Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Не определен Курсовой проект

Информация:

Тип работы: Не определен. Добавлен: 12.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..
Анализ  программы производственного обучения ……………………………….
Характеристика  и учебно- воспитательные задачи темы………………………..
Разбивка  задания……………………………………………………………………
Описание  рабочего места учащихся и мастера производственного обучения к занятиям………………………………………………………………………………
Разработка  организации и методики проведения занятия…………………………
Техника безопасности и охрана окружающей среды………………………………
Приложение…………………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Требования профессионального образования - это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствии с нормативными документами.
     К документам начального профессионального  образования, утвержденным, на федеральном уровне относятся:
     -«Основные  положения государственного стандарта  профессионального начального образования»
     -Перечень  профессий и специальностей начального  профессионального образования
     -Профессиональные  характеристики
     -Обязательные  компоненты содержания профессионального образования по конкретным профессиям, а так же по отдельным предметам общеотраслевого и межотраслевого характера.
     -Модель  учебного плана для учреждений  начального профессионального образования
     -Требование  примерной учебной программной документации
     -Перечень  и описание стандартных параметров  качества профессионального образования
     -Общие требования по составлению контрольных заданий для проверки качества знаний и умений учащихся
     -Описание  и порядок проведения контрольной  процедуры по проверки качества знаний и умений учащихся требованием стандарта профессионального образования
     -Требование  к инженерно-педагогическим системам  профессионального образования
     -Образцы  документов, удостоверяющих профессиональное  образование
     -система  модификации документов государственного стандарта профессионального начального образования
     Государственный стандарт профессионального начального образования включает два компонента: федеральный и национально-региональный.
     Федеральный компонент стандарта отражает требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России, и представляет собой совокупность перечисленных выше нормативных документов разрабатываемых на федеральном уровне.
     Документы федерального компонента распространяются на все формы организации профессионального обучения рабочих в рамках государственных и негосударственных структур независимо от их правового статуса и ведомственной принадлежности и имеют юридическую силу во всех регионах Российской Федерации.
     Национально-региональный компонент стандарта отражает национально-региональное качество к содержанию профессионального образования и представляет собой совокупность нормативных документов, разрабатываемых и утверждаемых на региональном уровне.
     Мастер  профессионального обучения формирует у учащихся профессиональные знания, навыки и умения, предусмотренные квалификационной характеристикой и программой производственного обучения, несет ответственность за полноту и качество реализации содержания программ производственного обучения, организацию учебного процесса и использования современных технологий. Мастер профессионального обучения обучает учащихся рациональным приёмам и способствует выполнению учебно-производственных работ, обслуживанию и эксплуатации оборудования, обеспечивает качество высокого уровня изготовления учащимися продукции, выполнение нормы времени и выработки, плана производственного обучения, образовательные стандарты по профессии, не вошедшие в федеральный перечень.
     В соответствии с Государственной системой стандартизации России образовательные стандарты являются отраслевыми. Главной производительной силой общества являются квалифицированные рабочие, которые производят материальные ценности, поддерживают достигнутый уровень богатства и приумножают его. Профессиональному образованию принадлежит решающая роль в деле подготовки квалифицированных рабочих, переподготовки и повышение квалификации.
     Профессиональное  образование осуществляется через  профессиональные училища, лицеи, колледжи, высшие профессиональные учебные заведения, а также отраслевые и межотраслевые комбинаты, курсы профессиональной подготовки рабочих и специалистов. Главной задачей учреждений начального профессионального образования является создание необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии, соответствующей уровню квалификации и возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся не имеющих среднего общего образования, а также ускоренное приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ. 
 
 
 
 
 
 

     АНАЛИЗ  ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
     Программой  предусматривается три этапа  производственного обучения: в учебных  мастерских, обучение на ученическом  потоке и на производственной практике на предприятии.
     В учебных мастерских учащиеся последовательно  осваивают способы и приёмы выполнения простейших работ по профессии повар-кондитер.
     На  ученическом потоке учащиеся осваивают  приёмы выполнения наиболее сложных работ вручную и с применением машин и механизмов по профессии повар-кондитер.
     В целях отработки на производственной практике умений и навыков по отдельным  приёмам и операциям по профессии  повар-кондитер могут проводиться упражнения учебно-тренировочного характера.
     В процессе производственного обучения в учебных мастерских и на производстве мастер одновременно с формированием, предусмотренных программой, умений и навыков должен постоянно воспитывать учащихся любовь и уважение к труду и своей профессии, культуре труда, сознательную дисциплину, а также умение планировать свой труд и проявлять своё творчество при решении трудовых задач. В этих целях мастер должен обучать учащихся рациональному планированию своего труда, самоанализу и самоконтролю, вырабатывать у учащихся навыки работы со справочной литературой и технической документацией; привлекать учащихся к выполнению поручений общественного характера, организовывать взаимопомощь учащихся, проводить групповые производственные совещания.
     При обучении в учебных мастерских и на производстве необходимо использовать современную технику, оборудования, механизированные инструменты, и технологию производства, методы труда, его новаторов, которые могут быть практически освоены учащимися в этот период.
     Перед направлением учащихся на производство для прохождения обучения производится зачет по технике безопасности труда и пожарной безопасности.
     В процессе обучения на предприятии общественного  питания учащиеся должны приобрести умения и навыки приготовления мясных горячих блюд. В период обучения на производстве учащиеся осваивают виды и методы в соответствии с работами указанных в программе производственного обучения.
     Производственное  обучение и практика на предприятиях дают учащимся возможность ознакомиться с экономической системой развитого социалистического общества, правами и обязанностями его граждан.
     На  примерах рабочих коллективов базовых  предприятий необходимо продемонстрировать учащимся равенство граждан Российской Федерации в правах на труд, охрану здоровья, образование, а так же права граждан, предусмотренные новой Конституцией РФ.
     Вместе  с тем производственное обучение содержит необходимые возможности  для ознакомления учащихся с обязанностями  граждан добросовестно трудиться  в избранной профессии «Повар, кондитер».
     В процессе производственного обучения на предприятиях общественного питания мастер, наряду с выполнением программы обучения, должен формировать у учащихся умение творчески решать трудовые задачи, работать в коллективе.
     Основными путями воспитания учащихся по профессии «Повар, кондитер» является самостоятельные разработки технологических карт для приготовления  мясных горячих блюд.
     Согласно  тематическому плану на 1 кусе 1 полугодие  было изучено  204 часа, за 2 полугодие 336 часов, итого за первый курс было изучено 540 часов. На 2 курсе 1 полугодие изучено 306 часов, на 2 полугодие 540 часов из них 36 часов затрачено на выпускные квалификационные работы. Итого за второй курс изучено 846 часов. За З срок обучения изучено 1386 часов.
     На  тему «Приготовление мясных горячих блюд» отведено 102 часа.
     В окончанию обучения проводится предвыпускная  производственная практика на предприятиях общественного питания, во время  которой учащиеся самостоятельно выполняют  работы, предусмотренные квалификационной характеристикой повара третьего разряда.
     В конце полугодия предусмотрено  проведение проверочных работ по производственному обучению, по результатам  которых определяется степень усвоения учащимися пройденного материала, и намечаются меры к устранению не успевающих отдельных учащихся. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

ХАРАКТЕРИСТИКА И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Тема: «Приготовление мясных горячих блюд»
- колбаса,  сардельки, сосиски отварные с  гарниром;
- бифштекс  натуральный;
- антрекот  с гарниром;
- поджарка  с гарниром;
- тушеное  мясо: рагу, гуляш;
- мясо, тушенное куском, мясо шпигованное, подача;
- бифштекс  рубленый с яйцом, шницель;
- котлеты,  тефтели, биточки;
- капуста, тушенная с мясными продуктами, голубцы мясные;
- рулет  с макаронными изделиями; 
- плов;
- печень  жареная;
- куры  отварные с гарниром;
- куры  жареные с гарниром;
- региональный  компонент: зразы с различными  начинками(маслята, рыжики).
Знать:
      Инструкцию  по безопасности труда и организацию  рабочего места. Химический состав мясных продуктов: приготовление блюд из отварного жареного, запеченного, тушеного мяса. Способы панирования мясных п/ф. Подбор соусов, гарнира, оформление, отпуск.. Приготовление блюд из мясной котлетной массы; подборка продуктов для запекания, подбор гарниров и соусов; последовательную укладку продуктов. Приготовление отварных блюд из птицы: подготовку птицы и тепловую обработку,  разруб на порции, подбор соусов и гарниров; органолептическую оценку качества мясных горячих блюд, их оформление, отпуск; требования к качеству горячих блюд, сроки хранения
Уметь:
Готовить блюда из мяса. Готовить блюда из сельскохозяйственной птицы Варить. Разруб на порции. Подбирать соус и гарнир. Органолептически давать оценку горячим блюдам, их оформлению, отпуск, срок реализации
Цель  профессионального обучения:
- формирование  у учащихся основы профессионального мастерства по профессии «Повар, кондитер» по теме «Приготовление мясных горячих блюд»;
- выработать  у учащихся прочные знания, умения, навыки, обеспечивающие качественное  выполнение производственных работ,  при приготовлении мясных горячих блюд;
- формировать  у учащихся умения и навыки, связанные с умственной деятельностью  в труде (составление технологических   карт, расчетов) для приготовления  мясных горячих блюд;
- формировать  умение, использовать новую технику,  оборудование, современную технологию, передовые методы труда для приготовления мясных горячих блюд;
- научить учащихся применять теоретические знания, что бы они совершали путь к практике, производственному труду, а труд обогащал знания и помогал сознательно овладеть избранной профессией;
- воспитывать  у учащихся высокую культуру  труда, стремление к рационализации  и изобретательству, новаторству  – качества передового рабочего  и труженика;
- обеспечивать  учащимся всестороннее физическое  и духовное развитие, черты предпринимательства, новаторства, патриотизма;
- приучать  учащихся ценить фактор времени,  чтобы к концу обучения выполнять  нормы времени, установленные  для рабочих предприятий;
- содействовать  объективной оценке успеваемости  учащихся на основе показателей  выполнения или установленных норм;
- стимулировать  активность учащихся в процессе  работы, экономно расходовать время,  развивать творческие способности  и воспитывать настойчивость  в достижении цели.
     Согласно  тематическому плану до изучения данной темы, учащиеся изучили технологию приготовления, рыбы, птицы, бульонов, супов, соусов, гарниров, блюд из яиц и творога, дрожжевого теста, бездрожжевое тесто, после изучения темы приготовление мясных горячих блюд, учащиеся еще не раз столкнуться с этой темой в дальнейшем при обучении в учебных мастерских и на предприятиях общественного питания. 
 
 
 
 
 
 

РАЗБИВКА  ЗАДАНИЯ
     Задание по теме: «Приготовление мясных горячих  блюд».
     Урок  № 3 Приготовление поджаркис гарниром.
     На  данную тему согласно тематическому  плану отводится 102 часа, 17 уроков.
     Приступаю к разбивке данного задания на уроки.
       Текущий инструктаж по охране труда и технике безопасности.
     Организация рабочего места учащихся. Оборудование, инструменты, приспособление для приготовления мясных горячих блюд.
Урок  № 1 тема: Приготовление колбасы, сарделек, сосисок отварных с гарниром.
Урок  №2 тема: Приготовление бифштекса натурального
Урок  №3 тема: Приготовление антрекота с гарниром.
Урок  № 4 тема: Приготовление бефстроганов с гарниром.
Урок  № 5 тема: Приготовление поджарки с гарниром.
Урок  № 6 тема: Приготовление тушеное мясо: рану, гуляш, азу
Урок  № 7 тема: Приготовление мясо тушеное куском, подача
Урок  № 8 тема: Приготовление мясо шпигованное, подача
Урок  № 9 тема: Приготовление бифштекс рубленный с яйцом и др.
  Приступаю к разбивке данного задания урока № 3: «Приготовление антрекота с гарниром».
1.Организация  рабочего места учащихся и  техника безопасности.
2. Санитарно – гигиенические условия
3 Ознакомление с посудой, инвентарём.
4.Технология приготовления антрекота с гарниром
       Антрекот нарезают из толстого  или тонкого края по одному  куску на порцию толщиной 15 –  20 мм., отбивают, посыпают солью и  перцем и жарят основным способом. Отпускают антрекот с гарниром и строганным хреном, поливают мясным соком и кладут на него кусочек зеленого масла. При отсутствии свежего хрена к антрекоту отдельно можно подать соус хрен промышленного производства (30 гр).
     Гарниры – картофель в молоке, картофель  жареный (из вареного), картофель жареный (из сырого), жареный во фритюре, кабачки или тыква, тушеные в сметане,, сложные гарниры.
     Кабачки или тыква, тушеные в сметане
     Кабачки или тыкву очищают от кожи и  семян и нарезают в виде брусочков  или кубиков, кладут в посуду, добавляют сметану, жир, сахар и тушат в течение 15 – 20 минут до окончания тушения заправляют пассированной мукой. 

     Разбивку  проводила согласно требованию методики производственного обучения.
     Подбор  учебно-производственных работ.
     При подборе учебно-производственных работ руководствуются следующими требованиями:
     Трудовые  приёмы, операции и способы выполнения работ должны соответствовать программе.
     Работы (изделия) должны иметь производственную ценность и быть типичными для профессии.
     Работы  должны быть посильными для учащихся на соответствующей стадии обучения по степени сложности, точности, физическим усилиям и объёму профессиональных знаний.
     Работы  должны подбираться с учётом их постепенного усложнения от простого к сложному, от менее точного к более точному, от менее трудного к более трудному.
     Содержание  и объём работы должны способствовать закреплению производственных знаний, умений и навыков в разнообразных условиях производственной деятельности.
Детали  или работы, типичные для профессии, должны давать учащимся возможность овладеть новой техникой, технологией и передовыми методами труда.
Работы  должны быть разнообразными.
Источником  подбора учебно-производственных работ  являются наличие продуктов по программе продажи их учащимся других групп и работникам училища.
  Работы должны быть разнообразными. Приступая к разбивке перечня учебно – производственных работ. План производственного обучения на месяц Разбивку проводила, чтобы учащиеся усвоили учебный материал, изучая по отдельным частям, и отрабатывая в целом задания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОПИСАНИЕ  РАБОЧЕГО МЕСТА УЧАЩИХСЯ И МАСТЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБУЧЕНИЯ
     Рабочее место учащегося
     Под рабочим местом учащегося следует  понимать определённую часть площади  мастерской, находящуюся в ведении  одного учащегося с расположенным на ней оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами. Оборудование должно обеспечивать высокую производительность и давать возможность осуществлять учебный процесс в соответствии с требованиями производственного обучения, технической эстетики и научной организации труда. На рабочем месте находится только то, что нужно для текущей работы. Инструменты и детали располагаются в таком порядке, чтобы ими было удобно пользоваться. Всякая вещь должна иметь своё место: что берут правой рукой – кладут справа. Что левой рукой – слева. Такое расположение инструментов, заготовок, материалов обеспечивает минимум утомительных движений при работе.
     Рабочее место мастера профессионального обучения
     Рабочее место располагается так, чтобы  мастер мог видеть все рабочие места учащихся и наблюдать за их работой. В свою очередь и учащиеся должны видеть и слышать всё, что рассказывает и показывает мастер со своего рабочего места. Рабочее место возвышается над полом на 250 мм -300 мм. К рабочему месту предъявляются требования: удобства, скорость и качество функций по обучению учащихся, образцовое оснащение, эстетическое оформление учебно-производственными работами, оборудованием, технической документацией, техническими средствами обучения. Всё должно находиться на своих местах, не требовать много времени на поиск. Площадь подиума 12 м2. На подиуме размещается методический шкаф, стол и рабочий стол. В методическом шкафу размещаются технические средства обучения, инструменты, документация, схемы, карты. Рабочее место мастер должен содержать в образцовом состоянии, чтобы оно было примером.
     Учебные мастерские, предназначенные для производственного обучения учащихся, по соответствующим профессиям и формирование умений и навыков учащихся в процессе изготовления продукции и выполнение заказов
     Мастерские  располагаются в просторных сухих  помещениях по каждой профессии на 12-30 человек с высотой потолка 3,25 м. Стены помещения должны быть гладкими, полы – теплыми не скользкими, все конструкции огнестойкие, звукопоглощающие. Общая площадь учебной мастерской определяется необходимостью обеспечить каждому учащемуся рабочее место, оборудование общего пользования, площадь 8-12м2на одного учащегося. Освещение мастерской должно быть равномерным, от 100 до 400 смокс. Окрас помещений желтовато-зелёного цвета. Температура внутри помещения 14-160 С зимой, летом 16-200 С, относительная влажность воздуха 40-60%, воздухообмен дозированный 20м3 /ч на одного учащегося. Основное оборудование в мастерской 90%, вспомогательного 10%.
     Учебно-методическая документация: стандарт, рабочий план, рабочая учебная программа, перечень учебно-производственных работ, план производственного обучения на месяц, графики чередования учащихся, план работы на день.
     Средства  обучения – учебники, справочники, сборники рецептур, технологические и калькуляционные карты.
     Методические  средства – метод разработки мастера.
     Дидактические средства обучения
     На  основе этих документов мастер разрабатывает  паспорт мастерской.
     Учебные мастерские оснащаются основным оборудованием  индивидуального и общего пользования. К основному оборудованию индивидуального пользования относятся: в мастерской повара-кондитера – овощерезка, производственные столы, моечная ванна. К основному учебно-производственному оборудованию общего пользования относятся: инвентарь, разделочные доски, холодильные камеры.
     Среднее количество оборудования общего пользования  устанавливается 10% от всего оборудования личного пользования. Расстановка  оборудования в учебной мастерской может быть фронтальной и линейной. Схемы расположения рабочих мест учащихся выбираются в зависимости от формы помещения учебной мастерской. Учебные мастерские должны быть связаны между собой по технологическому процессу. Учебные мастерские должны соответствовать правилам техники безопасности, оборудование должно быть исправное, защитные устройства, заземление, безопасные средства работы. Посуда, используемая в горячем цехе: сковороды для жарения, кастрюли, сотейники для припускания и тушения, ложки, ножи, доски разделочные.
     Комплексное методическое обеспечение производственного обучения.
     Оно включает две составные части: учебно-методическую документацию и учебно-методические средства обучения.
     Применительно к производственному обучению комплексное  методическое обеспечение включает:
     -учебно-методическую  документацию: учебный план, программу производственного обучения, перечень учебно-производственных работ, графики перемещения учащихся по видам работ;
     -средства  обучения учащихся: учебники, учебные  пособия, справочники, сборники  рецептур;
     -методические  средства для мастера: частная методика, методические разработки по темам программы, информационные материалы;
     -дидактические  средства обучения: наглядные пособия,  инструкционно-технологические карты,  схемы, плакаты, муляжи.
     Организацию комплексного методического обеспечения целесообразно осуществлять по каждой профессии путём разработки паспортов, то есть перечней комплексного методического обеспечения. Такой паспорт по профессии включает следующие разделы:
     -учебно-методическую  документацию;
     -учебную  литературу;
     -методические  пособия;
     -дидактические средства обучения для изучения тем и разделов программы производственного обучения.
     В училищах паспорта комплексно-методического  обеспечения разрабатываются мастерами (группой мастеров), которые обучают учащихся по соответствующей профессии под руководством старшего мастера и методических комиссий училища.
     Перечень  учебно-производственных работ включает отработанный состав работ, согласованный  с базовым предприятием, обеспеченный материалами, оборудованием, приспособлениями, инструментами учитывающими реальные условия производства применительно к темам программы производственного обучения. Перечень составляется старшим мастером совместно с мастерами профессионального обучения. Перечень обсуждается методическими комиссиями и утверждается заместителем директора по учебно-производственной работе.
     План  производственного обучения группы имеет конкретное содержание и последовательность выполнения учебно-производственных работ  данной группы учащихся. Основой для  его составления является учебный план и программа производственного обучения, перечень учебно-производственных работ по данной профессии. План производственного обучения составляется на месяц, его разрабатывает мастер профессионального обучения.
     График  перемещения учащихся по рабочим местам составляется при отсутствии возможности фронтального обучения учащихся. Группа разбивается на звенья или бригады, длительность перемещения определяется программой производственного обучения. Виды графиков разнообразны, чтобы учащиеся группы освоили все виды работ, прошли обучения на всех рабочих местах в соответствии с программой.
     Подготовка  мастера профессионального обучения к занятиям.
     Для успешной педагогической деятельности мастер профессионального обучения должен в совершенстве владеть методами, методическими приёмами и средствами обучения. Большое значение имеет также качество подготовки мастера к занятиям. Реальное проектирование предстоящего учебного процесса требует глубокого знания теории обучения и воспитания, большого личного опыта в практической работы, творческого анализа достижений передовых педагогов.
     Подготовительная  работа мастера включает два основных этапа: перспективная подготовка к учебному году, изучение очередной темы учебной программы  и текущей к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки мастера, подготовки учебно-материального оснащения и планирования учебного процесса.
     Как показывает опыт, причиной многих недостатков  в учебной деятельности мастера в том, что подготовка к занятиям проводится, в основном, накануне очередного урока. Это приводит к тому, что в условиях ограниченного времени многие элементы подготовки мастер осуществляет наспех, без тщательного продумывания и обоснования.
     Уроки производственного обучения характерны применением большого количества разнообразных материалов, инструментов, приборов, приспособлений, требует исправного работоспособного оборудования и оснащения, связанного с использованием разнообразных наглядных пособий и технических средств обучения, технической и инструктивной документации. Необходимые эффекты от уроков будут только тогда, когда всё заранее подставлено, спланировано, тщательно продумано. С развитием техники и технологии производства изменяются требования к квалифицированному рабочему, что находит отражение в новых учебных планах и программах. Издаются новые учебники, учебные и методические пособия, материалы научно-технической информации, нормативные и инструктивные документы по учебной работе, развивается педагогическая наука, накапливается педагогический опыт. Всем этим в совершенстве должен владеть мастер профессионального обучения, что обуславливает возможность в перспективной подготовки к занятиям.
     Рассматривая  перспективную подготовку мастера нужно исходить прежде всего, из принципа целесообразности, то есть к перспективной подготовки следует относить все элементы подготовительной работы, которые можно выполнять заранее, а не то, что необходимо готовить непосредственно перед уроками. С этой позиции можно говорить об перспективной подготовки как об определении стратегии учебного процесса на предстоящий период в отличие от текущей, которая определяет тактическое возмещения этого стратегического плана.
     Перспективную подготовку можно условно разделить  на подготовку к учебному году и подготовку к изучению очередной темы учебной программы.
     Подготовка  к учебному году у мастера, как  правило, не имеет временных рамок  и проводится в течение текущего учебного года. Естественно, её содержание, глубина, широта озватывае6мых вопросов различна для опытного и молодого (тем более начинающего) мастера профессионального обучения, хотя этот план подготовки обязателен для каждого педагога. Подготовка к учебному году включает изучение мастером квалификационной характеристики профессии, учебного плана, программы производственного обучения. Особенно важно это в тех случаях, когда в предстоящем учебном году вводится новая документация. Изучая её мастер, определяет какие новые знания, умения и навыки должны быть усвоены учащимися, какова последовательность учебного процесса в целом и производственного обучения в частности, какие связи между предметами, а также между теорией и практикой предусмотрены в учебных программах.
     Готовясь  к учебному году, мастер изучает  новые учебники и учебные пособия, методические материалы и частные методики по профессии, материалы научно – технической информации, отражающие новую технику, технологию, новые методы труда по профессии. В целях повышения уровня педагогического  мастерства особое  внимание мастер должен уделять новинкам  педагогической литературе,  брошюрам, и другим материалам, освещающим передовой педагогический опыт по вопросам производственного обучения применительно к профессиям.
     Мастер  совместно с преподавателем спецтехнологии намечают и координируют конкретные пути и способы межпредметных связей, осуществляемых непосредственно в ходе учебного процесса, вносят различные изменения в последовательности изучения и содержания учебного материала.
     Готовясь  к учебному году, мастер изучает новые учебники и учебные пособия, методические материалы и частные методики по профессии, материалы научно-технической информации, отражающие новую технику, технологию, новые методы труда по профессии. В целях повышения уровня педагогического мастерства особое внимание мастер должен уделять новинкам педагогической литературы, брошюрам и другим материалам, освещающим передовой педагогический опыт по вопросам производственного обучения применительно к профессиям.
     Подготовка  к уроку – это решающий и наиболее ответственный этап подготовки мастера к занятиям. Недостатки подготовительной работы к учебному году, мастера имеют возможность в ходе подготовки к урокам. Неудовлетворительную подготовку к очередному уроку исправить уже невозможно – она непосредственно скажется на его качестве.
     Содержание  и порядок подготовки к уроку  во многом зависит от периода обучения, содержания учебного материала урока, опыта мастера, состава учебной  группы. Однако, анализируя опыт мастеров профессионального обучения можно выделить основные этапы подготовки к уроку.
     Прежде  всего, необходимо проанализировать итоги предыдущих занятий и на основе этого уточнить содержание, темы и цель предстоящего урока. Надо иметь в виду, что тема определяет общее название той части учебного материала, который будет изучаться на уроке. Определяя цель урока, мастер ставит перед собой и учащимися основную задачу, которую необходимо решить в ходе урока.
     Готовясь  к уроку, мастер определяет его структуру  и время на каждый элемент. И структура, и распределение времени во многом зависит от периода обучения, от места данного урока в системе уроков по теме. Так при изучении «операционных» тем в составной структурной части уроков, как правило, есть специальные упражнения по обработке отдельных приемов. Если же приёмы будут отрабатываться в процессе упражнений, то в операции в целом этот элемент урока будет отсутствовать.
     Обязательные  элементы внешней организационной  структуры урока – вводный  инструктаж, упражнения (самостоятельная работа), текущее инструктирование мастером, заключительный инструктаж. Эти элементы урока обычно имеют вполне определённое место на уроке.
     Основной  задачей производственного обучения является формирование у учащихся профессиональных умений, навыков, что осуществляется в процессе выполнения учебно-производственных работ.
     Готовясь  к проведению урока, мастер изучает соответствующие методические разработки, он должен также продумать в какой форме и какими методами наиболее эффективно решать воспитательные задачи.
     Правильно составленная инструкционно-технологическая  карта создает основу для ориентировочной деятельности учащихся, способствует сознательному применению знаний в процессе выполнения производственного задания и объективной самооценке качества его выполнения. Работа с картами требует от учащихся хороших знаний в области спецтехнологии и организации производства, которые могут помочь им в обосновании последовательности выполнения отдельных операций. Применение карт в процессе производственного обучения даёт возможность учащимся лучше и быстрее овладеть рациональной технологией, подготовиться к работе с производственной документацией. Используя инструкционно-технологические карты, у учащихся появляется большая возможность проявить индивидуальные особенности, а у мастера – оказать конкретную помощь каждому из них.
     Обладая высокой педагогической направленностью, эти средства обучения создают благоприятные условия для управления деятельностью учащихся на уровни самокорректировки и общего руководства со стороны мастера, активизируя процесс обучения и экономя время на выполнения тех или иных операций. Применение их в учебном процессе заметно повышает эффективность обучения. При работе с инструкционно-технологической карты необходимо аккуратность и внимание, чтобы не допускать ошибок.
     Общие правила эксплуатации оборудования.
     К мерам безопасности при эксплуатации электроустановок относятся следующее:
     -устройство  защитного заземления;
     -надёжная  изоляция;
     -ограждение  токонесущих частей;
     -использование  индивидуальных защитных средств  (резиновые коврики, изолирующие  подставки, обувь на прорезиненной подошве).
     Мастера обязаны регулярно проводить  занятие по техническому минимуму по вопросам электробезопасности. Должен вестись журнал технического контроля за электрооборудованием, а также контроль устройств защитного заземления. Обучение по безопасным методам выполнения работ учащиеся проходят на рабочих местах, мастер проверяет их знания к требованиям по охране труда, и не допускает к работе лиц, не прошедших проверку знаний.
     Каждая  машина и аппарат должны быть закреплены за определённым мастером, который отвечает за правильную их эксплуатацию и техническое состояние.
     Перед началом работы необходимо:
     -проверить  защиту заземления и изоляцию;
     -наличие  резиновых ковриков;
     -убедиться  в исправности оборудования;
     -проверить  правильность сборки оборудования и работу на холостом ходу.
     После окончания работы оборудование отключают, разбирают, промывают, просушивают. Наружные части протирают влажной, а затем сухой тканью.
     Каждое  отремонтированное или вновь  установленное оборудование перед введением в эксплуатации должно пройти соответствующее испытание с составлением актов.
     На  каждом оборудовании должна быть бирка, в которой зафиксирована фамилия, имя, отчество мастера, отвечающего  за это оборудование. При обнаружении  неисправности нужно немедленно отключить оборудование, сообщить старшему мастеру или администрации. Без разрешения старшего мастера не разрешается самому производить какой-либо ремонт оборудования или устранять неисправности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РАЗРАБОТКА  ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
     Схема подготовки мастера  к очередному уроку
     Вводная часть:
     1.Проверка  и отметка в журнале явки  учащихся на занятиях
     2.Вводный  инструктаж
     3.Выдача  инструментов, технических документов, продуктов
     4.Расстановка  учащихся по учебным местам  и проверка состояния техники безопасности.
                                      Основная часть: 
     1.Выполнение  учащимися учебно- производственных  работ
     2.Текущий  индивидуальный инструктаж
     3.Текущий  конспективный инструктаж (проводиться  по мере необходимости)
     4.Проверка  и оценка учебно-производственных работ выполненных учащимися
                                       Заключительная часть:
     1.Организация  уборки учащимися учебных мастерских
     2.Проверка  правильности хранения инструментов, технической документации
     3.Проведение  заключительного инструктажа. 

Таблица 1
Формы организации учебно-производственного  труда учащихся.
Форма Сущность Преимущества Недостатки
Фронтально-групповая Все учащиеся группы выполняют одинаковые или однотипные задания. Цель урока – единая для  всей группы. Применяется, в основном, при фронтальном изучении операций. Позволяет осуществить  фронтальность в обучении. Экономит время и усилия мастера. Способствует развитию коллективизма учащихся. Не способствует индивидуализации процесса обучения –  ориентировка на «среднего» ученика.
Бригадная (звеньевая) Когда бригада (звено) выполняет учебно-производственное задание, отличающиеся от других бригад. Применяется при не фронтальном  изучении учебных операций и выполнению комплексных работ. Позволяет дифференцировать руководство учебно-производственной работой учащихся. Способствует организации взаимопомощи и взаимоконтроля учащихся. Усложняется работа мастера по инструктированию и контролю работ учащихся. Затрудняет планирование и материально-техническую подготовку к занятиям.
Индивидуальная Учащиеся выполняют  различные по содержанию работы. Применяется, в основном при выполнении работ  комплексного характера. Позволяет максимально  учитывать индивидуальные различия учащихся, дифференцировать руководство  их деятельностью. Усложняет планирование и материально-техническую подготовку к занятиям. Не способствует развитию коллективного труда.
 
     Таблица 2
     Вводный период производственного обучения.
Ознакомление  с составом группы Первый урок Экскурсия на базовое  предприятие
- изучение  состава учащихся группы по  воспитательным документам; - индивидуальные  и коллективные беседы мастера  с учащимися группы;
- беседа  мастера с родителями учащихся;
- привлечение  учащихся  к подготовки училища   к новому учебному году;
- организация совместных  туристических походов, посещение музеев, театров, кино;
-  участие  мастера в бытовом устройстве  учащихся группы
- рассказ об  истории училища; - ознакомление  учащихся с их будущей профессией;
- показ  на слайдах образцов выполненных  работ по профессии;
- ознакомление  учащихся с учебной мастерской;
- объяснение  учащимся правил внутреннего  распорядка и поведения в училище  и в учебной мастерской;
- проведение  обзорной экскурсии по училищу
- рассказ об  истории традициях базового предприятия; - организация встреч  с выпускниками училища, работающих на производстве;
- ознакомление  учащихся с фотографиями фирменных блюд;
- ознакомление  с цехами, где учащиеся будут  проходить практику
 
Типовое содержание вводного инструктажа
I.Целевая установка на урок  
1 сообщение темы  нового материала
2 разъяснение цели урока, мотивации деятельности учащихся.
3 объяснение характера и назначения предстоящих учебно-производственных работ.
 II Актуализация знаний и опыта учащихся
1 проверка знаний учащихся по материалу специальных предметов.
2 повторение мастером необходимых сведений из специальных предметов.
3 воспроизведение учащимися раннее усвоенных приёмов и способов работы.                     
III Формирование ориентировочной основы действий
1 разбор технологических и калькуляционных карт, демонстрация слайдов, сообщение нормы времени (выработки).
2 ознакомление учащихся с оборудованием, инструментами, которые будут применяться на уроке
3 объяснение последовательности выполнения типичных работ согласно инструкционно-технологических карт
4 объяснение и показ приёмов и способов выполнения задания, способов контроля и самоконтроля выполняемой и выполненной работы
5 разбор документации письменного инструктирования: технологические карты, рецептуры
6 рассмотрение типичных ошибок, затруднений, способов их предупреждения и устранения
7 объяснение и показ способов организации рабочего места, правила безопасности
8 прроверка усвоения материала вводного инструктажа, пробное выполнение учащимися показанных мастером трудовых приёмов
9 выдача учащимся заданий на урок, распределение их по рабочим местам. 
 
 

Таблица 3
Особенности проведения вводного инструктажа.
При изучении операций При выполнении работ комплексного характера
Основа - объяснение и показ приемов и  способов выполнения изучаемой операции. Широкое применение документов письменного  инструктирования. Обеспечения прочного первоначального усвоения, изучаемых приёмов и способов, всеми учащимися учебной группы. Сочетание инструктирования с выполнением упражнений при изучении на уроке значительного количества разнообразных приёмов и способов выполнения операций. Основа –  разбор, совместно с учащимися, технологического процесса выполнения учебно-производственных работ. Показ только новых, незнакомых учащимся трудовых приёмов, а также  способов выполнения сложных  технологических  переходов. Разбор только типичных технологических процессов выполнения учебно-производственных работ. Приучение учащихся к самостоятельному технологическому планированию предстоящих работ.
 
 
 
 
 
 
 
УРОК  ПРОИЗВОДСТВЕННОГО  ОБУЧЕНИЯ
Организационный момент Вводная часть - Основная часть – Заключительная часть
1 Организационный момент (1-2% времени занятий):
1) выявление отсутствующих учащихся
2) проверка внешнего вида учащихся(обратить особое внимание на соответствие одежды учащихся требованиям производственной санитарии и безопасности труда)
3) сообщение приказов и распоряжений по училищу
2.Вводная  часть:
1) сообщение темы занятия
2) ознакомление учащихся с целями и задачами занятия
3) повторение: беседа по материалу, изученному на теоретических занятиях; показ трудовых приёмов, освоенных на предыдущих практических занятиях
4) объяснение нового материала:
а) значение данной операции в освоении профессии
б) объекты труда, на которых будут отрабатываться приёмы и действия, формироваться навыки и умения
в) показ готовых объектов труда
г) технологические карты, схемы
д) последовательность выполнения задания по инструкционно-технологической карте, обратить внимание на инструменты и оборудование
е) показ и объяснение трудовых приёмов и действий, последовательность выполнения работы
ж) воспроизведение учащимися приёмов и действий перед учебной группой
з) приёмы контроля в процессе выполнения работы
и) новые приёмы и способы выполнения данного вида работы
к) правила безопасного ведения работы
л) организация рабочего места, меры по предупреждению утомляемости
5)Выдача  учащимся задания, сообщение ученических  норм времени и критериев оценки
3 Основная часть (70-85% времени занятия):
Деятельность  учащихся:
Выполнение  упражнений (указать особенности  организации рабочего места, подготовки и последовательности выполнения заданий).
Выполнение  учебно-производственных работ.
Деятельность  мастера:
Наблюдение  за началом работы всех учащихся группы.
Первый  обход: проверить организацию и  содержание рабочих мест.
Второй  обход: проверить правильность выполнения трудовых приёмов и действий, обратить особое внимание на слабых учащихся.
Наблюдение  со своего рабочего места за работой  всех учащихся.
Коллективный  текущий инструктаж: затруднение  в работе, характерные для большинства  учащихся группы.
Третий  обход: проконтролировать соблюдение технологического процесса.
Четвёртый обход: проверить правильность ведения  самоконтроля.
Приёмка и оценка работ, дополнительные задания  сильным учащимся.
4 Заключительная часть (5-6% времени занятия):
1)подведение  итогов работы за учебный день. Рассказ об итогах работы. Разбирание причин появления наиболее характерных недочётов в работе учащихся. Отметить учащихся, добившихся отличного качества работы. Сообщить оценки работы каждому учащемуся.
2)домашнее  задание
3)уборка  рабочих мест.
Таблица 4
Вопросы методики руководства беседы на уроках производственного обучения
Вопрос, как правило, ставят всей группе, а  затем после небольшой паузы  для ответа вызывают определённого учащегося. Не задавать несколько вопросов одновременно –  это рассеивает внимание учащихся.
Поощрять  вопросы учащихся друг к другу  и к мастеру.
Предлагать  ответить на вопрос по желанию; чаще обращаться, к учащимся с предложением подумать, оценить ответ товарища, исправить ошибку в ответе, высказать своё мнение.
Сочетать  беседу с другими методами обучения: объяснение, показом приёмов, наблюдениями.
Не ограничиваться в выслушивании только активных учащихся, вовлекать в беседу молчаливых. Всегда добиваться, чтобы активными в беседе были все.
Широко использовать «естественную проблемность» производственного обучения: выбор и расчёт оптимальных режимов работы, выбор оборудования, наилучший вариант технологии, составление инструкционно-технологических карт. Обращать  внимание учащихся в ходе беседы на главные, узловые факты, моменты и выводы, составляющие сущность обсуждаемого материала; добиваться, чтобы в результате беседы главные моменты были поняты и усвоены большинством учащихся.
Не удовлетворяться  ответами и объяснениями общего характера, с помощью дополнительных вопросов добиваться от учащихся конкретных ответов.
При затруднениях учащегося в ответе, не торопиться вызывать другого, а уместно задавать отвечающему наводящий вопрос в  новом варианте, напоминать об известных  фактах, которые могут навести  его на правильный ответ.
В конце  беседы обязательно подводить итог.
 
Таблица 5
Структура урока производственного обучения
Элементы  внешней структуры урока Элементы дидактической структуры урока Содержание
Вводный инструктаж Целевая установка Сообщение темы и разъяснение цели урока. Демонстрация объектов учебно-производственных работ, наглядных
 
 
  пособий, слайдов.
Актуализация  знаний и опыта учащихся Опрос учащихся по материалу спецпредметов и  прошлых уроков производственного  обучения. Повторение мастером сведений из спецпредметов по материалу уроков. Воспроизведение учащимися освоенных приёмов и способов работы.
Формирование  ориентировочной основы действий Показ и объяснение приёмов, способов, технологической  последовательности выполнения предстоящих  на уроке учебно-производственных работ. Пробное выполнение учащимися изученных трудовых действий, самостоятельное определение технологических способов и режимов выполнения задания.
Текущий инструктаж: упражнение, самостоятельная работа учащихся Формирование  (отработка) новых способов действия Упражнения  учащихся в освоении приёмов и  операций. Индивидуальное и коллективное инструктирование учащихся мастером.
Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действия Упражнение  учащихся в освоении трудовых процессов. Упражнение учащихся в управлении технологическим процессом. Индивидуальное и коллективное инструктирование учащихся мастером. Накопление производственного опыта учащихся. Развитие творческих способностей.
Заключительный  инструктаж Подведение итогов Проведение  учебно-производственных итогов урока.
 
Таблица 6
Классификация уроков производственных итогов урока.
Тип урока Характеристика  содержание, цели
Вводный Ознакомление  учащихся с профессией, характером и содержанием предстоящих работ в учебной мастерской, правила поведения и безопасности в учебной мастерской. Ознакомление учащихся с предприятием.
По  изучению трудовых приёмов и операций Формирование  у учащихся первоначальных умений правильно  и качественно выполнять приёмы и способы изучаемой операции в различных сочетаниях, в соответствии с инструктивными указаниями, пояснениями мастера и рекомендациями инструкционно-технологических карт.
По  выполнению простых работ комплексного характера Закрепление и  совершенствование умений учащихся выполнять приёмы и способы работ типичные для профессии, в различных сочетаниях при выполнении в учебных мастерских.
По  выполнению сложных работ комплексного характера Формирование  умений и навыков выполнения типичных для профессий учебно-производственных работ, сочетающих все раннее изученные технологические приёмы и способы труда, при обучении в учебных мастерских. Формирование профессиональной самостоятельности. Обучение учащихся планированию учебно-производственной деятельности, творческому отношению к труду.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.