Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Ресурсы и источники политической власти
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 12.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Ресурсы
и источники политической
власти»
Под источниками
власти понимается то, что дает власти
исходное начало, ее силу и действенность.
В общем плане источником власти
является народ, его потребности, интересы,
воля. В российской Конституции подчеркнуто,
что единственным источником власти
в Российской Федерации является
ее многонациональный народ.
Выделяют также
конкретные источники политической
власти, такие, как законодательство
о власти, воля властвующих, общественные
потребности в самоорганизации
людей и другие.
Ресурсы политической
власти - это потенциальные возможности,
средства власти, которые она использует
в процессе осуществления своих
полномочий, функций. Ресурсы власти
многообразны и разнообразны. В зависимости
от этапа общественно - политического
развития конкретной страны и политического
режима ресурсы власти существенно
различаются между собой. Они
изменчивы, подвижны. На ранних этапах
общественного развития источником
и ресурсом власти выступала сила.
На стадии капиталистического развития
превалировало богатство и деньги.
В постиндустриальных странах знания
и информация становятся основным ресурсом
развития производства, власти и общества
в целом. Информационная революция
рассматривается в качестве предпосылки
антропологической революции.
Ресурсами политической
власти могут выступать также
различные конкретные организационные,
традиционные, образовательные и
иные факторы. Среди них: занимаемая
должность, престижное образование, личностные
связи, биографические данные, имидж, общественно
- политический и иной опыт и многие
другие потенциальные и реальные возможности
и способности человека, организации,
политического института. Политическая
власть и механизмы
ее осуществления 1.
Сущность и содержание
власти
Власть -- одно из
центральных понятий политологии. Власть
необходима для устойчивого существования
любой общественной организации, в ней
скрещиваются наиболее важные общественные
интересы. Вся история человечества пронизана
борьбой за власть, именно эта борьба определяет
наиболее драматические повороты и замысловатые
интриги в жизни государств.
Исторически понятие
«власть» связано с административным
управлением древнегреческих городов-государств
-- полисов. На территории полисов возникла
необходимость регулирования взаимоотношений
граждан, а также реализации их общих интересов
в данном государстве. Отсюда и возникла
власть как определенная насильственная
деятельность, выражающая интересы и волю
тех или иных субъектов и оказывающая
регулирующее воздействие на поведение
людей («кратия» -- составляющая терминов,
обозначающих различные виды власти, происходит
от древнегреч. kratos -- сила, господство,
власть). Искусство управления гражданами
(политами), регулирование их поведения
с помощью права, насилия, авторитета,
общественного мнения стало обозначаться
понятием «политика». Исторически и логически
между понятиями «власть» и «политика»
возникла смысловая связь, закрепившаяся
в формуле «политическая власть».
Существуют различные
трактовки понятия «власть». Рассмотрим
кратко основные. Реляционистские
(от англ. relation -- отношение) концепции
власти характеризуют власть как отношение
между двумя партнерами, агентами, при
котором один из них оказывает определяющее
влияние на второго. Можно выделить три
разновидности реляционной интерпретации
власти: теории «сопротивления», «обмена
ресурсами» и «раздела зон влияния».
В теориях «сопротивления»
(Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен и др.)
исследуются такие властные отношения,
в которых субъект власти подавляет сопротивление
объекта. Соответственно разрабатываются
классификации различных степеней и форм
сопротивления.
В теориях «обмена
ресурсами» (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингс
и др.) на первый план выдвигаются ситуации,
когда имеет место неравное распределение
ресурсов между участниками социального
отношения и вследствие этого возникает
острая потребность в них со стороны тех,
кто их лишен. В этом случае индивидуумы,
располагающие «дефицитными ресурсами»,
могут трансформировать их излишки во
власть, уступая часть ресурсов тем, кто
их лишен, в обмен на желаемое поведение.
Теории «раздела
зон влияния» (Д. Ронг) предлагают при
оценке природы существующих отношений
власти не принимать во внимание каждое
действие в отдельности, а рассматривать
их совокупность, выделяя при этом момент
изменяемости ролей участников взаимодействий.
Если в одной ситуации властью обладает
один индивидуум по отношению к другому,
то с трансформацией сферы влияния позиции
участников меняются. Бихевиористские
концепции власти.
Так же как и в реляционистских концепциях
власти, бихевиористский подход исходит
из ее трактовки как отношения между людьми,
при котором одни властвуют, а другие подчиняются
и выполняют решения первых. Но при этом
особенность бихевиористского подхода
заключается в акцентировании внимания
на мотивах поведения людей в борьбе за
власть. Стремление к власти объявляется
доминирующей чертой человеческой психики
и сознания, а следовательно, определяющей
формой политической активности человека.
Власть -- исходный пункт и конечная цель
политического действия.
Одну из типичных
бихевиористских трактовок власти предлагает
Г. Лассуэл. Он считает, что первоначальные
импульсы для возникновения власти дают
присущее индивидуумам стремление (воля)
к власти и обладание «политической энергией».
Человек видит во власти средство улучшения
жизни: приобретение богатства, престижа,
свободы, безопасности и т. п. В то же время
власть -- это и самоцель, позволяющая наслаждаться
ее обладанием. Политическая власть складывается
из столкновения многообразных воль к
власти как баланс, равновесие политических
сил.
Для бихевиористов
характерно также рассмотрение политических
отношений как рынка власти. Правила рыночной
торговли: учет спроса и предложения, стремление
к выгоде, выравнивание цен и конкуренция
продавцов и покупателей -- они и только
они выступают регуляторами, автоматически
(без внешнего принуждения) обеспечивающими
функционирование политической системы
общества. Политические субъекты активно
действуют на рынке власти, пытаясь выгодно
использовать имеющиеся у них ресурсы
(от природной воли к власти до накопленных
запасов, имеющих уже реальный объем),
где эти ресурсы и получают общественное
признание как таковые. Системные
концепции власти
рассматривают власть как систематизирующее
отношение в политической системе общества.
Все остальные элементы системы связаны
с ней непосредственно или опосредованно.
В рамках системных
концепций можно выделить три
подхода к пониманию власти. Первый
истолковывает власть как свойство
или атрибут макросоциальной
системы (Т. Парсонс); второй рассматривает
власть на уровне конкретных систем --
семьи, организации и т. п. (М. Крозье), а
третий -- как взаимодействие индивидуумов,
действующих в рамках специфической социальной
системы (М. Роджерс).
«Мы можем определить
власть,-- писал Т. Парсонс,-- как реальную
способность единицы системы аккумулировать
свои „интересы" (достичь целей, пресечь
нежелательное вмешательство, внушить
уважение, контролировать собственность
и т. д.) в контексте системной интеграции
и в этом смысле осуществлять влияние
на различные процессы в системе».
Некоторые представители
системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют
власть как средство социального общения
(коммуникации), позволяющее регулировать
групповые конфликты и обеспечивать интеграцию
общества. Назначение политической власти
-- разрешать постоянно возникающее противоречие
между необходимостью порядка в обществе
и многообразием интересов членов общества,
сопряженных с конфликтами.
Исходя из приведенных
суждений о власти, можно сделать
следующий вывод: власть --
это один из важнейших
видов социального взаимодействия,
специфическое отношение
по крайней мере между
двумя субъектами, один
из которых подчиняется
распоряжениям другого,
в результате этого
подчинения властвующий
субъект реализует свою
волю и интересы. Субъект
власти воплощает в себе ее активное,
направляющее начало. Им могут быть индивидуум,
организация, социальная общность и др.
Для реализации властных отношений субъект
должен обладать такими качествами, как
желание властвовать и воля к власти. Помимо
этого субъект власти должен быть компетентным,
должен знать состояние и настроение подчиненных,
обладать авторитетом.
Субъект определяет
содержание властного отношения
через: 1) приказ (распоряжение) как властное
повеление подчиниться воле субъекта
власти; 2) подчинение как подведение
частной воли под всеобщую волю власти;
3) наказание (санкции) как средство
воздействия на отрицание господствующей
воли; 4) нормирование поведения как
совокупность правил в соответствии
с всеобщим интересом.
От характера
содержащихся в приказе требований
во многом зависит отношение к
нему объекта власти --
второго важнейшего элемента власти. Власть
-- всегда двустороннее взаимодействие
субъекта и объекта. Власть немыслима
без подчинения объекта. «Готовность к
подчинению зависит от ряда факторов:
от собственных качеств объекта властвования,
от характера предъявляемых к нему требований,
от ситуации и средств воздействия, которыми
располагает субъект, а также от восприятия
руководителя исполнителями, наличия
или отсутствия у него авторитета».
Власть подразделяется
на политическую, экономическую, социальную,
духовно-информацион ую.
Отличительными
чертами политической
власти являются:
ь легальность в
использовании силы и других средств властвования
в пределах страны;
ь верховенство,
обязательность ее решений для всего общества
и соответственно для всех других видов
власти;
ь публичность,
т. е. всеобщность и безличность, что означает
обращение ко всем гражданам от имени
всего общества с помощью права (закона);
ь моноцентричность,
т. е. наличие единого центра принятия
решений (в отличие, например, от власти
экономической);
ь многообразие
ресурсов.
Политическая
власть подразделяется на государственную
и общественную. Государственная
власть обеспечивается соответствующими
политическими институтами (парламент,
правительство, судебные органы и т. д.),
органами правопорядка (полиция, армия,
прокуратура и т. д.), а также юридической
базой. Общественная
власть формируется партийными структурами,
общественными организациями, независимыми
средствами массовой информации, общественным
мнением.
Долгое время
считалось, что содержание власти определяется
системой отношений господства и
подчинения, а сама власть -- это возможность
приказывать в условиях, когда те, кому
приказывают, обязаны подчиняться. Так,
М. Вебер определял власть как «возможность
того, что одно лицо внутри социального
отношения будет в состоянии осуществить
волю, несмотря на сопротивление и независимо
от того, на чем такая возможность основана».
Такой подход к сущности власти не вызывал
сомнения, однако по мере формирования
демократических режимов, базирующихся
на тех или иных общественных договорах,
понятие власти усложнилось. В подобных
случаях власть -- это не только господство
одних и подчинение других, но и договоренность
об учете интересов тех, кто находится
в подчиненном положении. В современном
обществе сфера договорных отношений
стала расширяться за счет общественного
мнения, средств массовой информации,
а также под воздействием международных
организаций и групп влияния. В результате
власть формируется как система отношений
«господство -- подчинение» и «руководство
-- принятие». Граница между этими типами
отношений подвижна и зависит от конкретной
ситуации в той или иной стране.
Властная воля,
выраженная в приказе, может быть
реализована прямыми и косвенными
методами. При этом теория власти, откликаясь
на современную ситуацию, обосновывает
механизмы, не выставляющие силу и соответствующие
санкции. Соответственно в «технологии»
власти повышается роль поощрения, подкупа,
а также «рекомендующая» роль лоббистских
структур.
Аналогичная тенденция
проявляется в системе отношений
«руководство -- принятие». При этом чем
выше авторитет субъекта власти, чем шире
ее демократическая база, тем более вероятно
добровольное принятие объектом определенных
обязательств.
Проблема применения
власти во многом связана с сопротивлением,
оказываемым объектом воздействия
-- индивидуумом или группой, на которых
это воздействие направлено.
Субъект власти
пытается изменить поведение объекта
власти. Цикл действия начинается с
того, что у субъекта воздействия
должна появиться мотивация на применение
власти по отношению к объекту. После
того как мотивация власти сложилась,
применяющий власть субъект дает
знать объекту воздействия о
том, какого поведения он от него ждет.
Если объект воздействия ведет себя
в соответствии с этими ожиданиями,
то процесс воздействия, побуждаемого
мотивацией власти, на этом заканчивается.
Если же он оказывает сопротивление,
то применяющий власть обозревает находящиеся
в его распоряжении источники
власти. Выбор источников власти зависит
от желаний и потребностей подвергающегося
воздействию, а также от вида поведения,
к которому субъект хочет его
склонить. Пуску в ход источников
власти могут противостоять внутренние
барьеры. Это может выражаться в
неуверенности в своих силах,
боязни потерять свое «Я» и т. д. Если
барьеры не возникают или успешно
преодолеваются, субъект применяет
определенное средство воздействия. Реакция
объекта воздействия зависит
от его мотивов и источников власти.
Достижение цели субъектом власти приводит
к изменению его состояния: у
него могут появиться новые мотивы
власти, уверенность в своих силах.
На этом процесс заканчивается, поскольку
субъект удовлетворяет блокируемую
объектом воздействия потребность.
Как только у субъекта возникает
новая потребность в применении
власти, весь процесс повторяется.
Субъектно-объектные
отношения власти реализуются на
нескольких уровнях: мегауровень -- международные
организации, наделенные властными полномочиями
(ООН, НАТО, Совет Европы, Международный
трибунал в Гааге и т. д.); макроуровень
-- центральные органы государства; микроуровень
-- власть на местах. На мегауровне власть
международного субъекта ограничена суверенитетом
входящих в состав союза государств и
характером объединения в тот или иной
союз. Так, Россия, войдя в Совет Европы,
взяла на себя ряд дополнительных обязательств
в экономической и законодательной власти,
но стратегически сохранила свой суверенитет.
В случае вхождения тех или иных государств
в военные блоки ограничений их суверенитета
значительно больше.
Из данной классификации
уровней власти вытекает, что некоторые
власти выступают одновременно как
в роли субъекта, так и в роли
объекта. Так, центральная государственная
власть является объектом власти мегауровня
и субъектом для региональной власти.
Региональная власть, в свою очередь, является
объектом центральной власти и субъектом
по отношению к власти на местах. В федеративном
государстве властью на мезоуровне являются
субъекты федерации. В России этими субъектами
являются 21 республика, 6 краев, 49 областей,
2 города федерального значения, 1 автономная
область, 10 автономных округов. 2.
Основания и ресурсы
власти
Важнейшими факторами,
определяющими содержание и механизмы
власти, являются ее основания и
ресурсы. Под основаниями
власти понимаются ее база, источники,
на которые опирается властная воля субъекта.
Ресурсы власти -- это реальные и потенциальные
средства, которые используются (или могут
быть использованы) для укрепления самой
власти и ее оснований. Образно говоря,
основания власти -- это ее фундамент, ресурсы
власти -- это ее потенциал и технология.
По сферам жизнедеятельности
можно выделить следующие основания
и ресурсы власти: экономические,
социальные, юридические, административно-сило ые
и культурно-информацио ные. Экономические
основания власти характеризуются
господствующей формой собственности,
объемом валового национального продукта
на душу населения, стратегически важными
природными ресурсами, золотым запасом,
степенью устойчивости национальной валюты,
масштабами внедрения в экономику страны
достижений научно-технической революции
(НТР). Соответственно экономическими
ресурсами власти являются активная
инвестиционная и научно-техническая
политика, налоговая и таможенная политика,
а также внешнеэкономическая деятельность
по укреплению независимости страны. Социальные
основания власти -- это социальные
группы и слои, на которые власть опирается.
Конкретный состав этих групп и слоев
определяется общественным строем страны,
ее политическими и культурно-историческ ми
традициями, уровнем развития науки и
техники. Одновременно с опорой власти
в любом государстве существуют социальные
группы, которые обречены на подчиненное
положение, а также группы, которые занимают
промежуточное, колеблющееся положение
между устойчивыми субъектами и объектами
власти. Социальные
ресурсы -- это мероприятия по изменению
статуса социальных групп и слоев, действия,
направленные на повышение (понижение)
их общественной активности. Власть, пытающаяся
расширить свою социальную базу, должна
наиболее полно обеспечивать общенациональные
интересы, привлекать на свою сторону
колеблющиеся промежуточные слои, добиваться
социального партнерства с «управляемыми»
слоями и группами.
Социальные ресурсы
частично совпадают с экономическими
ресурсами. Так, доход и богатство,
являясь экономическим ресурсом,
вместе с тем характеризуют и
социальный статус. Однако социальные
ресурсы включают и такие показатели,
как должность, престиж, образование,
медицинское обслуживание, социальное
обеспечение и т. п. Юридические
основания власти -- это материальная
база юриспруденции, а также совокупность
законов, на которых власть сформирована
и опирается в практической деятельности.
К юридическим ресурсам
можно отнести всякого рода инструкции,
мероприятия по уточнению и разъяснению
законодательства, постановления и указы,
не охваченные действующим законодательством.
Сюда можно отнести указы президента,
постановления правительства, оперативные
постановления судебных и исполнительных
органов. Роль юридических ресурсов власти
существенно возрастает в переходных
политических режимах, когда реалии жизни
часто выходят за рамки инерционного законодательства. Административно-сило ые
основания власти -- это совокупность
властных учреждений, обеспечивающих
наиболее важные функции жизнедеятельности,
внутренней и внешней безопасности государства,
а также их аппарат. Сюда входят наиболее
важные структуры исполнительной и законодательной
власти, а также органы безопасности, разведки
и внутренних дел. Соответственно административно-сило ыми
ресурсами власти являются: система
подбора кадров, обладающих особыми профессиональными
качествами, оснащение властных учреждений
техникой по мировым стандартам, мероприятия
по исключению дублирования и амбициозного
соперничества силовых структур, профилактика
коррупции. Культурно-администра ивные
основания власти включают в себя
систему организаций, аккумулирующих
и сохраняющих культурный потенциал страны,
средства массовой информации, системы
получения и переработки разведывательной
информации, международные и национальные
компьютерные сети. Культурно-информацио ные
ресурсы -- это духовные ценности, знания,
информация, которые благодаря новейшим
системам их обработки, анализа и распространения
становятся приоритетной ценностью. Уже
сегодня в постиндустриальных странах
«знания, в силу своих преимуществ -- бесконечности,
общедоступности, демократичности, подчинили
силу и богатство и стали определяющим
фактором функционирования власти». К
культурно-информаци нным ресурсам можно
отнести: системы хранения и учета национального
культурного достояния, методики сбора,
обработки и стыковки различных видов
стратегической информации, принципы
и методы работы средств массовой информации,
гарантирующих обществу информационно-культур ый
плюрализм. Сюда же включается система
гарантий, препятствующих доступу к печати,
радио и телевидению террористам и всякого
рода экстремистским элементам.
Ресурсы власти,
являясь производными от ее оснований,
в то же время относительно самостоятельны
и по своему содержанию существенно
шире этих оснований. Это в первую
очередь демографические, дипломатические,
духовно-нравственные и социально-психологич ские
ресурсы. Последние играют очень
важную роль в оценке мотивации господства
и подчинения.
Как правило, ресурсы
власти используют по двум направлениям:
для функционирования и укрепления
самой власти, а также для создания
адекватных ей оснований. В социотехнологической
цепочке самой власти ресурсы играют самостоятельную
роль в обеспечении научной обоснованности
приказа (распоряжения), в организации
контроля, для убеждения, наказания и поощрения,
а также для обеспечения эффективной обратной
связи от объекта власти к ее субъекту.
При таком подходе ресурсы делят на организационные,
поощрительные, принудительные и нормативные. Организационные
ресурсы направлены на создание оптимальных
организационных структур управления,
гарантирующих быстрое прохождение приказа
до исполнителя и обеспечение надежного
контроля. Они должны использоваться рационально,
чтобы блокировать естественную потребность
чиновничьего аппарата к расширенному
самовоспроизводству Поощрительные
ресурсы -- это материальные и социальные
блага, с помощью которых власть «подкармливает»
определенные слои населения и политиков.
В результате стимулируется выполнение
распоряжений власти соответствующими
объектами, а накануне выборов расширяется
социальная база поддержки правящей элиты. Принудительные
ресурсы -- комплекс мер административного
воздействия и угрозы санкций при невыполнении
приказа. Одновременно они используются
для предотвращения забастовок, несанкционированных
митингов, против явного и скрытого саботажа
распоряжений власти. Нормативные
ресурсы -- средства воздействия на ценностные
ориентации и морально-этические нормы
объектов власти. Они ориентируют на социальное
партнерство руководителей и подчиненных,
формируют определенный кодекс поведения,
связанный с профессиональным долгом.
Разумеется, ресурсы
власти являются обоюдоострым инструментом:
при научно обоснованном, профессиональном
использовании они укрепляют
как саму власть, так и ее основания,
однако при некомпетентном, волюнтаристском
подходе они подтачивают, разрушают
власть, способствуя возникновению
кризисов и революций. 3.
Распределение власти
в современном
обществе
В современном
обществе существуют социальные и профессиональные
группы, которые в силу своего особого
положения являются своеобразными
центрами притяжения власти. По исследованиям
российскими и зарубежными политологами
динамики этих групп в XIX и XX вв. складывается
следующая картина:
Аристократия
-- власть избранных, власть привилегированной
знати. Базируясь на сословных привилегиях,
аристократия прочно удерживалась во
властных структурах до появления республиканских
демократических режимов. По мере формирования
государств, управляемых избранными народом
органами власти, аристократия постепенно
утрачивала свои позиции. В XX в. при отмене
в большинстве стран сословных привилегий,
передаваемых по наследству, аристократия
перестала быть устойчивым субъектом
власти, хотя в ряде случаев сохранила
свой номинальный статус (например, Англия,
Испания, Италия, Саудовская Аравия). Плутократия
-- власть богатства -- характерна для всех
этапов развития общества. Богатство дает
его обладателям дополнительные ресурсы:
доступ к образованию, связи, общественное
положение, возможность в явном и неявном
виде подкупать политические партии, органы
власти. В XX в. власть богатства все больше
проявляется в форме международных организаций
финансовой олигархии, которые диктуют
свою волю замаскированными методами
через группы влияния. Бюрократия --
власть чиновников -- характерна для всех
периодов исторического развития. Властные
преимущества бюрократии базируются на
доступе к секретной, стратегически важной
информации, знании технологии управления,
групповой солидарности и организованности.
В XX в. власть бюрократии усилилась за
счет широкого внедрения в управление
электронно-вычислите ьной техники, которая
на несколько порядков увеличила информационные
ресурсы чиновничьего аппарата. Демократия
-- власть народа -- связана с властными
притязаниями большинства иметь определенные
преимущества над меньшинством. Наиболее
полно проявляется при республиканской
форме государства, когда высшие государственные
органы избираются населением. Развиваясь
в тех или иных формах с античных времен,
демократия значительно укрепила свои
позиции в XX в. Этому способствовали отказ
от сословных привилегий, всеобщий характер
выборов в большинстве стран, расширение
доступа населения к образованию и информации.
Демократические традиции получили свое
подтверждение на международном уровне:
Всеобщая декларация прав человека признана
значительным большинством государств. Теократия
-- власть религии -- обусловлена значительным
влиянием религиозной идеологии на массовое
сознание, а также стремлением руководителей
церкви влиять на органы власти.
Наиболее полно
теократия проявляется при прямом
сосредоточении власти у духовенства
или у главы церкви (Ватикан, Иран),
а также в случаях религиозной
экспансии представителей тех или
иных конфессий (исламские фундаменталисты
в Алжире, Афганистане). Партократия --
власть партийных структур -- реально проявила
себя в XX в., когда кандидаты на высшие
государственные посты стали выдвигаться
на партийной основе. Представляя интересы
различных социальных слоев, партии обладают
необходимой политической мобильностью,
профессиональным подходом к политике.
Это дает им дополнительные преимущества
по сравнению с другими участниками политического
процесса. Райтократия
-- власть средств массовой информации
-- так называемая «четвертая власть».
Более точно следует говорить о власти
владельцев печати, радио, телевидения
и профессиональных журналистов. Райтократия
-- характерное порождение XX в., когда благодаря
достижениям науки и техники воздействие
средств массовой информации приняло
глобальный характер. Практически райтократия
утверждает себя в массовых кампаниях,
активно формирующих общественное мнение,
в создании благоприятного или неблагоприятного
имиджа ведущих политиков, в практике
журналистских расследований, имеющих
широкий политический резонанс. Технократия --
власть технических специалистов -- является
прямым следствием НТР в XX в. Освоение
космоса, уникальные возможности современного
оружия, новейшие системы связи и т. п.
являются своеобразным фундаментом власти
технократии, которая создает все эти
новшества и формирует стратегию правящей
элиты. В практическом плане влияние технократии
проявляется в непосредственном привлечении
научно-технического персонала в высшие
органы власти, а также в проникновении
техницистской идеологии в государственную
политику. Автократия
-- власть личности -- связана с особым статусом
личности во всех политических структурах:
начиная от фараонов Древнего Египта до
монархов и президентов современных государств.
Содержание и технология власти всегда
связаны с интеллектом, политической волей,
авторитетом конкретных лидеров, которые
несут личную ответственность за успехи
и неудачи государства. В этом же направлении
проявляет себя и массовое сознание, которое
даже в коллективных действиях политического
руководства страны формирует для себя
кумира или козла отпущения; В XX в. на динамику
автократии влияют противоречивые процессы:
с одной стороны, повышается значение
коллективных решений, выработанных научными
коллективами профессионалов-полито огов,
а также управленческих алгоритмов, созданных
на базе ЭВМ; с другой стороны, неизмеримо
возрастает ответственность конкретных
политических лидеров, которые держат
в своих руках контроль над ядерным оружием
и могут с помощью радио и телевидения
непосредственно обращаться к сотням
миллионов граждан.
Очень актуальным
для XX в. является превращение мафиозных
структур в своеобразный центр притяжения
власти. В подавляющем большинстве стран
современного мира мафия, опираясь на
теневую экономику и коррумпированных
чиновников, усиливает свои позиции и
пытается иметь своих представителей
в органах власти. К сожалению, этот процесс
не обошел и современную Россию. Возникнув
в 1960-е гг. на базе подпольного производства,
глобального воровства в торговле, общественном
питании и железнодорожном транспорте,
мафия укрепилась за счет связей с партийными
и государственными чиновниками. В перестроечный
и постперестроечный периоды мафия проникла
в банковские структуры, заняла лидирующие
позиции в винно-водочном бизнесе, завязала
международные связи. В настоящее время,
опираясь на представителей «старой»
и «новой» номенклатуры, мафия получила
плацдармы в центральных органах власти.
Рассмотренное
выше распределение власти в современном
обществе является характерным для
большинства государств. Однако удельный
вес, значимость каждого из центров
притяжения власти существенно различаются
в той или иной стране. Это зависит
от уровня экономического и социального
развития конкретного государства,
его места в геополитической
системе современного мира, от особенностей
исторического и культурного
развития и политических традиций.
На базе данной методики можно проводить
сравнительный анализ групп государств,
входящих в различные регионы
земного шара.
Для современной
России характерны растущее влияние
автократии, бюрократии, плутократии.
Это связано с историческими
традициями, особенностями становления
номенклатурного капитализма, нестабильностью
экономики и социальных отношений.
Идет, хотя и противоречиво, процесс
укрепления демократии. По аналогии с
развитыми странами, имеющими высокий
культурный потенциал и развитые
средства массовой информации, усиливаются
позиции райтократии. Слабее, чем в
других странах, прослеживается влияние
партократии и теократии. Это связано
с незавершенностью формирования партийной
структуры и традиционным невмешательством
религиозных конфессий в текущую политику.
На статус технократии влияют противоречивые
тенденции: с одной стороны, очевидны достижения
России по ряду направлений научно-технического
прогресса, высокий удельный вес в стране
научно-технического персонала, с другой
-- продолжаются «утечка умов» за границу,
устойчивое недофинансирование науки
и промышленности. 4.
Эффективность и
легитимность власти
Одной из наиболее
важных интегральных характеристик
власти является ее эффективность, т. е.
степень выполнения своих задач
и функций. Практически это означает
гарантированное проведение в жизнь
компетентных властных распоряжений с
наименьшими затратами и издержками.
Необходимыми
условиями для этого являются
достаточность оснований власти
и эффективное использование
ее ресурсов. В России эти условия
реализуются противоречиво. С одной
стороны, уникальные запасы стратегически
важных природных ресурсов, новейшая
военная и космическая техника,
мощный научный и культурный потенциал
дают стране большие возможности
в создании эффективной власти. С
другой -- в результате распада СССР и некомпетентного
проведения реформ экономический, геополитический,
силовой потенциалы страны оказались
ослабленными. Кроме того, в перестроечный
и постперестроечный периоды ресурсы
были растрачены, использованы в узкокорыстных
интересах нарождающейся буржуазии и
чиновников. В результате в переходном
российском обществе возникли определенные
изъяны в основаниях и ресурсах власти.
Главные из них: большая внешняя задолженность,
стабильная нехватка инвестиций и связанный
с этим спад производства, отставание
законодательной баз и т.д.................