Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Экономическая стратегия Республики Беларусь
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 12.10.2012.
Год: 2010.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ВОЕННАЯ
АКАДЕМИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ КАФЕДРА
СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Рефератпо
дисциплине «Экономическая
теория» на
тему: «Экономическая
стратегия Республики
Беларусь »
Выполнил:
к-т 432уч.гр. Рассоха
С.В.
Минск
2009
План
реферата:
1.Введение. 2.Основная
часть: а) Особенности
экономического развития
РБ;
б) Концептуальные основы
экономической стратегии
государства;
в) Основные стратегические
ориентиры Республики
Беларусь; 3.Заключение. 4.Список
использованной литературы.
1.Введение.
На современном
этапе социально-экономичес ого развития
наша республика переживает особый период
своей новейшей истории. Его специфика
обусловлена совмещением трех чрезвычайно
важных и сложных задач: рыночной трансформацией
экономики, созданием Союзного государства
России и Беларуси, интегрированием в
мировое хозяйство. В ходе этого процесса
в стране реализуется линия на открытость
своей внутренней экономики, чтобы включиться
в систему мирохозяйственных связей в
качестве равноправного участника.
Как известно, развитие
цивилизации вызывает постоянное вовлечение
отдельных государств в международный
хозяйственный обмен, который ведет
к созданию единой мировой экономики.
Все страны мира развиваются по общим
экономическим законам, что обусловливает
приоритет экономического характера международных
отношений.
Постоянно усложняющаяся
структура потребностей, редкость и
удаленность ресурсов требуют все
более эффективных средств обмена
не только между регионами внутри отдельного
государства, но и между самими государствами
и мировыми регионами. Экономическое развитие
и прирост населения в разных странах
мира происходят неравномерно, что также
вызывает необходимость расширять международные
обмены, которые содействуют развитию
новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных,
финансовых и др.), импорту сырья, технологическому
и информационному обмену, научным, научно-техническим,
производственным, культурным и прочим
внешнеэкономическим связям.
Особенно динамичный
характер тенденция к расширению международных
экономических отношений приобрела в
XX веке. Можно без преувеличения сказать,
что он войдет в историю как столетие беспрецедентного,
взрывного роста внешнеэкономических
связей во всех формах: торговли, вывоза
капитала, производственного кооперирования,
научно-технического взаимодействия,
миграции рабочей силы.
Возрастание экономической
открытости меняет соотношение внутренних
и внешних факторов развития. Если
на ранних стадиях интернационализация
хозяйственной жизни решающая роль принадлежала
внутренним факторам, то по мере вовлечения
национально-хозяйст енного комплекса
в мировую экономику внешнее воздействие
становится все более решающим в выборе
экономической стратегии. В этом случае
государственная экономическая политика
концентрируется на приспособлении национального
хозяйств
новой системе
мирохозяйственных связей, которые
сегодня функционируют иначе, чем
в прошлом.
Нынешний этап
интернационализации хозяйственной
жизни именуется в совокупности
глобализацией мировой экономики. Уже
сегодня глобализация определяет и в ближайшем
будущем будет определять современный
облик мира.
Доминирующими
в этом тысячелетии будут процессы
региональной интеграции (регионализации)
во всех сферах жизнедеятельности общества.
Создаются региональные экономические,
военно-политические и иные союзы. Значительно
увеличилась экономическая мощь транснациональных
корпораций (ТНК) и мультинациональных
корпораций. Их финансовые возможности
нередко превышают совокупный потенциал
не только отдельных стран, но и целых
регионов. Сегодня частный капитал имеет
больше ресурсов, чем центральный банк
даже такой страны как США. Ежемесячно
мировой финансовый рынок перемещает
более 3 млрд. долл. США из страны в страну,
из них 2 - не контролируется государствами
или другими официальными институтами.
Увеличивается
разрыв в уровнях жизни народов,
темпах научно-технического развития,
концентрации капитала. Обостряется
борьба за рынки сбыта как между
промышленно-развитым странами, так
и между транснациональными корпорациями.
Происходит передел мирового рынка ресурсов
и, прежде всего, рынка энергоресурсов.
В результате интенсификации хозяйственной
деятельности углубляется кризис системы
“общество-природа”. Сегодня скорость
антропогенных нарушений природы выше
скорости ее самовосстановления.
Чтобы не остаться
на обочине мирового прогресса, ответить
на вызовы глобализации, Республике Беларусь,
которая является страной с переходной
экономикой, необходимо органически
вписаться в современную систему
мирохозяйственных связей. Это и обусловливает
актуальность темы данного реферата.
В работе делается
попытка проанализировать состояние
внешнеэкономических связей Республики
Беларусь с учетом особенностей исторического
развития государства и процессов
глобализации мировой экономики.
Реферат включает
три главы и список использованной
литературы.
2.Основная
часть.
А)
Особенности экономического
развития Республики
Беларусь
Геополитическое
положение Беларуси издавна содействовало
развитию и росту ремесла и
торговли, промышленности и сельского
хозяйства. Экономическая жизнь не замыкалась
в собственных этнических рамках изделия
белорусских ремесленников, продукция
сельского хозяйства и промышленности,
торговые связи белорусских купцов были
известность за пределами белорусских
земель.
Торговля древнее
земледелия или любого другого вида
регулярного производства. По утверждению
лауреата Нобелевской премии по экономике
Ф.А.Хайека: “Торговля, безусловно, зародилась
в глубокой древности, причем, торговля
дальняя, торговля предметами, происхождение
которых вряд ли было известно и самим
торговцам; и она гораздо древнее любого
другого вида прослеживаемых ныне контактов
между группами, обитавшими далеко друг
от друга”. Древнейшими международными
торговыми путями, проходившими по территории
современной Беларуси, являлись так называемые
“янтарный” путь и путь “из варяг в греки”,
которые связывали побережье Балтики
с Черным морем и бассейном Средиземноморья.
Предки белорусов
племена полочан, древлян, радимичей,
принимали участие в победоносном
походе киевского князя Олега на Константинополь,
который завершился договором 907 г. Ряд
его статей регулировал торговые взаимоотношения
Византии и Древней Руси. Этот договор
можно считать первым известным в истории
внешней политики дипломатическим соглашением,
отражающим внешнеэкономические интересы
белорусских земель. Торговля с Византией
имела первостепенное значение до конца
XI - начала XII вв. Затем значительное развитие
приобрело северное и северо-западное
направления: торговля с о. Готланд, скандинавскими
и северо-немецкими городами. В XIV-XV вв.
почти монопольным правом на торговлю
в бассейнах Северного и Балтийского морей
владела Ганза - торговый союз немецких
и ряда европейских городов во главе с
Любеком. Известны торговые договоры,
нередко совместные для Полоцка, Витебска
и Смоленска с ганзейскими городами Любеком,
Данцигом, Бременом, Мюнстером, Дортмундом,
Брауншвейгом, Касселем. В Полоцке был
немецкий торговый двор. Право торговли
в Полоцке с иностранными купцами имели
также и новгородцы, и москвичи, которые,
однако, могли покупать привозные товары
лишь при посредничестве полоцких купцов.
Важнейшим внешнеторговым
партнером белорусских земель в
Средневековье являлось Московское
государство. В XIIIXV вв. экспорт из него
достигал от трети до половины всей внешней
торговли Великого княжества Литовского.
Эпохой коренных
изменений в мировой торговле
стал XVI в. В ходе Великих географических
открытий в Западную Европу переместился
центр мировых торговых путей. В то же
время в XVI-XVII вв. происходит включение
районов Восточной Европы в формирующийся
мировой рынок в качестве полупереферии,
специализировавшейс на поставках сырья
для промышленности (лес, кожи, лен, пенька)
и сельскохозяйственных продуктов массового
спроса (зерно, сало). Именно с этого времени
вывоз леса надолго стал ведущей статьей
белорусского экспорта.
После вхождения
в конце XVII в. белорусских земель
в состав Российской империи были сняты
таможенные препятствия для движения
белорусских товаров в ее пределах, а экономическая
эволюция XIX начала XX в. в сельском хозяйстве
и промышленности кардинально трансформировали
состав и структуру белорусского экспорта
и импорта. Развитие путей сообщения Беларуси
в первой половине XIX в. характеризуется
интенсивным строительством каналов и
водных систем, а во второй половине XIX
начале XX в. строительством и эксплуатацией
железных дорог. Эти меры благоприятствовали
росту белорусской торговли. Через белорусские
земли шел поток и транзитной торговли.
Однако в это время Беларусь была аграрной
окраиной России, а национально-колониал ная
политика царского самодержавия затормаживала
появление здесь индустрии.
Международные
экономические отношения и развитие
путей сообщения влияли на судьбы
целых отраслей белорусской экономики.
Так, с развитием железнодорожного
транспорта и экспорта металла с Урала
и Украины прекратила свое существование
белорусская металлургия. В то же время
на основе использования привозного сырья
в XIX в. возникли новые отрасли отечественной
промышленности, например, табачная. Как
правило, основная часть продукции промышленных
предприятий, работавших на импортном
сырье, шла на экспорт. Крупнейшая на территории
Беларуси табачная фабрика Шерешевского
в Гродно имела оптовые склады для продажи
своей продукции в Варшаве, Люблине, Лодзи,
Ломже, Радоме, Вильно, Двинске, Симферополе.
Сырье на нее привозили из российских
губерний, Крыма, Украины, Турции и США.
Некоторые белорусские
предприятия изначально ориентировались
на сбыт продукции за пределами Беларуси.
Это в полной мере относится к
предприятиям, специализировавшимся на
выпуске отдельных видов потребительской
продукции, объемы продаж которой в белорусских
губерниях можно было рассчитать заранее,
а также к предприятиям, производственные
мощности, специализация и, в определенной
степени, монопольное положение которых
позволяли занять свою нишу на всебелорусских
рынках. Таким предприятием была, например,
Гродненская карандашная фабрика - одна
из четырех фабрик такого профиля в дореволюционной
России. А первой и единственной фабрикой
очков и оптических инструментов стало
предприятие, открытое в 1892 г. в Витебске.
Важным инструментом
международных отношений, начиная
с середины XIX в., стали выставки. Всемирные
выставки возникли с развитием капитализма
как мировой системы. В этих смотрах мировой
экономики, науки и культуры активное
участие принимала императорская Россия,
а в составе ее павильонов и отделов и
Беларусь. Всего на девяти всемирных выставках
XIX в. по различным отделам и классам приняло
участие около ста экспонентов из Беларуси.
Большинство из их было удостоено различных
наград и призов. Такое мировое признание
свидетельствовало об экспортном потенциале
белорусской промышленности и сельского
хозяйства. Кроме того, белорусские производители
неоднократно участвовали и получали
награды не только на всемирных, но и на
международных специализированных выставках,
а также на многочисленных отечественных
смотрах достижений, в том числе и на всероссийских
выставках (1882, 1896, 1913).
В начале XX в. Беларусь,
располагаясь между крупнейшими промышленными
центрами Российской империи Петербургом,
Москвой, Ригой, Царством Польским, Украиной
успешно развивала различные отрасли
промышленности, сельское хозяйство и
разработку лесных богатств, участвовала
в международном разделении труда и международных
экономических отношениях. Потребности
белорусского рынка частично покрывались
за счет импорта. Отдельные отрасли белорусской
экономики развивались за счет иностранных
инвесторов.
После распада
СССР и обретения в 1991 году независимости
Беларусь была одной из самых развитых
и богатых республик бывшего Союза (без
учета новых государств Балтии) по показателям
дохода на душу населения, что является
отражением устойчивого развития нашей
страны в 70-е и начале 80-х гг. XX в. На ее территории
крупные узкоспециализированны промышленные
предприятия выпускали в основном конечную
продукцию; многие предприятия Беларуси
имели тесные кооперационные связи с партнерами
из других союзных республик, прежде всего,
из России. Распад единого экономического
пространства СССР и совпавшее с ним по
времени начало процесса системной трансформации
привели к резкому ухудшению экономической
ситуации в республике. Началось падение
производства, огромных масштабов достигла
инфляция, заметно снизился жизненный
уровень населения.
В мае 1992 года
были приняты “Основные направления политики
правительства Республики Беларусь по
предотвращению спада производства и
формированию условий выхода из кризиса”.
Согласно этому документу “стратегический
курс правительства состоит в последовательном
и более ускоренном формировании рыночной
экономики с одновременной глубокой перестройкой
народно-хозяйственно о комплекса республики,
направленной на разумное свертывание
ресурсоемких производств (в первую очередь
тех, которые определяют отрицательные
торговые и платежные балансы республики
со странами СНГ) и интенсивным развитием
наукоемких производств, обеспечивающих
рост экспортного потенциала и удовлетворение
потребностей самой республики”. Наряду
с этим предусматривалось проведение
в жизнь тактики экономических прорывов
в тех сферах и отраслях, где такие прорывы
реально возможны и могут дать относительно
быстрый эффект: сельское хозяйство, производство
товаров народного потребления, конверсия
части ВПК.
Характерной чертой
экономической политики Беларуси в
середине 90-хгг. было сочетание жесткого
стабилизационного курса в денежно-кредитной
сфере с медленными темпами рыночных преобразований
в других областях. В Беларуси, в отличие
от России и ряда других стран СНГ, не ставилась
задача создания широкого слоя собственников.
В промышленности предполагалась эволюционная
структурная перестройка, а изменение
отношений собственности было отодвинуто
на второй план.
Важным фактором
изменения экономического положения
Беларуси явилось расширение связей
с Россией и другими партнерами
по СНГ.
Наша республика
одно из экономически развитых государств
СНГ. В ее экономике доля промышленности
составляет около 1/3 объема национального
продукта. Наибольшее развитие получили
такие отрасли промышленности как
автомобилестроение, тракторостроение
и сельскохозяйственное машиностроение,
станкостроение и производство подшипников,
электротехническая промышленность, добыча
и переработка нефти, производство синтетических
волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая
промышленность, производство строительных
материалов, легкая и пищевая промышленности.
Характерной чертой национальной индустрии
является выпуск готовой продукции, большая
часть которой поставляется на экспорт.
Машиностроение
и металлообработка - ведущие отрасли
промышленности Республики Беларусь.
Отраслевая структура машиностроения
весьма разнообразна. В нее входят: электротехническая
промышленность, химическое и нефтехимическое
машиностроение, станкостроение и инструментальная
промышленность, приборостроение, автомобильная
и подшипниковая промышленность, тракторное
и сельскохозяйственное, строительно-дорожное
и коммунальное машиностроение, машиностроение
для легковой и пищевой промышленности
и бытовых приборов.
Радиоэлектронная
промышленность Беларуси специализируется
главным образом на производстве средств
вычислительной техники, мобильных автоматизированных
систем управления, оптических приборов,
систем и средств связи, авиационного
оборудования, телеметрической аппаратуры,
изделий электронной техники, элементов
вооружения и военной техники. В значительной
мере по этой причине большинство предприятий
радиотехнической и электронной отраслей
промышленности располагают современной
производственно-технологической базой,
высококвалифицирова ной рабочей силой
и инженерно-технически персоналом. Основными
видами производимой в республике электротехнической
продукции являются электродвигатели
переменного тока, осветительные электролампы,
кабельные изделия и провода для комплектования
электробытовых приборов, управляющие
комплексы и разнообразные виды приборов.
Ведущие предприятия
белорусского химического комплекса введены
в эксплуатацию в 70-х годах при участии
специалистов из Англии, Германии, Японии,
России, США и других стран. В последующие
периоды действующие производственные
мощности неоднократно реконструировались,
оснащались новейшими отечественным и
зарубежным оборудованием.
Все это позволяет
производить качественную химическую
продукцию, пользующуюся постоянным спросом
во многих странах мира. Такие белорусские
изделия, как химические волокна
и нити, стеклоткани и полимерные
материалы, удобрения и шины, лаки и краски
пользуются спросом и экспортируются
во многие страны Европы, Америки и Азии.
В последние
годы значительное развитие получила
легкая промышленность республики. Ведущее
место здесь принадлежит текстильной,
швейной и обувной отраслям промышленности.
Они сориентированы на выпуск довольно
широкого круга изделий: разнообразных
видов ниток, пряжи и тканей из льна, хлопка,
шерсти и синтетических материалов; ковров
и ковровых изделий, нетканых материалов,
трикотажных и чулочно-носочных изделий,
продукции швейной промышленности, корсетных
изделий, изделий из натуральной и искусственной
кожи, искусственного и натурального меха,
обуви и др. Большинство промышленных
предприятий легкой промышленности активно
сотрудничает с иностранными фирмами
на основе технологической и производственной
кооперации. Почти половина всей территории
Республики Беларусь занята сельскохозяйственными
угодьями. Большая часть сельскохозяйственной
продукции производится крупными коллективными
и государственными предприятиями (колхозами
и совхозами). Наряду с ними получают развитие
и фермерские хозяйства.
Природные условия
Беларуси позволяют успешно производить
такие высокодоходные товарные виды
продукции как молоко, говядина,
свинина, мясо и яйцо птицы, зерно, картофель,
лен-долгунец, сахарная свекла и др. Большое
внимание уделяется техническому переоснащению
промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную
продукцию, наращиванию экспортного потенциала
аграрного сектора.
Беларусь обладает
развитым научным потенциалом. В Национальной
Академии наук Республики Беларусь, Белорусском
государственном университете, научно-исследовательс их
институтах успешно осуществляются прикладные
и фундаментальные исследования в области
квантовой электроники, физики твердого
тела, генетики, химии, порошковой металлургии
и других актуальных направлениях.
Важную роль
для национальной экономики играет
иностранный капитал. Основой для
его функционирования в Республике
является Закон “Об иностранных
инвестициях на территории Республики
Беларусь”. Иностранные инвестиции на
территории Республики Беларусь могут
осуществляться в формах:
долевого участия
в предприятиях, создаваемых совместно
с белорусскими юридическими и физическими
лицами; создание предприятий, полностью
принадлежащих иностранным инвесторам;
приобретения предприятий, зданий, сооружений,
акций и других ценных бумаг; приобретения
прав пользования землёй, другими природными
ресурсами, а также иных имущественных
прав; в любых других формах хозяйственной
и иной деятельности, не противоречащих
законодательству, действующему на территории
Республики Беларусь. Иностранная предпринимательская
деятельность, связанная с созданием предприятия,
регулируется следующими нормативными
актами: Законом “Об иностранных инвестициях”,
Законом “Об инвестиционной деятельности
в Республике Беларусь”, Законом “О предприятиях”
и Законом “Об акционерных обществах”.
Для открытия предприятия с иностранным
капиталом необходимо пройти государственную
регистрацию в Министерстве иностранных
дел Республики Беларусь или ином государственном
органе, обладающем соответствующими
полномочиями (например, банки регистрируются
в Национальном банке).Привлекаемые в
республику зарубежные инвестиции (кредиты),
как правило, носят целевой характер и
направляются на структурную перестройку
экономики, модернизацию действующих
предприятий, расширение выпуска потребительских
товаров. Так, с января по апрель 2001 года
инвестиции в основной капитал составили
592,6 млрд. руб., что составляет 93,4% по отношению
к данному периоду 2000 года. Приоритетными
в этом отношении являются такие отрасли,
как машиностроение, химическая и легкая
промышленность, стройматериалы, переработка
сельскохозяйственной продукции, производство
медицинской техники, а также проекты,
связанные с энергоснабжением, охраной
окружающей среды и конверсией оборонных
предприятий.
Б)Концептуальные
основы экономической
стратегии государства
Что же такое
экономическая стратегия государства?
Один из ведущих специалистов в области
разработки стратегии государства Е.Н.
Ведута считает, что "экономическая
стратегия
государства определяет
трансформацию приоритетов и
инструментов государственного вмешательства
в экономику для реализации его
политической стратегии. Она характеризует
направленность действий государства
и принципы их реализации в самом общем
виде для долгосрочного периода" .
Конкретизацией
стратегических целей государства
в сфере экономики является экономическая
тактика или политика. Она осуществляется
по таким основным направлениям, как [4]:
– внешнеэкономическая
политика (политика в сфере экспорта и
импорта товаров, услуг
и капитала);
– институциональная
политика (организация институциональной
структуры экономики);
– структурная
политика (направлена на изменение макроэкономических
пропорций между конечным потреблением
и валовым накоплением, доходами и расходами
государства, отраслевых структур экономики);
– социальная политика
(политика в сфере социальных услуг, перераспределения
доходов, поддержки определенной, наименее
защищенной части населения);
– инвестиционная
политика (направлена на определение необходимых
объемов инвестиций и их источников);
– политика ценообразования
(направлена на регулирование цен на потребительском
рынке и цен
производителей);
– финансовая политика
(в области формирования и использования
государственных
финансовых ресурсов,
контроля за целевым использованием средств
государственного бюджета);
– денежно-кредитная
политика в области денежного обращения
и кредита.
Для реализации
экономической политики и достижения
стратегических целей страны с
развитой рыночной
экономикой используют стратегическое
планирование. Стратегическое
планирование
экономики позволяет государству:
во-первых, получить представление о состоянии
экономики и уровне решения социальных
проблем на каждый конкретный момент времени;
во-вторых, спроецировать на будущее существующие
тенденции в развитии социально-
экономических
отношений; в-третьих, наметить стратегические
цели, к достижению которых
должны стремиться
соответствующие субъекты управления;
в-четвертых, увязать поставленные цели
с объемом и структурой всех видов ресурсов,
требующихся для их достижения; в-
пятых, обеспечить
комплексное, координированное включение
бюджетно-налоговых и денежно-кредитных
инструментов в механизм достижения стратегических
задач; в-шестых, дает возможность производственным
организациям страны получить представление
о конъюнктуре на
внутреннем и
мировых рынках и тенденциях на них.
Б)Основные
стратегические ориентиры
Республики Беларусь
Основным стратегическим
ориентиром для нашей страны является
построение социально ориентированной
рыночной экономики. Согласно Закона Республики
Беларусь "О государственном прогнозировании
и программах социально-экономичес ого
развития Республики
Беларусь" №
157–3 от 5.05.1998 г. (принят Палатой представителей
9 апреля 1998 года, одобрен
Советом Республики
17 апреля 1998 г.), в Беларуси разрабатывается
комплекс стратегических
программ государственного
уровня управления, представляющий собой
систему государственных прогнозов социально-экономичес ого
развития нашей страны, которая включает:
81
на долгосрочную
перспективу — национальную стратегию
устойчивого социально-
экономического
развития Республики Беларусь на 15 лет
и основные направления социально-экономического
развития Республики Беларусь на 10 лет;
на среднесрочную
перспективу — программу социально-экономичес ого
развития Республики Беларусь на пять
лет;
на краткосрочный
период — годовой прогноз социально-экономического
развития Республики Беларусь.
Основные направления
долгосрочного развития Республики
Беларусь на 10 лет являются составной
частью Национальной стратегии устойчивого
развития (НСУР) Республики Беларусь. В
основу разработки Национальной стратегии
положены Концепция НСУР, утвержденная
Национальной
Комиссией по устойчивому развитию
республики 13 сентября 1996 г. (протокол
№ 2), и Основные направления социально-экономичес ого
развития Республики Беларусь на
1996–2000 гг., одобренные
Всебелорусским народным собранием,
состоявшимся 19–20 октября
1996 г., и утвержденные
Указом Президента Республики
Беларусь А.Г. Лукашенко № 464 от
14 ноября 1996 г.
Основной стратегической
целью НСУР является "динамичное
повышение уровня благосостояния, обогащения
культуры, нравственности народа на основе
интеллектуально-
инновационного
развития экономической, социальной и
духовной сфер, сохранения окружаю-
щей среды для
нынешних и будущих поколений".
Для реализации
стратегии разработаны основные
направления работы в социальной
сфере, в сфере
экологии и экономики.
Как отмечает Президент
Национальной академии наук Беларуси
М.В. Мясникович,
"главной целью
экономической стратегии должно
стать обеспечение устойчивого
экономического роста" . Для реализации
поставленной перед экономикой цели необходимо
проводить
макроэкономическую
политику, направленную на "обеспечение
сбалансированного и устойчивого социально-экономичес ого
развития, что позволит в конечном счете
наиболее рационально использовать имеющиеся
в стране ограниченные ресурсы, а также
накапливать необходимые финансовые средства
для решения экологических, социальных,
региональных и инновационных программ.
В связи с этим важнейшими задачами макроэкономической
политики являются обеспечение соответствия
между совокупным предложением и спросом,
поддержание оптимального соотношения
между потреблением и накоплением, уровнем
жизни и внешним заимствованием, между
ВВП, финансовыми и денежно-кредитными
показателями".
В Основных направлениях
социально-экономиче кого развития Республики
Беларусь
на период до
2010 г., утвержденных постановлением Совета
Министров Республики Беларусь
от 3 апреля 2000 г.
№ 445, обоснованы приоритеты и целевые
показатели, конкретизированы
стратегические
цели и задачи, намеченные в Национальной
стратегии устойчивого развития
и
Концепции социально-экономичес ого
развития Республики Беларусь до 2015 г.
Согласно Основным направлениям, стратегическими
целями социально-экономичес ого развития
являются
оздоровление
народа и повышение уровня его
благосостояния на основе сбалансированного
и
устойчивого развития,
обеспечение рациональной занятости
населения и доведение его
социальной защищенности до уровня экономически
развитых государств.
Основные направления
содержат ряд мероприятий в области
социальной политики (вчастности, в
сфере социальной защиты населения,
здравоохранения, физической культуры,
спорта, туризма,
образования и возрождения и развития
национальной культуры), прогноз основных
макропоказателей, вопросы бюджетно-налогового,
денежно-кредитного и валютного,
ценового и
антимонопольного регулирования, характеристику
научно-технического потенциала и инновационной
деятельности, политику в области развития
топливно-энергетиче кого
комплекса, производства
потребительских товаров, развития
агропромышленного комплекса,
развития строительного
комплекса, развития транспорта, развития
отрасли "связь", торговли,
общественного
питания, платных услуг и внешнеэкономической
деятельности.
В последнее
время при упоминании об экономической
стратегии Республики Беларусь
говорят о необходимости
создания системы экономической
безопасности (в рамках национальной
безопасности) Республики Беларусь. Экономическая
безопасность определяется как "со-
стояние системы
экономических отношений между
субъектами хозяйствования (производите-
82лями и потребителями),
индивидами, государственными институтами
как в рамках национальной экономики,
так и в сфере внешнеэкономической деятельности,
обеспечивающее возможность полной реализации
и защищенность жизненно важных экономических
интересов от
внешних и внутренних
угроз через достижение сбалансированности
интересов каждого из участников
отношений в оптимальном соотношении
с интересами других субъектов хозяйствования"
"Под обеспечением
экономической безопасности понимается
процесс создания условий
для стабильного,
бескризисного развития государства в
соответствии с целями и задачами раз-
вития и укрепления
экономического суверенитета; устранения
и предупреждения угроз, условий и других
факторов, способных оказывать негативное,
дестабилизирующее воздействие на развитие
национальной экономики; устранения противоречий
между интересами отдельных
социальных групп,
общества индивида".
3.Заключительная
часть.
Проведенный анализ
экономического положения основных
факторов в экономической системе общества
позволил выявить главные проблемы, с
которыми они сталкиваются. Принимая во
внимание важность и необходимость разработки
экономической стратегии государства,
мы считаем, что существующие стратегические
программные документы Республики Беларусь
следует дополнить
более комплексным, всесторонним подходом
к проблемам социально-экономического
развития страны, а также включить
в них весьма важные для экономики в целом
и для экономической безопасности страны
такие показатели, как динамика доходов
и сбережений домашних хозяйств. В принципе
существующая в Беларуси методика определения
доходов и расходов
населения требует некоторой доработки
в плане включения в нее большего
количества анализируемых
факторов и использование качественных
методик исследования на-
ряду с количественными.
Далее, разработанная в стране система
неотложных мер, направленных на стабилизацию
и улучшение экономического положения
отечественных предприятий, требует некоторого
пересмотра.