На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности на предприятиях оптовой торговли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

       Кафедра бухгалтерского учета

       анализа и аудита в торговле 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
 
      на  тему: Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности на предприятиях оптовой торговли 
       
       
       
       
       

Студентка 
УЭФ, 5 курс, УТ-1                                                                                                  С.И.Глушенок 
 
 
 

Руководитель
ассистент                                                                                                                   О.С.Ткаченко 
 
 
 
 

МИНСК 2005

 


      СОДЕРЖАНИЕ
       Введение………………………………………………………………….….3
 
    1. Доходы, прибыль и рентабельность – важнейшие показатели оценки деятельности предприятий……………………………………………………..5
      Значение и резервы роста доходов, прибыли и повышения рентабельности…………………………………………………………5
      Краткая экономическая характеристика предприятия……………....8
 
    Факторный анализ финансовых результатов на предприятиях розничной торговли…………………………………………………………………….12
      Факторный анализ валового дохода…………………………………12
      Факторный анализ прибыли и рентабельности…………………….18
      Выявление и обобщение возможностей и резервов роста доходов и прибыли, повышения рентабельности………………………………24
 
    Разработка  рекомендаций по компьютеризации и совершенствованию анализа финансовых результатов…………………………………………27
 
    Заключение…………………………………………………………………….32
    Список  использованных источников………………………………………...34
    Приложения……………………………………………………………………37 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

       

      ВВЕДЕНИЕ 
 
 

      Формирование рыночных отношений, переход к многообразию форм собственности, приватизация и коммерциализация требуют развития теории и практики анализа хозяйственной деятельности как одного из основных методов научного управления экономикой. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку производственной, торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятий, но и  выявлять, изучать и мобилизовать резервы (особенно прогнозные) повышения эффективности использования экономического потенциала, помогать обоснованно разрабатывать и выполнять планы, бизнес-планы, стратегические и тактические управленческие решения.
        Законом “О предприятиях в Республике Беларусь” установлено, что главная задача предприятия – хозяйственная деятельность, направленная на получения прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.
       Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, выступают валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций в уставном капитале предприятия, пополнения государственного и местных бюджетов.
       Показатели рентабельности позволяют не только оценить качество торговой деятельности, эффективности использования ресурсов предприятия, но и провести сравнительный анализ данной фирмы с предприятиями и организациями отрасли, своевременно устранить недостатки в работе, перенять передовой опыт, выявить и мобилизовать резервы роста прибыли и рентабельности.
      Цель  анализа финансовых результатов  – выявление, изучение и мобилизация  резервов роста доходов, прибыли, повышения  рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли.
      В настоящее время анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий сильно затруднен в связи с коммерческой тайной, засекречиванием, а иногда и искажением результатов их функционирования, особенно информации о полученных доходах, прибыли и рентабельности.
       Изучение  данной темы проведено на основе материалов, предоставленных республиканским дочерним торговым унитарным предприятием «Медицинская техника». 
       Цель  написания данной работы – выявление  возможностей, изучение и мобилизация  резервов роста валового дохода, прибыли, повышения рентабельности. Излагаемая методика и организация анализа финансовых результатов по возможности иллюстрировалась практическим материалом, приложенным в конце работы (приложения).
       Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
    раскрыть понятие финансовые результаты оптовой торговли;
    на примере конкретного предприятия проанализировать динамику валового дохода, валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, прибыли от реализации и общей прибыли, а также рентабельности;
    провести факторный анализ валового дохода, прибыли и рентабельности;
    выявить неиспользуемые возможности и прогнозные резервы роста валового дохода, прибыли и повышения рентабельности;
    разработать рекомендации по совершенствованию аналитической работы, применению ПЭВМ. 

    1. Доходы, прибыль и рентабельность – важнейшие показатели в розничной торговле 
     

1.1Значение и резервы роста доходов, прибыли и повышения рентабельности 
 

      Одним из основных требований функционирования предприятий и их ассоциаций в  условиях рыночной экономики является безубыточность хозяйственной и  другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, выступают валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность.
      Прибыль – это основной  многозначный оценочный показатель результатов  работы предприятия в условиях становления  и развития рыночных механизмов хозяйствования.
      К основным источникам формирования прибыли  торговых предприятий относятся реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам – торговые скидки. В настоящее время предприятиям розничной и оптовой торговли Беларуси предоставлено право самостоятельно определять оптовые и торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических издержек обращения и оптимальных уровней рентабельности (с учетом установленных предельных размеров надбавок). Оптовая цена товара формируется из свободной отпускной цены (цены закупки) и с добавлением оптовой надбавок в установленных торговым предприятием размерах.
      Таким образом основным источником формирования доходов торговых предприятий являются реализованные оптовые или торговые надбавки (валовой доход). За счет валового дохода взимаются по установленным ставкам налог на добавленную стоимость, акцизы и некоторые другие обязательные платежи. Поэтому в практике экономической работы валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия, определяется вычитанием из реализованных торговых или оптовых надбавок налогов и других обязательных платежей.
      Главным показателем оценки хозяйственной  деятельности предприятий является финансовый результат. Финансовый результат – это прибыль (убыток) торговой организации, полученная в течение отчетного периода.
        Общий финансовый результат слагается из финансового результата от основной деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. Финансовый результат от основной деятельности включает результат от реализации, выполнения работ и оказания услуг, а также других видов деятельности торговой организации, предусмотренных уставом. Доходы и расходы непосредственно не связанные с формированием финансового результата от основной деятельности, образуют прочий финансовый результат, включающий операционные и внереализационные доходы и расходы.
      Существуют  различные трактовки прибыли. Например, французский экономист Бабо предлагает такое определение прибыли: «Прибыль за отчетный период представляет собой  разницу чистых активов на начало и конец периода. Чистые активы подсчитываются путем вычета из общей стоимости активов фирмы стоимости долгов третьим лицам, то есть не являющимся владельцами компании. Вычитают также среднесрочную и долгосрочную задолженность (по банковским ссудам и по облигациям) и краткосрочную задолженность поставщикам и прочим кредиторам. Учитывают также новые взносы владельцев компании и полученные ими возмещения» [8, с.7].
      Известный американский ученый-экономист Самуэльсон определял прибыль как безусловный  доход от факторов производства, как  вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения, за умение рисковать в условиях неопределенности. Прибыль в торговле является «денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок» [10, с.127].
      В бухгалтерской отчетности прибыль  от реализации товаров в торговле определяют вычитанием из валового дохода издержек обращения, налогов и неналоговых  платежей, взимаемых за счет реализованных  торговых надбавок. Прибыль от реализации товаров также можно определить вычитанием из валового дохода (нетто), остающегося в распоряжении предприятия, издержек обращения. Предприятия также могут иметь операционные и внереализационные доходы и расходы.
      Общую прибыль (убыток) определяют следующим образом: к прибыли от реализации товаров добавляют операционные и внереализационные доходы и вычитают внереализационные и операционные расходы.
      Чистую  прибыль рассчитывают вычитанием из общей прибыли налогов и других обязательных платежей, взимаемых из прибыли. Сумма прибыли, полученная после вычета налога на прибыль и текущих расходов, осуществляемых за счет чистой прибыли, представляет собой нераспределенную прибыль, поступающую в распоряжение предприятия для ее использования после утверждения итогов деятельности за истекший отчетный год.
      Однако, несмотря на то, что прибыль является индикатором результатов деятельности предприятия, она не может характеризовать  эффективность хозяйствования, эффективность  использования тех или иных ресурсов предприятия, а также не может  использоваться для сравнительного анализа с другими организациями и фирмами отрасли. Для решения этих проблем разработана система показателей рентабельности, как отношения прибыли к товарообороту (рентабельность продаж), к экономическому потенциалу (средствам труда, предметам труда и расходам на оплату труда), к активам (общей их сумме и отдельным видам активов), к собственному капиталу, издержкам обращения, расходам на оплату труда и т.п. Кроме того, может определяться рентабельность отдельных товаров, как отношение прибыли от их реализации к продажной стоимости.
      Основным  показателем рентабельности, характеризующим  финансово-хозяйственную деятельность предприятия торговли, является рентабельность продаж. Она рассчитывается как отношение  прибыли от реализации товаров к розничному товарообороту предприятия и показывает сколько рублей прибыли приходится на рубль розничного товарооборота или сколько процентов прибыль от реализации товаров составляет в товарообороте торгового предприятия. Чем выше данный показатель, тем эффективней функционирует предприятие. В международной практике рекомендуемая нижняя граница рентабельности продаж находится в пределах 4 – 8% к розничному товарообороту. Важное значение имеют такие показатели, как рентабельность вложенного капитала, собственного капитала, рентабельность затрат. Они отражают степень эффективности использования активов, вложенных предприятием средств. Для определения указанных показателей необходимо прибыль от реализации товаров (общую, чистую прибыль) разделить на среднегодовую стоимость активов  (собственного капитала).
      Следующие два показателя рентабельности позволяют  дать характеристику качества коммерческой деятельности. К ним относятся  прибыль, в расчете на 1 работника (рентабельность затрат живого труда), и прибыль на 1 м2 торговой площади. Они определяются отношением прибыли от реализации к среднегодовой численности работников либо торговой площади и показывают, сколько рублей прибыли приходится на 1 работника или 1 м. Последний показатель способствует выбору наиболее эффективных способов использования торговых площадей фирмы. А это немаловажно, поскольку предприятиям, как правило, приходится арендовать торговые и складские помещения [12, с.214].
      Выделяют  различные резервы роста прибыли  и рентабельности. Так, прибыль от реализации товаров напрямую связана со степенью выполнения плана товарооборота субъектом хозяйствования. Перевыполнение плана товарооборота, особенно по высокорентабельным товарам, способствует росту прибыли от реализации в целом по предприятию. Соответственно положительно сказывается и изменение структуры оптового товарооборота в сторону увеличения удельного веса высокорентабельных товаров, то есть одним из резервов роста прибыли на предприятиях оптовой торговли является рост удельного веса высокорентабельных товаров в общем объеме товарооборота.
      Рост  суммы издержек, а также налогов  и сборов, исчисляемых от суммы  валового дохода, приводит к значительному  снижению суммы прибыли и может  стать причиной убыточности данного  предприятия. Соответственно важным резервом роста прибыли от реализации товаров является снижение среднего уровня издержек обращения и налогов и сборов, уплачиваемых торговыми организациями от суммы валового дохода.
      Кроме вышеназванных резервов роста прибыли  предприятий торговли можно выделить также: ускорение товарооборачиваемости, расширение дополнительных услуг, изучение и использование передового опыта аналогичных предприятий (конкурентов), сокращение и предупреждение внереализационных расходов.
      К основным резервам роста рентабельности продаж относят рост среднего уровня валового дохода предприятия, сокращение среднего уровня издержек обращения и налогов и сборов, исчисляемых от суммы валового дохода.
      Мобилизация выявленных резервов роста валового дохода, прибыли, повышения рентабельности позволит предприятию улучшить свое финансовое положение и повысить эффективность имеющегося экономического потенциала.
      1.2 Краткая экономическая характеристика УП «Медицинская техника»  
 
 

      Республиканское дочернее торговое унитарное предприятие  «Медицинская техника» является дочерним предприятием Производственно-торгового республиканского  унитарного  предприятия  «Белмедтехника».
        Предприятие создано с целью  обеспечения населения, лечебно-профилактических  и других учреждений здравоохранения  независимо от ведомственной подчиненности и  форм собственности, изделиями медицинской техники и медицинского назначения, а также иной продукцией, работами и услугами.
      Главной задачей  предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.
      Предприятие имеет право осуществлять следующие  виды деятельности:
    оптовая       торговля       фармацевтическими,       медицинскими       и ортопедическими товарами;
    розничная торговля фармацевтическими, косметическими товарами
и туалетными принадлежностями;
    розничная торговля медицинскими и ортопедическими товарами;
    транспортная обработка грузов;
    хранение и складирование.
     Предприятие в установленном порядке осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
     Структуру и штаты бухгалтерии утверждает директор предприятия. Распределение обязанностей между работниками бухгалтерии осуществляется главным бухгалтером в соответствии с должностными инструкциями.
     В организационной структуре бухгалтерии  УП «Медицинская техника» можно выделить следующие участки распределения обязанностей между работниками:
    учет основных средств - главный бухгалтер;
    учет валютных операций - главный бухгалтер;
    учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности - главный 
    бухгалтер;

    учет заработной платы - зам. главного бухгалтера;
    расчеты  с  разными  дебиторами  и  кредиторами  -  зам.  главного 
    бухгалтера;

    расчеты с покупателями - бухгалтер 2 категории;
    учет товарно-материальных ценностей, материалов, малоценных и 
    быстроизнашивающихся предметов – бухгалтер;

    учет реализации товаров - бухгалтер;
    учет кассовых операций - бухгалтер;
    учет банковских операций - бухгалтер;
    расчеты с поставщиками - бухгалтер.
     На предприятии используется система автоматизации бухгалтерского учета на базе программного обеспечения "1С: Бухгалтерия" (версия 7.7).
    В  настоящий      момент      на      предприятии      существует     14  
автоматизированных  рабочих мест (АРМ). Они используются для совершения следующих операций:
    ввод первичных документов    бухгалтерского    учета по торговым 
    операциям (4 АРМ, оборудованных ПЭВМ);

    ввод первичных документов бухгалтерского учета по неторговым 
    операциям (1 АРМ, оборудованное ПЭВМ);

    ведение   взаиморасчетов   с   клиентами   (1   АРМ,   оборудованное 
    ПЭВМ);

    ведение    взаиморасчетов    с    поставщиками,    банком    (1    АРМ, 
    оборудованное ПЭВМ);

    ведение учета основных средств, расчет заработной платы, расчеты 
    по налогам (1 АРМ, оборудованное ПЭВМ);

    выписка    счетов-фактур    покупателям    (4    АРМ,    оборудованных 
    ПЭВМ);

    расценка товара, экономический анализ деятельности предприятия 
    (2 АРМ, оборудованных ПЭВМ).

      В своей деятельности бухгалтерия  предприятия руководствуется законом  Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» №3322-Х11 от 18.10.1994, другими нормативными документами по бухгалтерскому учету и налогообложению. Все методические, организационные и технические аспекты учета на предприятии регламентируются Учетной политикой предприятия.
      Анализ  основных показателей финансово-хозяйственной  деятельности УП «Медицинская техника» за 4 последних года показывает, что предприятие функционировало довольно стабильно [Приложение А]. Наблюдается тенденция роста всех основных показателей.
      Финансово-хозяйственная  деятельность предприятия за 2004 год характеризуется показателями, которые представлены в Приложении Б. Фактический товарооборот составил 15 000 038 тыс. руб., т.е. плановое задание выполнено на 127,4 %. В сопоставимых ценах реализация составила 102,1 % к уровню прошлого года. Получен валовой доход на сумму 1 752 272 тыс. руб., что составляет 137% к плану. Сумма издержек обращения увеличилась в 1,7 раза по сравнению с прошлым годом. Уровень издержек обращения выше на 0,2 пункта, чем в прошлом году, и ниже планового уровня на 0,7 пункта. В результате финансово-хозяйственной деятельности получена прибыль от реализации в размере 459 841 тыс. руб., общая прибыль составляет 418 839 тыс. руб. или 212 % к плану. Производительность труда в сопоставимых ценах составила 80,9 % от показателя прошлого года. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, в отчетном году выросла на 5,7 % по сравнению с   2003 годом.
      При учете 3 показателей, влияющих на результаты деятельности УП «Медицинская техника», лучшим годом является 2001 год, когда были достигнуты наилучшие значения по всем 3 показателям [Приложение В].
      Таким образом, несмотря на определенные трудности, испытываемые предприятием в финансово-коммерческой деятельности, не высокий уровень рентабельности,  можно сказать, что УП «Медицинская техника» эффективно функционирует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


2. Факторный анализ  финансовых результатов  на предприятиях  розничной торговли 

    2.1. Факторный анализ валового дохода 
     

      Анализ  финансовых результатов деятельности торговых предприятий  обычно начинается с изучения валового дохода. Валовой  доход изучается как по сумме, так и по уровню (в % к обороту). Нами была определена степень выполнения плана по валовому доходу, проанализирована его динамика, измерено влияние факторов на сумму и уровень реализованных торговых надбавок.
      Общая сумма валового дохода предприятия  находится в пропорциональной зависимости  от изменения объема товарооборота  и уровня реализованных торговых и оптовых надбавок. Их влияние на валовой доход измеряется приемом абсолютных разниц. Большое влияние на валовой доход оказывает изменение цен на товары. При повышении цен соответственно растет сумма торговых и оптовых надбавок. И наоборот.
      УП  «Медицинская техника» имеет следующие данные о валовом доходе [Приложение Г]. Так как анализируемое предприятие занимается как оптовой, так и розничной торговлей, то валовой доход мы изучаем как по общее сумме, так и валовой доход от оптовой реализации.
      УП  «Медицинская техника» перевыполнило план по сумме валового дохода на 473272 тыс. руб. или на 37%, что достигнуто в основном благодаря перевыполнению плана по оптовому товарообороту на 3340219 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом сумма реализованных оптовых и торговых надбавок возросла на 764471 тыс. руб. (на 77,39%). На перевыполнение плана по валовому доходу и в динамике на его сумму положительно повлияли рост оптового товарооборота и повышение уровня реализованных торговых надбавок. Для изучения влияния факторов на сумму валового дохода были составлены следующие расчеты (табл. 2.1.). 

Таблица 2.1. Алгоритм расчета влияния факторов на общую сумму валового дохода 

    Факторы Влияние на выполнение плана по валовому доходу Влияние на динамику валового дохода
      Расчет сумма Расчет Сумма
    Изменение объема товарооборота в действующих  ценах +3225038* 10,862/100
    350271,377 5728706*10,653/100 610279,05
    В том  числе за счет роста розничных  цен на товары - - (9464496-9271332)*10,653/100 20577,76
    Изменение среднего уровня валового дохода в % к товарообороту 15000038* (+0,82)/100
    123000,312 15000038*1,028/100 154191,38
    Всего   473272   764471
 
      В связи с перевыполнением плана  общего товарооборота на 27,4% сумма валового дохода возросла на 350271тыс. руб.; повышение среднего уровня реализованных торговых и оптовых надбавок на 0,82% к обороту способствовало увеличению валового дохода на 123000 тыс. руб. Рост товарооборота в динамике на 5728706 тыс. руб. (на 61,79%) увеличил валовой доход на 610279 тыс. руб. Если бы не было повышения цен на товары, то валовой доход за счет этого фактора возрос бы только на 589702 тыс. руб. (610279-20577). Повышение среднего уровня валового дохода (на 1,028% к обороту) привело к увеличению реализованных торговых надбавок на 154191 тыс. руб.
      Далее изучаем влияние факторов на валовой  доход от оптовой реализации, методика приведена в таблице 2.2. Следует отметить, что 72% валового дохода обеспечивает оптовая торговля, что и предопределяет его влияние на общую сумму валового дохода. За счет роста оптового товарооборота на +5170683 тыс. руб., валовой доход увеличился на 438003 тыс. руб. Если бы не было повышения цен на товары, то валовой доход от оптовой реализации за счет этого фактора возрос бы 507970 тыс. руб. (438003-(-6967)). Повышение среднего уровня валового дохода (на +1,0377% к обороту) привело к увеличению реализованных торговых надбавок на 137390 тыс. руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.