На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Отчет по практике в ИП «Деревяшкина Т.А»

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  

  

Введение. 3 

1 Характеристика  торгового предприятия. 4 

2    Анализ  товарооборота. 6 

2.1 Анализ розничного  товарооборота магазина «Колорит». 6 

2.2 Товарооборот предприятия  в поквартальном разрезе. 7 

2.3 Факторный анализ  товарооборота фирмы.. 12 

2.4 Анализ товарного  обеспечения по магазину. 13 

3 Анализ товарных  запасов. 18 

3.1 Анализ товарных  запасов в разрезе товарных  групп. 22 

3.2 Планирование товарных  запасов. 23 

4 Анализ валового  дохода. 25 

4.1 Факторный анализ  валового дохода. 27 

4.2 Анализ валового  дохода по товарным группам. 28 

5 Анализ издержек  обращения. 29 

5.1 Анализ издержек  обращения в разрезе статей. 32 

6 Анализ показателей  по труду. 34 

6.1 План по труду. 37 

7 Анализ состояния  и эффективности использования  основных фондов и оборотных  средств предприятия. 38 

7. 1 Динамика показателей  оборачиваемости основных фондов. 38 

7. 2 Динамика показателей  оборачиваемости оборотных средств. 40 

8 Анализ прибыли  и рентабельности. 42 

9 Общие выводы  по анализу. 44 

Заключение. 47 

Список использованной литературы.. 48 
 

Введение 

  

Одно из главных  требований к подготовке специалистов высшей квалификации – её связь  с практикой, знание конкретных задач, особенностей будущей практической деятельности. Важным звеном этой связи  является производственная практика. 

Цели и задачи производственно-профессиональной практики – это систематизация, закрепление  и углубление знания специальных  дисциплин на основе изучения экономической  и бухгалтерской отчетности деятельности предприятия отрасли; приобретение практических навыков самостоятельной  работы по анализу и планированию хозяйственной деятельности предприятия. 

Основной целью  настоящей производственной практики является финансово-экономический  анализ деятельности предприятия и  разработка на его основе предложений  по совершенствованию деятельности. 

Анализируемый объект – ИП «Деревяшкина Т.А», магазин «Колорит». 

Анализируемый период: 2005 – 2006 гг. 

Анализируемые показатели:
анализ товарооборота  по объему, составу, структуре, факторный  анализ;
анализ товарных запасов по предприятию и в  разрезе товарных групп, факторный  анализ;
анализ товарного  обеспечения в целом и по товарным группам;
анализ валовой  прибыли по предприятию и по товарным группам, факторный анализ;
анализ показателей  плана по труду, факторный анализ;
анализ состояния  и эффективности использования  основных фондов и оборотных средств предприятия;
анализ прибыли  и рентабельности, факторный анализ. 

В ходе анализа необходимо выявить динамику, закономерности изменения  показателей, провести факторный анализ и предложить мероприятия по улучшению  работы предприятия. 

1 Характеристика  торгового предприятия 

  

Объектом данного  анализа является торговое предприятие  – ИП «Деревяшкина Т.А.» мебельный магазин «Колорит». Организационно-правовая форма магазина – индивидуальное предприятие. Магазин находится в п. Чкалова, ул. Западная 10а. 

Торговое предприятие  начало свою деятельность января 2004года. Основной вид деятельности – розничная  торговля непродовольственными товарами, специализируется на продаже мебели. Основной целью предприятия является получение прибыли, а также удовлетворение запросов потребителей. 

Магазин «Колорит»  располагается на арендованных площадях бывшего продуктового магазина, в  котором после ремонта и переоборудования он начал деятельность. Общая площадь  торгового предприятия составляет 680 кв. м. Площадь торгового зала магазина составляет 457 кв. м. В торговом зале выставлены образцы мебели. 

Магазин располагается  в самом отдаленном районе города, что не очень удобно для остальных  жителей города. Однако в этом районе это единственный мебельный магазин. Перед магазином предусмотрена  небольшая автомобильная парковка, что очень удобно для покупателей. Магазин работает с 10-00 до 19-00, без  перерыва, в выходные магазин работает: в субботу с 10-00 до 18-00, а в воскресенье  – с 10-00 до 16-00. Режим работы магазина позволяет охватить довольно широкий сегмент потребителей. 

Так как магазин  находится не в престижной зоне Каменск-Уральского, плата за землю ниже, затраты по обслуживанию ниже. Три года предприятие  существует и достаточно уверенно. В перспективе предполагается реконструкция  в соответствии с расширением  ассортимента и увеличением пропускной способности торгового зала. 

Поставки производятся из разных городов России: Екатеринбург, Новосибирск, Бирск, Агидель, Воронеж. Поставки по договорам производятся прямым назначением силами магазина и поставщиков. Это дает возможность снизить продажную цену от 10 до 15%, что делает этот магазин более привлекательным. 

Численность работающих 14 человек: 1 – директор, 1– зам. директора, 1 - бухгалтер, 2 – экспедитора, 4 –  продавцов-кассиров, 4 – грузчика (они  же являются сборщиками мебели), 1 –  технический персонал. 

Предприятие почти  не пользуется кредитами. Товары берут  по условиям договоров на реализацию. Задолженности перед бюджетом, внебюджетными  органами нет, заработная плата выдается вовремя. 

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального  учета всех хозяйственных операций. Учет движения имущества и обязательств ведется с применением рабочего Плана счетов, форм бухгалтерской  отчетности, методов оценки имущества  и обязательств, форм отчетности. ИП «Деревяшкина Т.А.» применяет упрощенную систему учета хозяйственных операций. Движение в целом документов небольшое. Исключением является прием и оформление поступающих товаров, и ежедневная сдача выручки продавцами в кассу. 

Организационная структура  предприятия показана на рисунке 1. 

Рисунок 1 - Организационная  структура предприятия  

ИП «Деревяшкина Т.А.»
Директор 

2 экспедитора 

Зам. директора 

Бухгалтер 

4 Продавца-кассира 

4 Сборщика мебели  и тех. персонал 
 

  

2       Анализ товарооборота 

  

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная  деятельность предприятий торговли. Розничный товарооборот должен изучаться  и оцениваться как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах  необходимо фактический его объем  за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен  на товары. Проводя анализ, следует  установить, как развивается розничный  товарооборот, как удовлетворяется  спрос на товары, как торговое предприятие  улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем  доли высококачественных товаров, активно  воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние. 

  

2.1 Анализ розничного  товарооборота магазина «Колорит» 

  

Таблица 1 - Динамика розничного товарооборота магазина «Колорит» за 2004-2006 г.г.
Год 
Фактический Товарооборот (руб.) 
Цепной темп роста,% 
Базисный темп роста,% 

В действующих ценах 
В сопоставимых ценах 
В действующих ценах 
В сопоставимых ценах 
В действующих ценах 
В сопоставимых ценах 

2004 
67353 
67353 
100,00 
100,00 
100,00 
100,00 

2005 
81728 
69852,991 
121,343 
103,712 
121,343 
103,712 

2006 
101032 
91847,27273 
123,6198 
131,4865 
150,004 
136,36701
                  
 

  

При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей  хозяйственной деятельности может  быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической: 

  

Где Тф ? фактический товарооборот; 

Тб ? базовый  товарооборот; 

п – количество анализируемых периодов. 

% (в действующих  ценах) 

% (в сопоставимых  ценах) 

Из таблицы видно, что за последние три года розничный  товарооборот увеличился на 33679 тыс. руб., что составляет 50% к фактическому товарообороту 2004года. Этот прирост  произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического  объема розничного товарооборота) на 39,0%, что составило 24494,27273 тыс. руб. (91847,27273-67353), и в связи с увеличением  розничных цен на товары - на 7366,7 тыс. руб. (101032-93665,3). 

Розничный товарооборот фирмы за 2006 год в сопоставимых ценах составил 91847,27273 тыс. руб., а  темп роста по отношению к 2004году составил всего 36%. Следовательно, за счет ценового фактора (повышение розничных  цен на товары) увеличился товарооборот предприятия. Количество реализованных  товаров увеличилось в 2005году на 21,343%, в 2006 году на 23,6198%. Темпы роста  физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются довольно высокие. 

  

2.2 Товарооборот предприятия  в поквартальном разрезе 

  

Определим удельный вес каждого квартала в годовом  товарообороте. 

  

Таблица 2 - Товарооборот в поквартальном разрезе в  действующих ценах за 2005 ? 2006 год
Кварталы 
2005 год 
2006 год 
Отклонение (-), (+) 
Темп отклонения, 

(%) 

Сумма, 

руб. 
Удельный вес,% 
Сумма, 

руб. 
Удельный вес,% 

I квартал 
18993 
23,239 
24360 
24,111173 
+5367 
128,2578 

II квартал 
21917 
26,817 
22014 
21,789136 
+97 
100,4426 

III квартал 
20198 
24,7137 
26328 
26,05907 
+6130 
130,3495 

IV квартал 
20620 
25,23 
28330 
28,040621 
+7710 
137,3909 

Итого 
81728 
100,00 
101032 
100,00 
19304 
123,6198 
 

  

Товарооборот магазина за отчетный год вырос на 23,6198%, абсолютный прирост составил 19304 тыс. руб. В поквартальном  разрезе наблюдается следующее: тварооборот магазина «Колорит» распределяется по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был второй квартал, наименее напряженным – четвертый. 

В I квартале отчетного  года товарооборот значительно увеличился, относительный прирост составил 28,2578%, а абсолютное увеличение составило 5367 тыс. руб. Во II квартале товарооборот по сравнению с плановым годом  увеличился всего на 0,4426%, прибыль  составила 97 тыс. руб.. В III квартале товарооборот по сравнению с 2005 годом вырос  на 30,3495%, абсолютное отклонение составило 6130рублей. В IV квартале наблюдается рост: относительный ? 23,6198%, а абсолютное отклонение составило 7710 тыс. руб.. 

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что  увеличился удельный вес I квартала (с 23,239% до 24,111173%). Удельный вес II, III, IV квартала увеличился по сравнению с плановым годом. Но товарооборот по кварталам  в 2005 году распределился более равномерно, чем в 2006 году. 

Для определения  равномерности развития розничного товарооборота целесообразно также  рассчитать и проанализировать среднее  квадратическое отклонение ( ) и коэффициент вариации, или неравномерности (?) по следующим формулам: 

Среднее квадратичное отклонение: 

        

- процент выполнения  плана или темп изменения в  динамике по изучаемому показателю  за каждый месяц или квартал; 

- процент выполнения  плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому  показателю за год;         

- число месяцев  (кварталов) изучаемого периода. 

Среднее квадратичное отклонение определяет диапазон колебания  реализации товаров, т.е. максимальный и минимальный объем товарооборота  предприятия в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который  исследуется, т.е. относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера. 

Коэффициент вариации: 

  

Где - среднее квадратичное отклонение; 

- темп отклонения  товарооборота за квартал. 

По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя. 

Коэффициент ритмичности: 

        

- коэффициент вариации. 

Для расчета этих показателей выполняется следующая  таблица: 

Таблица 3 - Расчеты, необходимые для определения  коэффициента ритмичности за 2005 – 2006 года
Квартал                       
Темп отклонения (%) 
Х-Хсреднее 
(Х-Хсреднее)^2 

I квартал 
128,2578 
+4,1476 
17,2026 

II квартал 
100,4426 
-23,6676 
560,1553 

III квартал 
130,3495 
+6,2393 
38,9289 

IV квартал 
137,3909 
+13,2807 
176,3770 

Xсреднее 
124,1102 

15403,3417 
 

  

Итак, колебание в  развитии товарооборота составляет 62,055%. Выполнение плана товарооборота  за отчетный год было равномерным  только на 50,0001%. Чем ближе к 100% коэффициент  ритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот. 

На основе квартальных  изменений за ряд лет необходимо определить коэффициент сезонности, который используется при планировании товарооборота по кварталам года. Коэффициент сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется  товарооборот данного квартала от среднеквартальной  величины в ту или иную сторону  под влиянием факторов сезонного  характера. 

  

  

Таблица 4 - Определение  сезонности продажи товаров по кварталам  года за 2004 -2006 года.
Квар-тал 
2004 год 

Сумма, руб. 
2005 год 

Сумма, руб. 
2006 год 

Сумма, руб 
итого за три года 

Сумма, руб. 
средний за три года 

Сумма, руб. 
Коэффи-циент сезонно-сти, % 


14867 
18993 
24360 
58220 
19406,667 
93,10915 

II 
14307 
21917 
22014 
58238 
19412,667 
93,138702 

III 
15678 
20198 
26328 
62204 
20734,667 
99,481435 

IV 
22501 
20620 
28330 
71451 
23817 
114,26995 

Итого за год 
67353 
81728 
101032 
250113 
83371 
400 

Сред.кварт.т/от 
16838,25 
20432 
25258 
62528,25 
20842,75 
- 
 

  

По данным таблицы  можно сделать вывод, что наибольший спрос на продукцию в IV квартале (114%), а наименьший в I квартале (93%). Это  необходимо учитывать, при планировании по кварталам 2007 года. 

Проведем анализ структуры товарооборота. Под структурой товарооборота понимается удельный вес отдельных групп товаров  в общем объеме товарооборота. 

Удельный вес группы товаров определяется по следующей  формуле: 

  

Где Тгр – товарооборот группы товаров; 

То – товарооборот общий. 

Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, сгруппированных в 7 товарных групп. Динамику розничной реализации по отдельным  товарным группам изучаем путем  составления таблицы. 

  

  

Таблица 5 - Анализ структуры  товарооборота магазина «Колорит»
Товарные группы 

  
2005год 
2006год 
Изменения в динамике структуры товарооборота, % 
Темп отклонения (%) 

Сумма, руб. 
Удельный вес, % 
В действующих ценах 
В сопоставимых ценах 
В действующих ценах 
В сопоставимых ценах 

Сумма, руб. 
Удельный вес, % 

Мягкая мебель 
12365 
15,12945 
15963 
15,79994 
14511,82 
0,670491 
129,098261 
117,362056 

Мебель для кухни 
6523 
7,981353 
8512 
8,425053 
7738,182 
0,443701 
130,492105 
118,629186 

Гостиные 
15698 
19,20762 
20145 
19,93923 
18313,64 
0,731612 
128,32845 
116,66223 

Прихожие 
10289 
12,58932 
13279 
13,14336 
12071,82 
0,55404 
129,06016 
117,32742 

Спальни 
13947 
17,06514 
16845 
16,67294 
15313,64 
-0,39221 
120,77866 
109,79878 

Детские 
13697 
16,75925 
14250 
14,10444 
12954,55 
-2,65481 
104,03738 
94,579437 

Офисная мебель 
9209 
11,26786 
12038 
11,91504 
10943,64 
0,647173 
130,71995 
118,83632 

итого 
81728 
100 
101032 
100 
91847,27 

123,61981 
112,38165 
 

Розничная реализация всех товаров в действующих ценах  в динамике растет высокими темпами, что вызвано в основном повышением розничных цен. В сопоставимой оценке продажа мебели для детских комнат снизилась, в связи с чем потери в товарообороте составили 2,65481 тыс. руб. 

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к  изменению его структуры, которая  характеризуется удельным весом  отдельных товарных групп в общем  объеме товарооборота. 

Данные анализа  показали, что более высокими темпами  выросли продажи мебели для кухни  и офисной мебели (на 30,49% и 30,72% соответственно). Увеличилась доля мягкой мебели и  прихожих в общем товарообороте (29,098% и 29,06% соответственно). Продажа мебели для гостиной увеличилась на 28,33%. Продажа спальной мебели выросла на 20,78%, но при этом удельный вес в общем товарообороте снизился на 0,39%. Возрос удельный вес мебели для детской комнаты на 4,04%, удельный вес в общем товарообороте снизился на 2,65%. Средний рост товарооборота по всем товарным группам составил 23,62% . Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации кухонной и офисной мебели. 

  

2.3 Факторный анализ  товарооборота фирмы 

  

Товарооборот изменился  под действием следующих факторов: влияние цен, обеспеченность трудовыми  ресурсами и эффективность труда  торговых работников; состояние и  эффективность использования материально - технической базы предприятия. 

Для расчета влияния  цен на объем товарооборота рассчитывается сопоставимый товарооборот в ценах  прошлого года 

Тс = Тф / Јцен 

Где Тс – товарооборот в сопоставимых ценах 

Тф – товарооборот в фактических ценах; 

Јцен – индекс цен 

Јцен в 2006г. = 1,1 

Тс = 101032 / 1,1 = 91847,2727 

Влияние изменения  цен = 101032 - 91847,2727 = 9184,727273 тыс. руб. 

За счет увеличения ресурсов – экстенсивный путь развития, а за счет ресурсоотдачи – интенсивный. 

В том числе за счет изменения физического объема товарооборота: 

91847,2727 – 81728 = 10119,27273 тыс. руб. 

итого: 9184,727273 + 10119,27273 = 19304 тыс. руб. 

Для определения  влияния трудовых ресурсов используем метод разниц: 

ПТ = Т/Ч 

Где ПТ – производительность труда; 

Ч – численность  рабочих 

ПТ (плановая) = 81728/12 = 6810,66667 тыс. руб. 

ПТ (фактическая) = 101032/14= 7216,571429 тыс. руб. 

Влияние численности  работников: 

(Чф-Чпл)*ПТпл 

Где Чф – численность фактическая; 

Чпл – численнсоть плановая; 

ПТпл – производительность труда плановая. 

Влияние производительности труда: 

(ПТф-ПТпл)*Чф 

Где ПТф – производительность труда фактическая; 

ПТпл - производительность труда плановая; 

Чф – численность фактическая. 

Таблица 6 - Влияние  трудовых ресурсов на динамику товарооборота
Фактор 
Влияние на динамику товарооборота 
Сумма, руб. 

Влияние численности  работников 
(14-12)* 6810,66667 
13621,3333 

  

Влияние производительности труда 
(7216,571429 – 6810,66667)*14 
5682,66667 

Итого 

19304 
 

  

Таким образом, за счет роста численности работников товарооборот увеличился на 1362,33 тыс. руб., а за счет увеличения производительности труда  товарооборот повысился на 5682,66 тыс. руб. В общем, за счет трудовых ресурсов товарооборот увеличился на 19304рублей. 

  

2.4 Анализ товарного  обеспечения по магазину  

  

Главный фактор успешного  развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования  товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса: 

Зн + П = Р + В + Зк 

Где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода; 

П – поступление товаров; 

Р – розничный товарооборот; 

В – прочее выбытие  товаров; 

Зк ? запасы товаров на конец отчетного периода. 

Таблица 7 - Товарный баланс розничного товарооборота за 2005 и 2006 год
Показатель 
2005 год 
2006 год 
Отклонение в сумме 

(+,-) 
Влияние на динамику товарооборота 

Запасы товаров  на начало года 
1019 
921 
-98 
90,3827 

Поступление товаров 
82278 
102099 
+19821 
124,0903 

Прочее выбытие  товаров 
419 
393 
-26 
93,7947 

Запасы товаров  на конец года 
1150 
1595 
+445 
138,69565 

Розничная реализация товаров(т/от) 

  
81728 
101032 
+19304 
123,6198 

баланс 
83297 
103020 
+19723 
90,3827 
 

  

1. Зн пл. + Ппл – Впл. - Зк пл. = 1019 + 82278 – 419 – 1150 = 81728 

2. Зн ф. + Ппл. – Впл. - Зк. пл. = 921 + 82279 – 419 – 1150 = 81630 

3. Зн ф. + Пф – Впл. - Зк. пл. = 921 + 102099 – 419 – 1150 = 101451 

4. Зн ф. + Пф – Вф. - Зк. пл. = 921 + 102099 – 393 – 1150 = 101477 

5. Зн ф. + Пф – Вф. - Зк. ф. = 921 + 102099 – 393 – 1595 = 101032 

81630 – 81728 = -98                       

101451 – 81630 = 19821 

101477 – 101451 = 26 

101032 – 101477 = -445 

Итого: -98 + 19821 + 26 – 445 = 19304 

Розничный товарооборот предприятия возрос в 2006 году по сравнению  с 2005 годом на 19723 тыс. руб. Это произошло  не за счет завышенных товарных запасов, а за счет роста поступления товаров  в магазин (19821 тыс. руб.). Увеличение прочего выбытия товаров снизило  товарооборот на 26. Возможности роста  товарооборота в динамике уменьшились  в результате увеличения товарных запасов  на конец года (19304 тыс. руб.). Недостатком  использования поступающих в  предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в  магазин товаров, имеющих высокую  цену, что снижало спрос покупателей  на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с  магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в  магазин в излишнем количестве и  в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь. На предприятии в 2006 году прочее выбытие товаров повысилось по сравнению с 2005 годом на 26. 

Режим работы и торговая площадь магазина не изменились по сравнению с отчетным годом. Следовательно, материально-техническая база не повлияла на товарооборот. 

  

2.4 Планирование товарооборота 

  

Планирование розничного товарооборота торгового предприятия  целесообразно начинать с определения  минимального объема товарооборота, который  обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято  называть критическим. Все расчеты  по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности предприятия. 

Таблица 8 – Данные для расчета критического товарооборота
Показатели 
Т/от 
Сумма ВД 
УВД 
Сумма ИО 
Сумма ИО переем. 
Сумма ИО пост. 
УИО 
УИО переем. 
УИО пост. 

2006 год 
101032 
24635 
24,36 
19623,6 
11344 
8279,6 
19,42 
11,23 
8,195 
 

  

Расчет минимально необходимого товарооборота можно  выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет сумму розничных цен  проданных или запланированных  к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма  покупных цен представляет собой  товарооборот торгового предприятия  по крупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли. Таким образом, имеем: 

Товарооборот критический: 

  

Запас финансовой прочности: 

  

Таким образом, 63033,52 тыс. руб. – это товарооборот, необходимый, чтобы предприятие могло покрыть  свои расходы, но прибыли оно не получит. А запас финансовой прочности  составляет 41,2%. Это оптимальный  показатель, т. к. если он будет ниже 40%, то предприятие может стать  банкротом. 

Изобразим полученные данные в виде графика, где А – точка безубыточности предприятия 

Рисунок 2 – Минимальный  объем товарооборота, необходимого для обеспечения безубыточной работы торгового предприятия
А 
 

Одним из методов  расчета общего объема розничного товарооборота  торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Рассмотрим пример такого расчета (таблица 9)
А 
 

Таблица 9 – Исходные данные для сглаживания прироста объема товарооборота
Год 
Фактический товарооборот 
Среднегод темп роста(К) 

2004 
67353 
100 

2005 
81728 
121,3428 

     2006 
101032 
150,0037 
 

  

g = = * 100 = 122.476% 

Т.е. в среднем  каждый год товарооборот увеличивается  на 22,476%. 

Т/т план. = = = 123740 тыс.руб. 

Таким образом, в  планируемом году по сравнению с  отчетным годом товарооборот торгового  предприятия должен увеличиваться  в действующих ценах на 22707,95 тыс. руб. 
 
 

3 Анализ товарных  запасов 

  

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и  розничных торговых предприятий. Необходимость  образования товарных запасов обусловлена  следующими факторами:
время, необходимое  для транспортировки товаров  от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы;
сезонные колебания  в производстве и потреблении  товаров;
несоответствие между  производственным и торговым ассортиментом  товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки;
особенности территориального размещения производства;
условия транспортировки  товаров, расстояние между поставщиком  и магазином;
звенность товародвижения;
возможности для  хранения товара и др.  

Размер товарных запасов определяется объемом и  структурой товарооборота торгового  предприятия. Поддержание оптимальной  пропорции между величиной товарооборота  и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов  возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в  кредитах и рост расходов по выплате  процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние  торговых предприятий. 

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются  в абсолютных и относительных  показателях. 

Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и  используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный  недостаток абсолютных показателей - невозможность  с их помощью определить степень  соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение  получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия. 

Проведем анализ средних товарных запасов магазина «Колорит» за 2005-2006г.г. при определении  средних товарных запасов необходимо привлекать как можно большее  число данных, что обеспечивает репрезентативность расчетов. Плановые среднегодовые товарные запасы (Зср) могут рассчитываться по формуле средней хронологической следующим образом: 

  

Где: З1, З2…Зn – запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода; 

         n – число дат, за которые взяты данные. 

При использовании  формулы средней хронологической  плановые среднегодовые запасы рассчитывают следующим образом: к ? норматива товарных запасов четвертого квартала прошлого года добавляют полные их норматив на первый, второй, третий кварталы и ? норматива четвертого квартала отчетного года и полученный итог делят на четыре. 

Итак, рассчитаем плановые среднегодовые товарные запасы по ИП «Деревяшкина Т. А.» по формуле средней арифметической. Для этого составим таблицу 10. 

  

Таблица 10 – Запасы магазина «Колорит» в поквартальном  разрезе на 2005-2006г.г.г
дата 
2005год (сумма, тыс.  руб.) 
2006год (сумма, тыс.руб.) 

1.01. 
836,3 
658,2 

1.04. 
1561,5 
1798,9 

.107. 
1556,2 
1888,1 

1.10. 
1516 
1806,8 

31.12. 
658,2 
898,5 
 

  

Таким образом, средние  запасы за 2005 год: 

  

И средние запасы за 2006 год: 

  

Таким образом, фактические  среднегодовые товарные запасы больше плановых на 222,8 тыс. руб. (1568-1345,2). Их размер зависит от двух факторов:
от изменения объема товарооборота;
от ускорения или  замедления товарооборачиваемости. 

Наше торговое предприятие  перевыполнило план товарооборота  на 23,62% и за счет этого средние  товарные запасы возросли на 317,736 тыс. руб. (1345,2*23,62/100). 

Таблица 11 - Анализ товарных запасов магазина «Колорит» за 2005 – 2006г.
Показатель 
2005 год 
2006 год 
Отклонение 

(-), (+) 
Темп отклонения (%) 

Товарооборот, руб. 
81728 
101032 
19304 
123,6198121 

Средние запасы, руб. 
1345,2 
1568 
222,8 
116,5626 

Товарооборачиваемость 
  
  
  
  

в днях оборота 
5,925411 
5,587141 
-0,33827 
94,29119 

в числе оборотов 
60,75528 
64,43367 
3,678395 
106,0544 

Запасоотдача 
60,75528 
64,43367 
3,678395 
106,0544 

Запасоемкость 
0,016459 
0,01552 
-0,00094 
94,29119 
 

  

Первым относительным  показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота  по следующим формулам: 

        или   

Где Утз - уровень товарных запасов в днях товарооборота; 

ТЗ - товарный запас (тыс. руб.); 

Тодн - однодневный товарооборот (тыс. руб.); 

Т - объем товарооборота (тыс. руб.); 

Д - количество дней. 

  

  

Уровень товарных запасов  характеризует обеспеченность торгового  предприятия запасами на определенную дату и показывает на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса. 

Скорость товарного  обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующей формуле: 

  

Где Обр - товарооборачиваемость в числе оборотов; 

Т - товарооборот за определенный период (руб.); 

ТЗ - средний товарный запас за тот же период (руб.) 

  

  

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период. 

Между временем и  скоростью товарного обращения  существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость. Уменьшение времени и  увеличение скорости товарного обращения  позволяют осуществить больший  объем товарооборота при меньших  размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, уменьшение расходов по хранению товаров. 

Применяются разные методы планирования и нормирования товарных запасов: статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический, причем наиболее применимы первый и  второй методы. 

Сущность статистического  метода планирования и нормирования товарных запасов - анализ товарооборачиваемости и фактических товарных запасов текущего хранения, сложившихся за последние 3-4 года. Величина товарных запасов берется в днях товарооборота. Анализ и выявление сложившихся тенденций проводится как по предприятию в целом, так и по товарным группам. Выявленные при анализе тенденции экстраполируют на плановый период с учетом возможного действия объективных и субъективных факторов. 

Статистический метод  планирования и нормирования товарных запасов, хотя и прост, но недостаточно совершенен. Основной его недостаток в том, что сложившиеся за ряд  лет тенденции переносятся в  будущее со всеми присущими им недостатками. 

Наиболее часто  в торговле применяют метод технико-экономических  расчетов, также этот метод применяется  и на предприятии ИП «Деревяшкина Т.А.». Суть метода технико-экономических расчетов состоит в следующем: вся масса товарных запасов разбивается на отдельные элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации конечным потребителем. Планируются и нормируются эти элементы отдельно. Затем определяется норматив товарных запасов как сумма отдельных элементов. 

Данные таблицы  свидетельствуют о преимущественном росте товарооборота над ростом объема товарных запасов (123,6198121% и 116,5626% соответственно). В результате правильного  соотношения ресурсов и результатов  произошло повышение скорости реализации. Товарооборачиваемость в числе оборотов увеличилась с 60,75528 тыс. руб. до 64,43367 тыс. руб., то есть на 3,678395 тыс. руб. оборота. Запасоотдача показывает величину товарооборота на средние запасы. Абсолютное увеличение этого показателя составило 3,678395 тыс. руб. Это означает, что товарооборот на каждый рубль запаса повысился на 3,678395 тыс. руб. Запасоемкость обратная величина запасоотдаче, и она показывает, сколько приходится запаса на рубль товарооборота. Запасоемкость уменьшилась на -0,00094%. 

Таким образом, увеличение запасоотдачи и сокращение запасоемкости свидетельствует об эффективном формировании запасов. 

  

3.1 Анализ товарных  запасов в разрезе товарных  групп 

  

Анализ товарных запасов проводят также в разрезе  отдельных товарных групп. Динамика товарных запасов в разрезе товарных групп и товаров по торговому  предприятию характеризуются данными  таблицы 12 

Таблица 12 – Анализ товарных запасов магазина «Колорит»  за 2005-2006 г.г. по товарным группам
Товарные группы 
2005год 

Сумма, руб. 
2006год 

Сумма, руб. 
отклонение 
Темп отклонения 

мягкая мебель 
182,2 
230,5 
48,3 
126,50933 

мебель для кухни 
122 
158 
36 
129,5082 

гостиные 
312 
365 
53 
116,9872 

прихожие 
159 
173 
14 
108,805 

спальни 
214 
249 
35 
116,3551 

детские 
257 
280,5 
23,5 
109,144 

офисная мебель 
99 
112 
13 
113,1313 

итого 
1345,2 
1568 
222,8 
116,5626 
 

  

Данные анализа  показали, что более высокими темпами  выросли запасы мебели для кухни (29,5082%) и мягкой мебели – на 26,50933%. Запасы мебели для гостиных увеличились  на 53 тыс. руб., что составляет 16,9872% и спальных комнат (с 214 тыс. руб. до 249тыс. руб., что составляет 16,3551%). Увеличилась доля запасов мебели для прихожих, детских комнат и офисной мебели (на 8,805%, 9,144% и 13,1313% соответственно).  

По всем группам  товаров фактические товарные запасы в сумме за отчетный год значительно  выросли на 116,5626%. На данное явление  незначительно повлияло улучшение  работы предприятия, это увеличение связано в основном с повышением розничных цен на товары. 

Итак, рост розничного товарооборота обеспечил ускорение  оборачиваемости по всем товарным группам. Увеличение средних запасов привело  к замедлению товарооборачиваемости. В магазине «Колорит» произошло замедление товарооборачиваемости, что потребовало дополнительного вовлечения оборотных средств. 

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в торговой организации проводят по каждому предприятию, а внутри их – в разрезе структурных подразделений. Выясняют, как товарные запасы обеспечивают развитие торговли, удовлетворение спроса покупателей и какие имеются резервы их оптимизации, ускорения времени обращения товаров. 

Для выявления резервов нормализации товарных запасов, ускорения  товарооборачиваемости и прежде всего наличие залежалых и неходовых товаров. Для этого привлекают информацию об уценке и распродаже товаров, оптовой реализации излишествующих товаров, бартерных сделках и т. п. по данным актов переоценки товаров и информации об их распродаже можно изучить целесообразность и эффективность переоценки. Необходимо также проанализировать правильность размещения товарных запасов в магазине. Снизить товарные запасы до оптимальных размеров можно за счет равномерного и частого завоза товаров, совершенствования организации торговли, рекламы, проведения покупательских конференций и выставок-продаж. 

  

3.2 Планирование товарных  запасов 

  

Планирование товарных запасов производится как в днях оборота, так и в денежном выражении. При этом между данными показателями существует прямая взаимосвязь: 

;                    , 

Где Nтз.дн. – норма товарных запасов в днях оборота; 

ТЗпл. – плановая сумма товарных запасов, руб. 

Расчет нормы товарных запасов в днях представляет собой  процесс нормирования товарных запасов, в то время как расчет плановой суммы товарных запасов получил  название планирования товарных запасов. 

Произведем планирование товарных запасов методом удельных приращений, в основе которого лежит  соотношение в темпах прироста товарных запасов и розничного товарооборота. Это соотношение можно назвать  коэффициентом эластичности, показывающим, как изменится товарный запас  при условии изменения розничного товарооборота на 1%. 

, 

где L – коэффициент  соотношений товарного запаса и  розничного товарооборота. 

Преобразовав эту  формулу, получим: 

  

  

Таблица 13 – Расчет норматива товарного запаса на конец 2007 года
Год 
Товарооборот 
Тов. запас 
Коэф. Lэ 

2004 
67353 
1456,2 
31,49 

2005 
81728 
1345,2 
22,14 

2006 
101032 
1568 
24,34 

Базисный темп изменения  коэффициента L, %                                   77,29 

Среднегодовой темп изменения коэффициента L, %                         87,92 

2007 год 
123739,954 
1627,1 
21,39 
 

  

На основе таблицы 13 коэффициент L на планируемый год  составит: 

Lпл. = 24,34 * 87,92 / 100 = 21,39 

ТЗпл. = = 1627,1 тыс. руб. 

Таким образом, в  планируемом году по сравнению с  отчетным годом товарные запасы торгового  предприятия должны увеличиться  на 59,1 тыс. руб., что составляет 3,8 % от суммы товарных запасов 2006 года. 

4 Анализ валового  дохода 

  

Основным источниками  прибыли от реализации является валовой  доход от реализации товаров. 

Валовой доход равен  сумме торговых надбавок. 

Валовой доход –  это выручка от реализации товаров  и услуг (товарооборот) за вычетом  затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров. 

Валовой доход состоит  из суммы денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. Эта часть  валового дохода представляет собой  торговую надбавку. 

К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень  валового дохода, относятся : 

-    объем,  состав и ассортиментная структура  товарооборота; 

-    условия  поставки товаров; 

-    экономическая  обоснованность торговой надбавки; 

-    количество  и качество дополнительных услуг. 

Увеличение объема товарооборота означает рост массы  валового дохода : чем больше продано товаров, тем больше совокупная масса средств, полученных от торговой надбавки. 

Рыночная модель экономики позволяет торговым предприятиям самостоятельно устанавливать надбавки по большинству товарных групп. Важно  только найти определенную грань, чтобы, с одной стороны, не допустить  потерь в объеме дохода, а с другой – сохранить конкурентоспособные  цены. 

Торговая надбавка является источником получения прибыли, покрытием издержек предприятия  и базой для уплаты налогов. 

По ряду социально  значимых товаров государство регулирует размеры этих надбавок (хлеб, хлебобулочные  изделия, молочные продукты, детские  товары и др.) 

Качественным показателем  валового дохода от реализации является уровень валового дохода: 

Сумма валового дохода = сумме торговых надбавок 

Увд = (Сумма ВД / То ) * 100 % 

Уровень валового дохода показывает размер доходов на один рубль товарооборота. 

В таблице 14 приведен расчет валового дохода магазина «Колорит».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.