На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


практическая работа Факторы, влияющие на репродуктивное поведение молодых семей

Информация:

Тип работы: практическая работа. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное  образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» 

Кафедра социологии 
 

Социологическое исследование
на  тему:
«Факторы, влияющие на репродуктивное поведение молодых семей»
 

Содержание  программы: 

 

    1. Методологический  раздел программы
    1.1 Обоснование актуальности
     В настоящее время глубоко важна  роль семьи в охране и укреплении здоровья населения, в рождении и  воспитании подрастающего поколения. Подготовка к супружеству начинается с восприятия примера поведения родителей в семейной жизни.
     Факторы, влияющие на репродуктивное поведение  российских семей в России при  сохраняющихся негативных демографических  тенденциях являются актуальной общественной, медико-социальной проблемой в связи с глубочайшим демографическим кризисом, происходившим в нашей стране. Эти факторы остаются основными направлениями деятельности органов и учреждений здравоохранения и социальной политики государства. По данным РОССТАТА естественная убыль населения России (число родившихся минус число умерших) за январь — ноябрь 2010 г. составила 226 700 человек, увеличившись на 2400 человек к тому же периоду прошлого года.
     Поскольку одной из главный причин данной катастрофы является сокращение рождаемости, только разобравшись с факторами, влияющими на репродуктивное поведение русских можно добиться преодоления депопуляции в современном российском обществе, начать решение демографической проблемы, которая с каждым годом становится все более опасной. 

      Проблемная  ситуация
     Несмотря  на то, что проблемы демографического кризиса, депопуляции населения глубоко исследованы, за пределами внимания остаются факторы, влияющие на репродуктивное поведение женщин. Изменение норм детности семьи, следствием которой стало катастрофически сниженное воспроизводство населения России, является серьезной проблемой. Сложившийся уровень рождаемости под влиянием социально-экономических факторов отражает существенное изменение тенденции в репродуктивном поведении населения, что выражается в сокращении числа женщин и семей, желающих иметь детей. Причиной этого является переход от традиционного типа репродуктивного поведения к новому типу, выражающемуся в сознательном ограничении и четком планировании числа детей в семье.
     В России аборт остается основным методом  регулирования рождаемости. На этом фоне растет число гинекологических заболеваний, инфекций, передаваемых половым путем, осложнений беременности и родов. Негативным является рост числа прерываний беременности у первобеременных и молодых женщин и многие другие проблемы, приводящие в снижению рождаемости в России. 

      Научная разработанность
     Интерес ученых и политических деятелей к  проблемам репродуктивного поведения  семьи возник на рубеже Х1Х-ХХ вв. в связи с наметившейся в Европе тенденцией к снижению рождаемости и трансформации семьи.
     Несмотря  на остроту депопуляции населения  в стране и признание государством и обществом социальной обусловленности  рождаемости, в отечественной социологической литературе существует весьма ограниченное количество монографических работ, посвященных исследованию социально-экономических, социально-психологических и аксиологических аспектов демографических процессов вообще и репродуктивного поведения молодых семей и рождаемости детей в них в частности.
     Общетеоретические подходы к решению проблем  семьи, взаимодействия и взаимозависимости  семьи и общества разрабатывали  зарубежные и отечественные классики социологической мысли: М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Р. Мертон, М. Мид, Т. Парсонс, Г. Спенсер, П.А. Сорокин и др.
     Современные концепции и теории семьи, репродуктивных решений, рождаемости расширили  социологическое знание. В работах  отечественных фамилистов широко рассматриваются  роль и функции института семьи в социальной структуре общества; выявляются причины кризисного состояния российской семьи; анализируются факторы, влияющие на сокращение рождаемости и изменение репродуктивных установок молодежи; исследуются проблемы устойчивости современной семьи и причины, ведущие к распаду семейных структур.
     Исследования  брачно-семейной сферы представлены двумя научными парадигмами - кризисной  и эволюционистской.
     Российские  фамилисты и социальные демографы  — Я.В. Андрющенко, А.И. Антонов, В.Н. Архангельский, В.В. Бойко, В.А. Борисов, В.М. Медков,
     A.A. Петраков, А.Б. Синельников — представители  первой парадигмы. Они констатируют  глубокий кризис института семьи  как результат семейной аномии, проявляющейся в нарушении семейного  равновесия, редукции семейных функций  и семейного образа жизни, распаде семейных связей, трансформации ценностных ориентаций, снижении потребности в детях.
     В основу второй парадигмы (А.Г. Вишневский, С.И. Голод,
     B.В.  Елизаров, JI.B. Карцева, A.A. Клецин, М.С.  Мацковский, Н.В. Мелешко) положена  эволюционная идея демографических процессов и концепция демографического перехода, - убеждены, что вследствие социокультурной модернизации происходит закономерный процесс неизбежной естественной трансформации семьи и ее репродуктивного поведения; традиционная семья преобразуется в новые альтернативные семейные формы.
     Проблемам становления, функционирования, стабильности и устойчивости молодых семей  посвящены труды H.H. Аизовой, Д.В. Барановой, Г.И. Герасимович, С.И. Голод, Б.И. Говако, И.Ф. Дементьевой, О.В. Дорохииой, В.И. Зацепина, Е.М. Зуйковой, Е.И. Ивановой, В.А. Каблукова, Н.В. Кузнецовой, В.Т. Лисовского, И.Г. Неудачиной, В.М. Розипа, Н.Ю. Синягиной, В.В. Солодникова, Н.К. Сулейманова, И.Г. Юркевич, И.О. Ястребовой и др.
     Влияние различных факторов на репродуктивное поведение молодых супругов исследуется в работах Акинфиевой, В.В. Бодровой, Л.Г. Григорян, A.M. Гольдберг, Л.М. Давтян, Л.Е. Дарского, П.П. Звиндринын, Г.П. Киселевой, А.И. Кузьмина, Ф.Б. Латыповой, И.П. Мокерова, В.П. Пискунова, И.Ю. Родзинской, В.А. Сысенко, H.A. Таубер, М.С. Тольц, С.А. Томилина, Ш.И. Шлиндмана, П.А. Эглите и др.
     Отдельные аспекты формирования условий активизации  репродуктивного поведения и  управления демографическим развитием  страны отражены в трудах P.A. Булатова, Т.А. Гурко, Н.М. Римашевской, Л.Л. Рыбаковского, Г.А. Слесарева, Б .Я. Смулевича, Б.Ц. Урланиса, А.П. Хоменко и др.
     1. Илышев A.M., Лаврентьева И.?В. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России: Монография. М. Издательский дом «Финансы и Кредит». 2005.
     2. Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А.?И. Антонова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005.
     3. Багдасарян В.?Э. Управляема ли демография? —
      http://rusrand.ru/public/public_18.html
     4. Демографический ежегодник России 2010, М., Росстат, 2010.
     5. Зверева Н., Архангельский В. Рождаемость в России: ситуация и факторы // Социальная и демографическая политика. — 2006. — № 2.
     6. Синельников А.?Б. Трансформация типа семьи и проблема свободы личности // Социальная и демографическая политика. — 2006. — № 2.
     7. Антонов А.?И. Демографическое будущее России: депопуляция навсегда?
     8. Антонов А.?И. Почему нельзя надеяться, что рождаемость повысится, когда в брак начнут вступать сегодняшние старшеклассники // Демографические исследования. — № 2 —
     http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=245
     9. Антонов А.?И. Повышение рождаемости — это проблема формирования ценностей. // Новая политика — 2007. — 16 марта. — http://www.novopol.ru /text17618.html.
     10. Зорин К.В. Что скрывают от молодых. Соблазны и болезни века.
     Другие  научны статьи и публикации. 

      . Логический анализ  ключевых понятий,  их интерпретация  и операционализация
      СЕМЬЯ - Группа живущих вместе близкихродственников. Объединение людей, сплоченных общими интересами.1
     Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.
      Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.2 
 

СТРУКТУРНАЯ ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ 
 
 
 

      . Цель исследования
     Цель нашего исследования - выявление основных направлений активизации репродуктивного поведения молодых семей.
      . Задачи исследования
     Достижение  поставленной цели потребовало решения  следующих исследовательских задач:
     • провести теоретический анализ основных подходов к репродуктивному поведению  молодой семьи;
     • проанализировать качественные характеристики репродуктивного поведения молодых  семей в современном российском обществе;
     • раскрыть детерминанты репродуктивного поведения молодых семей в современных социально-экономических условиях;
     • рассмотреть факторы, влияющие на репродуктивное поведение молодых семей Москвы;
     • определить основные направления активизации  репродуктивного поведения молодых  семей. 

      . Предмет исследования
     Предмет исследования: репродуктивное поведение молодых семей, проживающих в Москве. 

      . Объект исследования
      Объект  исследования: молодая семья в  современном российском обществе. 

      . Гипотезы
     Гипотеза-основание: Под пассивным репродуктивным поведением молодой семьи понимается система негативных репродуктивных установок и мотивов, действий и отношений молодых супругов, предупреждающих рождение детей и опосредованных контрацепцией, искусственными абортами и девиантным сексуальным поведением.
     Гипотезы-следствия:
     - Можно предположить, что, изменения репродуктивного поведения российских семей являются следствием трансформации функции семьи, в том числе и ее репродуктивной функции вод воздействием исторических, экономических и социокультурных условий.
     - Можно предположить, что репродуктивное поведение молодой семьи детерминировано множеством факторов. Решающее значение имеют социально-экономические факторы - уровень государственной поддержки и социальной защиты молодых семей; материальное благосостояние, бытовые условия и дефицит свободного времени.
     - Можно предположить, что основные направления комплексного обеспечения условий активизации репродуктивного поведения - меры социально-экономической, социально-трудовой, медико-социальной, социально-психологической и социально-педагогической поддержки молодых семей.
 

      2. Методический раздел  программы
   2.1 Методы сбора первичной  социологической информации
    Существуют  три принципиальных класса методов  сбора первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Техника их применения, однако, столь многообразна, что некоторые модификации приобрели статус самостоятельных методов, например интервью или анкетного опроса. Но любые разновидности использования того или иного класса методов опираются на единые, общие правила.

ПРЯМОЕ  НАБЛЮДЕНИЕ

    Под наблюдением в  социологии подразумевают  прямую регистрацию  событий очевидцем.
    В широком смысле любое научное  знание начинается с наблюдения - непосредственного  восприятия живой действительности. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других - пользуемся данными наблюдений иных лиц.
    Классификация наблюдений производится по различным  основаниям. По степени формализованности  выделяют неконтролируемое и контролируемое наблюдения. В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее и простое наблюдения. По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации).
    Процедура любого наблюдения складывается из ответов на вопросы: "Что наблюдать?", "Как наблюдать?" и "Как вести записи?".

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ  ИСТОЧНИКИ

    Документальной  в социологии называют любую информацию, фиксированную в  печатном или рукописном тексте, на магнитной  ленте, на фото- или  кинопленке. В этом смысле значение термина отличается  от  общеупотребительного: обычно документом мы называем лишь официальные материалы.
    Нередко документальные источники служат главным  способом получения нужной для исследования информации.
    По  способу фиксирования информации различают: рукописные и печатные документы; записи на кино- или фотопленке, на магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны самим исследователем (к примеру, биография эмигранта в работе Томаса и Знанецкого). Эти документы называют целевыми. Но социолог имеет дело и с материалами, составленными независимо от него, ради каких-то других целей, т.е. с наличными документами. По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. В зависимости от статуса документального источника выделим документы официальные и неофициальные. Особую группу документов (к ним мы еще вернемся) образуют многочисленные материалы средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения, кино. Наконец, по источнику информации документы разделяют на первичные и вторичные. Помимо этого, можно, конечно, классифицировать документы по их прямому содержанию, например литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований.
    Главные недостатки описанного метода состоят в проблемах получения достоверной информации из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах почти не отражается ее процесс, но лишь результаты.

АНКЕТНЫЕ  ОПРОСЫ И ИНТЕРВЬЮ

    Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
    Опрос является почти универсальным методом. Будучи, несомненно, лучшим источником знания о внутренних побуждениях людей, этот метод при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или по документам.
    Существуют  два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
    Интервью  — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
    Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так  называемые документальные интервью и интервью мнений. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизованные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью. В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого.
    Наконец, по способу организации можно  указать на групповые и индивидуальные интервью.
    Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный  порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
    Анкетные  опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный или экспресс-опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором — анкетер сам собирает заполненные листы. Существуют также групповое анкетирование и анкетирование индивидуализированное.3
    В данном социологическом исследовании как метод сбора первичной  информации используется анкетный опрос.  

 

Приложение 1 

Финансовый  университет при  Правительстве Российской Федерации 

Кафедра «Социология» 

     Анкета  «Определение ценностных ориентаций современных московских студентов» 

Дорогой друг!
     Приглашаем, Вас, принять участие  в социологическом опросе, посвященном факторам, влияющим на репродуктивное поведение молодых семей.
     Цель - исследовать факторы, влияющие на репродуктивное поведение молодых семей.
     Пожалуйста, внимательно прочтите вопросы анкеты и  обведите кружочком  тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению или допишите свой вариант ответа в свободных строках анкеты.
     Опрос анонимный, поэтому  фамилию и имя  указывать не надо. Полученные в результате опроса данные будут  использованы в научных  и практических целях.
     Заранее благодарим Вас за участие в опросе. Ваше мнение очень важно для проведения исследования. 

     С уважением, Голованова Кристина. 
 

Москва, 2011
1) Ваш пол: 

0.00. мужской
0.01. женский 

2) Ваш возраст: 

0.02. до 18 лет
0.03. от 19 до 20 лет
0.04. от 21 до 25 лет
0.05. свыше 25 лет
 
3) Укажите  вашу национальность
_________________________________________ 

4) Ваше семейное положение: 

0.06 замужем (женат)
0.07. не замужем (не женат)
0.08. разведена (разведен)
0.09. в гражданском браке
0.10. другой вариант ответа (допишите)
_________________________________________ 

5) Как Вы оцениваете уровень своего материального благосостояния: 

0.11. очень хорошее
0.12. хорошее
0.13. среднее
0.14. плохое
0.15. очень плохое 

6) Укажите  семейное положение (отец и  мать): 

0.16. есть, полная семья
0.17. есть, неполная семья
0.18. нет 

7) Укажите ваш уровень образования 

0.19. законченное или незаконченное высшее образование
имеете  ученую степень
0.20. законченное или незаконченное общее среднее и среднее специальное образование
0.21. другой вариант ответа (допишите)
_________________________________________ 
 
 

8) Каковы на ваш взгляд главные ценности молодой семьи: 

0.22. любовь и нежность супругов,
0.23. любовь к детям и желание их иметь,
0.24. умение прийти на помощь в трудный момент,
0.25. верность и преданность в браке.
0.26. другой вариант ответа (допишите)
_________________________________________ 
 

9) Как вы определяете стремление современных девушек и юношей к равноправию в браке 

0.27. считают естественным;
0.28. мужское лидерство предпочитают,
0.29. женское.
0.30. другой вариант ответа (допишите)
_________________________________________ 

10) С чем по-вашему связана проблема сокращения рождаемости и падения ценности родительства для молодых семей 

0.31. экономической зависимости молодых семей от социального окружения,
0.32. отсутствием собственного жилья,
0.33. неуверенностью в искренности и верности чувств партнера и продолжительности семейных отношений
0.34. обучением в учебных заведениях обоих или одного из супругов
0.35. другой вариант ответа (допишите)
_________________________________________ 

11) Укажите, пункты, которые могли бы стать для вас мотивацией отсрочки рождения детей  

0.36. желание пожить в собственное удовольствие (Психологические)
0.37. отсутствие необходимых средств к содержанию ребенка (Экономические)
0.38. проблемы со здоровьем (Медико-биологические)
0.39. другой вариант ответа (допишите)
_________________________________________ 

12)Укажите на ваш взгляд уровень потребности общества в семье и числе детей в ней 

0.40. необходимость семьи, состоящей из двух супругов и троих детей и более
0.41. необходимость двухдетной семьи
0.42. другой вариант ответа (допишите)
_________________________________________ 

13) Укажите показатель желаемого количества детей для вас 

0.43. лучше вообще не иметь детей
0.44. 1 ребенок
0.45. 2-е детей
0.46. 3-е и более детей
0.47. затрудняюсь с ответом
0.48. другой вариант ответа (допишите)
_________________________________________ 

14) Как на ваш взгляд влияет опыт семейной жизни на репродуктивные намерения и репродуктивное поведение молодых супругов. 

0.49. вообще не хотели иметь детей
0.50. не задумывались об этом до вступления в брак
0.51. положительно влияет (стимулирует к рождению ребенка)
0.52. другой вариант ответа (допишите)
_________________________________________ 
 

15) Какие на ваш взгляд существуют трудности, мешающие счастливой жизни молодой семьи и обзаведению детьми: 

0.53. материальные (невысокие доходы, отсутствие собственности)
0.54. жилищные (отсутствие или неудовлетворительное качество жилья, проживание совместно с родителями, в общежитии)
0.55. психологические (проблемы лидерства в семье, взаимоотношений, несовместимость характеров супругов)
0.56. деторождения (отсутствие необходимых условий для появления детей и ухода за ними, совмещение воспитания ребенка с работой вне дома)
0.57. сексуальные (невысокий уровень сексуальной культуры супругов, сексуальная распущенность)
0.58. воспитательные (отсутствие необходимых педагогических знаний и умений, негативное влияние родных, соседей, знакомых, СМИ) 
0.59. культурные (проблемы, прежде всего смешанных, браков – язык общения, соблюдение обычаев и традиций, ценностей разных этносов и религий) 
0.60. экологические (неудовлетворительное состояние окружающей природной среды, состояние физического и психического здоровья)

0.61. другой  вариант ответа (допишите)
_________________________________________ 

Наш диалог подошел к  концу. 

Благодарим  Вас за участие  в опросе и желаем всего наилучшего.
Если  Вы хотели что-либо высказать  по исследуемой  теме, изложить свою точку  зрения по другим, волнующим  Вас вопросам, то Вы можете сделать  это ниже. 

Ваши  размышления, предложения для нас очень важны. 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
 
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.