будет развивать.
   Ребенок не рождается с потребностью в  общении. Она развивается в процессе общения с родителями, когда родители разговаривают с ним, ласкают. Именно их в первые месяцы своей жизни видят дети[7].
   На  протяжении детства появляются и  развиваются четыре различных формы общения, по которым можно судить о характере происходящего психического развития ребенка. Важной задачей является умение правильно определить и правильно развить ту или иную форму общения соответственно возрасту и индивидуальным возможностям малыша[17].
   Первая  форма общения ребенка с взрослым была названа ситуативно-личностной, которое протекает в период от одного до шести месяцев жизни. Сначала это общение выглядит как ответ на воздействие взрослого, потом ребенок начинает активно двигаться, привлекая к себе внимание, даже когда взрослый ругается, ребенок радуется потому что - это внимание к ребенку, обращенность к нему. Потребность во внимании взрослого - первая и основная потребность в общении - остается на всю жизнь. Зародыши всех важных качеств (развитие личности, активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе и т.д.) появляются в общении матери с младенцем. Младенец не выделяет отдельных качеств взрослого. Для него не является главным уровень знаний и умений взрослого, его социальное и имущественное положение, то как он выглядит и во что одет. Малыша привлекает личность взрослого его отношение к нему. Средством общения для данной формы является обмен взглядами, улыбками, вскриками и гулениями ребенка, ласковым разговором взрослого и носят исключительно экспрессивно - мимический характер. В этот период общение младенца с взрослым протекает вне какой - либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка. Для ситуативно-личностного общения характерны потребность во внимании и доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно - мимические средства общения[6].
     Следующей формой общения ребенка с взрослым - ситуативно-деловая - и связанная с ним потребность в деловом сотрудничестве. Взрослый становиться нужный и интересный ребенку не сам по себе, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. К экспрессивно - мимическим средствам добавляются предметно - действенные - дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. Но предмет сам по себе ребенку не интересен, ему интересно как этим предметом можно пользоваться. Это происходит по двум причинам. Во-первых, для ребенка взрослый остается центром предпочтений, в силу чего он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы становятся нужными и предпочтительными потому, что они в руках взрослого. Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть в эти игрушки. Для того, что бы дети начали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать, что можно с ними и как играть. Только после этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Такие совместные игры представляю собой деловое общение или сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения. Для неё характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. В таком общении ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами (ложкой, вилкой, горшком, расческой, одеваться, умываться, играть с игрушкой и т.д.). Также здесь начинают проявляться активность и самостоятельность ребенка. Он становиться субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению. Появляются первые слова, ведь для того, чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку нужно назвать его. Причем эту задачу - сказать то или иное слово - ставит перед ребенком, только взрослый. Так во взаимодействии с взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное - общение, мышление, речь[6].
     Следующей формой общения ребенка с взрослым является внеситуативное общение то есть общение содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Внеситуативное общение становиться возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Такое общение предъявляет новые требования к поведению взрослого, ему нужно разговаривать, рассказывать дошкольнику о том чего тот не видел и не знает, расширять его представление о мире. Существует две формы внеситуативного общения - познавательная и - личностная. Для внеситуативно-познавательного общения ребенка со взрослым характерно: хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации; познавательные мотивы общения, любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах; потребность в уважение взрослого, которая выражается в обиде на замечания и отрицательные оценки. Ребенку нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании становиться основной потребностью, побуждающей ребенка к общению часто говорят детям как надо себя вести и что надо делать и дети выбирают подчиняться, или не подчиняться, но к шести годам, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Это начало внеситуативно-личностной формы общения самого сложного и высшего в дошкольном возрасте. Для него характерны: потребность во взаимопонимании и сопереживании; личностные мотивы; речевые средства общения. В неситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, он сознательно нормы и правела поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними. Общение предполагает взаимность и обоюдность. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него, они могут быть приязненными, доверчивыми, заинтересованными, равнодушными, спокойными, неспокойными и т.д. Именно взрослый становиться первым собеседником ребенка и от того как будет общаться взрослым во многом будет зависеть как будут развиваться ребенок. Если взрослый, выполняя свои обязанности по уходу за ребенком, делает это “сухо” ограничиваясь несколькими словами, то ребенок не сможет полностью удовлетворить свою потребность в общение. Ребенок который задает вопросы и не получает на них ответы, который стремиться познать мир вокруг но не находит поддержки и помощи теряет интерес к знаниям и такому ребенку в дальнейшем очень трудно учится в школе. Взрослый должен помогать формированию всех видов общения, тем самым помогая формированию личности ребенка. Общаясь взрослый должен говорить все время правду так как ребенок запоминает все и в будущем “нестыковка” информации может сильно подорвать доверие ребенка ко взрослому, что в будущем приведет к тому что все слова сказанные взрослым ребенок будет ставить под сомнения[6].
   Таким образом, общение с взрослыми выступает как внешний фактор, способствующий развитию, но не как его источник и начало. Отношение взрослого к ребенку облегчает понимание социальных норм, подкрепляет соответствующее поведение и помогает ребенку подчиниться социальным влияниям. Ребенок не рождается с потребностью в общении. Она развивается в процессе общения с родителями, когда родители разговаривают с ним, ласкают. Именно их в первые месяцы своей жизни видят дети.На протяжении детства появляются и развиваются четыре различных формы общения, по которым можно судить о характере происходящего психического развития ребенка – это ситутивно – личностная, ситуативно – деловая, внеситуативно – познавательная и внеситуативно – личностная формы общения. 

      Особенности взаимодействия с взрослыми дошкольников с общим недоразвитием речи
   По особенностям отношения к взрослому авторы выделяют 3 основные группы детей:
1. Эмоционально восприимчивые дети, которых характеризует ярко выраженная положительная направленность на взрослого, уверенность в любви родителей, воспитателей. Они адекватно оценивают отношение к себе взрослых, но очень чувствительны к изменениям в поведении взрослого, что приводит к эмоциональным переживаниям.
2. Эмоционально не восприимчивые дети, для которых характерна отрицательная установка на педагогическое воздействие взрослого. Эти дошкольники часто нарушают порядок, дисциплину, не соблюдают установленных норм. Родители жалуются на их непослушание. Усвоив по отношению к себе порицающее воздействие, дети отвечают равнодушием или негативизмом.
3. Дети с нейтральным отношением ко взрослым и их требованиям, которые практически не проявляют активности и инициативы в общении со взрослыми (за исключением матери), играют пассивную роль в жизни группы детского сада. Внешне они почти не выражают личных переживаний, что свидетельствует об отсутствии у них опыта внешнего выражения эмоций[3].
   Наблюдаемые у детей с системными нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность нарушений речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогической и монологической речи). Особенностями поведения является незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л. Г. Соловьева, 1996).
   Дети  с моторной алалией могут проявлять  речевой негативизм или речевую  пассивность при общении (Н.Н. Трауготт,1997). При сенсорной алалии возможна избирательная  контактность с окружающими. Контакт  с детьми, страдающими сенсорной  алалией затруднен, поведение их специфично. В качестве средств общения детьми используются жесты и мимику. При наличии собственной речи использование вербальных средств общения затруднительно, т.к. речевая продукция детей остается вне их собственного контроля (Б. М. Гриншпун,1999)
   Изучение  общения у детей с тяжелой  речевой патологией, проведенное  Е. Г. Федосеевой (1999), показывает, что  у большинства старших дошкольников преобладает ситуативно – деловая  его форма (по М. И. Лисиной), что характерно для нормально развивающихся детей 2-4-летнего возраста. Предпочитаемым для большинства из них является общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая у детей данного возраста отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой в ней речевой продукции[4].
     У небольшой части детей с речевой  патологией явно преобладает внеситуативно  – познавательная форма общения. Они с  интересом откликаются  на предложение педагога, взрослого  почитать книги, достаточно внимательно  слушают несложные занимательные тексты, но по окончании чтения книги организовать с ними беседу достаточно трудно. Как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию прочитанного, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться более 5 – 7 минут[4].
     Наблюдение  за процессом общения детей с взрослыми во время режимных моментов и в процессе различных видов деятельности показывает, что практически у половины детей с недоразвитием речи не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, дети назойливы в своих требованиях. Исследователи отмечают, что дети с общим недоразвитием речи используют в общении с взрослыми менее развернутую в содержательном и структурном отношении речевую продукцию, нежели в общении со сверстниками, что соответствует нормальному онтогенезу средств общения[4].
   Таким образом, наблюдаемые у детей  с  нарушениями речи серьезные  трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются  на их общении с окружающими людьми. Также у большинства старших дошкольников преобладает ситуативно – деловая его форма (по М. И. Лисиной), что характерно для нормально развивающихся детей 2-4-летнего возраста. Предпочитаемым для большинства из них является общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая у детей данного возраста отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой в ней речевой продукции. 

   Вывод по I главе: таким образом, проанализировав психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования можно сделать выводы о том, что только в общении со взрослым ребенок может получить общественно - исторический опыт человечества, именно взрослый становиться первым собеседником ребенка и от того как будет общаться взрослым во многом будет зависеть как будут развиваться ребенок. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Взаимообусловленность нарушений речевых и коммуникативных умений у детей с нарушение речи приводит к тому, что особенности их речевого развития препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Для детей с нарушением речевого развития характерным является: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II Экспериментальное изучение взаимодействия с взрослыми детей с общим недоразвитием речи
     2.1Организация и условия проведения эксперимента, описание диагностических методик
     Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время недостаточно изучена проблема взаимодействия со взрослыми детей с общим недоразвитием речи, поэтому целью нашего исследования является выявление особенностей взаимодействия с взрослыми у детей изучаемой группы.
     Задачи:
    Отбор диагностических методик
    Экспериментальное изучение особенностей взаимодействия с взрослыми в сравнении с нормально развивающимися
    Интерпретация полученных экспериментальных данных
     Исследование  проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №102» г. Череповца и МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7г.Череповца.
     В эксперименте приняли участие 20 детей  старшего дошкольного возраста: 10 детей с нормальным речевым развитием в возрасте 6-7лет и 10 детей с диагнозом ОНР в возрасте 6 – 7 лет.
     Для изучения особенностей взаимодействия с взрослыми детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи были использованы следующие методики:
    Методика диагностики форм общения (по М. И. Лисиной)
     2.Методика «Изучение личностных ожиданий ребенка в общении с взрослыми» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)
Методика 1 Методика диагностики форм общения (по М. И. Лисиной)
     Цель: определение ведущей формы общения ребенка с взрослыми.
     Проведение  обследования. Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок.
     Обработка  результатов. При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно - личностному общению с взрослыми.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.